Основные домашние обязанности детей в семье. Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому

Введите e-mail адрес:

Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность. Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы. Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

Многие родители думают, что совсем необязательно нагружать детей домашними обязанностями, ведь у них полно заданий в школе и незачем отнимать детство у ребенка. Как дети могут помочь родителям? Рассмотрим эту тему. Помощь, конечно должна быть посильной, соответствующей возрасту.

Домашние обязанности детей

Выполняя посильную помощь по думу, дети чувствуют себя нужными и значимыми в семье, это объединяет детей и родителей, развивается чувство ответственности. Дети, у которых есть свои домашние обязанности, лучше успевают на занятиях в школе, лучше общаются с учителями. Не имеющие домашних дел дети, часто становятся эгоистами и обычными потребителями, он сидят, сложа руки, и ждут, когда им принесут все готовое. Часто они очень гордые и неприспособленные к жизни самостоятельно, безответственные.

Поэтому, чтобы избежать проблем в будущем, постарайтесь придумать домашние занятия и обязанности для своих детей, которые они смогут выполнить с пользой для самих себя и семьи. Иногда родители могут сразу не подобрать дел, которые ребенок может выполнить самостоятельно, вот примерный перечень, соответствующих возрасту занятий.

Для трех лет: разместить журналы на полке, положить на стол салфетки и тарелки, собрать крошки после еды, собрать игрушки и положить их на место, самостоятельно раздеваться и одеваться, чистить зубы, умываться, причесываться, донести нетяжелые продукты до места.

Для четырех лет: сервировать стол, помогать убирать продукты (хлеб), в магазине помогать совершать покупки. Или кормить домашних животных, самостоятельно расстилать и прибирать постель, помогать в уборке на даче, помогать мыть посуду, вытирать пыль. Возможно, готовить себе завтраки из хлопьев, молока или сока, украшать десерт, уметь делиться игрушками, проверять почту, развешивать платки и носки на сушилке, играть без надзора дома.

Для пяти лет: помогать в покупке и приготовлении пищи, самостоятельно наливать себе воды, сервировать стол, готовить бутерброды и простой завтрак. Или уметь срывать с грядки лук и зелень, прибирать комнату, самостоятельно убирать одежду и одеваться, протирать зеркала, чистить раковину. А возможно, сортировать белью в стирку, кормить и убирать за питомцем, помогать выносить мусор, помогать мыть автомобиль, оплачивать мелкие покупки, завязывать шнурки.

Для шести лет, уровень первого класса:Самостоятельно одеваться по погоде или по определенным случаям, Пылесосить ковры, чистить овощи, развешивать белье, вешать одежду в шкаф, готовить простую пищу, поливать цветы, для костра собирать дрова, пропалывать грядки, выгуливать домашних животных, уметь оказать себе первую помощь при ушибах, накрывать на стол, выносить мусор.

С возрастом все больше усложнять занятия и увеличивать. Это будет привычкой, и справляться станет легко и быстро ребенок с обязанностями.

Как помогать ребёнку делать домашние задания? В каких случаях помогать не стоит? Советует педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова .

Юлия Борта, АиФ.ru: Анастасия Андреевна, многие родители учеников начальной школы жалуются: дети такие медленные, всё время приходится подгонять, ребёнок может просидеть два часа за столом и написать за это время одну букву...

Анастасия Кузнецова : Нужно понять, что дети сейчас другие. Это так называемое поколение информационных технологий. Естественно, что у этих деток сценарии возрастного развития очень сильно отличаются от тех, которые были в детстве их родителей. В частности, как раз по такому признаку, как самостоятельность. И это не потому, что они плохие, инфантильные и т.д. Современный мир устроен таким образом, что сферы ответственности нынешних детей гораздо более узкие, нежели были у нас с вами. Когда мы росли, то сами, с ключом на шее, ходили в школу, сами разогревали себе обед. А у современных детей такие сценарии поведения не сформировались — просто за невостребованностью. Они живут иначе. Никому не придёт в голову сегодня отправить ученика 1 класса одного в школу. Поэтому и такое качество, как самостоятельность, формируется значительно позже. И другими способами. Это мы должны понимать и не предъявлять эту претензию детям.

— Тогда как приучить самостоятельно выполнять домашние задания? Не сидеть же с ребенком до 11 класса?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать задачи на каждом уровне образования — в начальной школе, основной и старшей. В начальной школе наша общая учительско-родительская задача — научить ребёнка учиться. В том числе сформировать алгоритмы самостоятельного выполнения домашнего задания. Показать ребёнку, как он может это сделать, чтобы быть успешным учеником.

В основной школе задача другая. Когда мы научили ребёнка учиться, то должны предоставить поле деятельности — чтобы он сформированные в «началке» навыки мог самостоятельно применять, чтобы у него активно формировался контроль и управление собственной деятельностью. Это очень важно в подростковом возрасте. А вот если мы что-то в начальной школе не успели и начинаем в 5 классе над школьником стоять, сдвинув брови и с ремнём, пока он выполняет домашние задания, то таким способом мы скорее всего наживём конфликт с подростком. И при этом нисколько не приблизимся к решению задачи научить самостоятельно делать уроки.

Что касается старшеклассников, тех, кто выходит на путь выбора будущей профессии, то здесь в идеале мы просто создаём условия, чтобы ребёнок мог выполнять те действия, которые ему необходимы для решения его стратегических задач в области самоопределения — поступления в вуз.

Теперь о том, как делать уроки. Вернёмся в начальную школу. Есть несколько важных правил.

Разъясните, что, как и в какой последовательности нужно делать . Чтобы у ребёнка сформировался самоконтроль, ему надо дать алгоритм выполнения домашних заданий. Объём информации действительно большой. И родители часто пугаются домашних заданий, особенно когда речь идет о таких предметах, как окружающий мир, проектная деятельность, математика и прочие. Поэтому первое и главное правило — это постоянный контакт с учителем. Любой современный педагог начальной школы, если задать ему этот вопрос, очень четко расставит акценты, что и как нужно делать с детьми. В рамках этого алгоритма и нужно действовать. Как только ребёнок перестаёт с чем-то справляться, способы действия надо корректировать — обязательно вместе с учителем.

Воздержитесь от любой критики школьной программы, заданий, учебников, школы, тетрадей, учителя в присутствии ребёнка . В начальной школе учитель — это непревзойдённый авторитет для детей. Любая родительская критика никакой иной цели не достигает, кроме как потери у ребёнка фундаментальной, базовой уверенности в том, что та деятельность, которую он осуществляет, значима. И мы только затрудняем таким образом решение его собственных задач.

Начните с обучения тому, как организовать процесс . Это может выглядеть примерно так. Первый шаг — открываем электронный дневник (или бумажный). Страничку с заданиями можно для удобства распечатать. Важно, чтобы у ребёнка обозримый перечень задач находился перед глазами. Второй шаг — достаём и готовим последовательно учебники и тетради, которые понадобятся: математику, русский язык, окружающий мир и т.д., — организовываем пространство . Определились с первым предметом, скажем, решили делать сначала математику — поставили учебник на подставку. Вы таким образом задаёте операционное поле, определённую систему координат. Самоконтроль ведь формируется из алгоритма внешнего контроля. Если подобные действия повторяются из раза в раз, у ребёнка такое поведение входит в привычку, формируется стереотип. В школе, особенно первое время, первоклассников приучают к организации собственной учебной деятельности. На начальном этапе важнее не столько ЧТО делать, а КАК делать. И здесь необходима синхронность. Как в школе — так и дома. Чтобы у детей не возникало никаких лишних барьеров, ничто не отвлекало, не мешало вникать в содержание задания.

Задание ребёнок читает сам и обязательно вслух . После этого мы задаём ему вопрос: «Что ты должен сделать?». Таким образом мы тестируем его на понимание задания. Если есть проблемы с пониманием смысла прочитанного текста, то всё остальное бесполезно. После этого спросите: «Как мы с тобой будем это выполнять?». Обсудите, что сначала и что в конце. И поэтапно выполняйте.

Не допускайте, чтобы ребёнок в начальной школе выполнял домашние задания «на коленке» — перед телевизором или в транспорте . Выделите 15 минут, но сделайте качественно. Именно для того, чтобы у ребёнка сформировалась вот эта культура деятельности, которую он потом сможет использовать. Тем более что в 1 классе домашних заданий почти не задают. А если они и есть, то только для того, чтобы ребёнок привыкал, втягивался. Чтобы втягивалась семья. Без конструктивного взаимодействия с родителями, односторонне этот процесс невозможен.

Постепенно уменьшайте прямой контроль . Вместо того, чтобы диктовать ребёнку по буквам, что он должен писать, просите его диктовать себе вслух. Вы можете заниматься другими делами, но при этом слушать, как он контролирует сам себя. Таким образом мы контроль передаём ему. Кроме того, у ребёнка должен быть обязательно черновик. Начиная со 2-3 класса, если вы сформировали навыки, о которых мы сказали выше, старайтесь только контролировать факт выполнения домашних заданий. Можно делать это примерно так: «Ты идёшь делать уроки, я пока помою посуду (схожу в магазин, вернусь с работы), а потом вернусь и проверю. Если тебе что-то будет непонятно, ты приготовь мне, пожалуйста, вопросы, в которых я тебе должна помочь». То есть мы все время задаём ребёнку определённые поведенческие сценарии, формируем опыт.

Учите формулировать просьбу о помощи . Ребёнок должен сказать, что именно вызвало затруднения: скажем, он не знает, как проверить гласную в слове. Если вы не даёте ему самостоятельности, он никогда не сможет чётко сформулировать вопрос. Он просто на определённом этапе скажет: «Я не могу». — «А что ты не можешь?» — «Я не могу». — «Ну давай вместе разбираться». И вот родители сели и опять за него что-то стали делать... В рамках небольших заданий на начальном этапе обучения вполне возможно научить формулировать проблему.

Устраивайте перерывы . Как правило, продуктивность занятий у детей в 1-2 классе снижается через 15-20 минут непрерывной работы. Хотя, конечно, всё индивидуально. И родители в этом плане лучше знают своего ребёнка. Неслучайно в 1 классе уроки длятся 35 минут. А во время урока обязательно должна быть смена деятельности. Если ребёнок устал, заставлять бесполезно. И даже вредно. Родители ведь взрослые люди и должны представлять, какой цели они хотят добиться. Если мама злится и хочет измучить до смерти — это одна цель. Тогда тактика «пока не сделаешь от сих до сих — из-за стола не встанешь» оправдана. Если вы хотите приучить к порядку и умению организоваться — она сомнительна. Потому что, когда ребёнок утомлён, такое насилие будет вызывать — в зависимости от темперамента — либо агрессию, либо подавленное состояние, уход внутрь агрессивных эмоций. И вместо самостоятельности сформируются совсем другие качества.

Поэтому ещё до того, как ребёнок приступил к выполнению домашних заданий, чётко определите круг задач и время на отдых. Например: «Сначала сделаешь математику, потом 15 минут отдохнёшь (полежишь, поиграешь в конструктор и т.д.) — как в школе на переменке. А когда стрелка часов подойдёт к такой-то цифре (если ребёнок ещё не понимает время по часам), снова сядешь за уроки». То есть изначально нужно проговорить всю процедуру в деталях.

Если ребёнка трудно усадить за уроки и вы каждый раз начинаете выходить из себя, попробуйте снизить накал страстей, заменив себя... будильником (есть специальные для школьников). Заводите его, чтобы он прозвенел в определённое время два раза. Первый означает «Приготовься!». Второй звонок — «Иди делать уроки!» Можно использовать песочные часы. Это гораздо лучше, чем бесчисленные нервные окрики: «Ну я же тебе сказала!». В перерывах между выполнением заданий не предлагайте такие виды активности, из которых потом ребёнка не вытащишь — игры в компьютере, например. Можно полистать книжку, навести порядок на полке, перекусить, вымыть за собой чашку...

Относитесь к ошибке ребёнка не как к провалу, неудаче, а как к точке роста, полезному опыту . И научите этому школьника. Родители детей, особенно в начальной школе, очень тревожно и болезненно относятся к ошибкам. И как следствие — к оценке этих ошибок. Однако от того, какое отношение к ошибке мы формируем, зависит мотивация к учёбе на всех последующих этапах. Ошибка — это просто сигнал о том, что надо вернуться назад — что-то не так сделано. Как только родители начинают связывать неудачи ребёнка с его личностью («Опять ты криво пишешь», «Почему я должна повторять тебе двести раз одно и то же»...), он постепенно прекращает вообще что-либо делать самостоятельно, начинает списывать, чтобы не ошибиться. Наша же цель — не мотивация избегания неудач, а мотивация достижений.

Не создавайте лишние барьеры . Дети разные. Кто-то может с одного раза выучить как пишется «ЖИ-ШИ», ему самоконтроля хватит. А кому-то нужно, чтобы эти «ЖИ-ШИ» у него перед носом постоянно были. Так же кстати, как и таблица умножения во 2 классе. Так можно положить её рядом с рабочим местом, и избавить ребёнка от необходимости сидеть и в панике мучительно вспоминать, сколько будет семь на восемь, а поднять глаза и увидеть это несколько раз.

Объяснять ребёнку, из чего складывается отметка . Чтобы не было недоумения: «Я все правильно сделал, почему у меня «тройка»? Лучше обсудить вопрос критериев оценивания с учителем. Вообще, современные педагогические технологии предполагают дифференцированное оценивание. Оценка складывается отдельно из баллов за правильность, аккуратность и красоту исполнения. Тем более, что сейчас значительно больше детей, у которых не «поставлена» рука, и у них не получается красиво писать. Да и в школе чистописанию уделяется не так много времени, как раньше. Если ребёнок понимает критерии оценки, у него не возникнет противоречие: всё сделано правильно, а оценка не самая высокая. Плюс важна персональная динамика: получилось хоть одну строчку написать, не вылезая за линейки, надо похвалить и оценить.

После окончания начальной школы, при переходе ребёнка в 5 класс контроль за выполнением домашних заданий остаётся . Но менее включённый. То есть ребёнок должен знать, что вы всегда в курсе. Не должно быть истории, когда мы объявляем, что ребёнок уже большой, в электронный дневник можно не заходить и ничего не проверять. Дети ещё очень долго будут взрослеть. Но механизмы воздействия в младшем и среднем подростковом возрасте должны быть другие. Надо договариваться. Например, так: «Ты считаешь, что уже взрослый? И я взрослый. Если ты чувствуешь, что у тебя какие-то проблемы, ты обращаешься ко мне до того, как у тебя будут «двойки». И мы подумаем, как сделать так, чтобы их не было. Потому что если у тебя три «двойки» за неделю, то меня в школу вызывают».

Не всегда стоит бояться «двоек» и «троек» . Если подросток категорически «пошёл в отказ» и не хочет учиться, дайте ему возможность получить заслуженную «двойку» и прочувствовать последствия. Сразу оговорюсь: в начальной школе такой способ «воспитания» использовать не стоит. Младшеклассники зачастую приравнивают оценку своих учебных успехов к оценке своей личности. Если ребёнок получает «двойки», на это обращают внимание одноклассники, и на личностном развитии это может не очень хорошо сказаться. В старшей школе тоже не время для таких экспериментов, там пора концентрироваться и включаться в конкурентную борьбу за место под солнцем.

А вот в 6-7 классе можно дать возможность почувствовать границы каких-то ситуаций. Важно только, чтобы родительский манёвр не превратился в блеф. В подростковом возрасте, как ни в каком другом, дети очень чувствительны к справедливости, честности. И манипуляторы они превосходные. Чему, конечно, они к этому возрасту прекрасно научаются у нас, взрослых. А потом начинают использовать приёмы манипуляции и шантажа без всяких социальных ограничений, поскольку ещё маленькие. Этим подростковый возраст опасен. Поэтому, если вы планируете «повоспитывать» двойками, продумайте все ходы до конца. Это принципиально важно. Заранее определитесь, до какого края готовы дойти, позволяя подростку погрязнуть в «двойках», забросить учёбу. И здесь тоже очень важен контакт с учителем-предметником, заместителем директора по учебной работе, социальным педагогом. Стоит выяснить, какие процедуры и формы работы с учебной неуспешностью существуют в школе. То есть сначала понять весь спектр воздействия и профилактики, чтобы проблема не замыкалась на родителях. И не превращалась в шантаж: «У тебя куча «двоек», поэтому я тебе интернет отключу». Надо понимать: отключить интернет — значит лишить ребёнка ресурса социализации. Наверное, нет родителей, которые не понимают, что дети сейчас в интернете социализируются. Это один из их способов жизнедеятельности. Отключая интернет, мы лишаем их удовлетворения важных возрастных потребностей. И куда эти подростки потом направят свою активность, где они будут ловить этот интернет? Иногда дети начинают воровать мобильные телефоны, происходят другие неприятности. Поэтому все воспитательные сценарии родителям нужно продумывать заранее.

Нужно ли обременять ребенка домашними делами, вопрос для многих родителей неоднозначный. С одной стороны, еще не так давно ребенок к 7 годам был уже настолько самостоятелен, что мог считаться полноправным помощником в семье (и в магазин сходить, и в квартире прибрать, и с младшими детьми посидеть), и такое воспитание было в порядке вещей. С другой, нынешняя тенденция подарить ребенку беззаботное детство – это своего рода тренд, которому вроде бы положено следовать. Помощь ребенка по дому нередко рассматривается как эксплуатация детского труда, что-то мешающее полноценному течению детства.

Конечно, жизнь современного ребенка часто весьма насыщена разнообразными кружками и секциями. И родители считают, что возлагать на него еще какие-либо обязанности будет уже чересчур. Да и намного проще сделать все необходимые в хозяйстве дела самостоятельно, без неловких попыток чада помочь.

Однако дает ли такой подход положительный результат? К сожалению, не всегда. Ограждение ребенка от домашних дел приводит к задержке его социального и личностного развития. Такие дети, подрастая, чаще страдают от повышенного эгоцентризма, неадекватной самооценки и неудовлетворенности качеством своей жизни. Ведь, не узнав в детстве значимость труда и помощи, ребенок не может адекватно оценить условия, созданные для него в семье, и не осознает счастья своего детства.

3 плюса трудового воспитания ребенка

Развитие самоуважения. Исследования психологов показывают, что дети, выполняющие те или иные домашние обязанности, чувствуют себя необходимыми и значимыми в семье, поэтому обладают адекватно высокой самооценкой, не боятся трудностей и готовы к сотрудничеству с другими.

Самодисциплина. Домашние обязанности ребенка учат рассчитывать свои силы. Сначала ему помогает взрослый, последовательно давая малышу посильные задачи, а затем он сам учится разделять большую задачу, стоящую перед ним, на маленькие, но вполне выполнимые шаги. Например, нужно полить цветы. Для этого следует налить в банку воду, дать ей отстояться, затем взять банку и аккуратно полить цветы.

Подготовка к школе. Ребенок-помощник приходит к школьному возрасту подготовленным к необходимости не только получать что-то от других, но и прилагать усилия для достижения результата. Все победы малыша (самостоятельно завязанные шнурки, почищенная картошка, вымытая тарелка) необходимы ему, чтобы доказать себе и всем, что он способен на многое.

Ребенок помогает по дому: как распределить обязанности?

Только сами родители, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и условия жизни семьи, лучше всего смогут придумать дела, которые малыш будет выполнять с удовольствием. Впрочем, есть для взрослых в этом вопросе некоторые подсказки.

1 год. «Присматриваюсь». Малыши начинают проявлять активный интерес к тому, что делают дома родители, уже после года, когда у них появляется физическая возможность самостоятельно передвигаться. В этом возрасте они с удовольствием играют с добытыми кастрюлями, изучают попавшуюся бытовую технику, копируют действия мамы с тряпочками и салфетками.

2–3 года. «Хочу помогать!». Дети уже настойчиво просят допустить их к работе по дому. Что можно поручить малышу в этом возрасте? Обязанности по самообслуживанию: умыться, почистить зубы, раздеться и одеться (хотя бы в общих чертах), сложить одежду на свою полку и т. д. Наведение порядка: убрать свои игрушки на место, собрать тряпкой крошки со стола. Чтобы повысить интерес крохи к хлопотам по дому, маме можно в любое дело привнести элемент игры. Например, разложить по местам игрушки поможет подъемный кран из детских ручек, а во время вечернего умывания в гости заглянет фея-чистюля.

4 года. «Могу очень многое!». Ребенку по силам справиться уже с настоящими делами: помогать набирать продуктовую корзину в супермаркете, загружать стиральную машину, развешивать и снимать белье с сушилки, протирать пыль и др. Всегда хвалите малыша и благодарите за помощь.

5 лет. «Я вам завтра помогу?». В этом возрасте ребенок может стать полноправным помощником взрослого во всех домашних делах, поэтому родителям остается только выбрать круг его деятельности. Однако именно в этот период у детей часто просыпается нежелание выполнять свои обязанности. В таком случае нелишним будет использовать более строгие методы воспитания, то есть требовать выполнения обязанностей. Главное, чтобы такой подход применялся все же кратковременно и ситуативно.

Трудовое воспитание ребенка: основные ошибки родителей

К сожалению, нередко возникает ситуация, когда родители вроде бы готовы поручить выполнение каких-либо домашних обязанностей ребенку, а он не горит желанием помогать. Но даже в такой ситуации причины поведения малыша в большей степени зависят от самих родителей, поэтому их стоит вовремя осознать.

- Отсутствие позитивной реакции на старания малыша. Первые попытки малыша оказать помощь маме и папе часто неумелы и приводят к еще большим хлопотам, поэтому родители нередко отмахиваются от его усилий или укоряют за неосторожность и полученные от помощи последствия. А потом у ребенка теряется желание предлагать свою помощь, ведь вместо одобрения он боится вновь получить критику.

- Нет бытовых условий. Вряд ли у малыша сохранится желание и инициатива в оказании помощи по дому, если для выполнения тех или иных действий ему физически требуется вмешательство взрослого. Например, веник и совок слишком большие и хранятся в недоступном месте, отсутствуют подставки или табуреты, игрушки лежат на верхних полках стеллажа. Иногда достаточно сделать дом удобным для ребенка, чтобы он почувствовал себя в нем хозяином и проявил ответственность за порядок.

- Отсутствие четких домашних обязанностей ребенка. Постоянство необходимо маленьким детям, это основа их безопасности и комфорта. Поэтому если родители нерегулярно и неожиданно для ребенка вспоминают о том, что ему нужно убрать игрушки или отнести грязную посуду в раковину, малыш будет сопротивляться.

- Неправильное восприятие обязанностей. Очень часто труд, особенно домашний, бытовой, преподносится взрослыми с отрицательной стороны, как нечто вынужденное и неинтересное. Поэтому у ребенка формируется представление о домашних обязанностях скорее как о наказании, нежели о привилегии. Родителям нужно самим полюбить домашние хлопоты, чтобы малыш с радостью к ним подключился.

- Чувство вины у родителей. Случается, что родители ввиду своей занятости чувствуют себя виноватыми перед малышом, поэтому внутренне не уверены, что имеют право нагружать его делами по дому. Ребенок же с младенчества – прекрасный манипулятор, тонко чувствующий слабые места родителей и умело пользующийся ими. Поэтому взрослым надо сначала самим обрести уверенность в правильности своих требований, чтобы малыш смог их адекватно воспринять.

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего малыша, – увидеть в нем личность, полноценную и самостоятельную, и создать условия, чтобы он почувствовал себя нужным и значимым.

Малыш легко отвлекается и забывает о своих обязанностях? На этот случай стоит предусмотреть для него какую-нибудь заметную напоминалку, например, разноцветную ромашку, где каждый лепесток раскрашивается и приклеивается после выполнения того или иного дела, или копилку с жетонами-обязанностями (цветными кружочками из бумаги). После исполнения своей работы малыш может получить жетон и бросить его в копилку. Если в такой копилке к вечеру окажутся все 3 (5, 8 и т. д.) жетона, ребенок может получить маленькое вознаграждение – например, любимую сказку перед сном.

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» - кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек - от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье . Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем . Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность . Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенка

Рядом с ребенком

Вместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани. Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия. Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами. Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому - пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Прежде чем составить такой список, нужно отключить предубеждения.

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

Чем мне может помочь ребенок?

Помимо того что ребенок может быть активным участником ваших домашних дел, он может вам просто не мешать. Это тоже хорошее подспорье, особенно если другой помощи у вас нет.

Как это сделать? Нарисуйте схематично план своей квартиры и пропишите все дела, которые вы выполняете в той или иной комнате, а напротив этих дел напишите то, чем в это время может заняться ваш ребенок. Добавляйте и меняйте занятия для ребенка в зависимости от его возраста и изменяющихся интересов.

А что должен делать ребенок по дому, если он уже находится в старшем дошкольном возрасте?

Такие дети вполне могут:

  • пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи;
  • следить за состоянием своей обуви;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель.

Предложите малышу посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать - это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее - с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 99 748 раз(a).

Статьи по теме: