Кто придумал красить волосы. Уход за крашеными волосами

Волос? Пару-тройку сотен? Ничего подобного. Люди красят волосы уже более 3 000 лет. Этот вывод ученые сделали, познакомившись с рецептами травников Ассирии, содержащими составы для окрашивания волос. Записи древних цирюльников датированы 2177 до н. э.

Кстати, изначально окрашивание волос носило те же функции, что и татуировка у первобытных (и не очень) племен. Ее назначением было продемонстрировать всем окружающим статус носителя, его социальное положение и тому подобное. А потому в древних Персии и Ассирии окрашивание (бороды, например) было привилегией лишь очень знатных и богатых.

Древние египтяне из благородных семей предпочитали красить волосы в черный (цвет власти) и темно-коричневый цвета. Для этого они использовали составы на основе сажи и хны. Впрочем, другие растительные красители также применялись для придания волосам нужного оттенка.

В дальнейшем от красок на основе сажи египтяне отказались, начав составы на основе свинца и басмы. Впрочем, свинцовая краска, придававшая волосам благородный статусный иссиня-черный цвет, использовалась лишь высшими жрецами и фараонами. Менее богатые и знатные не могли себе ее позволить.

А вот древние греки отдавали предпочтение золотистым и пепельным волосам. Этих оттенков они добивались при помощи специальных порошков.

Быть темноволосым в Древнем Риме считалось почти неприличным. Благородные римлянки использовали специальные составы для осветления волос, не гнушаясь в особо тяжелых случаях и париками.

Сама процедура осветления была варварской. Перекись водорода еще не изобрели, и состав делали из айвы, золы и комбинации трав. После того, как состав был нанесен на волосы, дополнительно женщина должна была высидеть не один час, подставив волосы палящим лучам солнца. Только так достигался нужный .

В дальнейшем рецептуру состава усовершенствовали. Стали применяться смеси на основе киновари, талька, извести и золы бука.

Об окрашивании волос в Средние Века ничего не известно. Еще бы, ведь в ту эпоху в было пуританство.

Более пяти веков назад знаменитая королева английская Елизавета I, ввела новые стандарты . Все англичанки стремились обзавестись столь же рыжими волосами и столь же анемично-бледной кожей.

Надолго забытое волос вновь вошло в моду во Франции второй половины XIX века. Именно тогда для «вытравливания» естественного цвета волос начали применяться составы на основе перекиси водорода. Такие составы используются и по сей день.

В XX веке химик Шуэллер придумал краситель на основе солей металлов и запатентовал его как средство, гарантированно придающее волосам желаемый цвет. Химик создал пециальное общество, чтобы продавать свои краски. Общество, которое через несколько лет превратилось во всемирно известную фирму L"Oreal.

Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

История косметики Средневековья

Как сохранить свою красоту и молодость? Над разгадкой этого вопроса человечество билось едва ли не тысячелетия. На дворе XXI век – и перед нами открыты сотни возможностей для того, чтобы не потерять свою привлекательность – от омолаживающей косметики до суперсовременных методик пластической хирургии.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, чем красились дамы Средних веков, как ухаживали за волосами императрицы и королевы? На развитие и использование косметики в период с конца V и до XVI века влияло несколько факторов. К ним относятся, во-первых, каноны красоты, которые диктовались религиозными верованиями и традиционным укладом общества каждой страны. Во-вторых, наличие доступных натуральных или химических веществ. В-третьих, историческое и экономическое развитие государств, становление международных связей и торговли, влияние культуры одних стран на другие.

Европейская косметика периода Средних веков

В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека.

В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.

Средневековые идеалы женской красоты в Европе

Роскошные волосы и веснушки – греховные знаки истинной красоты

Во все времена и по сей день волосы считаются признаком сексуальности, поэтому неудивительно, что церковь выступала против демонстрации этой «греховной» части тела. Шляпы, вуали, капюшоны и прочие женские ухищрения не обеспечивали должного эффекта, поэтому средневековым красавицам приходилось прибегать к более серьёзным методам, некоторые из них были сродни пытками инквизиции.

К примеру, чтобы добиться высокого лба, следовало избавиться от линии роста волос. Действуя по принципу, чем выше, тем лучше, женщины применяли большие дозы уксуса или негашёной извести. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.


Запретный плод всегда сладок, поэтому женские волосы в Средние века являлись едва ли не главным признаком красоты, особенной популярностью пользовались светловолосые дамы. Как известно, красок для волос тогда не было, поэтому женщины ухитрялись для осветления употреблять шафран, луковую шелуху, несвежую овечью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали.

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов:
избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист, камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки;
от веснушек помогала смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца;
покраснение хорошо снимали сок огурца или клубники;
солнечный ожоги лечили с помощью выжатого сока водяной лилии.
Чтобы усилить действие таких мазей в Средние века использовался своеобразный пластырь, который получали из овечьей кожи.

Принцип средневекового макияжа – понравиться своему мужу и не соблазнить чужого

Ещё известный средневековый философ и теолог Фома Аквинский подчёркивал важность макияжа. Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой.

Как говорилось выше, в средневековье приветствовался бледный цвет лица. Объясняется это тем, что дамы из высокого сословия никогда не работали на открытом воздухе, поэтому смуглая кожа считалась признаком крестьян, простого народа. Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям как самих прекрасных дам, так и их кавалеров.

Существовало множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком:
«Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского «красивая женщина».

Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем врачи XIII отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.


Ну и, конечно же, губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.

«De ornatu mulierum» – первый трактат о женской косметике

Тротула Салернская – итальянская женщина-врач (XI-XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшая множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах. Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами.

К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука. Это растение оказалось превосходным средством против угревой сыпи, благодаря тому, что в его состав входит алиин и примеси, по своим свойствам напоминающий серу. Лук также оказывает омолаживающий эффект, содержит воду (90%), белки (1,5%), и витамины, в том числе B1, B2, C, калий.

Рецепты по уходу за волосами от Тротулы

Для очищения волос Тротула советует использовать такое средство: возьмите пепел сожжённой виноградной лозы, солому ячменя и древесину солодки (для придания блеска), а также дикий цикламен. Цикламен и солому прокипятите в воде, добавьте в полученный отвар пепел лозы, солодку и дайте ему настояться. Помойте волосы с этой настойкой, дайте им высохнуть. В результате они станут золотистыми и сияющими.

Чтобы волосы лучше расчёсывались, можно использовать специальный порошок: возьмите немного сушенных лепестков роз, гвоздики, мускатный орех, кресс водяной и калган. Измельчите все ингредиенты до состояния пудры и смешайте с розовой водой. Перед расчесыванием сбрызгивайте волосы и гребень этой смесью, так они приобретут великолепный аромат.

Проверенный сарацинский рецепт для окрашивания волос в чёрный цвет. Возьмите кожуру очень спелого граната, разотрите её и прокипятите в уксусе или воде. Затем процедите полученный отвар и добавьте в него порошок из чернильных орешков и квасцы в большом количестве, чтобы достигнуть довольно густой консистенции. Нанесите средство на волосы. Оставшуюся от отвару гущу смешайте с подсолнечным маслом и нанесите на корни волос. Эту маску следует оставить на всю ночь, наутро помыть волосы в большом количестве воды. Они станут очень чёрными.

А вот для осветления волос вам потребуется отварить чистотел, корень репейника и стружку коры самшита, овсяную солому. Добавьте в отвар пепел виноградной лозы или овсяной соломы и промойте им голову. Чтобы волосы начали виться, измельчите корень бузины травянистой, смешайте его с маслом и нанесите на волосы, закрепив маску листьями этого растения.

Косметика XIV-XVI веков в странах Европы

XIV век ознаменовал собой расцвет искусства и культа красоты, этот период известен также, как эпоха Возрождения или Ренессанса. Сперва такие тенденции в жизни общества появились во Флоренции, Италия, а затем распространились по всей Европе. Идеальными считались тонкие черты лица, гладкая и белая кожа, светлые волосы, очень высокий лоб и румяные щеки. Именно в этот период наиболее привлекательными считались дамы с пышными формами, аппетитными фигурами. Такие особенности внешности должны были свидетельствовать о богатстве и благородстве, которые и определяли критерии красоты.


Идеалы красоты Ренессанса. Слева – картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», справа – портрет королевы Елизаветы I кисти неизвестного автора

Косметика эпохи Возрождения – яркое подтверждение афоризма «красота требует жертв». На что только ни шли красавицы того времени, чтобы выглядеть очаровательно. К примеру, в качестве помады и румян использовался сульфид ртути красного цвета. Согласитесь, что ртуть – не самый полезный металл. Для отбеливания лица активно применялось средство со свинцом и уксусом, кожа, и правда, становилась белее, но со временем желтела и обратить этот процесс было невозможно. Королева Англии Елизавета I была ярым поклонником такой косметики. Её лицо достигло такой степени белизны, что вошло в историю как «Маска молодости». Под ней не было видно ни морщин, ни оспин. Именно из-за последних, согласно некоторым историческим источникам, королева и стала пользоваться белилами.


В период Ренессанса лицу, действительно, уделяли особое внимание. Чтобы достичь аристократического лоска, женщины покрывали кожу лица сырыми яичными белками. Считалось, что такое средство обеспечивает модный в то время лоск и глянец.

Из-за регулярного мытья головы щелоком волосы нередко выпадали, что и объясняет столь возросшую популярность париков в это время. Эталоном в то время были светло-золотистые волосы, достичь такого оттенка шевелюры позволяла смесь черной серы, квасцов и мёда, которую наносили прямо на волосы и оставляли в таком состоянии, прогуливаясь под солнечными лучами. Существовали даже специальные шляпы, открывавшие макушку головы и закрывавшие лицо, благодаря этому женщина могла не бояться появления веснушек. В результате своеобразной химической реакции локоны меняли свой цвет. Зачастую волосы красили так – щелоком, сделанным из древесной золы, их обеспечивали, а затем покрывали подходящим красителем – шафраном, куркумой, ревенем, серой или хной.

В этот исторический период особо актуальными становятся всевозможные тоники для поддержания красоты. Один из наиболее известных – вода Сулеймана – способствовал удалению образований на коже (пятна, бородавки, веснушки). Средство весьма действенное, но из-за того, что в нём содержалась ртуть, сера и скипидар, оно оказалось ещё и крайне вредным. Его применение сулило серьёзные повреждения кожи и способствовало выпадению зубов.

С появлением нового метода перегонки расцвело производство духов на спиртовой основе. Популярность ароматических масел, помад и лосьонов была простой немыслимой. Неудивительно, что парфюмеры даже смогли создать собственную гильдию. К тому же, люди времён Возрождения думали, что духи и изысканные ароматы смогут защитить их от ряда болезней, якобы вызываемых «плохим» воздухом. Итальянский парфюмер маркиз де Франгипани один из первых создал новые ароматы, употребив цветы и деревья из Нового Света, в частности Вест-Индии. Особо востребованными были цветы горького апельсина (нероли), дамасской розы, лаванды, мирры.

Философия красоты Средних веков в Китае

С каждой сменой правления в этой стране изменялись и стандарты красоты в обществе. В частности, в 618-907 н.э. при династиях Суй и Тан женщина должна была выглядеть максимально естественной, изящной и здоровой, а не прятать своё лицо под белой пудрой из риса, как это было принято во времена Хань. Широкий лоб, круглое лицо и маленькая фигура – основные параметры привлекательности. Добавьте к этому брови в форме небольших гор и губы, покрытые чёрным красителем, которые должны были демонстрировать «нежность» – и вы получите образ средневековой китайской красавицы.


Представление о женской красоте в династии Тан

Безусловно, декоративная косметика существовала и использовалась в Китае с древних времён, однако наибольшего своего распространения она достигла именно в период царствования династии Тан. Об этом говорит уже тот факт, что активно начали использоваться подобия косметичек. Они представляли собой небольшие коробочки с зеркальцем, пудрой и помадой, которую женщины носили с собой.

Нанесение макияжа было сродни ритуалу и проходило в несколько этапов. Сперва на лицо накладывалась основа из пудры, затем шли румяна и напыление светло-жёлтого порошка на лоб.


Такое сочетание оттенков должно было говорить о здоровье женщины. Для большего контраста брови окрашивали в синевато-чёрный цвет, на губы наносили помаду, придавая им определённую форму. Обязательным атрибутом были ямочки на щеках: их рисовали вручную или же просто делали акцент на уже имеющихся. Финальным штрихом был орнамент на лбу. На закате династии Тан женщины перестали использовать пудру и красили губы исключительно в чёрный цвет. Таким образом, женской красоте придавался более драматичный акцент.

Согласно китайским верованиям, если глаза – это зеркало души, то губы – отражение характера и темперамента человека. Неудивительно, что последним старались предать множество различных форм, характерных для определённых династий. Объединяло их одно – губы должны быть яркими и блестящими, хорошо увлажнёнными. Этому способствовал бальзам для губ, который появился ещё в древние времена. И до VI века н.э. он был пастообразным. Но в период с 589 по 618 года н.э. его начали делать твёрдым и в форме цилиндра, что больше напоминает современную помаду. Бальзам для губ обладал также фантастическим ароматом, и если до этого в него добавляли агератум и гвоздику, то в Средние века активно стали применять искусственные ароматизаторы.

Секреты косметики средневековой Японии

Во второй половине VI века румяна, пудра, и другие виды косметики были импортированы в Японию из Китая и Корейского полуострова. А уже в 692 один буддистский монах сделал на основе свинца пудру, которая привела в полный восторг императрицу. Средние века в Японии являются чуть ли не зеркальным отражением Европы. Если раньше мы говорили о сдержанности, скромности, стремлению к простоте, то в Стране восходящего солнца 8-13 век – период Хэйан – ознаменовал собой время умиротворения и роскоши. По процветанию и достижениям в искусстве, культуре и литературе средневековая Япония больше напоминает античные Грецию и Рим.


Каноны красоты предполагают идеально мягкие и круглые лица мучнисто белого цвета. Но вот зубы должны были быть чёрными как смоль. Это традиция называется охагуро – в переводе с японского дословно означает «чёрные зубы». Сперва японцы использовали сок специальных трав и плодов, а в середине VIII века стали применять специальную смесь, содержащую железо. В её состав входит раствор железа в уксусной кислоте, отличающийся тёмно-коричневым оттенком, в который добавлен краситель из чернильных орешков сумаха, обладающий слегка отталкивающим ароматом. В растворе содержится много танинов. Главный компонент - ацетат железа, который как раз и окрашивает зубы в чёрный цвет, образуя защитную плёнку, предотвращающую порчу зубов и укрепляющую их эмаль.
Чтобы приготовить раствор для охагуро раскалённые ржавые железные стержни помещали в смесь воды и японкой водки саке, где выдерживались в пределах 7 дней. Затем в эту жидкость добавляли орехи сумаха. Чернить зубы следовало ежедневно, поэтому в день японцы тратили около 20 тонн краски.



Косметика в средневековой Индии

Если в Европе в V-XV веках царило «тёмное» время, то этот период в Индии называют золотым. В этой стране издавна огромное внимание уделяют ярким цветам и оттенкам, поэтому в декоративной косметики средневековой Индии активно использовались следующие минералы:
кайал – его производили из галенита (сульфида свинца), он использовался для защиты глаз, ресниц, век, бровей от солнца и насекомых, переносящих болезни;
куркума – растение семейства имбирных, из него получают жёлтый пигмент, часто применяемый в ритуалах;
глауконит и селадонит – кристаллический минерал, из которого получают зелёный пигмент для век;
киноварь – кристаллический минерал, из которого получают пигменты для румян и теней для век.

Всем известно, что индийское общество делится на касты, в те времена цвет кожи мог определять положение человека в социуме. Хотя это и не было основным признаком. Для осветления кожи в то время использовался одно средство, представляющее собой смесь натуральных ингредиентов: корень костуса, семена кунжута, листья альбиции леббек, горошины понгамии, древесина кедра и барбариса.

В Индии косметикой свободно пользовались как мужчины, так и женщины. Особенно это касалось специальных кремов, способствующих тому, чтобы кожа лица будто сияла. В их состав входили паста из сандалового дерева, мускус, циветта, шафран и различные ароматные корни, листья и цветы. Пудру для лица делали из высушенной сандаловой пасты и камфоры, дарившей чувство прохлады и свежести.
Отдельного внимания заслуживает менди – искусство росписи тела хной. Это вещество издревле использовалось человечеством в качестве временных татуировок. Но в XII веке в Индии оно обрело не только художественное, но и более сакральное значение. Такие рисунки должны были отгонять злых духов, привлекать удачу и способствовать зачатию. Это связано с исламской традицией, которая закрепилась на Ближнем Востоке с приходом на эти земли мусульман.


Хна представляет собой красноватую пудру или порошок, получаемые из листьев растения Lawsonia inermis. Узоры наносятся на тело, особенно на руки и ноги, крошечными кисточками и стилусами. Пасте дают высохнуть в течение нескольких часов, затем её аккуратно удаляют, а на коже остаётся соответствующий орнамент.

Косметика индейцев Северной и Южной Америки

Два этих огромных континента по ту сторону Атлантического океана – уникальны. На их развитие практически не влияли внешние факторы, ведь лишь в конце XV века началось активное освоение земель Южной и Центральной Америки испанцами. До этого времени коренное население процветало, совершенствуя свой жизненный уклад.

Как это не удивительно, но «дикие» племена ацтеков, майя и инков огромное значение уделяли чистоте тела и гигиене. Поэтому купание как в горячих, так и в холодных источниках было обязательным и ежедневным ритуалом.

Женские волосы всегда были чистыми и блестящими, ведь их очень часто мыли и расчёсывали. Но если они теряли свой цвет, тускнели или секлись на кончиках, то их хозяйку ожидало нелёгкое испытание. Женщина должны была, лёжа на спине, погрузить волосы в чан, в котором кипела смесь из трав, в её состав также входил чучан. Благодаря этому, локоны опять становились чёрными и блестящими.


Инки предпочитали бронзовый цвет лица, но особо востребован был желтоватый оттенок. Его получали из жира, выделяемого определёнными насекомыми. Это вещество было пастообразным и его легко было разносить по коже. Мужчины полностью покрывали своё тело росписью перед важными церемониями, каждый цвет обладал отдельным значением. Во время ритуалов применялась ярко-красная краска, которую готовили из киновари, пурпурно-красная – из ачиовы или генипы. Более того, воины использовали эти оттенки в узорах на своём теле, когда отправлялись на войну. Так, они пытались устрашить своих противников. Черный цвет был символом траура, и в скорби женщины красили в него свои лица.

Косметика Древней Руси

Как и по всему миру, косметика в Древней Руси была натуральной, её делали на основе трав и жиров животного происхождения. Но уже в VII-VIII начали появляться искусственные средства и благовония, которые доставлялись из Европы и Византии. Но эти продукты были доступны только для высшего сословия. Простолюдинам оставалось одно из лучших и по сей день средств по уходу за кожей – русская баня (впрочем, и знать, конечно, тоже мылась в бане). Большинство важных и необходимых косметических процедур проводились в русских банях, для масок и притираний в ход шли природные настои, ржаной хлеб и мед. Подобное очищение проводилось и для здоровья организма в целом, и для улучшения состояния кожи в частности. После бани женщины втирали в тело не ароматические жидкие настойки, а густые вязкие смеси, чтобы кожа долго держала запах. Именно такие мази русские красавицы называли духами. Конечно же, пользовались они и мылом, которое делали из сала с добавлением целебных трав. Но его предназначением было только поверхностное очищение тела, для более серьезных и полезных процедур оно не подходило.

Мыло могли позволить себе лишь богатые семьи, простой народ довольствовался щелоком, продуктом, который получают из настоя древесной золы на дождевой воде. Зола и пепел – превосходные очищающие компоненты, ведь они содержат карбонат калия, образующий при контакте с водой щелочную среду, которая превосходно растворят жиры и другие виды загрязнений.


А в уходе за волосами не было ничего эффективнее, чем настой из разных видов трав – мяты, душистой руты, любистка. Особо ценилось репейное масло. В борьбе с перхотью и выпадением волос незаменимы были крапива и корень лопуха. Чтобы изменить цвет волос, использовали различные компоненты, например, шелуха лука придавала коричневый цвет, шафран с ромашкой – светло-желтый. Алую краску добывали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблонь, зеленую - из листьев крапивы, перьев лука, желтую – из шафрана, коры ольхи и щавеля.

Если были замечены прыщики, царапинки, или даже бородавки – их устраняли соками чеснока и лука, с угрями и гнойничками боролись при помощи листьев свеклы и капусты, а ожоги лечили тертым картофелем.

Для того чтобы на щеках запылал яркий румянец – применяли морковь, свеклу, вишневый и малиновый сок, или речную губку (бодягу), если же нужно было смягчить или осветлить кожу – в ход шли кислое молоко, капустный рассол, сметана и простокваша. Чтобы сохранить свежесть лица, русские девушки умывались настоем череды и молоком, или просто протирали кожу огуречным соком. Камфора применялась, если нужно было избавиться от пигментных пятен, а отвар пшена – как лосьон перед сном. Черной подводкой для глаз служила обычная сажа и уголь, а пудрой – мел или пшеничная мука. Брови и ресницы наводили чёрной сажей.

В качестве пудры в Древней Руси красавицы использовали муку, преимущественно рисовую (В.Похлебкин указывает на проникновение риса на Русь лишь в XV веке через Венгрию) или бобовую, так как пшеница чрезвычайно ценилась и шла исключительно на выпечку.

Красную и малиновую краску для губной помады изготавливали из барбариса и яблоневых листьев, а зеленую и желтую краску для теней на веки – из листьев крапивы, щавеля, шафрана, перьев лука и ольховой коры. Также в изготовлении помады использовали разведенный в воде толченный красный кирпич.В качестве теней для век использовался крашеный мел.

Как омолаживающее средство использовалось козье молоко, известное также, как «девичье». В некоторых случаях в него добавляли росный ладан, состав которого богат на бензойную кислоту. Этот ингредиент было очень сложно достать, поэтому позволить себе его могли не все.

Волосы окрашивали еще в Древнем Египте. Со времен Римской империи до нас дошло немало рецептов, из которых следует, что для окрашивания волос в коричневый цвет применялся препарат из ореховой скорлупы. окрашивание парикмахерская инструмент

Приготавливались составы из трав, айвы и золы, которыми смачивали волосы, подвергая их затем влиянию солнечных лучей. Целыми часами нужно было сидеть под палящими лучами солнца, причем для защиты лица носили так называемые "Солана - шляпы" с большими полями, но без донышка. В результате волосы действительно светлели. Все эти процедуры стали выполнять римлянки с тех пор, когда в Древнем Риме появились белокурые германские рабыни. Их светлые волосы вызывали зависть у римлянок. Это привело к попытке искусственного осветления, т. е. блондирования. Для осветления волос наши предки пользовались рецептом, в состав которого входили: известь, киноварь, тальк и буковая зола. Все эти компоненты смешивали в одну массу, которой покрывали волосы.

Во Франции в 60-х годах XIX века вошло в моду осветление волос, для чего применялась перекись водорода. Этот способ впервые был применен придворным парикмахером Гуго при дворе императрицы Евгении. Только в прошлом столетии после исследования физиологии волоса стали рассматривать процесс окраски волос с научной позиции.

Основными составными частями волоса являются кератин и пигмент, представляющие совокупность белковых компонентов, которые содержат триптофан и пиррол.

Пигмент - серо - коричневые и жёлто - красные тельца от сочетания и количества, которых зависит цвет волос. Это белок, имеющий в своем составе до 13% азота до 10% серы, значительное количество кислорода, а также следы железа и мышьяка. Пигмент не растворяется в воде, но растворяется в щелочах и в кислотах. Он может быть частично или полностью, уничтожен под воздействием таких окислительных средств, как перекись водорода или перекись брома.

В волосяной луковице красящие вещества содержатся в клетках зарождающегося слоя. Они со временем становятся клетками коры волоса. В темных волосах красящих телец так много, что они могут покрывать все ядро клетки и затемнять ее контуры. Пигмент выступает в волосах в виде зерен и в рассеянном виде. Рассеянный пигмент дает более светлые тона, а зернистый более темные.

Искусственное обесцвечивание волос основано на окислении пигмента. Средства, осветляющие волосы, воздействуют на зерна красителя, изменяя его количество по мере окисления. Вследствие этого зернистый пигмент переходит в рассеянный, который до сих пор был в волосах в небольшом количестве. Желто-красные тельца осветляются труднее, чем серо - коричневые, поэтому рыжие волосы, в которых преобладают желто - красные тельца, осветляются незначительно. При внимательном рассмотрении волос можно легко убедиться, что не все они одинакового цвета, отдельные их них имеют более темную или светлую окраску, серый или рыжий оттенок. Также не одинаковы и различные части волос ближе к корням волосы обычно темнее.

Различные оттенки волос зависят от физиологических причин и, в значительной степени, от воздействия, внешней среды: воздуха, солнца, влажности. Неравномерность окраски, однако, не только не уменьшает красоты волос, но и придает им живой, естественный вид, тогда как волосы одинакового цвета выглядели бы "мертвыми".

Цвет любой окрашенной поверхности определяется лучами, отраженными ею. Луч белого цвета, пропущенный через трехгранную призму, разлагается на цветовой спектр, который можно изобразить в виде круга. Черный, белый и серый цвета в круге отсутствуют.

Идеально черная поверхность поглощает все лучи, идеально белая их отражает. Окрашенная в какой - либо цвет поверхность отражает лучи этого цвета, остальные же поглощает. Например, красная поверхность отражает красные лучи, синяя - синий и т. д. Все цвета, не входящие в спектр, но составленные смешением их в различных комбинациях и пропорциях, считаются также спектральными. Их можно получить бесконечное множество.

Природная окраска волос весьма разнообразна, волосы бывают очень черные и совсем белые. Между этими двумя крайними цветами волос существует много различных "промежуточных" цветов и их оттенков. Основными цветами, их составляющими, являются желтый, красный и синий.

Мастер должен уметь, смешивая различные краски в определенной пропорции, получать необходимые цвета и оттенки. Обычно различают следующие основные цвета волос: черный, темный шатен, шатен, темный блондин, блондин, светлый блондин. Но это далеко не полный перечень естественных цветов волос, а тем более всевозможных оттенков, искусственно полученных при окраске.

Почему я выбрала эту профессию.

Причёска - это один из источников вдохновения.

Психологи утверждают, что внешняя привлекательность любому человеку создаёт чувство внутреннего комфорта.

А что может сделать человека привлекательным? Конечно же, профессионально уложенные волосы. Будь то стрижка, укладка, причёска или завивка.

Я считаю, что в жизни надо заниматься тем, что доставляет удовольствие. Делать людей красивыми и привлекательными это, и есть моё призвание, от которого я и получаю удовольствие.

Уложить волосы и сделать причёску, - для женщин просто необходимо. Я вижу как после стрижки или укладки они просто преображаются, любуются собой, а порой и восхищаются.

Не зря гласит грузинская пословица:

«Птичка - крыльями красна, а женщина волосами».

Даже самые пожилые люди питают надежды на то, что из парикмахерской они выйдут моложе и красивее. Разве я имею право лишать их такой надежды и ничего не делать, что бы эти мечты осуществились.

Моя профессия связанна с красотой, а красота, как известно, спасает мир.

История окрашивания волос имеет очень древние корни. Доподлинно известно, что в Ассирии и Персии волосы и бороду окрашивали только богатые и знатные. Чуть позднее римляне переняли эту привычку у своих восточных соседей, причем особенно популярным считался почти обесцвеченный оттенок волос. До нас дошли рецепты окраски волос в трудах известного римского врача Галена . Интересно, что седину, согласно этим рецептам, рекомендовалось закрашивать при помощи отвара грецкого ореха .

" Сколько ни воевали римляне с варварами, а все-таки северные белокурые женщины являлись для римлянок эталоном красоты! "

А вот средневековье не донесло до нас никаких упоминаний о попытках женщин изменить себя, окрашивая волосы. Это и понятно, так как в те времена царили жестокие нравы и торжествовали своеобразные представления о женской целомудренности.

Во времена Возрождения ожили старинные рецепты, а женщины снова могли пользоваться природными средствами для ухода за собой. Блондинки переживали очередной период популярности.

Расцвет алхимии наложил отпечаток и на особенности женской косметики. Так, в книге известного алхимика Джованни Маринелли рецепты косметических препаратов исполнены такого мистицизма, что ни одна современная женщина не осмелилась бы и пальцем прикоснуться к раствору, приготовленному в соответствии с его указаниями.

Позже, когда в моду вошел рыжий цвет, пальму первенства по окрашиванию волос переняли женщины легкого поведения. Очень популярна была хна - высушенные листья и кора кустарника лавсонии. С помощью хны можно получить оттенки от морковного до медного. Добавляя в хну индиго, грецкий орех или ромашку, получали различные оттенки. Из листьев кустарника индигоферы получали басму . Бесспорно, в те времена порядочные женщины уже не могли так ярко окрашивать собственные волосы, и мода постепенно изменялась.

Девятнадцатый век можно по праву назвать революционным, в том числе и в производстве косметики. Именно тогда были заложены основы современного производства краски для волос.

В 1907 году французский химик Эжен Шуэллер изобрел краситель с содержанием солей меди, железа и сульфата натрия. Новое патентованное средство гарантировало покупателю желаемый цвет. Чтобы выпускать свою краску, Шуэллер создал «Французское общество безопасных красителей для волос». А через несколько лет оно превратилось в фирму «Л" Ореаль», косметические товары которой хорошо известны.

" Краски, содержащие соли металлов, использовались почти до середины нашего века. "

В настоящее время такие краски применяются редко, хотя современные исследования показали, что через волосы и кожу головы тяжелые металлы практически не впитываются. Эти краски состоят из двух растворов: раствора солей металлов (серебра, меди, кобальта, железа) и раствора восстановителя. При окрашивании красками на основе солей можно получить, устойчивый цвет, но тон получается очень резким, неестественным. И еще - с их помощью можно получить только темные тона.

Современные фирмы-производители предлагают широкий выбор красящих средств: стойкие краски, оттеночные шампуни и бальзамы, средства для тонирования волос.

Уверены, ты хоть раз в своей жизни красила волосы! Краски для волос прочно вошли в нашу жизнь, и уже сложно представить, как можно поменять имидж, не сменив оттенок волос. Интересно, а как с этим справлялись наши предки? Давай узнаем?

Краска для волос в Древнем Египте

Многие столетия египтяне предпочитали иссиня-черный или ярко-красный цвет волос. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры этому способствовала известная и по сей день хна. Чтобы разнообразить палитру, египетские красавицы разбавляли порошок хны всевозможными ингредиентами, которые могли бы вызвать приступ паники у современниц. Так, в ход шла коровья кровь или измельченные головастики. Волосы, напуганные столь неподобающим обращением, враз меняли цвет. Кстати, египтяне рано седели, генетическая предрасположенность, с которой они боролись с помощью крови буйвола или черных кошек, вскипяченной в масле, либо вороньих яиц. А чтобы получить черный цвет, достаточно было смешать хну с растением индиго. Этим рецептом до сих пор пользуются любительницы натурального окрашивания.

Краска для волос в Древнем Риме

Здесь очень модным был «тицианский» оттенок волос. Дабы его получить, местные девушки протирали шевелюру губкой, смоченной в мыле из козьего молока и золы букового дерева, а после часами сидели на солнышке.

Кстати, рецептов смесей для окрашивания у римских чаровниц было больше сотни! Использовались иногда привычные современной моднице, а порой и невероятные ингредиенты: пепел, скорлупа и листья грецкого ореха, известь, тальк, буковая зола, шелуха лука и пиявки. А счастливицы, обладающие несметным богатством, посыпали голову золотом, чтобы создать иллюзию светлых волос.

Именно в Риме придумали первый химический способ окрашивания волос. Чтобы стать заметно темнее, девушки смачивали свинцовый гребень в уксусе и расчесывались. Соли свинца, осевшие на локонах, имели темный оттенок.

Краска для волос у кельтов и галлов

Еще в 1000г. до нашей эры мужчины сходили с ума от блондинок. Поэтому девушки старались «выбелить» свои локоны с помощью известковой воды, которая делала шевелюру ослепительно белой.

Краска для волос в Древней Греции

Здесь все равнялись на златовласую Афродиту и красили локоны смесью поташа (раствор углекислого калия) с желтыми цветами (название до нас не дошло). Кому был недоступен поташ, довольствовались коровьей мочой.

Краска для волос в Тунисе

Тунисские невесты перед самым главным событием своей жизни «наводили красоту» с помощью смеси, называемой «мардума». В нее входили чернильные орешки, гвоздика и медный купорос.

Краска для волос в эпоху Возрождения

Несмотря на запрет церкви, девушки продолжали эксперименты с цветом волос и, соответственно, с красителями. В ход шла все та же хна, цветы дрока, серный порошок, сода, ревень, шафран, яйца, а также почки телят.

Лидировала в разработке новых красящих формул, как водится, Франция. Так, Марго Валуа придумала свой рецепт осветления волос, который, к сожалению, до нас не дошел. А для окрашивания локонов в черный цвет француженки воспользовались старым и проверенным способом римлян – свинцовым гребешком в уксусе.

19 век – время открытий

В 1863 году синтезировали вещество, известное как парафенилендиамин, который стали применять для окрашивания тканей. На основе этого химического компонента разрабатывались современные формулы красок.

В 1867 году химик из Лондона (Э.Х. Тиллей), объединившись с парикмахером из Парижа (Леон Юго), открыл для женщин всего света новые горизонты, продемонстрировав новый способ осветления волос с помощью перекиси водорода.

Краска для волос в 20-м веке

Кто знает, чем бы мы красились сейчас, если бы неудачный поход жены Эжена Шуэллера в парикмахерскую. Вид безжизненных прядей любимой супруги вдохновил гениального экспериментатора на создание синтетического красителя, содержащего соли меди, железа и сульфата натрия. Опробовав краску на благодарной супруге, Эжен стал продавать красящее вещество в парикмахерские под названием «L’Aureale». Краска вмиг завоевала популярность, что дало возможность Эжену расширить производство, открыть компанию «L’Oreal» и продолжать эксперименты с цветовой гаммой. Вот что любовь с людьми делает!

Краска для волос в 20-е годы

У уже нашумевшей краски «L’Oreal» появился конкурент, компания «Mury», выпускающая краски, проникающие вглубь волоса, что продлевало стойкость цвета и закрашивало седину.

30-е годы

«L’Oreal» расширяет горизонты и выпускает в свет краску на натуральной основе «Imedia», имеющую целую гамму естественных оттенков.

В Германии тоже не сидели на месте: сыну основателя компании «Wella» пришло в голову соединить красящий пигмент с ухаживающим средством. Краска стала более щадящей, что вызвало бурю восторга у женщин.

Краска для волос в 40-е и 50-е годы

Вторая мировая война никак не сказалась на желании девушек быть красивой. Красок становится все больше, формулы – все лучше, шевелюры – краше!

Развитие рынка косметики идет гигантскими шагами,крупные компании, чья специализация не имела ничего общего с красками для волос, решают примкнуть к общему безумию. Так компания «Schwarzkopf» создала краску «Igora Royal», ставшую настоящей классикой.

В это же время химики всего мира трудятся над формулой без перекиси водорода, способной закрашивать седые волосы. Появляется все больше новых оттенков, красавицы всего мира смело используют краски для волос.

Краска для волос в современном мире

Сейчас нам доступно великое разнообразие формул и красителей различных брендов. Наука не стоит на месте, поэтому появились муссы, пенки, бальзамы, оттеночные шампуни, тоники. Девушки окрашивают волосы, чтобы поднять себе настроение, не боясь за состояние своей шевелюры. Новые формулы обогащены полезными компонентами, аминокислотами, протеинами, кератином и биодобавками.

Хотя, несмотря на обширный выбор современных красок и щадящие формулы, многие девушки предпочитают натуральные красители и возвращаются к древним способам окрашивания, используя хну и басму, луковую шелуху и даже свеклу!

Статьи по теме: