План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экскурсия. Конспект экскурсии в средней группе

Конспект занятия по экологии «Экскурсия в парк»

(средняя группа)

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи: Образовательная:

Закрепить знания детей о зиме.

Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

Обратить внимание детей на первые признаки зимы.

Обратить внимание детей на свойство снега в морозную погоду.

Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к родному краю.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с елкой, стихи, хоровод, пословицы о зиме, игра в Снежки.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: сильный мороз, снег скрипит, снег падает хлопьями, ветряная и безветренная погода.

Предварительная работа: рассматривание картины «Зимний лес», беседы о зиме.

Материал: снег в лесу, картина «Зимний лес», елка, береза, загадка.

Ход занятия

(при входе в парк остановимся, чтобы показать детям его изменившийся вид)

Восп: Ребята, какое время года?

Дети: Зима.

Восп: Правильно. Зима. А зимой на улице холодно или тепло?

Дети: Холодно.

Восп: Люди как начинают одеваться?

Дети: Тепло.

Восп: Да, правильно. Ребята, видите выпал снег, стало красиво, нарядно. Скажите, где лежит снег?

Дети: На земле, дорожках, скамейках, на ветвях деревьях.

Восп: Правильно, ребята. Дети, посмотрите, снег белый, пушистый. Как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и ваши шубки.

Сегодня сильный мороз. Солнце светит ярко, а греет мало, ветра нет. Дети, во время ветра снег кружится, а в безветренную теплую погоду медленно опускается на землю.

(Воспитатель читает пословицы)

Восп: «Невелик мороз, да краснеет нос»

«Береги нос в большой мороз»

Восп:: Дети, давайте постоим тихо, послушаем как падает снег.

(Предложив детям стоять тихо, воспитатель прохаживается по снегу и обращается к детям)

Восп: Ребята, когда мы ходим, снег что делает?

Дети: Скрипит.

Восп: А снег когда скрипит?

Дети: Когда мороз.

Восп: Правильно, ребята. Снег скрипит, потому что в мороз снег сухой.

(Подкрепляя свои слова, воспитатель предлагает детям играть в снежки. Дети и воспитатель берут снег, сжимают его, но снег рассыпается, снежка не получается. Воспитатель объясняет, почему снег рассыпается)

Восп: Ребята, сегодня сильный мороз, снег сухой. Из него нельзя ничего слепить.

Если завтра будет солнечный день, хорошая погода, поиграем в снежки. В солнечный день снег блестит на солнце. В теплую погоду снег липкий. В морозную рассыпается. Дети, а что случилось с лужами?

Дети: Лужи замерзли.

Восп: Правильно, лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Дети, давайте попробуем раздавить лед на небольших лужицах ногами.

(Дети ломают лед)

Восп: Посмотрите, он тонкий и ломается под ногами, послушайте как он хрустит.

(Воспитатель предлагает одному ребенку рассказать стих о зиме. После чего, рассмотрев снег, воспитатель подходит с детьми к деревьям)

Восп: Посмотрите, дети, какие теперь деревья?

(ответы детей: белые, в снегу)

Восп: А какие были раньше?

(ответы детей)

Восп: А где же наша береза?

(Дети находят и показывают)

Восп: А покажите, где еще береза растет?

Восп: Ребята, у березы ствол белый, веточки тонкие. Посмотрите, веточки у березы остались совсем без листьев. Давайте поиграем, березку нашу теплой песенкой согреем.

(Воспитатель поют хоровод вокруг березки)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли-люли, стояла.

Некому березку заломати,

Некому кудрявку заломати,

Люли-люли, заломати.

Как пойду я в лес погуляю,

Белую березку заломаю,

Люли-люли, заломаю.

Восп: Молодцы, дети. Нашей березке стало тепло. А сейчас я загадаю загадку, а вы отгадываете. Загадка: «Зимой и летом одним цветом». (елка)

Дети: Елка.

Восп: Правильно, это елка. А здесь есть елка?

(ответ детей и подходят к елке)

Восп: Дети, скажите, а на елке листочки растут?

Дети: Нет.

Восп: Правильно. А что растет на елке?

Дети: Зеленные иголки и шишки.

Восп: Правильно, ребята. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зеленными иголками. Посмотрите, иголки зимой в серебре, на шишках ледышки стучат. Дети, а какого цвета елка?

Дети: Зеленого.

Восп: А на какую фигуру похожа елка?

Дети: На треугольник.

Восп: Правильно, ребята. А кто хочет рассказать стихотворение про елку?

(дети рассказывают стихотворения)

Восп: Молодцы, ребята. Вы сегодня все были активны, отвечали на вопросы, рассказали стихотворение, пели хоровод. А теперь нам пора. Давайте пойдем на наш участок и там поиграем в разные игры.

(воспитатель на участке закрепляет знания детей о том, какова зависимость состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и печатать на снегу, составлять узоры, отгадывать что напечатано)

«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА: Экскурсия в осенний парк. Золотая осень.

ЦЕЛЬ: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе, расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Задачи: - учить детей различать наиболее характерное состояние осенней погоды: холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

Провести наблюдение за осенней природой,

Закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету)

Вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев,

Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

Инструктаж о поведении во время экскурсии.

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете?

Какой месяц осени сейчас?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень. Мы отправляемся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть (в парке)

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк. Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк. Отгадайте загадки:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(дождик)

Дети, есть ли сегодня дождик? (ответы детей)

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(туча)

Дети, посмотрите на небо, что вы там видите? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Пришла пора,

Опустели леса:

Листья опадают,

Птицы улетают.

(Осень)

Что изменилось в природе с наступлением осени? (ответы детей: стало холодно, птицы улетают в теплые края, люди одели теплую одежду, листья на деревьях стали желтыми, красными, багряными, золотыми, коричневыми; стал дуть холодный ветер)

А когда дует сильный ветер, что мы можем наблюдать в парке? (листопад)

Послушайте стихотворение:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Ребятки, а скажите пожалуйста, куда делись насекомые? (ответы детей)

Правильно, они забрались в маленькие норки и спрятались под кору деревьев.

А теперь посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Правильно, они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями. Посмотрите, какие они красивые.

Какие деревья вы узнаете? (Клен, дуб, береза, каштан) Молодцы.

А кто покажет мне ствол дерева? Попробуйте обхватить его пальцами. Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя? Какой ствол? (ответы детей)

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2 детям взяться за руки и обхватить дерево.

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья и составим из них красивый букет.

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья». Воспитатель говорит: - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю».

Дети подбрасывают листья и приседают.

Ребята а теперь давайте прислушаемся к звукам парка. Какие звуки вы слышите? Да, где-то щебечут птицы. Попробуем их увидеть.

Наблюдение за птицами в течении всей прогулки. Каких птиц мы сегодня увидели? (ворон, голубей, воробьев, галку)

Перед тем, как дети уйдут из парка, воспитатель предлагает полюбоваться красотой осеннего парка.


Татьяна Перова
«Экскурсия в осенний парк». Конспект занятия по экологии в средней группе

ТЕМА : Экскурсия в осенний парк . Золотая осень .

ЦЕЛЬ : учить детей различать наиболее характерное состояние

осенней погоды : холодно, идут дожди, дуют ветры, птицы улетают на юг, с деревьев опадают листья,

провести наблюдение за осенней природой ,

закрепить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья, упражнять в различении листьев по величине, цвету,

вызывать эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев ,

развивать наблюдательность, внимание, память, воображение и речь,

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, стремление заботиться о ней и беречь.

Ход ЭКСКУРСИИ:

Вводная беседа

Какое время года наступило?

Какие осенние месяцы знаете ?

Какой месяц осени сейчас ?

Мы с вами познакомились с приметами ранней осени . А сейчас наступила самая красивая пора осени – золотая осень . Мы отправляемся в парк , чтобы посмотреть, как он изменился. Стал ли золотым?

Основная часть парке )

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк . Там мы с вами

будем играть, наблюдать, узнаем много, чего вы еще не знаете.

Пришли в парк .

Дети, что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака.)

Что изменилось в природе с наступлением осени ?

Что видите на земле? (Ковёр из осенних листьев , которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Дети, посмотрите, в парке стало светлее . Как, по вашему, действительно парк стал светлее ? А почему?

Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень » .

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзке на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Мы с вами пойдём по парку и понаблюдаем…

Посмотрите на деревья и скажите, что стало с листьями? Они стали желтеть и опадать. Листьев на деревьях становится меньше.

А теперь, ребята, давайте полюбуемся осенними деревьями . Посмотрите, какие они красивые. Подойдите поближе и попробуйте дотянуться до самой нижней ветки дерева. Какое оно высокое! Это берёза. Расскажите о ней. Какая она? (Рассказы детей.) А какой наряд у клёна? А вот тополь, дуб.

А кто покажет мне ствол дерева? Обхватите его пальцами.

Можно ли обхватить ствол дерева пальцами? Почему нельзя?" Какой

Правильно, ствол у дерева толстый и пальцами его обхватить нельзя.

Поэтому мы попробуем сделать это руками.

Воспитатель предлагает 2-3 детям взяться за руки и обхватить

Ребята, а кто покажет мне ветки? Правильно, а какие они - толстые

или тонкие?

А сейчас посмотрим на листья. Какие они? (Жёлтые, красные,

оранжевые, коричневые, в некоторых местах еще зеленые.)

А листья большие или маленькие?

Правильно, разные, есть совсем маленькие, а вот эти большие.

Давайте соберем листья, но только желтые. Собирают потом

коричневые, потом только зеленые).

Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие

листья, затем большие. Собранные листья соединить в единый букет, и

предложить детям посмотреть, как они плавно и тихо кружась,

опускаются на землю.

Давайте мы тоже покружимся как листики.

Молодцы, красиво. А сейчас мы поиграем.

Игра «Деревья» . Воспитатель говорит : - Дует сильный ветер- у-у –у -у и качает

деревья, все дети качают руками с листьями «Закружились листочки» - дети

кружатся с листьями, подняв руки. «А теперь листочки полетели на землю» .

Дети подбрасывают листья и приседают. «Змейка из листьев» - дети с листьями

берут друг друга за руки и идут змейкой.

Мы уже знаем, что осенью часто идут дожди . Сейчас мы поиграем в игру

«Солнышко и дождик» и посмотрим, кто же из вас самый, внимательный.

Светит солнышко, все бегают, играют. Но вот пошёл дождик, по сигналу

воспитателя дети бегут под зонтик.

Предложить и другие игры. Перед тем, как дети уйдут из парка , воспитатель

Предлагает полюбоваться красотой осеннего парка .

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Осень:

Так много вы сегодня узнали

Но, наверное, устали

Я вас конечно понимаю

И всех вас осенними гостинцами угощаю!

(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)

Любовь Ананьева
Конспект проведения экскурсии в средней группе «Экскурсия в лес»

Цель : Дать детям представление о лесе, видах леса, продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности.

Задачи :

Образовательные : закрепить знания о сезонных изменениях в природе, уточнить знания детей о деревьях, вызвать интерес к растениям родного края, совершенствовать речь.

Развивающие : развивать память, мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа :

обогащение словаря : виды леса : лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, дуб – «долгожитель»

активизация словаря : лес, деревья (берёза, рябинка, клён, дуб)

Предварительная работа : получить допуск на проведение экскурсии заведующего ; наблюдение за деревьями на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Послеэкскурсионная работа : обобщающая беседа на тему «Экскурсия в лес »

Средства : листочки (берёзовые, с рябинки, клёновые, дубовые)

Форма организации детей : фронтальная

Способы : сюрпризный момент, напоминание правил в лесу, рассказ о лесе, о деревьях, словарная работа, показ, рассматривание деревьев, вопросы к детям, положительная оценка.

Ход занятия:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила :

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень :

Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в лес . Но вначале нам надо вспомнить правила поведения в лесу.

Поиграем в игру "Можно - нельзя"

Сажать деревья?

Кричать, шуметь?

Ломать ветки, деревья?

Ходить по тропинке?

Оставлять за собой мусор?

Собирать ягоды, грибы?

Разорять гнезда?

Вот мы с вами и в лесу.

Ребята, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся : "Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою? Кто в глуши твоем таиться? Что за зверь, какая птица? Все открой не утаи : ты же видишь мы свои».

Посмотрите, какой красивый лес!

Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Как вы узнали, что наступила осень? (лес стал разноцветным)

Ребята, так, что же такое лес?

Дети : Лес - дом для птиц и животных. Лес - наше богатство. Лес - красота нашей природы. Лес - это чистый воздух, кислород.

Правильно, лес - это замечательное природное богатство, большой дом, где растут разные деревья, живут птицы и звери. А люди приходят в лес не только за грибами и ягодами, но и отдыхать, насладиться тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и любить, он красив во все времена года.

Ребята, а чем может пахнуть лес? (цветами, листьями, хвоей, грибами, корой деревьев, травой)

Самые главные жители леса - это деревья. Они бывают разные - высокие и низкие, их много. Посмотрите (показ березы, липы, клена) .

Чем похожи эти деревья? (У них есть листочки)

Правильно, именно поэтому - лес, в котором растут такие деревья, называется лиственный. Посмотрите, какой он светлый. А в этой части лес какой - темный, мрачный. Какие деревья здесь растут? (Ель, сосна) Чем похожи ель и сосна? (У них есть иголки)

Иголки у ели и сосны называются хвоей. Поэтому и лес, где растут такие деревья, называется хвойным. А если все деревья растут вместе, то лес называется смешанный. Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы собираем в лесу? (Ягоды, цветы, грибы)

Вот и сейчас деревья приготовили нам какой - то подарок.

Давайте посмотрим. Что же это такое? (Листья)

Это какой лист? (березовый)

А этот лист, с какого дерева? (с рябины)

Это какой листочек? (кленовый)

Тихо постойте. Что слышите?

Дети : Ветер шумит, листья шуршат.

Что они говорят? (ответы детей)

Покружитесь, полетайте, как листочки.

Давайте поиграем с этими листочками.

Игра называется "С какого дерева листочек". /

Детям раздаются листочки (берёзки, рябинки, клёна, после слов воспитателя, дети находят соответствующее листочку дерево.

- «Ветер по ветру летал, ветер листики считал. Вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки золотой. 1,2,3 к дереву беги».

Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного ещё об одном дереве.

О каком дереве, отгадайте загадку.

Он красивый и могучий

Для зверей кормилец лучший.

На нем желуди растут

Придет осень опадут.

На нем листья засыхают

До весны не опадают

Словно он одел тулуп,

Угадали? Это - (дуб)

- Чтение сказки о дубе :

«В чаще леса на опушке я стою большой.

Величавый и могучий, с кроною густой!

Высоченный! Я макушкой небо достаю!

Звезды по ночам считаю, словно звездочет!

Я прожил на этом свете целых двести лет!

Видел грезы, видел бури, видел взлет ракет!

Наблюдал затменье солнца и не раз, не два.

Я скрывал от непогоды маленьких птенцов

Как отец, качал на ветках, прятал от врагов.

Помогал летать учиться, пенье слушал их!

И росой поил прохладной, как детей своих.

А зимой ко мне сбегались зайцы поутру,

В чехарду играли, в салки, прятались в снегу.

Под моей широкой кроной всем хватает места.

Я один такой огромный! Знает обо мне весь лес!

В чаще леса на опушке я живу

Очень добрый, очень умный - всякого пойму.

Я любовь свою и силу всем дарить готов».

Вот сколько интересного рассказал про себя дуб. Ребята, дуб растет медленно, сначала в высоту, затем в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому дуб крепко стоит и не боится даже сильных ветров. Он всегда выше всех деревьев, потому что дуб любит солнце, яркий свет. Листья и цветы на дубах появляются в мае, осенью листочки опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветках сухими почти всю зиму.

Посмотрите, какой листочек. (Дети рассматривают листики с дерева) - Дубы - деревья долгожители. Как вы понимаете это слово -"долгожители". (Тот, кто живет долго)

Издавна у людей дуб считается символом силы, здоровья, красоты. У дуба есть плоды. Они называются желуди. (Рассматривание желудей)

Желуди замечательный корм для медведей, оленей, кабанов, белок и некоторых птиц. Особенно любят желуди кабаны. Раньше люди из желудей делали муку и пекли хлеб. Сегодня ваши мамы дубовые листья используют при засолке огурцов, делают веники для бани.

Подвижная игра «Найди пару»

Учить детей составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры : дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).

Дети идут по кругу со словами : «Раз, два, три - лист скорей бери!» (каждый берёт листок)

Воспитатель говорит слова : «Найдите себе пару - листочек такого же цвета»

(Другие задания : составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером : большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Молодцы ребята!

А теперь давайте наберём желудей для поделок и принесём в детский сад.

Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали про дуб. Ребята, вам понравилось в лесу. Хорошо в лесу, но нам надо возвратиться в детский сад. Пришло время проститься с лесом.

Лес дремучий, до свидания!

Ты расти на радость людям

Мы дружить с тобою будем.

Вам понравилась экскурсия ? Чем понравилась экскурсия ? Что нового узнали?

В конце нашего путешествия хочется еще раз сказать : Любите родную природу!»

А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад, соблюдаем правила поведения. Нас ждёт прогулка.

Публикации по теме:

Конспект проведения экскурсии в дом-музей А. С. Голубкиной Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Голубкиной. Методические приемы: - беседа о жизни и творчестве скульптора А. С. Голубкиной;.

«На прогулку в зимний лес». Конспект проведения двигательной деятельности во второй младшей группе Задачи: Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий, в беге вокруг предметов. Совершенствовать навык лазания под дугу, группируясь.

Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в зимний лес» (

Статьи по теме: