Камвольные ткани. Шерстяные ткани

Шерсть – один из древнейших видов сырья для производства текстиля различного назначения, а также вязаных изделий. Шерстяная ткань – это материал, полученный при ткачестве волокон животного происхождения, а именно – волосяного покрова разных животных. То есть шерсть – это не только сами ворсинки, но также материя, которую из них получают. Натуральный шерстяной стоит очень дорого, но при этом пользуется большим спросом. Причина тому – прекрасные свойства шерсти. Но сегодня гораздо большее распространение получили ткани полушерстяные, с добавкой других волокон, которые стоят несколько дешевле.

Виды сырья

Шерсть для производства тканей получают не только от овец, как считает большинство. Хотя овечья, безусловно, самая популярная и доступная.

Сырьем для шерстяного текстиля могут служить следующие виды шерсти.

  • Овечья (тонкорунная мериносовая, шерсть ягнят или более грубые шетланд и шевиот) – теплая, износостойкая, прочная.
  • – волокна, получаемые от гималайских коз. Один из самых дорогих видов шерсти.
  • Верблюжья – упругая и легкая, обычно используется в сочетании с овечьей для пальтовых материй. Более дорогой ее вариант – собираемая вручную викунья (для производства очень дорогих костюмных материалов).
  • Мохер – вырабатывается из волосяного покрова ангорских коз, живущих в Южной Африке, США, Турции. Ткань получается весьма деликатная, требующая особого ухода.
  • Ангора – волокна, вырабатываемые из шерсти ангорских кроликов. Ткань из них очень мягкая, приятная на ощупь, тоже одна из дорогих.
  • Альпака (лама, сури) – шерсть ламы. По своим характеристикам значительно теплее кашемира или мериноса, используется в производстве дорогой одежды.

Все эти разновидности имеют разную плотность, ворсистость, вес, поэтому из них получают шерстяные ткани разных характеристик и назначения. И, само собой, разных ценовых категорий.

На цену, кстати, значительное влияние оказывают примеси других волокон, в особенности синтетических, которые значительно уменьшают усадку и сминаемость, продлевают срок службы вещей, облегчают уход за ними. В таком случае речь идет уже .

К чистошерстяным относятся материалы, в которых может присутствовать до 10% других натуральных или искусственных волокон (но не синтетики).



По методу прядения ткани из шерстяного сырья делятся на три основные группы.

  1. Камвольные – из полутонкой или полугрубой крученой пряжи. Полушерстяные камвольные ткани – самые тонкие и самые распространенные для пошива костюмов.
  2. Тонкосуконные – из тонкой пряжи аппаратного производства. По структуре такие материалы ворсистые, разной степени уваливания. Из них получают шерстяные .
  3. Грубосуконные – из грубой аппаратной пряжи. Соответственно, и ткани получаются грубые, толстые и плотные. Используют их для пошива неформальных пиджаков, верхней одежды военнослужащих.

Естественно, и технические характеристики, такие как плотность, мягкость, толщина, прочность, у всех этих разновидностей существенно отличаются.

Шерстяные изделия прекрасно впитывают посторонние запахи. Поэтому ароматы парфюма на них будут держаться очень долго. Однако по этой же причине вещи из таких материй не стоит носить курильщикам: стойкое «амбре» сигаретного дыма будет сопровождать их постоянно.


Свойства шерстяного текстиля

В каждом конкретном случае ткани, изготовленные из шерстяного сырья, будут различаться не только способом прядения и толщиной нитей, но и видом переплетения, плотностью, степенью уваливания, процентом и видом синтетических или искусственных добавок.

Но в целом, если говорить обо всех шерстяных тканях, можно назвать несколько общих для них свойств.

  • Очень низкая теплопроводность. То есть максимальная теплозащита. Трудно найти другой натуральный эквивалент с такой степенью сохранения человеческого тепла.
  • Прочность и долговечность. За них отвечают крученые нити, используемые при ткачестве.
  • Гигроскопичность. Шерсть прекрасно пропускает воздух и впитывает пары человеческого тела.
  • Грязеустойчивость. Это природное свойство натуральной шерсти.
  • Малая сминаемость, за что отвечает специальная крутка нитей. Кстати, чтобы привести в опрятный вид примятое изделие из таких материалов, его достаточно на некоторое время повесить на плечиках во влажном помещении.

Если вещи все же потребуется глажка, лучше воспользоваться отпаривателем вместо утюга. Либо утюжить с изнанки, сильно не надавливая, – сильным давлением на поверхность ткани можно «загладить» ее выразительную фактуру безвозвратно!



Конечно, как и у любого текстиля, у шерстяного имеется парочка не совсем привлекательных характеристик.

  • Шерсть впитывает влагу из окружающей среды. Пройдя в шерстяном пальто по туману, можно обнаружить себя в промокшей верхней одежде.
  • При намокании в воде (во время стирки) материал способен сильно вытягиваться, что требует особой деликатности.
  • В зависимости от волокнистого состава может вызывать аллергические реакции.
  • Шерстяные ткани, особенно с большим процентом синтетических примесей, могут накапливать статическое электричество (искрить и «бить током»).


Основные виды шерстяных материй, их применение

Как и в случае с большинством текстильных материалов, шерсть – это название типа волокон, а не самой ткани. Текстиль же, выпускаемый в большом ассортименте, имеет множество различных названий. Применение всех этих видов различно. Их используют для пошива изделий разнообразного назначения: от верхней одежды до постельного белья.

  • Репс – довольно плотная костюмная материя соответствующего переплетения.
  • Габардин – тоже плотная, но при этом легкая водоотталкивающая ткань для пошива плащей, летних пальто.
  • Букле – с поверхностью в виде «узелков».
  • Джерси – разновидность трикотажных полотен, подходит для пошива платьев и другой одежды.
  • Велюр – полотно с равномерным плотным ворсом. Используется для изготовления мебельной обивки, пошива пиджаков, жакетов, нарядных платьев.
  • Байка – тонкая материя с начесом с одной стороны для пошива демисезонных пальто или тонких одеял.
  • Сукно – тяжелая и очень плотная, довольно грубая материя для пошива верхней одежды.
  • Фланель – тонкая, с двухсторонним начесом. Из нее шьют теплую детскую одежду и постельное белье.
  • Твид – мягкая . Из нее изготавливают жакеты и демисезонные пальто.
  • Шотландка – шерстяной клетчатый материал, используемый для пошива женских костюмов и платьев, мужских рубашек.
  • – тяжелый, плотный материал пальтовой группы.
  • Кашемир – плотная красивая материя для производства верхней одежды, палантинов, пиджаков, шарфов. Очень качественная и дорогая.
  • Фетр – материал, получаемый способом валяния шерсти. Из него изготавливают не только одежду, но и обувь, мягкие игрушки.


Как ухаживать за изделиями из шерсти?

Логично предположить, что пальто, костюмы и жакеты не стоит стирать в машине, лучше сдать в химчистку. Юбки, брюки, платья можно стирать в деликатном режиме, не отжимая руками. Сушить такие вещи предпочтительнее, разложив в горизонтальном положении. Более конкретные рекомендации можно найти на ярлыках одежды.

Шерстяные ткани – это огромный ассортимент различного текстиля, пользующегося неизменным спросом у потребителей. Главное достоинство таких материалов – сохранение тепла. А главный недостаток – необходимость бережного ухода. Но эти усилия сторицей окупятся ощущениями, которые дарят шерстяные изделия.

Камвольные (гребенные) ткани имеют гладкую лицевую поверхность с ясно выраженным рисунком ткацкого переплетения. Их вырабатывают из пряжи гребенного прядения однониточной, крученой или фасонной. Благодаря использованию крученой в два сложения пряжи для основы и утка повышается прочность и формоустойчивость костюмных тканей, их поверхность приобретает чистоту. Большинство платьевых тканей вырабатывают из однониточной пряжи по основе и утку. При выработке камвольных тканей применяют самые разнообразные переплетения: полотняное, саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое, крупноузорчатое и другие, но особенно широко - саржевое и комбинированное. В зависимости от соотношения нитей основы и утка камвольные ткани подразделяют на равноплотные и неравноплотные. У равноплотных показатели плотности основы и утка близки между собой, а у неравноплотных преобладают нити основы. Свойства и внешний вид тканей этих типов различны. Так, равноплотные ткани сравнительно чувствительны к растяжению, мягкие, легко поддаются влажно-тепловой обработке. Неравноплотные ткани жестковатые, их трудно обрабатывать при пошиве.

Камвольным тканям с синтетическими волокнами необходимые свойства придают в процессе некоторых дополнительных операций: термостабилизации, обработки мягчителями, антистатическими и «грязеотталкивающими» препаратами. Термостабилизация придает камвольным тканям с лавсаном безусадочность и формоустойчивость при эксплуатации, предупреждает образование заломов и складок при отделке. Свойства тканей с лавсаном без термостабилизации или при ее нарушении нестабильны, что отражается на размерах изделия при эксплуатации. Так, при глаженье такой ткани лавсановое волокно переходит в равновесное состояние, а это вызывает усадку ткани. Кроме того, из-за неодинакового внутреннего напряжения отдельных волокон в ткани с лавсаном может произойти неравномерная усадка, на ткани появляются морщины, образуются трудно удаляемые заутюженные складки.

Уменьшение толщины достигается за счет прикрутки к шерстяной пряже капроновых или лавсановых нитей. Капроновые нити, используемые вприкрутку, должны быть по общему удлинению и составным долям деформации близки к шерстяной пряже. В противном случае при многократных нагружениях в крученой нити могут накапливаться пластические (остаточные) деформации, что приводит к разлохмачиванию нитей в ткани, изменению внешнего вида и преждевременному износу изделий. Следует также иметь в виду, что при прикрутке синтетических нитей к шерстяной пряже ткани получаются несколько жесткими. Представляет интерес использование однониточной пряжи в утке из синтетических волокон для костюмных и платьевых тканей. В этом случае чистошерстяная пряжа (основа) придает ткани большую мягкость, приятный внешний вид, а уточная из химических волокон - подвижность и повышенные прочностные свойства.

По назначению камвольные шерстяные ткани подразделяют на платьевые, костюмные и пальтовые.

Платьевые ткани. Ткани этой подгруппы очень разнообразны по волокнистому составу, переплетениям, внешнему оформлению, характеризуются меньшей массой и малой плотностью по сравнению с костюмными. По волокнистому составу различают ткани чистошерстяные и полушерстяные из смесовой пряжи или с химическими нитями вприкрутку. Применяют однониточную пряжу 22,2-41,6 Текс (№ 24 до № 45) как обычной крутки, так и повышенной (креповой), а также крученую № 24/2-85/2. Кроме того, используют чистошерстяную или смесовую пряжу крученую, с нитями искусственного (№ 28/60 НВис) или синтетического волокна (№ 45/150 НК). Масса 1 м 2 тканей платьевой группы колеблется от 160 до 300 г; ткани массой 160-230 г относят к платьевым, а ткани массой 230-300 г - к платьево-костюмным. Эти ткани вырабатывают полотняным, саржевым, мелко- и крупноузорчатым переплетениями. Платьевые ткани преимущественно равноплотные. Эти ткани в основном гладкокрашеные, но бывают меланжевые, пестротканые (в полоску, разномасштабную клетку, с рельефными рубчиками) и реже - набивные. Гладкокрашеные платьевые ткани должны быть окрашены прочными и особо прочными красителями в сочные и яркие тона.

Ассортимент платьевых тканей за последние годы значительно обновился. Благодаря использованию химических волокон улучшились некоторые свойства этих тканей, снизилась их себестоимость, уменьшилась масса 1 м 2 , появились ткани новых интересных структур. Платьевые ткани из смесовой пряжи - шерсть и вискозное короткое волокно, а также шерсть, вискозное и капроновое короткое волокно - составляют более половины общего объема по количеству; содержание шерсти в них не менее 30-40 %. Из двухкомпонентных тканей с синтетическими волокнами наибольший удельный вес в ассортименте занимают ткани с нитроном, причем пряжа, как правило, содержит равное количество шерсти и нитрона. Эти ткани шерстистые и мягкие на ощупь, имеют хорошие структуру и колористическое оформление. Однако некоторые гладкокрашеные ткани, окрашенные полотном, могут иметь неровную окраску; поэтому их лучше выпускать меланжевыми. Для тканей из камвольной пряжи с большим содержанием нитрона характерны сильный блеск, сухость, жесткость (особенно для тканей полотняного переплетения). В последнее время платьевые ткани с лавсаном почти не вырабатывают, так как на изделиях в процессе эксплуатации образуется пиллинг.

Масса 1 м 2 платьевых тканей снизилась за счет использования в смесках синтетических волокон, получения более равномерной смески и более тонкой пряжи. Так, платьевая ткань «Орбита» арт. 21462 имеет высокую плотность на основе - 436 нитей и по утку - 297, а масса 1 м 2 ее равна 180 г. Эта ткань выработана по основе и утку из пряжи 11,7 ТексЧ3 (№ 85/2). Заметим, что вырабатывать платьевые ткани меньшей массой нецелесообразно.

Чистошерстяные платьевые ткани в основном получают креповым переплетением (крепы) и из пряжи креповой крутки (около 40 %), жаккардовым переплетением, гладкокрашеными (25 %), а остальные - саржевым и полотняным переплетениями, гладкокрашеными. К креповым относятся такие ткани, как, например, креп 2 арт. 11113, ткань платьевая арт. 1175, ткань платьевая «Нежность» арт. 1185. Новыми в ассортименте являются ткани типа «креп-гранита», вырабатываемые с утком тройного кручения, благодаря чему ткани мало сминаются и имеют большую массу.

Полушерстяные платьевые ткани выпускают в широком ассортименте. Их можно подразделить на ткани с малым содержанием шерстяного волокна - 20-30 %, средним - 30-70 и большим - 70-80 %. Из полушерстяных тканей шьют платья для повседневной носки, юбки, брюки (как для взрослых, так и для детей). Ткани оформлены по-разному благодаря использованию разных химических волокон, пряжи, нитей и переплетений. Например, ткань «Муза» вырабатывают из шерстяной пряжи разной толщины (номеров), что создает эффект «сжатой» ткани. Интересна ткань «Белоснежка» из крученой пряжи, имеющей небольшую крутку; она мягкая, пушистая, с цветными просновками, образующими клетки. Хороший внешний вид имеют ткани с высокообъемной нитроновой пряжей, они характеризуются мягкостью, шерстистостью, отсутствием блеска, наполненностью при небольшой массе 1м 2 . Платьевые ткани могут вырабатываться вприкрутку с профилированными капроновыми нитями, а также с металлизированными нитями (меганитом и пластилексом), что придает им приятный мерцающий блеск.

Ассортимент платьевых полушерстяных тканей можно подразделить на ткани саржевого, мелкоузорчатого и полотняного переплетений. Ткани саржевого переплетения вырабатывают в широком ассортименте под разными названиями, например кашемир (арт. 21018), ткань платьевая «Первоклассница» (арт. 2104), ткань платьевая «Школьная» (арт. 2187) и др. Это ткани простого саржевого переплетения, с относительной плотностью 55-65 %, массой 1 м 2 160-230 г.

Креповые полушерстяные ткани изготовляют из пряжи повышенной крутки (собственно креповые) или мелкоузорчатым переплетением. Собственно креповые ткани более эластичные, растяжимые, обладают хорошей драпирующей способностью, ткани мелкоузорчатого переплетения - более стойкие при растяжении, с шероховатой поверхностью. Часто эти ткани вырабатывают из крученой пряжи вприкрутку с искусственными или синтетическими нитями. Креповые ткани используют для пошива платьев и в качестве костюмно-платьевых. Мелкоузорчатые ткани выпускают многих артикулов, для них используют в основном меланжевую пряжу. Благодаря мелкоузорчатому переплетению недостатки этой пряжи (неровнота по толщине, меланжевому перекруту) менее заметны в ткани, чем при полотняном или саржевом переплетении. Много платьевых креповых тканей вырабатывают с нитроновым коротким волокном, используют крученую и некрученую пряжу с содержанием нитрона от 30 до 55 %. Помимо двухкомпонентных тканей с нитроном, вырабатывают трехкомпонентную пряжу с вискозным волокном и иногда четырехкомпонентную (с вискозным и капроновым коротким волокном). При введении в смеску пряжи шерсти и нитрона вискозного волокна ткань приобретает мягкость. Капроновые волокна в смеске с нитроном повышают устойчивость этих тканей к истиранию.

Большинство платьевых шерстяных тканей с большим содержанием шерсти (50-70 %) изготовляют в смеске с вискозным коротким волокном. Обычно это гладкокрашеные ткани (гамма цветов очень широкая), выработанные главным (полотняным, саржевым) или мелкоузорчатым (комбинированным) переплетениями.

Костюмные ткани. Они занимают наибольший удельный вес (около 70 %) среди камвольных тканей. Ассортимент костюмных камвольных тканей включает около 400 артикулов. Для выработки костюмных тканей применяют гребенную крученую пряжу чистошерстяную или смесовую толщиной 41,7 ТексЧ2- 15,7 ТексЧ2 (№ 24/2-64/2). Крученая пряжа обусловливает хорошие прочностные свойства, формоустойчивость при многократных нагрузках, меньшую сминаемость изделий из этих тканей. Для придания некоторым костюмным тканям определенного эффекта применяют вприкрутку искусственные и синтетические нити, для украшения их - профилированные синтетические волокна и металлизированные нити.

Костюмные ткани отличаются от платьевых большей плотностью (относительная плотность 65-100 %) и массой 1 м 2 - 200-300 г. Ткани массой 1 м 2 200-250 г считаются легкими, 250-300 г - средними, а более 300 г - тяжелыми. Ширина тканей 142-152 см. Для костюмных тканей широко используют саржевое, комбинированное, мелкоузорчатое и реже полотняное и диагоналевое переплетения. По отделке эти ткани могут быть гладкокрашеными, меланжевыми, но в основном они пестротканые (особенно полушерстяные, смесовые с синтетическими волокнами). Чистошерстяные костюмные ткани вырабатывают из тонкой (мериносовой 70-го и 64-го качества, I и II длины) и полутонкой шерсти, это наиболее высококачественные камвольные костюмные ткани. Ткани высокой добротности должны быть выработаны из однородной по качеству, ровной, гладкой, прочной пряжи без ткацких дефектов, равномерно сотканы, чисто отделаны, ровно окрашены прочными и особо прочными красителями. Они должны иметь мягкую складку, сочную окраску и хороший рисунок, усадка их не должна превышать 2-3 %. Костюмные ткани должны быть плотными, недряблыми, устойчивыми при растяжении, упругими, но не жесткими.

В зависимости от применяемой пряжи и волокнистого состава костюмные чистошерстяные камвольные ткани можно подразделить на две группы: из тонкой пряжи и полутонкой. К наиболее дорогим тканям высшей добротности следует отнести ткани из тонкой шерсти и крученой пряжи 15,7 тексЧ2 - 22,2 ТексЧ2 (№ 64/2-45/2). Наибольшей износостойкостью и добротностью в этой группе обладают ткани массой 1 м 2 280-330 г. Для получения костюмного материала такой массы относительная плотность равноплотных тканей по основе и утку должна быть не менее 100-110 %, а неравноплотных - 130-70, 140-70 % и др. Масса 1 м 2 большинства костюмных чистошерстяных и полушерстяных тканей, предназначенных для пошива изделий мужского ассортимента, должна быть в пределах 300 г ± 30 г. Изделия из тканей с такой массой длительное время сохраняют формоустойчивость, внешний вид, износостойкость и другие полезные свойства. К типовым тканям в этой группе относятся: гладкокрашеные крепы (креп 64 арт. 1212, креп 48 арт. 1233, креп костюмный арт. 1245 и др.), ткани типа трико (трико «Ударник» арт. 1338, ткань костюмная «Руслан» арт. 13140 и др.) В ассортимент этой группы входят также ткани полутораслойных структур, со светло-теневым эффектом, который достигается сложным переплетением и подбором различных круток пряжи.

Крепы костюмные чистошерстяные вырабатываются из пряжи креповой крутки, поэтому имеют характерный креповый эффект. Они черные гладкокрашеные, с высокой относительной плотностью, хорошей внешней отделкой, малой сминаемостью и хорошей драпируемостью. Трико - наиболее массовая костюмная ткань с ткацкими или цветными пестроткаными рисунками (полоски, клетка скрытая и заметная и др.) на лицевой поверхности. Трико часто вырабатывают комбинированным переплетением из меланжевой пряжи или пряжи мулине, поэтому оно отличается по внешнему виду от гладкокрашеных тканей.

К высококачественным чистошерстяным тканям, вырабатываемым из полутонкой крученой пряжи 31 ТексЧ2-25 ТексЧ2 (№ 32/2-40/2), относятся бостон арт. 1203, ткань костюмная «Октябрь» арт. 13109 и др.

Бостон - чистошерстяная гладкокрашеная ткань саржевого переплетения (саржа 2/2), с массой 1 м 2 320-340 г. Это равноплотная ткань, в основе и утке имеет крученую пряжу, характеризуется высокой износостойкостью, хорошо обрабатывается при пошиве. Используют ее в основном для пошива форменной одежды, а также костюмов мужских и женских, женских зимних пальто.

Основная масса чистошерстяных костюмных тканей имеет оформление пестротканое (70 %) и меланжевое или изготовлена из пряжи мулине (15 %), остальные - гладкокрашеные. Чистошерстяные ткани должны выгодно отличаться от полушерстяных за счет применения новых видов переплетений (например, диагоналевых), сочетания сложных сдержанных цветов пряжи, выработанной из более тонкой шерсти с введением тонких просновок, создания мелких классических рисунков. По торговому прейскуранту чистошерстяные и полушерстяные камвольные костюмные ткани входят в две подгруппы: костюмные гладкокрашеные и костюмные пестротканые и фасонные.

Полушерстяные костюмные ткани вырабатывают с различными хи-мическими волокнами. Содержание в них шерстяного волокна колеблется в широких пределах - от 25 до 70 %, поэтому эксплуатациионные свойства полушерстяных и смешанных тканей далеко не одинаковы. Большое количество тканей в группе костюмных гладкокрашеных вырабатывают с вискозным коротким волокном. Типовые гладкокрашеные полушерстяные ткани - шевиот, креп костюмный, диагональ, трико костюмное.

Шевиот, так же как и бостон, вырабатывают саржевым переплетением, окрашивают преимущественно в темные тона полотном или в волокне. Ткань характеризуется большей жесткостью, чем бостон. Поверхность ее с заметной ворсистостью, что достигается применением пушистой пряжи или же повышенной увалкой при наличии в утке пряжи невысокой крутки. Камвольные шевиоты различаются в основном волокнистым составом.

Диагонали - неравноплотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, из крученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м 2 - 400-500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменной одежды, а также для костюмов и пальто (редко).

В ассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее время преобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50 % общего объема всех тканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодаря красивому внешнему виду, прочности в носке. Эти ткани в основном пестротканые в мелкую и среднюю клетку; колористическому оформлению их уделяется большое внимание. Большинство тканей с лавсаном вырабатывают из крученой меланжевой пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2) из смеси 45-60 % шерсти и 40-55 % лавсана, с относительным коэффициентом наполнения 0,9-0,98. Коэффициенты вторичной крутки, применяемые в настоящее время, для этих тканей несколько занижены - 90-95 и одинаковы для тканей гладкокрашеных и из пряжи типа мулине. За рубежом чистошерстяную и полушерстяную (смесовую) пряжу вырабатывают с коэффициентом крутки 100-120 и мулинированную 150-170, что способствует улучшению качества костюмных тканей. Одним из недостатков многих тканей с лавсаном является небольшая масса 1 м 2 - 200-230 г, так как при неправильном подборе приклада (подкладка, бортовка) изделия из этих тканей быстро теряют форму. Ткани с такой массой не рекомендуется использовать для пошива костюмов, эксплуатируемых в осенне-зимний период. Необходимо наряду с облегченными тканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать ткани более плотные, с большей массой 1 м 2 .

Большинство костюмных трико вырабатывают из камвольной крученой пряжи 22,2 Текс (№ 45/2) в основе и утке. Пряжа состоит из смески тонкой (мериносовой) шерсти (36 %) и короткого лавсанового волокна (64 %). Структура тканей равноплотная с некоторым преобладанием нитей основы. Трико на ощупь несколько жестковато, что следует отнести за счет вложения большого количества синтетического волокна. Для выработки пряжи применяют окрашенные в разные цвета волокна, при смешивании их в разных соотношениях получают меланжевую пряжу от светлого до темного цвета. Полученную пряжу скручивают, а при ткачестве чередуют разноокрашенные крученые нити, в результате получают пестротканый эффект. Ткани имеют небольшую усадку (до 1,5 %), что необходимо учитывать при пошиве костюмов, хорошо держат складки и мало сминаются. Масса 1 м 2 этих тканей от 210 до 250 г.

Костюмные ткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента - вискозного волокна.

Ткань костюмная - по основе и утку из крученой лавсаношерстяной пряжи и крашеных вискозных нитей 22,2Ч2 или 16,7Ч2 Текс (№ 45/60) и крученой лавсаношерстяной пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2), нити чередуются при сновке и ткачестве в соотношении 1:1. Общее содержание шерсти в ткани 30 %, лавсана - 55 и вискозного волокна - 16 %. В этих костюмных тканях вискозные нити, используемые в качестве просновки и окрашенные в разные цвета, скручены с полушерстяной пряжей. Ткани выработаны с некоторым преобладанием основы, мелкоузорным переплетением. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок, мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку как светлых, так и темных тонов.

Вырабатывают также костюмные ткани с лавсаном с большой плотностью и массой (250-280 г). В основном эти ткани из крученой пряжи 22,2 ТексЧ2 (№ 45/2), которая содержит 55 % шерсти и 45 % лавсанового короткого волокна.

Кроме костюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым коротким волокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжи добавляют иногда 10-12 % капронового волокна. Следует отметить, что все костюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы к истиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количество нитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.

Из какой ткани шьют форменную одежду для Министерства обороны и Министерства Внутренних Дел Российской Федерации? Что надевают сотрудники ОАО «Российские железные дороги»? Из какого материала шьют костюмы и школьную форму. Как делают шерстяную пряжу? Как ткут шерстяную ткань?

Ответы на эти вопросы нам даст Брянский камвольный комбинат, который специализируется на выпуске камвольных тканей.

Камвольное прядение (от нем. kammwolle - чесаная, гребенная шерсть) - гребенное прядение шерсти. По своей выработке, строению и внешнему виду камвольные ткани существенно отличаются от суконных. Камвольные ткани вырабатываются из длинной, малоизвитой шерсти, подвергающейся в прядении гребенному прочесу. Камвольная пряжа значительно тоньше суконной пряжи, она непушиста и применяется обычно скрученной в два конца. Поверхность камвольных тканей, в отличие от суконных, открыта, совершенно гладка или слегка ворсиста, причем переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки, как это было у сукон и драпов, отсутствует. По сырьевому составу камвольные ткани могут быть чисто шерстяными, полушерстяными, когда наряду с шерстяной применяется хлопчатобумажная пряжа, и смешанными, когда при составлении смески к шерсти добавляются другие волокна (обычно коротковолокнистый искусственный шелк).

Камвольное производство (производство шерстяных тканей) начинается с подготовки сырья. Сырье на комбинат поступает в тюках.

02.

Шерсть в тюках уже промыта и очищена.

03.

Сортировщицам необходимо вручную разобрать тюки шерсти и не допустить попадания бракованной шерсти в производственный процесс.

04.

Это памятка для сортировщиков. Такую шерсть откладывают в сторону.

05.

Так выглядит будущий костюм:)

06.

Разрыхлительно-очистительная машина. Шерсть в ней в прямом смысле летит клочьями!

07.

Мы разбираем производство полушерстяных тканей. Для их производства нам понадобится не только шерсть, но и синтетическое волокно. Например, лавсан. Сортировщики также разбирают тюки с синтетическим волокном и загружают его, но уже в другую разрыхлительную машину.

08.

Разрыхленное и очищенное сырье (шерсть и синтетическое волокно) по трубам поступает в соседний цех.

09.

Настало время прочесать шерсть на кардочесальной машине, освободиться от волокон менее пяти сантиметров в длину и загрязнений. Также распутаем волокна шерсти и распределим их на параллельные пряди.

10.

Не пугайтесь. На фото прочесываем синтетическое волокно.

11.

12.

Прочесанные параллельные волокна в виде мотка рыхлой ленты - топс первого чесания.

13.

Следующий этап производства. Топс первого чесания опять прочешем и уплотним. Получим моток топса второго чесания.

14.

15.

16.

При производстве шерстяной пряжи должны быть созданы особые условия. Влажность воздуха должна быть 75-90%. Установленные под потолком разбрызгиватели, создают необходимый уровень влажности воздуха.

17.

Топс второго чесания готов.

18.

Готовые топсы.

19.

Ну чтож. Шерстяные волокна прочесаны, очищены от грязи, уложены параллельными прядями и уплотнены. Идем дальше.

20.

Снова прочесываем шерстяные волокна, освобождаем от остатков загрязнения и еще больше уплотняем.

21.

Практически в два раза уплотненное волокно укладываем кругами в большие цилиндрические емкости.

22.

23.

Исходная шерсть светлая, но для производства разноцветной шерстяной пряжи нам потребуется шерсть разных цветов. На следующем этапе мы красим, промываем и сушим шерсть и синтетическое волокно.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Окрашенные шерстяные или синтетические волокна поступают на ровничную машину, где еще раз прочесываются и укладываются в тонкую и еще более плотную ленту - ровницу. Именно на этом этапе встречаются шерстяные и синтетические волокна, которые до этого момента шли разными путями.

33.

34.

35.

Моток ровницы.

36.

Еще одна ровничная машина, но работает с волокнами другого цвета.

37.

38.

Ровница, которая затем отправится на прядильную машину.

39.

40.

Прядильная машина, на которой ровница растягивается и плотно скручивается. Так рождается шерстяная нить. Шерстяная нить (шерстяная пряжа) наматывается на шпулю.

41.

Оператор прядильной машины.

42.

А это шпули с шерстяной пряжей.

43.

Запарная установка с запарной камерой. В этой штуке запаривают пряжу на шпулях, чтобы она не скручивалась при перемотке на бобины.

44.

Перемоточная машина. Перематывает шерстяную пряжу со шпули на бобины.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

Временный склад.

51.

52.

53.

Если рассмотреть поверхность ткани с лицевой стороны в лупу, то видно, как отдельные нити, идущие вдоль куска - основы - переплетаются с нитями поперечного направления - утком. Нити основы идут параллельно друг другу вдоль всего куска ткани. Поэтому, прежде чем основная пряжа поступит на ткацкий станок, необходимо уложить рядами ее длинные нити. Для этого их наматывают параллельно на общий валик - навой. При этом нити основы должны быть сильно натянуты, чтобы в процессе ткачества они плотно переплетались с уточными нитями. Делают это на сновальной машине.

54.

55.

56.

57.

Ткацкие станки. Воздух необходимо увлажнять.

58.

59.

60.

61.

62.

Участок отделочного производства камвольных тканей. Здесь производят крашение тканей, сушку, декатирование и проч.

63.

64.

В дальних уголках комбината можно наблюдать и такую картину.

65.

Товаробраковочный цех. Готовую ткань тщательно проверяют на наличие разрывов и инородных включений. Разрывы штопают, включения удаляют.

66.

67.

68.

Кто работал?
Кто устал?
Час обеденный настал!

69.

Брянский камвольный комбинат поставляет ткань для пошива форменной одежды для министерств и ведомств. Конкурс на поставку проводится 2 раза в год и контракт на поставку ткани заключается всего на полгода. Руководство комбината озабочено столь кратким сроком контракта и хочет увеличить его до трех лет. При увеличении срока контракта на поставку тканей, руководство комбината считает, что можно будет уверенно прогнозировать дальнейшее развитие комбината, расширение и обновление парка станков и обучение персонала, расширение производства.

70.

А здесь представлены образцы форменной одежды, изготовленной из ткани Брянского камвольного комбината.

71.

72.

Образцы школьной формы.

73.

74.

Покидаем комбинат.

75.

Вот так мы познакомились с камвольным производством на Брянском камвольном комбинате.

76.

Cтраница 1


Далее камвольные ткани поступают в промывку (см. выше), отличающуюся от промывки суконных тканей обычно лишь меньшей продолжительностью в связи с меньшей загрязненностью камвольного товара.  

Ассортимент камвольных тканей имеет большее число артикулов, чем суконных.  

Отмеченное коренное различие в структуре суконных и камвольных тканей обусловливает и различие в методах А.  


Промышленность имеет в наличии две различные системы обработки - производство шерстяной и камвольной ткани. Оборудование, используемое в данных системах, во многих случаях является схожим, однако цели производства различны. По существу камвольная система использует шерстяные волокна более высокой штапельной длины и в процессе прочесывания, подготовки, гребенования и гребень-чесания волокна содержатся в параллельном положении, а короткие волокна отбраковываются.  

Расстояние между крайними точками ушков для хлопчатобумажных тканей равно 267 мм для хлопчатобумажных, льняных и камвольных тканей 305 мм, для тяжелых льняных, пеньковых и джутовых тканей 355 мм высота ремизок для суконных тканей 420 и 480 мм.  


Для легкой промышленности наиболее важное значение имеют тонкорунные мериносовые овцы, дающие лучшую шерсть для суконных и камвольных тканей. У мериносов вся шерсть одинакова по своим свойствам, и в ней нельзя отличить ости от пуха. При стрижке шерсти мериносов она снимается в виде сплошного, похожего на одеяло руна, в котором отдельные шерстинки и пучки склеены ж и-ропотом - выделениями кожных желез. При обработке шерсть прежде всего освобождают от жиропота, в котором содержится ланолин, идущий на изготовление туалетных кремов и помад.  

За годы семилетия намечено увеличить выпуск: хлопчатобумажных гребенных и меланжевых тканей, ситцев, байки, тканей для верхней одежды типа замши, вельветона, сукна - в 1 6 - 1 9 раза, ворсовых тканей типа вельветов и полубархата - в 3 8 - 4, шелковых тканей из искусственных и синтетических волокон - в 1 8 раза, в том числе костюмных из штапельного волокна - в 4 1 раза, ворсовых - в 3 2, подкладочных - в 3 - 3 6 раза; шерстяных камвольных тканей - в 2 раза; тонкого трикотажного белья - в 5 раз; верхнего трикотажа из шерстяной и полушерстяной пряжи - в 3 5 - 4 раза, а также увеличить производство чулок и носков из эластичной капроновой пряжи.  

Камвольные ткани отличаются рельефным рисунком переплетения. Чтобы придать камвольным тканям гладкую поверхность, их стригут; некоторые ткани, кроме того, аппретируют.  

Некоторые сорта камвольных тканей (плательной и подкладочной групп) направляются затем в опалку преимущественно на газовых палильных машинах, чем достигается большая рельефность и чистота переплетения. В целях сохранения требующейся открытой структуры и правильности ткацкого рисунка камвольные ткани перед пуском в дальнейшие процессы отделки подвергаются заварке на заварных машинах (типы бренн-бок, мартель, звездочка и крабб-машииа) (фиг. Здесь шерстяные ткани, накатанные в расправленном виде под натяжением на деревянные или металлич. Такая обработка делает шерстяные волокна пластичными, фиксируя при последующем охлаждении определенное расположение волокон, а также в неи-рой степени и линейные размеры ткани.  

Дополнительной проблемой является получение пригодных образцов волос, поскольку использование новой партии волос требует приготовления новых стандартных выкрасок. Наиболее ровные и воспроизводимые выкраски достигаются при использовании вместо образцов волос шерстяной камвольной ткани стандартной плотности. Оценка выкрасок производится колориметрически. Авторы метода утверждают, что вследствие выцветания выкрасок, которое наблюдается как для оксидационных красителей, так и для красителей средней прочности, приходится время от времени готовить новые стандартные выкраски.  

Дэвидсон (см. ссылку 250) опубликовал статью, которая имеет большое значение для изучения усадки тканей, наблюдаемой при химической чистке. Эта статья содержит подробные данные о результатах исследования усадки вследствие ослабления, относящиеся к 39 видам шерстяных и камвольных тканей самой разнообразной структуры. Дэвидсон фиксировал результаты экспериментов не только после, вымачивания образцов ткани в воде различной температуры, но и после утюжения посредством утюжильной машины, снабженной решетчатой прессовальной крышкой. Наибольшая усадка наблюдалась у легких костюмных тканей, наименьшая - у туготканых видов габардина. Если рассмотреть отдельно результаты испытаний костюмных тканей, то окажется, что шерстяные ткани, как и следовало ожидать, садятся больше, чем камвольные. У шерстяных тканей значительная часть усадки от ослабления происходит за счет усадки пряжи, что объясняется присущей волокнам шерсти способности к передвижению. У лучше организованной пряжи камвольных тканей эта подвижность волокон более ограничена по сравнению со свободнотканой пряжей обыкновенных шерстяных материалов.  

Уже много тысячелетий человечество использует шерсть животных для производства пряжи, из которой потом вязали одежду и вырабатывали ткани для ее пошива. И сегодня костюмы, пальто, юбки, брюки и другие предметы гардероба из таких натуральных волокон пользуются огромной популярностью. Однако не все знают, чем та или иная шерстяная ткань отличается от других.

Шерстяные ткани: из чего их вырабатывают

Люди еще в глубокой древности поняли, что многие виды домашних животных могут быть не только помощниками или обеспечивать продуктами питания, но и давать сырье для изготовления одежды. В частности, уже много тысячелетий для изготовления пряжи используется шерсть овечья, верблюжья, козья, а также различных видов лам.

Из нее вырабатывают различные виды ткани. Они бывают чистошерстяные (для получения внешнего эффекта разрешается включение других натуральных или искусственных волокон количеством не более 5 процентов) и полушерстяные. В последнем случае используют вискозные, нитроновые, полипропиленовые, капроновые, лавсановые и др. примеси.

Полушерстяные ткани не только несколько дешевле, но и имеют улучшенные характеристики. Например, добавление 8-12 процентов капронового волокна делает их более износостойкими.

Виды

Существует огромное разнообразие шерстяных тканей. Их принято разделять на три группы. Это тонкосуконные, камвольные и грубосуконные виды тканей.

Текстиль, отнесенный к первой группе, вырабатывают из тонкой аппаратной пряжи. Такие ткани имеют ворсовый застил, слегка или сильно увалянный, частично или полностью закрывающий рисунок переплетения.

Камвольный текстиль вырабатывают из крученой или гребенной пряжи с плотностью от 22,2 до 41,6 текс.

Что касается грубосуконных тканей, то их вырабатывают из толстой аппаратной пряжи (от 143 до 333 текс).

Общие эксплуатационные свойства шерстяных тканей

Главным преимуществом такого натурального волокна является высокая степень теплоизоляции. Благодаря ей шерстяная ткань, особенно плотная и с ворсом, прекрасно защищает от холода, а также, будучи непродуваемой, от ветров.

К положительным свойствам такого текстиля также относят низкую сминаемость. В частности, достаточно повесить шерстяную одежду на плечиках в ванной или в любом другом помещении с высокой влажностью, чтобы она разгладилась.

У шерстяных тканей есть и недостатки. Например, они очень долго сохнут.

Лучшие костюмные ткани

На данный момент существует огромное разнообразие текстиля для пошива мужской и женской одежды для офиса и официальных случаев. Среди них особой популярностью пользуются тонкосуконные костюмные ткани. К ним относятся:

  • Сукно. Это едва ли не самая востребованная шерстяная ткань для костюмов. Она однослойная, полотняного, реже саржевого переплетения, с войлокообразующим застилом. Именно благодаря последнему обстоятельству сукна различных типов имеют характерную матовую поверхность. Их вырабатывают из полугрубой, тонкой и полутонкой шерсти. При этом линейная плотность пряжи составляет от 84-х до 165 текс (грамм/километр).
  • Твид. Такую мягкую ткань рыхлой структуры получают из так называемой аппаратной тонкой пряжи. Она имеет рельефную узорчатую поверхность и на протяжении многих веков была одной из любимых видов текстиля английских монархов мужского пола.
  • Шевиот. Это суконная или камвольная шерстяная ткань для пиджаков с саржевым переплетением. Она обычно бывает гладкокрашеной, у нее на поверхности отсутствует диагоналевый рубчик.

Шерстяные ткани для пошива мужского пальто

К верхней одежде всегда предъявляются особые требования. В частности, они должны хорошо защищать от даже сильных морозов, так как их, за исключением летних моделей, носят в холодное время года. Именно поэтому пальтовые ткани имеют поверхностную плотность 180-800 г/кв. м. Они могут быть тонкосуконными, камвольными и грубосуконными.

Для пошива демисезонных пальто превосходным выбором является, например, шерстяная ткань с ворсом — байка. В тех же целях, а также для изготовления зимних моделей используют драп, дубль и донегаль. Кроме того, пошив как мужской, так и женской и детской верхней одежды осуществляют из плотного сукна.

Так как наибольшей популярностью пользуются драповые пальто, на свойствах этой ткани следует остановиться подробнее. Итак, эта ткань из пряжи аппаратного происхождения, которая имеет два слоя. При этом верхний изготавливается из более дорогой и качественной шерсти, а изнаночный - из дешевой и не обладающей высокими эстетическими свойствами. Благодаря своей двухслойности, драп обладает исключительными теплоизоляционными свойствами, что делает его незаменимым для пошива одежды для холодного времени года. На данный момент чаще используют полушерстяной драп, который за счет использования некоторого количества синтетических волокон легче шьется и дольше сохраняет опрятный внешний вид.

Ткань для женских пальто

Для зимней женской одежды специалисты рекомендуют выбирать варианты с добавлением небольшого количества синтетических волокон. В таком случае пальто не будет деформироваться в условиях повышенной влажности и сможет надолго сохранить свой изначальный аккуратный вид.

Сегодня в моде модели как из плотного, грубого и шершавого, так и гладкого, легкого и элегантного текстиля. Очень стильно смотрятся и модели, для пошива которых использовалась мягкая шерстяная ткань, например, габардин. Его вырабатывают из крученой, очень тонкой мериносовой пряжи. На ее лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, который идет наклонно под углом 60-70 градусов.

Также для пошива зимней и демисезонной верхней одежды используют твид, гобелен, драп, кашемир. При этом особое внимание следует уделить выбору подкладочной ткани. В частности, отличным вариантом является подкладка из вискозы, так как она более комфортна, чем синтетическая подкладка.

Ткани из шерсти для пошива женской одежды

Традиционно для пошива офисной одежды для женщин, как, впрочем, и мужчин, используют сукно. Кроме того, прекрасным выбором для модных юбок с даже очень оригинальным и сложным дизайном может стать практически любая не очень плотная шерстяная ткань с добавлением небольшого количества синтетических волокон, габардин и шотландка.

При этом для демисезонных и зимних моделей годе или тех, которые нужно выкраивать по косой, лучше приобрести тонкий кашемир или смесовые варианты, с добавлением 20-30 процентов синтетики.

Превосходная плотная мягкая шерстяная ткань — это джерси. Она прекрасно подходит как для пошива стильных платьев, так и для верхней одежды.

Ткани для детской одежды

Для пошива теплой одежды для малышей и школьников подойдет далеко не любая плотная шерстяная ткань, так как некоторые виды являются довольно жесткими, и при непосредственном контакте могут раздражать нежную кожу малышей. Чтобы этого избежать, следует выбирать проверенные варианты, например, фланель или джерси. Они мягкие, эластичные и воздухопроницаемые, поэтому детям в них бывает комфортно, и они прекрасно защищают организм от переохлаждения. Кроме того, так как речь идет о натуральном текстиле, одежда из шерсти является воздухопроницаемой. Это значит, что ребенок меньше потеет, и значит, снижается риск простудных заболеваний.

В частности, шерстяная фланель, которая может быть 100%-й или с примесью, имеет полотняное или саржевое переплетение и редкий пушистый начес, что делает ее очень мягкой и нежной. В числе других преимуществ этого материала можно отметить способность противостоять многократным стиркам, не теряя своего внешнего вида, что особенно актуально, когда речь идет о пошиве детской одежды.

Некоторые свойства и уход

Любые виды этих тканей, кроме тех, которые изготовлены из верблюжьей шерсти, накапливают статический электрический заряд. Чтобы от него избавиться, следует просто намочить руки и «прогладить» ими юбку или платье. Таким образом, заряд будет снят, и одежда не будет облеплять ноги. Этого же эффекта можно достигнуть, опрыскав одежду из пульверизатора, или воспользовавшись антистатическими средствами.

Что касается стирки, то одежду из шерсти запрещается долго замачивать. Если она прошла обработку от свойлачивания и на этикетке отмечено, что разрешена машинная стирка, то следует задать соответствующую программу и выставить температуру не более 30 градусов Цельсия. Остальные шерстяные вещи можно стирать только вручную и специальными мягкими моющими средствами, предназначенными только для шерсти. После этого их запрещается выжимать или выкручивать, а следует просто промакивать, например, чистым махровым полотенцем, и сушить в разложенном виде на горизонтальной и ровной поверхности, подальше от батарей отопления и прямых солнечных лучей.

Особенно внимательными следует быть к дорогим вещам из очень качественной шерсти, которые в случае необходимости лучше отдавать в химчистку.

Теперь вы знаете, каких видов бывает шерстяная ткань, и сможете выбрать правильный вариант для пошива пальто, пиджака и брючного костюма.

Статьи по теме: