Наука занимающаяся изучением родословных называется. Изучение происхождения и истории семьи

греч. genealogia - родословная, от genea - род, рождение и logos - слово, наука) - вспомогат. историч. дисциплина, занимающаяся изучением происхождения родов, фамилий и отд. лиц, родственными связями, составлением родословий. Тесно связанная с геральдикой и др. ист. дисциплинами, Г. доставляет сведения биографич. характера, помогает разбираться в имуществ., социальных и политич. отношениях. Родословия царей, правителей, мифич. героев составлялись уже у др. египтян, иудеев, др. греков, римлян и носили в значит. мере легендарный характер; большое развитие получила библейская Г. Особое значение Г. приобрела в ср. века, когда все обществ. отношения были связаны с происхождением, родовитостью, наследств. правами и т. д. Первоначально герольдии (см. в ст. Геральдика) и др. учреждения, ведавшие вопросами Г., занимались практич. деятельностью по составлению родословий в виде генеалогич. древа или таблиц. В результате деятельности генеалогич. учреждений накопились значит. материалы по Г., требующие, однако, весьма критич. подхода (источники получения сведений по Г. не всегда достоверны; имела место и заведомая фальсификация родословий). Теоретич. интерес к Г. и превращение ее в спец. дисциплину начинается приблизительно с 17-18 вв. (А. Дюшен (Duchesne), П. Ансельм (Anselme), семья Озье (Hozier) и др. - во Франции, Дж. Дагдейл (Dugdale) - в Англии, Н. Риттерсхаузен (Rittershausen), К. М. Шпенер (Spener), Я. В. Имхоф (Imhof), И. Гаттерер (Gatterer), И. Хюбнер (H?bner) - в Германии и др.). С кон. 18 в. в ряде европ. гос-в вводится преподавание Г. Издаются родословные книги и генеалогич. справочники королев., княж. и др. дворянских родов (одно из наиболее крупных изданий - т. н. "Готский альманах" - "Gothaischer Kalender", "Almanach de Gotha", выходивший до 1943 пятью выпусками (1-й - "Hofkalender" - с 1763); фактич. продолжение его - с 1951, в ФРГ - "Genealogisches Handbuch des Adels" (до 1963 вышло 28 вып.)); позднее появились родословия и бурж. фамилий (напр., в Германии - "Genealogisches Handbuch b?rgerlicher Familien", 1889-1911). С прогрессом в развитии др. вспомогат. ист. дисциплин с 19 в. в Г. стало возможным применение строго науч. методов, использование данных, проверенных ист. критикой. В то же время особое внимание к Г. в бурж. гос-вах 19-20 вв. (имеется большое число генеалогич. об-в (основные приведены при ст. геральдика), издаются спец. генеалогич. журналы и т. д.) определяется во мн. случаях реакц. тенденциями (культивирование дворянско-монархич. связей, использование Г. при фашизме в расистских целях и др.). В России Г. сначала также была практической. В сер. 16 в. был составлен "Государев родословец", в 16-17 вв. появилось много частных родословных книг, а в 1687 составлена Бархатная книга. В 1682 была осн. Родословных дел палата (существовала до 1700). Попытки систематизации родословных книг предпринимались при Петре I (издание "Родословной росписи великих князей и царей российских"), при Екатерине II выходят таблицы княж. родов, составленные М. М. Щербатовым, появились исследования А. Т. Князева, Г. Ф. Миллера, издавшего в 1790 "Известия о дворянах российских, их древнем происхождении...". Дальнейшая разработка рус. Г. принадлежит Н. И. Новикову, Н. М. Карамзину, П. M. Строеву, П. В. Долгорукову, А. Б. Лобанову-Ростовскому, В. В. Руммелю. А. П. Барсукову, Н. П. Лихачеву, Л. М. Савелову, Г. А. Власьеву, В. Л. Модзалевскому, H. H. Кашкину, С. Б. Веселовскому. В 1897 было осн. Рус. генеалогич. об-во, в 1905 - Историко-родословное об-во в Москве; в 1906 преподавание Г. было введено в Моск. археол. ин-те (лекции Л. М. Савелова). Лит.: Савелов Л. М., Лекции по рус. генеалогии, М., 1908-1909; его же, Библиографич. указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897; Хронологич. и генеалогич. таблицы по всеобщей и рус. истории, сост. А. С. Резанов, СПБ, 1910; Долгоруков П. В., Российская родословная книга, т. 1-4, СПБ, 1854-57; Руммель В. В., Голубцов В. В., Родословный сборник, т. 1-2, СПБ, 1886-87; Фриде Е. Н., Генеалогич. таблицы главнейших ср.-век. династий и царственных домов, СПБ, 1913; Forst-Battaglia O., Wissenschaftliche Genealogie, Bern. 1948; Lorenz O., Lehrbuch der gesammten wissenschaftlichen Genealogie, В., 1898; его же, Genealogisches Handbuch der europ?ischen Staatengeschichte, Stuttg., 1908; Isenburg W. K., Stammtafeln zur Geschichte der europ?ischen Staaten, в кн.: Europ?ische Stammtafeln, Bd 1-2, Marburg, 1953; Durye P., La G?n?alogie, P., 1961; Dworzaczek W., Genealogia, Warsz., 1959. И. З. Тираспольская. Москва.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Изучение предмета статьи о семейной генеалогии предлагаем начать с его определения. Генеалогия - это наука о цепочках родства семьи либо целых династий, если рассматривать эту историческую дисциплину в широком смысле. В более узком понимании, генеалогия фамилии подразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Откуда возникло специфическое название, и что повлияло на появление замысловатого термина? Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Genealogia в переводе означает родословие семьи, где "genea" - семья, "logos" - знание, слово. Ознакомившись с общей информацией, перейдем к подробным нюансам и тонкостям истории, связанными с Россией.

Генеалогия семьи у нас ведет свое начало со времен царской России. Не секрет, что в ту пору право на владение имуществом первостепенно передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего, в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий, по которым историки и простые любители генеалогии определяют родственную связь между поколениями дворянства, например, XVI и XV веков. История России формируется из тысяч судеб и событий, происходящих в жизни каждой отдельно взятой семьи. И, проводя исследование генеалогии фамилии или рода по нескольким ветвям, люди ещё раз подтверждают это, проникаясь духом единения с предками а также пониманием значимости своей личности в историческом процессе существования целого государства.

Историческая генеалогия как вспомогательная дисциплина зародилась примерно в XVIII веке. При этом, основы генеалогии семьи - есть возникновение родственных связей (отношений) между людьми и последующее их развитие. Но у рассматриваемого научного термина есть и альтернативный смысл, например, он может употребляться в таких словосочетаниях, как "генеалогия открытия". И в данном переносном смысле имеются в виду этапы становления какого-либо события в рамках целостной хронологии, а также взаимосвязь явлений, приведших к свершению конечного результата. Говоря о главном значении генеалогии фамилии (родословии семьи) и о её предмете изучения, выделим основополагающие понятия:

1) Анализ происхождения конкретных людей и их семейная генеалогия;

2) Построение родственных цепочек взаимосвязи поколений одного рода;

3) Составление родословных деревьев в виде схем и поколенных росписей.

Семейная генеалогия - значение родословия и гербов фамилий

Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей гербы, традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если Вы проводите исследование генеалогии рода, то полезно знать и основы геральдической науки со всеми её фамильными гербами, описанием элементов, изображенных на рисунке, и другими тонкостями, отражающими часть истории семьи. В генеалогии есть несколько направлений изучения преемственности родства. В традиционном методе проведения поиска предков или расшифровки фамилии используют различные генеалогические источники, например, такие как метрические книги, исповедальные ведомости, ревизские сказки, писцовые книги или семейные списки. Закономерно, что результативность поиска по линии генеалогии зависит от сохранности документов в государственных или ведомственных архивах, а иногда, и в краеведческих музеях.

Другим немаловажным подразделом, требующим Вашего пристального внимания, является генетическая генеалогия. При исследовании генетики людей, используются своеобразные "биологические ярлыки", которые не могут быть утеряны. То есть, ученые в лабораториях тщательно анализируют днк человека и его Y-хромосому, не меняющуюся при передаче от отца к сыну (по прямой ветке семейной генеалогии). Таким способом вполне вероятно выявить принадлежность представителя семьи к определенному этносу или народу, жившему во времена, близкие к началу эры, и, возможно, даже ранее.

Совокупность методов, которые использует генеалогия рода , дает в итоге наиболее точный а также проверенный результат, подтверждающий либо опровергающий родственную взаимосвязь лиц с разными или одинаковыми фамилиями. Профессиональное исследование днк человека без компетентных специалистов, к сожалению, не осуществимо, зато проводить поиск предков в архивах можно и самостоятельно, без исторического образования. Однако, изучить начальные теоретические сведения из области генеалогии семьи все-таки придется. Но перед тем, как обратиться к базовым научным принципам, предлагаем ознакомиться с главными функциями генеалогии, помогающими лучше понять смысл этой занимательной науки о родословии династий:

I. Наследственная: подтверждение родства только с помощью подлинных генеалогических источников;

II. Юридическая: использование родословных сведений, как доказательства права на имущество семьи;

III. Медицинская: средство обезопасить здоровье будущих детей и опознание болезней на уровне генов;

IV. Исследовательская: получение материалов для смежных дисциплин вроде ономастики и этнографии;

V. Биографическая: изучение родословия семьи дает возможность составления биографии родственника.

Что изучает генеалогия и архивы, хранящие документы рода

Как уже понятно из материалов публикации, генеалогия и архивы связаны прямым образом. В данном пособии о родословии как науке считаем нужным привести лишь краткую информацию, необходимую знать энтузиастам, решившим определить происхождение своего рода или познать историю семьи. Наше бюро фамильных исследований "Хранители семейных тайн" подготовило ряд подробных статей о генеалогии, исторических источниках и правилах архивного поиска, с которыми можно ознакомиться в соответствующих разделах сайта сайт. Если по каким-либо обстоятельствам нет возможности тратить на это время, а также нервы, работая в архиве собственноручно, то закажите генеалогические услуги в Livemem, избавившись от указанных проблем. Многолетний опыт изучения генеалогии фамилий в регионах Российской Федерации и бывшего СССР позволяет оперативно получить достоверный результат о родственных связях с прошлыми поколениями Вашей семьи.

При самостоятельном же посещении архива, следует иметь в виду тонкости проведения исследования генеалогии семьи. Учтите, что некоторые государственные учреждения допускают к поиску только по фамилии, совпадающей с Вашей. В противном случае, необходимо доказать родство с искомыми личностями, например, предъявив свидетельство о браке или рождении, в зависимости от того, по чьей линии ведется поиск (отца либо матери). Также, при изучении генеалогии рода, будет полезно узнать, что документы с актами гражданского состояния передаются архивам только по прошествии 100 лет с момента их создания (иногда чуть меньше). То есть, если Вы среднего возраста и, к примеру, ищите сведения о браке родителей, то такие документы хранятся в ЗАГС-е. Но, когда требуется определить замужество прапрабабушки, свадьба которой состоялась в XIX веке, обращаться с запросами нужно в региональный федеральный архив. Подытоживая, дадим краткий и лаконичный ответ на вопрос: "Что изучает генеалогия?" Эта наука помогает разобраться в происхождении родов, связывая потомков с их предками. Подходя к этому процессу с душой и любопытством, генеалогия человека или родословие семьи окажется увлекательнейшим занятием, зачастую раскрывающим завораживающие события с неожиданными поворотами судеб.

Если у Вас есть дополнения - сообщите об этом в комментарии, сделаем полезный ресурс вместе!

Все права защищены, копирование текста допустимо только с размещением ссылки на сайт

ГЕНЕАЛОГИЯ

ГЕНЕАЛОГИЯ

(греч. genealogia , от genea - рождение, род, и logos - слово). Наука о происхождении и взаимной связи родов, также родословная таблица; вообще происхождение чего-либо.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

[гр. genealogia - родословная] - история рода, семьи; родословная запись.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

греч. genealogia , от genea , рождение, род, и logos , слово. а) Родословное дерево. b ) Наука о родословии.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

родословная, определение родства между членами разных семейств.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

родословная; определение степеней родства между предками и потомками отдельных родов.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Генеало́гия

(гр. genealogia родословная)

1) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословие;

2) родословие, история рода; родословная запись.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Генеалогия

генеалогии, ж. [греч. genealogia – родословие ] (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением родословных. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия человека. || Совокупность последовательных, возникающих одна из другой стадий в развитии явлений одного порядка. Генеалогия материализма от Эпикура до наших дней.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Генеалогия

и, мн. нет, ж. (нем. Genealogie греч. genealogia родословная).
1. Родословие, история рода; родословная запись. Г . семьи .
|| Ср. линия .
2. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословие.
Генеалогический -
1) относящийся к генеалогии 1, 2;
2) в сочетании генеалогическое древо - то же, что г.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕНЕАЛОГИЯ" в других словарях:

    ГЕНЕАЛОГИЯ направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности… … Философская энциклопедия

    ГЕНЕАЛОГИЯ, генеалогии, жен. (греч. genealogia родословие) (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия… … Толковый словарь Ушакова

    Родословная, родословное древо, генеалогическое дерево, родословное дерево, генеалогическое древо, родословие Словарь русских синонимов. генеалогия см. родословная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов

    генеалогия - и, ж. généalogie f. <гр. 1. Раздел истории, занимающийся изучением отдельных родов и составлением родословных таблиц. Сл. 18. Енеалогия турецкая, откуль взяли свой початок. кон. 17. в. Соболевский Перевод. 88. Тем, которые.. в Истории,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (I) один из основных философских методов Ницше: ‘совершенно новая наука’, или ‘начало науки’, сводящаяся к ‘истории происхождения предрассудков’ и, таким образом, к ‘процедуре разоблачения исторического смысла ценностей’. В предисловии к… … История Философии: Энциклопедия

    Родственные связи определенной особи с рядом предков, прослеживание которых существенно для селекции растений и животных. Синонимы: Родословная См. также: Селекция Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (греч.) систематическое собрание сведений опроисхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многимнародам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точныеформы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    генеалогия - ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genealogia родословная) методология моделирования исторической событийности. Предложена Ф. Ницше как альтернатива историзму, недостаток которого состоит в том, что прошлое воспринимается и оценивается на основе… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (греческое genealogia родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. Как научная дисциплина, устанавливающая родственные связи исторических деятелей, родов и фамилий, возникла в 17 18… … Современная энциклопедия

    - (греч. genealogia родословная) вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17 18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий. ...ГЕНЕЗ (от греч. genesis… … Большой Энциклопедический словарь

Генеалогия — наука, которая занимается изучением происхождения родов, семей, их родственными связями. В переводе с греческого буквально означает «родословная».

Генеалогия является вспо-могательной исторической дисциплиной. Сведения, устанавливающие родство, часто изображают в виде таблицы. Генеалогические исследования помогают историкам разобраться во многих исторических загадках, устано-вить имена подлинных героев прошлых событий.

Систематическим сбором сведений о происхожде-нии родов, фамилий и их родстве начали заниматься ещё в древности . Накопленные документы пригоди-лись историкам.

Историк, изучая события прошлого, стремится выяс-нить имена участвовавших в них людей . Учёному очень важно узнать их происхождение, с кем они были в родстве.

Знать и помнить свою родословную требовали жиз-ненные обстоятельства. Так, при получении наследства необходимо было представить неопровержимые дока-зательства родства с тем, кто завещал имущество. Пом-нили свою родословную не только ради выгоды. Во все времена бережно хранили память о предках.

Знатным происхождением гордились. Но при этом часто с презрением относились к простолюдинам.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

Статьи по теме: