Как удовлетворяли себя женщины в гареме. Почему жизнь в гареме вам показалась бы адом

По одной простой причине: будущих наложниц великого султана предпочитали« выращивать» на месте. Родители продавали своих дочерей в гарем в весьма юном возрасте, и уже там девочку растили в соответствии с ее будущими задачами. Обучали грамоте, теологии, искусству танца, музыке, этикету и умению вести беседу. И, разумеется, одной из главных дисциплин было искусство доставлять мужчине сексуальное наслаждение. После того, как девочка вырастала и становилась девушкой, ее показывали султану. И, если он не находил в ней изъяна, ее родителям выплачивалась внушительная сумма, а они, в свою очередь, отказывались от всех прав на дочь. Если же девушка не вырастала достаточно прекрасной, из гарема ее никто не выгонял. Просто родителям платили меньше.

Но, несмотря на то что девочек фактически продавали в гарем как рабынь, многие мечтали туда попасть. Не мечтали об этом разве что иностранки, которых, естественно, похищали.

Золотая клетка


Мы привыкли считать гарем« золотой клеткой», фактически — тюрьмой. На самом деле это было не так. Во‑первых, женщины покидали стены дворца(конечно, в закрытых экипажах и в сопровождении конной охраны, но тем не менее). Во‑вторых, наложница имела право покинуть гарем навсегда. В том случае, если благосклонный взгляд султана так и не пал на нее в течение 9 лет, женщина имела право уйти из гарема и выйти замуж, за кого ей угодно. Более того, ей полагалось солидное« выходное пособие».

Иерархия

В гареме могли жить несколько сотен женщин, и, естественно, их отношения требовали строгой иерархии, в противном случае сдерживать темперамент барышень было бы затруднительно. Каждой полагалось знать свое место и стремиться к тому, чтобы занять лучшее, конечно. Итак, «низшая ступень» — джарийе. Так называли девушек, которые только что попали в гарем. Большинство из них никогда не меняли свой статус, оставаясь на первой ступени. В их обязанности входила уборка, выполнение мелких поручений и обслуживание женщин, которые занимали более высокие« должности». Интим с повелителем для джарийе был невозможен.

Одалык — следующая ступень. Если джарийе были, фактически, рабынями, то эти барышни не утруждали себя работой. Именно они имели возможность покинуть гарем, если султан не обратит на них внимание.

Икбал — высшая каста, постоянные фаворитки султана.

Султан — уже официальные жены, которых у султана могло быть до 8. Впрочем, правители быстро свели на нет традицию жениться на наложницах. Однако известно, что жены султанов не ограничивались властью в гареме, а принимали участие в государственных делах. Для того, чтобы занять это почетное место, требовалось родить султану сына.

Хасеки — титул, который ввел султан Сулейман для своей жены Хюррем Султан. Особенность этого титула в том, что его нельзя было отчуждать: неважно, сколько детей у хасеки и какого они пола, неважно, правит ли ее муж — этот титул никто не имел права отнять.

Валиде — самый высокий титул женщины в Османской империи. Валиде — это мать правящего султана. Валиде управляла гаремом, а по сути — порой и всей страной.

Стандарты красоты

Естественно, стандарты красоты задавал сам султан, и порой эти стандарты очень сильно отличались от того, что мы считаем красивым сегодня. Более того, внешность девушек, на самом деле, не так уж сильно ценилась. Главным критерием отбора было строение девичьей вагины. Ценился определенный тип строения интимных органов, и даже исключительно красивая барышня могла не пройти« отбор» просто потому, что природа подарила ей «неудобную» вагину.

Та самая ночь


Прежде чем допустить наложницу в покои султана, ее обучали искусству управления интимными мышцами. Например, при помощи каменного яйца: этот предмет с привязанной к нему нитью помещали во влагалище девушки и тянули за нить, а она должна была удерживать яйцо в себе до тех пор, пока нить не порвется. Еще одна техника — окрашенная вода: жидкость впрыскивалась во влагалище, и девушке нужно было исполнить танец, не пролив ни капли. И только после этого она могла претендовать на внимание султана. И этот момент тоже подчинялся строгому регламенту.

Для того, чтобы выбрать женщину, с которой хочется провести ночь, султан изьявлял желание послушать музыку или посмотреть танец. Наложницы показывали султану своё мастерство, а он выбирал ту, с которой хотел провести ночь. Султан либо задерживал взгляд на ней, либо бросал к ногам девушки платок. После этого наложницу уводили и начинали готовить к ночи любви. Эти приготовления длились несколько часов: ванна, обязательная эпиляция(на теле наложницы не должно быть никаких волос, включая пушковые волоски на спине), макияж. Эпиляция, кстати, была еще и способом проверить темперамент наложницы. Эпиляция сахарным сиропом(сегодня известная как« шугаринг») — довольно болезненная процедура. Если наложница громко вскрикивала, то ее считали достаточно темпераментной, а если терпела молча — ее объявляли фригидной, и надеяться на ночь с султаном ей больше не приходилось.

В спальне султана наложница должна была опуститься на колени и ползти от входа до кровати. Подниматься в полный рост запрещалось. Так же запрещалось полностью обнажаться, но, правда, не только наложнице: по исламским законам мужчина не имел права обнажать своё достоинство, а потому драпировал его одеждой или простынями. Так же считалось, что если он сам увидит свой пенис в процессе, то зачатый в этот момент ребёнок может родиться горбатым.

Женское счастье

Было ли оно доступно наложницам? Вряд ли. Только избранным, женам султана — и тем, естественно, не навсегда. С другой стороны, им была гарантирована сытая, спокойная жизнь и полная безопасность. Никто не посмел бы обидеть наложницу — кроме самого султана, естественно. Например, султан Ибрагим в один день утопил в Босфоре весь свой гарем — 280 женщин. Но большинству султанов, как ни странно, не было никакого дела до гарема: для султана гарем — это просто символ власти, как скипетр или корона. А для наложницы — призрачный шанс когда-нибудь победить в жестокой конкурентной борьбе и добиться высокого титула. Тут уже не до мелочей типа женского счастья, на самом деле.

Законы о наследовании трона устанавливали, что власть от умершего султана переходит не его сыну, а старшему мужчине из живущих членов семьи. Мехмед Завоеватель, хорошо поднаторевший в дворцовых интригах, сформулировал положения, которыми жила Османская империя на протяжении веков. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своей родни, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по наущению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.


«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок... Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов»,пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).
В 1666 году Селим II своим указом смягчил суровые уложения законов Завоевателя. По новому указу имперским принцам даровалась жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.
С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.
Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Мооришь. Гарем.

В гареме многие женщины умирали молодыми. Существует масса историй о жестоких убийствах и отравлениях. Английский посол в Стамбуле сообщал в 1600 году,
что таких случаев в гареме бессчетное множество. Многих женщин топили. Главный черный евнух хватал несчастных, заталкивал их в мешок и перетягивал шею. Такие мешки грузили в лодку, отвозили недалеко от берега и бросали в воду.
В 1665 году нескольких женщин двора Мехмеда IV обвинили в том, что они якобы украли из колыбели царского отпрыска бриллианты и, чтобы скрыть кражу, устроили пожар, который нанес значительный ущерб гарему и другим частям дворца. Султан распорядился немедленно удушить этих женщин.
Мехмед Завоеватель убил ятаганом свою жену Ирину. Позднее она была объявлена мученицей и, как все мученики, провозглашена святой, что отводило ей место в раю.
«Благословенна доставившая удовольствие своему повелителю, да предстанет она пред ним в Раю, - говорится в одном исламском тексте. - Как молодая луна, сохранит она свою юность и красоту, а муж ее будет всегда не старше и не младше тридцати одного года». Возможно, Мехмеду вспомнились эти слова, когда он поднял на нее ятаган.
Большой сераль, Золотая клетка и гарем - это было царство страстей и изощренных мучений, где запуганные женщины вместе с мужчинами, которых трудно было считать мужчинами в полном смысле слова, плели интриги против абсолютного монарха, десятилетиями державшего их всех вместе с детьми в роскошном узилище. Это был клубок бесконечных конфликтов и трагедий, где страдали и правые, и виноватые. А султан, Царь царей, Высший судия всего сущего, Владыка двух континентов и двух морей, Суверен Востока и Запада, сам в свою очередь был плодом союза монарха и невольницы. Его сыновья и вся династия османов разделяли ту же судьбу - это были цари, рожденные рабынями и воспроизводившие своих отпрысков с новыми рабынями.
Крутые повороты судьбы, причудливая игра добра и зла в жизни человека на Востоке рассматривается как проявление кисмета (рок, судьба). Там верят, что судьба каждого смертного заранее предопределена Провидением. Суждено ли человеку в жизни счастье или его ждет трагический конец - это кисмет. Верой в кисмет как рабов, так и властителей объясняется безропотное смирение тех и других перед лишениями, пытками, несчастьем и неожиданными неприятностями, которые обрушивались на обитателей гарема каждый день.
Общие горести порой порождали у обитательниц этого неспокойного дома удивительное по силе и глубине чувство сострадания. С ревностью и завистью в гареме уживалась глубокая привязанность женщин, горячо и преданно любивших друг друга. Крепкая и долговечная дружба помогала им выжить в житейских бурях и интригах. Ее примеры - самая трогательная тайна гарема.

Shopping for the Harem, Giulio Rosati

В 1346 году состоялась невиданная по своей пышности церемония бракосочетания султана Орхана и византийской принцессы Феодоры. Константинополь тогда еще не принадлежал туркам, и лагерь Орхана стоял на азиатском берегу Босфора. За
царственной невестой султан снарядил тридцать кораблей и большой эскорт из конницы. «По сигналу упал занавес, - пишет британский историк античности Эдуард Гиббон в своем труде «Упадок и крушение Римской империи», - и взорам предстала невеста, жертва сговора; ее окружали коленопреклоненные евнухи с брачными факелами; раздались звуки флейт и барабанов, возвещавшие о начале торжества; ее предполагаемое счастье воспевали в брачных песнопениях лучшие поэты века. Безо всякого церковного обряда Феодору отдали владыке-варвару; но было оговорено, что в гареме Бурсы ей будет позволено сохранить свою веру».
Первые правители Османской империи женились на дочерях византийских императоров и балканских королей, а также на анатолийских принцессах. Эти браки представляли собой исключительно дипломатические мероприятия. После завоевания Константинополя гарем султана стал заселяться в основном девушками из дальних стран. Эта традиция продолжалась до последнего дня империи. Поскольку девушки гарема согласно законам ислама считались собственностью султана, его рабынями, он не был обязан жениться на них. Но время от времени повелитель настолько попадал под очарование какой-нибудь девушки, что играл свадьбу, как это сделал Сулейман Великолепный.
Наложницы султана, в отличие от одалисок, считались его женами, их могло быть от четырех до восьми. Первая жена называлась баш кадин (главная женщина), за ней -- икинчи кадин (вторая), за ней -- ухунчу кадин (третья) и так далее. Если одна из жен умирала, следующая за ней по рангу могла возвыситься и стать на ее место, но не ранее чем старший евнух передаст разрешение на то султана.
Существует мнение, что султан действительно жил с сотнями женщин своего гарема.Но так было далеко не всегда. Например, когда умер Мурад III, в гареме качали около сотни колыбелей. Но некоторые султаны, как, например, Селим I, Мехмед III, Мурад IV, Ахмед II, ограничивались одной женой и, насколько можно сейчас судить, сохраняли ей верность.

Morelli La sultana e le schiave

Большинство султанов спали со своими любимыми наложницами по очереди, и во избежание столкновений между ними для этого устанавливалось определенное расписание. Для выявления легитимности появления на свет царских отпрысков главный казначей в специальный дневник заносил каждое «восшествие на ложе». Эта удивительная летопись помимо самых интимных постельных подробностей сохранила до наших дней такие сведения, как казнь одной из жен Сулеймана за то, что она продала свою очередь «восшествия на ложе» другой женщине. К большому разочарованию европейцев, никаких оргий султаны со своим гаремом не устраивали. Можно лишь предполагать, что сексуальные утехи кого-то из самых сумасбродных правителей, вроде Ибрагима, могли иметь экстравагантный характер.
Жерар де Нерваль как-то разговаривал о гареме шейха с самим шейхом:
Устроен гарем, как обычно... несколько маленьких комнатушек вокруг больших залов. Всюду диваны и единственный предмет мебели - это низкие столики с черепаховым покрытием. Маленькие ниши в закрытых панелями стенах уставлены курительными приборами, вазами с цветами и кофейной посудой. Единственное, чего в гареме не хватает, даже в самом богатом, это кровати.
- А где все эти женщины и их рабыни спят?
- На диванах.
- Но там же нет одеял.
~ Они спят одетыми. И на зиму тут есть еще шерстяные и шелковые покрывала.
- Прекрасно, а где же место мужа?
- О, муж спит в своей комнате, женщины в своих, а одалиски на диванах в больших комнатах. Если на диване с подушками спать неудобно, посреди комнаты кладут матрасы и спят на них.
- Прямо в одежде?
- Всегда в одежде, правда в самой легкой: шаровары, жилет и халат. Закон запрещает как мужчине, так и женщине обнажать друг перед другом что-либо ниже шеи.
- Могу понять, - сказал я, - что муж может не захотеть провести ночь в комнате, где вокруг него спят одетые женщины, и он готов спать в другом помещении. Но если он пару-тройку этих дам берет с собой в постель...
- Пару-тройку! - возмутился шейх. - Только скоты могут позволить себе такое! Боже праведный! Да разве есть в целом свете хоть одна женщина, пусть даже неверная, которая согласится разделить с кем-то свое ложе чести? Неужели такое творят в Европе?
- Нет, в Европе такого не увидишь; но у христиан одна жена, и там полагают, что турки, имея нескольких жен, живут с ними, как с одной.
- Если бы мусульмане были так развращены, как представляют себе христиане, жены тут же потребовали бы развод, даже рабыни были бы вправе уйти от них.

Когда благосклонность султана к своим женщинам была неодинаковой, это вызывало бурю страстей, недоброжелательности и ненависти. Султанша по имени Ма-хидерван, например, изуродовала лицо Роксалены, Гюльнуш столкнула со скалы в море одалиску Гюльбеяз, Хюррем удавили, Безмялем загадочно исчезла. Каждый стакан шербета мог оказаться отравленным. В гареме заключались союзы, плелись заговоры и велись бесшумные войны. Обстановка в нем сказывалась не только на моральном климате дворца, но и на государственной политике. «Жесткая дисциплина, превращавшая гарем в настоящую тюрьму, объяснялась бурным поведением женщин, способным привести их к такому умопомешательству, что не приведи Господь», - пишет по этому поводу историк Алэн Гросрихард в книге «Структура гарема» (1979).
Если одалиска попадала в постель принца, она могла стать его женой, когда принц занимал трон султана. Жены султана не могли сесть в его присутствии без разрешения и обладали подобающими манерами, говорили и двигались, соблюдая особые церемонии. Султанша мать встречала сына обязательно стоя и обращалась к нему «мой лев». Взаимоотношения между женами подчинялись определенному этикету. Если одной хотелось поговорить с другой, то это желание передавалось через секретаря гарема. Правила гарема требовали относиться к старшим почтительно и вежливо. Все женщины гарема в знак уважения целовали юбку жене султана, а та I вежливо просила этого не делать. Принцы целовали жене отца руку.
Глубокая тайна окружает могилу возле гробницы Мехмеда Завоевателя, в которой покоится безымянная женщина. Мусульманские богословы утверждают, что это могила Ирины, которую безумно любил султан и которую сам убил. Как писал Уильям Пойнтер в своей аллегории «Дворец наслаждений», «султан проводил с ней все дни и ночи, и все же ревность его съедала».
Он обещал ей все, но Ирина не желала отказаться от христианской веры. Муллы упрекали султана в потворстве неверной. Трагическую развязку описывает Ричард Дэви в книге «Султан и его подданные» (1897). Однажды Мехмед собрал всех мулл в саду своего дворца. Посредине стояла Ирина под сверкающим покрывалом. Султан медленно поднял чадру, открыв лицо сказочной красоты. «Смотрите, такой прелестной женщины вы еще никогда не видели, - сказал он, - она прекраснее гурий вашей мечты. Я люблю ее больше моей жизни. Но моя жизнь ничего не стоит в сравнении с моей любовью к исламу». С этими словами он взял Ирину за длинные светлые косы и одним ударом ятагана отсек ей голову. В поэме «Ирина» Чарльза Горинга читаем:
Ревнуя к империи и тщетной славе,
Сразил я мечом любовь ради трона
. Но ответь красавица на пламя той любви,
Я царство бы бросил к ее ногам.
Сулейман Великолепный казнил свою Гюльфему, когда та не пришла к нему на ночь. Султан Ибрагим во время одного из своих кутежей приказал ночью схватить всех своих женщин, завязать в мешки и утопить в Босфоре. Об этом рассказала одна из несчастных, которую спасли французские моряки и привезли с собой в Париж.
Среди самых знаменитых и могущественных султанш, живших, любивших и правивших в Серале, три заслуживают особого внимания. Каждая несет на себе особые черты столетия, в котором она жила. Роксолана (1526 - 1558) была первой женщиной, ставшей официальной женой султана, въехавшей в сераль со своим царским двором, и обрела нераздельное влияние на самого великого из султанов - Сулеймана Великого. Дольше всех правила султанша Кёсем. Легендарную жизнь прожила султанша Накшедиль, француженка Эмэ де Ривери.
Зарешеченные окна, извилистые коридоры, мраморные бани и пыльные диваны - это все, что осталось от обитательниц гарема. Но истории о женщинах под чадрой, этот отзвук страсти и неги «Тысячи и одной ночи», продолжает очаровывать и притягивать.

Но в реальности гарем представлял из себя настоящее змеиное гнездо, где плелись интриги, а людей, не жалея, пускали в расход.

“Умный журнал” приглашает заглянуть в дворец османского султана и узнать, чем наложницам грозили лесбийские связи и какие сексуальные позы было запрещено использовать даже султану.

Зачем в гаремах евнухи

Гарем обычно располагался на верхнем этаже передней части дома и имел отдельный вход.

В представлении европейцев жизнь султанского гарема (сераля) — это шикарные комнаты, купальни, фонтаны, благовония и, конечно, эротические утехи.

На деле же роскошью блистали лишь комнаты членов семьи султана и самых красивых наложниц — фавориток. Большинство же обитательниц гарема — отвергнутых или еще не представленных султану, ютились в скромных комнатах. Там же проживали африканские служанки, располагались кухни, кладовые и прачечные. Например, гарем султана Селима III, жившего в XVIII веке, насчитывал около 300 помещений.

Официальные жены властелина проживали в отдельных домах, среди прислуги и богатства.

Султанши, кстати, не почивали на лаврах, а любили вести активную деятельную жизнь: строили школы, мечети, помогали неимущим, закупали воду для паломников в Мекку.

Откуда брались евнухи

Надзор за гаремом и связь наложниц с внешним миром поддерживается с помощью рабов-евнухов — представителей особой придворной касты. Дословно “евнух” переводится как “охраняющий ложе”, хотя круг их обязанностей был значительно шире.

Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.

Обычно их покупали у работорговцев в возрасте восьми-двенадцати лет и совершали над ними процедуру оскопления — полное или частичное удаление половых органов с целью устранить возможные сексуальные связи с наложницами. После оскопления мальчику останавливали кровь, стерилизовали рану, а в мочеточник вставляли гусиное перо, чтобы отверстие не заросло.

Евнух османского султана, 1870-е

Перенести такую варварскую процедуру могли далеко не все, зато выжившие стоили целое состояние, а позволить себе слугу-кастрата могли только очень состоятельные семьи. Для дворцов их закупали сотнями, обучали турецкому языку и военному делу.

Евнухи бывали “черными” и “белыми”. “Черных” евнухов привозили из Судана и Эфиопии, а “белых” — с Балканского полуострова. Считалось, что чернокожие мальчики более выносливы и лучше переносят болезненное оскопение.

Как отбирали наложниц

Будущих наложниц для султанского гарема приобретали в возрасте шести-тринадцати лет. Поскольку исламом не разрешает обращать в рабство мусульман, большинство невольниц происходило из христианских провинций Османской империи.

Кстати, в гарем девочки не всегда попадали насильно. Нередко их туда отдавали родители, подписывая соглашение на полный отказ от ребенка. Для бедных семей это был единственный шанс выжить и дать дочери шанс.

Из девочек “лепили” идеальных собеседниц и любовниц: обучали турецкому языку, музыке, танцам, сочинению изысканных любовных посланий — в зависимости от способностей.

Но каждую из них обязательно учили главному — искусству доставлять мужчине удовольствие.

Когда девочка достигала полового созревания, ее показывали великому визирю (титул, условно соответствующий министру), и если тот не замечал у нее явных недостатков, она становилась потенциальной наложницей, но в главный гарем попасть могли только самые красивые и сообразительные.

Конечно, оказаться в покоях султана большинству так и не удавалось, но при желании девушки могли сделать придворную карьеру, стать надзирательницами или следить за казной. Некоторые наложницы могли так и жить в гареме, даже ни разу не встретившись с хозяином.

Если девушке все же удавалось выбиться в фаворитки, это еще не значило, что ее ждет сказочная жизнь в роскошных палатах, ведь фактически она оставалась бесправной рабыней. Одну из наложниц Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела не явиться к султану, когда тот ждал ее, кого-то поймали на краже, кого-то убили за бесстыдное поведение (которое, впрочем, могло заключаться в том, что женщина говорила громче положенного).

Если спустя девять лет наложница не становилась одной из жен султана, ее отпускали, выдавали замуж за одного из чиновников и снабжали крупным приданным.

Разумеется, каждая мечтала стать фавориткой правителя или даже матерью нового наследника. Да-да, в Османской империи ребенок, зачатый от свободного человека и наложницы, приравнивался к законорожденному.

Сестры и жены последнего правителя Османской империи Абдула-Хамида II

Получалось, при таком широком выборе султан никогда не оставался без наследника.

Однако такой принцип делал переход власти весьма кровавым. Когда один из сыновей наследовал престол, то первым делом приказывал умертвить своих братьев. Известны случаи, когда умерщвлению подвергались даже беременные женщины, дабы их нерожденные дети не стали соперниками в борьбе за власть. После вышел закон, запрещающий проливать священную кровь царских особ в стенах дворца, поэтому жертв дворцовых интриг стали душить тетевой лука или шелковым платком.

Чтобы гарантировать жизнь себе и своему сыну, фаворитка должна непременно возвести его на трон. В противном случае сына убьют, а ее сошлют в “Дворец слез”.

Как проходили ночи любви

Сексуальные отношения между наложницей и султаном происходили в соответствии со строгим регламентом. Если султану захотелось послушать игру на музыкальном инструменте или посмотреть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех наложниц, искусных в этом деле и проводили некий “кастинг”. Каждая по очереди показывала султану свое мастерство, а хозяин выбирал ту, с которой разделит ложе.

Избранницу уводили и начинали ее подготовку к ночи любви с султаном.

Ее мыли, одевали, делали макияж, эпиляцию, массаж и, конечно, тестировали на знание материала — где и как ублажать султана.

Ночи любви проходили в присутствии служанок-эфиопок, которые следили, чтобы не гасли факелы, освещающие ложе.

Обычно любовники использовали ту позу, при которой мужчина находится сверху. Запрещалось использовать позиции, которые напоминают спаривание животных или какие-либо извращения. Тем не менее, количество любовных ласк, которыми владели наложницы с лихвой компенсировал однообразие поз.

Несмотря на колоссальное количество жен и любовниц, султан никогда не проводил ночь больше чем с одной из них за один раз.

Расписание, по которому фаворитки восходили на ложе султана, составлял главный евнух. Если красавица была умелой и страстной, то наутро находила рядом с собой одежду, в которой хозяин провел с ней ночь. Обычно в одежду был завернут дорогой подарок или большая сумма денег.

Конец султанского гарема

В 1908-1909 годах турецкие революционеры покончили с монархией, вынудив отречься от престола последнего самодержавного правителя Абдул-Хамида II, а главного евнуха его гарема толпа повесила на фонарном столбе.

Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.

12.08.2015

Наверное, многим мужчинам идея стать хозяином собственного гарема кажется заманчивой. Быть в окружении юных, красивых и абсолютно покорных женщин – несбыточная мечта мужчины в эпоху расцвета феминизма. Что же до современных женщин, они, в большинстве своем, считают гарем дикостью, не имеющей права на существование. Так ли ужасен был гарем для его обитательниц, и казался ли он раем султану? Сегодня сложно судить об этом, тем более что туда веками не пускали посторонних. Любопытным оставалось только сочинять и домысливать. Немного разобраться, как там реально обстояли дела, помогут 10 самых интересных фактов о гареме.

10. Харам, хараам или хариим?

Исследователи ломают голову над возникновением названия особой части дворца, где обитали исключительно женщины султана. Дело в том, что лексика современного арабского языка имеет в своем арсенале целых три слова, созвучных с названием «гарем». Так, слово «харам» означает священное место или вещь. Хараамом называют нечто запретное, недостойное. А вот «хариим» – это не что иное, как неприкосновенность частной жизни. Подробно изучив уклад жизни в гареме, большинство историков склоняется к последней версии. Ибо во дворце султана гарем был надежно спрятан от любопытных глаз. Все во имя сохранения приватности романтических отношений султана. А строгие порядки, царившие в гареме, порой делали его похожим более на пансион благородных девиц, нежели на гнездо порока.

9. Надежная охрана гарема

Кроме султана и его сыновей других мужчин в гареме быть не могло. Исключение составляли евнухи, которые выполняли тяжелую роботу по обслуживанию быта наложниц, а также обеспечивали их охрану. Интересно, что ислам строго воспрещает кастрировать как животных, так и людей. Поэтому все евнухи в Турции были чужестранцами, оскопленными в юном возрасте против своей воли, или сделавшие это сознательно во имя карьеры в гареме. Наибольшим доверием пользовались евнухи, ставшие таковыми еще в детстве. Чаще всего это были чернокожие рабы, чьи тела были женоподобны, голос высок, а лицо лишено всякой растительности. Именно им надлежало охранять внутренние покои. Мужчины, ставшие евнухами в более позднем возрасте, на первый взгляд ничем не отличались от обычных. Кроме того, они не утратили интерес к противоположному полу, а, значит, могли представлять угрозу для чести обитательниц гарема. Поэтому их уделом была охрана исключительно внешних подходов к гарему.

8. Билет в гарем

Как ни странно, но в гарем к султану могли попасть не только рабыни, купленные на невольничьих рынках. Для некоторых девушек билет в гарем могли приобрести и собственные родители. Кроме того, что семья могла таким образом избавиться от лишнего голодного рта, отец мог выручить за дочку еще и неплохую сумму денег. Неважно, каким путем девушки попадали в гарем, требования ко всем были едины и достаточно строги. Кроме приятной внешности и хорошей фигуры, девушка должна была иметь отменное здоровье. Она должна была быть невинна. Средний возраст обитательниц гарема составлял 17 лет.

7. Искусство быть наложницей

Несмотря на серьезный отбор, не всякая девушка могла рассчитывать на благосклонность султана. Только ко встрече с ним каждой надлежало долго готовиться. Первым делом девушке нужно было принять мусульманство. Затем ей предстояло долго учиться. Ведь чтобы понравиться султану, яркой внешности было недостаточно. В то время в Османской империи лучшее образование женщина могла получить именно в гареме. Обитательниц гарема учили читать и писать. Отдельное внимание уделялось грамотности речи, тем более что для девушек турецкий язык был чужим. Также их учили танцам и игре на музыкальных инструментах. Ну чем не восточный аналог института благородных девиц? Что до искусства любовной игры, знания учениц были хоть и обширные, но исключительно теоретические. Чаще всего на обучение новеньких уходило не менее 2 лет. После чего их экзаменовали, дабы определить дальнейшую судьбу. Те, кому учеба давалась с трудом, могли рассчитывать лишь на роль служанок и кухонных помощниц. У прилежных же учениц появлялся шанс на продвижение по иерархической лестнице. Однако многие из них, так и не добившись внимания правителя, покидали гарем султана через 5-7 лет. Их выдавали замуж, щедро наделяя приданым. Иногда султан дарил своим вельможам одну из девушек в качестве первой жены. Получить в супруги образованную, красивую и невинную девушку с хорошим приданым было большой честью.

6. Карьерный рост в гареме

Большинство девушек в гареме имели статус одалисок, а, значит, исполняли роль горничных при более успешных красавицах, и даже не смели надеяться на благосклонность султана. Куда перспективней считались икбаль – «осчастливленные», так как им удалось привлечь к себе внимание правителя. Проведя ночь с султаном, девушка сразу же получала множество новых нарядов, отдельные покои и штат прислуги. Подняться на следующую ступень гаремной иерархии можно было только с помощью материнства. Но забеременеть после единственной ночи с правителем удавалось немногим. Еще меньше женщин могли достаточно долго скрывать свое положение, а, значит, сохранить ребенка. Конкуренция в гареме была невероятная, потому большинство беременностей оканчивались выкидышами или смертью младенцев при родах. Но для тех, кому все же удавалось родить мальчика, гарем султана становился практически раем. Эти женщины становились хасеки кадын, а, значит, неофициальными женами султана и весьма влиятельными особами. Но наибольшим авторитетом и властью в гареме обладала единственная женщина – мать султана. Именно валиде султан решала кого карать, а кого миловать. И власть ее не ограничивалась пределами гарема. Часто мать султана была в курсе всех государственных дел, и могла влиять на судьбу страны.

5. Перед свиданием

Очевидно, что билет в гарем совсем не гарантировал пропуск в спальню султана. Но если выбор приходился на одну из счастливиц, на подготовку ко встрече уходило несколько часов. Прежде всего, девушка 3-4 часа проводила в хамаме, где кроме мытья ее ждал массаж. Затем, наложница избавлялась от всех волос на теле. Эпиляция того времени выглядела так: на тело наносилась смесь из яичных белков и сахара, сверху накладывалась полотняная салфетка, которую через время резко отдирали. Удалялись даже малозаметные пушковые волоски на руках и спине девушки. После этого тело женщины натиралось благовоньями, а волосы укладывались в красивую прическу. И, наконец, красавицу одевали в легкие просторные одежды, пропитанные ароматным дымом, и сопровождали в покои султана.

4. Бонус из кармана

Влиятельный шейх был заложником традиций и дворцового церемониала даже во время интимных встреч. И вопреки сложившемуся стереотипу, ночи в гареме проходили весьма сдержанно. Слухи об оргиях с несколькими девушками являются не более чем мифом, так как групповые ласки были строго запрещены религией, равно как и многие другие излишества. Однако это не значит, что влюбленные в покоях были только вдвоем. В комнате во время свиданий всегда находилось две пожилые женщины. Обе они следили за факелами, которые освещали комнату. Одна сидела всю ночь у входа в помещение, заботам второй был предоставлен факел у изголовья кровати. Девушке же надлежало добираться до кровати ползком, тем самым она демонстрировала полную покорность. Наутро султан переодевался в свежий наряд, оставляя в комнате свою вчерашнюю одежду. Содержимое карманов, а это могли быть крупные суммы денег и драгоценные камни, наложница имела право забрать себе. А девушке, особо поразившей султана, он посылал еще и роскошный подарок.

3. Обделенный зять

Гарем не был исключительной привилегией султана. Его вельможи также содержали гаремы, которые, конечно, были гораздо скромнее. Для этого дом разделяли на мужскую и женскую половину. Женские покои запирались на ключ, который хранился у хозяина дома. Еда, которую готовили женщины для остальных обитателей дома, подавалась через небольшие люки. Но были в мусульманском мире и такие мужчины, которым запрещалось иметь гарем. Такой запрет распространялся на зятя султана. Муж дочери султана, дамат, мог иметь только одну жену, лишь ей даря всю заботу и тепло.

2. Гарем не только для султана

Вопреки устоявшемуся мнению, гаремы содержали не только турецкие султаны. Так, история помнит о 700 женах и 300 наложницах царя Соломона. Дела сердечные князя Владимира Великого также потрясают своим размахом. В летописях говорится о том, что в период поклонения языческим богам князь имел более 800 наложниц. Впечатляет и количество официальных жен. Известно, что одновременно он был женат как минимум на пяти женщинах. Но приняв христианство, князь Владимир изменил свое отношение к браку. С этого момента он был женат дважды. Первой женой князя стала византийская царевна Анна. Овдовев, Владимир женился снова, но имя его супруги история не сберегла. Да и на сегодняшний день гаремы рано называть пережитком прошлого. Поговаривают, что пират Бен Бела, промышляющий грабежом суден у берегов Малайзии, содержит гарем из 900 женщин. Султан Брунея окружен вниманием 700 наложниц, многие из которых развлекают его исключительно песнями, танцами и задушевными разговорами. Кроме того, шейх уделяет внимание официальной супруге. На сегодняшний день, после развода со второй, а потом и с третьей женой, султан женат лишь на одной женщине. Но так как многоженство в этой стране не запрещено, семья может снова пополниться новой супругой в любой момент.

1. История гаремов

Османская империя существовала на протяжении 624 лет, за это время в стране сменилось 36 султанов. А, значит, история помнит 36 гаремов. Ведь после смерти одного султана, всех обитательниц его гарема отпускали на свободу. Большинство из них воспринимали сей факт без особого энтузиазма. Ведь жизнь в гареме была более комфортна и безопасна, чем за его стенами. Пределы дворца не покидали только женщины, родившие султану сыновей. Они переезжали в просторный дом на его территории. А новый султан обзаводился своим собственным гаремом. Но с провозглашением Турецкой республики в 1924 году гарем султана перестал существовать. О его упразднении позаботилось новое правительство.
Древние стены гарема помнят не только жестокие интриги и слезы наложниц о далеком доме. Порой здесь зарождалась и любовь. И несмотря ни на что она была чистой, преданной, самоотверженной и взаимной.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.

Статьи по теме: