Порядок приема лома из золота. Ведение учета при скупке золота у населения

Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444
"Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1089 "Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст.2568).

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов Москва 7 июня 2001 г. N 444 Правила
скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444
(с изменениями от 8 мая 2002 г.)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - скупщик) у граждан (далее именуются - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Утратил силу.

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:

а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация-скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

Индивидуальный предприниматель-скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

6. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика:

а) фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

б) утратил силу;

в) сведения о документах, устанавливающих требования к клеймению ценностей, их приему и оформлению;

г) настоящие Правила;

д) сведения об органах, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Правил.

Указанная информация помещается в удобных для ознакомления местах.

7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм, а памятных и юбилейных (именных) медалей - по предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения такими медалями.

8. Расчеты со сдатчиками ценностей производятся на договорной основе.

9. Не подлежат скупке:

а) алмазное сырье и полуфабрикаты;

б) драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления;

в) полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства (кроме коронок и дисков);

г) изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.);

д) драгоценные камни - рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг в необработанном виде;

е) ордена и медали, кроме памятных и юбилейных (именных), содержащие драгоценные металлы;

ж) изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни и изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и др.).

10. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла, взвешивание, удаление штифтов и др.), должны быть произведены в присутствии сдатчика методами, позволяющими не нарушать целости ценностей.

11. Взвешивание ценностей производится с точностью:

изделий из золота, платины и палладия - до 0,01 грамма;

изделий из серебра - до 0,1 грамма;

изделий из драгоценных камней без оправы - до 0,01 карата.

Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется приборами с точностью до 0,1 карата.

Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им ценностей. Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2 экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом "оплачено".

О применении контрольно-кассовой техники скупке ювелирных изделий см. письмо МНС РФ от 27 февраля 2004 г. N 33-0-13/151

13. В квитанции указываются:

а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя - скупщика;

б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий - оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий - оттиска импортного клейма);

г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;

д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:

бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов - также их размерно-весовая группа, группа цвета и чистоты;

алмазов огранки типа "Роза", бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки - также их группа цвета и чистоты;

жемчуга природного и культивированного - количество жемчужин и их масса;

е) общая масса изделия;

ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

14. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.

15.Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательст власти и их территориальные органы.


| |

ПРАВИЛА
СКУПКИ У ГРАЖДАН ЮВЕЛИРНЫХ И ДРУГИХ
БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ
КАМНЕЙ И ЛОМА ТАКИХ ИЗДЕЛИЙ

(в ред. Постановления Правительства РФ N 302 от 08.05.2002 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно - правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - скупщик) у граждан (далее именуются - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ N 302 от 08.05.2002 года.

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:
а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация - скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей.
Индивидуальный предприниматель - скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

6. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика:
а) фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 N 302;
в) сведения о документах, устанавливающих требования к клеймению ценностей, их приему и оформлению;
г) настоящие Правила;
д) сведения об органах, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Правил.
Указанная информация помещается в удобных для ознакомления местах.

7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм, а памятных и юбилейных (именных) медалей - по предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения такими медалями.

8. Расчеты со сдатчиками ценностей производятся на договорной основе.

9. Не подлежат скупке:
а) алмазное сырье и полуфабрикаты;
б) драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления;
в) полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства (кроме коронок и дисков);
г) изделия производственно - технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.);
д) драгоценные камни - рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг в необработанном виде;
е) ордена и медали, кроме памятных и юбилейных (именных), содержащие драгоценные металлы;
ж) изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и др.).

10. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла, взвешивание, удаление штифтов и др.), должны быть произведены в присутствии сдатчика методами, позволяющими не нарушать целости ценностей.

11. Взвешивание ценностей производится с точностью:
- изделий из золота, платины и палладия - до 0.01 грамма;
- изделий из серебра - до 0.1 грамма;
- изделий из драгоценных камней без оправы - до 0.01 карата.
Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется приборами с точностью до 0.1 карата.

Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им ценностей. Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2-ух экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом "оплачено".

13. В квитанции указываются:
а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя - скупщика;
б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;
в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий - оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий - оттиска импортного клейма);
г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;
д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:
бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0.30 до 0.99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов - также их размерно - весовая группа, группа цвета и чистоты;
алмазов огранки типа "Роза", бриллиантов мелких (до 0.29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки - также их группа цвета и чистоты;
жемчуга природного и культивированного - количество жемчужин и их масса;
е) общая масса изделия;
ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

14. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.

15. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы

СКУПКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ - РЕГУЛИРОВАНИЕ, УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ ККТ

На практике в большинстве семей всегда найдется пара-тройка сломанных ювелирных украшений, которые "лежат" без дела. Если желания или возможности их ремонтировать нет, то можно отнести их в скупку.
Поскольку скупочная деятельность имеет свои особенности, то в настоящем материале мы поговорим о ее регулировании, а также рассмотрим вопросы бухгалтерского и налогового учета у профессиональных скупщиков, ведущих бизнес в форме организаций.

Регулирование скупочной деятельности

Вначале отметим, что в силу статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
На бытовом уровне с драгоценными металлами мы сталкиваемся в основном в ювелирных изделиях, в том числе и в тех, которые, по тем или иным причинам, не могут использоваться по их прямому назначению. Чтобы они не "валялись" без дела, мы несем их в скупку и получаем за них деньги.

Для справки: порядок отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным изделиям, установлен Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 г. N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным".

Государство не запрещает организациям принимать у граждан ювелирные изделия из драгоценных металлов, но обязывает при этом применять Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 г. N 444 (далее - Правила N 444).
Названные Правила N 444 устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее - скупщик) у граждан (далее - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.
Согласно пункту 3 Правил N 444 скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

Наши партнеры

  • Ювелирный завод «Адамант»
  • Ювелирный завод «Адамас»
  • Ювелирная мастерская
    «Инталия–Юг»
  • Торговый дом «Вико» (Москва)
  • Ювелирный торговый дом «Ванголд»

Статьи по теме

Как безопасно хранить драгоценные металлы
Сегодня растет число людей, приобретающих драгоценные металлы (золото, платину и серебро) в инвестиционных целях. Хотя такие инвестиции могут быть сделаны даже без фактической покупки металлов, приобретение материальных ценностей дает большее чувство безопасности.

Золото – ресурс на все случаи жизни
Золото – ресурс, который почти со всех точек зрения представляет огромную ценность для человечества. Золото - это и универсальный платежный инструмент, и промышленно значимый материал, и даже объект долгосрочного инвестирования.

Правила скупки лома золота у населения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

"Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий"

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1089 "Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст.2568).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2001 г. № 444

П Р А В И Л А

скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий

1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - скупщик) у граждан (далее именуются - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Скупщик обязан иметь лицензию на скупку у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (далее именуются - ценности), выданную в установленном порядке.

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:

а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация-скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

Индивидуальный предприниматель-скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

6. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика:

а) фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

б) данные о номере и сроке действия лицензии на скупку ценностей, о выдавшем ее органе;

в) сведения о документах, устанавливающих требования к клеймению ценностей, их приему и оформлению;

г) настоящие Правила;

д) сведения об органах, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Правил.

Указанная информация помещается в удобных для ознакомления местах.

7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм, а памятных и юбилейных (именных) медалей - по предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения такими медалями.

8. Расчеты со сдатчиками ценностей производятся на договорной основе.

9. Не подлежат скупке:

а) алмазное сырье и полуфабрикаты;

б) драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления;

в) полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства (кроме коронок и дисков);

г) изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.);

д) драгоценные камни - рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг в необработанном виде;

е) ордена и медали, кроме памятных и юбилейных (именных), содержащие драгоценные металлы;

ж) изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни и изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и др.).

10. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла, взвешивание, удаление штифтов и др.), должны быть произведены в присутствии сдатчика методами, позволяющими не нарушать целости ценностей.

11. Взвешивание ценностей производится с точностью:

изделий из золота, платины и палладия - до 0,01 грамма;

изделий из серебра - до 0,1 грамма;

изделий из драгоценных камней без оправы - до 0,01 карата.

Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется приборами с точностью до 0,1 карата.

Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им ценностей. Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2 экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом "оплачено".

13. В квитанции указываются:

а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя - скупщика;

б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий - оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий - оттиска импортного клейма);

г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;

д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:

бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов - также их размерно-весовая группа, группа цвета и чистоты;

алмазов огранки типа "Роза", бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки - также их группа цвета и чистоты;

жемчуга природного и культивированного - количество жемчужин и их масса;

е) общая масса изделия;

ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

14. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.

15. Контроль за соблюдением настоящих правил осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.


Предприниматели вправе не вести бухучет, однако если ИП все таки отражает операции в бухгалтерском учете то порядок отражения операций аналогичен ООО.

Если ООО или ИП приобретает у лом цветных металлов, с целью дальнейшего обмена, то применяется счет 41 «Товары».

Дебет 41 Кредит 60 – оприходован лом, Дебет 60 Кредит 50 оплата.

По договору мены организация или ИП передает контрагенту в собственность одну готовую продукцию в обмен на другую. При этом обе стороны договора являются одновременно и продавцом, и покупателем. Бухгалтерские проводки приведены в 4-ой рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Бухучет

Сергей Разгулин , заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Торговля ювелирными изделиями

В целях защиты прав изготовителей и потребителей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней оборот такого специфического товара контролируется государством. О чем следует помнить продавцам ювелирных изделий – в статье.

Скупать ювелирные изделия можно только в особом порядке

Ювелирные изделия можно приобрести у организаций и индивидуальных предпринимателей либо путем скупки у населения.

Если товар приобретают у организации или индивидуального предпринимателя , фирме-покупателю продавец выписывает товарную накладную по форме № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Также может быть выставлен счет-фактура (если контрагент – плательщик НДС). Дополнительно скажем, что на основании этого документа уплаченный поставщику налог на добавленную стоимость фирма сможет принять к вычету. Конечно, при соблюдении всех условий, предусмотренных статьями , Налогового кодекса РФ.

Если ювелирный магазин скупает изделия у населения , необходимо руководствоваться Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (далее – Правила скупки). Их утвердило Правительство РФ постановлением от 7 июня 2001 г. № 444 .*

Отметим, что при покупке изделий у населения выдают квитанцию. Ее оформляют в двух экземплярах. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается первый экземпляр квитанции со штампом «оплачено». Следует отметить, что форма квитанции на принимаемые скупкой ценности у граждан не утверждена, поэтому фирме следует утвердить ее самостоятельно. При этом в документе должны присутствовать следующие данные:
1) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя – скупщика;
2) фамилия и инициалы сдатчика, данные документа, удостоверяющего его личность;
3) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий – оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий – оттиска импортного клейма);
4) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;
5) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, а также стоимость, в том числе в отношении:
– бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов – также их размерновесовой группы, группы цвета и чистоты;
– алмазов огранки типа «Роза», бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки – также их группы цвета и чистоты;
– жемчуга природного и культивированного – количества жемчужин и их массы;
6) общая масса изделия;
7) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

Бухгалтерский учет и оценка ювелирных изделий

Необходимо помнить, что ювелирные изделия подлежат специальному учету и относятся к ценностям, которые не могут заменять друг друга.

Именно поэтому для списания таких активов их следует оценивать по себестоимости каждой единицы* (см. п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01). Напомним, что это Положение было утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н .

Продукция, подлежащая обмену, предполагается равноценной. Конкретная цена продукции может быть указана в договоре. Если же продукция не равноценна, одна из сторон доплачивает другой разницу. Такие правила предусмотрены в Гражданского кодекса РФ.

Елена Попова

Поступление по договору мены

Если товары поступают по договору мены, то их фактической себестоимостью считается стоимость активов, которые организация передает взамен. Стоимость переданных активов определите по цене обычной реализации (без учета НДС). Если стоимость передаваемых активов определить невозможно, то полученные товары оприходуйте по цене их возможного приобретения (без НДС). Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 5/01.

В фактическую себестоимость товаров, приобретенных по договору мены, кроме стоимости полученного товара, могут также включаться другие расходы, связанные с приобретением (транспортные, комиссии посредникам и т. д.) ).

Пример отражения в бухучете поступления товаров по договору мены*

ООО «Торговая фирма "Гермес"» и ЗАО «Альфа» заключили договор мены. 28 марта «Альфа» получила от «Гермеса» 1000 банок краски. 2 апреля в обмен на них «Альфа» отгрузила в адрес «Гермеса» 50 т металла. Металл, который «Альфа» передала в обмен на краску, ранее планировалось использовать в собственном производстве, поэтому он был учтен на счете 10 «Материалы». Краску, полученную от «Гермеса», «Альфа» планирует продать, поэтому учитывает ее в качестве товара на счете 41 по фактической себестоимости (без использования счетов 15 и 16).

Балансовая стоимость одной тонны металла – 1800 руб., а его рыночная цена – 2360 руб., в том числе НДС (18%) – 360 руб. Рыночная цена одной банки краски составляет 118 руб., в том числе НДС (18%) – 18 руб.

Контрагенты признали обмен равноценным, а стоимость товаров соответствующей рыночному уровню. В счете-фактуре, который «Гермес» передал «Альфе», указано:
– стоимость краски без учета НДС – 100 000 руб. ((118 руб./шт. – 18 руб./шт.) ? 1000 шт.);
– сумма НДС – 18 000 руб. (100 000 руб. ? 18%).

Особые условия перехода права собственности на товары в договоре не прописаны, поэтому право собственности переходит к сторонам сделки после того, как обе организации передадут друг другу обмениваемое имущество.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие проводки.

Дебет 002
– 118 000 руб. – оприходована краска, на которую к организации не перешло право собственности.

Дебет 62 Кредит 91-1
– 118 000 руб. (2360 руб./т? 50 т) – отражена выручка от реализации металла;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. ((2360 руб./т – 360 руб./т) ? 50 т? 18%) – начислен НДС с выручки от реализации металла;

Дебет 91-2 Кредит 10
– 90 000 руб. (1800 руб./т? 50 т) – списана себестоимость металла;

Кредит 002
– 118 000 руб. – списана с забалансового учета краска, перешедшая в собственность «Альфы»;

Дебет 41 Кредит 60
– 100 000 руб. ((118 руб./шт. – 18 руб./шт.) ? 1000 шт.) – оприходована краска по фактической себестоимости, равной рыночной цене металла (за вычетом НДС);

Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре «Гермеса»;

Дебет 60 Кредит 62
– 118 000 руб. – зачтена задолженность по договору мены;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 16 200 руб. (1800 руб./т? 50 т? 18%) – принят к вычету НДС исходя из балансовой стоимости переданного металла;

Дебет 91-2 Кредит 19
– 1800 руб. (18 000 руб. – 16 200 руб.) – списан невозмещаемый НДС;

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 360 руб. (1800 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство по НДС, который нельзя принять к вычету.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Статьи по теме: