Игры на формирование положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста и родителями. Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей Совместные игры воспитателя с детьми в группе

Лукьянчикова А.Г., инструктор по физической культуре
МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны

В педагогической работе учитывая возрастные особенности детей 3 -7 года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.) , надо уделять максимум внимания обучению игре. С этой целью используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий, а также совместные игры младших и старших детей. Воспитатель, организуя игру с детьми и беря на себя какую-либо роль, имеет возможность показать процесс игры, дать указания относительно взаимоотношений в дальнейших играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.

Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Основная предпосылка, определяющая успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в естественной подражательной деятельности ребенка.

Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.

Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.

Следовательно, в педагогическом процессе должны быть, прежде всего, обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.

В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.

Дети обычно очень любят, когда взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели) предлагают им поиграть вместе с ними. Эксперименты, проведенные в детском саду, показывают, что большинство дошкольников даже предпочитают игру со взрослым игре с игрушками и со сверстниками. Опишем кратко экспериментальную ситуацию. Детям предлагалось на выбор: поиграть самостоятельно с игрушками, поиграть со сверстниками, поиграть с экспериментатором, который прежде уже неоднократно играл с ними. Большая часть 5-летних детей выбрали игру со взрослым. Почему? На этот вопрос одна из девочек ответила: «А так интереснее. Наталья Петровна умеет придумывать новые игры, знает, как играть».

Но далеко не всем взрослым так «везет». Если у ребенка не было опыта совместной игры с тем или иным конкретным взрослым, то на первых порах даже со знакомым ему ранее человеком он испытывает определенные трудности при включении в игру - это проявляется в некоторой растерянности, скованности. Их удивляет и даже настораживает поведение дяди или тети, вздумавших прокатиться верхом на палочке, как на лошади. Иногда даже предложение взрослого: «Давай поиграем» - вызывает ответ ребенка, в котором чувствуется внутреннее сопротивление: «А вы разве умеете играть?»

Причем такое поведение свойственно детям старше 3 лет. В раннем детстве таких реакций нет: дети заинтересованно наблюдают за действиями взрослых и легко включаются в их игру.

В чем же дело? Как показывают исследования, дети дошкольного возраста достаточно четко отличают игровую деятельность от других, «настоящих» дел. Для детей раннего возраста такой дифференциации еще не существует У дошкольников уже сложились представления о разных сферах деятельности взрослых и детей: работа и серьезные дела - для пап и мам, игра - для детей. Кроме того, дети осознают неравенство своих позиций с позициями родителей, воспитателей: взрослые главнее, их надо слушаться, делать то, что они велят, учиться у них и т. п. (Конечно же, осознание не всегда определяет реальное поведение ребенка, но это уже другой вопрос.)



Действия взрослого, направленные на включение ребенка в серьезную деятельность, понятны ему. Другое дело - вторжение взрослого в сферу игры. Это для многих детей необычное явление, им нужно к этому приглядеться: «А в самом ли деле он играет, или только притворяется?» В таком случае залог успеха взрослого - смена им позиции «превосходства» на позицию «равного», взаимная свобода в отношениях с ребенком.

Итак, взрослый, играя с ребенком, не только переходит в не свойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою позицию с позицией ребенка. Многие родители интуитивно находят пути такого преображения, часть же - испытывает определенные трудности, не умея освободиться от поучающего тона, диктаторства, явной демонстрации превосходства своих знаний. Вроде бы это простое дело - включить ребенка в игру. Но даже у профессиональных воспитателей в детском саду такое простое дело не всегда ладится. Казалось бы, все воспитательница обдумала: на стройку дома детей сводила, показала им, как работают строители, игрушки, необходимые для игры, есть, роли распределены, а игры не получается. Дети действуют только по подсказке стоящей «над ними» воспитательницы- ни собственной инициативы, ни фантазии, ни творчества. А все оттого, что воспитательница не смогла избавиться от позиции «учителя» и игру превратила в урок, обязательное занятие.

Переход из одной сферы деятельности в другую связан для любого человека (и взрослого, и ребенка) с некоторой перестройкой внутреннего состояния. Трудность или легкость перехода от одной деятельности к другой определяется в значительной мере предшествующей практикой, мерой удовольствия, свободой отношений, а также владением способами деятельности, к которой нужно перейти. Во всяком случае взрослые испытывают явные затруднения при переходе к игре. Свидетельство тому - их поведение в ситуациях «деловых» или организационно -деятельностных игр, которые устраиваются в настоящее время специально для взрослых, для того чтобы активизировать их творческие возможности в сферах производства, управления коллективом, обучения студентов. В таких ситуациях взрослым приходится отказаться от своих привычных социальных ролей, с них снимаются обязанности и ограничения, присущие производственной деятельности, изменяются привычные субординационные отношения (руководитель может оказаться «по сюжету» игры в зависимости от подчиненного), а выбор действий становится достаточно неопределенным. В таких ситуациях взрослые испытывают растерянность и эмоциональную напряженность (конечно, поначалу, пока они не освоятся с новым положением), ничуть не меньшую, чем дети, не имеющие опыта игры со взрослым.

Каким образом взрослый может подойти к игре ребенка, не вызывая реакции протеста, и освоиться с позицией «равного партнера»? Это можно сделать через подключение к игре, которую ребенок уже начал сам. В этом случае успех совместной игры будет зависеть от того, как взрослый поймет, разгадает замысел ребенка. Для этого нужно предварительно «подсмотреть» детскую игру, незаметно для ребенка понаблюдать за ним, а потом уже попробовать включиться в игру («Давай я тоже с тобой поиграю»).

Только после того, когда взрослый в глазах ребенка получил статус «умеющего играть», он может сам предлагать и начинать игру, «втягивая» в нее ребенка. Здесь уже надо пояснить ребенку свой замысел (во что вы предлагаете играть), заинтересовать его, «погрузить» в игру.

Но если взрослому трудно «погрузиться» в стихию игры, ребенку трудно из нее выйти, переключиться на повседневные, порой скучные дела. Родители часто сталкиваются в таких ситуациях с детскими капризами, непослушанием или жалобными просьбами: «Мамочка, ну я еще чуть-чуть, я еще компот дочке не дала. Сейчас она все доест, и я пойду умываться» или: «Я еще в космосе, вот приземлюсь и пойду гулять», «Я не могу сейчас идти, мы с бабушкой в поезде едем, она еще без меня вывалится» и т. п. «Не буду, не хочу есть»,- кричит, плача ребенок. И не потому, что он действительно есть не хочет (через 5 минут с аппетитом будет есть), просто ему трудно сразу прервать игру. Чтобы предотвратить такие отрицательные эмоциональные реакции, взрослый может подготовить ребенка к окончанию игры: «Мы сейчас будем с тобой заканчивать игру. Ты пока уложи всех «детей» спать, а я пойду ужин готовить. Закончишь, приходи мне помочь»; «Давай - машины уже поехали в гараж, уже ночь. А завтра будем детей на дачу перевозить» и т. п.

Положим, вы нащупали пути «погружения» в игру и стали для ребенка привычным партнером по игре. И тогда перед вами должен встать основной вопрос: во что и как с ним играть? Ведь понятно, что делаете вы это не просто для собственного удовольствия. Отчасти- для удовольствия ребенка, но тогда достаточно «подстроиться» под его игру - играть так, как играет он. Но все же основная цель совместной игры с ребенком - научить его новым способам построения игры, так чтобы игровая деятельность в полной мере выполняла развивающие функции, чтобы ребенок мог содержательно играть самостоятельно - один или со сверстниками.

Целенаправленное формирование игры тем и отличается от простого упражнения в ней, что взрослый осознанно передает ребенку все более сложные способы построения игры.

В педагогике разработаны приемы, позволяющие взрослому делать это наиболее эффективно и экономно, играя время от времени с ребенком.

Основным средством, позволяющим взрослому формировать игру у ребенка, является сюжет. Развертывая сюжет особым образом, взрослый может ставить ребенка перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры, т. е. переводить ребенка от условных предметных действий к ролевому поведению и взаимодействию, а затем к комбинированию, придумыванию новых последовательностей событий. При этом тематическое содержание игры может быть очень разнообразным, но должно быть близким и понятным ребенку.

Но что значит - развертывать сюжет игры? Может быть, просто рассказать ребенку, во что и как можно поиграть? Оказывается, что рассказ, объяснение здесь не годятся. Ребенок осваивает новый способ в «живом» процессе совместной игры. Развертывать сюжет нужно, играя вместе с ним. Овладение новым способом произойдет быстрее, если взрослый предложит ребенку особые игры (особые не по своему тематическому содержанию, а по форме), которые заставляют маленького партнера почти полностью отвлечься от привычных, уже ранее освоенных способов в пользу новых.

Хотя в сюжетной игре и нет формализованных, жестких правил, это не совершенно свободная деятельность ребенка. Есть особые способы построения сюжетной игры, и взрослый, чтобы правильно руководить игрой ребенка, включаться в нее, должен их хорошо знать.

Кроме того, играя с ребенком, взрослый не должен забывать о том, что делает он это не просто для удовольствия ребенка, а с целью формирования более сложной игровой деятельности. Поэтому мы предлагаем взрослому общие правила его поведения - принципы формирования сюжетной игры:

1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка

49. Понятие о комплексном руководстве игрой дошкольников .

На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике. Существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры, или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

Первый принцип - организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.

Второй принцип : воспитатель должен играть с детьми ни протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получает название метода комплексного руководства игрой . Он был предложен Е.В. Зворигиной и С.Л. Новоселовой.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений педагогическая поддержка самодеятельных игр дошкольников и обеспечение педагогических условий развития игры реализуется благодаря четырем взаимосвязанным компонентам: обогащение детей знаниями и опытом деятельности; передача игровой культуры ребенку; развивающая предметно-игровая среда; активизация проблемного общения взрослого с детьми.

1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач – ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и т.д.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3. Своевременное изменение игровой среды , подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе – позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.

Первое требование , обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку, это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их воспроизведение.

Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.

Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкиой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжетна осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

  • Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду.
  • Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного времени.
  • Третий принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла, взрослому.

Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры. Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников. Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15 до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

Статья по педагогике. Совместная игра воспитателя с детьми раннего возраста как культурная практика

Данная статья предназначена для начинающих воспитателей, работающих с детьми раннего возраста (2-3 года) и будет интересна педагогам дошкольного и дополнительного образования. Эту методику я использую в своей работе
* * *
Жизнь детей 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Ребенок быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, телепередачи, выезжает за границу на отдых, ходит с семьей в кафе, ориентируется в марках автомобилей и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
В современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у детей самостоятельности и творчества. В основу решения задач ФГОС ДО положен культурологический подход в педагогике. Это диалог двух культур: личностной культуры ребенка и педагогической культуры педагога, воспитателя. Реализация культурологического подхода происходит путем освоения детьми культурных практик.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Еще издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, называют игрой.
Если говорить о раннем дошкольном возрасте, то очевидная культурная практика – это совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
А виды и формы работы с детьми это сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми.
Ведущую роль осуществляет воспитатель. Воспитатель – прежде всего старший друг, наставник, партнер, помощник. Поэтому наша задача – развивать и поддерживать в детских играх любознательность, живой интерес, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра для малышей имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них – форма познания окружающего мира.
Сюжетно-ролевая игра имеет 3 структурных компонента: сюжет, содержание и роль.
1) Сюжеты ролевых игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые, производственные, где отражается профессиональный труд людей и общественные
2) Содержание ролевых игр меняется в зависимости от глубины представлений детей о деятельности взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается детьми с помощью роли, которую он на себя берет.
3) Роль – это главный компонент игры. Роль уже появляется у детей раннего возраста. На третьем году жизни у малыша растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый.
Дети раннего возраста играют недолго 5-10 минут. Но эти минуты бесценны для развития детей. Прежде, чем начать игру, я устанавливаю с малышами эмоционально-положительный контакт. Показываю игровые действия, руковожу игрой, но мягко и ненавязчиво. А затем наблюдаю за игрой детей, проявляю интерес к их действиям, поощряю, радуюсь тому, как малыши хорошо играют.
В своей работе с малышами я выделяю несколько этапов или уровней развития сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе основным содержанием игры являются действия с предметами. Действия детей однообразны, часто повторяются. Самостоятельная игра кратковременна. Начинаю вести работу по развитию игровых умений. Сначала провожу специальные игры, которые носят обучающий характер. Такие игры рассчитаны на совместную игру воспитателя и детей, показ игровых действий с игрушками и предметами заместителями. Здесь я выступаю инициатором проведения игры: начинаю игру, продумываю ее ход и диалог между персонажами. Стараюсь вовлечь малышей в игру, вызываю их на разговор, добиваюсь максимальной активности детей. Обучающие игры провожу и индивидуально, и фронтально.
На втором этапе развития сюжетно-ролевой игры основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Одну и ту же игру повторяю многократно. Начинаю объединять детей в небольшие группы.
На третьем этапе уже подключаюсь к игре как партнер – носитель дополнительной информации. Стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого малыша. Детский интерес помогает расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей, привлекающие детей, позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать речь детей.
На четвертом этапе ближе к трем годам жизни дети начинают сами объединяться в группы. Л.С.Выготский подметил, что в раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли. И объединение детей в этом периоде в сюжетно-ролевой игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру веселой и интересной. На этом этапе я стараюсь научить детей взаимодействовать друг с другом.
Для развития самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения неоценимую помощь оказывают игры-инсценировки и игры драматизации. В них мы с детьми разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в сюжетно-ролевую игру. Использую игры-инсценировки и игры драматизации по знакомым детям произведениям: сказкам, стихам, потешкам. В таких играх мое участие, как педагога, проявляется в разыгрывании сказочного сюжета, показе пользования ролевой речью, звукоподражании, втягиванием малышей в игру, подсказывании реплик, объяснении действий, создании таинственности.
Такую работу я включаю и в занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Это своего рода предварительная работа, где мы читаем с детьми художественные произведения, рассматриваем с ними иллюстрации, показываем повадки животных и птиц. И затем малыши используют все это в самостоятельных играх. А для того, чтобы самостоятельные игры детей стали увлекательными, творческими, продолжительными, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть игровой позицией.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит и от организационной деятельности воспитателя. Во-первых, нужно создать предметно-игровую среду для детей. Во-вторых, осуществлять игровую деятельность последовательно и систематически, а не от случая к случаю. В-третьих, воспитатель должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям.
Полученные навыки наши малыши демонстрируют и на различных мероприятиях, проводимых в нашей группе, и развлечениях.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является формой организации детской жизни, средством формирования и развития детского творчества, начала общественных и личностных качеств.
В сюжетно-ролевой игре развивается произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие малыша. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение в развитии воображения и творчества. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи малыша и на развитие общения в период раннего возраста. В игре складываются и другие виды деятельности малышей, которые потом приобретают самостоятельное значение, например: рисование, лепка, конструирование. В сюжетно-ролевой игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых.
И здесь важная роль, внесение творчества, создание интереса, конечно же, принадлежит воспитателю. Только опытный воспитатель, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети могут реализовать себя и с желанием участвуют в игровой действительности.
Таким образом, совместная игра воспитателя с детьми как культурная практика именно в раннем возрасте помогает детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы при помощи взрослых. Тем самым помогает подготавливать детей к дошкольному периоду самостоятельной творческой деятельности.

Валентина Беляева
Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей

Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Игры- драматизации разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основу которого входят содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказки – особо любимый детьми репертуар. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Нам легче представить себя зайкой или собачкой. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций их можно проводить в помещении и на участке. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему.

Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей , вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет. Необходимо и наличие диалогов.

Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие, хороший поступок) . Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

Дальнейший шаг – каждый участник изображает сценку по-своему. И ещё более сложное задание – ребёнок выбирает тему и сам её разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Они могут разыгрываться в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации : это игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; также игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

Игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Она даёт возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций , в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие :

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик» , «Листочки летят и падают на дорожку» , «Хоровод вокруг елки» ).

Однотомная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…» , «Заинька, попляши…» , В. Берестов «Больная кукла» , А. Барто «Снег, снег» ).

Игра-импровизация по текстам : коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка» ; К. Ушинский «Петушок с семьей» . «Васька» ; Н. Павлова «На машине» , «Земляничка» ; В. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка» , «Заюшкина избушка» , «Три медведя» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , «Кот, петух и лиса» ).

Однотомная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок» , «Репка» ) и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом» , К. Чуковский «Цыпленок» ).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка…» , «Тили-бом» , К. Ушинский «Петушок с семьей» , А. Барто «Игрушки» , В. Сутеев «Цыпленок и утенок» .) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать с взрослым в импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам» ).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» , это умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений, это умение взаимодействовать с другими участниками игры : играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство» , «Оказание помощи» . «Разговор животного со своим детенышем » и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик» , «В лесу» , «Веселые обезьянки» , «Котята играют» и т. п.).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций , которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются

Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей» , «Лиса и волк» , «Гуси-лебеди» , «Красная Шапочка» );

Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры» , «Ребята и зверята» , «Труд взрослых» ;

Постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра : мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» ; К. Чуковский «Путаница» ). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности , когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси» ; С. Михалков «Котята» , 3убкова «Мы делили апельсин» ).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль» , «Заяц и еж» , произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю.

Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.

Доля участия педагога в этом процессе зависит от возраста и опыта участников игры.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям , что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому, в ней будет участвовать несколько человек.

Игры – драматизации в педагогическом плане интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы : одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов. Масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев , глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка.

Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью , включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей . Дети с удовольствием включаются в игру.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений , чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, организаторских , оформительских, двигательных).

Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

Совместные игры для родителей и детей приносят неоценимую пользу в становлении детского характера и в развитии психики. Игры позволяют родителям передавать детям свой жизненный опыт, учат их быть самостоятельными, не бояться принимать важные решения, нести за них ответственность и правильно оценивать поступки окружающих. Кроме этого совместное времяпровождение улучшает .

Взрослым очень важно правильно организовать игру и максимально заинтересовать в ней детей. Для этого хорошо сразу занять роль рядового участника и, вспомнив свое детство, самому полностью окунуться в игру. Ребенок, заметив такой искренний родительский интерес, непременно увлечется процессом.

Игры для детей в первую очередь должны быть направлены на развитие:

  • памяти;
  • внимательности и быстроты реакции;
  • коммуникативных способностей;
  • физической выносливости и ловкости.

Самыми распространенными и несложными развивающими играми для детей являются следующие:

  • «Холодно — горячо». Ребенок выбирает какой-либо предмет или любимую игрушку, передает ее взрослому, закрывает глаза либо отворачивается (главное — не подглядывать). Взрослый прячет предмет в комнате. Затем ребенок постепенно приближается к тем или иным предметам в помещении в поисках спрятанной игрушки. Взрослый же в это время дает ему подсказки: «холодно», «теплее» или «горячо». Если ребенок движется не в ту сторону, звучит подсказка «холодно». Если направление поиска правильное, то, соответственно «тепло», «теплее» и «горячо».
  • «Что пропало?». В данной игре взрослый на столе раскладывает перед ребенком различные предметы: карандаши, ручки, счетные палочки, мелкие игрушки и так далее. Затем он просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время убирает со стола какую-либо вещь. Когда ребенок открывает глаза, взрослый просит его назвать исчезнувший предмет. Эту игру можно немного преобразовать и выкладывать на столе однозначные, но разноцветные предметы (например, карандаши), и так же просить ребенка определить, какого цвета карандаш исчез.
  • «Мужские и женские имена». По правилам игры взрослый и ребенок должны по очереди быстро называть мужские и женские имена. При этом ни одно имя не должно повторяться.
  • «Вкусное — невкусное». Желательно, чтобы в этой веселой игре участников детского возраста было несколько. Еще потребуется среднего размера мяч. Взрослый по очереди бросает детям мяч, при этом называет что-то съедобное или несъедобное. Если прозвучало что-то съедобное, ребенок должен поймать мячик, а если несъедобное — оттолкнуть от себя.
  • «Нарисуй так же». Взрослый рисует на листочке бумаги несколько простых геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), показывает ребенку в течение 1 минуты, затем убирает листок и просит ребенка нарисовать на чистом листочке то, что он только что видел, причем в такой же последовательности.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры помогают коллективу, состоящему из детей и взрослых, быстрее подружиться, найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Среди данных игр наиболее полезными являются:

  • «Давайте познакомимся!». Дети и взрослые садятся в круг вперемешку. Самый первый участник говорит как его зовут. Затем второй участник также называет свое имя, но добавляет еще и свой возраст. Третий действует по той же схеме, но добавляет к рассказу о себе место своего жительства или учебы. А у самого последнего участника, замыкающего круг, уже должен получиться целый связный рассказ о себе.
  • «Смышленый паровозик». Участникам игры нужно организовать своеобразную шеренгу, встав друг за другом и положив впереди стоящему руки на плечи. Первым обычно встает взрослый. Затем направляющий начинает показывать какие-либо движения. Стоящая сзади него шеренга должна их в точности повторять.
  • «Веселая география». Дети и взрослые располагаются в кругу. Затем все по очереди называют свое имя, страну или город, начинающийся с такой же буквы, что и имя.

Спортивные игры

Спортивные игры с родителями, развивающие физическую выносливость, ловкость и координацию движений, имеют также очень большое значение. Умеренные очень полезны для растущего организма. Спортивные игры способствуют развитию правильной осанки, развивают все группы мышц, укрепляют здоровье ребенка. Преимущество таких игр в том, что они не требуют специальной экипировки, поэтому ими можно заняться дома:

  • «Самый быстрый». Играют обычно два игрока, взрослый и ребенок. Берут два стула, к спинкам которых привязывают по широкой ленточке. Затем, по команде, каждый начинает скручивать свою ленточку. Победит тот, кто быстрее это сделает и первым сядет на стул.
  • На координацию движений. Участвуют обычно два человека. Оба одновременно берутся правой рукой за правое ухо, а левой рукой за нос. Затем нужно хлопнуть в ладоши и поменять руки, т. е. левой рукой взяться за левое ухо, а правой рукой за нос. Выигравшим считается тот, кто ни одного раза не нарушил условие игры и не запутался.
  • «Слепой художник». Участвуют несколько детей и несколько взрослых. Сначала дети с закрытыми глазами рисуют каждого взрослого. Затем взрослые с закрытыми глазами рисуют детей. В конце все открывают глаза и смотрят, что у них получилось.

Командные игры

Отлично учат чувствовать коллектив и способствуют его сплоченности командные игры. Для этого желательно научиться играть в такие игры, как:

  • «Волейбол в Новый год». Так как игра требует большого пространства и тихо поиграть в нее не получится — лучше делать это вне дома. Зал нужно украсить новогодними украшениями, а посередине вместо сетки протянуть какую-либо новогоднюю растяжку с поздравлениями или длинную гирлянду. Также потребуется большое количество разноцветных надувных шариков. По одну сторону «сетки» располагается команда взрослых, а по другую — детей. Суть игры в том, чтобы каждая команда старалась перетолкнуть все шарики со своей стороны на сторону противника, не позволяя шарикам упасть. Победившей считается та команда, на стороне которой осталось как можно меньше шариков.
  • «Наступить на шарик». Участвуют несколько детей и несколько взрослых. К ноге каждого участника на уровне лодыжки привязывается надутый шарик. В процессе игры нужно стараться наступить на шарик противника так, чтобы он лопнул. При этом необходимо следить, чтобы собственный шарик оставался в сохранности.
  • «Толкатель ядра». Для этого команде из взрослых и детей потребуется один надувной шарик. Победителем будет считаться тот, кто толкнул шарик как можно дальше от нарисованной на полу линии. Место падения шарика у каждого игрока следует отмечать на полу цветными мелками.
  • «Повар». Участвуют команда взрослых и команда детей, у каждой из которых имеется свой поднос. На подносе лежит список продуктов, из которых нужно приготовить то или иное блюдо, а на отдельных столиках лежат необходимые для этого продукты. Побеждает та команда, которая быстрее соберет все необходимые для этого угощения ингредиенты на поднос.

Статьи по теме: