Сыны израилевы. Найти значения слов

Мое увлечение символикой и геральдикой как-то заставило обратить внимание на символы 12 колен Израилевых.

Колена Израилевы— племена потомков двенадцати сыновей Иакова, объединившихся после Исхода из Египта (ок. 13 в. до н. э.) в единый народ Израиля

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28).

Старейшины Лембы твердо уверены, что они еврейские по происхождению, если не по практике. Среди Лембы старшим кланом является Буба, который, как говорят некоторые, означает «от Иуды». Буба считается ранним основателем племени. У этих мужчин разная окраска кожи и лица, чем у других африканцев.

Генетические исследования на Лембе показали, что они имеют различное этническое происхождение, чем их африканские соседи. В Лембе есть определенный семитский вклад. Это указывает на то, что некоторые из мужских родословных Лембы могут действительно иметь источник среди евреев, скорее всего, из йеменских еврейских мужчин, много веков назад. Развивающаяся доктрина христианского сионизма и мессианского иудаизма, основанная на новой интерпретации Писания, утверждает, что самые настоящие христиане являются потомками потерянных племен Израиля.

В Земле обетованной - Земле Израильской - каждое колено получило свой удел.

Иаков хочет раскрыть своим детям "конец дней", но вместо этого он благословляет своих сыновей, присваивая каждому из колен свою роль: из колена Иуды выйдут вожди, законодатели и цари; священники выйдут из колена Леви; ученые мудрецы - из Иссахара; купцы-мореходы- из Зевулуна; искусные воины - из Гада; судьи - из Дана; земледельцы - из Ашера и т. д. Реувен получает порицание за вмешательство в семейную жизнь отца, а Шимон и Леви - за уничтожение Шхема и заговор против Иосифа. Нафтали наделяется легкостью и быстротой лани, Биньямин - свирепостью волка, а Иосиф благословляется красотой и плодовитостью.

Некоторые протестантские верующие все еще поддерживают популярную теорию Реформации о том, что англичане являются потерянным племенем Израиля и так избранными людьми Бога. Начиная с конца восьмого века еврейские поселения начали развиваться в далеких местах.

В это время мировое еврейство начало развиваться в два разных сообщества изгнанников, каждый из которых основан на его общем географическом положении и культурном влиянии, а также на раввинском руководстве. Сефарды - в широком смысле - включают в себя некоторые изначально из Испании, а также включают в себя жителей Северной Африки и Мизрахим - ближневосточных евреев. Эти общины жили под исламским религиозным и социальным контролем.

(ср. Быт. 22:20-24; 25:13-16). 49. /1/ И ПРИЗВАЛ ЯАКОВ СЫНОВЕЙ СВОИХ, И СКА¬ЗАЛ-. "СОБЕРИТЕСЬ, И Я СООБЩУ ВАМ, ЧТО СЛУЧИТСЯ С ВАМИ В ГРЯДУЩИЕ ВРЕМЕНА. /2/ СОЙДИТЕСЬ И ПОСЛУШАЙТЕ, СЫНЫ ЯАКОВА, И ПОСЛУШАЙТЕ ИСРАЭЛЯ, ОТ¬ЦА ВАШЕГО.

/3/ РЕУВЕН, ПЕРВЕНЕЦ ТЫ МОЙ, КРЕПОСТЬ МОЯ И НАЧАТОК СИЛЫ МОЕЙ. ИЗБЫТОК ВЕЛИЧИЯ И ИЗБЫТОК МОГУЩЕСТВА. /4/ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ЖЕ КАК ВОДА, НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА, ИБО ТЫ ВЗОШЕЛ НА ЛОЖЕ ОТЦА ТВОЕГО, ОСКВЕРНИЛ ТОГДА ВОСХОДИВШЕГО НА ПОСТЕЛЬ МОЮ.

Ашкеназ развился в Северной Европе, сначала в Западной Европе, а затем в Восточной Европе - под христианским господством. Ашкеназские и сефардские евреи гораздо более похожи друг на друга. Оба придерживались строгого соблюдения галахи - еврейского закона, основанного на Торе и Талмуде, и раввинских учениях.

Ашкеназ упоминается в Бытие и Хрониках как сын Гомера, который является сыном Яфета, который является сыном Ноя. Гомер известен как Германия, а Германия Эдом - Германия. Таким образом, область Европы, где впервые поселились евреи, стала известна как Ашкеназ и его жители, ашкеназим.

/5/ ШИМОН И ЛЕВИ - БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ. /6/ НЕ ВСТУПИ В СГОВОР С НИМИ, ДУША МОЯ, И К ОБЩЕСТВУ ИХ НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, ЧЕСТЬ МОЯ! ИБО В ГНЕВЕ СВОЕМ УБИЛИ ЛЮДЕЙ И ПО ПРИХОТИ СВОЕЙ ИСТРЕБИЛИ ВОЛОВ. /7/ ПРОКЛЯТ ГНЕВ ИХ, КОТО¬РЫЙ СИЛЕН, И ЯРОСТЬ ИХ, КОТОРАЯ ЖЕСТОКА; РАЗЪЕДИНИЛ БЫ Я ИХ В ЯАКОВЕ, И РАССЕЯЛ БЫ ИХ В ИЗРАИЛЕ.

/8/ ТЕБЯ, ЙЕГУДА. ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО. /9/ МОЛОДОЙ ЛЕВ - ЙЕГУДА, ОТ НА-СИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД, КТО ПОСМЕЕТ ПОТРЕВОЖИТЬ ЕГО? /10/ НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕГУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ В ШИЛО. И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ. /11/ К ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ ПРИВЯЗЫВАЕТ ОН ОСЛЕНКА СВОЕГО И К ЛОЗЕ НЕЖНОЙ СЫНА ОСЛИЦЫ СВОЕЙ; МОЕТ В ВИНЕ ОДЕЖДУ СВОЮ И В КРОВИ ГРОЗДЬЕВ ОДЕЯНИЕ СВОЕ. /12/ КРАСНЕЕ ВИНА ГЛАЗА ЕГО. И БЕЛЕЕ МОЛОКА ЕГО ЗУБЫ.

Еврейские общины распространяются сначала на запад, а затем на восток, все охватывают ашкеназские обычаи и культуру в доминирующем германском и славянском средневековом христианском обществе. Самое раннее еврейское поселение в Европе, скорее всего, мигрировало к северу от Средиземноморья. Торговцы путешествовали по ранним торговым путям, находив экономические возможности в Северной Европе. Ранние поселения вдоль реки Рейн Майнца, Вормс и Шпейер стали центрами еврейской иммиграции.

Решающее значение для развития этих общин было раввинским руководством. Раббену Гершом, родившийся в Майнце, известен как отец ашкеназского еврейства. Он и его раввинский суд установили социальные и галахические указы, которые основали сообщество на твердой основе Торы.

/13/ ЗВУЛУН У БЕРЕГА МОРЕЙ ВОДВОРИТСЯ. ОН И У КОРАБЕЛЬНОЙ ПРИСТАНИ, ПРЕДЕЛ ЕГО - ДО ЦИДОНА.

/14/ ИСАХАР, ОСЕЛ КОСТИСТЫЙ. ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. /15/ УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ.

/16/ ДАН БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ, ПОДОБНО КАЖ¬ДОМУ КОЛЕНУ ИЗРАИЛЯ. /17/ БУДЕТ ДАН ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ, АСПИДОМ НА ПУТИ. КОТОРЫЙ ЯЗВИТ НОГУ КОНЯ И ПАДАЕТ ВСАДНИК ЕГО НАВЗНИЧЬ. /18/ НА ТВОЮ ПОМОЩЬ НАДЕЮСЬ, БОГ!

Условия, в которых жили евреи Европы, были трудными и часто угрожающими. Интересно, как маленькое сообщество выжило и развивалось в таких суровых условиях. Когда Патриарх Иаков приготовился встретиться со своим мстительным братом Исавом на обратном пути в Землю Израиля, он сделал три вещи.

Таким образом, дети Иакова поддерживали себя в изгнании Европы. Принудительные преобразования, кровавые клеветы, сегрегация и дискриминация, обнищание и изгнание были судьбой еврейских людей и целых общин. Евреи служили посредниками в феодальной системе. Благородные землевладельцы арендовали использование своих полей крестьянам-крепостным с евреем в качестве надзирателя, сборщика долгов и следователя. Евреям было предложено выступать в роли ростовщиков, заимствовать и кредитовать по возмутительным ставкам.

/19/ ГАД - РАТЬ БУДЕТ РАТОВАТЬ НА НЕГО. НО ОН ВОЗВРАТИТСЯ ПО ПЯТАМ.

/20/ ОТ АШЕРА - ТУЧЕН ХЛЕБ ЕГО; И ОН ДОСТАВЛЯТЬ БУДЕТ ЯСТВА ЦАРСКИЕ.

/21/ НАФТАЛИ - ПРЫТКАЯ ЛАНЬ, ПРОИЗНОСИТ ОН РЕЧИ ИЗЯЩНЫЕ

/22/ РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ЙОСЕФ, РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ПРИ ИСТОЧНИКЕ, ПОБЕГИ - КАЖДЫЙ ЧЕРЕЗ ОГРАДУ ПЕРЕСТУПАЕТ. /23/ ЕГО ОГОРЧАЛИ, И СТРЕЛЯЛИ, И ВРАЖДОВАЛИ С НИМ СТРЕЛЬЦЫ. /24/ НО ТВЕРД ОСТАЛСЯ ЛУК ЕГО, И СИЛЬНЫ БЫЛИ МЫШЦЫ РУК ЕГО, ПОДДЕРЖАННЫЕ ВЛАДЫКОЮ ЯАКОВА, - ОТТОГО ПАСТЫРЕМ СТАЛ, ТВЕРДЫНЕЙ ИЗРАИЛЯ. /25/ ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ТЕБЕ, И ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ НЕБА СВЫШЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ БЕЗДНЫ, ЛЕЖАЩЕЙ ВНИЗУ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ ПЕРСЕЙ И НЕДР. /26/ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ТВОЕГО ПРЕВЫШАЮТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ДО ВЕРШИНЫ ХОЛМОВ ВЕКОВЫХ. ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА, НА ТЕМЕНИ ОТЛИЧИВШЕГОСЯ ОТ БРАТЬЕВ СВОИХ.

Евреи также активно работали в производстве пиломатериалов и ликеро-водочных изделий. Большинство евреев жили в бедности в небольших деревнях, едва зарабатывая на жизнь. Евреи не завидовали или не восхищались местным нееврейским населением. Было мало ассимиляции или аккультурации. Евреи поддерживали динамичную религиозную жизнь с изучением Торы и мицвой, соблюдающей основы их жизни. «Больше, чем евреи держали субботу, субботы держали евреев».

Независимый еврейский «Совет четырех земель» служил полуавтономной общине. Наряду с религиозными обязательствами общины Центральной и Восточной Европы были объединены идишским языком. На идиш в основном базируется на диалекте низкого немецкого языка, смешанном с ивритом и местной лексикой. Это написано на иврите. Он распространился на восток с еврейским населением. Идиш стал практически эксклюзивным языком европейских евреев в течение примерно 500 лет.

/27/ БИНЬЯМИН - ВОЛК ХИЩНЫЙ: УТРОМ БУДЕТ ЕСТЬ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТЬ ДОБЫЧУ.

/28/ ВОТ ВСЕ ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ, И ВОТ КАК ГОВОРИЛ ИМ ОТЕЦ ИХ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ: КАЖДОГО ПО ЕГО ДАРОВАНИЮ БЛАГОСЛОВИЛ ОН ИХ.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000649/st002.shtml

Сыновья Иакова, от которых произошли 12 колен Израилевых, стали 12 духовными корнями, из которых произрастает еврейский народ. Эти корни соответствуют 12 знакам Зодиака, 12 еврейским месяцам, 12 буквам еврейского алфавита и 12 свойствам души, таким как способности видеть, мыслить, говорить и гневаться.

Евреи несли на себе основную тяжесть своей яростной ярости. Сотни тысяч были убиты. Церковное преследование и местная вражда были постоянной угрозой. Многие евреи двинулись на запад, возобновив прежние поселения в Германии и Франции. Уничтожение общества, экономики и гражданской власти в качестве Польши было разделено соседними державами, оставив евреев разбросанными и бессильными. Однако их число продолжало расти, и они начали расселять вновь открытые территории, такие как Украина. Там тоже они столкнулись с погромами и экономическими ограничениями.

Союзы из 12 (или 6) племен известны и у других народов (в Малой Азии, Италии и Греции) и носят в науке название амфиктионий. Они обычно складывались вокруг общего культового центра и обладали устойчивой числовой структурой. Так, если одно из племен выходило из союза или поглощалось другим племенем, число 12 сохранялось либо путем разделения одного из племен на два, либо путем принятия в союз нового племени. Использование аналогичного способа заметно и в Библии. Когда, например, потомки или колено Леви рассматриваются как одно из 12 Израилевых колен, род Иосифа (статус сыновей Иосифа - Менаше и Эфраима приравнивается к статусу собственных сыновей Иакова в качестве родоначальников колен народа Израиля) считается одним племенем (Быт. 46:8-25; 49:1-27), но когда Леви не упоминается, потомки Иосифа рассматриваются как два отдельных колена (Чис. 26:5-51).

На этом темном социальном фоне развивались массовые ложные мессианские движения, поднимая ожидания людей от неизбежного искупления и оставляя их сломанными, когда они не материализовались. В южных провинциях Польши новое движение Хасида, основанное на вдохновляющих учениях Баал-Шема Това, привлекло массы. В Литве, на севере, виленский гаон - раввин Элияху из Вильно - переработал систему йешивы, что привело к возвращению к строгой стипендии Торы, противостоящей популистскому хасидскому движению.

Евреи из России были перемещены в Бэйл. Физические ограничения сопровождались декретами налогообложения, призывами и экономическими ограничениями. В Западной Европе ветры социальной революции и либерализма трансформировали статус евреев из угнетенной общины. Так называемое движение «Просвещения», способствующее светскому обучению, культурной интеграции и реформе религии, заставило многих ассимилироваться. В то же время восточноевропейское еврейство в целом поддерживало религиозную ортодоксию и культурную целостность.

Интересно, что наделяя каждого из своих сыновей уделом-территорией Земли Обетованной, Иаков наделяет каждого определенным символом. Устойчивых изображений этих символов я не нашла. В разных изображения они трактуются по-разному.

Мне кажется, что символы-гербы 12 колен являются ярким примером древней геральдики. Интересно, что некоторые символы (лев, единорог, виноград, газель-олень, осел, крепость-башня, змея) приобрели устойчивость. Более того, эти символы прочно вошли в геральдику Европы, а затем и всего мира.

Страшная попытка «окончательного решения» привела к уничтожению 6 миллионов евреев Европы, уничтоживших европейскую еврейскую цивилизацию десяти веков. Вслед за Холокостом выжившие европейские евреи сформировали основное население при формировании Государства Израиль. Сорок процентов ранних иммигрантов из Израиля были жертвами Холокоста. Сегодня половина израильского населения относится к ашкеназскому происхождению. Из 13 миллионов душ мира, принадлежащих мировому еврейству, 70% составляют ашкеназское наследие.

Сефард - еврейское слово для Испании. Первоначальными сефардами были евреи, которые жили в Испании. Ранние евреи в Испании разделяли общую культуру с евреями Северной Африки, Махребом - Марокко, Алжиром, Тунисом и т.д. многие испанские евреи бежали туда, чтобы избежать христианских преследований. Термин «Сефардим» включал в себя все еврейские общины, которые развивались под мусульманским правлением и обществом. В эту категорию также входят Мизрахим - восточные общины, расположенные на восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Очередным открытием стала для меня книга Лоренса Гарднера «Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа», в которой исследователь рассматривает родословную Иисуса Христа - выходца из колена Иуды.

Колено Иуды сыграло важную роль в еврейской истории, ибо из него вышла еврейская династия, основанная царем Давидом.

Гарднер, изучая свитки Мертвого моря, найденные в Кумране, древние летописи и хроники, доказывает связи королевских семей Европы с потомками Иисуса. Именно поэтому в гербах королевских семей присутствуют древние еврейские символы. Критики не оставили работу Гарднера без внимания. Меня она привлекла исследованиями в области символики.

В 9 и 10 веках в Северной Африке произошло значительное еврейское поселение. Великое раввинское руководство основало центры Торы, став независимым от бывшего центра Вавилонии. Моше Маймонид, величайший еврейский мыслитель своего времени, жил в Испании, а затем в Египте.

Евреи начала второго тысячелетия видели Запад как страну возможностей. Экономические возможности и умеренный исламский режим обратились ко многим, особенно из вавилонской общины, которая находилась в упадке с эпохи геонимов. Недавно созданные религиозные центры и руководство допускают иммиграцию, не опасаясь компрометации соблюдения.

В главе Торы Бемидбар описывается расположение станов сынов Израиля при их странствовании по пустыне. «И Г-сподь сказал Моше и Аарону, говоря: Каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Израиля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг». Итак, сыны Израиля располагались четырьмя станами в соответствии с четырьмя сторонами света: на востоке располагался стан Иегуды (Иегуда, Иссахар, Звулун), на юге стан Рувена (Рувен, Шимон, Гад), на западе стан Эфраима (Эфраим, Менаше, Биньямин) и на севере стан Дана (Дан, Ашер, Нафтали). В центре же находился стан колена Леви.

Евреи были среди культурных лидеров и интеллектуалов того времени. Они преуспели в науке и медицине, литературе, философии и торговле. Евреи Испании были пойманы в кровавой религиозной борьбе между исламом и христианством. Многие евреи бежали мечом ислама на север в христианскую Испанию, где они находили временную передышку и продвигались в социальном статусе.

Евреям, находящимся под исламом, был присвоен статус Дхими, который стал чувствовать себя второсортным, но защищенным как «люди книги». Часто отдельные районы - мехилла - размещали всех евреев города. В зависимости от фанатизма или толерантности конкретной правящей фракции была судьба евреев. Хотя беспорядки, убийства и дискриминация были нередки, уровень общинного насилия против евреев никогда не доходило до христианской Европы.

Порядок перечисления колен Израилевых по тому, как они располагались при своем странствовании в пустыне, был приведен к зодиакальному кругу.

Так месяц Нисан (знак Овна) соответствует Иегуде; Ияр (Бык) - Иссахару, Сиван (Близнецы) - Звулуну; Тамуз (Рак) - Реувену; Ав (Лев) - Шимону, Элул (Дева) - Гаду; Тишрей (Весы) - Эфраиму, Хешван (Скорпион) - Менаше, Кислев (Стрелец) Биньямину; Тевет (Козерог) - Дану, Шват (Водолей) - Ашеру, Адар (Рыба) - Нафтали.

Многие евреи внешне обратились, чтобы выжить. Чтобы укрепить искренность этих бесед - также называемых марраносами - Церковь запустила инквизицию, используя пытки и смерть как средство религиозного убеждения. В разгар этого фундаменталистского безумия католический король издал распоряжения о высылке всем евреям Испании, 9-го числа Ав, многие нашли временное убежище в соседней Португалии, но там тоже они были вынуждены подвергнуться насильственному переводу, а затем и высылке.

С ужасающими изгнаниями испанское еврейство разбросано по разным местам. В Европе они поселились в основном в Нидерландах или Италии. Многие вернулись в исламские земли Северной Африки и Ближнего Востока. Порт Салоники в Греции стал центром пересаженной сефардской культуры. Была создана Сефардская диаспора - дисперсия в пределах дисперсии, которая искала Эрец Исраэль как свою родину, но была неизгладимо впечатлена ее столетиями пребывания в Испании.

Связь этих месяцев (зодиаков) с временами года и со сторонами света очевидна.

С числом 12, как и 12 колен Израилевых, соотнесена числовая символика в описании эсхатологического "небесного Иерусалима" в Апокалипсисе Иоанна Богослова: 12 ворот; 12 ангелов; имена 12 колен Израилевых, написанных на воротах; 12 оснований стены города и на них - имена "двенадцати Апостолов Агнца" (Откр 21:12-14).

Язык большинства этих сефардских ссыльных был ладино - иудео-испанский. Язык состоит из иврита и турецкой лексики с испанской базой. Первоначально сценарий был ивритом. Как следствие испанского изгнания, многие особенно духовно настроенные евреи вернулись на землю Израиля. Сообщество в Цфате создало великого каббалиста, известного как Ариз и великий галахистский раввин Йосеф Каро, автор Шульчана Аруха. Эта работа стала стандартом для всего мирового еврейства, принятого аннотациями ашкеназского сообщества.

Мусульманский мир до средневековья был ярким сердцем мирового еврейства, но с упадком их принимающих стран евреи региона также отказались. После поражения и демонтажа турецкой Османской империи после Первой мировой войны многие евреи эмигрировали из Греции и Турции.

Число 12, принятое в Библии для Израилевых колен, носит во многих архаических традициях (особенно ближневосточных) сакрально-мифологический характер и принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам, часто принятым также в Библии и для других племенных родословий.

Я работаю над циклом «12 колен Израилевых», и надеюсь, что кого-то эта работа заинтересует. Пока выставляю два листа: «Реувен» и «Шимон».

Реувен (Рувим)- первенец Иакова, но Иаков порицает сына за связь со своей наложницей.

Иаков, описывая характер Реувена, сравнивает своего сына с разрушительным потоком воды, бушующем в руслах Святой Земли. Подобно сметающему все на своем пути натиску воды, Реувен не отличается нравственным самообладанием. « Ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел». В Бытие, 35:22, сказано, что Реувен вступил в интимные отношения с наложницей Иакова, Валлою. Реувен нарушил честь своего отца и потому потерял право руководить Израилем. В результате, его колено не занимало никакой влиятельной позиции в народе.



На гербе Реувена изображено растение- мандрагора. По форме корень растения напоминает человека, он помогает от бесплодия. Камень — одем («красный») — помогает беременной женщине выносить ребенка.



Колено Реувена (Чис. 1:5; Отк. 7:5) было богато стадами и поэтому выбрало себе местожительство к востоку от Мертвого моря, между Арноном и коленом Гадовым, в стороне от остальных колен (Чис. 32:32, 37 и дал.; И. Нав. 13-15). Моавитяне были их опасными соседями. Колено Рувимово одно из первых было отведено в плен (4 Цар 10:33; 15:29; 1 Пар. 5:26).



Реувену посвящен месяц Рака - Таммуз.

Шимон (Симеон). Его родоначальник описывается как человек чрезвычайно жестокий. Вместе со своим братом Леви он совершил кровавое истребление жителей города Шхема (Сихем) за оскорбление своей сестры Дины сыном местного князя.

Шимон был зачинщиком продажи Иосифа в рабство, которое произошло также возле этого города.

Колено Шимона вело пастушеский образ жизни, постепенно смешались с соседними еврейскими племенами, в частности с иудеями и вениамитами.. Представителем этого племени выступает в Библии Юдифь

Иаков сурово осуждает склонность Шимона и Леви к насилию и предсказывает, что их потомки будут «разделены в Иакове, рассеяны в Израиле». Во время пребывания в Египте потомки Шимона (равно как и Реувена и Леви) не предавались идолопоклонству и не вступали в браки смешанные.

В то же время Шимон среди тех, кто на пути в Ханаан стал «блудодействовать с дочерьми Моава».

Эмблема на знамени: город Шхем на зеленом фоне.

Во всех этих случаях проявилась несдержанность человека, обладающего силой и мощью. Камень Шимона — топаз зеленоватого цвета — помогает сдерживать необдуманные порывы и обуздывать страсти.


Колена Израилевы - племена еврейского народа, происшедшие от сыновей патриарха Иакова: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона (рожденных Лиею); Вениамина (рожденного Рахилью); Гада, Асира (рожденных Зелфою); Дана, Неффалима (рожденных Валлою) и сыновей Иосифа (рожденного Рахилью) - Манассии и Ефрема (см. „Энц.“ VI под словом „Иаков“).

Начало племенного обособления евреев усматривается еще в патриархальный период их жизни. Обособившиеся от отца, обзаведшиеся семьями и толпою слуг, многие из сыновей патриарха Иакова ведут себя, как главы самостоятельных групп: Симеон и Левий делают военное нападение на г. Сихем; Иуда имеет отдельное место жительства, отдельные стада, пользуется среди своего рода правом верховного суда, правом жизни и смерти (Быт. 34 . 38 ).

Но конечное завершение коленного устройства еврейского народа может быть отнесено лишь ко времени его пребывания в Египте. К моменту выступления евреев из Египта каждое из колен представляло из себя самостоятельную группу людей, объединенных общностью своего происхождения от того или иного из сыновей патриарха Иакова. Во главе колена стоял начальник колена, князь, с правом самостоятельной (в пределах своего колена) распорядительной и судебной власти. Колено делилось на поколения , происшедшие от сыновей или потомков родоначальника колена. Поколения - на фамилии , происшедшие от сыновей или потомков родоначальника поколения. Фамилии - на отдельные семьи . Во главе поколений и фамилий стояли начальники поколений и фамилий, старейшины с правом распорядительной и судебной власти в пределах объединяемых ими групп. Начальником и представителем отдельной семьи являлся отец семейства. Эта единица считалась последнею коллективною единицей, имевшею юридическое значение в общественной жизни народа. Дела, не выходящие за пределы интересов вышеотмеченных составных групп колена, а также не превышающие формальной компетентности их представителей, решались в пределах этих групп.

В случае решения дел общеколенного интереса составлялось собрание представителей коллективных единиц колена, под председательством князя колена. Можно предполагать, что коленное собрание было двоякого рода - большое и малое: в большом собрании принимали участие, по возможности, представители всех входящих в состав колена групп; а в малом - представители лишь наиболее крупных групп. Дела, имевшие общенародное значение, обсуждались представителями всех колен (в большом или малом собрании).

Моисей не изменил коленной организации еврейского народа. Введенные им, по совету Иофора, тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники, десятиначальники не нарушили административно-судебной особности колен, так как, - выбранные людьми своего колена, - они отправляли свои обязанности в пределах собственных колен. Усмотрению Моисея представлялись те из текущих дел, которые выходили за пределы интересов, власти или понимания поименованных начальников. Принимая участие в общенародной жизни, каждое из колен отнюдь не забывает своей племенной самостоятельности: каждое из колен, в лице своего начальника, приносит совершенно одинаковые дары скинии (Числ. 7 ); каждое из них имеет свое особое счисление и занимает свое особое место в стане (Числ. 1 . 2); каждое имеет своего представителя в числе соглядатаев (Числ. 13 ); по одной тысяче от каждого принимают участие в поражении мадианитян (Числ. 31 , 4-6); вообще, каждое следит за тем, чтобы не лишиться чего-либо в пользу другого колена (Числ. 36 ; ср. 37 , 1-1).

Во время странствований по пустыне, после синайского законодательства, стан еврейского народа имел такое распределение: северную границу стана составляли Дан, Асир, Неффалим; восточную Иуда, Иссахар, Завулон; южную Рувим, Симеон, Гад; западную Ефрем, Манассия, Вениамин. Колено Левия, занятое переноской и охраной принадлежностей скинии, находилось в центре стана. Каждое из колен имело свое отдельное знамя (Числ. 1 -4 ). Знамена северной части колен были, по преданию, в два цвета - красный с белым, причем стяг Дана носил на себе изображение человека с веткою в руке, стяг Асира - изображение города, стяг Неффалима - изображение ополчения. Знамена восточной части колен были, по преданию, зеленого цвета; из них стяг Иуды носил на себе изображение льва, стяг Иçcaxapa - изображение солнца, луны и звезд, стяг Завулона - изображение плывущего корабля. Знамена южной части колен были, по преданию, красного цвета; здесь стяг Рувима, носил на себе изображение орла, стяг Симеона - изображение стоявшего на горе дерева, стяг Гада - изображение серны. Знамена западной части колен были, по преданию, в два цвета - зеленый с золотом; тут стяг Ефрема имел на себе изображение быка; стяг Манассии - изображение единорога, стяг Вениамина - изображение волка. Знаменем левитов служил их „удел“ - скиния Господня.

Произведенная пред выступлением от Синая народная перепись (Числ. 1 -4) показала, что годных для войны имели (см. таблицу ниже, столбец 2).

Перепись, произведенная у реки Иордана, в конце странствования по пустыням (Числ. 25 ) обнаружила, что тогда имели годных для войны (столбец 3).

Колено 2
(человек)
3
(человек)
Рувима 46 500 43 730
Симеона 59 300 22 200
Левия 22 300 23 000
Иуды 74 600 76 500
Иссахара 54 400 64 300
Завулона 57 400 60 500
Манассии 32 200 52 700
Ефрема 40 500 32 500
Вениамина 35 400 45 600
Гада 45 650 40 500
Асира 41 500 53 400
Дана 62 700 64 400
Неффалима 53 400 45 400

Колена Рувима, Гада и часть колена Манассии получили свой земельный надел еще при жизни Моисея. Как наиболее других нуждавшимся в обширных тучных пастбищах для скота, - им были отведены завоеванные евреями области в восточном Заиорданьи, - с тем, однако же, условием, чтобы мужское поколение означенных колен не уклонялось от участия в завоевании и западного Заеданья, предназначенного остальным коленам (Числ. 32 ). Завоевание и раздел западного Заиорданья были совершены при преемнике Моисея - Иисусе Навине (И. Нав. 13 -22 ), причем колена распределились в следующем нисходящем порядке: северные пределы Ханаана заняли Асир и Неффалим; южнее поселились Завулон, Иссахар; в центре Ханаана осели часть колена Манассии и Ефрема; южные пределы Ханаана достались Дану, Вениамину, Иуде, Симеону; Левий получил оседлость среди уделов своих братьев.

За периодом общенародных вождей следовал период судей, - период наиболее яркого обнаружения племенной особности евреев. Общая для всех колен цель народа была достигнута: Ханаан завоеван, и каждое из колен получило свой самостоятельный земельный надел, не отчуждаемый в пользу какого-либо другого колена. Временно сплачивавших обаянием своей авторитетной личности Моисея и Иисуса Навина не стало. Народ беспрепятственно мог удалиться в свои исконные племенные ячейки. В самом начале периода судей еще можно было заметить некоторое единодушие колен: свержение ига Хусарсафема совершилось, по-видимому, усилиями всего народа. Но после Гофониила политическое объединение Израиля заметно ослабевает. Аод приглашает на войну с моавитянами не всего Израиля, а лишь Ефремлян и с ними одними совершает свое дело. Об участии других колен не упоминается. После победы над Сисарою, Девора с благодарностью вспоминает военные заслуги Ефрема, западного Манассии, Вениамина, Завулона, Иссахара, Неффалима; порицает за полное равнодушие к общенародному делу Рувима, Гада, восточного Манассию, Дана, Асира и совершенно умалчивает об Иуде и Симеоне. Гедеон приглашает на войну с мадианитянами Манассию, Асира, Завулона и Неффалима. Ефремляне явились уже позднее. Иеффай выступает против аммонитян с одними галаадитянами, т. е. Рувимом, Гадом и восточным Манассией. Спорадически являвшиеся судьи не объединяли своей властью разрозненные единицы народного организма. Их миссия была исключительно военного характера. Окончив освобождение той или иной части народа от тяготевшего над ней иноплеменнического ига, они вновь обращались в свое первобытное состояние. Дальнейшее отправление судьею тех или иных начальнических обязанностей зависело исключительно от воли народа: благодарный за свое освобождение народ мог уважать личность освободителя и предоставить ему некоторые права судьи и администратора среди выбравших его колен (Суд. II , 5- 11), но мог поступить и иначе. Во всяком случае, как бы ни была велика предоставленная судье власть, - она не простиралась на весь народ. Избранный одними коленами, судья мог быть не признаваем другими. Рассказ 8 и 12 глав кн. Судей даже свидетельствует, что между избранным указанным способом судьею и не избиравшими его коленами могли происходить сильные раздоры, а подчас и военные столкновения, со всеми нежелательными последствиями таких столкновений

Впрочем, бурный период судей не пропал для евреев бесплодно. Длинный ряд треволнений и невзгод, характеризующих данное время, в значительной степени содействовал возникновению в народе сознательной потребности государственного объединения. Идея общееврейского царя, явившаяся и энергично проведенная в конце означенного периода, говорит о том с достаточной убедительностью.

Военные успехи Саула, военно-административные таланты и личное обаяние Давида, политика централизации власти и великолепие царствования Соломона могли только усилить начавшееся сближение колен, хотя полного объединения народа все-таки не достигли. По смерти Саула, еврейская монархия временно распадается на две части: колено Иуды (и, вероятно, Симеона) - с одной стороны, и прочие колена с другой. Первая называет себя домом Иуды, Иудою, домом Давида; вторая усвояет себе имена: Израиль, весь Израиль, весь народ израильский, дом Саулов (2 Цар. 1-4 ). То же самое случается и в конце царствования Давида, - после усмирения мятежа Авессалома. Поссорившись, при возвращении Давида на престол, с коленом Иуды (и Симеона), прочие колена готовы были уже отделиться, заявляя: „Нет нам части в Давиде, нет нам доли в сыне Иессеевом. По шатрам своим, Израиль!“ Монархию спасла только опытность Давида и его полководца Иоава (2 Цар. 19 -20 ). При преемнике Соломона Ровоаме еврейская монархия окончательно распадается на две части: колена (Симеоново) Иудино и Вениаминово - с одной стороны и прочие колена - с другой. Первая носит название иудейского царства или Иуды; вторая - израильского царства или Израиля. Во главе первой стоял Иуда, во главе второй - властолюбивый, могущественный Ефрем. „Что нам в Давиде? - кричал Ровоаму Ефрем, а за ним и весь Израиль. - Нет нам доли в сыне Иессеевом! По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим“ (3 Цар. 12 ).

Политическая самостоятельность израильского царства продолжалась около двух с половиною веков, закончившись разгромом царства со стороны ассирийской монархии и переселением большинства Израильтян в Ассирию (4 Цар. 17 ). Менее чем чрез полтора века после этого, прекратило свое самостоятельное существование и иудейское царство , подпав под власть вавилонской монархии: большинство иудеев были переселены в Вавилон (4 Цар. 24 -25 ).

Со времени Кира, царя персидского, иудейские пленники Вавилона получают права беспрепятственного возвращения в Иудею. Можно предположить, что, совместно с иудеями, переселились в Ханаан и бывшие ассирийские пленники-израильтяне.

Вместе с прекращением политической самостоятельности еврейских царств, прекращается и коленный сепаратизм народа. Ko времени возвращения евреев из вавилонского (и ассирийского) плена, коленные родословия начинают, видимо, забываться. Автор 1-й книги Паралипоменон считает своею обязанностью восстановить в памяти народа важнейшие из этих родословий (1 -9 гл.) - не для поддержания, конечно, прежней племенной обособленности в народе, а для установления различных прав переселенцев, по их происхождению.

Литература. Vigouroux, La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Égypte et en Assyrie, Проф. A. Л. Лопухин, Библейская история при свете новейших исследований и открытий , Г. К. Властов, Священная летопись, Проф. Ф. Г. Елеонский, История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до египетских казней. Проф. И. Г. Троицкий, Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время Судей. Проф. В. П. Протопопов, Период Судей; очерк из истории еврейского народа в „Православном Собеседнике“ 1902 г. Проф. Я. А. Богородский, Еврейские цари.

Проф. Ф. Я. Покровский, Разделение еврейского царства на иудейское и израильское. Судьба десяти колен после их рассеяния за рекою Евфрат в „Христианском Чтении“ 1855 г. Колечицкий, К вопросу о поселении и судьбе десяти колен, плененных Ассирией, в „Страннике“ 1900 г.

* Василий Иванович Протопопов,
магистр богословия, экстраординарный
профессор Казанской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 12, стлб. 408. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1911 г. Орфография современная.

Статьи по теме: