Пет-терапия. Анималотерапия для взрослых

Анималотерапия, она же пет-терапия, она же зоотерапия – разновидность психотерапевтической помощи, при которой используются животные. Пионером анималотерапии считают американского детского психиатра Бориса Левинсона, которому и принадлежит термин «пет-терапия».

В 60-х годах прошлого столетия он обнаружил, что пациенты идут на поправку быстрее, если во время сеанса рядом с ними находятся собаки. Спустя десятилетие после этого в клинике в Огайо уже появилась первая пет-терапевтическая программа, а терапия с помощью собак оформилась в отельную дисциплину – канистерапию.

Наталия Густова узнала, используется ли анималотерапия в России, при каких заболеваниях она может помочь и каким должен быть правильный пет-терапевт.

Пет-терапия не должна заменять основное лечение

Для России анималотерапия сравнительно новый метод (около десяти лет существует в РФ), сейчас ее активно применяют в своей работе психологи, педагоги и реабилитологи. Этот метод эффективен тем, что позволяет вовлечь пациента в работу с минимальными усилиями, рассказывает соучредитель центра зоотерапии «Дверь в лето» Юлия Стрельская.

«Животные – отличные мотиваторы. Благодаря своей эмоциональности они превращают даже самые сложные занятия фактически в игру. Причем, это работает и с детьми, и со взрослыми, особенно с пожилыми людьми, которым обычно очень сложно заставить себя работать», – отмечает Юлия Стрельская.

Например, дети с ДЦП в основном все с психологическими травмами после предыдущих реабилитаций, а прохождение ЛФК для них каждый раз испытание. Несмотря на то, что западные специалисты уже давно против боли при реабилитации – это замедляет процесс восстановления, многие российские инструкторы по-прежнему считают боль и ломку показателем эффективности. В результате ребенок получает посттравматический стресс, в случае работы с животными все обстоит иначе.

«На наших занятиях ребят учат переворачиваться, садиться, вставать, ходить, обслуживать себя, заниматься самостоятельно. Методика нашего центра предполагает использование современных методик реабилитации, основанных на знании человеческого тела и исключающих болевой синдром», – отмечает соучредитель центра зоотерапии. Максимум, что может испытывать ребенок – это неприятные ощущения в мышцах, которые проходят, если расслабиться, говорит она.

Для детей с различными заболеваниями все виды общения с животными при правильном подходе вполне могут приносить пользу, соглашается доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, научный эксперт фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Николай Алипов.

«Такой метод не должен использоваться ни в коем случае не как замена и не в ущерб единственному виду коррекции, признанному ВОЗ как единственно эффективному методу - прикладному анализу поведения. Поэтому степень общения с животными, в том числе до уровня терапии, обязательно должна обсуждаться с курирующим поведенческим аналитиком», – говорит он.

За помощью к собаке, кошке и … питону

Стоит отметить, что научных исследований, которые могли бы доказать эффективность пет-терапии, в настоящее время недостаточно. Пока ученые, выясняют насколько полезно общение с животными, сами реабилитологи и психологи все активнее используют братьев наших меньших в своей работе. Специалисты обращаются за помощью к животным в самых разных ситуациях – от депрессии и бессонницы до серьезных сердечных заболеваний, ДЦП и онкологии.

В анималотерапии есть множество направлений. Например, иппотерапия – общение с лошадьми и реабилитация с помощью верховой езды. Ее используют для лечения аутизма, церебрального паралича, инсульта, рассеянного склероза, при различных травмах и психических расстройствах. Еще один вид — орнитотерапия или терапия птицами. Она помогает при депрессии и неврозах, а также болезнях желудка – достаточно просто сидеть у клетки и слушать их пение.

Хорошими помощниками в лечении ДЦП, раннего аутизма, неврозах, нарушениях памяти и депрессивных расстройствах являются дельфины. В Крыму существует специальный Институт дельфинотерапии. Для того, чтобы получить дозу такого необычного лечения, достаточно иметь минимальные навыки нахождения в воде.

Многие из нас даже не подозревают, что ежедневно проходят курс фелинотерапии. Именно так называется терапия кошками. По мнению британских медиков, кошка в доме уменьшает риск инфаркта миокарда. А немецкие ученые выяснили, что те, у кого всю жизнь в доме были кошки, живут в среднем на десять лет дольше. Кроме этого, кошки считаются отличными психотерапевтами – помогают справиться с депрессией и бессонницей.

Самым популярным и распространенным видом является канистерапия – терапия с помощью собак. Они помогают лечить многие болезни, например, аутизм, ДЦП, болезнь Альцгеймера. Также собаки помогают эпилептикам – они предсказывают наступление приступа за несколько минут.

Во многих странах собак часто используют в домах престарелых. Эти животные помогают пожилым победить депрессию и страхи, а также снизить рассеянность. Канистерапия может использоваться в работе с детьми с девиантным поведением, говорят специалисты.

«Эффективность канистерапии напрямую зависит от компетенции канистерапевта и уровня подготовки собаки-терапевта. Для канистерапии собаки должны проходить строжайший отбор, тестирование и подготовку со специалистами. После подготовки собаки проходят двухмесячную стажировку на занятиях проекта «Солнечный пес», – рассказывает руководитель проекта «Солнечный пес», автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова.

Сам курс занятий должен быть не менее 5-6, а лучше 10, рекомендует она. Есть дети, которые занимаются в центре много лет.

Среди посетителей центра – пациенты в возрасте от полугода до 24 лет с разными диагнозами — аутизм и расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, ДЦП, интеллектуальные нарушения, задержки речевого и психического развития. Есть дети со множественными нарушениями.

Помимо привычных собак и кошек, специалисты используют и необычных. Например, в центре зоотерапии «Дверь в лето» в Омске детей с аутизмом, ДЦП и задержками в развитии помогают лечить камерунская коза, морские свинки, белки и даже питон.

«Мы используем в терапии камерунских козочек, кроликов, морских свинок, питона и других рептилий, шиншилл, птичек. Разных детей цепляет разное – кто-то, опасаясь собак, охотно общается с травоядными козами, кто-то начинает контактировать благодаря интересу к мелким грызунам, а кто-то – рептилиям», – рассказывает Юлия Стрельская. Питон сам по себе очень хороший тренажер – помогает ребенку ощутить мышцы руки, отмечает она.

Специалисты на вес золота

Что касается специалистов, то с ними в пет-терапии дела обстоят не очень – они в дефиците. Во-первых, таких профессионалов не готовят в вузах. «Подобных специалистов не готовят в медицинских и педагогических институтах и на психфаках. Но любой пет-терапевт теоретически должен иметь какое-либо из этих образований. Этим обязательно надо поинтересоваться, если решите пойти на пет-терапию», – отмечает профессор кафедры физиологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова.

Соответственно, профессии «канистерапевт», как и «пет-терапевт», официально не существует, поэтому подготовка и компетенция таких специалистов часто остается на их совести, отмечают эксперты. Однако, есть специальные курсы, на которых можно получить специальный сертификат. Например, канистерапевтов готовят в рамках проекта «Солнечный Пес».

«Наши выпускники — «штучный товар», но это высококвалифицированные специалисты, способные решать самые разнообразные задачи», – отмечает Татьяна Любимова.

Качественная переподготовка специалиста с базовым медицинским, психологическим или дефектологическим образованием занимает два-три месяца. Она состоит из теоретического и практического курсов, стажировки с животными и сдачи экзаменов, поясняет эксперт. Еще одна причина нехватки специалистов связана с тем, что анималотерапия в России достаточно молодое направление, а центров, где ее используют можно пересчитать по пальцам.

Риски пет-терапии

Обращаясь за помощью к животным, нужно взвесить все за и против. Например, есть случаи, когда пет-терапия противопоказана – это наличие аллергии.

«Метод может быть неэффективен, если после ознакомительного периода ребенок не проявляет интереса к животным. При некупируемой агрессии к животным мы также отказываем в занятиях, поскольку это может усугубить состояние», – добавляет соучредитель фонда «Дверь в лето».

Кроме того, упор на терапию животными в качестве основного метода коррекции может привести к позднему началу поведенческой терапии, которую, как известно, надо начинать как можно раньше. Вмешательство в ее проведение приводить к потере не только времени, но и финансов и надежд, отмечает Николай Алипов.

Главное в пет-терапии – это компетентный специалист. Ведь от того, насколько он профессионален, будет зависеть результат лечения. И тут важно не навредить больному такой терапией.

«В первую очередь, опасность заключается в уверенности некомпетентных и безответственных людей, что достаточно привести собаку к больному человеку и получится терапия», – отмечает руководитель проекта канистерапии «Солнечный Пёс».

Как и в любом воздействии на больного, существует огромное количество нюансов, игнорирование которых может привести к печальным последствиям, прежде всего, к травмам. Причем увечья могут получить как пациент, так и животное, и сам специалист. Кроме этого, возможны сенсорные перегрузки у ребенка, если неверно рассчитывается время занятия и нагрузка.

«Вывод напрашивается простой, к которому пришел Незнайка: «Всякому делу учиться надо!» И подходить с ответственностью», – заключает Татьяна Любимова.

Анималотерапия – это особая разновидность психотерапевтической помощи, когда для лечения пациентов используются различные животные: кошки, собаки, лошади, дельфины или даже некоторые насекомые. Многие люди, у кого есть домашние животные, отмечают, что общение с ними поднимает настроение, радует. Но задачи анималотерапии гораздо шире. Ее используют в качестве вспомогательного лечения при работе с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, депрессиями и другими расстройствами. В настоящее время в России пэт-терапия только начинает активно развиваться, постепенно приобретая все большую популярность.

История анималотерапии начинается еще в древности. Многие питомцы не только полезны в хозяйстве, но и благотворно влияют на здоровье человека, в том числе на его психическое состояние. В Древней Греции было отмечено положительное воздействие собак на больных с самыми разными недугами. В Древнем Египте целительными свойствами наделялись кошки.

Официальная история анималотерапии началась относительно недавно. Этот метод получил официальное признание медицинским сообществом только во второй половине прошлого века в качестве отдельного способа лечения. Во многом это произошло благодаря Борису Левинсону, который опытным путем доказал эффективность использования собак в терапевтических сессиях для детей (привлекая к этому, в том числе, собственного пса).

Лечение с помощью животных: анималотерапия сегодня

Практически во всех странах лечение с помощью животных (анималотерапия) признано эффективным при определенных заболеваниях, как психических, так и физических. В настоящее время существует большое количество институтов, которые занимаются исследованиями воздействия животных на человека. Кроме того, во многих странах есть специальные организации, оказывающие помощь методами анималотерапии. Наибольшее распространение зоотерапия получила в США и европейских странах, однако и в России существует возможность обратиться к подобным специалистам.

К средствам анималотерапии относятся не только сами животные и методики работы с ними, но и их «заменители» – изображения, игрушки, фигурки, символы. Анималотерапия может быть естественной (общение человека с его домашним питомцем, которое проходит стихийно), и направленной. Направленная пет-терапия подразумевает использование животного в качестве компонента программы коррекции определенных проблем человека.

Основными задачами использования анималотерапии как метода психокоррекции является раскрытие дополнительных возможностей человека в его поведении и общении. Лечение с помощью животных, или анималотерапия, во многом объясняется тем, что они улучшают эмоциональное состояние, обеспечивают компенсацию чувства одиночества, а также помогают наладить контакт с окружающим миром (именно поэтому анималотерапия часто используется для больных аутизмом).

Зоотерапия – это особый комплекс, который включает и психологическое, и физиологическое воздействие. Физический компонент, заключающийся в непосредственном взаимодействии человека и животного (погладить кошку, прокатиться на лошади), обеспечивает влияние и на психику человека. К тому же, сама физическая активность положительно влияет на состояние пациента.

Не менее важен и психологический компонент, основная цель которого – вызвать заинтересованность человека в анималотерапии. Практически все участники зоотерапии не воспринимают общение с животными как лечение, а это позволяет установить более доверительный контакт и обеспечить высокую мотивацию пациента. Анималотерапия как метод психокоррекции практически не имеет ограничений.

Анималотерапия для разных возрастных групп

Анималотерапия может использоваться для самых разных возрастных категорий пациентов, начиная от самых маленьких и заканчивая пожилыми. Для каждого возраста есть определенные рекомендации, соблюдение которых необходимо для получения требуемого эффекта.

Абсолютное большинство детских психологов утверждают, что общение ребенка с животными должно начинаться как можно раньше – ведь это не только учит ребенка ответственности, но и положительно влияет на его развитие. Дети с психологическими проблемами и различными заболеваниями также показывают положительную динамику на сеансах анималотерапии. Наладить контакт с животными им чаще проще, чем со взрослым человеком.

Анималотерапия в детском саду

Основной деятельностью дошкольников является игра, и именно игровая деятельность используется психологами для того, чтобы скорректировать существующие проблемы ребенка в этом возрасте, а также стимулировать его развитие. Анималотерапия для детей в детском саду используется достаточно часто, ведь большинство детей уже имеют любимых животных, которым могут доверять даже больше, чем сверстникам или воспитателям.

Живой уголок – один из вариантов анималотерапии в детском саду. Естественно, в таком живом уголке могут присутствовать только некоторые виды животных: кролики, черепахи, хомячки и другие. Общаясь с ними, дети учатся заботиться, сочувствовать, понимать состояние другого, сопереживать, быть добрыми, – а ведь именно эти качества являются важными для взаимодействия и с людьми.

Анималотерапия для детей с аутизмом является одной из самых эффективных методик, позволяющих установить контакт особенного ребенка с окружающим миром. В основном анималотерапия для детей с аутизмом – это терапия с участием собак, лошадей и дельфинов, при этом общение с дельфинами считается наиболее предпочитаемой формой. Эти чуткие и дружелюбные существа помогают ребенку лучше идти на контакт, а также обеспечивают состояние комфорта, что очень важно для психологического состояния аутистов.

Помимо общения с дельфинами, маленьким детям с аутизмом рекомендованы сеансы верховой езды, которые помогают бороться с нарушениями концентрации внимания, а также решают проблему тонуса мышц и координации движений. Кошки и собаки тоже станут прекрасным средством для того, чтобы помочь детям с аутизмом; дружелюбная кошка подарит покой, а активный пес, наоборот, будет стимулировать ребенка двигаться. Однако во многом выбор животного должен определяться предпочтениями и особенностями самого ребенка.

Анималотерапия для взрослых

Так как пет-терапия является хорошим лечебным средством для многих заболеваний, взрослые пациенты часто обращаются за помощью к различным животным. Анималотерапия для взрослых может использоваться для выполнения следующих задач:

Неврозы, стрессы, нестабильное состояние – во всех этих состояниях общение с животными может положительно сказаться на общем самочувствии.

  • Социализация.

Общение с животными строится по другим принципам, нежели общение с людьми, однако анималотерапия обеспечивает и улучшение способности строить социальные контакты, а также налаживать отношения с другими людьми.

  • Реабилитация.

Психическая и социальная реабилитация возможна благодаря взаимодействию с животными, и именно поэтому они часто входят в комплексные реабилитационные программы.

  • Подтверждение компетентности, самореализация.

Осознание человеком собственного «я могу» важно для здорового состояния психики. Определенная доля зависимости животного от человека обеспечивает это осознание.

  • Общение.

Доказано, что животные способны избавить человека от чувства одиночества и открыть дополнительные возможности общения. Некоторые люди даже выбирают именно домашних питомцев для того, чтобы сказать им то, что не сообщат ни одному (даже самому близкому) знакомому.

  • Положительное влияние на физическое состояние.

Большинству взрослых будет полезно как иметь дома питомца, так и посещать специализированные сеансы анималотерапии. Однако при выборе питомца важно руководствоваться собственными возможностями и предпочтениями, а также соотносить их с особенностями самого животного.

Одна из наиболее актуальных психологических проблем для пожилого человека – это ощущение одиночества, и именно по этой причине многие заводят домашних питомцев. Такая ненаправленная терапия не только избавляет от одиночества, но и улучшает способности к социальным контактам, кроме того формирует чувство ответственности у пожилого человека, которому требуется заботиться о зависимом от него существе.

Некоторые исследования показывают, что пожилые люди, которых дома ждут питомцы, быстрее выздоравливают и выписываются из больниц.

Наличие домашнего животного во время терапевтической сессии с пожилым человеком улучшает его эмоциональное состояние и служит отвлекающим фактором, если необходимо говорить о чем-то болезненном. Доказано, что кошки и собаки способны улучшать познавательные функции пожилого человека, а также в целом благотворно влияют на здоровье.

Часто анималотерапия для пожилых людей используется в условиях пребывания человека в стационарных условиях, например, в домах престарелых или пансионатах. Для многих людей переезд в такое учреждение является крайне болезненным и дискомфортным. Взаимодействие с животными может помочь пожилому человеку пережить его. Поэтому различные домашние животные сегодня становятся неотъемлемой частью таких учреждений.

Отдельно выделяется роль анималотерапии для пожилых людей в качестве поддерживающего средства при дементных расстройствах. Здесь можно применять такой несложный метод, как наблюдение за рыбками в аквариуме. Сеанс такой терапии помогает избавиться от лишнего мышечного напряжения, снизить уровень стресса, что безусловно полезно при любом дементном расстройстве.

Виды анималотерапии

Виды анималотерапии могут быть разными, при этом основная классификация основана на том, какие именно животные используются для лечебных целей.

Целительное влияние лошадей было отмечено еще в Древней Греции, и сегодня иппотерапия является достаточно популярным видом зоотерапии. Она может использоваться для разных возрастных групп пациентов и оказывает лечебное воздействие как на физическое состояние организма, так и на психику человека. Поэтому лечебная верховая езда рекомендована при

  • психических нарушениях различной тяжести,
  • неврологических нарушениях,
  • а также некоторых физиологических проблемах (паралич, последствия инсульта).

Иппотерапия оказывает сильное положительное влияние на равновесие человека, а также обладает общеукрепляющим воздействием. Считается, что во время верховой езды движение лошади как бы массажирует мышцы ног, что обеспечивает активизацию кровотока в конечностях. В основном пет-терапия основана на верховых поездках аллюром, во время которого колебательные движения лошади передаются всаднику. Однако принцип лечебного воздействия верховой езды на организм человека в настоящее время до конца не изучен.

Собака – не только друг человека, но и его лечащий врач, если речь идет о канистерапии. В классическом понимании под канистерапией подразумеваются занятия анималотерапией пациента по определенной методике со специально обученной собакой. Однако можно говорить и о ненаправленной канистерапии – в случае, если взаимодействие происходит с собственным домашним питомцем.

Собаки были одомашнены очень давно, поэтому они являются привычными для человека животными и могут использоваться на терапевтических занятиях в качестве средства, обеспечивающего положительный настрой человека при анималотерапии. Присутствие собаки актуально на занятиях лечебной физкультурой, реабилитационных мероприятиях и даже уроках у логопеда. Однако мотивационная функция не является единственной функцией собак-ассистентов.

Сильное положительное влияние собаки на человека обеспечивает возможности реализации следующих задач:

  • Выход из стрессовой ситуации.

Иногда общение с собакой, выполняющей роль преданного слушателя, гораздо эффективнее даже доверительного разговора с близким человеком.

  • Мотивация к двигательной активности.

Так как собак надо выгуливать, это может послужить поводом для прогулки даже у того, кто не видит других причин выйти на улицу.

  • Положительное влияние на внимание.

Собаки способны обеспечить хорошую динамику у пациентов с агрессией и гиперактивностью, направляя и концентрируя внимание пациента на себе. Особенно актуально это для детей дошкольного и школьного возраста.

  • Стабилизация психического состояния.

Медицинские исследования показывают, что при таких состояниях, как аутизм, гиперактивность, синдром Дауна, ДЦП, присутствие собаки или сеансы анималотерапии снижают уровень стресса, убирают лишнюю тревожность и обеспечивают более положительный эмоциональный фон.

В занятиях анималотерапией могут использоваться самые разные породы собак, а также беспородные, однако лучше всего подходят собаки, соответствующие определенному стандарту. Поэтому для того, чтобы стать собакой-терапевтом, животные предварительно проходят тестирование. Нет смысла обучать пугливого или агрессивного зверя, а вот пес, благожелательный к людям, вполне может сдать последующий экзамен. Мелкие породы часто применяются для взрослых пациентов, в работе с пожилыми больными и теми, кто в силу состояния не может двигаться. Крупные собаки актуальны для подростков и детей. Наименее подходят для канистерапии декоративные породы собак, так как их особенность заключается в быстрой утомляемости и отказе от работы.

Дельфины – существа, изученные далеко не до конца, но именно они считаются лучшими лекарями среди всех животных планеты. Дельфинотерапия полезна для следующих категорий пациентов:

  • Генетические патологии (например, синдром Дауна)
  • Аутизм
  • Синдром дефицита внимания
  • Нарушение функций ЦНС
  • Перенесенный стресс или травма
  • Депрессивные расстройства
  • Нарушение памяти
  • Умственная отсталость.

Следует отличать сеансы дельфинотерапии от обычного плавания с дельфинами. Хотя простое регулярное плавание тоже будет иметь положительное воздействие на организм, специализированная терапия направлена на устранение конкретной проблемы и включает определенные упражнения, которые могут менять или дополнять друг друга от занятия к занятию. Как и другие животные-терапевты, в анималотерапии лечебные свойства конкретных дельфинов анализируются, а подходящие животные проходят специальную предварительную подготовку.

Кошки являются наиболее привычными домашними животными. Мнение о том, что кошка – не только врач, но и отличный диагност, имеет под собой определенные основания, ведь эти животные часто ложатся на больные места. При этом человек достаточно быстро чувствует облегчение, так как температура тела кошки выше, чем у человека, так что она оказывает своего рода согревающий эффект. Однако это не единственная целительная способность кошек.

Абсолютное большинство кошек характеризуются спокойным характером, демонстрируя образец безмятежного отношения к жизни. Такое состояние вместе с положительным отношением к самой кошке обеспечивает хороший эмоциональный фон, что немаловажно при лечении любого заболевания.

Фелинотерапия актуальна для лечения широкого спектра заболеваний, в первую очередь – психоэмоциональных нарушений: депрессии, неврозы, другие психические расстройства. Кошки полезны и для тех, кто страдает от сердечно-сосудистых недугов, ведь даже полчаса в компании кошки достаточно для того, чтобы стабилизировать сердечный ритм и давление. Фелинотерапия также используется в качестве вспомогательной терапии при лечении нарушений работы дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ЖКТ. Кошки могут использоваться как компонент реабилитационной терапии для пациентов с алкоголизмом и наркоманией.

Важную роль в положительном воздействии на пациента является кошачье мурлыкание. Его звуковой диапазон находится в пределах от 16 до 44 Гц, и по мнению ученых именно это обеспечивает эффективность лечения. Мурлыкание стабилизирует нервную систему, а также хорошо влияет на иммунитет и запускает регенеративные процессы в организме человека.

Зоотерапия с использованием насекомых

К анималотерапии относится и энтомотерапия, то есть использование насекомых для исцеления от определенных заболеваний. Однако в большинстве случаев подразумевается использование различных продуктов, которые можно получить от этих насекомых (например, если речь идет о пчелах, в медицине применяется пчелиный яд, воск и мед, а не сами насекомые). Случаи использования самих насекомых гораздо более редкие; к примеру, укусы муравьев в качестве народного средства против радикулита известны крайне ограниченному количеству пациентов.

Несмотря на относительную непопулярность данного направления, исследования в области энтомотерапии продолжаются и в настоящее время.

Хотя общение с животными является для человека привычным и естественным, у анималотерапии есть и свои противопоказания. В первую очередь это аллергия на шерсть или слюну того или иного животного.

Не стоит прибегать ни к одному виду зоотерапии и при наличии острых инфекционных заболеваний у пациента

Залог успеха – положительное отношение к процедуре, так что определенный тип животных не стоит использовать тем, кто с ненавистью или агрессией к нему относится. По этой же причине тяжелые нарушения психики тоже могут являться противопоказанием для анималотерапии.

Существуют отдельные противопоказания для конкретных видов анималотерапии.

Поскольку взаимодействие с активными собаками или верховая езда подразумевает определенную двигательную активность, такую терапию стоит с осторожностью использовать людям с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на то, что анималотерапия кажется совершенно безвредной, перед ее применением стоит проконсультироваться со специалистом. Как любой вид лечения, он имеет свои противопоказания.

Анималотерапия является одним из наиболее безопасных и естественных методов лечения, который практически не имеет ограничений и доступен любому вне зависимости от возраста и социального статуса. К тому же, даже ненаправленная анималотерапия для человека способна оказывать как лечебный, так и профилактический эффект, так что иметь домашнее животное – значит положительно влиять на собственное физическое и психическое состояние.

Иначе терапия животными называется пет-терапией, или анималотерапией. Эти объединяющие термины содержат еще до десяти разных названий, характеризующих отдельные группы животных.

Направление лечения психических расстройств и различных нарушений физического и личностного характера путем «общения» человека со специально обученным животным, было разработано еще в 18-м веке.

Происхождение метода

Терапия животными начиналась с использования в качестве первых лекарей обыкновенных прирученных собак. Появились неожиданные помощники впервые в 1796 году в филантропической клинике для психически больных людей, организованной усилиями британского гуманиста Уильяма Тьюка.

Подобный метод лечения не перекликался с общепринятыми научными стандартами и встретил бурное сопротивление со стороны общественности. Однако изучение психического состояния пациентов клиники спустя непродолжительное время после введения в состав персонала четвероногих помощников значительно поубавил агрессивные нападки противников из числа консерваторов.

Было доказано, что, общаясь с животными на примитивном тактильном уровне и получив возможность оказывать минимальный уход за собаками (выгуливая их, расчесывая, участвуя в кормлении), больные стали спокойнее реагировать на окружающие раздражители. Появились даже случаи возвращения бывших пациентов клиники к полноценной социальной жизни.

Но влияние консерватизма того времени оказалось слишком сильным, и методу не позволено было развиться в официальное направление медицины.

Произошло это только в середине 20-го века. Американский психиатр Борис Левинсон, проводивший сеансы терапии у себя на дому, был поражен, увидев реакцию одного из своих маленьких пациентов, девятилетнего аутиста, на внезапно вошедшую в кабинет собаку врача, которую обычно держали взаперти. Не шедший ни с кем на контакт, ребенок стал играть с большим псом и позволять тому прикасаться к себе, что означало уже беспрецедентный прорыв в лечении.

С этого момента Джингл стал участвовать в большинстве встреч доктора с пациентами и душевное состояние многих из них заметно улучшалось.

Коллегам Левингстона, встретившим новый метод терапии животными с насмешками, пришлось унять критику, когда стало известно, что сам Фрейд использовал своего пса Йофи в качестве основного помощника во время сеансов психиатрической помощи.

Суть зоотерапии

Основное направление терапии животными - работа с детьми и подростками, имеющими трудности в общении или нарушения моторно-двигательных функций. Последнее, ставшее очень важным, использование метода – это адаптивная терапия детей с синдромом Дауна. Животные, как будто перенимая на себя возможности больного ребенка и двигаясь всегда на шаг впереди, вместе с ним преодолевают важные шаги в социализации личности и физическом развитии.

Психологический аспект метода составляет 90 % положительного результата терапии с помощью животных. Ребенок, уставший от серьезного лечения, воспринимает сеансы общения с четвероногим другом как поощрение, радостное событие, игру, которая позволяет ему примерить на себя новые роли.

Животное не способно ответить, но оно чутко реагирует на любые звуки и прикосновения, поэтому пациент не испытывает стресса от чувства непонимания, не волнуется от того, что встретит агрессию или насмешки. Он раскрывает себя наиболее полно и сам инициирует побуждение к действию – к началу диалога с людьми или к первым самостоятельным шагам.

Нередки случаи, когда серия из 10-15 сеансов терапии животными сопоставляется по значению с полным курсом сильных антидепрессантов или ноотропов, но при этом лишена огромного количества побочных эффектов и противопоказаний.

Следующие 10 % успеха зависят от стимуляции на физиологическом уровне. Например, в процессе дельфинотерапии тело ребенка погружается в воду и на рефлекторном уровне начинает взаимодействовать со стихией, выполняя простейшие движения. Находящийся рядом специально обученный дельфин усиливает это взаимодействие, вынуждая пациента проявлять усиленную моторику для удобства взаимной игры.

Приблизительно тот же эффект, но с небольшими нюансами, наблюдается при общении с другими животными – везде используется всесторонняя стимуляция.

Формы анималотерапии

Терапия животными не всегда имеет преднамеренный характер. Такая ситуация возможна, если дома имеется собственный домашний питомец, общение с которым приносит членам семьи удовольствие. Эту роль могут исполнять и экзотические животные, но чаще всего можно услышать о целебном воздействии на человека кошки или собаки. Такая форма непреднамеренного лечения называется «ненаправленной терапией домашними животными».

Другая форма – направленная терапия - подразумевает вовлечение в процесс обученного четверолапого лекаря. Животные, прежде чем получить допуск к нуждающимся в лечении людям, проходят многократные испытания на стрессоустойчивость, терпеливость, отсутствие агрессии. С ними постоянно занимаются специалисты, а сами животные содержатся в условиях повышенного комфорта.

Основные функции метода

Животная терапия (иппотерапия, ихтиотерапия и т. д.) преследует основные цели, которые необходимо достичь в течение одного или нескольких курсов лечения. Условно общий эффект анималотерапии можно разделить на ряд узконаправленных функций, однако следует понимать, что даже при выборе только одного направления пациент так или иначе получает весь «спектр услуг», поскольку животное будет «выкладываться» полностью.

  • Взаимодействие на психофизиологическом уровне. Формируется на базе тактильного контакта с питомцем, в играх, в процессе ухода за любимцем.
  • Психологическое воздействие. Складывается из разных ситуаций, но чаще всего используется для развития в пациенте чувства ответственности, для отвлечения от серьезных проблем, для повышения самооценки и ощущения собственной значимости.
  • В целях реабилитации после травм или для частичного устранения врожденных физических и умственных патологий.
  • Расширение зоны комфорта для людей, имеющих фобии и серьезные комплексы, мешающие социальной адаптации.

Доказано, что общение с домашним животным как с членом семьи помогает людям справиться с депрессиями и чувством одиночества. Для многих пациентов, страдающих антропофобией (боязнью людей), безгласный собеседник даже стал пропуском в активную полноценную жизнь в обществе.

Показания

  • диагнозы ДЦП, аутизм;
  • психические расстройства, неврозы;
  • нарушение работы органов речи, слуха и зрения;
  • недоразвитие двигательных, умственных, психических функций;
  • синдром Дауна;
  • врожденные или приобретенные пороки сердца и сосудов;
  • родовые и прочие травмы.

Отдельно направляют на дельфино- и иппотерапию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Виды терапевтического воздействия животными

Как называется терапия животными с указанием конкретного вида особи? На территории Российской Федерации официально применяются следующие виды лечения с помощью животных:

  • Ихтиотерапия – общение с дельфинами в их родной, водной среде.
  • Канистерапия – работа с собаками различных пород.
  • Иппотерапия – общение с лошадью и верховая езда.
  • Фелинотерапия – взаимодействие с кошками. Чаще всего используется в виде ненаправленного лечения.

Наиболее универсальной и распространенной считается канистерапия, однако в процессе длительного лечения детей с врожденными пороками различной этиологии, стараются воспользоваться всеми видами терапии с животными. В работе с детьми, лишенными возможности передвижения, могут использоваться также реалистичные изображения животных и записи издаваемых ими дружелюбных звуков (например, песни дельфинов).

Канистерапия

Для каждого отдельного случая канистерапевт подбирает особую собаку в соответствии с характером пациента и назначением врача. Для подростка или взрослого человека, имеющего проблемы с социализацией, выбираются крупные особи спокойных, флегматичных пород. Такого же пса порекомендуют родителям малоактивных детей – на него можно будет лечь, подолгу его гладить и ощупывать.

Веселых, активных собачек, используют для групповых и индивидуальных занятий с подвижными, энергичными детьми. Один час такой игры поможет выплеснуть ребенку накопившуюся энергию, наполнить его положительными эмоциями, снять агрессию, плаксивость, угрозу истерических припадков.

Нередко собак используют для снятия ранних страхов, связанных с неприятным опытом общения с другими животными. Подсознательно именно образ собаки ассоциируется у человека с верностью, беззаветной преданностью, надежной дружбой, поэтому даже глубина детской фобии, как правило, не выдерживает нескольких сеансов подобной терапии.

Дельфинотерапия

На ихтиотерапию направляются не только люди с неутешительными диагнозами, но и беременные женщины, и даже те, кому не удается зачать ребенка. Все дело в ультразвуках, которые дельфины издают в виде отрывистых, клекочущих криков или протяжных, щелкающих песен – сила их воздействия настолько велика, что в дельфинарии с несколькими переговаривающимися животными может выйти из строя чувствительная аппаратура! На человеческий организм дельфиньи беседы производят только положительное воздействие, и особо тонко это чувствуют дети.

Дельфинотерапия подразумевает короткие, не более 25 минут, сеансы общения с животными. И этого времени, помноженного на 8-10 встреч, хватает для длительного положительного эмоционального запаса. Тактильная терапия с животными только усиливает эффект, а дети охотно гладят бока и плавники этих необычных лекарей.

Иппотерапия

Кроме уникального воздействия на тазовые мышцы от неторопливой поездки верхом в специально оборудованном седле лошади, общение с этим удивительным животным наполнено позитива и спокойного умиротворения.

Для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата ощущение движения, связанное с непосредственной близостью могучего животного, является уроком безграничного доверия и открытием новых возможностей. Постепенно уверенность в собственных силах и чувство защищенности в процессе общения с лошадью перерастает в бесценный опыт общения в социуме.

Фелинотерапия

Об энергетическом потенциале домашней Мурки, знают все. Так же как и о невероятной способности кошки распознавать слабые места человеческого организма. Кошка улавливает психоэмоциональный фон контактирующего с ней человека, при получении тревожных импульсов своими ласками вынуждает хозяина к тактильному ответу в виде поглаживания. В эти минуты организм человека неконтролируемо посылает ответную реакцию – усиленный синтез окситоцина, который при попадании в кровь вызывает психоэмоциональное ощущение нежности, любви, желания делать добро.

Люди, имеющие в анамнезе болезни сердца и сосудов, замечают, что после общения с кошкой показатели АД часто приходят в норму, тахикардия прекращается, уходят сердечные боли. Инсулинозависимые диабетики ощущают меньшую потребность в препаратах для снижения сахара, так как основная причина повышения уровня глюкозы – стрессы – подавляется в присутствии питомца.

В доме, где есть маленькие дети и одновременно проживает кошка, реже сталкиваются с педиатрическими и ЛОР-заболеваниями, аллергиями, желудочными расстройствами.

Противопоказания к проведению метода

Противопоказаниями к зоотерапии выступают как общие, так и местные факторы. Общими считаются:

К местным противопоказаниям можно отнести индивидуальную непереносимость шерсти, слюны, перхоти животного, а также негативную реакцию конкретной особи, с которой предполагается проводить лечение. В последнем случае специалисту придется заменить животное, так как хорошего результата при отрицательном отношении пациента к животному добиться невозможно.

– это направление психологии и психотерапии, которое использует при лечении взаимодействие пациентов с животными (собаками, кошками, лошадьми, кроликами, птицами и т.д.). Название «pet» с английского переводится, как «любимое животное», «домашний любимец». Для обозначения этого направления так же используют термин анималотерапия и зоотерапия. Это направление терапии активно стало развиваться в 60-х годах ХХ века в США и оттуда начало распространяться по всему миру. Одна из разновидностей зоотерапии под названием канистерапия – лечение взрослых и детей с помощью специально отобранных и обученных собак-терапевтов — постепенно завоевывает все большую и большую популярность в нашей стране.

О том, что животных возможно использовать при лечении тех или иных недугов, люди знали еще в далекой древности: в Древней Иудее лучшими докторами животного мира считались птицы, а в Греции еще Гиппократ рекомендовал совершать длительные прогулки верхом на лошадях для оздоровления и укрепления организма. Что-то похожее на современную пет-терапию применялось при лечении пациентов в психиатрической клинике Йорк-Ретрит в Англии в конце XVIII века – при клинике содержались голуби, кошки, собаки и кролики.

Серьезными исследованиями особенностей воздействия братьев наших меньших на психику людей ученые занялись только в 60-х годах XX века. Пионером в этой области стал американский детский психиатр из Нью-Йорка Борис Левинсон.

Он заметил, что во время работы со сложными пациентами более яркий положительный эффект от сеанса наблюдался тогда, когда на встрече присутствовала собака по кличке Джингл.

Доктор Левинсон собрал большое количество данных, подтверждающих его догадку, и сделал об этом доклад на встрече Американской Психологической Ассоциации. К сожалению коллеги не восприняли его наблюдения всерьез. И казалось, что о позитивных возможностях пет-терапии можно забыть, но именно в это время стали активно печататься работы Зигмунда Фрейда, воспоминания последователей и учеников доктора из числа тех, кто был близко с ним знаком. Из этих источников стало ясно, что сам родоначальник психоанализа активно использовал собак на своих сеансах и наблюдал точно такие же явления, как и доктор Левинсон.

Фрейд обратил внимание, что во время сеансов, его любимая собачка Джоффи всегда старалась подойти к тем пациентам, которые находились в наиболее угнетенном состоянии. Она переходила со своего обычного места к кушетке и устраивалась так, чтобы пациент мог дотянуться до нее и погладить.

Положительное влияние собаки больше всего было заметно при работе с детьми и подростками, которые более свободно говорили о болезненных проблемах когда Джоффи находилась с ними рядом.

Результаты наблюдений доктора Фрейда были расценены как свидетельства в пользу теории Левинсона. Насмешки прекратились и началась серьезная исследовательская работа.

В 1977 году психиатры Сэм и Элизабет Корсон открыли первую терапевтическую программу, которая использовала домашних животных в процессе терапии. Эта программа существовала на базе психиатрической клиники при Государственном университете Штата Огайо. Участникам терапевтической группы предложили выбрать себе питомцев из соседнего приюта для собак. И уже через несколько недель многие отметили, что чувствуют себя гораздо более уверенно и независимо, чем раньше.

Буквально через три года психолог Алан Бек и психиатр Эрон Качер провели исследование, которое доказало, что животные способны не только уменьшать напряжение и улучшать эмоциональное состояние, но и укреплять психическое здоровье пациента. Это исследование стало катализатором для создания программ, использующих направление пет-терапия в психологии и в психотерапии.

Самые главные партнеры пет-терапевтов – это собаки.

Такой вид терапии называется канистерапия от латинского слова «canis» — собака. Поле деятельности для участия собак-терапевтов очень широко. Канистерапевты работают в школах, больницах, центрах реабилитации, домах престарелых и других социальных учреждениях. Канистерапия хорошо себя зарекомендовала при работе с эмоционально лабильными детьми, аутистами, с пациентами, страдающими от депрессий, посттравматических расстройств, с инвалидами, проходящими реабилитацию, со стариками, страдающими деменцией и болезнью Альцгеймера. Лечение собаками играет очень большую роль при психологической реабилитации жертв насилия и стихийных бедствий.

Еще один большой пласт канистерапии – это обучение с помощью собак-терапевтов. Например, прекрасно зарекомендовало себя применение собак при обучении чтению детей страдающих дислексией.

Канистерапия активно развивается последнее время и в нашей стране. Но квалифицированных специалистов не так много, как хотелось бы. Например, лечение собаками в Москве проводится только на базе центра психологической поддержки «Хронос».

Терапия с участием кошек называется фелинотерапия от латинского «felis» — кошка . Программы лечения кошками в целом сходны с теми в которых применяются собаки. Лечение кошками благотворно воздействует на больных с онкологией, синдромом хронической усталости, на людей страдающих головными болями, депрессиями, неврозами, бессонницей, на людей страдающих различными воспалениями. Эти животные способны серьезно снизить уровень стресса и благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему человека. Лечение кошками в Москве применяется при терапии в центре психологической поддержки «Хронос».

Для пет-терапии могут использоваться кролики, птицы, морские свинки и даже аквариумные рыбки. Общение с этими животными снижает уровень стресса и агрессии.

Следующий большой пласт пет-терапии – это иппотерапия . Так называется раздел пет-терапии связанный с лошадьми. Этот вид лечения широко используется во многих странах для реабилитации людей с аутизмом, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом и другими тяжелыми заболеваниями. Есть данные, что езда на лошади облегчает симптомы болезни Альцгеймера и улучшает чувствительность к инсулину у больных сахарным диабетом. Иппотерапия это не обязательно езда верхом на лошади. В некоторых случаях благотворно влияет уже само общение пациента с лошадью. Безусловно положительный эффект дает верховая езда. Этот вид терапии прекрасно помогает справляться с последствиями различных травм или при выраженных невралгических расстройствах.

Дельфинотерапия – еще одно необычное направление зоотерапии. Его основоположниками принято считать биолога Бетси Смит и психолога Дэвида Натансона. Этот вид лечения доказал свою эффективность при реабилитации детей с детским церебральным параличом, аутизмом, неврологическими и психическими расстройствами. Общение с дельфинами улучшает речевые навыки у больных синдромом Дауна, помогает умственно отсталым людям концентрировать внимание, увеличивает способность к восприятию информации и концентрации.

Прекрасные результаты, которые показывает пет-терапия в области реабилитации после травм и стрессов, при борьбе с депрессией и одиночеством, делают ее наиболее перспективной для дальнейшего развития и работы со взрослыми и детьми.

Этот вид терапии прекрасно сочетает в себе лечебный эффект с удовольствием и приятными впечатлениями от общения с животными. Благодаря такому эффективному сочетанию, канистерапия в психологии и психотерапии достаточно широко используется во всем мире, но в нашей стране этот вид лечения только начинает развиваться.

Канистерапия в Москве практикуется при работе с детьми и взрослыми в центре психологической поддержки «Хронос». Занятия проводятся индивидуально и в группах под руководством опытного психолога и профессионального канистерапевта. Люди, переживающие кризис или депрессию, отмечают улучшение состояния уже после первых сеансов.

Более подробно ознакомиться с информацией и узнать, что такое пет-терапия в Москве вы можете на официальном сайте центра:

Модному термину «пет-терапия» не более полувека, а само понятие существует со времён Гиппократа. Тогда в просвещённой Древней Греции обратили внимание на благотворное влияние домашних животных на здоровье людей, и в последствие человечество не отказывало себе в удовольствии содержать домашних животных и решать свои проблемы со здоровьем с их помощью.

Но лишь в середине прошлого века избавление от некоторых недугов с помощью привлечения животных выделили в отдельный метод лечения – пет-терапию (от английского «pet» - домашний питомец). Основоположником изучения влияния животных на самочувствие людей стал американский психиатр с русско-еврейскими корнями Борис Левинсон. Он пользовал детей, страдающих психическими расстройствами, и обратил внимание на улучшение состояния маленьких пациентов после общения с его собакой, которая часто находилась в приёмной.

Вскоре метод лечения с помощью животных стал распространяться во всём мире. В нашей стране пет-терапия также имеет своих многочисленных поклонников, но называется обычно анималотерапия (от латинского «animal» - животное) или зоотерапия. Самые популярные «лекари» - те животные, которые находятся ближе к человеку: собаки, кошки, лошади. Однако существуют и менее распространённые методы лечения. Использую дельфинотерапию – тесное общение с дельфинами в бассейне – помогают многим детям решить психологические проблемы либо улучшить состояние при ДЦП или аутизме. Апитерапия – огромный раздел народной медицины об использовании пчёл, мёда и его производных. А ещё лечатся с помощью птиц, кроликов, рыб.

Нетрудно догадаться, что обратить себе во благо можно почти любое животное, которое находится рядом. Главное, чтобы это животное вызывало положительные эмоции у пациента или, хотя бы на начальном этапе, не вызывало страха или отторжения.

Канистерапия

Основателем канистерапии – лечения собаками – по праву считается психиатр Борис Левинсон. Канистерапия, основанная на сенсорном и психологическом воздействии собаки на человека, нашла широкое применение в психиатрии, при неврозах, навязчивых состояниях, аутизме.

Собаки – носители безраздельной преданности к человеку, которая ощущается не только на физическом, но и на ментальном уровне. Для многих тяжелобольных людей собаки зачастую становятся единственным источником общения: ведь они преданно выслушают, сумеют поддержать, зачастую физически. Избавление от одиночества, которое часто сопровождает тяжело больных людей, - важнейший психотерапевтический эффект, который приносит канистерапия. Даже при неизменно тяжелом физическом состоянии улучшение психологического состояния положительно сказывается на качестве жизни больных.

Инвалиды по зрению, которые пользуются собаками-поводырями, отмечают, что с появлением в их жизни собаки стало не только проще передвигаться в пространстве, но вся жизнь стала проще, потому что рядом постоянно находится надёжный друг, готовый подсказать, куда идти. Многие незрячие вскоре замечают, что с появлением в их жизни собаки-поводыря повышается самооценка. Ведь не только собака заботится о больном, но и слепой должен заботиться о собаке. Необходимость кормить питомца, выгуливать его, брать определённую ответственность заставляет слепых думать о себе как о более сильном человеке.

Собаки помогают решать психологические проблемы в семье. Действует метод просто: с появлением дома собаки супруги начинают меньше концентрироваться на проблемах межличностных отношений, они переносят своё внимание на собаку. Уменьшение возможностей для изучения недостатков друг друга и поводов для конфликтов приводит к улучшению семейной жизни. Необходимость нести определённые траты на содержание собаки снижают остроту семейных конфликтов по финансовым вопросам. Ведь обычно любящие хозяева, вне зависимости от пола и от степени рачительности, не экономят на домашних любимцах – так в некоторых семьях впервые появляется единодушие в денежных вопросах. А найдя одну точку соприкосновения, проще искать другие. Вдобавок собака улучшает психологический климат в семье тем, что всегда доброжелательна. Трудно конфликтовать в присутствии собаки, жизнерадостно виляющей хвостом.

Фелинотерапия

Термин (от латинского «felis» - кошка) иногда заменяют на более понятный - кошкотерапия. Как многое гениальное, фелинотерапия появилась случайно. В одну из лабораторий Лондонского университета как-то зашла кошка, которую прикармливали сотрудники факультета. Сотрудники лаборатории обратили внимание, что генератор низкой частоты реагирует на приближении кошки, то есть кошка сама по себе способна генерировать низкочастотные токи.

О положительном влиянии токов низкой частоты на многие органы и функции организма давно известно. Огромная область физиотерапии основана на этом знании – в медицинской практике популярны процедуры токами низкой частоты. Так что вместо аппарата низкой частоты можно просто приложить к больному место урчащую кошку. Эффект будет примерно одинаковым.

Обычная кошка своим урчанием производит колебания в диапазоне от 20 до 55 Герц. Некоторые представители семейства кошачьих имеют более широкий диапазон – до 150 Гц. Звуковые колебания в диапазоне 20-50 Гц улучшают регенерацию костей при переломах, способствуют их укреплению. Старушки, которые держат дома кошек и часто их берут на руки, имеют все шансы не почувствовать на себе трудностей возрастного остеопороза.

Поборники кошкотерапиии уверяют, что лечебные свойства кошек сильно зависят от её породы и длины шерсти. Британцы и шотландцы, обладающие мягкой плюшевой шерстью, положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, нормализуют частоту сердечных сокращений. Обладательницы длинной шерсти – пушистые сибирские кошки, персы – снимают раздражение, помогают избавиться от бессонницы, излишней возбудимости. Короткошерстные и лысые кошки – ориентальные, сфинксы, корниш-рексы помогают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и печени.

Если гладить кошку каждый день в течение нескольких минут, можно улучшить состоянии при гипертонии и снизить риск инфарктов и инсультов. Британские учёные, наблюдая в течение десяти лет за контрольной группой своих сограждан, пришли к выводу, что владельцы кошек живут в среднем на шесть лет дольше, чем те, кто не любит животных.

Иппотерапия

Иппотерапия (от греческого «иппос» - лошадь) – лечение с помощью верховой езды на лошадях. Уникальность этой методики в том, что она сочетает физическую нагрузку, неизбежную при обучении верховой езде, и психо-эмоциональный контакт с животным. Кроме того, работает и биохимия. Наезднику передаются малейшие импульсы от движения животного, тем самым происходит массаж, который «выполняется» разгорячённым телом лошади.

Иппотерапия имеет огромный спектр показаний, как психологических, так и физических у взрослых и детей. Верховая езда улучшает осанку, избавляя от последствий детского сколиоза, улучшает состояние при остеохондрозе. Иппотерапия помогает ускорить реабилитацию после инсультов и черепно-мозговых травм, тормозит прогрессирование рассеянного склероза. Улучшает кровообращение – занятия на свежем воздухе способны улучшить цвет лица любого человека. Тесный контакт с лошадью помогает бороться с депрессиями и неврозами. Есть данные, что занятия иппотерапией снижают уровень сахара в крови.

Особенно популярна иппотерапия в детской практике. При таком виде терапии ребёнок не чувствует, что его лечат. Это особенно важно в запущенных случаях, когда ребёнок сознательно или подсознательно противится внешнему воздействию, при аутизме, например, или умственной отсталости. Повышается тонус мышц, что очень важно для страдающих детским церебральным параличом.


Берестова Светлана

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на обязательна!

Статьи по теме: