Простейшие приемы фантазирования. Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

Афанасьева А.А.

Использование типовых приемов фантазирования в работе с детьми дошкольного возраста

Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В практике д ошкольных учреждений, работающих по ТРИЗ–РТВ технологии, успешно используются в работе с детьми следующие приемы фантастических преобразований объектов :

    Прием "Увеличение - уменьшение",

    Прием "Деление - объединение",

    Прием "Преобразование признаков времени"

    Прием "Оживление - окаменение",

    Прием "Специализация – универсализация",

    Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями .

Нами были разработаны модели приемов фантазирования (Волшебников), которые позволяют научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Каждый Волшебник имеет сво ю символик у приема фантастического преобразования :

Волшебник и «Увеличения - У меньшения» .

Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения

С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличит ь их или наоборот уменьшить. (например,- мы пригласим в группу волшебника Увеличения (Уменьшения ) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нуж ен так ой больш ой стул ? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не все го стула , а только е го спинки? Что произойдет? Для чего нуж е н стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник У величения не будет касаться стула , а увеличит только то место, где он расположен (группу ) )

Волшебник и «Дроблени я - О бъединени я ».


Волшебник Деления Волшебник Объединения

Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку.

Волшебник «Наоборот».


Волшебник Наоборот

Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположны ми .

Волшебник и «Оживлени я О каменени я ».


Волшебник Оживления Волшебник Окаменения

Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным.

Волшебник и «Специализаци и - У ниверсализаци и ».


Волшебник Могувсё Волшебник Могутолько

(Универсализации) (Специализации)

Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могутолько (магазины специализированные – обувь, одежда…)

Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Всемогу (универсам, супермаркет).

Волшебники преобразования признаков времени:



Волшебник Быстрых Волшебник Замедления
минут

Волшебник Перепутывания
Времени

Волшебник Обратного Волшебник Остановки
Времени Времени

Машина Времени Зеркало Времени

Эт и волшебник и мо гут творить со временем все, что захо тя т.

Например:

    Убыстрить время (Волшебник Быстрых м инут), с таким же успехом замедлить его (Волшебник З амедления)

    Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник перепутывания времени)

    Может процессы и события заставить протекать наоборот (Волшебник Обратного Времени)

    Переместить события на дальние временные отрезки (М ашина В ремени), на ближние – относительно жизни человека (З еркало В ремени)

    Может остановить время (Волшебник О станов ки В рем ени ).

Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Консультация для педагогов на тему: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка» Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Выступление: воспитателя высшей квалификационной категории Михайлиной Л.В.

Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

Методы и приемы. 1 . Составление сказок совместно с помощью взрослых, с опорой на иллюстрации, картинки, т.е сочинять по предметной модели. 2. Метод Д.Родари «А, что потом?» предложить знакомый текст сказки, но необходимо изменить конец. 3. «Совместное решение проблемного вопроса к сказке» Задавать и решать вопросы нужно к сказкам хорошо знакомым.

4. « Изменение ситуации в знакомых сказках». 5. « Придумывание кратких историй» /истории про камешки, носовой платок…/ . 6. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. 7. «Сказка про самого себя» 8. Перевирание сказки. Это воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. 9. « Сказка, но по - новому» За основу берется старая сказка, но предлагают детям наделить героев новыми качествами.

10. «Сказка – калька» Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. 11. Составление сказочных историй, отталкиваясь, например от одного слова «Привет»

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). - Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

ПРИЁМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ « СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ» « УВЕЛИЧЕНИЕ-УМЕНЬШЕНИЕ» «ДРОБЛЕНИЕ» « УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» «ОБЪЕДИНЕНИЕ» «ОЖИВЛЕНИЕ» «ВНЕСЕНИЕ» «ВЫНЕСЕНИЕ» «ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» «КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ»

«Сделать наоборот ») Некоторые задания (игры): Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам? наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым. Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть - привстать, повернуться направо - повернуться налево и т.д.).

«Увеличение-уменьшение» Некоторые задания (игры): Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик. А что бывает сначала маленьким, а потом большим? Ответ: человек, растения, животные, снежный ком. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достать до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звёзды и т. д. - выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку

«Универсализация» Некоторые задания (игры): Обучаемым раздаются рисунки, сделанные по принципу Роршаха (кляксы-отпечатки) или двойственные изображения. Необходимо детям как можно больше найти в картинках различные впечатления: «Что бы это значило? На что ещё похоже? Что напоминает ещё?». Пример стихотворения-эпиграфа: На свете всё на всё похоже: Змея на ремешок похожа. Луна на круглый глаз огромный. Журавль на тощий кран подъёмный. Кот полосатый на пижаму, Я - на тебя, а ты - на маму. Каждому участнику раздаются рисунки-объекты, например, лисицы, зайцы, цветы. Педагог предлагает из этих изображений сконструировать на столе (полу, ковре, зеркале) новый образ, например, колобка (облака, солнца, дерева). замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве

«Объединение» Фукс и капитан Врунгель после кораблекрушения попали на Гавайские острова. Было жарко, и они развесили одежду посушиться, а сами заснули. Проснулись - одежды нет! Только у Врунгеля осталась фуражка, которую он никогда не снимал, а в ней немного денег. Решили они с островов на самолёте лететь. Только вот беда, денег мало. Всего и есть на один билет, на самолёт и на один костюм. Что делать морякам? Лететь надо вдвоём, а голым никого на борт не пустят.

Каждому игроку педагог выдаёт карточки с изображением машины, дерева, мяча, куклы, гриба, гитары, рыбы, пера, зайца, зонта, крокодила, паутины, часов, звезды, шара, самолёта, радио, дома, девочки и т. д. Потом просит участников объединяться по определённым признакам в определённых местах: - Кто живой; - Кто издаёт звуки; - Выше стола; - Сам передвигается; - Не живой; - Молчит; - Не двигается сам; - Ниже стола; - Живёт в воде; - Живёт в воздухе; - Живёт в городе; - Съедобный. Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.

«ДРОБЛЕНИЕ» Некоторые задания (игры): - кар-низ, - па–роль, - кар-тина, - до–клад, - пат-руль, - до–нос, - папа-зол, - вой–на, - сто-рож, - фа–соль, - тюль-пан, - семь–я, - вор-он, - Я–пони–я и т. д., Педагог может предложить задание детям: изобразить части слов. Слова типа: Коллективно-творческое дело следует организовывать в зависимости от количества участников игры. Например, 1-й игрок рисует первую часть слова, 2-ой - вторую часть слова, 3-й - всё слово. Остальные отгадывают. Затем можно игроков объединять в команды с теми же правилами.

«ВНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Дядя Фёдор выписал себе с завода трактор. Вначале все были рады, трактор оказался маленьким, удобным и симпатичным. Но скоро начались неприятности. Трактор нужно было заправлять не бензином, а продуктами. Молока в хозяйстве было достаточно, заправляли трактор регулярно, но тому всё было мало. Только выедут в деревню, трактор сразу учует, где блины пекут или борщ варят,- остановится и стоит, пока не покормишь. Дядя Фёдор возмущался: - Так и будем возле каждого дома останавливаться?! И у столовых тоже. Это не трактор, а бегемот какой-то! Как же сделать, чтобы трактор ездил куда нужно не останавливаясь?

«ВЫНЕСЕНИЕ» Некоторые задания (игры): Поймал боярин бедного воришку, который у него на поле морковку таскал. Решил казнить. Взмолился бедняга: - Не вели казнить, боярин, богатым подарком откуплюсь! Согласился боярин, дал день сроку, а чтобы воришка не сбежал - приставил к нему двух солдат. Что воришке делать? Нет у него ни денег, ни драгоценностей. Поэтому-то и польстился он на боярское добро. Решил воришка подарить такое, чем нельзя воспользоваться, а отказаться жалко. Что же можно подарить боярину?

«ОЖИВЛЕНИЕ» Игра «Живой цвет». Педагог (родитель) предлагает одному из участников покинуть комнату. Остальным ребятам ведущий показывает объект какого-либо цвета, например, зелёного. Команда приглашает вышедшего игрока, которому по очереди с помощью жестов и мимики, телодвижения изображает загаданный цвет. Отгадавший должен предложить решение - назвать цвет. Если не отгадал, то идёт опять за дверь, чтобы вновь отгадывать и т.д. Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

«ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ» Некоторые задания (игры): Молодой человек хотел сделать девушке подарок. Он купил в комиссионном магазине битую вазу за мизерную цену. Решил уронить свёрток с вазой в момент вручения подарка. Так и сделал: когда она открыла дверь,- он уронил вазу… Девушка стала собирать осколки и вдруг… дала ему пощёчину. Что произошло?

«КОПИРОВАНИЕ ИЛИ СТИЛИЗАЦИЯ» Жил-был художник. Как-то раз нарисовал он прекрасный портрет красивой девушки. Картину повесил на выставке. Все женщины, которые видели этот портрет, все захотели такой же, но только свой. Художник получил много заказов. Только вот беда! Дамы не хотели быть похожими на себя. Все хотели, чтобы на портретах волосы у них были длинные, глаза большие, а губы яркие. Что делать художнику? Каждый портрет рисовать долго, но ведь дамы все желают выглядеть одинаково.

«ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА» Некоторые задания (игры): Каждый участник получает заготовку (контур) фантастических животных, деревьев, насекомых, рыб и т. д., затем педагог предлагает ввести цвет и придумать нестандартные названия им, рассказать о местах обитания, питании, пользе и др.

Трудная задача муравья Тащил муравей домой нужное брёвнышко (честно говоря, это был кусочек коры). Устал. Видит - лужица блестит. Напился и думает: как же домой водички принести? Можно водичку в какой-нибудь лепесток набрать, но брёвнышко выкидывать жалко... И на помощь никого не позовёшь: муравейник-то далеко. Подсказка: А ведь можно и водичку принести, и брёвнышко сохранить. Потряскин: Что-то мне вспомнилась задача про то, как дети Змею Горынычу живую воду принесли.

В книге «От трех до семи» 1996г. Л.Б.Фесюкока. Раздел: « Воспитание интереса к художественной литературе» / сказка но по - новому/. Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

1 . Составление сказок совместно с помощью взрослых, с опорой на иллюстрации, картинки, т.е сочинять по предметной модели. 2. Метод Д.Родари « А, что потом?» предложить знакомый текст сказки, но необходимо изменить конец. 3. «Совместное решение проблемного вопроса к сказке» Задавать и решать вопросы нужно к сказкам хорошо знакомым. 4. « Изменение ситуации в знакомых сказках». 5. « Придумывание кратких историй» /истории про камешки, носовой платок…/ . 6. Обучение дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. 7. «Сказка про самого себя» 8. Перевирание сказки. Это воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. 9. « Сказка, но по - новому» За основу берется старая сказка, но предлагают детям наделить героев новыми качествами. 10. «Сказка – калька» Это такие условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. 11. Составление сказочных историй, отталкиваясь, например от одного слова «Привет» Методы и приемы.

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Ответ: свеча, мороженое, воздушный шарик. А что бывает сначала маленьким, а потом большим? Ответ: человек, растения, животные, снежный ком. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достаь до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звёзды и т. д. Некоторые задания (игры):

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов

Спасибо за внимание! Творческих ВАМ успехов!


Профессионал в Теория Решения Изобретательских Задач.
С огромным удовольствием пытаюсь решать его задачки на триз..

Приемы:
ПРИЁМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ «СДЕЛАТЬ НАОБОРОТ»

Назначение приёма фантазирования (ПФ) «Сделать наоборот»: показать объект с противоположной стороны, с противоположной функцией (см. Таблицу № 4). Всего выявлено четыре подприёма у ПФ «Сделать наоборот».

Таблица № 4:
Модели применения ПФ «Сделать наоборот»

(к 5.1.2. ПФ «Сделать наоборот»): К.С.Петров-Водкин описывает своё состояние, находясь на земле и падая на неё: «… предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я ещё никогда… не получал. Решив, что впечатление… случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле. Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету (Выделено Автором. - Ф. Р.). Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приёмы. Очертя глазами весь горизонт,воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью,- я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. …Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях её массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене»/Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. -Л. -1982. -С.271/.

Ровная планета по горизонту преобразована в вогнутую планету. Метод художника получил название в искусствоведении - «сферическая перспектива».

Некоторые задания (игры):

* Два джигита соревнуются,- чей конь последним придёт к финишу. Но дело не идёт, оба стоят на месте. Они обращаются за советом к мудрецу… После этого они поскакали во весь опор. Что мудрец посоветовал джигитам?
Ответ: Мудрец посоветовал поменяться конями.
* Попал Джованнино в прекрасную страну. Идёт и радуется, как всё красиво кругом. Вдруг навстречу местный житель.
- Что это за страна? - спросил Джованнино.
- Это Нестрана. Страна, где очень много невещей.
- Как это? - не понял путешественник.
И местный житель всё объяснил. Оказывается в чудесной стране вместо точилок школьники носили с собой неточилки, которые делали из карандашных огрызков целые карандаши. Вместо вешалок взрослые пользовались невешалками, с которых одежду просто снимали, когда нужно. Покупать ничего не нужно, ведь есть неденьги. Приходи и бери, что захочешь.
Как вы думаете, какие ещё есть невещи в этой Нестране.
* Можно рекомендовать любую форму подвижной игры. Например, использование посредника (мяч, этикетка, игрушка) для передачи эстафеты от одного ребёнка к другому. Тот, у кого находится посредник, должен быстро назвать антоним для слова, названного взрослым.
* Зарядка «Наоборот»: педагог (родитель) предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть - привстать, повернуться направо - повернуться налево и т.д.).

Результат:
Обучаемые должны сознательно применять приём фантазирования «Сделать наоборот» (и его подприёмы) в изобразительной деятельности, лепке и конструировании объёма, добиваясь фантастического образа. Этот приём позволит решать сказочные задачи, ситуации и сочинять своих героев, свои сказки.

Увеличение – уменьшение объекта

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта. В повседневной жизни или в играх наблюдайте и обсуждайте с малышом вопросы:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? (свеча, мороженое, воздушный шарик, овощи при тушении) А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (человек, растения, животные, снежный ком, тесто) Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы: - достать до Луны; - покататься на кошке; - сдвинуть звѐзды и т. д. Поиграйте в Великанов (ходьба на цыпочках с высоко поднятыми руками) и Карликов (ходьба на корточках). С ребенком постарше пригласите в гости невидимого волшебника Увеличенияуменьшения. Вот он прикоснулся к столу, и стол теперь стал размером с комнату… или с дом! Что можно делать с таким столом? Что в этом хорошего, а что плохого? А теперь стол уменьшился и стал размером с ладошку… А что, если увеличилась только одна ножка у стола?.. Обсуждайте. Можно слепить или нарисовать необычные предметы. Деление – объединение Прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что объекты окружающего мира состоят из составных частей. Сначала называйте сами, потом предлагайте ребенку самому назвать, из чего состоит автомобиль, тело человека, из чего вы вместе будете делать тесто для пирога и т.п. Игра «Звери спрятались » Эта игра очень нравится детям. Выберите несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку. Чем старше ребенок, тем больше может быть игрушек, в том числе и не очень знакомых. Малышу до 1,5-2 лет покажите игрушки, которые будут с ним играть – «прятаться», и уберите их, чтобы ребенок мог определить игрушку именно по ее части, а не глядя на оставшиеся. С детьми постарше можно сразу приступать к «пряткам». Сделайте ширму из стула, столика, можно даже использовать большую книгу. Прячете игрушку и показываете только кусочек. Ушки, хвостик, лапку или спинку. Угадает ли ребенок, кто это высунулся? Если нет, то внимательно рассмотрите игрушки вместе, обратите внимание на цвет, форму, характерные особенности игрушки и попробуйте поиграть еще раз. Обязательно поменяйтесь местами, пусть теперь ребенок прячет игрушку, а вы «пытаетесь» угадать.

Пригласите в гости волшебников Деления и Объединения. Вот Волшебник Деления коснулся машинки, и она распалась на кузов, колеса, двери, двигатель… а Волшебник Объединения соединил колеса и 2 цветных карандаша. Попробуйте сконструировать необычные предметы, слепив их пластилином или связав веревочкой. Что получилось? Для чего нужен новый предмет?Оживление - окаменение В повседневной жизни оживляйте различные предметы, разговаривайте с ребенком от имени ложки или ножниц, придавайте им человеческие качества, рассказывайте об их «чувствах», побуждайте ребенка включаться в вашу игру, разговаривать от лица предметов. Ребенку постарше предложите изобразить какой-то предмет. Пусть мама станет чайником, а малыш чашкой. Рассказывайте, что думают ваши предметы, общайтесь между собой. Психологи этот приѐм называют «Эмпатия»,- умение посмотреть на мир, на себя глазами другого, умение почувствовать внутренний мир другого. Обратите внимание ребенка на прием оживления материала в книгах (живое дерево - Буратино, живые овощи - Чипполлино, живое тесто - Колобок, живой снег – Снегурочка) Чтобы наглядно увидеть прием окаменения, заморозьте воду в холодильнике, можно опустить в воду живые листочки и понаблюдать, что с ними стало, когда вода замерзла. Поиграйте в известные игры Замри-отомри, Море волнуется раз… Можно превратиться в птичек, которые весело летают, но когда приближается кошка, замирают на месте, чтобы она их не заметила. Обсудите с ребенком на прогулке, что было бы, если бы Волшебник окаменения коснулся бабочки или кузнечика? А что, если каменной стала постель? Важно, чтобы ребѐнок смело оживлял неодушевлѐнное, и, наоборот,- мог «живое» превращать в неодушевлѐнное. Преобразование признаков времени Фантазирование основано на изменении признаков времени. Для преобразования берутся разные свойства времени: ускорение и замедление, перепутывание, остановка, обратный ход, машина времени. В повседневной жизни обсуждайте с ребенком ход времени: используйте понятия сегодня, вчера, завтра, познакомьтесь с временами года и днями недели. Для наглядности можно повесить на стену «паровозик времени» с названиями дней недели, и каждый день обращать внимание ребенка, какой день сегодня, закрепляя соответствующий указатель. Рассказывайте ребенку о его раннем детстве: он не умел говорить, учился ходить, еще раньше ползать, до этого только лежал и переворачивался. Поговорите о том, что будет, когда малыш подрастет – пойдет в сад, школу, на работу.

Игра «Малыш-ребенок-взрослый » Взрослый дает команды ребенку: Малыш – ребенок ползает или лежит на спинке и дрыгает ногами; Ребенок – бегает, прыгает; Взрослый – спокойно ходит, можно надеть какой-либо предмет одежды (очки, шляпу) или взять портфель. Обсуждайте последовательность привычных действий: чистка зубов – взять щетку, намочить, выдавить пасту, почистить зубы, прополоскать рот, вымыть щетку, поставить на место. Попробуйте в качестве игры делать повседневные действия очень быстро или медленно. Что получается? А если попробовать в обратном порядке? Обращайте внимание ребенка на жизненные циклы растений, животных. Наблюдайте за растениями на подоконнике или на улице, вырастите вместе с ребенком какое-либо неприхотливое растение, например кресссалат.

, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 000.

«Типовые приемы фантазирования»

Задачи воспитания:

1. Формировать овладение лексической грамотностью.

2. Учить свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события произошедшие в детском саду и дома.

3. Учить формулированию противоречий с небольшой помощью воспитателя, приемам их разрешений (прием «наоборот»).

4. Учить представлять события или предмет в последовательности его развития (прием «смещение во времени»).

5. За счет использования приемов фантазирования создавать новый образ, планировать его действие, жизненные этапы:

Увеличение – уменьшение;

Ускорение – замедление;

Дробление – объединение;

Оживление – окаменение;

Квантование – непрерывность;

Универсализация – ограничение;

Смещение во времени.

6. Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.

7. Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно, или с помощью сверстников, взрослого.

Простые приемы фантазирования.

Увеличение –

Уменьшение

Дробление –

Объединение

Оживление –

Окаменение

(Динамика -

Квантование -

Непрерывность

Простые приемы фантазирования

Универсализация

Специализация

(Ограничение)

Смещение во времени

Ускорение - замедление

Прием наоборот

Волшебники типовых простых приемов фантазирования.

Дюймовочка (гномик)

Волшебник Дроби –

Волшебник объединяй

Оживленок – камень

Колобок –

Горшочек каши

Волшебники

Волшебник МОГУ ВСЕ

(универсал) – Волшебник МОГУ ТОЛЬКО (Специал)

Часы времени

Волшебник Быстрых Минут – Волшебник Медленных Минут

Перевертыш (рассеянный)

Простой прием фантазирования получается, если взять конкретный параметр – любое свойство объекта, ситуации, взаимоотношения и изменять в большую или меньшую сторону, т. е. рассмотреть два противоположных количественных состояния этих характеристик: «мало» или «много».

Детям показать, что все предметы, объекты имеют свои признаки – запах, звук, цвет, размер. Можно показать детям их относительность, сравнительным анализом похожих, но в то же время в чем-то разных предметов. Показать, что любой предмет может меняться – быть сначала большим, потом маленьким; двигаться быстро или медленно, дробиться на части или объединяться в одно и т. д. Показать детям как изменяются предметы и что при этом получается, лучше всего, используя знакомые сказки. Начальный этап - это изменение героев знакомой сказки и придумывание своей, новой сказки с уже измененным героем.

Следующий этап - это изменение с детьми предметов, природных явлений в знакомых сказках, и анализ того, что получилось при этом изменении. Хорошо при этом пользоваться методом «снежного кома». Потом можно придумать самостоятельно целую сказку, изменяя героев и предметы.

Не торопитесь использовать много приемов фантазирования. Самое небольшое изменение уже вызывает отклонение от привычного сюжета и вызывает интерес у детей.

Следующий этап – рассмотреть вещи, которые окружают детей, попробовать их изменить и подумать, как это отразится на нашей с вами жизни. Описать жизнь и действия детей, взрослых при этих изменениях. Изменять этими приемами, можно не только систему, которую вы рассматриваете, но и ее подсистему и надсистему.

1. Прием «увеличение – уменьшение».

«ВОЛШЕБНИК БОЛЬШОГО РАЗМЕРА», «ВОЛШЕБНИК МАЛЕНЬКОГО РАЗМЕРА».

Объект или свойство уменьшают или увеличивают до тех пор, пока не появится необходимое или новое качество. Широкое применение данного приема способствует формированию диалектического мышления, и развитию чувства юмора.

2. Прием «дробление - объединение».

Служит в целях фантастического преобразования предмета в процессе деления его над - и подсистемы на части, а также объединения, но уже в другой последовательности или с другими системами. Волшебники дроби и объединяй способны делить и соединять самые невообразимые предметы. Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.

3. Прием «оживление – окаменение (динамика – статика)».

Выполняет следующие фантастические преобразования: при встрече с волшебником оживления («Оживленком») все неживое становится живым, живые организмы при этом начинают обладать свойствами человека, а человек становится максимально подвижным. Волшебник окаменения («Камень») действует в обратном направлении – живое лишает возможности двигаться, а неживое при этом вообще невозможно сдвинуть с места.

Этот прием способствует развитию фантазии, образного мышления, изменению представлений о некоторых особенностях предмета, снятию стереотипов сознания, развитию речи и обогащению словаря.

4. Прием «квантование – непрерывность».

Этим приемом непрерывные процессы превращаются в прерывные и наоборот. Этот прием хорошо прослеживается в сказках, т. к. основная масса сказок построена по принципу квантования – действие идет, идет останавливается потом дальше идет. Колобок катится, катится, потом остановится, поговорит и дальше катится. Непрерывное действие – «горшочек каши» братьев Гримм. Данным приемом лучше рассматривать действия из жизни детей и окружающего мира. Например: обед, который идет прерывисто – первое блюдо поели, сбегали на прогулку, погуляли. Пришли, поели второе. Поиграли в уголке, потом третье выпили. Сколько будет длиться такой обед и когда дети лягут спать – отдыхать?

А может обед будет непрерывным – как пришли утром, начали кушать, так до вечера кушаем. По сколько надо брать в рот, чтоб не было плохо, чтоб не объесться? А играть, гулять когда? Добиваться чтобы у детей развивался сюжет, развивалась речь и активизировался словарь. Придуманную идею обязательно рассматривайте по системному оператору.

5. Прием «универсализация - специализация».

С помощью волшебников «Могу все» (универсал) и «Могу только» (специал) рассматриваемый объект выполняет либо множество функций и даже ему не свойственных, либо имеет в рамках только его функций. Например: утюг гладит все – одежду, собаку, траву во дворе, выравнивает поверхности земли, выравнивает овраги и холмы. При этом дети должны объяснить как выглядит этот фантастический утюг, какого он размера, какие у него приспособления, полезность и вред такой многофункциональности.

Либо введя ограничение, утюг работает только ночью, заряжаясь от лунного света. Дети объясняют, как он выглядит, кто из сказочных персонажей будет им пользоваться, каковы плюсы и минусы.

Данный прием развивает воображение, аналитико-синтетическое мышление, способность выстраивать логически последовательную цепь рассуждений, выстраивать сказочные сюжеты с фантастическими объектами и персонажами.

6. Прием «ускорение - замедление».

Волшебник БЫСТРЫХ МИНУТ ускоряет процессы, происходящие в самом объекте, его частях и вокруг него, а ВОЛШЕБНИК МЕДЛЕННЫХ МИНУТ делает все наоборот.

Например: На картинке изображена ранняя весна. Прилет птиц. Что будет, если весна длится день, час, минуту?

Таким образом, использование данного приема формирует начальные представления о философской категории – время, и его относительности, учит ценить свое и чужое время, делать свою жизнь содержательной

7. Прием смещение во времени.

Новое время

Современность

Древность

Средневековье

Волшебник «Часы времени» состоит из 5 экранов.

1 экран с часами – это современность (XX-XXI в. в.)

2 экран – древность, включает в себя первобытнообщинный строй и древний мир

3 экран – средневековье VI –XV вв.

4 экран – новое время XVI – XIX вв.

5 экран – будущее.

Волшебник «часы времени» поможет перенестись на дальние относительно человека отрезки времени (в разные эпохи). Познакомит детей с образом жизни человека в древности («дома, машины, электричество были не всегда», «древние люди жили в пещерах, затем научились добывать огонь, строить хижины»); с усовершенствованием средств передвижения (от лошади и пирог до совершенных кораблей и пр.); с изменением условий быта человека (о водопроводе , электричестве, отоплении, бытовых приборах и пр.); с развитием средств коммуникации (о письменности и книгопечатании, почте, телеграфе, телефоне, телевидении, компьютерах).

Развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе, об истории цивилизации.

Данный прием учит перемещать во времени какой-либо предмет или ситуацию, прогнозируя изменение самого предмета или его окружения. А так же способствует развитию воображения, фантазии, расширению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Например: как бы использовали древние люди попавшую им в руки библиотеку?

Книга может пригодиться как подставка или как молоток, груз или оружие. Листы книги – хорошая растопка, из переплетов можно сделать одежду или головной убор . Из множества книг можно построить хижину, при этом использовать замоченную бумагу для затыкания щелей и др.

8. Прием «наоборот». – способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «перевертыша» (наоборот), в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно построить еще целый ряд простых приемов фантазирования, но для активизации логического мышления, развития воображения необходимо не только расширение количества приемов, но и уверенное владение уже знакомыми и изученными.

Статьи по теме: