Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста. Занятие «Народные художественные промыслы»

Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр что делает?

Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Опыт работы на тему: « Использование фольклора на занятиях и развлечениях в ДОУ»

Подгото вила: Акимова Марина Юрьевна

музыкальный р уководитель МДОУ «ВАСИЛЁК» .

Введение

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне.

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец, родившись, уже способен различать многие звуки и чутко реагирует на них. Быстро научается различать голоса взрослых, окружающих его, реагирует на их интонации. Опыт, показывает, что ещё в теле матери он слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть и приглушённо, всё, что происходило во внешнем мире. Как видим, первую информацию о мире он получал ещё до рождения и именно через слух.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатель, гувернер, логопед) должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его, радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, с взрослыми.

Раннее и дошкольное детство- это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия явлений жизни начинает играть зрение, и на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. Из родника музыки начиная пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Потешки, частушки, прибаутки, сказки, а позже - былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях, сопровождали человеческую речь.

Стало быть, музыка - важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека.

Безусловно, музыка - это не только язык, на котором разговаривает душа человеческая.

Истинная музыка- это источник духовного развития ребёнка. Музыка в дошкольном возрасте должна стать средством общения взрослого с ребёнком, а не предметом отдельного обучения, изучения или созерцания в специальной, отделённой от жизни ситуации музыкального занятия.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

1.Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду

1.1.Музыкальное развитие ребёнка

Музыкальное развитие, как и любые другие физические и физиологические процессы, идёт по возрастающей линии.

Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения.

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

Ещё одна интересующая нас особенность музыки - воздействовать на человека с самых первых дней его жизни.

Услышав нежный напев колыбельной, ребёнок сосредотачивается, затихает. Но вот раздаётся бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения.

Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка.

Академик Б. Астафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития; у одних хорошую музыкальную память, у других - отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха и, наоборот, неразвитый слух.

Способность не существует иначе как в движении, в развитии... Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения».

Музыка должна стать еще одним средством вашего общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для вас музыка несет содержание, что вы внимательны к ней, что она рождает у вас определенный эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или, напротив, пасмурным днем, первым снегом или листопадом, может быть выражено через музыку.

Первоочередная задача музыкального воспитания детей формирование не специфических умений и навыков, а музыкальности.

Наибольший вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка.

Здесь отметим такие задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности;

Формировать эстетический вкус;

Развивать познавательное отношение к действительности.

Значительна роль музыки и в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка дает возможность:

Создания приподнятого, радостного настроения;

Выражения и разрядки отрицательных эмоций;

Повышения или понижения активности у детей;

Привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой;

Решения логопедических задач.

1.2. Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"-народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти

произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверяя и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения.Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Каждую потешку, прибаутку, приговорку и пр. мы с ребенком обязательно обыгрываем вместе.

Детский фольклор черпает материал для детей из разных источников.

Прежде всего - это то, что.взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его.

Это и поэзия пестовании ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нем

Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях - почти все дети любят, когда их поглаживют по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди - это язык эмоционального общения.

То, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки,

пословицы, поговорки, игры. Брали дл детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с. ними связано (считалки, сгороговорки и т.д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т. д

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры.

1.2.Что же относится к детскому фольклору?

Частушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).

Заклички - обращения к явлениям природы (к солдцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справед ливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называю щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо бенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Но достоянием ребят является не только эта область народного творчества. Им принадлежит все лучшее в фольклоре, вся его классика.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхщение силой рук и ума человека.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

2.Виды народного фольклора 2.1.Народные песни

Главным образом внимание детей надо обратить на русские народные песни, так как это исконно русская культура, а подростки в основном ее и забывают.

А ведь песни - самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубокоэмоциональное и высокхудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.

В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.

Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают таким образом духовный лик детей.

Образно-поэтическое мышление народа близко детям и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся. Но они доступны для тех ребят, которые живут в деревне или поселке. Они могут слышать их дома и на улице., от своих сверстников и от взрослых, в кино и по радио, поют в детском саду.

В последние году стало практиковаться разучивание с ребятами песен по телевидению и по радио, выпускаются специальные наборы пластинок с песнями для прослушивания, кассеты караоке. Среди них значительное место принадлежит народным песным.

Таким образом, ребята приобщаются к народному творчеству и испытывают на себе его воздействие с самого детства.

Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору. Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное.

Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого танцевальное, у других маршевости.

Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран. Но главная задача, которая стоит перед музыкальным руководителем, научить любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края.

С помощью народных песен у детей будут развиваться вокальные навыки: правильное звуковедение и плавное исполнение. Этому будут способствовать различные распевы, которые всегда пристутсвуют в русских народных песнях.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание музыкальному руководителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту, доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.

Для развития и воспитания детского голоса необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно -воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.

Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.

Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у ребят освещаются улыбками и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров народной песни.

2.2. Колыбельная

В глубокой древности появились колыбельные песни. Баюкала мать дитя и напевала простые ласковые слова. Нравилась сложенная матерью песня, ее повторяла дочь, добавляя свои слова, меняя нюансы мелодии. Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье, от поколения к поколению. В колыбельной песне берет начало впитывающая обычаи и традиции народная педагогика.

Ребенку необходимо чувствовать себя любимым. Ласковое обращение к малышу словами колыбельной помогает удовлетворить его потребности в общении с любящим и заботливым взрослым, рождая ответное чувство привязанности и любви к родному человеку.

Через колыбельную песню у ребенка формируются первые впечатления, перерастающие в потребность в духовном слове и музыке.

Колыбельная - это и лирический рассказ об окружающем ребёнка мире и начальные представления о жизни.

Народная поэзия и народная музыка колыбельной, сливаясь воедино, несут в себе красоту чувств и сопереживаний. Эстетические впечатления детства закладывают нравственную основу воспитания человека.

Именно воспитательной значительностью народной колыбельной песни определен интерес к ней исследователей, собирателей фольклора, педагогов и воспитателей. На Востоке о плохом человеке говорят: "Ему мать не пела колыбельных песен". Слушая колыбельные песни, ребенок как бы

купается в ласке песни, вкушает чувство уверенности от бед. Во всем этом очень нуждается и современный ребенок. Мамы, пойте своему ребенку песнЖ Колыбельная -ниточка любви, связывающая мать и дитя.

Колыбельные песни - удивительный дар прошлого. Однако современные мамы почти не поют колыбельных: не знают их и не умеют их петь, ссылаются на занятость, считают, что темп жизни вытеснил колыбельные, поэтому ребенок должен привыкать к современным ритмам... Именно материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие. Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость.

Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках - это своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки. Выявления сходства и различия с современной коляской и кроватью. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки.

Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола "баять", "баить" -говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: "шептать", "заговаривать". Колыбельные байки - это ещё и древние заговоры, "обереги", с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.

Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои

привычки ребенку - обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.

Давайте разучим одну из таких песенок:

"У кота-воркота колыбелька хорошая.

Я коту-воркоту тихо песенку спою".

В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют.

Баю-баюшки, баю,

Прилетали гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как "Сон", "Дрема", "Угомон". (Разучивание колыбельной песни, вокально-хоровая работа)

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Угомон тебя возьми,

Угомон тебя возьми,

Наша детка сладко спи.

Ходит Сон близ окон,

Бродит Дрёма возле дома,

И глядят, все ли спят.

Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача -научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с детьми, - и для слушания, и для разучивания.

2.3. Музыка, движение и русские танцы

Музыка и движение такие же взаимосвязанное понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало,

ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

Планируя работу по ритмике, необходимо тщательно отбипать репертуар, способствующий формированию музыкального вкуса, расширяющий кругозор, пополняющий «музыкальный багаж» ребенка высокохудожественными произведениями, обогащающими словарный запас, и предлагающий обширные знания о музыке.

Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов. Упражнения, вошедшие в данную программу из системы вокальной ритмики, помогут детям услышать музыку в речевых интонациях, что придает речи благозвучность и фонематическую чистоту.

Педагогам, проводящим с детьми дополнительные занятия по ритмике, необходимо учитывать их желание и физические возможности. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к общению с музыкой, развивать творческие способности.

2.4.Народные игры

Игра для ребенка - это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания,

свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Тысячу раз прав А. М. Горький, написавший: «Ребенок до д е сятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего - и легче всего в игре, игрой». Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит фольклор

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Главная особенность игры - её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.

На современном этапе очень актуально стоит вопрос подхода к детям с позиции здоровьесберегающих технологий, и идея применения этюдов «Психогимнастики» М.И. Чистяковой сразу нашла отклик в моей работе.

Эти несложные развивающие эмоции игры помогали мне устанавливать с детьми контакт. Я столкнулась еще с одной проблемой -неумение детей открыто выражать свои эмоции, зажатостью. Поэтому я поставила для себя еще одну цель: раскрепостить детей, стимулировать их к самовыражению, взяв за основу главные эмоции человека: интерес, радость, удивление, горе, страх.

Я считаю, что эмоциональная открытость ведет к более полному проявлению креативности. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, 1риведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - те, где нужно ловить друг Друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»,«Лиска-лиса», «Солнышко» и др.).

Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения).

А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений (например, игра «Корабль плывет»).

Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы на распев, ритмичное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

1.5.Календарные праздники

Русские календарные праздники - уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники. Дать собирательный образ - праздник урожая праздник хлеба, овощей, фруктов, орехов и т.д.). Хорошо, когда эти вкусные вещи принесет сама Осень (может кукла) и даст попробовать детям. А все ей песни споют и спляшут.

Зимние праздники. Святки. Информации дается немного. Угощение обрядовой едой - рождественское печенье (или пирог), взвар (компот).

Масленица. Впервые праздник проводится вместе со всеми (на первый и последний день). Кричат заклички солнышку и птичкам, а зиму

прогоняют. Проводится катание на лошадках. Обрядовая еда - блины, нованно мало уделяют внимания этому виду деятельности ребенка, недооценивая возможности народных инструментов!» формировании музыкального слуха, памяти, чувства ритма развитии мелкой моторики пальцев.Кроме того, ребенок включается в общее действо, особенно важно для маленьких детей.

1.6.Игра на русских народных музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных

действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Традиционно игра на народных музыкальных инструментах привлекала мальчиков. И это не случайно, ведь издавна лучшими гармонистами, гуслярами, рожечниками были мужчины. Женщины в основном играли на кугиклах, трещотках, иногда - балалайках.

Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.

В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки свистульки, жужжалки, погремки.

Кроме того, существовав ряд так называемых инструментов «одного дня» - свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.

Отрадно, что на селе до сих пор взрослые, чаще всего дедушки, мастерят для внуков свистки из липы с горошиной внутри («для перелива»), простейшие жалейки из деревьев и кустарников с мягкой серединой, берестяные рога.

Звукоподражание в обязывает детей к четкости пальцевых движений, но это хорошая тренировка к восхождению к музыкальному наигрышу» Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на ДМИ дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта - коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.

1.7.Народный театр

Фольклорный театр - часть народной культуры, проявляющийся в различных формах, действо которого чаще всего прей исходит в период праздников календарных (Святки, Масленица. Вознесение, Пасха, Троица, Ярилки, Покров и др.), семейИ ных (именины, крестины, свадьба и др.) и обрядов.

Практически все действа фольклорного театра связаны с древним куль™ Том плодородия, имеют свою тему, идею, круг образов и следу ш ют определенной схеме в раскрытии сюжета.

Участие детей в этом театре - не случайное явление. В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и все наделе, но глубоким смыслом. Так, дети -непременные участники обхода дворов с пением особых песенок. Это происходит на Святки, на Масленицу,

Дети, как правило, начинают обряд. Их малый возраст ассоциируется с началом, утром какого-либо события. Так, с первым масленым блином детей отправляют скакать на кочерге по огороду, они первые встречают Масленицу у околицы, т.е. дети выполняют функции зачинщиков, зазывальщиков на важных народных праздниках.

Особенно много детской обрядовости в весеннее время. На Сороки - 22 марта и Благовещенье - 7 апреля дети вместе с женщинами особыми песенками-закличками призывают птиц, кличут весну.. Они целый день бегают, высоко подбрасывая или насадив на длинный шест испеченных «тетерок», «куликов».

3.Фольклор и музыкальное воспитание в ДОУ

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. О богатейшей сокровищнице нашего народа существует много высказываний "Язык - есть самая живая, самая обильная и прочная связь, . соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое целое" (К.Д.Ушинский).

А это высказывание Сорока-Расинского: "Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества". Музыка, песни и танцы живут в народе с незапамятных времен.

Праздник в детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития.

Детский музыкальный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.

Музыкальные праздники позволяют решить многие задачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми.

Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития. Реализации этих

задач наилучшим образом способствуют познавательно-тематические, фольклорные праздники. Подбор материала для таких праздников требует творческого подхода, ведь в них музыкальный материал по всем разделам музыкальной деятельности должен быть подчинен единой теме. Привлекательным для меня является то, что помимо частушки, воспевающие силу, ловкость, трудолюбие, но и высмеивались нерадивые девушки и неловкие юноши.

Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливается любовь ко всему родному: к Родине, к искусству, возрастает чувство национальной гордости. При подборе музыкального материала учитываю возрастные особенности детей

Народные песни

Чики-чики чикалочки

Во поле берёза стояла,

Ходит зайка посаду

Дети с удовольствием поют русские народные песни "Земелюшка-чернозем", "Во поле береза стояла", "На горе-то калина". Детям нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни.

В своей практике широко применяю инсценирование таких песен, как "Как у наших у ворот", "Пошла млада за водой", "Ой, вставала я ранешенько» А песни, построенные на одном, двух звуках, использую как упражнение для развития голоса и слуха. В этих попевках воспевают природу родного края, доброе отношение к нему, что также решает воспитательную задачу -экологическую. В этих попевках - понимание природы, единство человека с солнцем и ветром, лесом и полем.

Дети с удовольствием принимают участие в проводимых национальных праздниках и познавательно-тематических развлечениях.

Тематика их бывает самая разнообразная: связанные с явлениями окружающей действительности "Золотая осень", «Праздник урожая», "Берегите Хлеб!", "Святки" (канун Нового года), "Прилет птиц", "Масленница", "Проводы зимы".

Связь с природным циклом- характерная черта народных праздников. Кроме того, планирую проведение тематических развлечений, связанных с бытом людей, "Русские посиделки", "Праздник чая".

Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен музыкального материала на тематических мероприятиях используется художественный материал - произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из произведений, предметы народно-прикладного искусства, предметы изобразительной деятельности -картины, эстампы, репродукции, художественные фотографии и др.

Тематические мероприятия интересны не только специфическим подбором материала, но и тем, что дают наиболее полную конкретную, предметную информацию, за счет чего повышается уровень усвоения детьми. Использование фольклора, произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, потешек и прибауток, частушек, стихов) как в хоровом, так и в индивидуальном прочтении помогают развитию правильной татарской (русской) речи.

В нашем саду подача материала ведется параллельно на двух языках, путем сравнения и сопоставления, что позволяет выделить общее, выявить различие. Например, что общего в убранстве татарского дома и русской горницы, в чем их различие; различие в одежде и тому подобное. Это относится не только к укладу жизни, но и к музыке, песням, танцам тоже.

Игры эти сопровождались танцами и музыкой. Существовала прямая зависимость между деревенскими танцами и временами года. Музыка, пение

и танцы были излюбленным занятием молодежи на осенних и зимних вечеринках "Плетень".

Народные танцы русского народа своеобразны, свежи, колоритны. Это прежде всего танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки. Например, "Танец с платками", в котором девушки подшучивают над гармонистом, они танцуют мягко, сдержанно, застенчиво, их движения скользящие, с необыкновенной грацией и пластичностью.

Танец юношей задорный, активный и мужественный. Все это можно отнести и к русскому танцу, в котором девушки танцуют с платочками, а юноши с балалайками. Танцевальные мотивы очень просты, под эти мотивы слагались года, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах). При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы, обязательными элементами которых у русских - сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки.

Без игры трудно представить себе любое занятие в ДОУ, а уж праздник тем более. Поэтому большое внимание уделяю оформлению зала, вношу предметы декоративно-прикладного искусства: вышитые полотенца, украшения, керамическую и деревянную посуду, предметы быта (утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, прялка, простыни с подзорниками, домотканые полотенца и половики).

Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию, возможно, на долгие года (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). Кроме того, широко использую и ввожу предметы быта в танцах: самовар, пиалы, платки, бусы, ложки и т.д.

Для того, чтобы наши дети знали, видели и слышали звучание народных инструментов, слушаем записи из фонотеки. Также приглашаю на мероприятия гостей, которые играют на народных инструментах, например, на фестивале музыки "Любимые песни".

Выводы

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арттерапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета.

Современная культура - это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности и обеспечивает в дальнейшем ее осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.

В современном дошкольном учреждении нужны предметы, позволяющие ребенку почувствовать себя личностью, научиться выражать свои мысли и чувства в собственном творчестве.

Фольклор - именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.

Природа целостного художественно-образного мышления ребенка соответствует синкретичному характеру фольклора, который отражает веками сформированные представления человека о мироздании, природе, красоте, гармонии, круговороте жизни и продолжении рода человеческого.

Современные городские дети оторваны от той почвы, которая питает народное творчество и рождает его шедевры. Задача школьного учителя музыки состоит в том, чтобы не просто познакомить детей с истоками и современными проявлениями фольклора как части художественной культуры общества, но и научить их через фольклор услышать и представить себе обобщенный образ Родины и своего народа, а также раскрыться в этом образе самим.

В настоящее время многие дети, мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания являются в настоящее время особенно актуальными. Данная проблема очень важна, т.к. дети очень мало знают о русской музыке и русском фольклоре. А ведь дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.

Список литературы

Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993

Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования). Ек. 1999

Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985

Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987

«Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988

Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000

Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999

«Развитие творческой активности дошкольников», М. Педагогика 2001

Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998

Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994

Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 2004

Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий 2001

Шамина Л. «Работа с самодеятельным

Цель: Приобщать детей к русской национальной культуре

Задачи:

1.Формировать душевные качества ребёнка - развивать любознательность, воспитывать чувство прекрасного.

2. Воспитывать нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде верности.

З.Знакомить детей с традициями и образами русского народа.

4.3накомить детей с русским народным театром.

5.Учить детей разыгрывать сценки, манипулируя куклами.

б.Расширять знания о зрелищах, на ярмарках, во время русских праздников.


Татьяна Гарбузова
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Консультация на тему :

«Использование народного фольклора в работе с детьми

дошкольного возраста ».

Воспитатели :

Аксенова О. А.

Гарбузова Т. А.

Москва 2016

«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

Актуальность : Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.

Задачи : Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору ; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора .

Ценность фольклора заключается в том , что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки» , «Идет коза рогатая» , «Поехали – поехали» , вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы , сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста . Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей , привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры«стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери» . С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении . Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми , взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Катеньки» , «Ехал Ваня» , «Васенька – дружок» ). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту .

В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки , небылицы шутливого содержания («Сорока» , «Дед Данила» , «Шла кукушка» , «Пастушок - дружок» ).

Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, напевно. («Ай, котик» , «Баю, баю» , «Дрема» и др.)

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

Например :

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Водичка, водичка, умой Ване личико»

Помогает потешка и в процессе кормления :

«Умница Катенька

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую…»

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту…»

Во время одевания на прогулку :

Вот они сапожки :

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

Малые формы фольклора использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами : «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки , а пальчики – Антошке». Или : «Водичка, водичка, умой Андрюше личико» . Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая : «Не плачь, не плачь, куплю калач» .

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой : «Расти коса до пояса…»

При чтении потешки «Расти, коса» я предлагала кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом.

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать : «Вот и звери спят…» , «Спи, усни детя Ванюшенька…»

Попевка : «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке» .

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша»

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей : «Большие ноги шли по дороге…» , «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает : «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Физическое развитие.

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору» , «Как у дедушки Трифона» ; физкультминутки «Репка» , «Теремок» , «Курочка Ряба» ; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…» , «Ладушки» и др.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение фольклорных потешек , пословиц, закличек : «Ваня, Ваня простота» , «Огуречек, огуречек» , «Петушок, петушок» , «Ладушки» , «Уж как я свою коровушку люблю» , «Ай лады, лады, лады!» , «Дождик» , «Водичка, водичка, умой моё личико» , «Наши уточки с утра» , «Бычок смоляной бочок» и др.

Игровые образовательные ситуации : «Петушок и его семья» , «В гостях у Бабушки-Загадушки» , «Сказка в гости к нам пришла» , «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели» , «Курочка-Рябушечка» , «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка» , «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» , «Васькин поясок» и др.

Пальчиковая гимнастика : «Сорока» , «Весёлые пальчики» , «Коза» , «Дождик» , «Белочка» , «Семья» , «Оладушки» , «Пальчики» и др.

Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка» , «Теремок» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , "Курочка Ряба".

Коммуникативное развитие.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие. Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .

Вывод : Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства .

Список литературы :

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор . - М.:Учпедгиз,1957.-240с.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор . - М.: просвещение, 1987.- 239с.

Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество в России,2000.-256с.

Ольга Васильченко

Педагогический проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

Актуальность:

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Вид проекта: ролевой - игровой, творческий, долгосрочный.

Участники проекта: всего в проект вовлечены 26 детей младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.

Цели проекта:

1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.

Задачи проекта:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Предполагаемый результат.

В результате реализации проекта:

1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Физическое развитие.

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…», «Ладушки».

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады!», «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».


Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок».


Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».


Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".




Познавательное развитие.


Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек».

Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?».

Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д.)


Коммуникативное развитие.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.


Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».

Художественно-эстетическое развитие . Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).



Работа с родителями.

Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская народная игрушка».

Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.

Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку «Фольклор в детском саду».


Всех куколок я изготовила своими руками.


Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»


В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:

1. Увеличение словарного запаса.

2. Повысилась общая звуковая культура речи детей.

3. Улучшается связная речь и воображение.

Фольклорные средства – неиссякаемый источник знаний, умений, навыков русского народа. Работая с литературой по использованию фольклора в обучении детей дошкольного возраста, я непременно решила оформить мини-музей «Русской народной игрушки», так как в процессе знакомства малышей с устным народным творчеством не возможно без наглядного сопровождения.


Очень важно с раннего возраста знакомить детей с культурой и самобытностью своего народа – это способствует развитию патриотических чувств, ощущению принадлежности к чему-то важному, общему для всех, что окружает ребенка.

Именно поэтому важное место в дошкольном образовании занимает целенаправленное возрождение народных обычаев, а также ознакомление детей с фольклорным наследием русской нации.

Фольклор в детском саду является средством активизации детской познавательной деятельности и выражения личностной индивидуальности ребенка. Использование фольклорных элементов способствует установлению эмоционального контакта между воспитателем и ребенком. Образный поэтический язык потешек и прибауток как нельзя лучше выражает нежность и заботу, особые интонации помогают ободрить или успокоить малыша, что особенно ценно во время адаптационного периода в ДДУ.

Как правило, приговорки, народные песни и потешки – это первые произведения, с которыми знакомится ребенок, они формируют его мировоззрение, обогащают ощущения, развивают речь и память. Их напевность и выразительность порождают желание запомнить и повторить их. Через них устанавливают контакт с новорожденным крохой мамы и бабушки, и этот же прием перенимают воспитатели.


Фольклор в детском саду можно использовать практически в любых формах работы. Если каждой демонстрации трудового действия будет сопутствовать поговорка или потешка, то детки будут с удовольствием повторять за воспитателем и быстрее запомнят весь порядок действий. Например, формируя навыки гигиены и самостоятельного обслуживания, водные процедуры можно сопровождать такими словами: «Чистенькая водичка моет Кате личико, Сонечке – ладошки, а пальчики – Сережке».

Как показывает педагогический опыт, для гармоничного развития детей большое значение имеют фольклорные игры. Такие игры содержат уже известные деткам приговорки и напевки, что дает возможность малышам проявить речевую инициативность. Например, в игре «Моя дочечка» ребята слышат хорошо знакомые им слова: «Баю-баюшки-баю», их может повторить каждый ребенок.

Потешки можно превратить в ролевую развивающую игру. При ролевом разыгрывании сюжета все высказывания малышей становятся максимально эмоциональными и выразительными, что способствует развитию связной речи, формирует ее темп и ритмический рисунок. В ролевые игры необходимо включать малообщительных деток. Сначала они будут просто исполнять указания воспитателя и товарищей, а в дальнейшем, по мере роста уверенности, их инициативность будет расти.

Дидактические развивающие игры можно использовать, как приемы закрепления навыков выразительности речи и развития способности передавать характерные черты разных персонажей. Например, в игре «Угадай потешку» дети должны, глядя на картинки и рисунки, вспомнить соответствующее фольклорное произведение.

Конечно, не стоит забывать и об особых игрушках, таких как русские матрешки, или особых способах рисования – дымковская, городецкая, семеновская, жостовская роспись, гжель, хохлома, филимоновские игрушки.

Примеры подобного традиционного народного творчества можно не только демонстрировать ребятам, рассказывая их историю, но и пытаться воплотить в жизнь на уроках творчества – расписать нарисованную на листе тарелку определенным образом, например, в технике гжель.

Конечно, у детишек вряд ли получится что-то, полностью повторяющее рисунок оригинала. Но этого и не требуется – зато они запомнят, какие цвета и техники использовались в той или иной росписи. Задача воспитателя также заключается в том, чтобы научить ребят пользоваться подручными материалами – к примеру, расписывая рисунок под хохлому, можно макать незаточенный край карандаша в красную краску и оставлять им ровные аккуратные кружки на бумаге.

Хорошо, если в группе будут использоваться фольклорные материалы – расписные деревянные ложки, столики, стульчики, тарелки. Если их мало, то можно сделать мини-музей, посвященный русскому народному творчеству.

Статьи по теме: