Талантливые дети. Знаки и идентификация детей

Множество биографий отпрысков известных людей остаются за пределами общего внимания. Мы уже привыкли к тому, что у талантливых родителей бесталанные дети: природа не успевает восстановиться. Однако имеются и исключения из правила.

Ада Байрон – родоначальница компьютерного программирования

Известный романтик, человек, витающий в облаках, мечтатель о неземной любви – Джордж Байрон – вполне реально женился, завел ребенка и банально развелся. Его женой была Аннабелла Милбенк – девушка, страстно увлекающаяся математикой. Она получила от Байрона прозвище «Королевы Параллелограммов». Жизнь в браке отягощала поэтическую натуру, он ее считал приземленной скучной. Его больше привлекала вольное времяпрепровождение с выпивкой и юными пассиями. Семейные ссоры стали неизбежны. К тому же, высоко оценивая свой писательский дар, Джордж часто отказывался от предложений издателей, считая их вознаграждения слишком незначительными. Безденежье так же ложилось бременем на поэта. Совокупность проблем привели к разрыву брака. Однако он подарил Аннабелле прекрасную дочь Аду, отцовского интереса к которой у Байрона не появилось.

От своего известного батюшки девочка получила лишь имя, которое сменилось после замужества на Лавлейс. Зато материнское увлечение математикой пришлось как нельзя кстати. Девочка обожала математические науки, внимательно следила за работой тогдашнего изобретателя Чарльза Беббиджа – конструирующего счетную машину. Его идея с трудом воплощалась в реальность, зато она вдохновила Аду Лавлейс написать программу, которая должна была помочь вычислениям на аналитической машине. Этот труд стал первым образцом компьютерного программирования. Женщина еще задолго до эпохи электроники задумывалась о возможностях применения компьютеров: написание музыки и рисования.

Сергей Толстой – музыкальный этнограф

Многочисленные потомки Льва Толстого занимались писательством. Добиться таких же успехов, как их предок им практически не удавалось. Читатели и критики всегда подходили к творчеству новоиспеченных авторов скептически и очень придирчиво: сравнивали с мастерством Льва Толстого. Однако добиваться успехов Толстым было не обязательно в литературном творчестве.

Так, один из сыновей Сергей Львович – увлекающийся с детства игрой на фортепиано, стал первым музыкальным этнографом нашей страны. Он собирал музыкальные произведения не только народов России, но и Шотландии, Индии и прочих государств. Он так же удачно перекладывал на музыку стихи многих известных поэтов. Прожил Сергей Львович Толстой 84 года – видимо, сказались отцовские гены долгожительства.

Родриго Гарсиа – известный латиноамериканский кинорежиссер

Габриель Гарсиа Маркес оставил большое литературное наследие. Его сын – Родриго Гарсиа – не стал продолжать дело отца, а занялся кинематографией. К ней он пришел не сразу. Первое его образование – Гарвардский факультет истории. Киноискусству Родриго обучался в Американском институте кинематографии.

Сегодня нам известны такие его работы, как сериалы «Клан Сопрано», «Девять жизней», «Таинственный Альберт Ноббс» и другие работы, многие из которых награждены престижными премиями.

Рассказывает Екатерина Мурашова, семейный психолог и писатель :

Не такие, как все

— Есть два вида детской одарённости — специальная и общая. Из специальной самая ранняя — художественная детская одарённость. Спутать её ни с чем нельзя. Если она есть, то вы заметите. Рисунки ребёнка абсолютно непохожи на те, что рисуют другие дети. Они не опережают по возрасту, они эмоционально заряженные. Мне за всю жизнь удавалось видеть не больше пяти случаев ранней художественной одарённости. Как только я показываю своим студентам один такой рисунок, они сразу понимают, о чём я говорю. Чуть позже, но приблизительно в этом же возрасте, проявляется музыкальная одарённость. Это те самые дети, которые встают по ночам к пианино, полностью воспроизводят оперу с затёртой пластинки и т. д. Опять же, это ни с чем спутать нельзя. Если у вас такой ребёнок, вы поймёте.

Юлия Реппо, ПРО Здоровье: А если ребёнок всё время поёт, даже не научившись ещё говорить, значит, будет певцом?

Екатерина Мурашова: Нет, поют практически все дети, точно так же, как все нормальные дети танцуют. Это норма, что уже годовалый ребёнок совершает движения под музыку. Это не значит, что его надо отдавать в танцевальный ансамбль. Более того, большинство детей рисуют. Говоря о таланте, я имею в виду, что ребёнок воспроизводит и стремится не к тому, к чему стремятся другие дети.

Есть ещё одна специальная одарённость — математическая. Строго говоря, она даже не является математической, это способность оперировать логическими знаками и системами. То есть на самом деле человек с такими специальными способностями может стать потом и лингвистом, необязательно математиком. Они проявляются где-то к 10 годам, ждать раньше бесполезно.

Специальные детские одарённости имеет смысл поощрять. Если ребёнок хочет рисовать, ему нужно купить краски. Если он трясётся при виде пианино, есть смысл его приобрести. Если ребёнок сам не свой от решения задач по учебнику Перельмана , ему нужно отдать этот учебник.

Другое мнение

Павел Пожигайло, исполнительный директор Всероссийского хорового общества, зампредседателя общественного совета при Министерстве культуры РФ :

— Любому ребёнку можно развить музыкальный слух. Связь уха и голоса у некоторых есть с рождения, а у некоторых отсутствует. Но восстановить её можно даже на уроках пения в школе. Все методики для этого разработаны. Кстати, музыкальный слух важен, поскольку имеет прямое отношение к успеху в математике и изучению иностранных языков. Когда ребёнок поёт, то развивается и его творческое мышление.

Отстающие и впереди бегущие

— А что такое общая детская одарённость?

— По сути, это всего лишь ускоренное развитие. Есть такой термин — «темповая задержка психомоторного развития». Что это значит? Допустим, ребёнку сейчас 7 лет, а он ведёт себя и решает какие-то задачки, как будто ему только 5. Но это не значит, что он таким останется навсегда. Со временем он догонит сверстников. Он развивается нормально, но у него другой темп.

Если есть темповая задержка, то должно быть и темповое опережение. Так вот, общая детская одарённость — это как раз темповое опережение развития. Ребёнку 5, а он делает то, что положено делать в 7. Ребёнку 10, а он делает то, что положено в 12. Точно так же как 9 из 10 детей с темповой задержкой развития нагоняют к какому-то моменту ровесников, и темповое ускорение развития со временем возвращается к норме. И вот эти способности ни в коем случае нельзя поощрять! Если ребёнок к 13 годам привык, что он весь из себя одарённый, а тут вдруг перестаёт быть вундеркиндом и становится обычным, то это несёт с собой много психологических рисков, вплоть до суицидов.

Фантазия и интеллект

— А что касается высокого интеллекта — есть ли его признаки?

— Да. Детей дошкольного возраста не зря называют «почемучками» — они постоянно задают вопросы. Так вот, чем сложнее и интереснее вопросы, которые задаёт ребёнок, чем труднее родителям на них ответить, тем выше его общий интеллект. И второй критерий: чем сложнее ролевая игра, которую может организовать и провести ребёнок, тем выше его интеллект.

— «Дочки-матери», например?

— Да. Сегодня очень многие дети-дошкольники умеют читать, писать, пользоваться планшетами, говорить по-английски, но очень немногие способны организовать и провести для своих сверстников полноценную игру даже в «дочки-матери». Если ребёнок может организовать сложную оригинальную авторскую игру, это уж вообще запредельно. Чем богаче его фантазия, чем меньше ему нужно игрушек, копирующих настоящие объекты, тем выше его интеллект.

— А у школьников?

— Московское исследование показало, что около трети детей, имеющих высокий интеллект, определяемый психо-логическими тестами, не успевают в школе по основным предметам. Судьба человека — лишь сумма социальных возможностей его развития, его собственной одарённости, того, насколько он способен выдержать неудачу и т. д. Заранее что-то предсказать мы не можем.

Слагаемые успеха

— Говорят, что троечники самые успешные.

— Глупости! Байка о том, что Эйнштейн плохо учился, а стал великим учёным, — ерунда. Он в школе не блистал, но не был ни двоечником, ни троечником, его просто не замечали. Если ребёнок троечник, это не значит, что он будет успешным, но это не значит, что он будет неуспешным, тоже. За то время, пока он взрослеет, понятие успешности может поменяться. Я росла в советское время, у нас было представление, за счёт чего можно стать успешным. Когда я вышла в мир, наступила перестройка. И критерии того, как преуспеть, тоже поменялись. Ну и что?

У ребёнка есть этапы возрастного развития. В год он должен начать ходить, примерно в 6 месяцев сесть, после появления зубов ему можно давать прикорм, после формирования асимметрии полушарий, то есть где-то к 7 годам, у него имеет смысл развивать логическое мышление и прочее. У ребёнка до школы — игровая доминанта. Чем больше и разнообразнее он играет, тем лучше, кем бы он потом ни стал. Есть период обучения. Чем больше ребёнок получил в это время даже не знаний (знания с появлением Интернета девальвировались), а способов, алгоритмов находить, систематизировать и использовать знания, тем больше у него шансов в дальнейшем пре-успеть. Чем больше нервных клеток сохранилось у родителей и у ребёнка, тем больше у них шансов благополучно пройти подростковость и не загубить судьбу ребёнка.

Другое мнение

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии, академик Российской академии образования, профессор, автор многочисленных книг по развитию ребёнка :

— Чтобы понять, к чему склонен ребёнок, надо дать ему попробовать освоить разные виды деятельности — методом перебора, начиная с дошкольного возраста. Частая ошибка родителей в том, что они выбирают одно направление — музыку, спорт, живопись, исходя из своих предпочтений, и насильно заставляют ребёнка этим заниматься. Многое зависит от педагога, среды, в которой растёт ребёнок. Неслучайно в семье музыкантов дети тоже интересуются музыкой, в семье художников — живописью и т. д. Если ребёнок пробует что-то, но у него не получается, он переживает из-за неудач. Стоит выбрать другое занятие. Конечно, не надо бросать кружок сразу после первого занятия. Попробуйте всё же заинтересовать. В целом желание заниматься зависит от двух факторов — интересно ли это ребёнку и получается ли, успешен ли он. Некоторые родители спохватываются, когда ребёнку исполняется 10-12 лет: «Он ничего не хочет, его ничто не интересует!» Но проблема-то в родителях! Значит, не сумели ничем заинтересовать или заставляли делать то, что явно не по душе. Да и просто не занимались его развитием. К примеру, если ребёнку никогда не читали книг, не развивали речь, не занимались рифмованием, вряд ли он заинтересуется поэзией и начнёт писать стихи даже при наличии способностей.

валентина панина
Сценарий мероприятия «Я талантлив!» для детей старшего дошкольного возраста

Вед :- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

Сегодня мы поговорим о таланте человека и я представлю вам игру «ЭТО – Я» . Каждый из вас- человек, личность, и каждый из вас необычайно талантлив . Это я вам сегодня докажу.

Ну, что ж, отправляемся в путь в огромную страну «Я талантлив . В этой стране каждый должен показать «Какой Я?» . У каждого из вас – круг, это ваш мир. Какой это мир, с какими красками, увлечениями, вы нам сейчас покажите и расскажите.

На стене вывешиваются круги, в которых отражены увлечения детей . Дети рассказывают о себе, рассказы дополняются слайдами.

Вед : Посмотрите, какие мы разные : мы занимаемся спортом, танцуем, поем - мы разноцветные, но, в первую очередь, мы творческие и интересные и т. д.

Певец в песню душу вложит,

Танцор в танце весь живёт,

Поэт стих о счастье сложит,

В нём душа его поёт.

А художник в буйстве красок,

На холсте мир отразит.

И сюжетом, что из сказок,

В детей , взрослых превратит.

Он - талант , у нас всех разный,

Нужно лишь его открыть.

И поймёшь что мир прекрасный,

И счастливым сможешь быть.

Счастья не бывает много,

Если есть с кем поделить.

Дан талант нам всем от Бога .

Чтобы радость в мир дарить!

В каждом ребенке есть СОЛНЦЕ, которому нужно дать возможность СВЕТИТЬ.

Сотворим солнце в себе.

Упражнение "Солнце в душе"под музыку "Утро" Э. Грига

Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше . Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка большая, как солнце. Оно несет тепло всем-всем.

Лучики солнышка с любовью мы посылаем и своим родителям, и своей семье.

Потому что все начинается с семьи и талант , конечно же, зарождается в семье.

ВЕД : «Счастлив тот, кто счастлив дома» .

Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Он имел в виду, что именно в семье, взрослые помогают детям стать увлеченными, развитыми людьми. Интересно, а какими способностями обладают родители наших воспитанников.

Игра с родителями «Наши таланты » .

Вед.: Встаньте те, кто любит рисовать.

Вед.: Поднимите руки, кто любит петь.

Вед.: Хлопните в ладоши, кто любит танцевать.

Вед.: Топните ногой те, кто занимался или занимается спортом.

Вед.: Крикнете «Я» , кто пишет стихи.

Как хорошо, что у наших воспитанников такие талантливые родители .

Воспитывать ребенка – это сам по себе большой талант . А воспитать троих детишек – это талант в кубе . Сегодня в нашем зале присутствуют замечательные многодетные семьи : Горбуновы, Афанасьевы,Майоровы, Зарубины, Галиевы, Бутунины, Дмитриевы. И я приглашаю Дмитриеву О. А.

Быть может вы нам раскройте секрет таланта воспитания ?

Дмитриева О. А.: Секрет очень прост - теплые отношения, доверие, любовь. Если люди сами не умеют лететь, пусть научат летать своих детей . Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят.»

Вед.: Мы знаем, что все члены вашей семьи очень дружные.

Дмитриева О. А.: Да, наша семья очень дружная. Все в нашей семье мы делаем вместе, ведь дружба - это труд, основанный на доброте, взаимовыручке, взаимоподдержке.

Игра на фоне музыки

Вы очень добрые и способные, талантливые дети .

Вед : Талант есть у каждого , но нужно приложить усилия, для того, чтобы его развить. В развитии способностей воспитанников поможет наш детский сад "Радуга", который с легкостью можно называть "Радугой талантов ".Этому свидетельствуют достижения наших нынешних воспитанников- ваши ребята и достижения выпускников сада.

Неспроста мы вспомнили о выпускниках. Сегодня у нас в гостях - Мартынова Варя,Добдина Дарья- выпускники 2014 года и ИХ ДРУЗЬЯ. Под руководством талантливых педагогов ДШИ Н . В. Галь, Т. В. Ревиной ребята блистают на сценах не только нашего района, но и области. И я приглашаю Н. В. ГАЛЬ и Т. В. Ревину и их звездочек.

Выступление ребят из ДШИ

Вед : Да, каждый человек талантлив по-своему . Нужно просто в каждом найти ту самую изюминку, ту самую искорку, которая когда-нибудь вырастет в звёздочку и с годами появится талантливая личность , а может и большая звезда. А пока они еще маленькие, но уже звезды.

Выход детей .

Вед.: Какие чудесные дети

Покрыли земную кору!

Они на зеленой планете

Растут, как грибы во бору.

Вед.: Волнушки, подгруздки, опята -

Какая крикливая рать!

Как славно, что эти ребята

Не любят в молчанку играть.

Вед.: Дерзайте, ребята, растите,

Боритесь за званье людей!

Пусть будет вам сколько хотите

И солнца и теплых дождей.

Вед.: Уважаемые родители! Вы видите, какие у вас способные дети. Помогайте им в поисках своих талантов . Помните, что талант проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее.

Вед.: А вам, дорогие ребята, я хочу пожелать, чтобы о вас говорили как о ВЕЛИКИХ ТАЛАНТАХ .

Публикации по теме:

П\С: Обобщить представления о профессиях. Продолжать формировать уважение к людям труда. Активизировать словарь. Развивать умение грамотно.

П\С: Продолжать работу по правам Конвенции. Познакомить с правом на труд: ормировать уважение к людям, создающим ценности своим трудом.

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОБУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ «Дорожная Азбука».

Сценарий совместного с родителями мероприятия «Я талантлив» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Сценарий праздника «Я талантлив». Работу.

Сценарий летнего развлекательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Здравствуй, лето!» Республика Хакасия, п. г. т. Усть -Абакан Воспитатель детского сада «Радуга» Искра В. В. Интеграция образовательных областей: «Здоровье»,.

Я представляю вашему вниманию выступление на тему: Способные, одаренные, талантливые дети».

Для того, чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности - одаренность - талант.

I Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."

Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупностьпсихических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.

И все таки: какого школьника можно считать способным?

  1. Он рано научился читать, считать, писать
  2. Легко запоминает и пересказывает
  3. Умеет рисовать
  4. Поет или играет на музыкальном инструменте

II. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Одаренность -это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар . Все одарённые дети учатся легко и быстро.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей: - яркое воображение; - способность к нестандартному восприятию; - интуиция; - любознательность - оригинальность; - конкретность мышления.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Различают одаренность в:

  1. В практической деятельности:
  1. В познавательной деятельности:
  1. В х удожественно –эстетической деятельности:
  1. В к оммуникативной деятельности:
  1. В духовно-ценностной деятельности

Более подробно виды одаренности представлены у вас в буклетах.

Кроме достоинств американский психолог Б. Карне отмечает проблемы одаренных детей:

  1. Стремление к совершенству.
  2. Ощущение неудовлетворенности.
  3. Нереалистические цели.
  4. Сверхчувствительность.
  5. Потребность во внимании взрослых.
  6. Нетерпимость.

Подробно ознакомиться с проблемами одаренных детей вы так же можете в буклетах.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.

К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)У них все всегда получается. Их оценки - «отлично» по всем предметам.

Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

III.Талантливый ребено к – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант - это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливые, способные и одаренныедети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителейтак и учителей.

Итак, термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.

Понятие "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный»,

а в понятие «талантливый" подчеркиваются природные данные человека.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.


Подписи к слайдам:

Способные, одаренные, талантливые дети. Не все дети талантливые, но все способные…

Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.

Особенности одаренных детей яркое воображение; способность к нестандартному восприятию; интуиция; любознательность; оригинальность; конкретность мышления. Одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости В практической деятельности; В познавательной деятельности; В х удожественно –эстетической деятельности; В к оммуникативной деятельности; В духовно-ценностной деятельности. Проблемы одаренных детей: Стремление к совершенству; Ощущение неудовлетворенности; Нереалистические цели; Сверхчувствительность; Потребность во внимании взрослых; Нетерпимость.

Категории одаренных детей I категория – дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. I I категория – «академическая одаренность». I II категория- дети, достигших успехов в каких либо областях деятельности (музыканты, художники, спортсмены, математики).

«Талант» (« talanton »), и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Талант- это возможность реализации системы способностей.

Термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Способный – годный к чему либо или склонный, ловкий, пригодный Талант – природные данные человека

“ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...” Спасибо за внимание


Цели урока:

Проведение в форме брейн-ринга обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного характера”, развитие познавательного интереса , осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.

Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

^ I.Объявление темы и целей урока:

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо:

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

Тема брейн – ринга - «Стихия любая нам нипочем!»

Вопрос №1

В школьном толковом словаре иностранных слов найти значение слова «стихия».

Вопрос№2

Из перечисленных бедствий выбрать те, которые относятся к природным стихиям (землетрясение; авария; ураган, смерч,буря; эпидемия;наводнение; вулкан;обвал;катастрофа; пожар; снегопад; засуха; снежная лавина; оползни.)

^ II.Задания к теме « Землетрясение»:

Вопрос №1

О какой природной стихии идет речь в данном стихотворении? Аргументируйте свой ответ.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…

Вопрос №2

Землетрясения - это подземные толчки и колебания земной поверхности , возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Доказано, что некоторые животные способны почувствовать приближение землетрясения гораздо раньше людей. Случаи, когда животные или птицы своим необычным поведением предсказывали наступление той или иной катастрофы, в наши дни все чаще и чаще обращают на себя внимание ученых. Животные, птицы и рыбы являются своеобразными биопредвестниками природных катаклизмов.

Из представленных животных выбрать тех, которые предчувствуют землетрясение и рассказать о их поведении перед стихией. (корова, курица, лошадь, змея, кошка, собака,овца, кролик).

*********Интересный факт!

За три недели до землетрясения полностью высохло озеро в городе Энсхи провинции Хубэй, которое находилось в 560 км к востоку от эпицентра. За день до землетрясения в зоопарке города Ухань зебры стали биться головой о заграждения, слоны - трубить, львы и тигры - обеспокоенно бродить по клеткам в полдень, вместо того чтобы мирно спать. Ровно за пять минут до первых толчков по всему Китаю кукарекали петухи.

Вопрос №3

Из представленных приборов выбрать тот, который служит для обнаружения и регистрации сейсмических волн (компас, флюгер, анемометр, сейсмограф, гигрометр).

*********Интересный факт!

Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик , можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа - инерционное тело - груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой. Ежедневно сейсмографы регистрируют на Земле более тысячи землетрясений.

Вопрос № 4

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

На карточке среди цифр, букв и буквосочетаний найти фразу, касающуюся землетрясения и его последствия:

Вввч ччнннеееууы оллзшдьти 33399 9ььисвонпаврол мммпппаанекуцысит орпаеншщд б 87766тт ппавчяууггззддввввввввввддддддддддддддддддддд

11 марта 2011 год. Япония. Самая мощная в истории страны серия подземных толчков, самый сильный из которых достиг 8,9 баллов. Землетрясение привело к смещению оси вращения Земли почти на 10 см, тысячам человеческих жертв и вызвало значительные разрушения. Ооооооолллллл 5555999 ссссччавыцццд55555 %%%%%ьььщщдп 00ыыфф21546жжжжввввфффффьььььююююю333333300000000000000дд

Вопрос №5

Выбрать из предлагаемых вариантов ваши действия и определить их очередность: « Если землетрясение застало вас дома….»

*отключить газ, электроприборы,загасить открытый огонь;

*добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов;

* держаться подальше от окон , зеркал, неустойчивой мебели;

*не выбегать на лестницу,не пользоваться лифтом;

* не паниковать, помочь тем, кому необходима помощь.

^ III.Задания к теме « Вулканы»:

Вопрос № 1

Как звали Бога в данной легенде? Аргументируйте свой ответ.

Жил- был на свете Бог. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Агора стояла прямо посреди моря. Когда Бог работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели камни,огонь и пепел. « Он работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть на честь этого Бога.

Вопрос № 2

Узнать природное явление. Подчеркнуть слова, словосочетания и предложения, характерные для данной стихии.

Огромная гора сотряслась от страшного грохота. Мрачная черно-серая туча дыма и пепла поднималась грибом над ее вершинами. Туча росла, росла, закрывая собой небо. Десятки молний пытались разорвать ее на части, но туча от этого , казалось,только густела и разбухала. Из самой верхушки горы время от времени вырывались огненные столбы,и раскаленный каменный дождь осыпал склоны. В огромной чаше с крутыми склонами, убегающими вниз, яростно пылала красно-оранжевая пасть «чудовища».В ней что-то беспрерывно урчало и булькало,словно невидимый великан полоскал горло. Вдруг в его пасти что-то ослепительно вспыхнуло, загрохотало,и огненный столб с диким ревом устремился вверх….

Вопрос №3

Создать модель действующего вулкана и объяснить его строение.

Строение вулкана.

Область в верхней части мантии, где находится магма, называется магматическим очагом.

Канал, по которому магма выводится на поверхность, называется – жерлом.

Воронка на вершине вулкана - кратер (похожа на колодец или чашу)

Вырвавшаяся на поверхность магма, остывая, превращается в лаву.

При застывании лава образует натеки самой причудливой формы, образуя вулканический конус.

Вопрос №4

Найти ответ в предложенных энциклопедиях «Есть ли вулканы на других планетах?»

Вопрос №5

Распределить по группам: 1) последствия извержения вулканов; 2) значение вулканов.

Последствия извержения вулканов:

Земля на многие км покрывается пеплом;

Раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары , сжигающие леса, поля и поселения;

В тучах удушливых газов не редко погибают люди, звери и птицы;

Стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути.

Значение вулканов:

Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли.

Биологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли живыми организмами.

Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом.

Человек использует энергию вулканов и продукты их извержения:

а) вулканический пепел - прекрасное удобрение,

б) вулканический туф – строительный материал,

в) внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц.

^ IV.Задания к теме « Ураганы и смерчи»:

Вопрос №1

О чьих проделках идет речь в газетной заметке? Аргументируйте свой ответ.

В январе 1968г. В городке Юнг (Швеция) произошел необыкновенный случай, единственный в своем роде в истории хоккея. В тот день проходил напряженный матч. В разгар игры, когда страсти на стадионе накалились до предела, удивленные зрители увидели, как вратарь одной из команд вместе с воротами поднялся в воздух. Повисев некоторое время на высоте нескольких метров, и вратарь,и ворота упали на землю. Голкипер остался жив, но, естественно, очень испугался. Оказалось, это были проделки…

Вопрос №2

Соотнести иллюстрации и их определения.

Ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое до 200 км/ч.

Буря – длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Смерч – атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует не долго, перемещаясь вместе с облаком.

Торнадо- это гигантский столб вращающегося воздуха, который стремительно движется над землей и втягивает в себя все, что попадает ему на пути.

Цунами - это длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.

Конечно, в цунами лучше всего не попадать - если смотреть имеющиеся цунами на фото, и оставшихся после него разрушений, можно понять , что от этого явления требуется держаться подальше.

Но, если вы находитесь в районе, где есть опасность возникновения цунами, мы предлагаем вам несколько рекомендаций по правильному поведению.

Если вы краем уха услышали о возможном возникновении цунами, или чувствуете толчки, и т.д., поверните регулятор громкости на вашем радио, чтобы быть в курсе событий, и сразу услышать предупреждение о цунами.

Услышав предупреждение, немедленно поднимитесь на возвышенность, на крышу дома и пр., а лучше всего постарайтесь покинуть опасную зону и останьтесь в безопасном месте.

Держитесь подальше от пляжа. Никогда не идите на пляж, чтобы полюбоваться на цунами, даже если прогнозы говорят, что волна будет очень невысока. Поверьте, даже если вам очень хочется сделать фото цунами, лучше скачайте их из интернета, не стоят они вашей жизни. Помните - если вы можете увидеть волну, вы подвергаете себя высокому риску , и лишаетесь возможности бежать от опасности.

Вопрос№4

Из предложенных детских книг найти сказку, в которой сказочную героиню перенесло в другую страну сильным ветром. Как звали эту сказочную героиню и кто является автором этой книги?

Вопрос №5

Составьте проект действий в ситуации, когда ураган (буря, смерч) застал вас в здании.

*Включить радиоприемник для получения информации комиссии по чрезвычайным ситуациям, спокойно послушать и понять,что надо делать дальше.

*Отойти от окон и занять безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами.

* Погасить огонь в печах, отключите электроэнергию, закрыть краны на газовых сетях.

*Для защиты от летящих обломков и осколков стекла использовать листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики.
* По возможности, взять с собой документы , медикаменты,запас продуктов и воды и спуститься в заглубленное укрытие, в убежище, в погреб и т. п.

*Стараться находиться рядом со взрослыми и не потеряться.

V.Итог урока:

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

Статьи по теме: