Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы

Super User


Тибетский новый год

Основная идея подготовки к празднованию Нового года в Тибете и Непале заключается в избавлении от всего негативного, произошедшего с буддистами за год, внутреннего очищения и наведения порядка вокруг себя, в жилище.

Празднование НГ в Тибете

Традиционный календарь отмечает, что в 2017 году Тибетский новый год (Лосар) встречают 25 февраля, в 2018 – 16 февраля, в 2019 – 5 февраля, а в 2020 году – 23 февраля . Каждый год точная дата определяется по первому дню первого лунного месяца. В предшествии праздника, местные жители проводят традиционные обряды по очищению себя, жилья и окружающих их предметов. Со дня торжества, празднование длится 14 дней, по его завершению наступает еще один важный день для буддистов – Чотрул Дючен.

Подготовительные процессы начинаются со второй половины завершающего год месяца. На юге Непала жители под песенные запевы занимаются заготовкой топлива для празднования, в Лхасе – установкой возвышенностей для флагов на улицах и украшением домов новогодней атрибутикой. Чтобы очистить от накопившихся за год событий жилье, размещенные на крышах зонты и флаги приводят в порядок или заменяют их.

Непальцы исполняют один интересный ритуал перед новым годом – к концу месяца в каждой семье готовится из теста наряженный линг . Владельцы домов заклинают зло вселиться в него, несколько дней линг проводит в почете, а затем в дом приходит лама и забирает фигурку, чтобы выбросить ее в отдаленном месте пересечения дорог. Некоторые предпочитают самостоятельно уничтожать фигурку под крики и ликования.

За день до того, как наступает Тибетский новый год, все внимание домашних посвящается наведению чистоты и порядка. Стены построений и земля возле них разукрашиваются жидким тестом в виде природных или планетных символов: цветов, солнца, луны. В качестве благовоний применяется можжевельник, а основным блюдом для жертвоприношения является чемар. Также пекутся многочисленные пирожки для угощений, готовятся клецки с девятью видами начинок, по ним местные предсказывают свое будущее. В монастырях каждый год в хорошую погоду проводится специальная программа мероприятий (Чам), с танцами в масках, с мечами.

Жители Тибетского нагорья уверены, что с наступлением Нового года, все переворачивается вверх дном. По этой причине целый день тибетцы посвящают кардинальным изменениям и перевоплощениям: богатые наряжаются в бедных и наоборот .

Празднование Нового Года в Непале

В государстве с численностью чуть более 30 миллионов человек, непальской культуре и традициям уделяется максимум внимания, и поэтому новогодние праздники могут организовываться масштабно три раза в год и даже более, но за семейным столом.

Центральная часть страны проводит торжество Тихар осенью, в течение пяти дней зажигаются многочисленные огни, каждый день несет в себе определенную символику и смысл:

  • первый день посвящается угощениям воронов;
  • во второй день местные жители украшают гирляндами и ленточками собак, кормят их;
  • в третий день проявляется почет к коровам и богине Лакшми;
  • четвертый день посвящается переходу к Новому году;
  • в пятый день сестры одаривают цветами и вниманием братьев.

Каждый новый год местными также организовывается праздник – монастырский Чам, длительностью около трех дней. В мероприятии с танцами и пантомимами принимают участие от 4 до 108 подготовленных молодых монахов. Утром посмотреть на праздник приходят местные жители и иностранные гости. Зрелище имеет глубокий тайный смысл, получается захватывающим и пугающим одновременно.

Если в Тибете праздник наступает в конце зимы, то по буддистскому календарю – в конце весны . Непальцы не игнорируют и европейскую дату – 1 января. На национальном уровне выделяется только праздник Бискет Джатра, который отмечается по солнечному календарю.

Официальный Непальский новый год празднуют в апреле, 13 числа . Ночью разжигают костры и ждут восхода солнца. Старые вещи бросают в огонь, что символизирует избавление от проблем ушедшего года.

В первый новогодний день непальцы празднуют День красок, раскрашивая себя и все вокруг в яркие цвета. Во время праздничных шествий все веселятся, на улице можно увидеть наряженных слонов, жонглеров, танцоров, рикши и так далее. Гости и туристы также могут присоединиться к шествию, разрисовать узорами свое лицо и тело.

Так что если вы хотите не просто увидеть празднование непальского нового года, а ещё и принять в нём участие, приезжайте сюда в середине апреля! То, что вы запомните это на всю жизнь, гарантирую!


Смотрите также

Тибет Новый год в Тибете

Длительность тура

6 дней / 5 ночей

Цена от

Ближайшие даты заездов

Маршрут тура

Лхаса и окрестные монастыри

Самый удивительный Новый Год: на "крыше мира", в Лхасе. Наш тур в Тибет включает посещение самых ярких достопримечательностей Лхасы: дворец далай-лам Потала, священный храм Джокханг, прогулки по старому "тибетскому" кварталу путем паломников - "багкор-кора". Зимой в Лхасу стекаются паломники из дальних уголков Тибета, можно увидеть реальные, не "для туристов" ритуалы - простирания (способ одновременного передвижения и молитвы), подношения богам в монастырях; множество сельских жителей в колоритной национальной одежде. Зимой в Тибете ярко-голубое небо и много солнечных, морозных дней.

Программа тура

Вылет из Москвы в Пекин регулярным рейсом Аэрофлота в 12.30.

Прибытие в Пекин , столицу Китая. Пересадка на рейс Пекин-Лхаса (промежуточная посадка). Прибытие в Лхасу - столицу Тибета (3650 м над уровнем моря), «город небожителей», административный центр и главный священный город Тибета. Встреча в аэропорту и групповой трансфер в отель на специальном аэропортовом автобусе-шаттле. Время трансфера из аэропорта Лхасы: 09:30, 13:30, 16:30.
Прибытие в Лхасу, размещение в отеле, акклиматизация.
Новый год в Тибете!

День 2

Утро свободно.
Вторая половина дня - пешеходная экскурсия. Храм Джокханг , главная святыня тибетских буддистов. Непередаваемое ощущение средневекового религиозного праздника. В Джокханге находится одна из древнейших статуй Будды - Джово Сакьямуни - привезенная в Лхасу в X веке из Китая, куда она попала через Бирму из Индии, будучи освящена самим Буддой. Вечером пешая прогулка по древнему пути паломников вокруг храма - Багкхор кора - превращенному в оживленную торговую улицу. Одно из лучших мест для наблюдения за жизнью обычных тибетцев и для закупки сувениров. Обязательно торгуйтесь.

День 3

Лхаса: экскурсия во дворец Далай-Ламы Потала , монументальное 13-этажное сооружение на вершине Красного холма в центре бурно разрастающегося города.

После обеда - монастырь Сэра - центр течения Гелугпа (желто-шапочная школа буддизма). При удачном стечении обстоятельств нам удастся поприсутствовать на ярких ежевечерних схоластических спорах учеников-лам о сущности разных направлений буддизма. Посещение издательства монастыря -здесь все еще печатают книги с резных деревянных досок

По желанию - визит в центр тибетской медицины (диагностика за отдельную плату). Можно приобрести лекарственные средства - небыстродействующие, но с минимумом нежелательных побочных эффектов.

День 4

Лхаса: посещение монастыря Дрепунг - ранее одного из крупнейших в Тибете. В период правления пятого Далай-ламы (1617-1682 гг.) число монахов-лам превышало 10.000. Вплоть до присоединения Тибета к Китаю (1959 г) монастырь являлся одним из важнейших центров политической и духовной жизни Тибета. После длительной прогулки по лабиринтам коридоров и келий можно поговорить с ламами о "срединном пути" спасения.
Во второй половине дня: свободное время в Лхасе, столице мистического направления буддизма. По желанию, за доп. плату: посещение дворцов и садов Норбулингка - это летняя резиденция далай-лам.
День 5 Своевременный трансфер в аэропорт на аэропортовом автобусе-шаттле. Вылет из Лхасы в Пекин (промежуточная пересадка в Ченгду). Самостоятельная пересадка на Аэрофлота в Москву.

Вылет в Москву регулярным рейсом Аэрофлота в 02.30 утра. Прибытие в Москву в 05.30 утра в аэропорт Шереметьево.

Стоимость полной программы на одного человека, в USD:

В стоимость тура включено :

  • размещение в гостиницах выбранного уровня в двухместных номерах в Лхасе,
  • питание – завтраки ежедневно,
  • все экскурсии с местным англо-говорящим гидом (этническим тибетцем) в Тибете согласно программе,
  • все входные билеты в музеи и к монументам,
  • экскурсия в день 2 – пешеходная, экскурсии в дни 3-4 на заказном автотранспорте в составе небольшой группы, трансферы аэропорт-отель-аэропорт на аэропортовом автобусе-шаттле,
  • все пропуска для иностранцев на посещение Тибета (Tibet Tourism Bureau Permit (TTB) + Alien"s Travel Permit (PSB), передача оригинал разрешения на посещение Тибета в Пекине,
  • медицинская страховка.

В стоимость тура не включено :

  • авиаперелет Москва – Пекин – Москва (от 35000 рублей),
  • авиаперелет Пекин – Лхаса – Пекин (от 48000 рублей),
  • туристическая виза в Китай (4500 рублей, обычный срок оформления – 7 дней).
  • оплата фотографий и видеосъемки в монастырях в Тибете,
  • все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

В отелях уровня 5* дополнительно оплачивается обязательный новогодний ужин.

Внимание: Участие в этой программе сопряжено с определенными физическими нагрузками. Часть маршрута проходит на большой высоте. Наш маршрут рассчитан на обычных людей без специальной подготовки, но находящихся в удовлетворительной физической форме. Не рекомендуется посещение Тибета пожилым людям, а также людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями и гипертонией. Порядок осмотра достопримечательностей может быть изменен в соответствии с рабочими часами объектов посещения в период новогодних праздников.

Каждый год 29 числа последнего лунного месяца начинается подготовка к встрече Тибетского Нового года — Лосар. В это время на Тибете проводят ритуальные обряды с целью изгнания злых духов. Тибетские семьи отказываются от привычных домашних дел, чтобы провести уборку своего дома, особенно тщательно очищают кухню от сажи и копоти, скопившейся за целый год. Такая подготовка к Новому году символизирует очищение дома и людей от всего плохого.
 Вечером 29 числа последнего лунного месяца перед Лосаром каждая семья готовит ритуальный суп «гутук» с лепешеками, который состоит из 9 различных ингридиентов: зерна, женьшеня, сушеного сыра и др. Лепешки содержат различные начинки, имеющие символическое значение. Например, если вам попался уголек, то в этом году вы будете плохо себя вести, шерсть – вам нужно набраться терпения, рис будет сулить вам богатство. Суп «гутук» варят в большой кастрюле, а затем разливают по тарелкам всем родным. Затем все принимают участие в ритуале изгнания злых духов из своей жизни. Вся семья выливает остатки супа на фигурку из теста. Перед этим каждый член семьи добавляет кусочки своей одежды к этой фигурке. Затем взявшись за руки, читают молитву, изгоняющую болезни и неприятности из их жизни, и выливают содержимое вместе с фигуркой подальше от дома на перекрестке дорог.
Когда стемнеет, вся семья ест хворост, сделанный из тончайших нитей теста и обжаренных на сковороде. 
 По старинным обычаям в доме матери все члены семьи передают миску друг другу, чтобы каждый человек заполнил ее приготовленными накануне символическими клецками, затем миску нужно встряхнуть и перемешать три раза. Вся семья заполняет первую миску и угадывает, что означают символы на клецках. Плохие символы затем убирают в другую миску и выбрасывают вместе с отходами, чтобы избавиться от всех неудач и бед уходящего года.

Церемония изгнания злых духов

Поздней ночью вокруг домов начинают бегать 2 молодых человека, сжимающих в руках факелы. При этом они орут, ревут и машут руками, обходят каждый дом и кричат: «Дьявол, уходи прочь». Таким поведением молодые люди распугивают демонов, которые пытаются скрыться от них в домах.
Двери всех домов открыты, чтобы изгнать зло из потайных уголков. Затем с дикими воплями факелы выбрасывают на перекрестке. В это же время все соседи и гости собираются вместе во дворе, чтобы разжечь костер и окончательно прогнать демонов, начинают прыгать через огонь с веселыми криками.

Чжуанский танец

Ночью перед Новым годом демоны и призраки покидают дома и выходят на улицу, поэтому люди, выходящие из домов ночью не должны оглядываться назад.
В дверях размещают кучу веток, деревянную ложку, жареный ячмень и ковш воды. Когда призраки захотят вернуться в дом, они начнут кричать, чтобы им открыли дверь, но люди, находящиеся внутри дома скажут, что их дом закрыт для них и начнут петь песни. «Откройте дверь, откройте дверь, на пороге желтое золото; откройте дверь, откройте дверь, зеленая бирюза лежит; откройте дверь, откройте дверь, фиолетовый агат вас ждет; откройте дверь, откройте дверь, красный сандал на пороге; откройте дверь, откройте дверь, жемчужины лежат» — кричат призраки. Пение завершается и люди сжигают ветки, расположенные снаружи двери. Все кто попытается войти вынуждены перепрыгивать через кучу горящих веток перед порогом. Когда они попадают в дом, люди спешат к ним с левой и правой сторон, чтобы набрызгать на них воду. Эти ритуалы не допускают демонов обратно в жилье. Некоторые люди идут петь колядки по соседним домам. Они могут петь и плясать, изображать звуки различных животных и птиц (петуха или осла). Все это происходит в середине ночи и каждая семья участвует в церемонии. Целью ритуалов является улаживание противоречий и несправедливости жизни путем символического выбрасывания их на перекрестке. Все желают друг другу в Новом году более мирной и счастливой жизни.

Ритуал «Древний цветок»

В буддийских храмах проводится масштабный праздник-фестиваль в честь Нового года – прыжок Бога Пуджа или «Древний цветок». Актерский состав отправляется в местный храм. Ритуал танцев Бога Пуджа предназначен для изгнания зла и неудач прошлого года и для привлечения удачи и радости, хорошей погоды, хорошего урожая в Новом году. Ежегодно в храме собираются все монахи в большом зале. Около недели монахи повторяют особое заклинание и проводят различные буддийские мероприятия.
Ритуал «Древний цветок» или прыжок Бога Пуджа, как правило, проводится в два дня, по Тибетскому календарю двадцать восьмое декабря -День восьми танцев Бога. Двадцать девятого декабря — день проведения Пуджи.
Двадцать восьмого декабря все монахи в храме садятся в несколько рядов на южной стороне. На Востоке, Юге, Западе расположены зрители. Актер изображает прыжок Бога, зрители благоговейно снимают шляпы и, сложив ладони вместе, молча благословляют Бога. В окружении цветов выносят трех-четырехлетнего ребенка. В полдень Пуджа заканчивается. Монахи звонят в колокола и читают молитвы. Затем кладут цветы перед алтарем. Таким образом вместе со старым годом изгоняют все нехорошее.

Лечение диабетической нефропатии в Китае, в Государственном центре тибетской медицины.


Тибетский буддизм (ранее также некорр. ламаизм) - направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих к нему областей Гималаев, а также восточных регионов Центральной Азии. Тибетский буддизм - комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны, включая Ваджраяну.

Лосар - тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает буддийский праздник Чотрул Дючен.

В традиционном Тибете подготовка к Новому году начиналась во второй половине 12-го месяца. В южных пригородах Лхасы население с песнями собирало и заготавливало топливо для новогодних монастырских праздников, когда в Лхасе собиралось 20-30 тысяч монахов. На центральных улицах устанавливались шесты для флагов, в Баркхоре их чинили и шили новые. Двери и окна домов украшали лентами и гирляндами. Зонтики и флаги на крышах домов обновляли.

В деревнях перед Новым годом проводились очистительные церемонии. В 22 день 12 месяца каждая семья готовила линга - фигурку из теста, к которой крепили кусочки ткани, шерстяные и шелковые, монетки и украшения, а затем заклинали злых духов войти в фигурку. В течение последующих дней линга почитали, а на 29 день или непосредственно перед Новым годом приглашали ламу, чтобы тот унёс линга из дома и выбросил на перекрёстке.

В последний день старого года в доме наводилась чистота, вывешивались новые танка в алтарях. Стены, столбы и балки домов, земля перед домом с помощью муки или жидкого теста, замешанного на воде, разукрашиваются благоприятными символами (ваза-бумба, цветок, солнце и луна и др.). К дверям прикреплялись ветки можжевельника. В этот день готовилось специальное блюдо чемар, используемое как жертвоприношение в церемониях благопожелания и процветания. Пеклись горы пирожков для подарков.

В семьях готовились клёцки со знаковой начинкой 8 или 9 видов (дерево, бумага, камешек, уголёк, соль, навоз и др.). Эти булочки ели в полдень первого дня нового года. По тому, какая начинка кому доставалась, определяли, каким будет год для получившего эту начинку человека: тот, кто находил бумагу, будет успешен в учёбе или науках, нашедший навоз получит удачу, а дерево - нищету.

Старый год провожают с бросанием торма и выбрасыванием линга, населённых демонами, под аккомпанемент ружей и криков, которые должны разогнать злые силы. В монастырях по случаю проводов старого года разыгрывалась мистерия Чам, включавшую серию танцев монахов в масках, мирян с мечами, и торжественное выбрасывание торма и линга. Чам должен был проводиться в хорошую погоду, астрологи рассчитывали его дату индивидуально.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Тибетский Новый год (Лосар)
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

Наступает 2144 год. Это год Огненной птицы (Петуха).

Название Losar (ལོ་གསར) - происходит из двух слов lo - «Год» и sar - «Новый». Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Это один из самых важных праздников для тибетцев, символизирующий приход Нового года, очищение от всего старого и ветхого, ожидание лучшего, нового, большего и чистого. Лосар отмечается три дня, переплетая религиозные обряды и светские мероприятия, молитвы и танцы, посещение храмов и светские вечеринки.

Подготовка

Гутор - предпоследний день перед Лосаром (29 день 12-того лунного месяца). В этот день в монастырях проводят пуджу в честь божеств-защитников, а тибетцы готовят гутук () — специальный новогодний суп с пельменями. Говорят, что Гутор - это единственный день, когда все тибетцы, даже Его Святейшество Далай-лама, едят одинаковую пищу.

В предпраздничные пельмени помещают особые символы, которые могут многое рассказать о характере человека и о том, каким будет для него наступающий год. Найденная в пельмене ниточка говорит о том, что жизнь человека будет долгой. Кусочек белой шерсти - о чистосердечии, а уголек - о неблагих помыслах. Перец - свидетельство того, что у вас слишком злой язык. Если в семье очень много родственников, в пельмени обычно вкладываются записочки.

Когда суп разливается по тарелкам, все с огромным наслаждением показывают друг другу, что им выпало. Все это сопровождается шутками - прекрасный способ завершить год на веселой ноте.

Затем все принимают участие в ритуале изгнания неблагих сил и злых духов, которые чинили преграды в уходящем году. Все собравшиеся выливают остатки супа на вылепленную из теста фигурку, которая отдается на откуп неблагим силам. Фигурка, к которой каждый добавляет сжатые в кулаке кусочки теста и фрагменты своей одежды, затем выносится на отдаленный перекресток под звуки разрывающихся петард. Считается, что этот ритуал устраняет препятствия, которые могли бы возникнуть в следующем году и делает человека неприкосновенным для болезней и неудач.

Намкахан – канун Нового года (30 день 12-того лунного месяца)

За день до Нового года тибетцы наводят порядок, завершают украшение дома и приготовление домашнего алтаря, отдыхают и ждут наступления следующего дня бурных празднований.

Намкхан – последний день уходящего года. Всего через несколько часов наступит Новый год, обещая принести с собой процветание и благополучие. Кажется, будто все начнется с чистого листа.

Лосар (1 – 3 дни 1-го лунного месяца)

Ароматы традиционной выпечки «Кабсе» и кисло-сладкий вкус тибетского пива «Чанга» носятся в воздухе. Лосар начинается с подбрасывания ввысь горсточки подношений со словами «Таши делек!» — пожеланием процветания, крепкого здоровья и благополучия всем членам семьи и соседям.

На новогодний праздник даже молодые тибетцы облачаются в «чубы» (тибетские национальные костюмы) и направляются прямиком в храм или монастырь. Это первое место, которое они посещают в новом году. После этого они возвращаются домой и посвящают остаток дня праздничной трапезе, к которой они столь тщательно готовились. Первый день Нового года тибетцы проводят с семьей и ближайшими соседями.

Второй день

Со второго дня начинаются посещения родственников и друзей. Люди навещают друг друга, едят, пьют, поют и танцуют. В новогодние дни тибетцы не упускают случая поиграть в традиционные игры – «Шо» (кости) и «Пакчен». В последние время к этим древним играм добавились карты. Юные тибетцы на Лосар обычно получают деньги на подарки.

Статьи по теме: