Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательной сферы детей. Познавательные занятия серии «Мир вокруг

Найдено материалов: 143
Показаны: 1 - 10

Программное содержание. 1. Уточнить знание о домашних и диких животных. 2. Формировать представление о значениях и функциях светофора. Прививать правила дорожного движения. 3. Закрепить умения определять длину предметов по...

«Радуга» - тема «Мебель» Формировать представления по теме « Мебель» 2-мл. группа Сформировать представление о понятии «мебель»: назначение; Виды мебели; Части мебели; Из чего делают мебель; Способы обращения. Стол,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Три периода осени». (подготовительная группа) Образовательная область «Познание»: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, закрепить представления о...

Цель: 1. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира. 2. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении. 3. Развивать связную речь. 4. Упражнять в...

Конспект занятия в подготовительной группе о. о. «Познание» «Коммуникация» на Тему: «Путешествие воды» Форма обучения: открытое занятие по познавательно - исследовательской деятельности детей. Количество детей: подгруппа Цель:...

Цели: вызвать интерес к ярмарке. Задачи: Обобщить и систематизировать представления об осени по основным, существенным признакам, закрепить знания об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде в саду. Активизация словаря за...

Коррекционное занятие по теме Одежда Цель: Формировать умение дифференцировать одежду по сезону Упражнять в употреблении местоимений, в употреблении в речи имён существительных множественного числа именительного падежа, развивать...

Познавательное занятие с элементами трудовой деятельности в старшей группе. «Не красна изба углами – красна пирогами» Цель Познакомить детей с предметами старинного быта, их назначением. Дать детям знания о том, что такое дрожжи и...

Вы только представьте, какой колоссальный поток информации обрушивается на ребенка в первые 10 лет его жизни – он должен узнать все и обо всем. Путем прикосновений ребенок чувствует структуру и теплоту вещей, глазами видит все вокруг, с помощью запахов определяет, что ему нравится, а что нет . Но как же дальше развивать познания маленького человечка, чтобы он развивался полноценным членом общества? Об этом прекрасно знают воспитатели, которые проводят познавательные занятия в детском саду , начиная уже с ясельных групп.

Цель занятий в детском саду

У ребенка должны развиваться не только 5 органов чувств, но и внимание, мышление, восприятие, память, воображение, умственная деятельность, речь, способность сравнивать, анализировать . Чем любознательней малыш, тем больше пользы принесут ему занятия в детском саду.

Рассказать ребенку что-либо об окружающем его мире можно не только в игровой форме, но и в форме каких-либо занятий, например, рисования, лепки, ручного труда . В этом случае ребенок научится чувствовать поверхность, различать цвета, формы, и таким образом начнет отделять каждый предмет от его свойств.

Познавательно-речевые занятия

Детей нужно знакомить не только с миром природы, но и с миром людей, поскольку всем им придется жить в социуме и общаться с другими людьми, со сверстниками, взрослыми тётями и дядями. Именно поэтому познавательно-речевые занятия в детском саду играют одну из главных ролей. Прогрессивные воспитатели знают, что нет ничего лучше, чем диалог со сверстниками . Для начала ребенку необходимо обогатить его словарный запас, постоянно называя не только предметы, но и их свойства, качества. Если малыш услышит новое слово, он переспросит, что оно означает и с полным ответом лучше его запомнит.

Нельзя детей ругать за то, что у них неправильная грамматика – в этом все дети: они создают свои словосочетания и слова, рифмы, грамматические конструкции и лишь путем проб и ошибок учатся правильно говорить. Перед воспитателями стоит задача лишь направить и подправить ребенка, если он говорит что-то неправильно.

Хотя бы 1-2 раза в день перед детьми нужно ставить задачу провести заданный диалог друг с другом. Разбить их на пары или на небольшие группы, дать несложное задание (девочкам разговор о куклах, мальчикам, как всегда, о машинках). Пускай они разговаривают друг с другом, а воспитатель будет слушать, и в случае неправильной постановки речи поправлять её. Таким образом, ребенок будет стараться говорить правильно, чтобы лишний раз его не поправляли перед сверстниками. Однако учебная мотивация и прямые указания в этом случае не действуют – дети делают и говорят, что хотят, поэтому их нужно заинтересовать для достижения хорошего результата.

Из чего состоят познавательные занятия?

Любые занятия в детском саду должны иметь свою цель, последовательность и план проведения. Познавательные занятия можно разбить на такие составляющие:

Развитие при помощи прикосновений

Это элементарные , которые помогают детям обследовать предмет, прикоснуться к нему, осмотреть со всех сторон. Однако им обязательно нужно указывать на цвет, форму, величину предмета, а затем научить малышей видеть различия между предметами с одинаковыми названиями, например: одинаковые лопатки, но одна желтого, а другая зеленого цвета, одна маленькая, другая большая, одна квадратная, другая овальная.

Знакомство с деталями

В этом случае детям предлагаются игры со «строительным материалом», например, пластилин, кубики, фигурки . В результате ребенок может услышать такие названия предметов, как цилиндр, кирпичик, призма, пластина. Можно попросить ребенка повторить построить фигурки в такой последовательности, как это сделал воспитатель, а потом дать волю фантазии малыша. С такими играми малыша легко научить соотношению размеров и форм , например, дать две машинки разных размеров и уточнить, что для одной нужен маленький гараж, а для другой очень большой. Обязательным является приучение детей собирать свои игрушки.

Познание целостной картины мира

Помимо того, что дети должны знать названия предметов в из ближайшем окружении, они должны понимать, для чего они нужны и представлять связь между ними, например: из тарелки едят, а из чашки пьют, для тарелки нужна вилка, а для чашки ложка. Дети познают, из какого материала сделан тот или иной предмет, например, из ткани, дерева, глины, бумаги, находить пару к предмету по цвету, предназначению, величине. Малышей необходимо знакомить с окружающим транспортом: сначала можно показывать им просто картинки, а потом выйти на прогулку и показать легковые и грузовые автомобили на дороге.

Помимо предметов вокруг познавательные занятия в детском саду должны ознакамливать детей с природой, животными и растениями. У каждой группы должны быть свои игрушки, которые имитируют тех или иных животных, а еще лучше, если в собраны их развивающие собратья, показывающие, как выглядят животные и какие звуки они произносят. Нужно называть не только кота и собаку, но и их детенышей: котенка и щенка, чтобы дети понимали разницу. Конечно, ничто не заменит наглядный живой пример на улице – понаблюдайте с детьми за птицами, за играми кошек и собак, за бабочками. Однако, уже в детском саду детям нужно прививать не только познания, но и доброту, переживания за ближнего, научите их подкармливать голубей или бездомных животных. К растениям также нужно относиться с бережностью, рассказывать детям о том, что большие ивы, растущие возле детского сада, были посажены много лет назад и новое деревце еще не скоро обзаведется большой кроной, а если сорвать с дерева веточку, то ему будет больно. Давайте детям не только познавательные, но и воспитательные уроки.

Воспитатели должны каждый день выводить детишек на прогулку, и во время игр рассказывать им о временах года, насколько красива природа в период цветения, опадания листьев или в заснеженную пору.

Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.

С 5-ти летнего возраста дети обучаются с удовольствием

Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

Особенности развития малышей в 5,6 лет

Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.


В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.

Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.

В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.

Что должны знать родители

В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

Игра на развитие произношения

За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

  • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
  • общение с окружающими людьми;
  • какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
  • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.

Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. , помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.

Целевая направленность занятий

Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход осуществляется без напряжения и без проблем.


Развивающая игра для детей 5-6 лет

Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
  • задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
Игра на тренировку памяти

В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
  • математического направления - начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  • по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.

Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

Что нужно учитывать при организации занятий

Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.


Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.

Особенности восприятия информации в 5-6 лет

Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

  • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
  • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
  • распределение внимания на два и более объекта.

Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.


Игра на понимание ситуации

Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

Какие формы занятий наиболее подходящие

Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, . В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.


Художественное творчество - великолепный способ развития способностей

Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.

Похожие материалы

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно-игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи Мотивация может быть игровой или практической (помочь герою открыть сундук, сшить платье, организовать путешествие в космос и т.д.).

В основной части происходит решение поставленной задачи, Может быть организовано «пошаговое» решение, т.е. дробление основной задачи на ряд более мелких взаимосвязанных задач в русле познавательно-игровой ситуации. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

Например: чтобы помочь собачке построить домик, необходимо сначала сделать чертеж домика с учетом заданной формы, пространственных и размерных соотношений, затем подобрать строительные детали нужного размера, формы, цвета и в необходимом количестве (если нужной детали нет, то сделать ее из подходящего материала) и, наконец, построить домик по чертежу. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приемов и игрового в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребенка представляет конструктор датской фирмы «Лего» и его российские аналоги. Это яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, удары, цифры, буквы, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми учатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами и буквами, логическими закономерностями работы с ними; осваивают сенсорные эталоны -- цвет, форму, величину, расположение в пространстве Лего-детали дают ребенку возможность самому построить смысловой, сериационный и числовой ряд, найти отрезок, точку, линии пересечения. Лего-детали с цифрами и буквами, используемые вместо традиционной кассы цифр, помогут малышу в игровой форме освоить начала математики: последовательность чисел, понятие смежных чисел, использование знаков «больше»-- «меньше» и многое другое. Главное -- заразил, ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что, играя, можно многому научиться: считать, строить геометрические фигуры и даже читать схемы и чертежи.

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша». Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные); цветом (красные, желтые, синие); размером (большие и маленькие); толщиной (толстые и тонкие).

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами и, или, частицей не и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления, сенсорных и математических представлений. Дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач, -- выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

С блоками Дьенеша можно организовать интересные, многовариативные игры на занятиях, в совместной со взрослым и самостоятельной познавательной деятельности детей. Разрабатывая многовариативную игру, воспитатель обеспечивает длительный интерес ребенка к познавательной задаче и возможность дифференцированного подхода к детям в соответствии с уровнем их познавательного развития.

Игры на умение классифицировать по одному или нескольким признака.

Активно используются в образовательном процессе современного ДОУ цветные палочки X. Кюизенера. С математической точки зрения палочки -- это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,.. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения, К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных игр и упражнений.

Игры и упражнения основаны на группировании палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости.

Как вариант включения ребенка в проблемно-игровую ситуацию на занятии можно организовать моделирование.

Моделирование -- наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности. Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений -- отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения -- план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности. Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае -- обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фес Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание. обосновывают выбор материала и конструкции.

Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.

Проблема -- вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация -- теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

Варианты проблем:

  • -- связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.);
  • - после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (если «гости» с тремя углами -- семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла);
  • -- для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели?);
  • - Игровые логические задачи и задания включаются в познавательные занятия в старших группах для формирования у детей компонентов логического мышления. В ходе них ребенок учится выстраивать логические цепочки. Существуют несколько видов логических задач и заданий» которым можно придать соответствующий игровой характер (дидактическая игра, игровое упражнение).

Классификация -- объединение объектов и явлений на основе их сходства. Сходство бывает по форме, цвету, размеру, назначению (посуда, обувь, игрушки)* понятийному признаку (многоугольники, числа, геометрические фигуры, растения, животные) и т.д. Классификация различается по степени сложности процедуры: по одному признаку (все квадратные); по 2--3 признакам (синие большие треугольники); на основе отсутствия (исключения) признака (не красные, не круглые).

Игровые ситуации: посели ЖИЛЬЦОВ в домики, разложи предметы по полкам (шкафам), помоги кукле устранить беспорядок, возьми в поход (на огород, в лес, шкоду и ТЛ) нужные вещи и т.п.

  • 2. Сериация -- составление сериационных рядов по различным признакам:
    • -- цвет (от самого бледного до самого яркого);
    • -- размер (от самого узкого до самого широкого);
    • -- форма (от самого многоугольного до самого малоугольного);
    • -- фактура (от самого шершавого до самого гладкого);
    • -- количество (от карточки с наименьшим количеством кружков до карточки с наибольшим количеством).

Сериация также различается по степени сложности процедуры: по одному признаку, по двум признакам (от самого низкого и тонкого до самого высокого и толстого), потрем признакам.

Игровые варианты: построй лесенку для петушка, помоги встать матрешкам по порядку, помоги Машеньке спуститься с горы и ТА

3. Выводы и умозаключения

А. На основе классификации, сериации, моделирования, экспериментирования и т.д.

Света выше Любы, а Люба выше Наташи, что можно сказать про Свету и Наташу?

Может ли Незнайка положить в группу красных многоугольников красный круг, синий квадрат, красный треугольник? Почему?

При делении предмета на равные части: что больше -- две четверти апельсина или половина? Почему? Можно ли составить целый круг из трех половин? При каких условиях?

Б. На основе системы рассуждений.

От причины к следствию: «Посмотрите, в сказочной стране прошел снег, он падает на дома, деревья, землю. Что изменится?», «Медвежонок говорит, что наступила осень, поэтому...».

От следствия к причине: «Белочка проснулась утром и увидела, что все кругом белое. Как вы думаете, что случилось ночью?». «Птички вьют гнезда потому что...».

4. Ассоциации

Можно использовать «метод ассоциаций», предложенный Я. Буш. Отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая ассоциация подбирается уже не к первому, а последнему слову.

Например, к картинке с изображением подбираются другие карточки, которые вставляются в окошки «поезда».

Воспитатель. Что сюда подходит: цыплята или медведь?

Дети. Цыплята.

Воспитатель. Что сюда подходит: галоши или солнце?

Дети. Солнце.

Воспитатель. Что сюда подходит: блин или чемодан?

Дети. Блин.

Воспитатель. Что сюда подходит: хлеб или песок?

Дети. Хлеб.

Воспитатель. Что сюда подходит: плита или кровать?

Дети. Плита

Воспитатель. Что сюда подходит: туалет или кухня?

Дети. Кухня.

Затем детей просят посмотреть на «пассажиров» паровоза и запомнить их. После этого воспитатель заменяет какую-нибудь карточку на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. - М.. 2011. - 160 с.

Статьи по теме: