Образовательный портал.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Сначала садятся мальчики, потом девочки.

II. Основная часть:

1. Сообщение темы занятия:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух!

Бух! Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

2. Беседа по картинке:

Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

«Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль»

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Упражнение «Снеговики».

Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться

Бабу снежную лепить

Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Отгадай загадку.

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

«Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

«Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

Один саночник - два саночника - пять саночников.

Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

«Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

«Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ "ЗИМА" И "ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.

ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…

ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем.
Январь - …
Февраль - …

ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зима приносит…(снегопады, морозы…).
Вода замерзла на…(реках, озерах…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).

ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .

НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО:
Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…

СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ:
Как ты заметил наступление зимы?
Назови её первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц.
Зимние забавы и развлечения.

"ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, снег, снежинка, снежок, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый.

ГЛАГОЛЫ:идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.

ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ:
Елка (какая?)……
Праздник (какой?)…..
Елочные игрушки (какие?)…..

КОМУ ЧТО НУЖНО:
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота…
Лыжнику - …
Фигуристу - …
Горке - …
Снеговику - …



СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА.

"В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка".

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Где лежит снег?
- Куда пошли ребята?
- Что они построили?
- Как стали играть ребята?
- Куда попал снежок?
- Что заметили мальчики?
- Чем накормили птиц?
- Что приготовили мальчики для белочек?
- Какая прогулка получилась у ребят?

ТЁПЛАЯ КОРМУШКА.

"Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось".

* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Откуда шёл Ваня?
- Что он нёс?
- Чего не заметил Ваня?
- Кто клевал пряник?
- Что подумал Ваня?

* Назови, каких ты знаешь зимующих птиц.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Познавательное занятие планировалось с учётом ФГТ, проводилось как итоговое по лексической теме «Зима» в старшей логопедической группе.

Основная часть заканчивается сюрпризом от Матушки Зимы и переходит в продуктивную деятельность, которая продолжается несколько дней. Дети упражняются в составлении сюжетных зимних картин из манной крупы, вырезанных из цветной бумаги фигурок диких зверей, деревьев.

Задачи:

    Расширять представления детей о характерных признаках зимы.

    Учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать с признаками других времён года, делать выводы.

    Развивать познавательный интерес к наблюдению в природе и экспериментированию; творческие способности в продуктивной деятельности; связную речь; мышцы мелкой моторики; эстетический вкус.

    Формировать ОБЖ.

    Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, толерантность.

Планируемые результаты: дети активно сравнивают, делают выводы, интересуются играми на классификацию, составляют сложноподчинённые предложения; активно наблюдают за объектами природы, делятся рассказами из личного опыта; измеряют пути движения других машин; с интересом создают новые картины из манной крупы «Звери в лесу», «Ночь», «Метель»; экспериментируют с соломинкой, выдувая новые изображения разной конфигурации; дети активно общаются, формируются новые симпатии в детском коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально - художественная, чтение.

Мотивация: в группе появляется зимняя картина с заданием от Матушки Зимы, (если дети выполнят все игровые задания, то она их научит рисовать интересным способом).

I. Сейчас вы услышите рассказ - загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.

    Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула как в сказке. Деревья оделись в снеговые шубы и шапки. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, мороз - не мороз.

О каком времени года рассказ? Как вы догадались? Что за шубы и шапки на деревьях?

1. Мы знаем о зиме интересное стихотворение (с движением). Поможете мне его рассказать?

Пришла, рассыпалась,
Клоками, повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов… (А.С. Пушкин)

- Что же это за проказы Матушки Зимы? Давайте поиграем?

2. Дидактическая игра «Найди нужную картинку».

Выберите картинки с изображением, как вам кажется, проказов Матушки Зимы и переложите на этот стол.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Снег. (И. Суриков)

По снегу покатите - я подрасту.
На костре нагреете - я пропаду.
Снежный ком.

Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
На солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт.
Сосулька.

Превратилась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Звери готовятся к зиме.

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно
Лед.

3. Беседа и опыт.

На эту проказу Матушки Зимы я бы хотела обратить ваше внимание. На дороге бывает гололёд? Что это такое? Как вы думаете, как получилось это слово? Гололед - голый лёд.

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато прекрасно падается.
Почему никто не радуется?
(В. Берестов)

На ледяной дорожке трудно или легко остановиться? Почему? А по асфальту можно прокатиться? Почему? В группе есть гладкая поверхность как у льда? Линолеум, стол… - гладкая и машины легко катать. На какой поверхности машинки катаются плохо? На ковре. Почему? Шероховатый. Представим, пол - лёд, а ковёр - асфальт. Прокатим машины, измерим их путь (отметка тормозного пути обеих машин на схеме).

Вывод: на гладкой поверхности путь длиннее.

- На какой дороге мы будем в безопасности: на асфальте летом или на ледяной зимой?

Вывод: по скользкой поверхности надо двигаться осторожно и обязательно смотреть на светофор.

4. Какой картинки здесь не хватает? Давайте поиграем в метель.

Всё быстрее вертится
Белая метелица.
Всё засыпала снежком
Да блестящим серебром.

Игра на дыхание «Сдуй снежинку».

Обращаю внимание детей на оставшиеся снежинки.

А почему они не слетели? В природе так бывает? Если снежинки зацепятся друг за друга, что получится? (Сугроб).

5. Психологический этюд «Сугроб». Под звуки метели дети изображают сугроб: вырос сугроб, растаял сугроб.

6. Игра на имитацию «Лыжники».

III. Продуктивная деятельность: составление картины из манной крупы.

А вот и сюрприз от Матушки Зимы (рассматривание манной крупы, материалов для работы). Хотите научиться составлять необычную картину?

Изображение на картине может меняться. У неё может быть несколько названий. Нам не нужны краски, хотя она будет цветная. Мы будем рисовать руками, по необходимости, будем пользоваться кисточками, палочками, стеками и соломинками на выдувание. У нашей картины будет одна особенность: её нельзя будет повесить на стену.

Дети под музыку «Декабрь» П.И.Чайковского составляют картину.

Вывод: эту картину нельзя повесить, потому что крупяные изображения рассыпаются.

Литература:

    Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Комплексные занятия.

    А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, И.К.Белова. Здравствуй, мир!

    Г.Ладонщиков. Зимние картинки.

    Хрестоматия по детской литературе.

Новая лексика

Существительные:

зима, декабрь, январь, февраль, лёд, мороз, холод, иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный, заснеженный, крепкий (мороз, лёд), холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

ВЬЮГА

Где была ты ночью, ну-ка?

Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

Повторение названий зимних месяцев

Цели: закрепить в речи названия зимних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по

стихотворению, разучивает его с детьми.

Отчалил осени корабль ,

И реки льдом сковал декабрь .

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

Игра «Какая? Какой?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) - белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме. Ребёнок

возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

Игра «Семейка»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

Игра « Кто больше ?»

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

Игра «Волшебные снежки»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем педагог предлагает детям назвать, какое слово

получится, если расположить комки от самого большого к маленькому .

Например : горка .

Игра « Будь внимательным »

Цели: развивать зрительное внимание, фонематический слух, закреплять умение подбирать слова, включающие

заданный звук, уточнить и активизировать словарь по лексической теме «Зима».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие слова с заданным звуком и определить место звука в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогать ей стали белки -

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь -

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается -

Входит Новый год.

Е. Трутнева

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И . Бурсов

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль )

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

На зимние каникулы мама отправила Сашу к бабушке в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся, хочешь - на лыжи вставай. Но больше всего Саше нравилось лепить из снега! И вот однажды, когда Саша

мастерил снежную крепость, он услышал чей-то жалобный писк...

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка

пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Г. Скребицкий

Вопросы:

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

ВЬЮГА

Разыгралась вьюга. Небо слилось с землёй. В деревне вьюга намела большие сугробы. Малыш

отправился с Жучкой из школы домой. В пути они сбились с дороги. Малыш упал. Он прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами. Стали откапывать Малыша. Жучка помогала лапами и мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок много шишек. Прыгают

по шишкам бойкие птицы - клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи ?

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.
Статьи по теме: