Проект по литературному воспитанию в детском саду. Проект на тему: Приобщение детей к художественной литературе"

пт, 04/21/2017 - 21:31 | admincgmiideia

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

Проект «Ребёнок и книга»

по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

через взаимодействие с детской библиотекой

Андреева Наталья Петровна

старший воспитатель

Вид проекта : практико-ориентированный

Продолжительность проекта : долгосрочный. (1 год)

Участники проекта :

Дети подготовительных к школе групп,

Воспитатели,

Родители воспитанников,

Старший воспитатель,

Сотрудники библиотеки.

Актуальность проекта :

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель :

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

План реализации проекта

Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:

  1. Подготовительный.
  2. Основной
  3. Заключительный.

Задачи

Сроки

Ответственные

  1. Подготовительный этап

1.Составление плана реализации проекта.

2.Изучение методической литературы по теме.

3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье».

4.Беседа с детьми «Моя любимая книга»

5.Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой

6. Разработка положения о смотре – конкурсе «Книжный уголок в детском саду».

7.Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду».

Познакомить участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;

Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме;

Подобрать методическое обеспечение проекта;

Разработать перспективные планы, план совместной работы с детской библиотекой, конспекты мероприятий, консультации, положение конкурса;

Проанализировать содержание уголков книг в группах

Август-сентябрь

Старший воспитатель,

воспитатели подготовительных групп

  1. Основной этап

1.Оформление уголков чтения в группах в соответствии с современными требованиями.

2.Проведение смотра-конкурса книжных уголков (Анализ содержания уголков книги в группах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы).

3.Оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей.

4. Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.

5. Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы.

6.Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

7.Педагогический совет с участием родителей на тему: «Развитие детей посредством произведений художественной литературы»

8.Консультации для родителей «Развивающие функции художественной литературы».

Посещение мероприятий организуемых на базе детской библиотеки в соответствии с темой недели. (План совместной работы ДОУ и библиотеки)

9. Проведение развлечения для детей совместно с родителями «В гостях у королевы книги».

10.КВН «Вечер сказок и загадок».

Пополнить фонд художественной литературы в ДОУ.

Систематизировать материал по теме в методическом кабинете.

Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.

Октябрь- май

Старший воспитатель,

воспитатели подготовительных групп,

Зав. отделом обслуживания МКУ «РБС ГПШ»

III Заключительный

1.Проведение повторного анкетирования, опроса, бесед со всеми участниками образовательного процесса.

2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете

Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.

Выявление удовлетворённости всех участников образовательного процесса результатами реализованного проекта.

Анализ эффективности реализации проекта.

Обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.

Старший воспитатель

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.

Управление проектом:

  • Руководитель проекта - старший воспитатель
  • Участники проекта – педагоги, родители, дети.

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор МКУ «ЦБС ГПШ» Заведующий МБДОУ

Т.П. Розова «Детский сад №30»

«_____» _________2016г __________Н.Н. Приказчикова

«_____» ___________2016г.

План совместной работы МКУ «ЦБС ГПШ» и МБДОУ «Детский сад №30» Шатурского муниципального района Московской области

по преемственности воспитательно-образовательного процесса

на 2016/2017 учебный год.

Цель:

Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.

Формы работы: чтение вслух, викторины, конкурсы, литературные утренники, творческие занятия.

Тема недели

Темы мероприятий, содержание

Ответственные

Библиочас

Экскурсия по библиотеке. Рассказ о книгах детского абонемента, обзор детских журналов, литературное чтение

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 30»

воспитатели

«Осень, осень, в гости просим…»

Осень в литературе и искусстве

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

старший воспитатель

«День народного единства»

«День народного единства».

История праздника

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

старший воспитатель

«Домашние животные и их детёныши»

«115 лет со дня рождения писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина»

Литературно-музыкальный час

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»

Старший воспитатель

«Разные материалы и изделия из них»

«Лукошко загадок».

Загадки, викторины, кроссворд, игры

старший воспитатель

«Новый год»

«На страже мира и покоя», День Героев Отечества, посвящённый героям битвы под Москвой».

Литературно-музыкальный час

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«Новый год»

«Новогодний экспресс».

Новый год в разных странах мира.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

Заповедные места России.

К дню заповедников.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«Народная культура и традиции»

«Чудо чудное, диво дивное».

Хохломская, городецкая, гжельская роспись

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«День защитника Отечества»

«К дню родного языка «Наш дар бесценный – речь»

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«Опасные ситуации»

«Основы безопасной жизнедеятельности. Знает каждый гражданин важный номер 01.»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ОБЖ

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

«В гости к нам идёт весна!»

Весна в рассказах, стихах, живописи, музыке.

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

Неделя детской книги. Любимые книги и писатели детства

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

«День космонавтики».

«День Космонавтики»

Первые покорители космоса. История освоения полётов

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

«Здоровье главная ценность»

«Вход неряхам запрещён!»

Беседа с детьми о здоровье. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с №30

«До свидания, детский сад! Здравствуй школа!»

«Творческая мастерская».

Изготовление закладки для книг

Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»;

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 30


Описание презентации проекта «Книга в детский сад»

1 слайд

Данный проект осуществляется на протяжении нескольких лет в Муниципальном Дошкольном Образовательном Учреждении Центре Развития Ребёнка детском саду № 4 «Золотой ключик».
Вашему вниманию представлен проект по «Приобщение детей к художественной литературе с использованием детской книжной графики».
Данный проект разработан, с цель помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь.

2 слайд

Для реализации проекта, прежде всего, в своём детском саду мы начали работу с того, что определили основные цели и задачи:

  • прививать интерес и любовь к книге, чтению;
  • развивать творческие способности детей, воображение;
  • развивать интерес к книжной графике;
  • воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания книги.

В своей работе мы опираемся на опыт педагогов Ростовской области, использую региональные технологии.

3 слайд

Для реализации данных направлений необходимо было создать предметно-развивающую среду:
Мини детские библиотеки, где имеются дидактические игры и наглядный материал (работы художников-иллюстраторов И.Я. Билибина, В.В. Лебедева, В.М. Конашевич, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачева). Подобраны художественные произведения с учетом возраста и программы, реализуемой в ДОУ.

4 слайд

В нашем саду ежедневно проводятся чтения в свободной форме. Так же на специально организованных занятиях, начиная со второй младшей группы.

5-7 слайд

Систематически в рамках детского сада проводятся литературные досуги, праздники, развлечения, конкурсы чтецов и детских рисунков и поделок. Так же дети и педагоги нашего детского сада участвуют в региональных и всероссийских конкурсах.

8 слайд

По прочитаны книгам, организовываются театральные постановки, кукольные театры, и просто обыгрывание сюжета с участием, как детей, так и педагогов.

9 слайд

Детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой. Сотрудники библиотеки устраивают для детей литературные встречи, театральные представления и праздники книг.

10 слайд

Приобщить ребенка к книге – невозможно без участия семьи. Мы используем различные формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания («Ребенок в информационном пространстве», «Ребенок и книга» и т.д.);
  • выставка детских рисунков «Иллюстрация к моей любимой книге» оформлена в сотворчестве с родителями;
  • созданы папки-передвижки «Организация детского чтения в семейных условиях», «Что читают детям в группе», «Поучите вместе с нами» и т.д.
  • совместно с воспитателями, родителями дети «выпускают в свет» книжки-самоделки.

11 слайд

В поддержку у малышей желание творить, был разработан проект «Создание новой книги»: по созданным детьми иллюстрациям мы сочиняем совместно новую сказку.

12 слайд

Среди родителей систематически проводится анкетирование на темы « Книга – это возможность общения со взрослым» и «Роль книги в семье». Анкеты разработаны сотрудниками детского сада.

13 слайд

Так же совместно с родителями и детьми в саду проводится «День здоровой книги». Дети младшего возраста принимают участие в таких акциях совместно со своими родителями. Дети же старшего возраста производят «лечение» книг самостоятельно и под руководством педагога.

Иващенко Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Улыбка"
Населённый пункт: х.Александровка
Наименование материала: проект
Тема: Проект для детей средней группы по чтению художественной литературы в семье и ДОУ.
Дата публикации: 25.05.2017
Раздел: дополнительное образование

Проект для детей средней группы по чтению художественной

литературы в семье и ДОУ.

Воспитатель: Иващенко В.Н.

Вид проекта: краткосрочный, творческий педагогический, художественно –

Тема: «Неделя детской книги».

Длительность проекта: 1 неделя (с 23.01по 27.01.2017)

Возраст детей: средняя группа (дети 4-5 лет).

Цель и задачи проекта:

Введение в практику разнообразных форм и методов работы с

литературными произведениями, способствующих приобщению детей

к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной

активности детей;

Выявить знание детских сказок через различные виды игр;

Привлечь родителей к совместному творчеству, показать необходимость

чтения художественной литературы в семье.

Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному

отношению к ней.

Предварительная работа с

детьми:

Анкетирование родителей с целью выявления уровня приобщения детей к

худ. литературе в семье.

Тематическое оформление групповой комнаты,

Выставка книг для чтения детям 4-5 лет

Рисование совместно с родителями героев любимых сказок,

Чтение детских сказок, рассказов, стихов,

Выбор стихотворений и подготовка выразительного чтения для заучивания,

Подбор портретов поэтов и писателей.

Атрибуты и инвентарь:

Портреты детских писателей,

Портреты писателей – сказочников,

Разрезные картинки, «Мои любимые сказки»,

Иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.

Этапы реализации

проекта

Перед проведением проекта в группе была создана развивающая среда.

Оформлены выставки книг по следующим темам: «Умные

книжки», «Книжки – малышки»,«Волшебные сказки», «Моя любимая книга»,

Детям и родителям было дано домашнее

Нарисовать любимых героев,

Собрать дома и у знакомых книги, требующие ремонта.

Реализация проекта

Дни недели

Виды деятельности в течение

1 половина

2 половина дня

День первый

бом, тили –

загорелся

кошкин дом»

(День С. Я.

Знакомство

творчеством

произведения

путешествие

по выставке

* подвижная

игра «Мыши

водят хоровод».

стихотворения С.

Маршака «Пожар

* ОБЖ «Пожар.

предметы»;

1. Познакомить детей с

творчеством С. Я.

Маршака, вызвать

интерес к творчеству,

желание заучивать тексты

и анализировать поступки

героев. 2. В различных

видах деятельности

предложить детям

применить литературный

материал по творчеству С.

«Веселые

стихи» (по

стихам С. Я.

Маршака);

дидактическа

игра «Найди

* дидактическая

игра «Можно –

* рассматривание

книг С. Я.

Я. Маршака.

второй «Заба

картинки для

(День В. Г.

половина

половина

Знакомство с

творчеством

рассматриван

иллюстраций

В. Г. Сутеева

к сказкам;

сказки «Под

* лепка «Мой

сказки «Под

дидактическа

игра «Узнай

описанию» (з

агадки про

животных);

* подвижная

игра «Кто

быстрее под

сказки «Палочка

– выручалочка»;

* дидактическая

игра «Доскажи

словечко»;

* подвижная

игра «Зайка

умывается»;

* «Книжкина

больница» (ремон

детской книги В. Г.

Сутеевым.

2. В дидактических и

подвижных играх, в

творческих видах

деятельности закрепить

знание детей сюжетов и

героев сказок В. Г.

3. Показать детям приёмы

ремонта книг.

третий «Док

Айболит»

(День К. И.

Знакомство с

творчеством

Чуковского;

* дидактическая

игра «Как вести

больным?»;

* подвижная

1. Познакомить детей с

творчеством писателя,

вызвать интерес к

литературному слову, к

общению с книгой.

Чуковского)

стихотворени

я «Доктор

Айболит»;

рисование «Б

ольница для

игра «Путаница».

драматизация «М

уха – цокотуха»;

2. Учить высказывать свое

мнение о прочитанном,

давать оценку героям,

способствовать акти5.

Вызывать интерес детей к

творчеству К. Чуковского

при помощи

изобразительныхсредств;

выражать свое отношение

к сказочным персонажам.

визации связной речи.

четвертый «

Незнайка в

математическ

игра «Помог

и Незнайке»;

* «Незнайка

Луне» (спорт

развлечение);

* «Дом для

Незнайки и

друзей» (конс

труирование)

* подвижная

игра «Найди себе

* Беседа на

тему «Что такое

библиотека?»;

* дидактическая

игра «Сложи

картинку»

1. Познакомить детей с

творчеством Н. Носова. 3.

Развивать творческое

воображение, мышление,

2. Учить детей создавать

творческие работы на

основе прочитанного

произведения.

3. Учить детей выполнять

правила подвижных,

настольных, спортивных,

дидактических игр.

Путешествие

выставке «Во

сказки» -

рассматриван

отличающихс

оформлению,

направленно

Итоговое

мероприятие.

Инсценировка

сказки «Теремок»

для родителей.

Обсуждение

дальнейших

планов по

ознакомлению

буклетов.

1. Знакомить с

различными видами

сказочных произведений.

2. Учить узнавать

персонажи сказок, знать

пересказывать

свое отношение к героям

3. Закреплять умения

использовать средства

дидактическа

игра «Доска

словечко» (за

Дидактическ

ая игра «Из

какой сказки

выразительности (позы,

жесты, мимику,

интонации, движения)

Мероприятия с родителями:

1. Рисование любимых литературных героев.

2. Индивидуальная беседа «Какие книжки читают дома»

3. Выставка книг.

4. Пополнение библиотеки группы.

5. Печатная информация для родителей

(«Как научить ребёнка любить книги», «Как научить ребёнка

6. Изготовление книжек-малышек.

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских

писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7.. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию

любви к чтению, приняли активное творческое участие в проекте.

Марина Малкова
«Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

«Волшебный мир книг »

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

Исполнители :

Малкова Марина Константиновна

воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

Островская Жанетта Викторовна,

воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

Паспорт проекта… 3стр .

Актуальность проекта… . 7 стр.

Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

Тематическое планирование… 10 стр.

Список литературы… 18 стр .

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг »

Цель и задачи

проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей .

Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом , иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе ;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий Воспитатели, дети, родители.

группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

Создание книжного уголка;

Создание картотека с загадками и поговорками;

Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

Более бережное отношение детей к живому миру природы.

Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

Развитие речи, обогащение словаря детей ;

Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

1 этап – подготовительный (1 месяц)

Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной (7 месяцев)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

3 этап – итоговый (1месяц)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта )

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта )

№ Мероприятие Цели

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

№ Мероприятие Цели

Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

Нельсон Кристина Эрвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МГОУ детский сад№5 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Люберцы
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
Дата публикации: 20.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема моего опыта работы: "Приобщение детей к художественной литературе"

Всем известно, что действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература.

Чтение художественных произведений играет важную роль в процессе всестороннего

детей и их родителей к книге в условиях детского сада

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы

определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте

дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры, а также

всевозможные гаджеты: планшеты, телефоны и т.д. Как результат, уже младшие

проблемой, поэтому для меня она особо актуальна.

Целью моей работы стало формирование интереса к чтению и потребности ребенка

в художественной литературой.

И чтобы достичь этой цели, я выделила для себя главные задачи в данном

направлении:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям

художественной литературы.

2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров,

выражать эмоции.

3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах

деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в

развитии ребенка.

Для своей работы я использую следующую методическую литературу:

1. В.В.Гербова “Приобщение детей к художественной литературе”

2.З.А. Гриценко “Пришли мне чтение доброго”

3. Л.М.Гуревич “Ребенок и книга”

4. О.С.Ушакова “Знакомим дошкольников с художественной литературой”

родителей”

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Свою работу я вела в двух направлениях: в детском саду, это работа с детьми и с

педагогами; и работа с семьей.

Приобщая детей к художественной литературе, я использую разнообразные методы,

приемы и средства такие как: чтение произведений, обсуждение с детьми содержания

прочитанного, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешек, игры-

драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки.

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно

театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и

усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их

актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям

находить общий язык друг с другом.

Помимо этого, с целью ознакомления детей с художественной литературой и

формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:

Оформление книжного уголка в группе;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, что помогло привить детям бережное

отношение к книге.

Выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

– экскурсии в библиотеку

В целях повышения своей квалификации я проводила различные консультации, семниры-

практикумы, мастер классы для педагогов для

повышения

профессионального

педагогов,

активизирования

применения

художественной

литературы

развития

коммуникативных

качествв

педагогов, умение работать в коллективе; раскрытия творческого потенциала каждого

педагога. Итогом нашей совместной работы был поставлен спектакль для детей.

Свою работу с детьми я веду регулярно и систематически. Но она не была бы такой

полной и эффективной без привлечения родителей, потому что решающую роль в

развитии ребенка на любом возрастном этапе играет семья.

Работу с родителями по приобщению детей к художественной литературе я начала на

первом же родительском собрании с анкетирования. Родителям было предложено ответить

на несколько вопросов, с целью определить роль родителей в развитии интереса к

семейному чтению с детьми и выявить проявляют ли интерес сами родители к

художественной литературе.

По результатам анкетирования мною был сделан вывод -

важно привлечь внимание родителей к семейному чтению.Для этого было необходимо

расширить работу с родителями по данной теме. И мною был разработан и реализован

проект "Читающая семья".

Цель проекта – помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного

средства образования и воспитания дошкольников, возродить традиции семейного чтения.

На начальном этапе проекта я составила памятки для родителей о важности ежедневного

домашнего чтения, о правильном подборе литературы для детей, о воспитании бережного

отношения к книге и многие другие.

Для реализации проекта в группе был создан уголок “Читающая семья”. В этом уголке два

художественного произведения, не входящие в программу детского сада. Далее родителям

предлагалось ответить на ряд вопросов по прочитанному произведению, которые я

готовила заранее. На вопросы родители отвечали вместе с детьми и свои ответы они

опускали в специальный почтовый ящик. И в конце каждого месяца подводился итог –

какая семья была самой активной и правильно ответила на все вопросы. А в конце года я

подвела общий итог, и самая читающая семья была награждена почетной грамотой.

На завершающем этапе реализации проекта я предложила родителям с детьми побыть не

только читателями, но и издателями. Для этого необходимо было выбрать наиболее

понравившееся произведение из прочитанного и сделать по мотивам этого произведения

семейную книгу своими руками. Многие семьи проявили невероятные творческие

способности. Теперь наш уголок в группе пополнился книгами совместного творчества

ребенка и родителя.

По завершению проекта я провела повторное анкетирования родителей, задавая им те же

вопросы, что и в начале года, и увидела положительную динамику. Родители стали чаще

них большую значимость, появились традиции семейного чтения.

Подводя итоги работы над приобщением детей к художественной литературе, я сделала

вывод: моя целенаправленная, систематическая работа дала высокие результаты. У детей

повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной

литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,

речь детей стала более грамотной, насыщенной, сформировалась монологическая речь,

обогатилось их воображение, фантазия. Дети стали проявлять больше сочувствия к

героям, стали переживать вместе с ними их невзгоды, приключения, победы. У многих

Статьи по теме: