Занятия с подростками кто такой кумир. Насколько сильно кумиры подростков влияют на их жизнь

Телевидение демонстрирует (через образ телеведущих, персонажей фильмов) модели поведения, отражающие определенные нравственные ценности. Они могут входить в конфликт с ценностями, усвоенными человеком ранее. Этот конфликт у подростков нередко разрешается в пользу телеобразцов, поскольку в силу возрастных особенностей они склонны подвергать сомнению ценности близких взрослых, а для адекватной нравственной оценки им не хватает собственных ориентиров и опыта.

В результате у ребят могут формироваться искаженные нравственные представления и оценки и, как следствие, воспроизведение негативных образцов поведения как «достойных», соответствующих социальным нормам и ценностям.

Исследованию влияния СМИ на человека, и в частности на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах XX века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло. Как показывают социологические исследования, телевидение занимает одно из ведущих мест по популярности среди других СМИ. С помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

Экранные образцы поведения не обязательно копируются. Однако есть категории школьников, которые склонны воспроизводить их в реальности. Это, как правило, подростки, испытывающие в жизни трудности - социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, невозможность (объективную или субъективную) самореализации. Такие ребята копируют образцы «успешного» поведения независимо от того, какими средствами достигается успех.

Для подростков кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов и моделей поведения. В качестве отрицательного персонажа чаще всего предстает неудачник, тогда как в качестве положительного - ловкач, хитрый и умелый преступник.

Влияние телеагрессии на поведение и развитие личности изучается и в западной, и в отечественной психологии. Связь между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением не считается установленной, однако выделяются три основных вида негативных психологических последствий интенсивного потребления подростками насилия на экране:

снижение чувствительности к экранному изображению насилия и его проявления в реальной жизни;

представление, что насилие - вполне приемлемое средство разрешения конфликтных ситуаций в жизни. При прочих равных условиях это представление укореняется в сознании юных зрителей тем сильнее, чем драматизированнее экранная репрезентация насилия;

искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением.

Влияние содержания фильмов на социально-психологические качества подростков изучалось в исследовании А.Злобиной. Она установила, что просмотр морально-инвестированных видеосюжетов оказывает отрицательное влияние на ценность социально-положительных качеств личности (честность, дружелюбие, верность, отзывчивость) и приводит к изменению контроля с внутреннего на внешний. Это влияние отчетливо прослеживается у 13-14-летних испытуемых и практически не обнаруживается у 19-20-летних.

Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и юношей показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.

Основываясь на проведенном анализе, мы предположили, что показ в качестве положительного героя человека сильного, успешного, нередко внешне обаятельного, но с сомнительными нравственными ценностями, может дезориентировать подростков и приводить к неадекватной оценке нравственных характеристик героев. Это позволило сформулировать следующую гипотезу: оценки подростками нравственных качеств популярных киногероев носят недостаточно дифференцированный и адекватный характер, причем с возрастом дифференцированность и адекватность оценок возрастает.

Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено исследование, состоявшее из двух этапов. На первом проводилось анкетирование с целью определения наиболее популярных персонажей отечественных и зарубежных фильмов, а также их характеристик. Анкета содержала два вопроса:

1. Назовите, пожалуйста, одного или несколько наиболее привлекательных для вас героев кино- или телефильмов.

2. Чем этот герой вас привлекает?

Были опрошены 28 учащихся 8-х классов, 49 учащихся 10-х классов и 57 учащихся 11-х классов (всего 134 человека).

На втором этапе двум группам испытуемых предлагалось оценить по шкалам семантического дифференциала нескольких персонажей и ряд нравственных качеств. Обработка результатов позволяет оценить степень семантической близости качеств тому или иному персонажу.

На этом этапе в исследовании приняли участие 28 учащихся 8-го класса (15 девочек и 13 мальчиков) и 25 учащихся 11-го класса (14 девочек и 11 мальчиков).

Результаты исследования

В результате анкетирования были выделены персонажи фильмов, пользующиеся наибольшей популярностью во всех опрошенных возрастных группах. Всего было названо 63 персонажа и 17 актеров, многие из которых упоминались лишь один раз.

Чаще других указывались следующие имена:

Сергей Безруков 33%

Нео («Матрица») 17%

Юрий Никулин 9%

Терминатор 5%

Гоша Куценко 5%

Сергей Бодров 4%

Ответы на второй вопрос тоже были разнообразные, кроме того, не все респонденты на него ответили. Чаще всего указывали следующие характеристики:

Нравится внешность 27%

Сильный, мужественный 18%

Манера поведения 12%

Характер 8%

Остальные характеристики упоминались в основном одним-двумя опрошенными. Эти результаты говорят о том, что подростки не всегда осознанно подходят к оценке поведения и нравственных качеств персонажей фильмов, поэтому по результатам опроса нельзя сказать, как они оценивают характер и модели поведения привлекательных для них героев.

По данным анкетирования был определен список персонажей, подлежащих дальнейшей оценке. Мы остановились на трех героях: Саше Белом (Сергей Безруков, телесериал «Бригада»), Павле Кравцове (тот же актер, телесериал «Участок») и Нео (Киану Ривз, кинофильм «Матрица»). Выбор первых двух персонажей был обусловлен тем, что актер, чаще других упоминавшийся нашими испытуемыми, сыграл две противоположные по нравственным установкам роли. Это позволяет четко развести отношение к актеру и отношение к персонажу, способность дифференцированно оценивать именно нравственные характеристики героев. Третий персонаж, Нео, представляет собой достаточно типичный для современной кинопродукции образ героя, который во имя благих целей пользуется достаточно жестокими, насильственными средствами.

В список характеристик, отражающих нравственный облик персонажей, вошли следующие: смелость, честность, порядочность, верность дружбе, доброта, человеколюбие, жестокость, упрямство, стремление к достижению цели любым способом. Кроме того, в список включили привлекательную внешность, поскольку эта характеристика часто упоминалась в ответах подростков.

Полученные результаты говорят о том, что наиболее привлекательным для подростков является Кравцов, причем оценки мальчиков и девочек практически не расходятся. На втором месте у мальчиков Белый, а у девочек - Нео, что объясняется, возможно, большей романтичностью, «красивостью» последнего.

Наиболее сильным из героев воспринимается Нео, он же наиболее активный. Оценки активности первого и третьего персонажей у мальчиков и девочек не различаются, тогда как активность Кравцова значительно выше для девочек, чем для мальчиков. Это может быть связано с более выраженной у девочек ориентацией на внутренние критерии и состояния.

В целом Кравцов скорее привлекательный герой, нежели сильный или активный.

Самыми сильными качествами для мальчиков являются смелость и порядочность, а для девочек - верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значения по параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой и активностью в представлении подростков не обладают.

Очень трудно найти взрослого, у которого в раннем возрасте не было кумиров. Почему же так часто вид подростка, фанатеющего от какого-нибудь певца или актера, вызывает у нас раздражение и непонимание? Попробуем разобраться.

Во-первых , понятно, что времена другие, и мораль и нормы общественного поведения отличаются.

Во-вторых , раздражение может быть связано с чувством ревности: Сталлоне для подростка по определению круче родного отца.

И в-третьих , причина порой бывает весьма банальна. Очень часто нас раздражает то, чего мы не понимаем.

Данная статья посвящена тем родителям, которые готовы задуматься над психологическим механизмом «подросткового идолопоклонничества» , понять и принять своего ребенка со всеми его возрастными особенностями.

Известно, что переходный возраст называется так не случайно. Еще не взрослый, но уже и не ребенок, уже меньше прав, но гораздо больше обязанностей. Требования со стороны социума в целом и родителей в частности резко возрастают. Все это накладывается на бурное развитие и перестройку всех органов и систем организма. Эмоциональная сфера так же нестабильна - немотивированная смена настроения свойственна подростку в период полового созревания.

И при всех этих сложностях существуют важные возрастные задачи, которые необходимо решить. Важнейшие из них - это обретение идентичности, отстаивание собственных психологических границ, развитие эмоциональной сферы.

Попробуем разобраться, какое же отношение кумиры подрастающего поколения имеют отношение ко всем этим задачам. Ведь нам, взрослым, часто кажется, что ребенок увлекся какой-то ерундой, тратит время, которое можно было бы посвятить учебе или работе по дому.

Для подростка на первый план выходит общение с ровесниками, равнение на них, на компанию, в которой они все находятся, на общие интересы. Есть такое понятие, как референтная группа. Это группа индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. Референтные группы подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а часто формируют новые. Все это означает, что подросток будет склонен увлекаться тем же, что и большинство его знакомых. Ведь быть не таким, как все, в этом возрасте значит быть изгоем. Следовательно, общие кумиры - это один из способов, который использует подросток, чтобы получить поддержку, одобрение и принятие .

Кумиры - это еще и образцы для подражания. В поисках идентичности подросток стремится найти того, на кого бы он хотел равняться. На самом деле нет большой разницы между заявлениями «хочу быть космонавтом» и «хочу быть рок-звездой». И в том, и в другом случае это просто разные профессиональные воплощения известности, популярности, общественного признания. И ничего нет в этом плохого, это естественное желание психологического принятия. Совершенно нормально хотеть быть похожим на того, кого все любят и уважают. Согласитесь, вас бы удивило поклонение кому-нибудь неизвестному . К тому же, выбирая кумиров, подросток может выбрать и будущую профессию. Подражая футболистам, ваш ребенок, скорее всего, захочет заняться спортом, а известной кинодиве - пойти на курсы актерского мастерства.

Рассмотрим также феномен влюбленности в кумира . Любовь - сложное чувство, поэтому «отношения» с кумиром можно рассматривать как форму тренировки перед реальными отношениями. Симпатизировать звезде психологически безопасно. Нет реального контакта, совместного быта, разницы в характерах и социальном положении, которые могли бы в реальной жизни помешать отношениям. Есть только всепоглощающее чувство, восторг, переживание новых эмоций. Бесконечные обсуждения с подругами «идеальности» избранного героя, любовных чувств. Мечты и сожаления, радость и слезы, тоска и разочарование. Все это пройдет со временем, и девушка научится строить отношения более зрелые и, само собой, с реальным человеком.

Понятно, что увлечения могут быть и знаком родителям : «я уже взрослый», «я не такой, как вы», «я хочу отделиться». Но и это не повод думать, что ребенок перестал вас любить. Парадоксально, он действительно хочет ощущать себя отдельной, взрослой личностью, но, как никогда раньше, ему нужна ваша искренняя поддержка и принятие. Подросток «становится на крыло», и ему важно знать, что он все делает правильно.

  • Поговорите с ним, не критикуя.
  • Задавайте ему вопросы, больше интересуйтесь и поддерживайте его увлечения.
  • Применяйте активное слушание.

Сильный же контроль и активное противостояние лишь будут способствовать созданию психологического барьера между вами. Если вы хотите гармонично воспитать ребенка и передать ему свой опыт и свои знания, то постарайтесь также воспринять и его пусть и небольшой, но значимый для него опыт. Пусть даже это опыт, полученный в отношениях с недосягаемым кумиром.

Жанна Сандаевская, психолог

Пару недель назад «Телеграф» рассказывал , с чем могут столкнуться дети, находясь в интернете без родительского контроля. На этот раз мы подробно изучили современных музыкантов, которые стали кумирами современных подростков. Пришлось постараться, чтобы найти версии песен без мата, но если станет интересно — в интернете можно посмотреть оригиналы.

Элджей (23-летний Алексей Узенюк; хип-хоп)

Элджей появился на музыкальной сцене в 2014 году. Всероссийскую популярность он приобрел в прошлом году, после совместного трека «Дисконнект» с поп-исполнителем и автором песен Кравцом, а также после выхода альбома Sayonara Boy.

В топы музыкальных чартов «ворвался» в 2017 году после выхода трека «Розовое вино» совместно с Федуком — песня заняла первое место в музыкальной премии «ВКонтакте». Она «выстрелила» практически за один день и до сих пор остается на вершинах чартов, является одним из самых скачиваемых на платных музыкальных площадках. На композицию сняли десятки пародий, в числе которых «Под бой курантов» (блогер Юрий Хованский и певец Дмитрий Маликов) и «Розово-малиновое вино» (команда телепередачи «Вечерний Ургант»).

К концу 2017 года на счету Элджея шесть альбомов. В декабре прошлого года он открыл собственный лейбл и начал сотрудничать с группой «Черное кино». Трек «Минимал» , вышедший в конце прошлого года, записан на новом лейбле.

Музыкальный продюсер и телепродюсер Алексей Цапалин считает, что почти со стопроцентной вероятностью многие современные артисты, которые за короткий срок «ворвались» в топы, так же быстро забудутся. И, возможно, «съедут» оттуда они со «звездной болезнью», при этом не понимая, что с ней делать.

«Это проблема тех, кто ненадолго "въехал" на вершину. Так же как участники "Дома-2", "Фабрики звезд" и других реалити-шоу», — поделился продюсер.

Специфичный образ Элджея, кажется, привлекает юных фанатов еще больше (например, белые линзы, от вида которых взрослым чаще всего становится жутко). Под фотографиями рэпера в Instagram сотни хвалебных комментариев, тысячи лайков. В основном — от девочек-подростков. Многие юные фанаты, несмотря на наличие мата в песнях, записывают каверы.

Федук (25-летний Федор Инсаров; рэп)

Федук занимается музыкой более семи лет, а в 2013 году его песня «Околофутбола» стала саундтреком к одноименному фильму. Но в топы российских чартов он «влетел» только год назад, после песни «Розовое вино», которая была записана совместно с Элджеем. Сейчас трек называют одним из главных русскоязычных хитов прошлого года.

Сольные треки также попадают в музыкальные чарты, а юные фанаты записывают кавер-версии и выкладывают в соцсети. В текстах Федука мата в разы меньше, чем у других современных исполнителей.

Face (20-летний Иван Дремин; рэп)

Первый альбом рэпера из Уфы вышел в 2015 году, а спустя два года, после выхода клипа на песню «Бургер», молодой человек стал одним из самых популярных исполнителей во всей России. Публиковать оригинал трека не будем, но вы его обязательно найдите (если вам больше 18 лет, конечно).

Поколение старше 30 лет рэпера, мягко говоря, не любит, но даже они на вопрос «Чем вам нравится рэпер Фейс?» отвечают , что «каждый раз, когда меня выворачивает от Фейса и я осуждающе смотрю на своих учеников, которые его боготворят, вспоминаю, что слушала в 14 лет. И я просто улыбаюсь, ну возраст такой».

В декабре 2017 года Фейса назвали одним из главных персон года по версии соцсети «ВКонтакте», у него большое количество несовершеннолетних фанатов по всей стране. И они, несмотря на обилие мата в текстах песен , также записывают свои версии треков.

«Они — трансляторы современных мыслей. Молодец, например, Фейс, который сообразил, что надо заканчивать ругаться матом, и начать продвигать какие-то более здравые вещи. Они все умные ребята, хорошо образованные. Но то, что они делают, иногда за гранью», — считает Алексей Цапалин.

Little Big (32-летний Илья Прусикин, 36-летний Сергей Макаров, 27-летняя Олимпия Ивлева, 26-летняя Софья Таюрская, 38-летний Антон Лиссов; рэп-рейв)

Группа впервые появилась в 2013 году. Коллектив выложил на YouTube клип на трек Every Day I’m Drinking. Первый полноценный альбом вышел в 2014 году. В феврале-марте 2018 года группа готовит к выходу четвертый студийный альбом.

Участники коллектива называют свой стиль «сатирической арт-коллаборацией» и почти в каждом клипе высмеивают различные национальные стереотипы о русских. Коллектив имеет собственный лейбл — Little Big Family (в него входят российская фолк-панк-хардкор группа The Hatters, российская трэп-исполнительница Tatarka, а также израильская рейв-группа Orgonite). Это единственное видео коллектива, которое можно публиковать. Остальные ищите на официальном YouTube-канале, но будьте готовы к обилию мата.

«Современные артисты на самом деле умеют выражать свои мысли без мата. Они просто занимаются творчеством в формате той аудитории, для которой работают. Надо понимать, что если они начнут совершенно другую историю делать — аудитория их просто не поймет», — предположил Алексей Цапалин.

Pharaoh (22-летний Глеб Голубин; рэп)

Рэпер начал заниматься музыкой в 2014 году, но долгое время был известен только в узких кругах. В 2016 году его называли самым перспективным молодым рэпером России, а в 2017 году он попал в топы музыкальных чартов с треком «Дико, например», а клип стал одним из самых популярных видео в России.

Но и юные фанатки не оставляют рэпера без внимания — сотнями оставляют комментарии под фотографиями в Instagram, а по запросам на YouTube можно найти не одну кавер-версию треков.

И пародий в интернете достаточно. Например, «Советы грибникам» (команда «Вечернего Урганта» на трек «Дико, например») за прошедшие пять месяцев посмотрели более 7,3 млн раз.

«Грибы» (основатель коллектива — Юрий Бардаш; хип-хоп и хаус)

Музыкальный коллектив был основан в Киеве в 2016 году. В России попал в топы чартов и YouTube после выхода клипа на трек «Тает лед» в 2017 году. Участники предпочитают анонимность — не дают интервью, скрывают свои лица и не участвуют в фотосессиях. В конце августа прошлого года продюсер группы заявил, что с декабря коллектив больше не будет заниматься концертной деятельностью, а в ноябре группа отменила все запланированные на конец года концерты. После этого стали появляться слухи о распаде коллектива, но до сих пор никто официально эту информацию не подтвердил.

На самую известную песню коллектива сняты десятки пародий и кавер-версий, а, по мнению сервиса «Яндекс.Музыка», россияне слушали песни коллектива столь же часто, как Эда Ширана и Светлану Лободу. В основном фанатами «Грибов» являются подростки и молодые люди.

Скриптонит (27-летний Адиль Жалелов; рэп)

Впервые о нем узнали в 2013 году, а пару лет спустя Скриптонит выпустил первый альбом («Дом с нормальными явлениями»). Сейчас исполнитель позиционирует творчество как «казахский рэп».

На Instagram рэпера подписано более миллиона человек, и если открыть весь список, то бо льшая часть аудитории — подростки и молодые люди от 12 до 30 лет. Возможность комментирования фотографий в аккаунте отключена, но это не мешает поклонникам любить Скриптонита и выкладывать в интернет кавер-версии его песен.

ЛСП (28-летний Олег Савченко; рэп)

Название проекта — сокращение от английского (Lil’ Stupid Pig). Сольно выступать начал в 2007 году, но в России стал популярен только год назад, после выхода альбома Tragic City и клипа «Монетка».

Несмотря на то, что на ЛСП в Instagram подписано чуть меньше 300 тыс. человек, каверы на его треки снимают в приличных количествах — можно убедиться, набрав соответствующий запрос на YouTube. Несовершеннолетних фанатов не смущает даже пропаганда алкоголя и беспорядочных связей.

«А что было раньше? The Beatles что пропагандировали? Никакой войны, только любовь. The Rolling Stones — секс, наркотики и рок-н-ролл. Это всегда было. Это тот адреналин, который вырабатывается у молодых людей и который надо куда-то деть. Ребята это понимают и играют об этом», — поделился Алексей Цапалин.

Мы (25-летний Даниил Шайхинуров и 17-летняя Ева Краузе; инди-поп)

Даниил ранее сотрудничал с коллективами «Обе две» и «Сансара», а группа «Мы» образовалась в 2017 году, когда он обратил внимание на Еву в Инстаграме, после того, как девушка записала короткий видеоролик с песней.

Коллектив просуществовал недолго — в начале 2018 года они распались по неизвестным причинам. Изначально интернет-пользователи предположили, что группа прекратила существование после того, как студент МГТУ им. Баумана из-за неразделенной любви убил девушку и покончил с собой, так как в записке он указал, что «во всем виновата музыка» (имеется в виду текст песни группы, в которой есть строчки «Мне придется убить тебя, ведь только так я буду знать точно, что между нами ничего и никогда уже не будет возможно»). Также студент сообщил, что после прослушивания трека больше двух раз песня начинает восприниматься как призыв к действию, после чего на Change.org появилась петиция о запрете песни. Однако участник группы Даниил попросил не связывать произошедшее с их коллективом, а 26 января в прямом эфире в Instagram Ева рассказала о распаде коллектива из-за творческих разногласий.

Несмотря на короткое существование, у группы успела появиться собственная аудитория и юные фанаты, записывающие кавер-версии песен.

Аигел (31-летняя автор и исполнитель Айгель Гайсина и 44-летний музыкант Илья Барамия; современный шансон, криминальная лирика)

Коллектив исполняет песни о судмедэкспертах, верховных судьях, сотрудниках правопорядка и других государственных служащих. Песни музыканты пишут на фоне личной истории вокалистки — ее жениха осудили на три года заключения за покушение на убийство (в декабре прошлого года его выпустили по УДО). Альбом «1129» — отсылка к количеству дней, которые он должен был провести в заключении.

Специфичность жанра, кажется, привлекает еще больше фанатов к молодому коллективу — на YouTube стабильно появляются кавер-версии песен коллектива.

«Специфичные образы нравятся тем, кто слушает этих исполнителей. В разные времена были люди с разными образами. Были времена панка — удивительный вид у них всех был, во времена глэм-рока тоже все забавно достаточно выглядело. Это эпатаж, там все — гротеск, все "слишком" и "чересчур". Но это просто сценический образ», — поделился Алексей Цапалин.

Человеку свойственно искать пример для подражания. В нас присутствует внутренняя потребность восхищаться тем, что мы считаем близким к идеалу и осуждать то, что для нас неприемлемо. В подростковом возрасте идет активное формирование собственного образа и личностных приоритетов. Молодые люди, которых уже нельзя назвать детьми, но и до категории взрослых они еще не доросли, стремятся найти свое место в жизни, позиционируя себя с той или иной известной личностью. К сожалению, кино, Интернет, журналы, газеты и телевидение ежедневно красочно описывают жизнь и времяпровождение не только тех, кто достоин восторгов, но и тех, кто добился славы черным пиаром и неадекватным поведением, воспринимаемым молодежью, как вызов обществу и отвага. Можно при случае помочь своем детям выбрать подходящего кандидата для подражания и это может пойти только на пользу, так на сайте http://peopletalk.ru/ можно найти много информации об известных личностях, также как и необходимые советы в разных ситуациях.

Сложно избежать влияния на подростков как первых, так и вторых. В сложных ситуациях подростки пытаются вести себя аналогично нашумевшим знаменитостям, не понимая, почему исход у них не таков. Отсюда – комлексы , самобичевание, юношеские депрессии. Очень часто молодые люди видят в кумирах пример для подражания , стараясь ощутить себя увереннее и морально сильнее тогда, когда не видят поддержки со стороны близких и родных. Если в подростковом бунте дома не желают искать первопричину, а встречают в штыки, агрессией и наказаниями, молодые люди еще более отдаляются, погружаясь в роль жертвы и идеализируя своих кумиров.

Порой родителям сложно смириться с тем, что подросший ребенок имеет отличную точку зрения и собственное мнение. Смелость в одежде, музыке, литературе заставляет взрослых вешать на подростков ярлыки и ужасаться «погрешностям в воспитании». Разумеется, есть ситуации, которые требуют вмешательств, но лишь как серьезных и доверительных бесед. Желание «согнуть в бараний рог» за то или иное нарушение, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Ответной реакцией станет лишь озлобление и чувство ненависти к родным людям. Не следует сбрасывать со счетов повышенную эмоциональность , свойственную подростковому периоду . Ведь далеко не редки случаи, когда человек всю жизнь таит обиду, нанесенную родителями еще в детском или подростковом возрасте.

В разумных пределах подрастающему человеку следует предоставить свободу, не давя на психику излишней опекой или заботой, оставляя за ним выбор друзей, одежды, музыки. В то же время, если девочка огорчается, что не так хорошо слажена или не имеет такой гладкой кожи, как ее кумир, и, как следствие, «садится» на жесткую диету, которая не может не отразиться на здоровье, с ребенком следует поговорить и объяснить, что фитнес, танцы, бассейн или любые другие занятия спортом принесут большую пользу, чем такой стресс для организма, как диета .

Это же относится и к мальчикам , которые страдают от подростковой «неуклюжести » и еще несформированного тела. Нередко в дело идут гормональные и другие препараты, противопоказанные все еще растущему организму. В тоже время тренажерный зал, различные виды спорта и борьба окажут подростку хорошую услугу, являясь великолепной альтернативой приему препаратов и добавок. Тем более что, как говорится, фотошоп творит чудеса и фотографии волшебно-красивых знаменитостей весьма подкорректированы, а порой и совсем имеют мало общего с реальной персоной.

Родители должны понимать, что подросток нуждается в их понимании и снисходительности . Безусловно, речь идет не о слепой любви, а лишь о крепком плече, которое всегда окажется рядом в трудную минуту и об уверенности подростка в том, что никакое «дурное поведение», нелепый выбор одежды или неприятных друзей не может стать причиной, по которой от него отвернутся.

Вчера, 21 марта, мы узнали, что же современным родителям делать с Instagram и YouTube-кумирами в воображении и жизни детей. Об этом рассказала психолог, фасилитатор, мама четырех детей Анна Валенса на нашем первом в этом сезоне WoMo-девичнике. Впрочем, разговор не ограничивался лишь кумирами современной молодежи, он затронул большой диапазон тем – от того, что происходит в теле и сознании подростка до советов, как родителям удержать контакт с ребенком, стремительно уходящим в будущее.

Помните ли вы кумиров вашей юности? Что вас задевало во внешности вашего кумира, что было привлекательно в его образе жизни и тех текстах или смыслах, которые он транслировал? Это – три параметра и краткий ответ, почему наши дети тянутся к онлайн-кумирам. Почему ребенок уходит в Instagram и YouTube и фанатеет от какого-то образа, кумира, занимающего большее внимание, чем семья? В этом играет роль множество факторов. И нет канонического ответа, какую кнопку нажать, чтобы ребенок перестал смотреть странные полутораминутные, разумеется, дурацкие ролики.

Кто мы нашим детям

Джебран Халиль Джебран, американец арабского происхождения, написал эссе «Пророк» об уроках, которые дает мудрец людям на разные темы жизни. Одна из этих тем – наши дети, о которых он говорит так: «Ваши дети – это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. И хотя они принадлежат вам, вы – не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть собственные думы».

Дальше речь идет о том, что дети – это стрелы, выпущенные из лука, которым являются родители. Мы с вами – только луки, которые великий стрелок натягивает, и дети улетают вперед. Вы не знаете, что с ними будет, потому что они живут в «доме будущего».

Очень важно почувствовать, что мы являемся проводниками, которые привели детей в мир не для того, чтобы владеть ими в понятном нам смысле слова. Нам важно привести их туда, где они сами смогут быть, жить, освоиться, быть самостоятельными. Разумеется, в своей жизни они встречаются с тем, чего мы не знаем, дети – контактеры с неизведанным.

Особенности возраста

Состояние подростка сильно отличается от состояния ребенка, как мы его знаем. Тело сильно меняется, и ребенок об этом не предупрежден – неожиданные, спонтанные, странные изменения заставляют то радоваться, то депрессировать, причем изнутри, без причины. Даже если бы взрослый человек подвергся такого рода гормональным скачкам, то и он вел бы себя весьма неадекватно. А подросткам не с чем сравнить их состояние, и здесь самое главное – оставаться рядом, в этой «качающейся лодке», на этих «американских горках», по которым едет ребенок.

В этом девочек отличает от мальчиков только то, что они растут быстрее, года на два раньше, из-за эстрогена, который гонит рост. Но даже если у девочки выросла грудь, нельзя сказать, что она уже готова к сексу. Это достаточно серьезный стереотип отношения к девочкам и мальчикам. Ментальное развитие тоже связано с гормональными особенностями, и благодаря эстрогенам, связанным с коммуникацией, девочки кажутся взрослее – они социально подобнее, сообразнее взрослым. В подростковом возрасте происходит резкая перефокусировка с внутреннего круга семьи на внешний, где совершенно другие правила и ребенок получает очень много информации. Происходит неистовый поиск себя, начиная со своего образа. Вопрос «Как я выгляжу?» становится ключевым. И нынешняя селфи-мания стала дополнительной возможностью юношам и девушкам видеть себя. Создание образа себя является главной и первой деятельностью, которую подростки осуществляют. Поиск себя в группах приводит к сравнению всех возможных параметров – глаза, грудь, попа, волосы, как смотрится пряжка ремня, — все, что хотите. Без этого сравнения у ребенка нет досконального понимания, какой я? Кто я? Не упускайте возможности обсудить с ребенком это.


Свои изменения подростки осваивают через речь – появляются скабрезные шуточки, матерщина, и мы должны понимать, что ребенок столкнется с этими текстами. Мы как родители можем задавать вопросы к этим словам, просить объяснить неизвестные слова. Если вы даете возможность вам это говорить, ребенок понимает, что это можно делать, но не нужно. И когда в его жизни возникнет проблемная ситуация, он будет знать, что может к вам обратиться – пожалуй, это единственное, что мы можем хотеть от уходящих от нас подростков.

Отношение к себе

Еще до пубертатного периода ребенок проигрывает в отношениях с родителями разные роли. И если мы ребенка воспринимаем только как отличницу, которая должна приносить хорошие оценки, или как бандита-разрушителя, если он играет только одну роль, то у него очень много шансов оказаться изгоем. Роль, как шкура, прилипает, наше узкое родительское восприятие приводит к тому, что в подростковом возрасте ребенок нарочито выходит из нее. Девочка-отличница непременно захочет быть бандиткой, и наша задача как родителей – принимать ее разной и любить вне зависимости от ее поведения. Если этого не делаем, то ребенок находит состоявшегося для него взрослого, рэпера, например, и следует ему. Задача родителей – любым возможным способом сохранить контакт с ребенком.

Его величество «удовольствие»

Удовольствие является ключевым пунктом подросткового возраста. И это не просто «я сыт» или «мне холодно или жарко». В чем сила удовольствия? Это острое ощущение, некое трансовое состояние, которые каждый из нас, взрослея, учится переживать. Человек испытывает потребность в состоянии наслаждения, и именно подростковый возраст и юность – тот период, когда каждый из нас изучал, что это такое. Конечно, с этим обязательно происходят эксперименты – мало один раз попробовать шампанское, в юности нужно много выпить, со многими встречаться. И соврать на эту тему – часть юношеского имиджа, так как это признак статуса.

Трансляция себя в мир

В самопрезентации есть три составляющие: самовыражение, самоутверждение и самооценка. Они тесно переплетены между собой.

Самовыражение – то, как я выгляжу перед другими, то, что другие думают обо мне. Здесь важный момент: действительно ли я выражаю то, что хочу, и являюсь при этом собой? Если я надела зеленые колготки, то действительно хочу быть зеленой перед окружающими? В оценке окружающих есть и темная сторона: они могут обесценивать наше самовыражение. Юноши и девушки учатся обесценивать так сильно, чтобы самооценка человека стала низкой.

Самоутверждение – не просто действие, это влияние на окружающих. Мало собрать внимание, нужно заставить других слушать себя. В подростковом возрасте это значить быть или слыть лучшим, чем другие, выделиться в группе, и чтобы все это признавали. То, что общество особенно сильно не любит в подростках – самоутверждение как доминирование, диктовка своих решений, образа действий и мыслей. Неудивительно, что многие кумиры вызывают восторг у подростков – они сумели доминировать, успели собрать «лайки», их фолловят, за ними следуют. Эти люди ведут за собой, особенно не утруждаясь, что очень важно для поколений X и Y. Доминирование – юношеская потребность.

Самооценка – то, что получается в результате самовыражения и самоутверждения, все, чем подростки себя называют. Это набор идентичностей или образов, ролей, которые яснее всего их выражают. Оценивание этой роли происходит по множеству параметров, в которых внешний – не самый главный. И чтобы она формировалась, об этом нужно разговаривать.Кто такой кумир подростка?



Если сравнивать с нашими кумирами, то у нынешних подростков кумиры – это толпа, причем людей, на наш взгляд, смертельно похожих между собой. Этому поколению очень важно равенство, социальное взаимодействие, дружба и при этом умение отличаться и учитывать различия там, где мы в принципе все равны. Это удивительное свойство поколения Y. По большому счету кумиры подростков сохраняют свою уникальность на фоне групповой деятельности.

Родителям не так важно знать, кто именно кумир их ребенка, но что он значит в их жизни, для чего необходимо анализировать их по трем параметрам – внешности, проговариваемым смыслам и образу жизни. Это поможет вам понять, что именно ищет ваш ребенок в своем кумире.

Что делать?

С Instagram и YouTube-кумирами не нужно бороться, вы потратите впустую слишком много сил. Но быть в курсе нужно, как бы вы ни были заняты, нужно быть внимательным и наблюдать. Спрашивайте искренне и интересуясь, реагируйте сразу, не будьте «зависшим компьютером» для ребенка.

Будьте вместе

На самом деле, половина секрета в том, чтобы позволить ребенку быть вашим проводником в его неизведанном мире будущего. Вы ведь смотрели вместе с ними их дурацкие ролики? Нам, родителям, это скучно, смешно, неловко. Но даже если вам очень страшно, скучно или стыдно, познакомьтесь, пожалуйста, с увлечением своего ребенка, если он пускает вас в это. Сделайте ребенка вашим экскурсоводом по этому миру, и он расскажет, почему так весело и увлекательно, что это ему дает. И, самое главное, таким образом вы завоевываете кусочек его пространства, и он вам в этом помогает. Это очень ценно.

Имейте ресурсы

Родителю очень важно оставаться в ресурсе. Есть большая иллюзия, что мы правильно выросли и точно так же с нами растет ребенок. Если мы хотим быть с подростком во время этого «рафтинга», то нужно подстроиться под него. Для этого нужно иметь крепкие нервы, специально тренироваться и не думать, что это придет само собой. Очень важный психический навык – то, что сейчас называют «эмоциональным интеллектом», коммуникативным развитием. По большому счету наши дети обгоняют нас, особенно в том, что касается пространства их кумиров.



Держите удар

Буйная жизненная сила, которая идет через наших детей, проверяет весь мир на прочность. Подростки формируют личность и штурмуют ваши личностные границы, и если мама или папа показались им слабаками по какому-то личностному параметру, это очень серьезно поменяет ваши отношения. Держать удар – про то, что вы, справляясь с внутренним напряжением, остаетесь с детьми в контакте, несмотря на вызов, который они вам бросают.

Участвуйте в становлении

Такое впечатление, что ген «отличаться» включен в каждое живое существо. В подростковом возрасте он проявляется больше всего – даже если ребенок унаследовал ваши лучшие черты, именно в подростковом возрасте он будет утверждать, что он ни капли на вас не похож, и все ваши черты отвратительны и ему не нужны. О различиях тоже необходимо говорить – благодаря им ребенок может осознать ощущение собственного отличия, а иначе он будет искать его в других местах и у других людей, иногда даже деструктивных.

Делитесь радостями и горестями

Если мы делимся чем-то со своими детьми, то часто бываем в состоянии усталости, плохого настроения. Если это происходит слишком часто, то ребенок понимает, что такого не хочет. Поэтому демонстрация того, что у вас в жизни есть удовольствия, радости – очень важна. Дети прозорливее, чем мы думаем, они видят и чувствуют, что происходит с их родителями. Важно демонстрировать любые чувства, в том числе и страдания. Важно делиться, несмотря на то, что вы думаете, что травмируете ребенка. Но вы не представляете, насколько он травмирован спрятанной немой болью родителей. Мы думаем, что можем что-то спрятать, но ребенок это видит – и отношения мамы и папы, и денежные решения, и вопросы образа жизни. Дети – свидетели того, как мы принимаем решения, и как нам это дается. Подумайте, какие «скелеты в шкафу» вы скрываете от детей, и, пересмотрев их, вы можете решить, что рассказать детям. То, что вы скрываете, все равно сквозит и влияет на ваши решения, в том числе и по отношению к ребенку.

Благодарим медицинскую сеть «Добробут» за партнерство в организации мероприятия, и ресторан «Панорама» — за уют и вкусное угощение.

Статьи по теме: