Что делать если ребенок 10 лет. проблем с поведением у детей, которые нельзя игнорировать

Для большинства родителей очень болезненно воспринимается обман ребенка. Еще вчера малыш выглядел невинным ангелочком. Но недавно проявились первые негативные последствия взросления - ложь и обман. Родители недоумевают, почему обманывают дети 10 лет. Ведь именно в этом возрасте осознанная и бессознательная фантазия ребенка приобретает ярко выраженные черты.

5 291761

Фотогалерея: Почему обманывают дети 10 лет

Но стоит ли паниковать? Этот процесс взросления проходят большинство детей. Это же переживали в детстве и родители, просто не помнят. Дети 10 лет уже достаточно умные, чтобы заменить младенческое эмоциональное поведение более «продвинутой» логической формой воздействия на взрослых. Вместо выпрашивания чего-то желанного истерикой или обезоруживающей улыбкой, дети прибегают к более изощренным приемам: к хитрости и вранью. Родители часто прибегают к запретам. А любознательность детей требует найти способы обойти строгие запреты. Вот почему обманывают дети. В некоторой степени это эволюционное развитие мозга ребенка. Но родители боятся, что дети останутся лгунами на всю жизнь и бьют тревогу.

С чего начинается ложь

Развитие детей проходит от простого к сложному. Чем старше дети, тем сложнее поддаются воспитательному воздействию. Обманывают люди в любом возрасте и ложь искоренить невозможно. Важно, чтобы обман не перерос в патологию. Ложь не только стимулирует развитие личности в 10 летнем возрасте. Она приводит к конфликтам, недопониманию в школе, семье, в кругу друзей. А их недоверие и нелюбовь могут привести к формированию различных комплексов.

Ложь - норма?

Современная психология с читает, что ложь - нормальное явление в развитии детей. Почему? В первые 5 лет происходит быстрое психологическое и физическое формирование ребенка. Дети получают много информации и учатся пользоваться ею в повседневной жизни. Их мышление старается отделить реальность от вымысла. Как только дети начинают разговаривать, в их основу речи ложатся логические размышления. Дети изучают окружающий их мир, а чего понять не могут, дополняют фантазиями. Это ярко отражает игра «дочки-матери», где все происходит понарошку.

Маленьких детей очень привлекают взрослые вещи. Детям хочется примерить взрослую одежду, потрогать ценную вещь, попробовать «взрослую» еду. Но взрослые часто запрещают трогать свои вещи. На просьбы «хочу» и «дай» один ответ - «нельзя! ». Но детское любопытство сильнее запретов. Они начинают соображать, как заполучить запретное. Изучают рычаги воздействия на психику родителей. Методом проб и ошибок подбирают ключики. И в какой-то момент замечают, что одним из эффективных способов оказывается когда безобидная фантазия, а когда и откровенная ложь. Взрослые ограничения становятся толчком к первым выдумкам ребенка. Поначалу родители легко отличают фантастические сюжеты небылиц от реальности. Но постепенно дети, особенно в 10 лет, придумывают все более реальные ситуации, которые могли бы произойти на самом деле. И взрослым все труднее определиться, где ложь, а где правда.

Причины детского обмана

Чаще всего дети прибегают к обману при общении с другими детьми. Как и для взрослых, детям важен статус - что о них думают друзья и подруги. Они привирают о какой-то интересной ситуации, приукрашивают достижения своих родителей, гиперболизируют домашнюю обстановку. И компьютерная игра у них круче, и папа самый сильный, и мама самая красивая.

Еще одной причиной обмана служит желание выкрутиться сухими из воды при детских ссорах. Дети частенько сваливают вину на кого-то другого. Они еще не понимают негативных последствий своего вранья, что невинному ребенку достанется под первое число. А это самое обидное - быть без вины виноватым. Причем детям все равно на кого спихивать вину. Это могут быть и другие дети, и собачка Жучка, неодушевленный предмет или природное явление. Причем лгунишки стойко отстаивают свою версию происходящего. Выведать правду бывает трудно.

Естественно, часто сами взрослые учат своими примерами лжи. Погоня за материальными благами часто превалирует над поисками духовных ценностей. Замечено, что у набожных родителей дети редко прибегают к обману ради какой-то выгоды. А в семьях, где деньги привыше всего, ложь - привычное явление.

Нередко обман вызван желанием выглядеть в среде сверстников постарше. В этом случае больше подходят термины приукрашивание, гипербола, привирание. Но среди фантазий может родиться и более вредная для дружеских отношений хвастливая ложь. Дети младше 10 лет при частом общении с более старшими детьми начинают прибегать к «запрещенным» приемам и в 9, и в 8 лет.

Хвастливая ложь может у сверстников, не очень искушенных в обмане, вызвать противоположное чувство - зависть. Дети могут верить на слово бурной фантазии друга или подруги. Они еще не в силах отличать ложь от правды. Поэтому начинают завидовать другим. Детская зависть может спровоцировать детское воровство. Или испортить характер скупостью. Ложь - это тот же детский крик. Часто дети усиленно врут, если родители не обращают должного внимания на них. При отсутствии общения дети ищут способы достучаться до родителей.

Как предотвратить обман

Не надо делать трагедии с естественного процесса обучения. Детский обман частенько является фантазией, игрой воображения. К изощренным логическим уловкам дети 10 лет не способны прибегнуть. Хотя простые приемчики все же применяют. На вопрос: «Вовочка, ты сделал уроки? » кто из нас не отвечал утвердительно, лишь бы вырваться на улицу к друзьям? Однако при патологическом вранье надо задуматься над причинами. И они лежат чаще в семье. Дети ведь учатся от взрослых!

Если родители замечают, ребенок лжет с корыстными целями, возможно есть пробелы во взаимоотношениях родители - ребенок. Надо проанализировать ситуацию. Ребенок просто так не лжет. Что-то вынуждает его прибегать к «запретным» приемам. Важно не гневно реагировать на ложь, а дать понять, что родители все так же любят свое повзрослевшее чадо, как и раньше. Дети должны видеть, что они дороже для родителей, чем лишняя копейка.

Маяковский сочинил гениальное творение о том, что такое хорошо, а что - плохо. Родителям не мешало бы его перечитать. Ребенок долен знать, когда он поступает плохо. Полностью искоренить вранье у детей не получится. Но можно разъяснить понятия «вежливой лжи», лжи во благо. Если на День рождения дарят неинтересный подарок, необязательно вслух об этом говорить и обижать гостя. Он-то хотел порадовать!

Почему обманывающие дети в 10 лет так напрягают родителей? Да потому что дети -отражение родителей. Ведь взрослые сами прибегают к обману и не хотят признаваться в этом.

«Однажды я был в детском лагере на море. Мне тогда было 12. Рядом со мной были абсолютно незнакомые ребята, которым можно было рассказать все, что хочешь. Мне было приятно немного приукрасить свою жизнь. Папа у меня был выдающимся физиком вместо рядового сотрудника института. Нашу однушку на окраине города я превратил в огромную трешку в центре. Процесс вранья так увлек меня, что я никак не мог остановиться» - эту историю нам рассказал Сергей, ему сейчас 35, но она у него перед глазами, будто это было неделю назад. «Такое сочинительство помогало мне стать увереннее, добавляло мне социального статуса, временно «улучшало» мою жизнь».

Иногда ребенок врет не из корысти или страха, а из-за избытка воображения. Ему хочется представить окружающим свою жизнь более интересной, сказочной, значимой

Зачастую ложь помогает решать некоторые психологические проблемы ребенка. Меняя мир таким образом, он учится понимать внутренние взаимосвязи и законы. Прибегая ко лжи, дети проще переживают тяжелые моменты в жизни, становятся увереннее и счастливее.

Причины, побуждающие к вранью

Все дети рано или поздно врут. Некоторые лгут чаще - зачастую это неуверенные в себе детки. Для чего чаще всего дети используют ложь? Наиболее часто ребенок врет, чтобы прибавить себе «цены» в глазах сверстников и старших по возрасту или во избежание наказания. Под казалось бы поверхностными проявлениями лжи стоят глубокие внутренние проблемы, решение которых требует от родителей большого такта и особого подхода. Автор нескольких книг о психологии детей психолог Лоренс Катнер называет 5 основных причин, ложащихся в основу вранья.

Страх наказания

Часто причиной родительских наказаний являются завышенные ожидания к детям. Наказание пугает детей, они пытаются «защититься» ложью. Пятилетний малыш еще не способен без напоминания прибрать за собой после обеда или аккуратно складывать постель. Тогда на мамин вопрос, все ли малыш убрал, тот отвечает, что все в порядке, хотя на самом деле он это еще не сделал. Теперь ясно, почему завышенные требования к детям вредны – они развивают в них способности ко лжи. Пятилетка еще не может самостоятельно отстоять свою позицию. Ребенок врет, чтобы адаптироваться к условиям быта.

Повышение самооценки - еще одна распространенная задача «врунишек». Возвысить себя в глазах одноклассников и стать на ступеньку выше дети пробуют с помощью обмана. Для красного словца детки привирают, что встретили на днях популярного певца или знаменитого футболиста. Часто в своих рассказах вруны преувеличивают о доходах и богатстве родителей. Такое хвастовство вполне обычное дело, мамы и папы не должны об этом беспокоиться. Если ребенок все чаще врет, чтобы прибавить себе статуса, то стоит с ним обсудить этот вопрос и узнать, в чем кроется причина такого обмана - возможно, его высмеивают товарищи или попросту не обращают на него внимания.

Протест

Слишком жесткий авторитарный режим в семье – еще одна распространенная причина лжи. Когда ребенку исполняется 10-12 лет, он чувствует, что подчиняется власти родителей и вынужден рассказывать им все, а значит, в его задачу входит начать обманывать, чтобы обособиться и самоутвердиться.

Установление личных границ

С возрастом подросток ощущает потребность в независимости. Ему необходимо личное пространство, а родители, пытающиеся в эти личные границы залезть, получают от своего чада ложь и укрывательство. Особенно заметно желание побыть в одиночестве, когда ребенок в ответ на вопрос взрослого врет и сопровождает это хамством и грубостью.


Когда ребенок взрослеет, он может несколько отдалиться от родителей и пытаться очертить границы своей личной жизни. Если мама и папа будут давить на ребенка, они могут получить в ответ ложь

Проблемы в семье

Регулярная ложь свидетельствует о наличии проблем в семье. Усугубляться вранье может воровством и вандализмом. Если чадо целенаправленно хочет испортить вещи близких людей, то он выражает свой крик о помощи, который говорит лучше всех слов. В семье на грани развода очень часто заметны подобные всплески агрессии. Украсть что-то у родителей или испортить нужную вещь – способы соединить разрушающуюся семью, примирить родителей хотя бы на короткое время. Ребенок делает это неосознанно, но в этих поступках ярко выражаются его потребности.

Когда дети начинают врать?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • До 3-5 лет

Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт - обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.

  • От 6 до 12 лет

Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.

Школьник 8-11 лет уже понимает, что есть выдумка, а что – реальность, он с легкостью лавирует между правдой и ложью, проводя своеобразные эксперименты, которые показывают его способности в деле обмана. Если ребенок врет постоянно, то это является сигналом серьезных проблем.

О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала:

детский психолог
немедицинский психотерапевт

Что делать, если ребенок врет?

Как реагировать родителям на проявление лжи маленького человека: наказать его, пропустить мимо ушей или посмеяться над его словами? Предлагаем несколько профессиональных советов специалистов:

  • Доверять : любые отношения, а тем более между родителями и детьми, немыслимы без доверия. Родители должны придерживаться презумпции невиновности, т. е. ребенок изначально не виноват. Не стоит сразу критиковать его высказывание, сначала выслушайте.
  • Посмеяться вместе : маленькая ложь вполне может быть встречена с юмором - этот способ отлично подходит в отношении малышей, которые только-только начинают упражняться в обмане, немного осознавая, что реальность и вымысел – разные вещи. Игровая форма реакции поможет сгладить неприятную ложь. К примеру, маленькая 5-летняя Танечка сказала, что почистила уже свои зубки и убрала пасту и щетку на полку, а мама видела, что все это брошено в раковину. «Как это наши паста и щетка прилетели в раковину? Не иначе как у них выросли крылья!» Смешная реплика мамы станет стимулом для Тани пойти и убрать все по местам.
  • Оценить последствия : ребенок, только начинающий врать, заслуживает того, чтобы ему объяснили в понятной и доступной форме о вреде вранья. Делать это стоит наедине, чтобы не травмировать психику малыша унижением. В разговоре упомяните, что каждое действие или слово имеют свой результат, отклик, что этот результат не всегда может быть положительным. Такой способ поможет малышу понять связь между настоящим и будущим, отучит его обманывать.

Смех - лучшая терапия и лучший способ сближения. Если ребенок соврал по-мелочи, маме лучше обернуть все в шутку, но дать понять, что она заметила ложь

Наказание соразмерно проступку

Если спросить у 5-9-летнего малыша, что случится, если сказать неправду, то в большинстве случаев вы услышите в ответ, что его накажут - основной сдерживающий фактор в этом возрасте. Малыш еще не осознает последствий своего вранья (перестанут верить друзья, начнутся проблемы в школе). Если ложь была серьезной, то ребенка следует непременно наказать. Подкрепляя свои слова действиями, мы поможем установить дошкольнику причинно-следственные связи. Если мы объясняли прежде, что каждое действие или слово будет иметь свои последствия, а сами не проявили должной твердости в этом вопросе, то ребенок будет понимать, что все можно делать, ведь последствий никаких нет. Наказание стоит соизмерять с глубиной вины. В качестве наказаний можно выбрать лишение удовольствий или развлечений, но не стоит отменять моменты, важные для детского здоровья и развития.

Не стоит драматизировать

Произнесенная ложь – это не что-то сверхъестественное. Каждый человек хотя бы раз в жизни «пробовал» неправду на вкус. Патологическая склонность ко лжи, которую следует разбирать и «лечить» взрослым, всегда имеет рядом с собой и другие дополнительные проявления. Возбужденный ребенок не имеет своей целью выгоду или желание избежать наказания - часто такие дети убегают из дома или являются зачинщиками конфликтов в школе.

Будьте честны

Часто родители, сами того не замечая, учат свое чадо вранью, когда противоречат друг другу в тех или иных вопросах. Вранье и обман, включенные в повседневную жизнь, будут основной схемой построения отношений с другими людьми. Как отучить ребенка врать (рекомендуем прочитать.

Родителей настораживает и пугает ложь их детей. Какое наказание может быть применено родственниками, что именно так пугает и почему ребенок врет в 10 лет? За советом по поводу детского вранья большинство людей обращается к психологам. Одно дело, когда обманывает малыш , другое — если это отпрыск в возрасте десять лет. Тут обязательно предстоит разобраться в причинах, побудивших к этому. Детские психологи считают, что в основном вранье происходит из-за .

Агрессивное поведение родителей — одна из главных причин, вызывающих чувство страха у школьника. Накладывает свой отпечаток и среда, в которой выросли родители чада. В некоторых семьях принято за какой-нибудь проступок, будь то несвоевременно убранная кровать, не собран портфель, полное ведро мусора, домашнее задание не выполнено, за что ребенок может получить оплеуху или пощечину. Самое страшное в таких семьях, если ребенок принесет неудовлетворительную оценку или запись в дневнике о плохом поведении и необходимости прихода родителей в школу. Страх расправы вынуждает школьника скрыть от родителей все, вырвать лист в дневнике и думать, что все само как-нибудь забудется и наладится. Тем самым дети оказываются втянуты в замкнутый круг. Ведь если на родительском собрании вранье обнаружится, то расплата будет неизбежна. Для ученика это чревато не только расправой физически, но и наказанием в виде запирания в комнате, запретом смотреть телевизор, пользоваться компьютером и т.д.

А если причина — развод родителей?

Неуравновешенность психики после развода у женщин — частая причина, способствующая тому, что ребенок врет. Когда , сильнейшая травма наносится в первую очередь детям, которые не могут понять, почему от них ушел папа. Иногда такие травмы остаются на всю жизнь, ведь когда малышу 2 года, он не понимает, что отец ушел из семьи, но когда сыну или дочери уже 10 лет, развод наносит боль детям. В по обеспечению семьи, заботе о ее членах, но справляются с такой участью не все женщины.

Очень часто у слабых женщин происходит психический срыв, и они начинают винить детей в том, что от них ушел муж. Хуже всего, когда такие мамы «срывают зло» на детях, обвиняя школьников во всем. Нередко такие мамы применяют методы сравнения не в пользу своих детей, подчеркивая превосходство сверстников, как более умных, приспособленных. В ответ на такую критику десятилетний человечек начинает обманывать, ведь ему хочется, чтобы его похвалили. Распространенной ошибкой разведенных женщин становится то, что из своих детей они пытаются сделать маленьких солдат, жестко раздавая им приказы и требуя беспрекословного выполнения.

Такая мама утром кричит во весь голос — подъем! Естественной реакцией ребенка будет ложь о том, что он заболел и в школу идти не может, или первых уроков нет. Еще хуже обстоят дела в такой семье с проверкой домашнего задания. Женщине не будет хватать времени на занятия с детьми, ведь теперь она озабочена поисками дополнительного заработка и нового супруга. Такие дети, как правило, остаются на второй год обучения в школе, и мать может узнать об этом лишь следующей осенью.

Родительское тщеславие

Тщеславие родителей служит поводом, который способствует лжи среди детей возраста 10 лет. Некоторые мамы видят своих детей победителями различных олимпиад и спортивных соревнований, хотя способности отпрысков оставляют желать лучшего. В этом случае дети будут врать, начиная со своей успеваемости и заканчивая несуществующими победами на всевозможных конкурсах. Психологи уверяют, что чада боятся разочаровать своих родителей, которые так хотят видеть дочь или сына отличником. Детям хочется быть лидерами, лучшими в классе и они хвалятся тем, чего нет — хорошими отметками, примерным поведением,- вот далеко не полный перечень мнимых успехов.

В случае разоблачения лжи вся вина переваливается на соседа по парте, что он помешал выполнить контрольную работу, отвлекал вопросами. Мнение психологов заключается в том, что хвастливые дети — это те, которым не хватило любви, а подросткам так хочется, чтобы их любили родители за хорошую учебу или победу на олимпиаде. Чтобы не огорчить отца или мать, некоторые сыновья придумывают себе победы в спортивных состязаниях.

Роль собственного примера

Ложь родителей провоцирует систематическое , которые копируют их поступки. Некоторые родители сами не являются образцом честности. При общении по телефону или при звонке в квартиру нежелательных людей просят ребенка сказать, что никого нет дома. Иногда мать просит свое чадо сказать бабушке, что они уезжают, чтобы не приглашать свекровь на Новый год. Ребенок усваивает, что ложь — это хорошо, и сам начинает лгать, когда это становится выгодно. В дальнейшем он будет врать преподавателям в школе и своим одноклассникам, и это войдет в привычку.

Напоминания взрослых о вранье часто являются причиной, закрепляющей репутацию лгуна за ребенком. Иногда сами родители теряют деньги или ценные золотые вещи, не осознавая, что переложили все в другое место, начинают обвинять свое чадо в краже и вранье, вспоминая о том, что ранее он был уличен во лжи. Как ни оправдывается ребенок, ему не верят. Так взрослые не винят себя за рассеянность и отсутствие порядка в квартире, а перекладывают вину на несовершеннолетнего, обижая его своим недоверием. Нередко потом взрослые извиняются перед детьми, но подсознание детей уже запомнило, что их считают врунами, ворами, и они, не замечая, начинают обманывать взрослых. Часто ругать своих детей — значит способствовать тому, что они будут лгать, изворачиваться, потому что уже утратили полностью доверие взрослых.

Склонность родителей к чрезмерной опеке — это провокация детской лжи в целях борьбы за свои права.

Во многих семьях очень сильно опекают своих чад, забывая, что те уже подросли и имеют собственное мнение, свою точку зрения. Пытаясь отстоять свои права и не быть осмеянными одноклассниками, дети прибегают к вранью для утверждения приоритетов.

В случае когда супруг еще не ушел, однако конфликт назревает и развода не избежать, при нервном срыве матери несовершеннолетние могут начать вести аморальный образ жизни, связанный с и сверстников, бесконечным враньем, и животных. Это последний шанс остановить распад семьи. Это «крик души» ребенка своим родителям, призыв одуматься и сохранить семью. Бывает, что такое поведение отмечается, когда мать выходит замуж второй раз и рождается новый член семьи, на которого направлено все внимание, а старшее чадо так выражает свой протест.

Как предотвратить ложь?

Меры для предотвращения лжи у детей:

  • не лгите сами;
  • не обещайте того, что не можете выполнить;
  • не допускайте агрессии, рукоприкладства, не повышайте голос при беседе и не срывайтесь на крик;
  • установите доверительные отношения с ребенком;
  • не сравнивайте сына или дочь с более успешными сверстниками;
  • считайтесь с его мнением, но не опекайте чрезмерно;
  • участвуйте в решении проблем своего ребенка, чтобы у него не было чувства одиночества.

Родители должны помнить, что дети — самые близкие и родные для вас, говорите как можно чаще, как вы любите и переживаете за них. Проявляйте заботу обо всех членах семьи, включая бабушек и дедушек. Не игнорируйте замечания старших в присутствии детей, иначе будет формироваться мнение, что такое поведение является нормой. Если сын или дочь провинились, то не следует долго помнить об этом, напоминая в удобных случаях об инциденте. Ведь даже преступники в тюрьме имеют право на амнистию. Отчитывать надо за проступок, но не переходить на личность ребенка.

Путь, который ребенок проходит от рождения до 10 лет, огромен. В долговязом человечке, вступающем в подростковый возраст, практически невозможно узнать несмышленого грудничка. Отличается он даже и от трехлетнего малыша, но превращение это происходило незаметно для родителей. Начало пубертатного периода характеризуется активными действиями ребенка в коллективе. Раньше он контактировал только с отдельными сверстниками. В средней школе ученический и учительский коллектив более разнообразен. Количество контактов ребенка возрастает во дворе, в секциях, кружках. Мальчики и девочки начинают воспринимать ролевое поведение как установки некоего сообщества. Коллектив становится наиболее сильным жестким учителем подрастающего ребенка.

Физические изменения, которые замечаются в возрасте 10 лет, показывают, что девочки и мальчики начинают развиваться быстрее – повышается масса тела, увеличивается рост. Организм накапливает ресурсы для последующего скачка в развитии. Вскоре развитие девочек начинает опережать, лишь к годам 15-16 мальчики догоняют девочек, и все принимает естественный порядок. Заметные различия отражаются на психологическом состоянии и девочек и мальчиков в виде неуверенности в себе, и часто именно от родителей зависит количество этих переживаний. Крайне важно рассказать об особенностях развития, быть всегда рядом и в полной готовности поддержать ребенка в трудный период, подготовить к последующему бурному развитию организма.

Развитие ребенка в 10 лет (что должен знать и уметь)

В 10-летнем возрасте на первый план выходит учебная деятельность, ей отдается много сил, на ее основе у детей развивается теоретическое сознание и мышление, появляются способности рефлексировать , анализировать, планировать свое настоящее время и будущую жизнь. Потребности обучения подкрепляются мотивами, 10-лтние дети должны уметь учиться, оперировать своими знаниями, сохранять в памяти большое количество информации и воспроизводить ее.

У ребенка обогащается чувство компетентности, которое подкрепляется успешной учебой, осознанием своих способностей и умением качественно выполнять различные задания. Компетентность является новым в самосознании ребенка наряду с развитием сферы произвольности. Десятилетний ребенок стремится вписаться в коллектив, и общается в основном с детьми своего пола. Потребность в матери и сильная привязанность ослабевает, но поведение 10-летнего ребенка все еще зависит от воспитания родителей.

Питание ребенка в 10 лет

Ежедневное меню включает несколько основных приемов пищи (3-4) и перекусов. Питание состоит из тех де продуктов, что и у взрослых людей, но количество и качество должно иметь различия. Соотношение белков, жиров и углеводов у взрослого человека рассчитывается по формуле 1:1:4, у десятилетнего ребенка — 1:1:5, так как обменные процессы организма требуют гораздо больше энергии. Пища должна включать в себя большое количество белков, что делает неприемлемым вегетарианство. Белковое голодание может спровоцировать нарушения умственного и физического развития.

У десятилетних мальчиков и девочек наблюдается усиление желудочного пищеварения, связанного с гормональными перестройками, поэтому пища тяжелая, грубая, трудноусваиваемая может создавать детям проблемы в переваривании. Не стоит также давать им много кислых и острых блюд, специй, острых приправ.
В младшем школьном возрасте у детей все еще могут возникать аллергии на некоторые виды пищи. Это объясняется тем, что повышенная проницаемость кишечных стенок может спровоцировать попадание в кровь нерасщепленных молекул пищи, вызывающее ответ иммунной системы организма.

Между приемами пищи должно быть примерно 4-4,5 часа. Младший школьник должен ежедневно употреблять 300-400 грамм овощей, и столько же фруктов или ягод, желательно свежих. При этом их нужно менять, чтобы организм поступали разные витамины и минеральные вещества. Продукты из злаков должны обеспечить растущий организм энергией, поддержать иммунитет. На углеводы в организме отводится более 50 процентов калорий. В общем, питание должно быть правильным – а это означает сбалансированным, разнообразным, регулярным и приятным.

Режим дня ребенка в 10 лет

Для сохранения здоровья ребенка и обеспечения лучших условий для развития необходимо соблюдать режим дня. Кроме питания важно отвести время на гигиенические процедуры прогулки на свежем воздухе, распределить время для выполнения домашних заданий с перерывами, а также ложиться спать в одно и то же время. Организм школьников расходует калории особо интенсивно в утреннее время, поэтому особое внимание нужно уделять завтраку.

Регулярный прием пищи по утрам снижает риск возникновения многих заболеваний. Завтрак просто необходим для лучшей устойчивости стрессам и высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а кроме этого, он сохраняет нормальный вес у детей. Установлено, что более 40 процентов тучных подростков не завтракают, причем большей опасности получить ожирение подвергаются мальчики. Все получается достаточно банально — по вечерам мамы, испытывая комплекс вины, стараются «докормить» ребенка до нужного «количества». В результате пища не переваривается, ребенок плохо спит, плохо ест утром и продолжает полнеть. Для активных легковозбудимых детей нужно выделять минут 25 перед едой, чтобы успокоиться после нагрузок и подготовиться к приему пищи.

Занятия с ребенком в 10 лет (как развивать)

Для сохранения и воспроизведения информации очень важно всячески развивать и укреплять память. В школе практически на каждом уроке учитель использует различные способы для развития и укрепления памяти. В свободное время можно также уделять этому внимание в игровой форме, подключая компании детей. Чтобы упражнения не становились скучными, лучше представить их в яркой форме – детей привлекает все. Что вызывает эмоциональный отклик.

Несколько видов занимательных игр для тренировки памяти и внимания

1. «Мой любимый фрукт»
Под руководством взрослого несколько детей становятся в круг. Первый ребенок называет свой любимый фрукт. Следующий участник называет свой фрукт и повторяет предыдущее название, и так далее. Последний участник должен перечислить все названия, которые произносились в кругу. Включаясь в игру по цепочке, дети концентрируют внимание и развивают память.

2. «Наблюдательность»
Задача водящего – описать обстановку известной всем комнаты или помещения (например, школьной столовой или актового зала), остальные внимательно слушают и дополняют.

3. «Пары слов»
Это упражнение можно применять в дороге, на природе, дома взрослым и детям. Называя несколько пар слов, (мячик – скакалка, тарелка – каша, чашка-компот, кровать – подушка, машина — руль), а ребенок должен воспроизвести только вторые слова.

Игры и игрушки для детей в 10 лет

Несмотря на то, что жизнь младшего школьника связана большей степени со школой, игры и игрушки остаются интересны ему. Они становятся немного другими, но по-прежнему занимают важное место в жизни ребенка. Без сомнения, игры должны быть развивающими. Это уже не просто машинки, кубики, куклы – лучше всего подходят в этом возрасте конструкторы, логические игры.

1. Конструкторы
Развивают логику, мышление и мелкую моторику. Много наборов для младших школьников – юный химик, физик, электромеханик.

2. Настольные игры
Дети этого возраста очень любят общаться в компании. Маленький коллектив легко сплотить и развлечь настольными играми с несколькими участниками.

3. Лабиринты
Найти правильный путь и выйти из лабиринта не так-то просто – нужно постоянно держать в уме правила, чтобы не возвращаться с нового направления на пройденный путь.

4. Игры с картинками
Для того, чтобы строить игровые стратегии понадобится логика, память и умение анализировать ситуацию, шансы игрока в тои или иной ситуации. Результат игры отображается в количестве очков.

Конечно, не стоит забывать старые семейные игры — шахматы, шашки, лото, домино. При выборе игр обязательно советуйтесь с ребенком. Не выбрасывайте старые игрушки, не посоветовавшись с ребенком – это может ввести его в состояние стресса.

Воспитание ребенка в 10 лет

Важная особенность 10-летнего возраста — появление интереса к противоположному полу, когда мальчики еще не ограничены в группировках от девочек, но контакты явно вызывают интерес, к тому же оцениваются со стороны сверстниками. Поэтому внешнее внимание зачастую скрыто под маской агрессии — например, дергание за косичку. Это настоящий эквивалент симпатии, скрывающий желание общения, смущение и робость. Девочки также небезразличны к такому вниманию. Но общение все еще лишено сексуального окраса, поэтому это время хорошо использовать для сексуального воспитания.

Информация не вызывает еще возбуждения и с помощью медицинских терминов можно ознакомить ребенка с физиологическими потребностями организма, функционированием человеческого тела, подготовить к началу полового созревания. Эти знания помогут входить в пубертатный период без комплексов и снижения самооценки. В детском коллективе важно прививать мальчикам маскулинные черты, а девочкам феминные , воспитывать моральные качества, которые помогут противостоять негативному влиянию «улицы».

Также следует уделять внимание уважению старших, выполнению законов общества, помощи слабым и животным.

Полезные советы родителям: как развивать творческие способности

В 10-летнем возрасте еще можно выявить способности ребенка, но в дальнейшем это будет сделать гораздо сложнее. Дети еще воспринимают неудачи как негативный опыт, особенно если занятия или действия проводятся в игровой форме. Их действия еще не скованы шаблонами и стереотипами, и можно вызвать интерес к творчеству, предоставив ребенку определенную свободу действий в его личное время. Кроме просмотра телевизора и компьютерных игр предоставьте ребенку возможность рисовать, лепить, заниматься музыкой или танцами, записать его в спортивную секцию туда, куда он хочет.

Должны обязательно существовать ограничения в просмотре телевизора или в играх на компьютере, однако должна быть обязательная компенсация в виде интересного занятия. Ни в коем случае не стоит принуждать ребенка к занятиям творчеством, это может вызвать даже разлад в отношениях. Не стоит также чрезмерно перегружать его разнообразными занятиями. Главное – заинтересованность, использование для развития самых сильных увлечений.

Даже самые послушные дети периодически могут кардинально изменить свое поведение. Чаще всего такие переломные моменты наступают во время психофизиологической перестройки организма. Один из самых трудных для родителей периодов, это подростковый возраст. И если раньше мамы и папы с минимальными нервами могли успокоить ребенка, то что делать если ребенок нервный и непослушный в 10 лет знают немногие.

Психологические особенности детей в 10 лет

Данный период знаменуется началом проявления подросткового максимализма, как у мальчиков, так и у девочек. У детей в этом возрасте рушатся и кардинально меняются представления о мире и себе. При этом все вокруг для них представлено крайностями: если кто-то хороший, то он возносится до кумира, неприязнь или плохое отношение может встречать абсолютную агрессию.

Помимо этого, дети в 10 лет остро нуждаются в таких социальных явлениях, как минимум на уровне семьи:

  • искренность отношений;
  • уважение своих интересов;
  • четкое восприятие близкими ребенка как личности;
  • достаточный уровень внимания и демонстрация подлинной любви родителей.

На этом этапе, как девочки, так и проявляют много агрессии. Это своеобразный универсальный способ защиты от психологического и физического насилия, а также отчаянная попытка обратить на себя внимание. Кроме того, именно в это время начинается раннее половое созревание и проявление некоторого интереса к разности полов. При этом любопытство носит скорее общеобразовательный характер и практически исключает глубокий сексуальный подтекст.

Ввиду появления интереса к противоположному полу, как , так и у девочек вызывающее и агрессивное поведение является способом привлечения необходимого уровня внимания. Особенно часто и бесконтрольно проявляется нервозность в случае его острого недостатка, как дома, так и в школе. Для понимания своей важности детям необходимо чувствовать любовь и заботу. Но, одновременно с этим как мальчикам, так и девочкам важно утвердить свое «я» и добиться восприятия себя взрослыми как имеющего право на голос и мнение человека.

Основные причины непослушания в 10 лет

Главными причинами возникновения ярких вспышек агрессии и осуществления преднамеренных подлостей, является чувство своей ненужности родителям и окружающим. Ребенок ощущает себя нелюбимым, глубоко одиноким. Даже при острых агрессивных реакциях, их основной смысл – привлечение внимания и поиск поддержки и доли понимания глубоких проблем.

Довольно часто у детей этого возраста отмечается не только агрессия, но и частый плач, переходящий в истерики. Явление возникает не только у девочек, но и у мальчиков. При этом нередко сам ребенок не способен объяснить причины подобного поведения. Все это является следствием гормональной перестройки организма, в совокупности с острой необходимостью самореализации.

Весьма часто приступы нервозности и плача возникают при желании проявления самостоятельности и попытках устранения ряда существующих запретов или ограничений, а также для уменьшения зоны родительского контроля. Детям важно иметь возможность осуществления самостоятельного выбора в элементарных вещах, высказать свое мнение и ощутить свою значимость и полезность.

Методы устранения агрессивного поведения детей 10 лет

Для эффективной работы по устранению нервозности и непослушания мальчиков и девочек в возрасте 10 лет, родителям важно понимать в первую очередь то, что даже самые отвязные хулиганы и истеричные малыши остро нуждаются в любви, понимании и поддержке. Сам принцип устранения агрессии основан именно на этих потребностях детей.

Изначально любому малышу необходимо помочь выплеснуть скопившиеся эмоции. Однако важно научить его делать это не на людях и одушевленных предметах. Пусть кроха побьет подушку, расскажет о проблеме. Важно не проявлять в данный момент агрессии и разговаривать с ребенком нормальным голосом.

В том случае если истерики и капризы происходят не по причине плохого самочувствия ребенка, их необходимо максимально игнорировать. Ни в коем случае нельзя потакать таким капризам или отвечать агрессией, в результате спокойствия родителей малыш поймет, что такие «концерты» не имеют смысла

Стоит отметить, что в ходе споров взрослым и ребенку важно найти компромисс, а не задавливать малыша своим авторитетом. Любой разговор, особенно воспитательный должен вестись на равных. Для этого маме или папе необходимо присесть, чтобы ребенок был практически на той же высоте и не чувствовал своего ущемления.

Если ребенок везде ведет себя плохо

Чаще всего попытки самоутверждения происходят , или в кругу самых близких родственников. Однако если ребенок нервный и непослушный не только дома, но и , в первую очередь необходимо выяснить истинную причину такого поведения. Возможно она скрывается в присутствии каких-либо страхов или неприятных субъектов, периодически наносящих обиду.

Что делать если ребенок нервный и непослушный в 10 лет везде? Проявления острой и бесконтрольной агрессии везде, часто носят глубокий характер и могут быть проявлениями скрытых нарушений в работе центральной нервной системы. Поэтому систематическое нервозное поведение нередко требует помощи детского психолога. При этом, часто основная проблема кроется во внутрисемейных отношениях и принципах общения и взаимоуважения. Поэтому для устранения негативных факторов может потребоваться и семейный консультант.

Статьи по теме: