Влияние негативных факторов на здоровье дошкольников. Здоровье ребенка

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно".

Академик Н.М. Амосов

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

Правильное питание;

Достаточные физические нагрузки;

Максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед - максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) - суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин - блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде - в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом - местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Классный час
в 6 - 9 классе

«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребёнка»

(из серии классных часов «Твоё здоровье и …»)

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2010г.

Классный час

«Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка »

(слайд 1)

Цели: (слайд 2)

    сформировать ценное отношение к своему здоровью;

    сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье;

    ознакомить с фактами, негативно влияющих на здоровье ребенка.

Задание: (слайд 3)

    * Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

    * Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

  1. К концу занятия учащиеся должны:

    * Владеть информацией о фактах, негативно влияющих на здоровье ребенка;

    * Быть убежденными, что вести здоровый образ жизни – более предпочтительно.

Ход классного часа:

Классный воспитатель:

(слайд 4)Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?». И себе же отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем – то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование для получения информации о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да » или «нет ».

Тест «Твое здоровье»

    У меня часто плохой аппетит.

    нет

    После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

    нет

    Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    нет

    Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    нет

    Я почти не занимаюсь спортом.

    нет

    В последнее время я несколько прибавил в весе.

    нет

    У меня часто кружится голова.

    нет

    В настоящее время я курю.

    нет

    В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    нет

    У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    нет

За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и посчитайте сумму.

Результаты:

1 – 2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.

3 – 6 баллов . Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.

7 – 10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…

(слайд 5)Правила здорового образа жизни.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни:

    Правильное питание.

    Здоровый сон.

    Активная деятельность и активный отдых.

    Отказ от вредных привычек.

При правильном питании снижается заболеваемость учащихся, улучшается их психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное – повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

Вред газированных напитков.

(слайд 6)Давайте немного поговорим о том, что мы пьем . В любом случае важно знать, что именно газированные напитки могут реально принести вред. Во – первых, это углеводы . В 0,33 л Pepsi Cola содержит 8 кусков сахара. Мало кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировой складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них –белок аспартам . Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушением работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки. Именно подсластители являются главными секретами газированной воды – они не утоляют жажду, а, наоборот, вызывают аппетит.

(слайд 7)Газированные напитки содержат кислоту, которая разъедает зубную эмаль и способствует появлению кариеса. Например, в яблочном соке кислоты содержится во много раз больше. Разница только в том, что там она натуральная, хоть и разъедает эмаль зубов, но не вымывает кальций, как это делает ортофосфорная кислота (Е 338). Чаще всего в газировках используется именно она.

(слайд 8)Также газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию. Ее признаки – беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Пожалуй, самое коварное в газированной воде – это тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии – возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

(слайд 9,10)Кока – кола с успехом заменяет бытовую химию.

    история Кока – колы утверждает, что во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 галлона Колы, чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

    чтобы чистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

    чтобы удалить ржавые пятна с хромированного бампера машины, потрите бампер смятым листом алюминиевой фольги, смоченным в Кока – коле.

    чтобы удалить продукты коррозии с батарей в автомобиле, вылейте на них банку Колы.

    чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку Кока – колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

    чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку Кока – колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машинке как обычно. Кола поможет избавиться от пятен. Кока – кола также чистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

    активный ингредиент Кока – колы – фосфорная кислота. Ее рН равен 2,8. За 4 дня он может растворить ваши ногти.

    для перевозки концентрата Кока – колы грузовик должен быть оборудован специальными поддонами, предназначенными для высококоррозионных материалов.

    дистрибьюторы Кока – колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.

(слайд 11)Единственный безвредный компонент газировок – вода. Мертвая, безжизненная, дистиллированная, чтобы ее естественный вкус не нарушал вкус напитка.

(слайд 12)Чтобы уменьшить вред от любой газировки, в т.ч. и от Колы, необходимо следовать простым правилам.

    Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировку пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.

    Пейте через трубочку, чтобы избегать контакта с банкой.

    Ограничьтесь одним стаканом 1 – 2 раза в неделю.

    Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.

    Не давайте газировку детям до 3–х лет.

Опасные пищевые добавки

Теперь поговорим о том, что мы едим . (слайд 13)Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы – производители почему – то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется «на любителя».

(слайд 14)Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике большинство наших с вами соотечественников предпочитают есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов.

Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам.

В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов, и сухариков.

(слайд 15)Коды опасных пищевых добавок

Известные коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики:

Вы все еще хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевом гидрогенизированных жирах, притушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромное количество канцерогена – акриламида?..

Полезные продукты

(слайд 16)А какие продукты полезно есть, чтобы оставаться здоровым? Это фрукты, овощи, рыба, бобовые и т.д.

Предлагаю вашему вниманию викторину на знание полезных свойств овощей и фруктов.

(слайд 17,18,19)Викторина:

    употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний. (морковь)

    Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергентом. (капуста)

    Этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает его ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укреплению иммунитета. (свекла)

    Обладает общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно – сосудистой системы, обмена веществ. (яблоко)

    Повышает прочность капиллярных сосудов, способствует выведению из организма воды и поваренной соли. (груша)

    Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии. (вишня, черешня)

    Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни. (малина)

    Богата общеукрепляющим витамином С. (черная смородина)

    Этот овощ малокалориен, хорошо выводит избыток воды и поваренной соли, способствует процессу образования эритроцитов в крови. (баклажан)

Сколько должен спать человек?

(слайд 20)Второе правило здорового образа жизни, которое мы назвали «сон». Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что для ребенка необходимо 10 – 12 ч, подростка – 9 – 10 ч, взрослого – 8 ч. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна.

(слайд 21)Не случайно об этом придумано столько пословиц:

    от хорошего сна молодеешь;

    сон – лучшее лекарство;

    выспишься – помолодеешь;

    выспался – будто вновь родился.

Двигательная активность

(слайд 22)Следующая составляющая здорового образа жизни – двигательная активность. По статистическим данным, сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10 -ти причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Меньше 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Вредные привычки

К вредным привычкам мы относим курение, алкоголизм, наркоманию.

(слайд 23,24)Курение. В нашем гуманном обществе нет наказаний, но если вы посмотрите на легкие здорового человека и на легкие курильщика, это заставит вас задуматься, стоит ли начинать курить.

(слайд 25)Федеральный закон

«Об ограничении курения табака».

«Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях занимаемых органами государственной власти.»

«Нарушение положения данной статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

(слайд 26)Алкоголизм – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

(слайд 27)Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна. В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз. Термин «наркомания » связан с понятием «наркотик » (от греч. narkotikos - усыпляющий). Говоря о наркомании, мы имеем в виду вещества, формирующие психическую зависимость от потребления. Таким образом, в настоящее время термин «наркотическое вещество » (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. (слайд 28)Согласно общепринятому определению наркомания – это нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определенное вещество (или вещество определенной группы) в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования вещества несмотря на пагубные последствия. Синоним термина «наркомания » является понятие «зависимость ».

Влияние компьютера на здоровье человека

(слайд 29)В последнее время появился еще один вид зависимости – так называемая компьютерная зависимость, или интернет – зависимость.

Основные вредные факторы, действующие на человека, сидящего за компьютером:

Электромагнитное излучение . Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, на еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

(слайд 30)Сидячее положение . Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Кроме того, малоподвижный образ жизни приводит к ожирению.

Воздействие на зрение . Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказывается на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых вами программах, неправильное расположение экрана.

(слайд 31)Перегрузка суставов кистей рук . Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках «бегают мурашки». Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс при потере информации . Не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку… В результате такого стресса случаются инфаркты.

(слайд 32)Влияние компьютера на психику . Тема, на наш взгляд, очень дискуссионная. Игромания, интернет – зависимость – настолько серьезны эти проблемы?

Желаю вам:

    Никогда не болеть;

    Правильно питаться;

    Быть бодрыми;

    Вершить добрые дела.

(слайд 33)

Тест «Твое здоровье»

1.У меня часто плохой аппетит.

    нет

2.После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

    нет

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

    нет

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

    нет

5. Я почти не занимаюсь спортом.

    нет

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

    нет

7. У меня часто кружится голова.

    нет

8.В настоящее время я курю.

    нет

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

    нет

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

    нет

Используемая литература:

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2009.

Общая гигиена: конспект лекций Юрий Юрьевич Елисеев

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

2) образ жизни;

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов -20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1-4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1-4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

Из книги Биокосметология. Искусство быть красивой автора Виктор Федорович Востоков

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ КОЖИ ТЕПЛО И ХОЛОД Сильный холод, как и тепло, влияет на состояние кожи лица.По-видимому, идеальный климат для кожи – мягкий и сырой.Тепло старит и сушит кожу любого типа, кроме жирной. По мере того, как природная смазка начинает исчезать, кожа

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

Биоритмологические факторы, влияющие на очищение Большинство неудач в очистительных процедурах в основном объясняется незнанием, когда лучше всего их проводить. В итоге, выбирая любое, удобное для себя время, человек не попадает в ритмы работы очищаемого организма. В

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

47. Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

Из книги Обычные семьи, особые дети автора Милтон Селигман

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.Стабильно неблагоприятная тенденция

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Другие факторы, влияющие на семью Стресс, его причины и последствия, возможно, изучен лучше, чем все другие стороны жизни особых детей и их семей (Beckman, 1983; Friedrich, 1979; Friedrich & Friedrich, 1981; Houser, 1987; Patterson, 1991; Wikler, 1981). Стресс может проявляться самым различным образом:

Из книги Сохранить здоровье ребенка. Как? автора Валерия Христолюбова

Факторы, влияющие на развитие гибкости К основным факторам, влияющим на развитие гибкости, относятся морфофункциональные особенности работающих мышц; изменение ритма двигательного действия; психоэмоциональное состояние; температура мышц; температура окружающей

Из книги Невидимая гимнастика для тех, кто следит за своей фигурой. Гимнастика в офисе, лифте, на пляже, по дороге на работу автора Елена Львовна Исаева

Факторы, влияющие на психическое здоровье детей Психическое здоровье включает в себя ясное сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности. Данный термин подразумевает состояние равновесия различных

Из книги Болезни глаз автора Автор неизвестен

Влияющие на кожу факторы Если вы злоупотребляете алкоголем или напитками, содержащими кофеин, – черным кофе, крепким чаем или кока-колой – и при этом пьете мало воды, то у вас может возникнуть ряд проблем с кожей лица. Чистая вода необходима для промывания организма, а ее

Из книги Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения автора Александра Васильева

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Для того, чтобы избежать заболевания глаукомой. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:- После того, как вам исполнится 40 лет, раз в год измеряйте внутриглазное давление у своего врача, особенно если у вас в семье были

Из книги Аюрведическое питание для современного человека автора Максим Витальевич Кулижников

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия у детей В период интенсивного роста организма – в 3 и 6 месяцев, 1 – 3 и 5 лет – происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный аппарат, соединенный еще чересчур растяжимыми связками, а также слабые мышцы

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Дополнительные пищевые факторы, влияющие на состояние человека В последнее время все шире и шире распространяется идея о том, что пища, которую мы едим, непосредственно влияет не только на наше здоровье и настроение, но и на характер, состояние ума, взаимоотношения с

Из книги 200 рецептов здоровья для метеочувствительных людей автора Татьяна Лагутина

Факторы, влияющие на развитие рака Считается, что канцерогенез – процесс, который приводит к развитию ракового заболевания, – является поэтапным. Это многоступенчатый процесс, который начинается с предракового поражения клеток и затем постепенно переходит к

Из книги Идеальная кожа. Как сделать мечту реальностью. Домашняя энциклопедия автора Тамара Петровна Желудова

Факторы погоды, влияющие на самочувствие Главным фактором, который отвечает за погоду на Земле, является Солнце. Его лучи прогревают атмосферу, однако делают это неравномерно. Происходит это, во-первых, потому, что Земля вращается, а во-вторых, потому что ось ее вращения

Из книги Анализы и диагнозы. Это как же понимать? автора Андрей Леонидович Звонков

Заболевания, влияющие на состояние кожи Помимо болезней непосредственно кожи, существует еще множество заболеваний, которые проявляются различными кожными высыпаниями. Самое первое из них, которым часто болеют в детстве - ветряная оспа. Характерным признаком многих

Из книги автора

Факторы, влияющие на артериальное давление Я не буду сейчас рассказывать, как снижать АД. Это удел лечащего врача. Кроме того, все гипертоники обычно знают, какие лекарства им помогают. И потом, цель книги не в том, чтобы назначить те ли иные препараты или БАД. Нет. Она нужна

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ: "ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых

превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье - это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
- наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
- рациональный двигательный режим,
- разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
- смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды, многие из которых следует расценивать как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.

В формировании здоровья детей участвуют следующие важ­нейшие факторы:

· здоровье и возраст родителей на момент рождения ребен­ка, осложнения беременности и родов;

· социальные (питание, жилищные условия, образ жизни, доход семьи, уровень образования родителей, психологи­ческий климат в семье);

· эпидемиологические;

· экологические;

· факторы учебного процесса.

Здоровье и возраст родителей играют существенную роль в формировании здорового поколения. Наличие у родителей вредных привычек, хронических и некоторых инфекционных заболеваний может отрицательно повлиять на здоровье ребен­ка. Эти моменты неблагоприятно отражаются на развитии пло­да в период его зачатия и внутриутробного развития, являясь причиной таких наследственных заболеваний, как дальтонизм, гемофилия, пороки развития, уродства и т.д., на долю которых, по данным ВОЗ, в разных странах мира приходится от 4 до 8 % патологии детского возраста.

Известно также, что чем моложе будущие родители или, на­против, старше, тем неблагоприятнее это обстоятельство для здоровья ребенка.

В возрасте до 1 года важнейшими для здоровья детей явля­ются такие социальные факторы, как характер семьи и образо­вание родителей. В 1-4 года значение этих факторов остается весомым, но увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, наличие животных в доме, курение взрослых, посещение ДДУ. В возрасте 7-10 лет наибольшее значение имеют жилищ­ные условия, доход семьи, наличие животных и курение родственников в жилище.

Ведущими биологическими факторами во всех возрастных группах детей являются болезни матери во время беременности и осложнения беременности и родов.

Существует условная классификация социально-гигиеничес­ких факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья де­тей и подростков, представленная в табл. 10.1.

Питание как фактор, формирующий здоровье населения, стал заметен в нашей стране в последнее десятилетие, когда произошло резкое экономическое расслоение обществе. В се­мьях с высокой материальной обеспеченностью часто встреча­ются дети с нарушениями жирового обмена, а в семьях с низ-

Таблица 10.1. Социально-гигиенические факторы, значимые для здоровья детей

Благоприятные (оздоровительные) факторы Факторы риска
Соответствие условий окружаю­щей среды гигиеническим нор­мативам Нарушения гигиенических тре­бований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности
Оптимальный двигательный ре­жим Гипо- или гипердинамия
Закаливание Нарушение режима дня и учеб­но-воспитательного процесса
Сбалансированное питание Нерациональное питание
Рациональный суточный режим Отсутствие гигиенических навы­ков и здорового образа жизни
Здоровый образ жизни Неблагоприятный психологи­ческий климат в семье и коллек­тиве

ким и доходами резко увеличилось число детей и подростков с пониженным пищевым статусом вследствие дефицита в пище белка, особенно животного происхождения, витаминов и энер­гетической недостаточности питания.

Дефицит витаминов в среднем наблюдается у 40 % населе­ния, он в первую очередь касается витаминов С, А, Е и бета-каротина, составляющих основу антиоксидантной защитной системы организма, наблюдается во всех возрастных группах населения, во всех регионах и во все сезоны года.

Отмечается дефицит кальция и железа в связи с недостаточ­ным потреблением молока, молочных продуктов и мяса как ос­новного источника железа.

Дефицит микроэлементов (меди, селена, цинка, йода, фтора) стал национальной проблемой у нас, а также в Европе и Аме­рике, причем селен является важным элементом в антиокси­дантной защите человека.

К тому же сами продукты в ряде случаев не могут считаться доброкачественными в гигиеническом отношении, будучи за­грязненными микроорганизмами и многочисленными ксено­биотиками (солями тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, нитритами, нитратами, нитрозаминами, пестицидами и анти­биотиками). От 60 до 70 % чужеродных веществ поступает в организм с пищей.

Образ жизни - емкое понятие. Под здоровым образом жизни следует понимать не только отсутствие вредных привычек, но и наличие двигательной активности, рациональные режимы питания, труда и отдыха. Давно доказано, что вредные привыч­ки (табакокурение, злоупотребление алкогольсодержащими на­питками, прием наркотиков) оказывают крайне негативное влияние на соматическое и психическое здоровье детей и под­ростков.

Эпидемиологические факторы резко отрицательно отражаются на состоянии здоровья населения, в том числе и детского. Из­вестно, что детские инфекции составляют около 15 % от всей детской заболеваемости. Следствием игнорирования прививоч­ной работы в нашей стране стали возобновление и рост в сере­дине 90-х годов таких забытых инфекций, как дифтерия, полио­миелит и корь.

Под воздействием эндемических факторов у населения по­являются эндемический зоб, уролитиаз, флюороз, кариес зубов, стронциевый и молибденовый рахит. Развитию этих и других заболеваний способствует наличие биогеохимических провин­ций, искусственно созданных промышленной деятельностью человека, влияние которых на здоровье населения требует даль­нейших научных исследований.

Из перечисленных факторов питание, эндемические и эпи­демиологические (природно-очаговые болезни - риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит, геморрагическая лихорад­ка и др.) могут быть отнесены и к экологическим. Не случайно, по данным ВОЗ, экологические факторы в настоящее время обусловливают более 25 % всех заболеваний человека, а по ряду стран и регионов этот показатель достигает даже 40 %, причем с учетом эндемических и эпидемиологических факторов он ста­новится еще выше.

Годы пребывания в школе (с 6-7 до 17-19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Нерациональное естественное и искусственное освещение, неправильное рассаживание детей в классе, нерациональные учебные пособия, нарушение правил чтения могут привести к миопии. Количество близоруких детей увеличивается в вы­пускных классах.

Нерационально устроенная школьная мебель и неправиль­ная посадка (поза) ученика во время урока приводят к наруше­нию осанки - кифозу и сколиозу.

Несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома мо­жет вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в орга­низме.

В детском возрасте, как уже говорилось, происходит развитие и совершенствование иммунной системы организма. Тесное общение в детских коллективах, где могут быть инфекционные больные, способствует развитию детских эпидемических ин­фекций: кори, ветряной оспы, коклюша, скарлатины, дифте­рии, краснухи и др.

Технические средства обучения (ТСО), все шире применяе­мые в современных образовательных учреждениях, включая школы и детские сады, обеспечивают лучшее восприятие учеб­ного материала, повышая внимание и интерес к изучаемому ма­териалу. К ТСО относятся кино-, диа- и эпипроекторы, те­левизоры и видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Однако использование аудиовизуальных ТСО и компьютерной техники с видеодисплейным терминалом (ВДТ) требует регла­ментирования времени их непрерывного применения в учебном процессе вследствие их отрицательного влияния на состо­яние зрительной и общей работоспособности организма детей и подростков под влиянием длительного статического напря­жения и напряжения зрения.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в им­мунной, нервной и сердечно-сосудистой системах и, по мне­нию некоторых ученых, создает опасность риска заболевания экземой при работе с дисплеем в течение 2=6 ч и более в день, что объясняют способностью этих полей повышать концентра­цию положительных ионов в рабочей зоне, которые адсорби­руют пылевые частицы, являющиеся причиной аллергизации организма. Известно также, что электромагнитные поля меша­ют появлению новых условных рефлексов и ухудшают процесс запоминания.

Переменное электрическое поле влияет на минеральный об­мен: резко изменяются состав мочи и потребность организма в раде минеральных веществ. Так, увеличивается выброс каль­ция и резко задерживается фосфор, что объясняют либо акти­вацией деятельности надпочечников, гормоны которых регули­руют минеральный обмен, либо непосредственным влиянием электромагнитных излучений на ионные каналы клеточных мембран.

Компьютеры влияют на центральную нервную систему де­тей. Ритмические сигналы от монитора могут стать причиной плохого самочувствия. При длительной работе на компьютере у некоторых школьников отмечаются психологические рас­стройства, раздражительность, нарушение сна, нежелание при­ступать к работе с компьютером, а также снижение работоспо­собности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрес­сивных состояний.

Работа на компьютере происходит в вынужденной рабочей позе, вследствие чего отмечаются повышенная нагрузка на ос­тисто-крестцовые мышцы, боли в шейном и грудном отделах позвоночника.

Статьи по теме: