Курсовая работа: Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста. Организация активного отдыха в дошкольном образовательном учреждении

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигатель-ный режим. Основу его составляют ежедневные физические упра-жнения и игры в различных режимных процессах под руковод-ством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы.

В младших и средних группах должны преобладать занятия общеразвивающего характера: познавательная практическая деятельность, экскурсии, прогулки, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Для развития движения детей: физическая культура, музыкальные занятия, ритмика, игра.

Особое место занимают физкультурные досуги, которые планируются во всех возрастных группах в дни каникул и ежемесячно в течение года.

Физкультурный досуг проводится 2-4 раза в месяц по 20-30 минут. Содержанием его являются фи-зические упражнения, которые имеют форму веселых игр, забав, развлечений. Предусмат-ривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается сила мы-шечной и эмоциональной нагрузки;

Рекомендуется организовывать в часы прогулок, строится на знакомом материале, может проводится с одной группой или с несколько близкими по возрасту. Важную роль играет музыкальное сопровождение, элементы украшения, атрибуты.

При разработке программы физкультурного досуга необходимо учитывать особенности физиче-ского развития детей данной возрастной группы, наличие сюрпризных моментов, подбор оборудования и атрибутов для игр.

Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый воспитатель должен проявить свою инициативу и твор-чество— это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учетом про-грамм для последующих физкультурных досугов.

Все программы физкультурных досугов для всех возрастных групп просматривают заведующий и заместитель заведующего по ОД. Далее организуется их обсуждение в педагогическом коллективе, на котором воспитатели высказывают критические замечания и по-желания, обмениваются опытом по вопросам использования музыкального сопровождения, атрибутики к играм, изготовления эмблем, организации награждения. Однако следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов — это умелое руководство воспитателя, его творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.

Цель активного отдыха - создать радостное бодрое настроение у детей, закрепить имеющиеся навыки, развить физические качества, способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности.

Содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновляемые путем введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.

Распределение нагрузки осуществляется равномерно с постепенным нарастанием. Во вводной части - игры средней подвижности, в основной части - большой подвижности, эстафеты, в заключительной - малой подвижности, спокойного характера.

По содержанию и композиции досуги могут быть разных вариантов:

I. Знакомые игры, упражнения, игры-задания, соревновательного ха-рактера:

* общая игра средней подвижности для всех детей;

* игровые задания соревновательного характера по подгруппам или командам / 2-3 задания/;

* игра большой подвижности для всех детей;

* игра малой подвижности, способствующая снятию нагрузки.

2. Разнообразные основные движения (бег, прыжки), спортивные упражнения:

* метание вдаль с места, с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, длинная скакалка для команд;

* езда на велосипеде но прямой, на скорость между начерчен-ными линиями, змейкой между предметами, по линии на-рисованными на земле.

3. Строятся из элементов одной из спортивных игр (баскетбола, хоккея):

* бросание мяча о земли и ловля его двумя руками, одной, отбивание мяча с продвижением между предметами и передача друг другу разными способами, броски и ловля мяча, броски мяча в корзину на счет;

* игра-соревнование команд в баскетбол на счет, высота шеста З м, длина - 4м, диаметр - 35 см.

4. Игры-эстафеты . Между играми дается задания, способствующие снятию физической нагрузки: кто быстрее перенесет яйцо в ложке, игра на спортивное ориентирование - куда ведет дорожка, упражнения с цветам.

Варианты 3 и 4 для детей старшего дошкольного возраста когда они усвоили -элементы данных игр на физкультурном занятии.

5. Комбинированный вариант музыкального и физкультурного досуга:

Разнообразные движения с предметами;

Танцевальные упражнения, игры, которые выполняются под музыку.

В программу каждого варианта досуга необходимо включать художественное слово, песни на спортивную тематику, сюрпризные и импровизированные номера, которое готовятся в тайне от детей.

Подготовительная работа к физкультурным досугам:

1. Составление конспекта.

2. Определение места и его оформление.

3. Подготовка атрибутов, разучивание игр, упражнений основных движений.

Начало может быть разным - построение, вход под музыку, свободный

вход и сообщение заданий, использование ситуации из сказки, игровое задание, игра.

Номера, включенные в программу должны логически быть взаимосвязаны друг с другом. Выполнение каждого задания должно оцениваться воспитателем в виде похвалы, поощрений.

В календарном плане воспитатель перечисляет названия игр, заданий,

если хорошо знакомы - не раскрывает, а дает описание нового варианта, указывает дозировку, способы организации детей при выполнении заданий.

Физкультурные праздники проводится 1 раз в квартал, продолжительность- в младшей группе 20-30 минут, в средней-40-50 минут, в старшей группе- 50-60 минут. Планируются физические упражнения, игры с элемен-тами спорта, подвижные игры, спортивные уп-ражнения, игры-эстафеты, а также занима-тельные викторины и загадки.

Организуются на участке, в зале, на лугу, на стадионе, в зависимости

от природного окружения, времени года, состояния погоды.

Чтобы на нарушать режим жизни, надо организовывать физкультурные праздники второй половине дня. При условии их проведения в дни каникул и в Дни здоровья - в первую половину дня.

Допускается объединение нескольких групп.

Варианты проведения физкультурных праздников:

1. Праздник, целью которого является пропаганда значимости физкультуры и спорта, привлечение детского и взрослого населения к разнообразной физкультурной и спортивной деятельности. Характерны следующие названия и девизы: «Веселые старты», «Олимпийские надежды», «День волейбола», «День футбола», «праздник Нептуна», «Мы-физкультурники», «День эстафет».

2.Физкультурные праздники, посвященные чувствованию труда людей разных профессий. Задача - воспитание и уважение к людям труда, закрепление знаний о разных профессиях и трудовых действиях. Должно быть сочетание традиционных игр и физкультурных упражнений имитирующие различные профессии: матросы на вахте, кто построил красивый домик. Приглашаются ветераны, воины, молодые рабочие, которые принимают участие в выступлениях, соревнованиях, подводят итоги, поздравляют и награждают детей.

З. Совместные праздники детей и родителей: «Всей семьей на старт», «Семейный поход», «Мама, папа, я - спортивная семья». Они содействуют вовлечению детей и взрослых к совместному занятию физкультурой, повышают интерес взрослых к жизни д/с.

4. Игры.

5. Эстафеты для взрослых и детей, в которых дети выступают вместе с родителями, соревнуются друг с другом.

Обязательный компонент праздника - сюрпризный момент.

Для руководства подготовки праздника выбирается оргкомитет и комиссия, которая утверждается на производственном собрании всего коллектива, ее обязанность составить программу в которой отражается:

- цель, задачи, место и время проведения, состав комиссии, участники.

Предварительная работа: распределение обязанностей между музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, подготовка спортивного участка.

Далее составляется сценарий праздника в зависимости от выбранного ва-рианта проведения. Окончательное утверждение сценария происходит на педсовете, где утверждается ведущий праздника. Оформлением занимается группа, ответственная за художественное оформление: объявление для родителей, приглашения для гостей, выставки и стенды на спортивную тематику, плакаты и транспаранты. Рекомендуется использовать участие детей. - открытие праздника начинается с торжественной части-построение, приветствие, представление жюри, открытие завершается подъемом флага или парадом участников.

После торжественной части рекомендуется проводить показательные выступления с атрибутами и без: акробатика, ритмическая гимнастика. Выступления могут быть групповыми и индивидуальными. Физкультурные номера должны чередоваться с исполнением песен, чтением, с показательными номерами, могут выступать и приглашенные.

Подведение итогов идет по ходу праздника, на табло выставляется очки. Ведущий, жюри должны заботиться о поддержке, взаимоуважении.

В конце физкультурного праздника - общее подведение итогов, вручение памятных медалей, значков, эмблем, исполнение любимых песен, показ театра, концерт, круг почета, спуск флага соревнования.

В системе мероприятий, направленных на укрепление здо-ровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.

В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятель-ностью детей, включая мероприятия, предусмотренные програм-мой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время го-да пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор. парк, берег залива и т. п.). Так, для детей старших групп пеший поход проводится в два перехода: 30—40 мин движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо орга-низуется активный отдых (игры, упражнении в природных усло-виях, игры-забавы, загорание и т. п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т. п. В зимний период предпринимаются лыжные походы, основные задачи которых—развитие навыков самоорганизации, дисци-плинированности, воспитание чувства товарищества, взаимовы-ручки. Продолжительность лыжных походов в старшей группе до 1,5 час, дистанция — 2-2,5 км (в два перехода).

Для детей средней группы организуются походы продолжи-тельностью 15—20 мин в один конец, для второй младшей груп-пы - походы продолжительностью 10—15 мин.

Планируя поход, необходимо продумать такие вопросы, как места от-дыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражне-ниях.

О времени проведения и программе предстоящих Дней здо-ровья и дети, и родители извещаются заранее.

Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему появление сказочных пер-сонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоцио-нального тонуса детей и взрослых. В мероприятиях желательно участие ро-дителей, так как они-то в первую очередь должны понимать, что подобные Дни здоровья способствуют приобщению детей к заня-тиям спортом, пропаганде физической культуры и спорта в семье.

Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отды-ха детей, в связи, с чем отменяются все заня-тия. Эти формы могут носить тематический характер - "Спорт — наш друг!", "Весенние мотивы", "Зимние приключения". Они включа-ют знакомые детям подвижные игры, эстафе-ты, разнообразные движения, танцы. Празд-ники организуются на территории дошкольно-го учреждения, стадионе, в лесопарке. Руко-водитель физического воспитания оказывает организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке физкультурно-оз-доровительных мероприятий в режиме дня (комплексы утренней гимнастики, упражнения после сна, подвижные игры и физические уп-ражнения на прогулке) и по необходимости включается в эту деятельность.

Сценарии физкультурных праздников, дней здоровья составляются совместно: руководи-телем физического воспитания, инициативной группой и администрацией дошкольного уч-реждения.

Физкультурное занятие с элементами туризма представляет собой пешие и лыжные прогулки. Проводится в естественных условиях с целью реализации двига-тельной потребности детей, совершенствования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, повышения выносливости и устойчивости организма к небла-гоприятным воздействиям внешней среды. Длительность пеших и лыжных прогулок за-висит от возраста, физической подготовленности детей, погоды и времени года. Физкультурное занятие с элементами туризма проводится 1 раз в неделю, начиная со старшей сту-пени дошкольного образования с 5 лет)

Хочется подчеркнуть, что Дни здоровья, физкультурные досу-ги, физкультурные праздники, физкультурное занятие с элементами туризма способствуют не только физическо-му развитию детей, но и их нравственному воспитанию, форми-руют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей об-щими целями.

ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ

Во время каждого туристического дохода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо всякий раз четко разрабатывать маршрут, определять места остановок, необходимые снаряжение, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похо-да воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять уча-стие в походе.

Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.

Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.

1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.

2. С детьми должны идти не менее двух взрослых.

3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.

4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.

5. При переходе улиц, дорог воспитатель должен соблюдать правила дорож-ного движения.

6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. Строго подчиняться воспитателю.

2. Без разрешения не рвать растений.

3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.

4. Всегда оставлять место отдыха чистым.

Ольга Богданова
Активный отдых детей в детском саду

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

Забота о здоровье человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия» . Многие понимают его упрощенно - как недостаток в движении.

Исследования свидетельствуют о том , что современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит» , то есть количество движений ниже возрастной нормы. Не секрет, что большую часть времени проводят в статичном положении (за компьютером, за столом или у телевизора) . Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, плоскостопия, силы и гибкости.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными движениями как : бег, ходьба, прыжки и т. д.

Аристотель сказал : Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое воздействие.

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Двигательная активность является важнейшим компонентом организации и поведении дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей , от уровня их двигательной подготовленности, от условий социальной жизни и от индивидуальных особенностей телосложения, от функциональных возможностей растущего организма.

В нашем детском саду проводится систематическая работа по обеспечению полноценного активного отдыха воспитанников , охране и укреплению их здоровья, профилактике заболеваний , формированию здорового образа жизни. Существуют различные организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы. Особое место занимает активный отдых , важным условием чего является эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение. Ребенок дошкольного возраста – это человек с постоянной потребностью в движении и эту особенность детского организма нужно поддерживать и развивать. Поэтому главной задачей для меня является Активный отдых :

Спортивные досуги;

повышают интерес к занятиям, закрепляют двигательные качества, такие как : ловкость и быстрота, оказывает благотворное воздействие на организм детей . Спортивные досуги различные по организации и по содержанию. Спортивный досуг насыщен действиями, проходит без пауз, лишней траты времени, проводится один раз в месяц в каждой группе не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей .

Физкультурные праздники;

способствуют приобщению к физической культуре и спорту, воспитывают чувство дружелюбия, коллективизм, дисциплинированность. Проводятся, начиная со средней группы. Во время физкультурного праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх эстафетах, танцах и аттракционах. Действуют с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования. Проявляют самостоятельность и инициативу, способствуют активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Физкультурные праздники снимают у детей перенапряжение и вместе с тем обеспечивают нужную физическую нагрузку и эмоциональный подъем. К празднику дети готовятся заранее : разучивают песни и стихи, готовят девиз и название команды. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения. У них воспитывается стремление не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. Малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

Обычно физкультурные праздники проходят весело, дружно, на повышенном, эмоциональном настрое.

Каникулы;

веселое время. В нашем детском саду проводятся два раза в год (в январе и в мае) продолжительностью одну неделю. Во время каникул учебные занятия, связанные с умственной деятельностью, отменяются. Создаются условия для ежедневной, самостоятельной двигательной деятельности детей и физкультурные мероприятия, где детей ожидают сюрпризы сказочных героев, чтобы дети почувствовали, что каникулы - это праздник, радость и веселье. В физкультурных праздниках принимают участие родители, братья и сестры наших воспитанников. Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Такая форма активного отдыха содействует улучшению физкультурно - массовой работы среди детей и взрослых .

Дни здоровья;

способствует формированию и развитию у детей необходимых представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, формирующий атмосферу дружбы, доверия, взаимовыручки, желания помочь друг другу. Это не просто часть воспитательной работы, это еще и праздник. В нашем детском саду стало традицией проводить День здоровья последнего числа каждого месяца. В этот день отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятельностью детей . Через развлечения, игровые упражнения и соревнования я помогаю детям познавать себя, равномерно распределять свои силы и возможности при любой нагрузки. В День здоровья я стараюсь, чтобы каждый ребенок из спортивного зала ушел в веселом настроении и с полученными знаниями.

Спортивные игры;

направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей , удовлетворении их потребности в движении. Спортивные игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Спортивные игры представляют собой наибольшее воспитательное значение, требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Здесь соединяется задуманный план, быстрота решения. Осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.

Пешие и лыжные походы.

– это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Эта форма активного отдыха является той ступенькой, на которой дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Походы планируются заранее и предусматриваются за пределы детского сада . Дети очень любят походы и могут пройти достаточно большое расстояние. Основными задачами является – развитие навыков самоорганизации, дисциплинированности, воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, Они создают благоприятные условия для оздоровления детей , познания нового, воспитания любви к природе, дают заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения, формируют чувство взаимопомощи, коллективизма, ответственности, способствуют воспитанию патриотических чувств детей . От походов как от пеших, так и от лыжных все дети получают положительные эмоции и яркие впечатления. Именно в походах дети узнают много новой и полезной информации по безопасному поведению в лесу, любуются красотами родной природы, расширяют кругозор.

При организации активного отдыха я учитываю климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Положительные результаты достигаются при условии тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку.

Активность в движении – необходимое условие нормативного роста и развития организма детей .

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику. Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения, играть в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами. Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием. В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

Комплекс гимнастики после дневного сна для старшей группы

1. В кровати.

Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.

Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

Темп пробудки медленный, спокойный, комфортный.

2. В зале.

Воспитатель: “Пригласили руки и ноги на праздник. И вот наши ноги идут по дороге. Разные ноги идут по дороге”. Дети самостоятельно выбирают одно из двух движений, которые показывает им воспитатель, затем меняют его на другое.

Воспитатель:

1. Длинные и короткие ноги идут по дороге – ходьба на носках и в приседе.

2. Ловкие и неуклюжие ноги идут по дороге – ходьба на пятках и внешней стороне стопы.

3. Руки играют в прятки, руки прячутся от ног – хлопки.

4. Странные и заплетающиеся ноги идут по дороге – ходьба боком, приставными шагами, скользящим шагом, спиной вперед.

5. Веселые ноги прыгают по дороге – прыжки кто как хочет.

6. Разные ноги бегут по дороге:

– легкие ноги бегут по дороге – бег на носках 20 секунд,

– забавные ноги играют в догонялки – галоп боком в одну сторону, затем в другую 10+10,

– бесшумные ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– семенящие ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– озорные ноги бегут по дороге – бег, сгибая ноги назад, – 20 секунд,

– медленные и уставшие ноги бегут по дороге – медленный бег 10 секунд.

7. Уставшие ноги бегут по дороге – ходьба, врассыпную между стульчиков. На стульчиках лежат платочки.

Воспитатель: “Какие нарядные домики, наверное, сюда нас пригласили на праздник, нужно подойти и постучать 6 раз”.

1. Дети подходят и стучат пятками об пол: “Кто в домике живет, кто в нарядном живет?”

2. Воспитатель: “Никто не отвечает. Давайте поищем вокруг дома”. Дети выполняют ходьбу “винтики” вправо и влево вокруг стульчиков. Удивляемся, пожимаем плечами.

3. Воспитатель: “Где же хозяин дома? Где праздник? Мы так спешили! Давайте войдем в дом и поищем там”.

4. Дети садятся на стулья. Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз в медленном темпе.

5. Воспитатель: “Руки ложатся на бедра и говорят ногам: “Это у нас сегодня праздник, мы у человека самые главные, он нас очень любит, часто хвалит, называет “золотыми”. Ноги спорят с руками: “Мы тоже нужны человеку, мы тоже ему помогаем”. Руки спорят: “А мы главнее, вот попробуйте сегодня обойтись без нас. Постирайте-ка платочки!”. Дети ногой снимают платочки со стула на пол, а сами садятся на стульчики.

6. Соберем и постираем платочки в речке 6 раз. И.п. – стоя на платочке, выполняются встречные движения ногами вперед-назад, не отрывая их от платочка.

7. “Полоскаем платочки”. И.п. – сидя на стуле, ноги на полу, сжимают платок пальцами, руки держатся за сиденье стула. Приподнимая прямые ноги, несколько покачиваний вверх-вниз, вернуться в и. п., повторить 5–6 раз.

8. Воспитатель: “Кто-то прыгнул в воде под мостик и напугал нас, ноги уронили платочки. Давайте посмотрим с мостика, кто же нас напугал?” И. п. – лежа на стуле животом, голова, руки и ноги внизу. Одновременное поднимание рук, головы и ног вверх 6–8 раз с паузами для отдыха.

9. “Отожмем платочек” – встречные движения ногами в стороны – вместе.

10. “Повесим сушиться” – пальцами ног кладем на колено другой ноги.

11. Воспитатель: “Зашумел ветер, подул на платок, сдул его на землю”. Вдохнули через нос шумно и медленно, выдохнули, наклоняясь вперед на платок, при этом грудью ложась на колени. Выполнить 4–5 раз.

12. Воспитатель: “Вот платок высох, погладим его и сложим”. Складывают его ногой вчетверо 1 раз.

13. Воспитатель: “Ну и трудно же без рук стирать, даже уши вспотели. Вытрем уши платком”, – 1 раз.

14. Руки хвалят ноги (поочередно) – гладят, массируют, растирают, постукивают, похлопывают, щекочут... Говорят о том, что хотели бы подружиться.

Воспитатель: “Руки с ногами подружились. Им захотелось поиграть в новую игру “Ловишки с платочком”.

Подвижная игра “Ловишки с платочком”. Считалкой выбирают ловишек, дети опускаются на четвереньки, захватив пальцами ног платочек. На слова “Раз, два, три – лови!” ловишка догоняет и отнимает платочки. В конце игры платочки считают и отмечают лучшего ловишку.

Какой же праздник без танцев? Руки и нога вместе с платочками танцуют, подружившиеся ноги и руки кланяются. Ноги обещают рукам когда-нибудь пригласить их на свой праздник.

Водные и закаливающие процедуры.

“Забавные котята”

На кровати

1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).

2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

На полу

1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться;

в) выпрямиться.

2) Прыжки, бег на месте.

3) “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом.

Подскоки на месте.

Сигнал:

Раз, два, три
Под одеялом лежи.

Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

“Ожившие игрушки”

На кровати

Сегодня, дети, мы поиграем в ожившие игрушки. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.

1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.

2) Затем они стали потягиваться и разминаться. В.: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.

3) “Ванька-встань-ка – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны. В.: лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.

4) “Плюшевые мишки”. В.: стать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.

На полу

5) “Куколки”. В.: шагают вокруг себя на прямых ногах, руки внизу, кисти рук слегка в стороны.

6) “Резвые лошадки”. В.: бег на месте, высоко поднимая колени, держа воображаемые вожжи.

7) “Заводные лягушата”. В.: дети “заводят” себя воображаемыми ключиками и прыгают как лягушки.

8) Упражнения на дыхание, закрывают и открывают глаза, расслабляются.

Закаливающие процедуры “Волшебные цветы”

Вы все, ребята, видели, как красиво летом на лугу, на поляне. А это потому, что на них растет много разных цветов. Как же они растут? Сейчас вы это и покажете.

На кровати

1) “Зернышко”. В.: лежа на спине, колени подтянуть к груди, обхватить их руками, сгруппироваться – перекаты вперед-назад, затем выпрямиться.

2) “Стебелек”. В.: лежа на спине, слегка помогая руками, сесть, руки потянуть вверх, в и. п.

3) “Почки-листочки”. В.; стоя на коленях, руки вместе, ладони соединить, имитация движений распускающихся листочков, почек.

4) “Цветочек вырастает”. В.: сидя на пятках, медленно встать на колени, руки поднять вверх, вернуться в и. п.

На полу

5) “Цветочек распускается”. И. п.: о. ст. В.: медленно поднять руки через стороны вверх, подняться на носки, в и. п. (руки округлить).

6) “Цветы дрожат на ветру”. В.: потряхивание кистями рук, пружинки – одновременно.

7) Легкий бег на месте, прыжки, танцевальные движения.

8) Упражнение на дыхание.

Развлечение для младшего возраста “В гостях у Айболита”

Приход доктора Айболита, беседа с детьми о правилах гигиены.

Цель: закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках, о назначении предметов личной гигиены.

Воспитатель усаживает детей на стулья, раздается стук в дверь, входит Айболит.

Айболит: Здравствуйте, дети. Вы не больны?

Очень рад побывать я с вами.
Со здоровыми друзьями.
А меня вы знаете?
На старичка похожий,
Я ласковый, хороший.
Я добрый даже и на вид,
Зовусь я доктор Айболит.

Раздается стук, вбегает мальчик.

Мальчик:

Доктор, доктор,
У меня болит живот
И никак не заживет.
Ой, ой, больно -
Не могу терпеть.
Я могу умереть.

Айболит (осматривает ):

Посмотрю и чем могу – помогу.
Беда пришла из-за немытых рук,
Овощей, не люблю таких детей,
Пей лекарство поскорей.

(Дает молоко и витамины.)

Мальчик:

Не болит, не болит,
Спасибо тебе, Айболит.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи и фрукты мыть
Все, без исключения.
В этом нет сомнения.
Кушайте, ребята, их и летом, и зимой,
Мойте их, ребята, чистой и проточной водой.

Мальчик ставит на стол корзинку с яблоками, благодарит Айболита и остаётся с ребятами. Снова раздается стук в дверь, появляется девочка, руки и лицо её испачканы.

Айболит: Ах ты, девочка чумазая, где ты платье так измазала?

Девочка: Это конфеты виноваты. Я положила их в карман, а они испачкали платье.

Айболит: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки и колени так измазала? Девочка: Это Трезор виноват, вылез из-под забора и начал на меня лаять: “Гав! Гав! Полезай на забор”. Я и полезла.

Айболит: Ну, а почему ты так растрепана?

Девочка: А это ветер виноват. Я бегу, а он за мной. Спряталась я под куст, а он там меня нашел, залезла я под лестницу, а он меня и там отыскал. Я совсем не виновата. Айболит: Ой-ли, так ли дело было? Дайте мыло! Девочка, испугавшись, убегает.

Айболит (спрашивает у детей): Почему она испугалась и убежала? Правильно, она боится мыла. А вы не боитесь? Умеете умываться? А вот я сейчас проверю.

Айболит достает из своего чемодана различные предметы: мыло, мыльницу, мочалку, полотенце, расческу, щетку одежную, зубную щетку, пасту, чашку.

Айболит: Вот сколько у меня разных предметов. Сейчас я вызову двух детей. Одному надо отобрать предметы, которые нужны для того, чтобы умываться, второму – чтобы чистить зубы. Ребята выбирают нужные им предметы. Доктор уточняет их название.

Айболит: Молодцы, сразу видно, что в этой группе дети всегда аккуратные, опрятные, любят чистоту.

На прощание Айболит дарит малышам расчески и зубные щетки.

Физкультурный досуг “Зимние забавы”

Дети под музыку А. Ленина “Зимняя песенка” вбегают на участок.

Ответы детей.

Снеговик пляшет под русскую народную мелодию “Полянка”, приглашает детей.

Снеговик: Пока вы здесь играли, я вам вот несколько снежков налепил. Сейчас мы с Дедом Морозом будем защищать крепость, а вы, ребята, постарайтесь взять её.

Игра “Взятие крепости” (сбить снежками касбачки с башен крепости). Дед Мороз рисует цветной водой линию на расстоянии 2,5 м от снежной крепости. Переступать её играющий не имеет права.

Ведущий подает сигнал: “На штурм, ура!”. Наконец, крепость взята. Победители награждаются.

Гимнастики после сна “Маленькая колдунья”

Жила-была в маленькой пещере маленькая колдунья. (Просыпаемся и делаем из одеяла пещеру.)

Она жила одна, и ей было скучно. Тогда колдунья решила: “А приготовлю-ка я волшебное зелье, которое всех детей на земле усыпит. И пока они будут спать, я буду играть в их игрушки. Вот повеселюсь!” И однажды темной ночью колдунья собралась готовить колдовское усыпительное зелье.

Посмотрела, нет ли кого рядом, выбралась наружу. (Открываем один глазик, другой, высовываем голову.)

Сделала пещеру с помощью заклятья невидимой и отправилась за разным снадобьем. (Выбираемся из-под одеяла, расправляем его.)

“Темнота! Ничего не видно! Где же луна? Вот она! (Повороты головы вправо-влево, вверх-вниз.) Соберу-ка лунный свет, он в колдовстве очень нужен. (Тянемся вверх, встаем на цыпочки.) А теперь для зелья мне нужны травки. Эта травка для невидимости. Эта – для превращений. Эта – для того, чтобы летать. (Наклоны вперед. Берем травку, выпрямляемся, “кладем в карман”.) Без чего еще не сварить колдовской отвар? Без лягушек! На болото нужно идти.

Какая трясина! С кочки на кочку, чтобы не засосало. (Ходим “по кочкам”: это может быть скамеечка, на небольшом друг от друга расстоянии стулья, разложенные листки бумаги или пакеты.)

Где мои лягушечки? Сейчас поймаю! Ага! Еще одна! (Присев, прыгаем за лягушками, хлопая вытянутыми вперед руками.)

Ой, опять луна за тучку спряталась. Ничего где же лягушечки? Фу, все спрятались. И кочек болотных не видно. (Отжимание от пола. Если хватит сил, то упираемся только на пальцы ног и ладони либо на носочки, колени и ладони. Простой вариант: лежа на животе, поднимаем переднюю часть туловища.)

Болото меня засасывает! Нужно выбираться! (Высоко тем ноги, махи ногами.) Теперь пора бежать домой, варить отварчик колдовской. Мимо болота, мимо луга, травами богатого. В кухню колдовскую”. (Бег.)

На пол упала и захохотала. (Лежа на спине, болтаем руками и ногами, “едем на велосипеде”, перекатываемся на спине, обхватив руками колени. Усложнить: подъемы в сидячее положение, держась руками за живот.)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3 Физкультурный праздник

4 Дни здоровья, каникулы

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникулы, в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- смекалку, третьи- воображение и творчество, но объединяет их общее- воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника- это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально- психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

1 Формы организации активного отдыха

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

Физкультурный досуг;

Физкультурные праздники;

Дни здоровья, каникулы.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку .

2 Физкультурный досуг в детском саду

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Первая младшая группа

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народных праздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка в движениях, доставляла ему радость, удовольствие.

Вторая младшая группа

Физкультурный досуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка».

Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц.

С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки.

Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут.

Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения.

3 Физкультурный праздник

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

Праздники проводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год и один на воде (в бассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

Обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

Подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

Выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

Определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

Обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;

Недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;

При подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;

Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

Физкультурный праздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однако он может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.

Необходимо в начале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимо использовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большого пространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии в разных условиях.

Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.

Средняя группа

Физкультурный праздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников.

Однако не меньше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детей самостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.

Старшая группа

Физкультурный праздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всего коллектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.

В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.

Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его 3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников танца.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.

4 Дни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года – пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается.

Средняя группа

День здоровья – день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.

В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Старшая группа

День здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками.

Каникулы

Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.

Заключение

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: осуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на договорных площадках.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных играх и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интерес.

Список используемых источников

1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с

5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

7. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с

8. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с

9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с

10. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

Статьи по теме: