Все о развитии ребенка: месяц двенадцатый. Развитие ребенка в двенадцатый месяц жизни

О том, как происходит развитие ребенка 12 месяцев, и какой уход он должен получать, чтобы чувствовать себя комфортно, читайте в статье.

Вот малыш и приблизился к первому серьезному юбилею (ему исполнился год) и, естественно, родители должны знать, как происходит развитие ребенка 12 месяцев .

За это время ваше чадо приобрело множество новых знаний и умений.

Физическое развитие ребенка 12 месяцев

Малыш начинает набирать вес и вытягиваться в длину все медленнее, но все же изменения с его телом происходят.

За месяц вес ребенка, получавшего правильное питание и уход, увеличивается, как минимум, на 350 граммов, рост – на 1,5 см.

Окружность головы и груди тоже увеличиваются в объеме.

Изменения, что произошли с телом малыша, видны в этой таблице:

Вы видите, что младенец со дня своего рождения стал тяжелее на 5–8 килограммов и длиннее – на 20–30 см.

Замедление темпов роста и веса ребенка связано с тем, что малыш начал много двигаться в течение дня, а поэтому пищу, которую дитя получает, его организм использует для переработки в энергию, а не в жировые отложения.

Двенадцатимесячный ребенок продолжает обзаводиться зубами.

Их количество во рту может варьироваться от 6 – до 12. У некоторых малышей может быть и больше 12 зубов.

Если вы сомневаетесь, нормальными ли темпами прибывают зубики во рту ребенка, проконсультируйтесь с педиатром.

Ваша задача – обеспечить ребенка продуктами питания, содержащими кальций, фтор и витамины.

Психологическое развитие ребенка 12 месяцев


12 месяцев – возраст активного психологического и эмоционального развития младенца.

В плане психологии ваше дитя продвинулось гораздо дальше, чем – физиологии.

К несчастью для родителей в этот период они сталкиваются с первыми психологическими кризисами своего чада: он или она часто капризничает, настаивает на своем при помощи крика и плача, охотно демонстрирует свои эмоции, как радость, так и недовольство или обиду.

Если в его присутствии плачет какой-то ребенок, то малыш может и сам зайтись плачем в знак сочувствия к ровеснику.

Особенность психологического развития ребенка 12 месяцев – истерики (дитя бросается на пол, начинает сучить ножками, громко требовать то, что ему нужно).

Родителям не стоит начинать кричать на карапуза, следует успокоить его и лишь когда он начнет улыбаться, объяснить, почему вы не разрешили ему сделать это.

Хоть это и невероятно трудно, но нельзя во всем потакать малышу, ведь он должен понимать слово «Нет».

Ваше сокровище не устает узнавать ежедневно что-то новое, наблюдать за вами и копировать ваши повадки, действия.

Дома он ведет себя невероятно расковано, пытаясь до всего дотянуться, исследовать все уголки вашей квартиры.

А вот в незнакомом месте он будет вести себя более сдержанно и, если заинтересуется чем-то, то попросит маму сопровождать его.

Его эмоциональная связь с матерью невероятно крепка: он по-прежнему боится потерять ее, так что родительницам не следует оставлять свое сокровище на длительное время, чтобы не травмировать его.

Вы и не заметите, как совсем скоро малыш станет независимым, и тогда уже вы будете просить его внимания.

Развитие ребенка 12 месяцев: его знания, умения и навыки


Все дети уникальны, поэтому темпы их развития и скорость, с которой они постигают новые знания, может быть разной.

И все же большинство ребятишек в возрасте двенадцати месяцев обладает следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Самостоятельно встают и садятся, когда сами того хотят.
  2. Ходят понемногу.
  3. Могут даже бежать, если их поддерживает за руку кто-то из взрослых.
  4. Расширяют свой лексикон за счет произнесения новых слов.
    Многие дети в этом возрасте произносят от 10 и больше слов, при помощи которых они общаются с родителями.
  5. Обращаются к маме, папе и другим близким людям, напрямую, называя их по имени или же «мама», «папа», «деда», «баба».
  6. Могут ходить на горшок, если мама вовремя посадит на него.
  7. Лишь немногие начинают проситься на горшок, если ваш малыш этого не делает – не расстраивайтесь.
  8. С удовольствием играют в сюжетные игры со своими любимыми игрушками, охотно копаются в песке, катают по полу машинку или тянут ее за веревочку, строят что-то из кубиков и т.д.

Питание и сон ребенка 12 месяцев, обеспечивающие его нормальное развитие

Ежедневно малыша ожидает так много интересного, что он начинает проводить во сне все меньше и меньше времени.

Если его ничего не беспокоит (он себя хорошо чувствует), то ночью ребенок спит 8–11 часов, не просыпаясь для кормежки. 12 месяцев – самое время переводить младенца на такой режим: один длинный (1–3 часа) послеобеденный сон и ночной сон.

Если вы по-прежнему будете пытаться уложить его спать дважды днем, то с ночным укладыванием возникнут серьезные проблемы.

Переход на однодневный режим дневного сна может быть весьма болезненным для дитяти и часто родителям приходится тратить не менее месяца, чтобы помочь своему чаду адаптироваться к новому режиму.


Если вы до сих пор кормили своего ребенка грудным молоком, то можно подумать о том, чтобы начать отлучать его от груди, ведь малыш получает достаточно витаминов и микроэлементов с взрослой пищей.

Срок грудного вскармливания карапуза зависит лишь от него самого и мамы, поэтому некоторые родительницы продолжают подкармливать свое чадо грудным молоком, пока он сам не отказывается брать грудь (мамы, кормящие грудью трехлетних детей, – не такая уж и редкость).

Рацион двенадцатимесячного карапуза значительно расширяется за счет запеканок, котлеток и тефтелей из мяса и рыбы, каш, молочных продуктов, овощей и фруктов, выпечки.

По-прежнему сохраняется запрет на острое, соленое, копченое, на сладости (особенно – шоколад) и продукты, что могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка (помидоры, апельсины и прочие).

В 12 месяцев младенец уже может самостоятельно орудовать ложкой или пить с чашки, поэтому постепенно начинайте учить его есть, как это делают взрослые.

Не будет лишней и информация со следующего видеоролика,

где также описывается развитие малыша в 12 месяцев:

    Ваше задание в это время – обезопасить своего ребенка от неприятностей, которые поджидают его на каждом углу.

    Пока еще малыш не понимает, что утюг может быть горячим, кошка, если он сделает ей больно, может его оцарапать, а падение с дивана станет болезненным.

    Вы должны объяснить ему все это, чтобы он познавал окружающий мир в полной безопасности.

    Отношения родителей с ребенком 12 месяцев напоминают схватку характеров и соревнование «Кто сильнее».

    Если малыш пытается сделать что-то плохое или опасное, вы должны запретить ему это, несмотря на все его требования и истерики.

    Причем, запрещать брать ваш мобильный телефон (это лишь пример) следует всегда, а не только тогда, когда у вас плохое настроение или он нужен вам самой.

    Детка не поймет запретов, если сегодня вы разрешаете ему играть с вашим телефоном, а завтра – запретите.

    Чрезмерная опека и ограждение от всего мира способно принести ему вред, а не пользу.

    Не стоит продолжать панически бояться микробов, запрещать младенцу играться со сверстниками, бежать прочь от песочниц или опасаться выходить зимой на улицу.

    Скоро ваше дитя пойдет в детский сад, затем – в школу и без адаптации ему будет трудно.

Вот так идет развитие ребенка 12 месяцев , такой уход он должен получать, чтобы чувствовать себя комфортно.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Развитие ребенка от 11 до 12 месяцев

Физическое развитие

Завершается первый год жизни ребенка. Антропометрическая динамика за прошедшие двенадцать месяцев колоссальная! Вы хорошо помните, как выглядело это розовое нежное создание триста шестьдесят пять дней назад? Достижения чада за это время удивительны и огромны! Кроха вырос на 25 сантиметров и набрал приблизительно 7 килограмм массы тела от момента рождения! Уже шесть-восемь зубов в арсенале маленького человека! А разве не достижение – навык покорения пространства?!

На этом этапе различия в двигательном развитии малышей сохраняются. Маленькие исследователи много и уверенно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Более ловкие дети ходят самостоятельно или придерживаясь за руку взрослого или мебель. У малыша начинает вырабатываться контроль собственных движений, он пробует удерживать равновесие с помощью одной руки, для того чтобы в другой можно было держать игрушку. Сидящий на полу ребенок не теряет равновесие даже тогда, когда вы поднимаете ему ножку (например, надевая ботиночек).

Движения руки тоже становятся более координированными. Пытаясь захватить одновременно несколько предметов, малыш раскрывает ладошку соответственно их размерам. Развиваются сочетанные движения обеих рук: ребенок может брать игрушки одновременно двумя руками. Появляется «щипковый захват» – ребенок захватывает мелкие предметы и игрушки согнутыми большим и указательным пальцем. Малыш постепенно учится быть более самостоятельным - сам ест печенье или сушку, пытается пить из чашечки, держать ложку.

Ребенок начинает постигать пространственные отношения. Ему нравится вынимать игрушки из коробок и банок. Складывать предметы обратно у малыша не всегда получается. Ему трудно понять, как вложить один предмет в другой. Особенно это заметно, если вы дадите малышу две круглые формочки – большого и маленького размера. Вместо того, чтобы вложить маленькую формочку в большую, он пытается всунуть большую в маленькую и предпринимает неоднократные попытки для достижения желаемого результата.

Осваивая первые шаги, малыш учится одно¬временно выполнять другие действия: толкать перед собой игрушку на колесиках, нести в одной или двух руках предмет, тянуть за собой машинку на веревочке. Малыши, которые начали ходить до года, продолжают осваивать новые движения -учатся приседать, ло¬житься без помощи взрослого, кидать и катить мяч и следить взглядом за его движением.

Психическое развитие

Малыши начинают открывать для себя новые закономерности – они понимают, что спрятанная на их глазах игрушка не пропадает, а остается на том же месте, где ее спрятали. Ребенок внимательно следит за вашей рукой, когда вы прячете игрушку, и сразу ищет ее там, где вы ее положили. Спрячьте кубик под небольшой коробкой – малыш приподнимет коробку, возьмет кубик и, довольный собой, покажет его вам.

В этом возрасте малышей можно начинать учить простым манипуляциям с игрушками – тянуть машинку к себе за веревочку, класть мишку «спать» в кроватку рядом с собой. Дети продолжают изучать непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и тянет в рот и съедобное, и несъедобное. Он может пытаться кусать игрушку, похожую на фрукт, который недавно пробовал. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, малыш может показать вам, что ему приятны далеко не все тактильные ощущения. У некоторых малышей в этом возрасте может отмечаться повышенная тактильная чувствительность: им не нравится трогать желе или влажные мягкие предметы, вставать босиком на песок и т.п. Ребенку, бесспорно, нужен разный тактильный опыт, но с новыми ощущениями знакомьте его постепенно. Позволяйте малышу как можно больше ходить босиком по разным поверхностям: по полу, по траве и песку, влажному и сухому. Дотрагивайтесь до спинки и ручек малыша мягкой пуховкой, кусочками меха, теплыми и прохладными предметами. Любимой игрой малыша надолго становится игра «входит и выходит». Не случайно детские психологи называют этот возраст ребенка возрастом «Иа-Иа». Малыши часами могут скла¬дывать предметы в емкости, а потом доставать их оттуда.

Ребенок становится все общительнее и с удовольствием встречает уже знакомых взрослых, радуется встрече с ними и стремится быть в центре событий. Он все больше и больше нуждается в разнообразии. Игры малыша становятся более осмысленными. В этот период хорошо выделить специальное время для игр с ним. Очень важно, чтобы с ребенком как можно чаще играл папа. Игры пап и мам отличаются. Папы играют с малышами в «шумные» игры, поднимают их вверх, подбрасывают, учат пинать мяч.

Многие малыши проявляют все больший интерес к рассматриванию картинок в книжках. Это не мешает им использовать книжку как игрушку: малыш вертит книгу, стучит ею об пол, дергает за страницы. Именно поэтому первые книги для малышей должны быть небольшого формата, легкие, с картонными страницами. Покупайте книжки с картинками без текста. Не мешайте малышу играть с книжкой. Яркие картинки обязательно привлекут его внимание. Показывайте ребенку изображения знакомых предметов. Громко называйте их, читайте короткие стишки.

Ребенок требует большего внимания со стороны родителей. Он хочет общаться и ищет доступные ему средства коммуника¬ции. Малыш вырабатывает понятную родителям систему звуко¬вого сопровождения своих просьб - звуками и жестами нетерпения выражает желание пить, есть, указательным жестом выражает желание получить понра¬вившуюся игрушку или интересующий его предмет.

Ребенок учится произносить новые звуки и активно тренируется в их произношении. Он может произносить отдельные звуки и звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте некоторые дети могут произнести пер¬вое слово. В чем разница между сочетанием звуков и словом? Слово всегда соотносится с определенным человеком, предметом или действием. Сочетания звуков, в отличие от слов, произносятся сами по себе, «в никуда», и не несут смысловой нагрузки. Вы замечаете, что, не умея говорить, ребенок многое понимает: не только слова, но и фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой: «пока-пока», хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести. Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.

Перечислим игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: игрушки-гнезда (принцип матрешек), пирамидки и игрушки с надевающимися на стержень деталями, кубики, игрушки с прорезями, заводные игрушки (машинки, курочки, утята), игрушки-каталки с длинной ручкой, куклы, мягкие и резиновые игрушки-зверята, наборы детской посуды, музыкальные игрушки, куклы-бибабо, рамки-вкладыши.

Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 1 год?

- ходить, держась за опору;

- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

Кризис первого года

В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

Любимое слово - «нет» («неть!»);

Ревнует к остальным членам семьи;

Боится оставаться один даже на минуту.

Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

Развивающие игры для детей 1 года

В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

Упражнения для детей в 1 год

1. Канатоходец

Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

2. Разноцветные шаги

Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

Что делать, если в 1 год:

- ребенок не ходит

Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

- не получается отучить ребенка от бутылочки

Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

- ребенок часто просыпается по ночам и плачет

С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.

Вашему ребенку исполнилось 12 месяцев - вот и пролетел первый день рождения, что дальше? Родителям хочется узнать план, по которому будет развиваться их малыш дальше. Однако, нет единого списка умений и навыков, по которому бы шло развитие ребенка, ведь мы все разные, такие же разные и наши дети. У каждого малыша свои индивидуальные темпы развития, склонности к тем или иным способностям... Тем не менее есть определенный набор умений, отсутствие которого у ребенка в год должно настораживать родителей.

Физическое развитие

К году подавляющее количество детей уже ходит самостоятельно, без поддержки. Некоторые все еще колеблются и не доверяют такому способу передвижения — присмотритесь, ваш малыш просто боится отпустить мамину руку или опору и пустить в самостоятельный «поход» на своих двух или же причина кроется в чем-то другом. В любом случае в возрасте 12 полных месяцев малыш обязан посетить ортопеда. Если ваш ребенок в год все еще не ходит, то, возможно, врач-ортопед определит причину.

Годовалые дети также свободно передвигаются в пространстве на четвереньках, ползком, периодически переходя от одного вида перемещения к другому - то ходят, то ползают. Дети в 12 месяцев умеют слазить с высоких стульев, умеют карабкаться и спускаться с дивана, пятится назад, а также подниматься и спускаться с лестницы на четвереньках. Дети свободно открывают ящички и дверцы шкафов (обзаведетесь специальным детским замком для дверей если не хотите чтобы все содержимое было вывернуто, тщательно исследовано и, возможно, выведено из строя).

Приходит время большей самостоятельности - ребенок пытается:

  • орудовать ложкой (держит в руке, стучит по стенкам тарелки, особо смышленые дети уже могут самостоятельно есть);
  • причесывать волосы расческой;
  • он чистит зубы зубной щеткой (немного не конвенциональным образом, но эффект практически тот же);
  • помогает взрослому одевать себя - подставляют или сами опускают ножки в ботинки, находят рукав и даже пытается надеть носочки.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в год

В жизнь ребенка годовалого возраста уже входят такие игрушки как мяч (для пинания, бросания и догонялок), пирамидка и кубики . Не волнуйтесь если последние 2 игрушки он не « осилит» сразу же. Покажите малышу как нанизываются кольца на пирамидку, и как их снять - он с удовольствием отточит сперва навык разбора уже сложенной пирамидки (и заодно попробует на зуб все колечки), а потом и сам начнет ее собирать. По ходу складывания пирамидки называйте цвета ее колец - так ребенок еще раз столкнется с названиями цветов.

Детки такого возраста проникаются идеей телефона и любят подолгу «болтать». Впрочем, не только по телефону - любой предмет может оказаться интересным «собеседником», малыш лопочет долго и эмоционально.

Эмоционально ребенок становится более зрелым - он может продемонстрировать протест и неудовлетворенность когда Вы заставляете его делать что-то чего он не хочет или же пытаетесь прекратить его деятельность или что-то отобрать (в этой ситуации хорошо работает прием "обмен" - я тебе дам вот этот предмет, а ты мне взамен тот что у тебя в руках), выражает любовь и нежность к близким или к любимым игрушкам - обнимает, целует.

Обычно к 12-ти месяцам,ребенок уже способен выполнять простые поручения взрослых, например, «принеси куклу», «дай», «возьми». Словарный запас составляет от 5 до 12 слов, сюда относятся не только полноценные, классические «мама-папа», но и такие слова как «ам» (я голоден), «бух» (упал), имитация звуков, издаваемых животными.

Подавляющее количество детей начинает стремиться к социальной жизни , особенно им нравится быть в гуще событий с себе подобными или детьми немногим старше себя. Взрослые также представляют для них существенный интерес в общении, в случае если они реагируют и отвечают на их «диалог».

Хотите узнать в какие игры можно играть с ребенком в год? Ознакомьтесь с

В статье мы поговорим о том, как проходит развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни характерен рядом новых навыков и способностей, которые проявляются у малыша.

Вот и практически прошел первый год жизни малыша. Развитие ребенка по месяцам проходит очень активно, поэтому многим родителям кажется, что год пролетает практически незаметно. Вроде бы только вернулись домой из роддома, а уже возраст измеряется не в месяцах, а в годах. Но пока рассмотрим, с чем же столкнуться молодые родители на двенадцатом месяце, и какие изменения коснуться малыша.

Развитие ребенка на двенадцатом месяце носит переходный характер, так как от стадии освоение простых навыков оно переходит в стадию познания мира, который окружает малыша. Но обо всем по порядку: рассмотрим последовательно все направления процессов развития младенцев, которым исполнилось одиннадцать месяцев.

Физические показатели

В данном возрасте календарь развития предполагает массу ребенка от девяти до десяти с половиной килограмм, допуская отклонение в один килограмм. Что касается роста, то нормальным для двенадцатимесячного младенца считается семьдесят четыре – семьдесят шесть сантиметров , плюс-минус три сантиметра. Развитие новорожденного ребенка в этот период не предполагает большой прибавки в массе или росте – показатели остаются практически на том уровне, на котором находились в прошлом месяце.

Двенадцатимесячный ребенок должен уметь:

1. Ходить сам, или держась за руку. Некоторые все еще ползают, но делают это, активно, и уверенно опираясь на четвереньки;

2. Брать в руку несколько небольших предметов, как минимум два. В обе руки уже может набирать горстку мелких вещей: три и более;

3. Присаживаться и принимать положение сидя, не опираясь;

4. Подать вещь родителям, отпустить ее. Кроме этого, календарь развития указывает на то, что ребенок уже умеет хватать руками пуговицы на одежде, сгибая большой и указательный пальцы;

5. В годовалом возрасте достигает того уровня развития, когда он может строить башни, устанавливая один кубик на другой, или же одевать колечки, собирая пирамиду;

6. Понимать, что еда горячая и дуть на нее. Кроме этого, ребенок на 12 месяце уже сможет слать воздушные поцелуи, целовать родителей;

7. Если в процессе воспитания постоянно показывать малышу, как пользоваться ложечкой, то вполне вероятно, что в 12 месяцев оно уже освоит это действие. Желательно давать ему попробовать это делать, а не только показывать на примере.

Психологическое развитие ребенка на двенадцатом месяце

В этом направлении также есть ряд новых способностей, которые проявляются у малыша. Развитие новорожденного ребенка на 12 месяце в области психологических особенностей предполагает следующие моменты:

1. Малыш знает, как называются многие, регулярно встречающиеся ему, вещи. Произнести хорошо то или иное слово ему не удается, однако он понимает, о чем идет речь. Часто для одного слова у ребенка есть несколько вариантов понимания. Что касается произношения, то выговаривать буквы младенец пока не может или говорит лишь некоторые. Иногда может заменять один слог в слове на другой – это нормальная тенденция в процессе освоения речи;

2. Календарь развития ребенка на 12 месяце говорит о том, что начинается постепенная адаптация к социальной жизни. Малыш уже тянется к деткам, которые его окружают, но пока контакты по большей части заканчиваются конфликтами;

3. Постепенно развитие новорожденного ребенка доходит до того уровня, когда он начинает различать характеры членов семьи и понимать, кто строже, а кто мягче. Допустим, то поведение, которое он позволит себе в присутствии бабушки, рядом с мамой он не допустит;

4. Этот возраст характерен тем, что игры с малышом уже перестают быть простыми и легкими для родителей. Часто дети хотят сделать по своему, то, что недопустимо, и упрямиться, когда им это запрещают. Например, малыш может специально бросать песок в процессе игры, или бить других детей;

5. Двенадцатый месяц жизни ребенка характерен проявлением долговременной памяти. Детки уже помнят, что делали вчера, и даже события, происшедшие пару дней назад;

6. Музыкальные звуки вызывают у малыша желание подпевать в ритм. В 12 месяцев ребенок умеет даже немного танцевать, когда музыка застает его в положении стоя;

7. 12-ти месячный ребенок уже понимает и может выполнить элементарную просьбу: подать игрушку, бросить мяч и так далее;

8. Практически каждый малыш переживает переломный момент в период от девяти месяцев до года, просто у одних он наступает раньше, а у других позже. указывает, что чаще всего этот момент наступает именно на 12 месяце. Поэтому родителям следует быть готовыми к тому, что ребенок в 12 месяцев может стать непослушным, упрямым, плаксивым, обидчивым, отказываться принимать помощь близких, легко раздражаться из-за мелочей.

Из милого ангелочка малыш превращается в нервного и вредного ребенка , что часто заставляет родителей задуматься о причине столь резкого перевоплощения. Некоторые списывают это на то, что развитие к 12-ти месяцам достигло формирования характера, другие винят себя в том, что избаловали младенца. Но на самом деле это обосновано другими процессами, которые являются естественными:

Малыш взрослеет, что сопровождается проявлением собственного я, которое не всегда совпадает с представлением родителей. В свою очередь младенец протестует против того, что родители как бы подавляют его;

Ребенок на 12 месяце начинает впервые чувствовать, что является отдельной личностью, а также понимать градацию между ним и взрослым человеком. Он чувствует, что над ним доминируют, но не понимает причин;

Развитие новорожденного ребенка не стоит на месте: он осваивает все большее количество навыков, что стимулирует рост самостоятельности и ее проявлений. Он еще не до конца понимает, как правильно использовать все новые и новые знания, поэтому далеко не все у него получается так, как бы хотелось. Естественно, младенец нервничает, обижается, старается самостоятельно исправить ошибки. Часто детей обижает и то, что у них не получается сделать какие-то вещи, которые отлично удаются маме и папе. Это стимулирует раздражение и упрямство;

Когда малышу запрещают делать что-либо, он воспринимает это, как нарушение его прав и помеху в получении новой информации;

Развитие новорожденного ребенка в 12 месяцев: проверка

Для того, чтобы контролировать, как развивается малыш, необходимо следить за тем, чему он уже научился на каждом месяце жизни. Что должен уметь в 12 месяцев младенец, мы рассмотрим далее. Отсутствие одного из перечисленных навыков в двенадцатимесячном возрасте является поводом для посещения педиатра.

1. Некоторые детки уже могут делать несколько шагов без опоры, но этот навык может проявиться и позже. А вот активное ползание, способности находится в положении стоя, опираясь обо что-либо и делать пару шагов, держась за руки взрослого, ребенок в 12 месяцев должен уметь непременно;
2. 12-ти месячный ребенок умеет отвечать положительным и отрицательным кивком, а также помахать рукой;
3. Как минимум малыш произносит одно слово, причем вполне осмысленно. Чаще всего это слова мама или папа;
4. Правильно понимает и воспринимает просьбу о том, чтобы дать или взять какой-либо предмет;
5. Что касается зубов, то здесь календарь развития ребенка в 12 месяцев уже говорит о том, что хотя бы десна должна припухнуть, как признак скорого появления первого резца;
6. Кроме указанных навыков должны быть освоены и те, что проявляются на прежних месяцах жизни младенца.

Что касается режима младенца

Развитие новорожденного ребенка на двенадцатом месяце предполагает смену режима, к которому ранее привыкли родители. Сейчас уже не так-то просто уложить младенца на дневной сон, что становится причиной сдвижки режима. Многие малыши любят поспать утром дольше, до десяти часов утра, поэтому дневной отдых переносится на два-три часа дня. Следовательно, за день малыш ложится спать уже один раз, а его ночной отдых начинается позже: в десять вечера или даже еще ближе к полуночи.

Конечно же, смена режима отдыха приводит и к изменению в установленном графике кормлений. Если 12-ти месячный ребенок спит днем долго, но только раз в день, то просто не выйдет организовать пятиразовое кормление. Тогда родителям приходится кормить малыша по графику: девять утра завтракать, час дня – обедать, пять часов – полдничать и в девять вечера ужинать. Конечно, если малыш отдыхает днем столько, сколько и раньше, то можно не менять режим кормлений, оставив его прежним.

Стимулируем развитие ребенка в 12 месяцев

Любой младенец нуждается в постоянной стимуляции своего развития, а двенадцатый месяц жизни ребенка тоже не является исключением. Поэтому далее поговорим о том, как же помочь малышу осваивать мир.

Не забывайте о тактильном контакте: обнимайте и носите младенца на ручках;
Важно не оставлять развивающих игр и специальных занятий, которые направлены на стимуляцию речевых способностей и моторики младенца;
Еще что должен уметь в 12 месяцев ребенок – это ползать, но теперь ему нужна помощь в освоении навыка ходьбы. Не стоит спешить с обучением и если малышу пока тяжело активно передвигаться на четвереньках, то не надо заставлять его сделать первые шаги. Что бы ребенок сам был заинтересован подняться на ноги, его надо заинтересовать в этом.

Специалисты предлагают следующие методы:

1. Развитие ребенка на двенадцатом месяце достигает той стадии, когда он упорен, и даже упрям, поэтому можно использовать хитрость: поместить любимый предмет на поверхность, до которой малыш просто не дотянется на четвереньках. Он встанет на ноги, а в этот момент отдалите предмет на небольшое расстояние, стимулируя его к тому, чтобы сделать шаг. Учитывайте, что такая нагрузка нова для младенца, поэтому не начинайте отходить на сильно большое расстояние. Понемногу, с каждым разом можно немного прибавлять отдаленности предмету.

2. Итак, ребенок научился передвигаться на небольшое расстояние, отпуская одну опору, делая пару шагов, и берясь за другую опору. Расставьте игрушки так, чтобы он мог пройти к ним от стула на пару шагов вперед и ухватив перила кроватки.

3. Развитие новорожденного ребенка в этом возрасте предполагает способность сделать первые шаги, но часто препятствует боязнь не удержаться в равновесном положении. Для того чтобы младенец переборол этот страх, ему нужно дать взять в ручки любую из игрушек. После этого следует сделать несколько шагов в сторону и попросить малыша ее вам дать. По мнению специалистов, большинство детей именно так справились со страхом первого шага.

4. Как полугодовалый малыш, так и ребенок на 12 месяце, очень склонен к подражанию. Он не повторяет за родителями ходьбу, но вот за своими сверстниками может. Поэтому во время прогулки заходите на площадки, где есть младенцы, которые освоили навык ходьбы. Пусть малыш смотрит на них – это вызовет желание сделать также.

5. Многие родители используют ходунки для того, чтобы стимулировать малыша пойти. На самом деле частое их использование может отрицательно повлиять на осанку. Поэтому, учитывая, что развитие к 12-ти месяцам уже позволяет пользоваться вожжами и игрушками на колесиках, лучше все же взять их. Для того, чтобы предупредить падение, лучше придерживать младенца в области кистей или предплечий, но точно не подмышек. Если развитие новорожденного ребенка достигнет того, что он освоит самостоятельную ходьбу, можно воспользоваться капюшоном, чтобы направлять и контролировать его.

6. Минимизируйте использование коляски во время прогулок с ребенком.

7. Не паникуйте, если 12-ти месячный ребенок упадет, стараясь сделать свой первый шаг. Конечно, если падение серьезное, то необходимо подойти и помочь, но когда малыш легонько спотыкается, он может встать и самостоятельно. Это имеет большое значение в процессе освоения навыков ходьбы.

8. В парке или на природе можно снять с малыша обувь, если местность безопасная – пусть походит босыми ступнями. А вот если пол жесткий, надо приобрести специальную обувь для обучения его навыкам ходьбы. Развитие ребенка в 12 месяцев предполагает формирование определенной группы мышц, а так же походки. И если поверхность естественная: из камушков, песка или землю, то босая ходьба полезная. А вот жесткий пол опасен тем, что может нарушиться походка и возникнуть проблемы с голеностопом. Причем на двенадцатом месяце жизни ребенка для хождения по жесткому полу понадобятся не босоножки или тапки, а специфическая ортопедическая обувь. Она должна иметь шнуровку, высокий задник, и каблук в пять миллиметров. Это поможет удержать голеностоп и избежать плоскостопия.

Двенадцатый месяц жизни ребенка: как играть?

Сейчас наиболее подходящими являются игры сюжетного типа. Можно использовать специальный детский мини театр, чтобы обыграть сказку или какую-либо ситуацию. Для этого подойдут любые варианты игрушек: пупсы, куклы, машинки или кубики. Необходимо с одной стороны давать младенцу время на самостоятельные занятия, а с другой – играть вместе с ним. Главное, установить взаимное доверие, это необходимо для того, чтобы нормально протекало развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни малыша – самое время для перехода на новый уровень контакта.

Статьи по теме: