Методическая разработка (средняя группа) на тему: Цикл психолого-педагогических развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста «Любознайка. Приветствие

Место проведения: Минск, Мележа 1, удобные тренинговые залы нашего центра и партнеров.

В течение ноября можно присоединиться в действующие группы.

Сегодня всё более заметен кризис классической системы образования, которая готовит детей к дню вчерашнему, всё больше попыток создать альтернативные системы обучения (частные школы, домашнее обучение и т.п.). Мы предлагаем доступный по цене и времени вариант, дающий необходимую «добавку» ребенку, чтобы использовать школьную среду, как полезную для формирования практического опыта.

Самый основной вопрос для родителей сегодня - как подготовить ребёнка к тому, что будет завтра. Мир стремительно меняется, на наших детей обрушивается огромный массив информации. Дети перестают читать, не умеют фокусироваться, трудно общаются в реальном мире. Появление новых технологий сводит на нет эффективность вчерашней системы образования.

Мы сами небезразличные родители, потому ищем решение.

Наш продукт - годовой цикл детских и молодежных развивающих занятий под общим брендом-названием «Смелей!» . Он построен на анализе воспитания творческих личностей, изучении опыта развития человечества, формирующих определенные навыки успешного человека. Данный подход позволяет не просто сделать набор «модных» тем занятий, собрав их в один цикл, но сформировать гармоничный системный комплекс знаний, навыков и умений.

Практической основной данного цикла послужил наш многолетний опыт работы с детьми в формате детских выездных лагерей, краткосрочных игровых занятий, детских и подростковых тренингов. Мы работаем в этой сфере уже более 10 лет, являемся одной из первых компаний в этом сегменте рынка.

Цель занятий: подготовить ребенка к самостоятельной жизни в стремительно меняющемся мире, за счет освоения необходимых навыков всех 6 исторических этапов развития и переходов между ними. В результате ребенок сможет не только реагировать на изменение жизненных обстоятельств, но и заранее предполагать эти изменения, действовать на опережение, самостоятельно определяя своё будущее.

Цикл будут вести 6 тренеров, имеющие разнообразный педагогический и психологический опыт и участвующие в регулярной тренерской работе нашего центра по созданию этого цикла. Кроме них также будут привлекаться на отдельные занятия внешние специалисты, прошедшие наш отбор и подготовленные к этой работе. При этом у каждой группы будут свои кураторы - пара тренеров, которые будут закреплены за конкретной группой и сопровождать процесс обучения детей.

Формат программы: 7 учебных блоков (месяцев), каждый из которых состоит из 8 занятий по 1часу 20 минут и 1 выездного занятия (вне рамок центра). Наличие выездных регулярных занятий (раз в месяц) по разным темам является одной из «фишек» этого цикла, позволяя выстраивать мостик между обучающим пространством центра и реальностью.

Программа цикла отличается для трех возрастных групп:

Возраст указан примерно, в зависимости от психологического возраста возможно определение ребенка в группу старше/младше.

Размер групп: не более 15 детей в группе.

Расписание занятий будет сформировано исходя из заявок.

Возможны форматы по дням недели (уточнять для каждой возрастной группы):

  • вторник, четверг;
  • суббота (2 пары).

Возможны форматы по времени смотрите в программах для разных возрастных групп.

Выездные занятия будут проходить по согласованию в выходной день в течение учебного блока (месяца).

Форматы указаны предварительно, просьба отправляя заявку указывать все приемлемые для вас варианты в примечании.

Высылайте заявки, менеджер обязательно свяжется с вами в ближайшее возможное время!

Представлены циклы занятий с детьми 5-7 лет, направленные на развитие у дошкольников способности управлять своей деятельностью и поведением, составленные с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатов классических и современных исследований по детской психологии , а также данных, полученных в процессе многолетней педагогической практики.
Материал разработан на основе принципа амплификации как необходимого условия обогащения развития и разностороннего воспитания ребенка в процессе освоения им образовательных областей посредством участия в специфически дошкольных интегративных видах деятельности.
Пособие предназначено воспитателям и специалистам ДОУ всех типов.

Подробное описание

Введение

Развитие способности управлять собой является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Данная способность рассматривается в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как одно из интегративных качеств, которые дошкольник может приобрести в результате освоения программы.

Новые условия обучения в школе требуют от ребенка новых способов самоорганизации своей деятельности. Поэтому умение управлять собой является одним из центральных показателей готовности к школьному обучению и условием успешного вхождения ребенка в новую для него образовательную ситуацию. (Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова). Кроме того, произвольность выступает важнейшей характеристикой личности и показателем ее развития.

По утверждению А. Н. Леонтьева, развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Д. Б. Эльконин, называя предпосылки учебной деятельности (умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу), фактически выделяет параметры произвольности, формирующиеся к 7 годам, являющиеся условием успешного обучения в школе и освоения ребенком структуры учебной деятельности.

Именно с данным умением связывается уровень обучаемости, который приобретает ребенок к 7 годам (У. В. Ульенкова).

Произвольная сфера при поступлении в школу, как подчеркивает Н. В. Гуткина, должна быть развита настолько, чтобы ребенок мог действовать в соответствии с принятым намерением, кроме того, необходима произвольная организация познавательной деятельности.

Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри ведущей, учебной, деятель-ности, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Вместе с тем, как показали наши исследования, как подтверждает современная практика обучения детей в начальной школе , современные старшие дошкольники имеют низкий уровень развития произвольности. У многих из них преобладают импульсивные реакции, характерна двигательная расторможенность. Целенаправленное действие угасает сразу, как материал теряет новизну. Свои потребности, эмоции, мотивы, знания оказываются недостаточно осмысленными дошкольниками. Они затрудняются в действиях по алгоритму, в обеспечении самоконтроля, вербализации способов и результатов деятельности.

То есть к моменту перехода в школу структура собственной деятельности оказывается недостаточно осознанна. Дети не принимают указания на способы деятельности: выполняют не так, как требует взрослый, а как хотят сами, или как получится. Следовательно, и качество результата деятельности оказывается достаточно низким. Такому ребенку трудно подчинять свою деятельность указаниям учителя, выполнять задания в общем с другими детьми темпе, осуществлять самопроверку.

Итак, задача развития произвольности является очень актуальной для современного дошкольного образования. В данном пособии предлагаются авторские циклы занятий для детей 5–6 и 6–7 лет по развитию умения управлять собой. Циклы занятий предполагают сочетание групповых и индивидуальных форм работы с дошкольниками Их можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Циклы занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях № 15 и 135 г. Мурманска и показали свою высокую эффективность. В Приложении содержится стимульный материал к каждому занятию, который можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и воспитателей ДОУ.

Введение 3

Старшая группа 9

Конспекты занятий 9

Стимульный материал 27

Подготовительная группа 97

Конспекты занятий 97

Стимульный материал 125

Литература 241

(модификация психологической игры Щепелевой Н. П. )

Базарова Ольга Германовна,
педагог-психолог федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

Групповая сплоченность - необходимое условие осуществления и эффективности работы группы, в частности, класса. Наличие сплоченности в группе позволяет ее участникам высказывать собственное чувства и мнение, обсуждать спорные вопросы, конструктивно относиться к критике, что является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позиции участников. Создание в группе комфортного эмоционального микроклимата способствует уверенности всех ее членов, повышает мотивацию к деятельности учебного или творческого характера. Один из наиболее эффективных способов создания подомного микроклимата - игровые технологии.

Данная психологическая игра рассчитана на 4 занятия по 45 минут. Целесообразно проводить после окончания начальной стадии формирования группы (класса).

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи:

1. Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

3. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

4. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы:

— небольшой мячик;

— макеты материков (5 штук);

— карточки для жребия;

— ватман с изображением голубой планеты;

— музыка;

— материалы, необходимые для рисования;

— ручки у каждого участника;

— карточки с названиями чувств;

— памятки с названиями чувств и эмоций для обозначения морей и океанов;

— макеты островов

Этап игры

Длительность (мин.)

Занятие 1. Создаем материки

Вступление

Упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…»

Упражнение: «Создаем материки»

Презентация материков

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Рефлексия

Занятие 2. Называем моря и океаны

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Упражнение «Покажи чувство»

Упражнение «Называем моря и океаны»

Упражнение «Добрые слова»

Рефлексия занятия

Занятие 3. Создаем острова

Приветствие. «Приветствуем своих»

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Упражнение «Создаем острова»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Рефлексия занятия

Занятие 4. Я, и мы, и все, кто рядом

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

Упражнение «Оживим планету»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Упражнение

Рефлексия занятия

ЗАНЯТИЕ 1. СОЗДАЕМ МАТЕРИКИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

Ребята, что вы ожидаете от занятия? (ответы кадет)

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»

Перед началом упражнения убрать один стул из круга.

Ведущий: « Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Сделаем это так: водящий (сначала это буду я) стоит в центре круга и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого зеленые глаза", — и все, у кого зеленые глаза, должны поменяться местами. При этом водящий должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится новым водящим».

Общие признаки: поменяйтесь местами те, у кого есть сестры; ... любит мороженное; … умеет плавать; … у кого есть собака; … учится в 5 классе; … любит рисовать.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали друг о друге?

Основная часть. Упражнение «Создаем материки»

Ведущий показывает слайд № 2 презентации: «Как вы думаете, на что это похоже? ». После ответов кадет ведущий запускает визуальные эффекты в презентации.

Ведущий: « Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА». Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.

Ведущий: «Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие, что их даже в теле-скоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете».

ЭТО ПЛАНЕТА ВАШЕГО ВЗВОДА.

Так называет сегодняшнее наше занятие и проект, который мы создадим в течение трех занятий. Чтобы лучше выполнить этот проект, нужно разбиться на группы.

Участники разбиваются на 5 групп при помощи карточек жеребьевки.

Ведущий: «На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково их количество - это зависит только от вашей фантазии.

Ребята, большинство из вас познакомились друг с другом только в этом учебном году. Общаясь, вы узнали и продолжаете узнавать друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.

В Кадетском корпусе главной вашей работой является учеба. Следующий материк - МАТЕРИК УЧЕНИЯ.

У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, игры, книги, фильмы, коллекционирование - это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.

Вы любите развлекаться: играть, смотреть фильмы - у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.

А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых».

ВКЛЮЧИТЬ ТРЕК № 1

Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты (3 минуты).

Презентация материков

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Материки размещаются на планете.

Ведущий: «Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО ВЗВОДА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом».

Заключительная часть. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: «Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Церемония проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий кадет, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Рефлексия занятия

4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

ЗАНЯТИЕ 2. НАЗЫВАЕМ МОРЯ И ОКЕАНЫ

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Кадеты сидят в кругу. Ведущий пожимает руку сидящему слева и говорит: «Здравствуй!». Рукопожатие передается дальше по кругу, пока не вернётся к ведущему. Делать это нужно как можно быстрее, ведущий засекает время на секундомере (первый круг может быть тренировочным). В заключение все хором говорят «Здравствуйте!».

Основная часть

Ведущий: «На прошлом занятии мы создавали планету вашего взвода, и вы наполняли ее материками. На вашей планете появились материки общения, учения, развлечения, интересов и мечты. Посмотрите, что получилось. Но материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе, Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее? Умеете ли вы передавать и узнавать чувства другого человека?»

Упражнение «Покажи чувство»

Ведущий: «Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке».

Кадеты по очереди показывают чувства на выбранной ими карточке, остальные пытаются отгадать.

Упражнение «Называем моря и океаны»

Ведущий: «А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, находясь во взводе, общаясь с друзьями и товарищами. Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на планете 52 взвода».

Кадеты самостоятельно разбиваются на 5 групп. Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках. Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.

Упражнение «Добрые слова»

Ведущий. «Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг».

Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.

Ведущий : «Посмотри на своего соседа справа, а он пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова:

«Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.

Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции».

Рефлексия занятия

1. Какое настроение было у вас во время занятия?

2. Что понравилось больше всего?

3. Было ли что-то, что не понравилось?

ЗАНЯТИЕ 3. СОЗДАЕМ ОСТРОВА

Приветствие. Упражнение «Приветствуем своих»

Каждый из участников получает записку, в которой написано название племени: «мумба», «тумба» или «юмба». Никто не должен говорить, какое слово у него написано. Далее ведущий объявляет, что эти три группы различаются способами приветствия: члены племени «мумба» «дают пять», «тумба» кланяются, а «юмба» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками). Цель участников игры - найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Кадеты сидят на стульях и передают по кругу мяч. Тот, у кого в руках мяч, называет имя соседа, сидящего слева и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву его имени. Если кадет затрудняется подобрать позитивное качество, то группа и ведущий помогают.

Памятка «Черты характера»

Аккуратный
Активный

Артистичный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый

Дальновидный
Деликатный

Деятельный

Дисциплинированный
Добродушный
Доброжелательный

Душевный

Естественный

Единомышленник

Единородный

Единственный
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый

Идейный
Изящный

Инициативный
Интересный
Искренний

Исполнительный

Компанейский

Конкурентоспособный

Контактный
Красивый

Креативный

Культурный

Ласковый

Ловкий
Любопытный
Милый

Миролюбивый
Молодец
Мужественный
Надежный

Наблюдательный
Напористый
Настойчивый

Невозмутимый

Нежный
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный

Ответственный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный

Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Самостоятельный
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый

Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный

Юморной
Юркий

Упражнение «Создаем острова»

Кадеты выполняют данное задание в мини-группах. Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения. Затем острова наклеиваются на материк.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия занятия

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Чем это занятие было полезным для вас?

ЗАНЯТИЕ 4. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

При выполнении данного упражнения участники не должны разговаривать или обмениваться жестами. Кадеты сидят на стульях. Ведущий называет число, которое меньше, чем число кадет. Задача участников заключается в том, чтобы быстро встало столько человек, сколько назвал ведущий.

Упражнение «Оживим нашу планету»

Ведущий. «Ребята, посмотрите на планету 52 взвода. Из созданного проекта видно, что жизнь во взводе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это.

Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.

Давайте же теперь заселим и оживим нашу Планету. Изобразите свое растение на чистой заготовке. Напишите на нем свое имя.

Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на Планете, где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало обласканным и озаренным светом. Итак, планета вашего класса и наполняется жизнью. Это здорово!»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Ведущий: « Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего взвода».

Затем кадеты отвечают на вопросы; чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником?

«Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она существует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям».

Звучит музыка.

«В течение всех встреч вы открывались и друг другу, и нам, взрослым»

Рефлексия:

1. Что нового вы узнали на занятиях? Чем занятия были для вас полезными?

2. Что вас удивило?

3. Что было приятно? Что было неприятно?

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, подготовку детей к обучению в школе.
Материал может быть использован педагогами – психологами, воспитателями и старшими воспитателями дошкольных учреждений.

Пояснительная записка

Актуальность. Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр
с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»(3,с.47). Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Дорожка к школе». Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;
Развитие познавательных психических процессов;
Развитие волевых качеств личности;
Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;
Развитие мелкой моторики рук;
Повышение мотивационной готовности детей к школе.
Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из 10 занятий, направленных на развитие интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе.
Занятия могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия - 30 минут.
Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.

Сборник

коррекционно-развивающих занятий по развитию речи

1 класс

Разработчик:

учитель-логопед

Иваницкая А.С.

Тема: Времена года

Тема: Фрукты

Тема: Овощи

Тема: Осень

Тема: Одежда

Тема: Одежда. Головные уборы.

Тема: Обувь

Тема: Зима.

Тема: Новый год.

Занятие 1.

Тема: Времена года

1.Загадки

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет - когда это бывает?

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?

Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает - когда это бывает?

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает - когда это бывает?

2. Игра «Встаньте по порядку» (на доске расставить картинки)

3. Составление рассказов по 4 картинкам (признаки природы)

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

С каким цветом можно связать зиму, весну, лето, осень? Почему?

4. Четыре цвета года

Белый (зима)
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий (весна)
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник - житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый (лето)
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый (осень)
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

5.Составить рассказ по картинке (что изображено, цвет, признаки)

II . Звуки-буквы: А-У

1.Чем отличаются? (звуки произносим и слышим, буквы пишем и видим)

3. «Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (альбом, автомат, апельсин, автобус) (А )

4. Артикуляция звуков: «Назовите звук, при произношении которого губы сложены трубочкой (У). Назовите звук, при произношении которого рот широко открыт (А). Характеристика: гласные звуки

5.Игра «Поймай звук А» (хлопнуть в ладоши)

а-о-у-и-а-э-а-у-о-у..

6. Показ буквы А (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы – в тетраде)

7. повторить только те слова, которые начинаются на звук А (Оля, Аня, Инна, Анна, арка, урна и т.д.)

1.«Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (утка, усы, ухо, утюг) (У )

3. Игра «Поймай звук У» ((хлопнуть в ладоши) Слова: улыбка, колесо, закат, роль, клумба, кот, рагу, катушка, вода, забор, улица, руль, помощь.

4. Показ буквы У (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

5. Игра «Угадай слово» (поставить А или У)

Как скажем ууупельсин или ааапельсин? И так с каждым словом …тюг,…льбом, …ши, …втобус,…тка,…стра. (прохлопать количество слогов, составить слоговые схемы с ударением – в тетераде)

Работа с геометриком: натянуть буквы А и У

III Изложение (устно)

Летом листва была зеленой. Осенью лес пожелтел и покраснел. Дуб перед окном надел цветной наряд. Во дворе много лип и берез. Двор стал очень красив.

    Какой была листва летом?

    Каким стал лес осенью?

    Что произошло с дубом?

    Каких деревьев много во дворе?

    Каким стал двор?

IV Итог

Приложение 1

Занятие 2

Тема: Фрукты

1.1 «Как назвать лимон, яблоко, апельсин, грушу, сливу одним словом?» (фрукты )

Где растут фрукты? (на деревьях) .

Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

1.2 « О каком фрукте можно сказать?»:

Круглый, оранжевый, большой, сочный, шершавый (апельсин )

Круглое, хрусткое, сладкое, красное (зеленое,желтое) (яблоко )

Спелая, желтая, сладкая, сочная (груша )

Желтый, кислый, шершавый, овальный (лимон )

Синяя, сладкая (кислая), сочная, с косточкой (слива )

1.3 Составить описательный рассказ по плану:

Какой формы?

Какого цвета?

Какой на ощупь?

Какой на вкус?

Что можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душистое и т.д. Из яблока можно приготовить яблочный сок.

    Звуки-буквы: Ы-Э

2.1 Артикуляция Ы: язык находится глубоко во рту. Характеристика: гласный.

2.2 Игра «Поймай звук Ы» ((хлопнуть в ладоши) Слова: дом, мак, дым, ком, усы, бык, мох, весы, кот, дубы, кит, дыня, бок, тыква.

2.3

2.4 Артикуляция Э: губы «смеются» Характеристика: гласный

2.5 Слова: Элла, эскалатор, этаж, эхо. «Назвать одинаковый звук в этих словах?»

2.6 Повторить:

2.7 Показ буквы Ы (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.8 Анализ слогов: эп, пэ, ты, ык

Работа с геометриком : натянуть буквы Ы и Э

1.4 «Какие фрукты вы знаете, кроме яблока и апельсина?» (банан, мандарин, вишня, абрикос, персик, груша, слива)

1.5 Игра «Скажи ласково» (с помощью суффикса ЧИК-)

Яблоко – яблочко

Апельсин –

Мандарин –

1.6 «Найти лишнее».Объяснить, почему.

    яблоко, груша, лук, слива;

    яблоко, апельсин, вишня;

    банан , яблоко, абрикос;

    баклажан, слива, ананас;

    лимон, апельсин , банан;

1.7 Образование прилагательных от существительных. Например:

Сок из груши какой? (Грушевый.)

Варенье из яблок какое? (Яблочное.)

Салат из фруктов какой? (Фруктовый.)

- Пирог из яблок какой? (Яблочный)

- Компот из яблок какой? (Яблочный)

Составить предложения с этими словами.

3 Итог

Приложение 2

Занятие 3

Тема: Овощи

1.1 Загадки

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке - желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий - съешь и целиком, Горький - тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)

1.2 «Как мы называем все это одним словом? (овощи ) Какие овощи вы знаете? Где растут овощи?» (в поле, в огороде, на грядке )

2.Игра «Большой-маленький»

Огурец –

Морковь –

Капуста –

Редиска –

1.3 Закончи фразу: Мама купила….Бабушка сварила….Оля нарисовала…..

«Кто что запомнил об овощах?»

Схема для составления рассказа о росте плодов:

Цветение

Что можно приготовить?

1.4 Изложение (устно)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными, тушеными. Из них
делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

2. Звуки-буквы: О-И.

2.1 Артикуляция О: губы вытянуты вперед, округлены. Характеристика: гласный

2.2 Игра «Много–один». Кольца - кольцо, крылья - , зёрна - , стёкла - , крылья - , перья - , колёса - .

2.3 «Какой звук слышим на конце каждого слова?» (О )

2.4 Придумывание слов на данную букву в определенной позиции (в начале, середине, конце)

2.5 Показ буквы О (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.6 Артикуляция И: губы в улыбке.Характеристика: гласный

2.7 «Какой звук слышим на начале каждого слова?» Слова: Ива, индюк, Ира, игра, иголка. (И )

2.8 Показ буквы И (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.9 Работа с геометриком: натянуть буквы О и И

1.6 Вспомнить как можно больше овощей (картофель, лук, огурец, помидор, свекла, репа, редиска, редька, перец, капуста, морковь, чеснок, горох, баклажан, кабачок)

1.7 Учить составлять рассказ по схеме: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?

1.8 Игра «Варим суп».

Решила я сварить суп. Что-то здесь много картофеля. Какой суп получился? (Картофельный.)

А если я добавлю гороха, какой суп получится? (Гороховый.)

Решила я щи сварить, какой овощ я добавлю? (Капусту.)

А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить? (Свеклу.)

3 Итог

Приложение 3

Занятие 4

Тема: Осень

1.1 "Падают, падают листья В нашем саду листопад Красные, жёлтые листья По ветру вьются, летят."Про какое время года стихотворение? (осень)

1.2 «Какие осенние месяцы вы знаете?» (сентябрь, октябрь, ноябрь)

«Какие осенние приметы вы знаете?» (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).

1.3 Игра «Да или нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки одевать?

1.4 Демонстрация предметных и сюжетных картинок, составление предложений и рассказа.

2 Звуки-буквы: Я-Е-Ё-Ю

2.1

2.2 Назвать слова, обозначающие действие.

Что делает? Да...(ет), жу…(ет), по.., не…, ве.., цве…, кла…, и…, жи…,бе..

2.3

2.4 Работа с геометриком: натянуть буквы Е, Ё, Ю, Я

1.5 Загадка.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю
Но не касаюсь сосен
Кто же я? (осень).

1.6 Игра «Четвертый лишний»

Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
* сентябрь, октябрь, ноябрь, март;
* картофель, яблоко, свекла, морковь;
* подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
* грач, стриж, ласточка, воробей:
* лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску);
3 Итог

Приложение 4

Занятие 5.

Тема: Одежда

1.1 Дети называют и показывают предметы одежды.

Для чего нужна одежда?

Почему у зверей нет одежды, а у людей есть?

Кто шьет одежду? Где покупают одежду?

1.2 Игра «В магазине

Л о г о п е д. Я буду продавцом в магазине, буду продавать вам одежду. А вы будете покупателями. Я буду спрашивать вас: «Что вы хотите купить?» Вы начинайте свой ответ со слов «я хочу купить». Чтобы купить одежду, вы должны подробно рассказать о том, какая она. Кто будет первым покупателем? Что вы хотите купить?
1-й р е б е н о к. Я хочу купить платье. Оно желтое, красивое, с кармашками.
Логопед. Вот ваша покупка. Пожалуйста. (Отдает ребенку предметную карточку.)

1.3 Уметь различать: зимнюю, осеннюю, летнюю, спортивную; одежду для мальчиков и девочек.

2 Звуки-буквы: П-Б; П"-Б".

2.2 Уточнение артикуляции звуков, их характеристики (глухие, звонкие), чем отличаются.

2.3. Воспроизведение слоговых рядов

Ба-па-ба-пи-би-пи

2.4 Игра «Измени звук», вместе с логопедом. Слова: бас - пас, балка - палка, бетон-…, бар-…, бочка-…, бить-…, бух-…, пилить-…, бабочка-….

2.5 Показ букв (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.6 Упражнение «Буква сломалась» (найти недостающие элементы).

2.7 Чтение по кубикам, таблицам Зайцева.

2.8 Работа с геометриком: натянуть буквы П и Б.

1.4 «Что такое одежда?»

Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду? (Нет)
Летом какую одежду мы носим? (Летнюю.)
Какую летнюю одежду вы знаете? (Шорты, платье, сарафан и т.д.)
А зимой? (Зимнюю.)
Какую зимнюю одежду вы знаете? (Свитер, колготы, шубка и т.д.)

1.5 Уметь различать нижнюю одежду(нижнее белье, которое одевается на тело) и верхнюю одежду (одевается поверх нижнего).

1.6 Беседа.

Чем рубашка отличается от футболки? А что общего?
Чем футболка отличается от майки? А что общего?
Аналогично: свитер и рубашка, колготки и брюки, колготы и носки, пальто и куртка и т.д.

3 Итог

Приложение 5

Занятие 6.

Тема: Одежда. Головные уборы.

1.1 «Почему человек меняет одежду в зависимости от времени года?» (обсудить)

«Что такое головные уборы. Назвать их. Чем накрыть голову, если нет головного убора?»

1.2 «Скажи ласково», «Один-много»

Шляпа – шляпочка – шляпы

Кепка – Платок –

Шапка – Фуражка –

Панама – Берет –

1.3 . «Какие головные уборы вы помните? Для чего мы их носим?»

1.4 «Из чего сделано?»

Шляпа из соломы – соломенная шляпа

Шляпа из фетра – Шапка из меха –

Кофта из шерсти – Пальто из драпа –

Куртка из кожи – Шаль из пуха –

Юбка из шелка –

1.5 «Что лишнее? Почему?»

Шуба, шапка , шарф, свитер Сарафан, куртка, шарф, шляпа

Костюм, брюки, сапоги, кофта Кепка, берет, юбка , шляпа

1.6 Договори предложение:

Мой… Моя… Мои… Моё…

2 Звуки-буквы: Д-Т, Д"-Т".

2.1 Чем эти звуки похожи? Чем отличаются?

2.2 Речевая зарядка:

Та-та-да дю-тю-тю

То-до-до зда-ста-ста

Ту-ду-ту зде-сте-зде

Дя-дя-тя зды-сты-ста

2.3 «Назови имя, добавив слог ТА или ДА, ТЯ или ДЯ».

Све, Нас, На, Аню, Воло, Ники, Ли, Ми, Лю, Ка, Кос, На

2.4 Показ букв (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.5 Повтори за логопедом:

Надя дыню недоела,

Наде дыня надоела.

Мореплаватель припрятал

Проигрыватель и громкоговоритель.

2.6 Работа с геометриком: натянуть буквы Д и Т

3 Изложение.

Воробьиная семья жила над дверью дома. Один раз из гнезда выпал маленький птенчик. Он кричал и хотел взлететь. К нему подкрался кот. Спасать птенца кинулась мама.

    Где жила воробьиная семья?

    Кто выпал из гнезда?

    Что делал птенец?

    Кто подкрался к птенчику?

    Кто кинулся спасать птенца?

4 Итог

Приложение 6

Занятие 7

Тема: Обувь

1.1 Назвать обувь, изображенную на доске.

1.2 -Что такое обувь?
-Зачем она нужна нам?
-Какая бывает обувь? (зимняя, летняя, осенняя)
-Какую вы знаете летнюю обувь? (сандалии, босоножки шлепанцы)

Какую зимнюю обувь? (сапоги, валенки)

Какая осенняя обувь бывает? (ботинки, туфли, кроссовки)

1.3 Показать и назвать части обуви (ремешок, молния, каблук, подошва, шнурок)

2 Звуки-буквы: В-Ф

2.1 Игра «Камень-вата» (назвать мягкий или твердый звук в слове).

Слова: вилка, варежки, веник, волк, вьюга, волк, ведро, витрина, варенье, весло, вагоны, вечер, вата.

2.2 Показ букв В-Ф (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.3 Повтори за логопедом:

Виталик, Витя, Вова,

Валера, Павлик, Лева,

Гаврила, Ваня, Вадик,

Вениамин и Владик.

Фаня, Ефим, Тимофей,

Феня, Фома, Котофей.

Работа с геометриком: натянуть буквы В и Ф

3.Итог

Приложение 7

Занятие 8

Тема: Зима.

1.1 Подобрать картинку с зимним пейзажем.

Как вы догадались, что на улице наступила зима? Признаки зимы: идет снег, дни короче стали, река замерзла, люди в зимней одежде)

1.2 Отметить качества снега: белый, блестящий, холодный, скрепит под ногами, тает в тепле.

1.3

1.4 Повторить признаки зимы.

Какие зимние забавы любят дети? (лыжи, коньки, горка, снежки, снежная баба, снежная крепость)

1.5 Игра «Найди и исправь ошибку»

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах и велосипеде

Зимой дети играют в хоккей и футбол

1.6 Составление рассказа по сюжетной картинке.

2 Звуки-буквы: С-З.

2.1 Повторить слова:

Сом-зонт-сук Зима-сито-козы

Лист-земляника-апельсин Зубы-сода-зал

Зоя-лист-зима Зайка-сумка-завод

Сок-ваза-сом Собака-заноза-семь

Совы-замок-ананас

2.2 «Подобрать предлог»

Зайка сидит … кустом.

Козы пасутся … лугу.

Зоя посадила незабудки … горшок.

2.3 Показ букв С-З (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.4 Повтори за логопедом:

В миске у киски-

Мясо и сосиски.

Сеня сено косит,

Саня сено носит.

У Зины – мозаика,

У Изы – зайка,

У Зои – мимоза,

У Кузи – заноза.

Работа с геометриком: натянуть буквы С и З

3 Изложение (устно)

Наступила зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках.

1.Какое время года наступило?

2.Чего много в саду?

3.Куда идут Зоя и Соня?

4.Кого возит Зоя на санках?

4 Итог

Приложение 8

Занятие 9

Тема: Новый год.

1.1 Какой сейчас месяц? А какое число? Какой праздник приближается?

1.2 Загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Какие еще вы знаете слова, связанные с Новым годом? (хлопушка, мишура, конфеты, мандарины, желание, подарки, чудеса и т.д)

1.3 «Продолжи предложение».

Что делают люди накануне Нового года?

Люди ходят по…

Все покупают…

Люди наводят порядок в …

Люди наряжают…

Люди накрывают праздничный…

В полночь часы бьют…

Все люди загадывают…

2 Звуки-буквы: Ж-Ш

2.1Характеристика звуков. Установление сходства между ними.

2.2 Игра «Измени звук», хором, вместе с логопедом.

Шитье – житье

Наживка –

Тужить –

2.3 Показ букв Ш-Ж (из скольких элементов состоит, выкладывание из палочек, прорисовывание в воздухе, печатание буквы)

2.4 Повтори за логопедом:

В шапке у Мишки – мышка,

А шахматы – под мышкой.

Дышат кошки, дышат мышки,

Дышат мишки и детишки.

Увижу Женю-

Покажу ежа,

Увижу Жанна-

Покажу ужа.

2.5 Работа с геометриком: натянуть буквы Ш и Ж

3 Изложение.

Это случилось зимой. Птичка прилетела к окну. Она была слаба от голода. Ребята стояли у окна. Им стало жаль птичку. Они открыли форточку. Птичка влетела в дом.

    Когда это случилось?

    Куда прилетела птичка?

    Что с ней было?

    Кто стоял у окна?

    Что сделали ребята?

1.4 Загадки.

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? (Дед Мороз)

Вился, вился белый рой.
Сел на землю - стал горой.
(сугроб)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снежинки)

Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня...(хлопушка)

4 Итог

    Когда это случилось?

    Куда прилетела птичка?

    Что с ней было?

    Кто стоял у окна?

    Что сделали ребята?

1.4 Загадки.

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? (Дед Мороз)

Вился, вился белый рой.
Сел на землю - стал горой.
(сугроб)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снежинки)

Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня...(хлопушка)

1.5 Составление рассказа по картинке (новогодняя тематика)

4 Итог

Приложение 9

Список литературы:

    Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.

    Артемова Л. В. Театрализованные игры. М. Просвещение 1991г.

    Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

    Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

    Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.

    Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. –

Статьи по теме: