Сожительство основные черты и распространенность. Единая Россия против, в Госдуме отклонили законопроект о гражданском браке – сожители не будут являться официальными супругами

Гражданский брак как он есть: плюсы и минусы

В русском языке выражение «гражданский брак» означает брак законный, зарегистрированный. Но в обиходе этим выражением большинство людей обозначает незарегистрированное сожительство. В данном разделе мы рассматриваем именно эту, вторую форму отношений - ее плюсы и минусы, отличия «гражданского брака» от законного, зарегистрированного брака.

Для начала, небольшая статистическая закономерность. Согласно исследованию Аннели Руфус, опубликованному британской газетой The Daily Telegraph в июле 2010 года, «Пары, в которых один из супругов ранее находился в гражданском браке с кем-либо еще, примерно в два раза чаще разводятся, чем те пары, участники которых до брака ни с кем не сожительствовали». То есть ваше участие в «гражданском браке» снижает вероятность создании семьи впоследствии ровно вдвое.

Бесплатный онлайн-курс: поможет Вам глубоко разобраться в своих отношениях и определить их перспективы.

«Гражданский брак» – путь, не ведущий к цели


Внятность лучше неопределенности, потому что недоговоренность, мутность «гражданского брака» вызывает у его участников тревогу. В любом случае длительный «гражданский брак» свидетельствует о том, что одна из сторон или обе не понимают, ради чего стоит находиться вместе, ради чего принимать решения относительно будущего...
Читать дальше

Как женщины обманывают себя в «гражданском браке»


Типичные доводы сторонников «гражданского брака» призваны убедить всех в том, что он «избавляет партнеров от излишних обязательств и позволяет лучше узнать друг друга, оценив взаимные чувства и проверив психологическую и сексуальную совместимость»...
Читать дальше

Осмысление опыта гражданского брака


Я когда-то думала, что виноваты во всём оба, на самом деле виноват только «гражданский брак», никто ведь никому не должен, и вообще непонятно зачем мы тут собрались...
Читать дальше

«Гражданский брак» всегда обречен


«Гражданский брак» – это очень удобно, ведь сейчас больше всего люди думают об удобствах. Но удобства гражданского брака обманчивы. Ведь совместная жизнь – это огромные душевные затраты. Женщина в гражданском браке не чувствует в мужчине опору, тревожится...
Читать дальше

Гражданский брак – свобода или слабость?


Выбравшие «гражданский брак» лгут, если говорят, что выбрали эту форму брака из стремления к свободе...
Читать дальше

Три неправды «гражданского брака»


Сторонники «гражданского брака» обычно оправдывают свое состояние так: чтобы получше узнать друг друга и избежать многих ошибок и проблем уже в браке, нужно сходиться постепенно. Сначала пожить вместе, а потом уже расписаться. Это абсолютно не работает, доказано практикой. Статистика гласит, что семьи, где супруги имели опыт сожительства до брака, распадаются в 2 раза (!) чаще, чем браки, где супруги такого опыта не имели. Кстати, такие цифры не только у нас в стране...
Читать дальше

Гражданский брак - это унизительно

Имя автора неизвестно
Перевёрнутый мир: гомосексуалисты требуют право на брак, а гетеросексуалы живут как сожители и говорят, что штамп не нужен, и вообще брак устарел. Примечательно, что гетеросексуальные поборники сожительства без брака часто выступают за гомосексуальные браки, у них сразу находится масса аргументов в пользу того, что пара не может жить без брака, однако в своей жизни они стараются избегать лишних обязательств и у них тоже есть аргументы и целая подогнанная идеология. Все люди врут, да, но самое главное - они прежде всего врут самим себ
Читать дальше

История одной семьи без секса до свадьбы


К двадцати восьми годам, как мне казалось, испытав все и вся, к своему полнейшему недоумению «я очутился в сумрачном лесу». Поскольку жадно исследовал бытие, то мне казалось, что прекрасно изучил простые законы, по которым оно, бытие, существует, - законы волчьей стаи. То есть никто никому ничего не должен, нет никаких обязательств, никакой справедливости, нет порядка, все относительно - хаос движет человечеством. В вожаках стаи тот, кто успешен. Но и он одинок. Потому что волк. Как жить в таком мире? Только разрушаться! Причем с максимально возможным удовольствием.
Читать дальше

Безгин «Крестьянская повседневность. Традиции конца 19 - начала 20 века»:

«Профессиональной проституции в деревне не существовало, в этом солидарны практически все исследователи. По наблюдению информаторов тенишевской программы проституцией в селе промышляли преимущественно солдатки. Про них в деревне говорили, что они «наволочки затылком стирают».

Проституция в селе не существовала, но в каждом селе было несколько женщин доступного поведения. Не стоит забывать и о том, что проститутки, промышлявшие в городах, в большинстве своем были вчерашними крестьянками.

Длительное отсутствие мужа-солдата становилось тяжелым испытанием для полной плотского желания деревенской молодухи. Один из корреспондентов этнографического бюро писал:

«…Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17 – 18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности, а у себя дома еще меньше. Не от пения соловья, восхода и захода солнца разгорается страсть у солдатки, а оттого, что она является невольно свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа».

По сообщению из Воронежской губернии, «на связь солдаток с посторонними мало обращалось внимание и почти не преследовалось обществом, так что дети, прижитые солдатками незаконно, пользуются такими же правами, как и законные. Сторонние заработки крестьянок, к которым были вынуждены прибегать сельские семьи, также выступали благодатной почвой для адюльтера. По наблюдениям П. Каверина, информатора из Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, «главной причиной потери девственности и падения нравов вообще нужно считать результатом отхожие промыслы. Уже с ранней весны девушки идут к купцу, так у нас называют всех землевладельцев, на работу. А там полный простор для беспутства».

По суждениям извне, принадлежащим представителям просвещенного общества, складывалось впечатление о доступности русской бабы. Так, этнограф Семенова-Тянь-Шанская считала, что любую бабу можно было легко купить деньгами или подарком. Одна крестьянка наивно признавалась:

«Прижила себе на горе сына и всего за пустяк, за десяток яблок».

Далее автор приводит случай, когда караульный яблоневого сада, возраста 20 лет, изнасиловал 13 летнюю девочку, и мать этой девочки примирилась с обидчиком за 3 рубля. Писатель А.Н. Энгельгардт утверждал, что «нравы деревенских баб и девок до невероятности просты: деньги, какой - нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы никто не знал, лишь бы все было шито-крыто, так делают все».

Некоторые крестьяне, любители спиртных напитков, почетным гостям под выпивку предлагали своих жен, солдаток и даже сестер. В ряде сел Болховского уезда Орловской губернии существовал обычай почетным гостям (старшине, волостному писарю, судьям, заезжим купцам) предлагать для плотских утех своих жен или невесток, если сын находился в отлучке. При этом прагматичные крестьяне не забывали брать плату за оказанные услуги. В том же уезде в селах Мешкове и Коневке бедные крестьяне без смущения посылали своих жен к приказчику или к какому-либо состоятельному лицу за деньгами на табак или на хлеб, заставляя их расплачиваться своим телом.

Половые сношения между главой крестьянской семьи и его снохой были фактически обычной стороной жизни патриархальной семьи.

«Нигде, кажется, кроме России, – писал В.Д. Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество».

Наблюдатели отмечали, что этот обычай был жив и в конце XIX в., причем одной из причин его сохранения являлся сезонный отток молодых мужчин на заработки. Хотя эта форма кровосмешения была осуждаема просвещенным обществом, крестьяне ее не считали серьезным правонарушением. В ряде мест, где снохачество было распространенно, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

Причину этого явления следует искать в особенностях крестьянского быта. Одна из причин – это ранние браки. В середине XIX в. по сведениям А.П. Звонкова, в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12 – 13 летних мальчиков на невестах 16 – 17 лет. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми для того, чтобы пользоваться их неопытностью. Другая причина снохачества уже упомянутые выше отхожие промыслы крестьян.

«Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови».

Из Болховского уезда Орловской губернии информатор сообщал:

«Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению».

Механизм склонения снохи к сожительству был достаточно прост. Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), а иногда и в его присутствии, свекор принуждал сноху к половой близости. В ход шли все средства: и уговоры, и подарки, и посулы легкой работы. Все по поговорке: «Смалчивай, невестка, – сарафан куплю». Как правило, такая целенаправленная осада давала свой результат. В ином случае уделом молодой становилась непосильная работа, сопровождаемая придирками, ругательствами, а нередко и побоями. Некоторые женщины пытались найти защиту в волостном суде, но, как правило, те устранялись от разбора таких дел. Правда, И.Г. Оршанский в своем исследовании приводит пример, когда по жалобе снохи на уговор свекра к снохачеству, последний решением волостного суда был лишен «большины». Но это было скорее исключением, чем правилом.

Типичный пример склонения свекром снох к половой близости приведен в корреспонденции жителя села Крестовоздвиженские Рябинки Болховского уезда Орловской губернии В.Т. Перькова.

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Но семейные любовные коллизии не всегда разрешались столь благополучно. В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае.

В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками». По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал.

Следует отметить, что при определенной распространенности этого гнусного порока в русской деревне, крестьяне прекрасно осознавали всю греховность такой связи. Так, в Орловской губернии кровосмешение оценивалось как большое преступление перед православной верой, за которое не будет прощения от Бога на том свете. По отзывам крестьян, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело».

Гражданский брак – модная в наше время форма союза мужчины и женщины, у которой есть как поклонники, так и противники. Что же такое гражданский брак? Семья или сожительство?

В последние два десятилетия в обществе наблюдается стабильная тенденция: количество разводов все увеличивается, а число людей, желающих вступить в законный брак, только уменьшатся. Молодые люди выбирают так называемый гражданский брак, по факту являющийся простым сожительством, рационально объясняя это желанием сначала испытать отношения на прочность.

Однако проводимые в разных странах исследования показывают, что официальные браки, заключенные после того, как люди некоторое время пожили вместе, распадаются в два раза чаще , чем те, которым сожительство не предшествовало! Но в предшествующем ли «пробном» браке причина распада семей? Или все-таки проблема кроется в снижение значимости и ценности самого института семьи?

Кризис семьи в современном обществе все более и более усугубляется. Семья трансформируется, одни ее проблемы разрешаются, другие обостряются и появляются новые. Среди тенденций , свидетельствующих о кризисе института семьи можно выделить такие:

Так называемые гражданские браки некоторые специалисты также считают негативным показателем и индикатором обострившегося кризиса семьи.

Споры и разногласия по поводу приемлемости неоформленных юридически отношений между мужчиной и женщиной не утихают. Мнения кардинально противоположны:

  • Неофициальный брак – своеобразная подготовка, «школа брака ».

Обязательно нужно сначала пожить какое-то время вместе, как муж и жена. Это необходимо для проверки отношений, для того чтобы быть уверенным в партнере до того, как будет заключен официальный брак. После «пробы» вступать в законный брак легче и спокойнее, так как появляется уверенность, что он не закончится разводом, ведь партнеры уже «притерлись». Зачем спешить расписываться в ЗАГСе, хорошенько не узнав друг друга и не осознав, что можно доверять?

  • Неофициальный брак – самообман .

Сожительство – иллюзия семьи. В таких отношениях нет главного – ответственности! Мужчина и женщина называют себя мужем и женой, но понимают что по-прежнему свободны. В случае конфликта (а они случаются у всех) «гражданские» супруги скорее разойдутся, чем начнут работать над отношениями, ведь их ничего не держит. В таком «пробном» браке нет юридических прав и обязанностей.

Например, если мужчина стал отцом, ему придется еще доказать свое отцовство. У сожителей остается понимание, что все это «понарошку», вроде серьезно, но не слишком, поэтому они не спешат работать над отношениями и строить крепкую семью.

Каких бы мнений не придерживались люди, статистика неумолима – количество незарегистрированных официально, но совместно проживающих пар стремительно растет. Почему же современные мужчина и женщина не спешат в ЗАГС?

Гражданский брак – сожительство?

Сегодня на постсоветском пространстве только одна пара из трех выбирает юридически оформленный союз, в Европе и Америке еще реже – одна из четырех. А ведь еще век назад все было совсем по-другому, и мир за последнюю сотню лет изменился до неузнаваемости.

В Российской Империи не было ЗАГСов, люди венчались в церкви и там же, в церковно-приходских книгах священнослужители записывали факты создания семей, рождения детей и смерти. После революции 1917 года граждане СССР, желающие узаконить отношения, должны были идти не в церковь, а в специальное учреждение – ЗАГС. Так стали заключаться гражданские браки.

Гражданский брак – это брачный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в ЗАГСе. Таким образом, гражданский брак это и есть официальный, то есть юридически оформленный, законный брак. Это брак по закону и по праву.

Гражданским зарегистрированный брак называют в противовес церковному браку – венчанию. Поэтому гражданский брак, заключенный в ЗАГСе, еще называют светским .

Не совсем понятно, почему гражданским браком в какой-то момент стали называть сожительство. Возможно, потому что люди к узаконенным государством союзам относились не так серьезно, как к венчанию? Ведь повенчаться можно только один раз в жизни, а расписаться в ЗАГСе – сколько угодно раз.

Мода на свободные отношения началась примерно в 60-х годах прошлого века. Именно тогда понятие «гражданский брак» стали понимать ошибочно и эта путаница в определениях сохраняется до сих пор.

Брачный союз – это регулируемая обществом и регистрируемая в советующих государственных органах семейная связь между одним мужчиной и одной женщиной, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу.

Таким образом, те отношения, которые ошибочно считают гражданским браком, правильнее называть сожительством.

Из-за нелицеприятности слова «сожительство», юристы и социологи иногда заменяют его словосочетанием «фактический брак », но люди по-прежнему говорят «гражданский брак».

Фактический брак (в народе – гражданский) – это совместное проживание (сожительство) в одном доме или ведение хозяйства двух взрослых, не связанных браком или родственными отношениями, людей, имеющих эмоциональные и сексуальные отношения.

Сожительство – это отношения подобные брачным, но их форма юридически не признается, это незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины.

Сожители не имеют тех же прав, что законные супруги и это может спровоцировать немало проблем. Например, у сожителей нет права на раздел совместно нажитого имущества в случае прекращения отношений, права наследования по закону и прочих прав. Для государства люди, живущие как муж и жена, но не оформившие свои отношения официально – чужие друг другу люди.

Мотивы вступления в фактический брак

Семья – малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семья – это потребность и необходимая «среда обитания» культурного человека. Известно, что семейные люди живут дольше и в целом проживают более счастливую жизнь, по сравнению с одинокими.

Мотивы создания семьи различаются у мужчин и женщин, зависят от возраста, уровня образования, рода занятий, но чаще в их основе лежат такие желания:


Пары, начинающие жить вместе, фактически создают семью, не ставя в известность государство. Чаще всего так поступают люди:

  • не имеющие высшего образования,
  • те, чьи родители не состояли в браке,
  • имеющие негативный опыт предыдущих брачных отношений.

Наиболее частыми мотивами невступления в официальный гражданский брак, а предпочтения фактического брака являются:

  • проверка отношений на прочность и нахождение совпадений в стиле жизни, установление совместимости в быту;
  • ощущение свободы, отсутствие необходимости брать на себя традиционные обязанности и стереотипные семейные роли;
  • возможность избежать серьезных ошибок, обезопаситься от рисков и разочарований;
  • неготовность к браку, но желание жить вместе с любимым человеком;
  • ожидание регистрации брака (когда люди собираются расписаться через некоторое определенное ими время);
  • «репетиция» официального брака без установления сроков его заключения;
  • материальная выгода совместного проживания;
  • приемлемость такого вида брака (люди приравнивают сожительство к официальному браку и не видят между ними разницы).

Основной мотив вступления в фактический брак – наличие в личности партнера подходящих черт и качеств характера, внушающих доверие.

Интересно, что мотивы невступления в официальный брак у мужчин и женщин разнятся.

Женщины не спешат оформлять союз с мужчинами-сожителями в основном по двум причинам:

  • проверяют отношения,
  • ждут предложения от мужчины, но не могут его дождаться!

Мужчины объясняют свое нежелание жениться одной-единственной причиной – хотят оставаться холостыми, даже если искренне любят и положительно относятся к партнерше.

Получается, что для женщины сожительство – иллюзия брака, а для мужчины – иллюзия свободы.

Быть или не быть?

К сожалению, статистика опровергает основной довод сторонников фактических браков: добрачное сожительство не служит гарантией счастливой и крепкой семьи. Выводы, сделанные по результатам многочисленных исследований последних двух десятилетий, показывают, что «пробный» брак – оправдание людей, боящихся брать на себя ответственность и не желающих расставаться со свободой.

Влюбленные часто говорят: «Штамп в паспорте ничего не значит, нам и без него хорошо жить вместе. Главное, что мы любим друг друга». Но что мешает поставить штамп, если он ничего не меняет? Ведь это не сложно сделать!

У людей, живущих в фактическом браке, есть любовь и осознание удобства совместного проживания, но часто не хватает решимости принять на себя ответственность за сохранение отношений и создание полноценной семьи.

Фактические муж и жена радуются возможности быть и жить вместе, заботятся, ухаживают, помогают друг другу, занимаются любовью, отдыхают, обустраивают быт и так далее. Они узнают друг друга ближе и становятся близкими людьми, но, замечая недостатки партнера, они часто оказываются неготовыми с ними смириться.

У человека обычно не бывает мыслей наподобие: «Мой брат мне не подходит, надо найти другого!», потому что брат – член семьи. Сожитель или сожительница – еще не член семьи, поэтому даже у самого любящего, преданного и честного партнера может возникнуть мысль: «Мы еще не родственники. В случае чего, можно найти кого-то другого».

Мужчине и женщине, проживающим совместно в незарегистрированном браке и желающим разобраться в отношениях, полезно будет ответить на следующие вопросы :

  • Готов(а) ли я к созданию законной семьи?
  • Искренне и серьезно ли мое желание построить счастливую семью?
  • Понимаю ли я, что для создания гармоничных взаимоотношений нужно учиться уступать, прощать и преодолевать эгоизм, конфликты и трудности вместе?
  • Готов(а) ли я взять на себя ответственность быть с выбранным мною человеком всю оставшуюся жизнь?
  • Хочется ли мне всю жизнь прожить с избранником/избранницей?
  • Быть может, я боюсь официального брака? И если «да», то что именно меня страшит?
  • Любит ли меня мой спутник жизни? Люблю ли я его?

Оформлять или не оформлять отношения – личное дело каждого человека. Как сложится отдельно взятый фактический союз и перерастет ли он в официальный брак, определит не бездушная статистика, а конкретная семейная пара.

Общество, проповедующее свободу выбора и широкий спектр видов взаимоотношений, возможно и обесценивает, делает немодным и представляет слишком трудным традиционный законный брак, тем самым меняя уклад современной семьи, но каждый человек должен сам для себя понимать, что составит его счастье и насколько значимо для него иметь крепкую семью.

  1. Дж. Грей “Рецепты счастливых отношений” , “Марс и Венера: как сохранить любовь” , “Секреты счастливых жен” и другие книги автора
  2. С. Кови “7 навыков высокоэффективных семей”
  3. В. Сатир “Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту”
  4. К. Роджерс “Брак и его альтернативы”
  5. Ю.А. Дружинина “Представления разных поколений о современных формах брака и семьи”
  6. А. Толоконин “Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога”
  7. А. Боуман “Долго. Счастливо. Вместе”
  8. Дж. Андерсон, П. Шуман “Стратегия семейной жизни. Как реже мыть посуду, чаще заниматься сексом и меньше ссориться”
  9. Б. Фейлер “Секреты счастливых семей. Мужской взгляд”
Лапшина З.С.

Семья в Российской империи

К началу ХХ в. Российская империя занимала 1 место по территории и вышла на 3 место в мире по численности населения, уступая Индии и Китаю. Ее население в 1901г. составляло 134,6 млн. чел., на территории современной Российской Федерации в 1897 г. проживало 67,5 млн. человек. Если же оценивать демографический потенциал не по численности населения, а по его абсолютному годовому приросту, то в начале ХХ века Россия была безусловным лидером (уступая Китаю) с годовым приростом населения 2,02 млн. чел. в год. Далее шли США, Индия, Германии, Великобритания, Германия, Япония. В XX век Россия входила, имея значительный запас устойчивости по своему демографическому потенциалу при высокой этнокультурной однородности населения ее географического ядра - русского народа. Демографы начала века прогнозировали: население России к 90-м годам ХХ в. должно перейти рубеж 400 млн. чел. Однако этого не произошло.

Какой была семья, обеспечивавшая столь высокий естественный прирост? Это была большая патриархальная семья, либо малая семья из двух поколений. В силу исторических традиций роль кормильца семьи выполнял мужчина. Традиция опираться именно на мужчину-кормильца была укоренена в русской культуре. Землей в крестьянской общине наделялись только мужские души.Мальчик всегда считался будущей опорой семьи, в то время как дочериуходили из родительского дома в семью к мужу. Отсюда и различия в отношении рождения сыновей и дочерей: первые были более желанны, поскольку впоследствии могли содержать родителей. (Об этом и поговорка - «корми сына до поры, потом он тебя накормит »). Крестьянские семьи были многодетными: средняя семья состояла из 8-10 детей, не были редкостью семьи по 19 детей, семья из 5 детей считалась малодетной и нетипичной. Крестьянская культура представляла собой довольно замкнутый мир общины со своими правилами,в основе которых лежала семья. Каждое новое поколение повторяло жизненный круг своих родителей.

Семья в послереволюционные годы .

Однако бурные события XX века нарушили патриархальную традицию. Новый общественный строй большевистской России поначалу определил семью пережитком прошлого. Венчание в церкви было отменено. В городах появлялись молодежные семьи на правах сожительства. К середине 30-х годов эта сфера несколько упорядочилась: появились органы для общественной фиксации браков под названием «Запись актов гражданского состояния» (ЗАГС), так они до сих пор и называются. Это означало коренную ломку традиционной русской семьи, освященной Церковью и с решающей ролью родительского выбора брачующихся.

В новой советской семье изменились социальные роли. И муж, и жена равно становились кормильцами. Женщин фактически вынудили работать: на одну зарплату мужа прожить семье было нелегко. Одновременно роль кормильца отчасти выполняло государство, обеспечивая семьи детсадами, путевками в санатории, жильем и т.п. Таким образом, в Советской стране создана ситуация «двойного кормильца»: мужчина выполнял роль основного (заработок мужчин был всегда выше на 30-35%), в то время как женщина - второстепенного. Правда, «женские деньги» были надежнее. Очень часто одной рукой отдавая деньги в семью, муж брал их другой, используя на сигареты, алкоголь, развлечения. Умело выкручиваясь с малыми средствами, женщины становились истинными главами домохозяйств. Количество детей в семье резко снизилось: городская семья - до 4 детей, сельская - до 6 детей.

Сформировалась экономическая предпосылка к тому, чтобы женщина вышла за пределы семьи и стала социально активной личностью. Образ женщины, выполняющеймужскую работу, тиражировался как высшая форма женской социальной активности, сознательности и приверженности социалистическим идеалам. В этом смысл и значение образа П. Ангелиной и подобных ей женщин 30-х годов, перевыполнявших производственные нормы на заводах. Это очень пригодилось в войну. Тыл в Великой Отечественной войне, особенно в деревне, обеспечивали женщины. Но вот отгремела война, завершился восстановительный период. Однако и в послевоенной жизни совершенно отчетливо обозначилось активное вовлечение женщин в общественное производство наравне с мужчинами. Бесполость понятия «работник» давала о себе знать все яснее и ощутимее. Забили тревогу медики, робко засомневались социологи, указали на тревожную динамику специалисты в области семьи и т. д.

Статистика свидетельствует, что в 60-е годы доля женщин в общей численности специалистов с высшим и средним образованием превосходила показатель у мужчин и постоянно увеличивалась. Так, в 1960 г. она составляла 59% и сохранялась на уровне 60% вплоть до 1985 г.

Семья в послевоенные годы.

В послевоенные годы постепенно роль матери в семье уже играет бабушка: она воспитывает детей, готовит пищу на семью. Мать выполняет роль основного кормильца и главы семейства, то есть отца в патриархальном понимании. И наконец, отец играет роль еще одного ребенка, вдобавок к настоящим детям. Таким образом, российская женщина привыкла либо выполнять роль кормильца на паритетных началах, либо становилась кормильцем поневоле в ситуациях, когда муж страдал алкоголизмом.

Обозначилось резкое сокращение населения страны. В этом снижении учитывались военные потери и потери потенциально неродившихся детей от гибели мужчин детородного возраста. Однако основной причиной резкого сокращения прироста населения стала урбанизация, ломка традиционной модели патриархальной семьи и введение с середины 50-х годов в массовую практику медицинских абортов.

Правительство Н. С. Хрущева проводило политику медицинского сокращения рождаемости. Так решалась проблема жилищного кризиса в городах, связанного с массовыми разрушениями жилищного фонда во время войны и быстрой урбанизацией.

Если в 1939 году городское население РСФСР составляло 36,3 млн. чел., то в 1950 году оно выросло до 43,7 млн. человек, а к 1960 г. - до 63,7 млн. Массовая практика медицинского сокращения рождаемости позволила снизить остроту жилищного кризиса в городах, высвободить дополнительные трудовые ресурсы и повысить доходы на душу населения за счет сокращения количества иждивенцев на одного работника. Морально - этическая сторона игнорировалась.

К началу 60-х годов хрущевская демографическая политика привела к тому, что всего за десятилетие в городах, особенно в центральной России, наиболее типичной стала одно- или двухдетная семья при количестве абортов, превышающих количество рождений. Перед центральной Россией внезапно встала угроза вымирания, причем вымирания в мирное время. Демографические потери России, связанные с политикой поощрения абортов с 1960 по 1985 годы, составили около 100 млн. человек, а по настоящее время - не менее 140 млн. человек.

В массовом сознании вырабатывались представления о преимуществах малодетной семьи. В стране шло активное жилищное строительство. Всего за годы Советской власти (1918-1980 гг.) построено более 3,5 млрд. кв. м. площади жилищ. Только за период с 1961 по 1980 г. было построено более 44 млн. квартир. В послевоенный период строились малогабаритные квартиры - так называемые «хрущёвки», затем «брежневки». Размеры квартиры предполагали семью из трех, максимум четырех человек, включая родителей. Одного-двух детей проще вырастить на родительские невысокие зарплаты, а затем дать образование.

Женщины стремятся к получению высшего образования и престижных профессий. Героиней послевоенной эпохи становится Валентина Терешкова, первая женщина - космонавт, вышедшая из ткачих. Это хорошая перспектива для трудолюбивых женщин. Подобные примеры еще более уводили женщин от семьи и деторождений в науку, искусство, образование, производство. Кинематограф давал прекрасные примеры, как жить в ногу со временем: кинофильмы «Приходите завтра» о сельской сибирской девушке, которая стремилась обучиться пению; «Королева бензоколонки» - о девушке, которая не поступила в институт, но не отказывается от мечты; «Москва слезам не верит» - о девушке, которая стала директором завода, и даже маленький ребенок не помешал ее карьере. Эти фильмы показывали, что семья для девушки перестала быть главной целью жизни. Героини добиваются успеха вне семьи. Семья оставалась на периферии их жизненных интересов. В последнем фильме героиня тоскует не о том, что собственно семьи не удалось создать, а о том, что рядом нет любимого человека. Ее мечта - не о полноценной семье, а о любимом мужчине.

Семья в постперестроечный период.

90-е годы обозначили новую страницу в жизни страны. Качественную оценку переменам дает демографическая статистика. С 1993г. в стране зафиксирована депопуляция русского этноса. Ежегодная депопуляция в России составляет около 0,6%, т.е. ежегодно население страны снижается на 800-900 тыс. чел., в последние годы более чем на 700 тыс. чел. Главный удар депопуляции пришлось выдержать исконно русским районам. В центральных областях: Новгородской, Псковской, Тверской, Ярославской, Тульской, Ленинградской ежегодная депопуляция в два раза выше, чем в среднем по стране, и численность населения в этих регионах ежегодно снижается на 1-1,5%. Вымирает наиболее работоспособная часть народа — молодые люди и люди среднего возраста. Так, в регионах вокруг Великого Новгорода именно у этих категорий наибольший рост смертности: для возраста 20-39 лет он составил 75%, для 40-44 лет — 100%. Ведущая роль в депопуляции принадлежит снижению рождаемости.

За 1993-1996 годы избыточная смертность составила 2,9 млн. человек, а дефицит рождений 4,4 млн. Демографы прогнозируют, что к середине ХХ I столетия русских останется 25 миллионов человек. Социологи уже сейчас говорят о том, что если подобная динамика продолжится, то они могут с точностью до года вычислить, когда у последних Ивана и Марьи родится последняя Дарья, которая сможет выйти замуж за кого угодно, но только не за Иванов и Степанов, которых уже не будет... Так, по данным Госкомстата современное молодое поколение женщин репродуктивного возраста планирует в среднем 1,2-1,3 детей в течение всей жизни, что гарантирует быстрое вымирание населения России в сочетании с его дальнейшим старением.

В период перестройки произошла «смена вех»: старые престижные профессии уже не были ни престижны, ни высокооплачиваемы, а новые только-только появлялись. В этой ситуации многие мужчины, оказались в ситуации потери и работы, и профессионального статуса, что ко всему прочему ликвидировало и их положение кормильца - даже у тех, кто еще сохранял его. Острое ощущение ответственности перед семьей привело к тому, что очень многие женщины перестроечного поколения становились «кормильцами поневоле». Женщины оказались способными гибко изменить профиль и статус своей работы и все чаще становились основными добытчиками денег для семьи. Для них был не важен статус предлагаемой работы, но важно обеспечить семью. В значимой части российских домохозяйств именно женщины безоговорочно взяли на себя ответственность за семью и детей.

В то же время многие мужчины оказались не способны пожертвовать своим статусом. Работники «лежащих» предприятий влачили жалкое существование, не получая зарплату по 6-9 месяцев, но стремились сохранить свой профессиональный статус. В итоге мужчины дорого заплатили за отсутствие гибкости. Косвенными показателями их плохой адаптации на рынке труда стало огромное количество самоубийств, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов, алкоголизма.

Женщина не только приспособилась, но и занимает более высокое положение, чем до перестройки.Об этом свидетельствует более высокий уровень образования: по данным последней переписи, женщин в возрасте 16-29 лет, живущих в городе и имеющих высшее и неполное высшее образование, на 16% больше, чем их сверстников-мужчин, имеющих тот же статус. Женщины, получившие в советское время образование, смогли получить новые профессии, второе высшее образование.

Новое поколение женщин также дает примеры более гибкой адаптации: они чаще получают одновременно два образования, т. е. две профессии. Это очень нелегко: усталость от совмещения семейных и профессиональных обязанностей проявляется, в частности, так: 76% россиянок согласны с тем, что «вся семейная жизнь страдает, если женщина работает полный день», а женщины, совмещающие две работы, фактически существуют вне семьи.

Образ совремнной семьи.

С помощью СМИ в обществе создается образ женщины нового времени: это успешная бизнес-леди или красавица-блондинка, потенциальная жена успешного человека. Наше общество вспоминает о ценности семьи, но только для обеспеченных. В сериалах создается образ женщины-матери, которая находит уставшего без семьи состоятельного человека. Семья как дорогое удовольствие, недоступное для каждого! И второй образ женщины - бывшей жены состоятельного человека, которая с успехом применяет свою полученную в юности профессию, и становится самостоятельным и не зависимым от мужа-деспота человеком. В этих фильмах самое слабое и непродуманное звено - собственно семья. В лучших случаях действие крутится вокруг факта существования ребенка или его спасения. Семья как тема в современном искусстве, к сожалению, не разработана.

Молодых девушек воспитывают глянцевые журналы со статьями по типу : «Как выйти замуж за крутого?« Конкретные советы, конкретные попытки им следовать. Моделью жизненного успеха является образ женщины, от которой требуются, в значительной мере, таланты и навыки, реализующиеся во внутрисемейной сфере, а не вне ее: умение хорошо выглядеть, создавать уют в доме, соответствовать имиджу мужа и т. д. Но высокий общественный статус мужа - это его личный капитал, а не вместе нажитый, что не всегда укрепляет семью.

В целом в мире активная социализация и самостоятельность женщин приводит к тому, что в развитых странах стремительно растет возраст деторождения - в Германии он поднялся до 40 лет, а в Израиле не редкость рождение ребенка женщинами в возрасте около 50 лет. В нашей стране уже свыше 10% рожениц старше 35 лет. И эта цифра растет с каждым годом. По некоторым данным, до 40% работающих женщин в Германии просто отказываются от деторождения. В российских семьях нормой стало рождение единственного ребенка. Таким образом, процесс вымирания нации превращается в реальность.

Даже слабая попытка правительства решить проблему демографии «материнским капиталом» не остановит процесс вымирания русского народа, потому что наблюдаемое ныне некоторое повышение рождаемости связано с вошедшим в детородный возраст поколением и является лишь частичным воспроизводством.

Выводы: и в мировой, и в российской культуре забыта ценность семьи, не воспитывается образ прочной семьи. СМИ создают образ семьи, которая не может быть устойчивой, потому что не определены ее ценности.

Новое поколение не знает, какой должна быть семья и в чем ее ценность. В этом плане показателен результат опроса студентов 1-3 курсовХГИИК:

1. Какой вы видите свою будущую семью?

14 чел.- «большой, счастливой, благополучной»; «большой, дружной и крепкой»; «надежные крепкие отношения, основанные на доверии и взаимоуважении»;«полное взаимопонимание, доверие и любовь», «для создания семьи нужно созреть морально и духовно, а материальная сторона - это второстепенное»;1 - гражданский брак; 3 - не задумывались.

2. Считаетели семью (духовной) ценностью?

17 чел. -да ;1 -прочерк

3. В чем Вы видите цель брака?

7 - «в совместной жизни и воспитании детей»; « в создании новой ячейки общества, продолжении рода, ну, и просто приятный факт»; 7 -цели никакой не видят, т.е. брак как результат любви двоих; 1 - «повышение статуса в обществе»; 1 - «уверенность в жизни, знать, что ты кому-то нужен»; 2 - прочерк.

4. Считаете ли вы, что институт семьи в кризисном состоянии? Если да, каковы его причины?

10 - да;6 - нет; 2 - прочерк: «у многих негативное и пренебрежительное отношение к семье, ее считают грузом, хотя это взаимная поддержка и надежность»; «многие нехотят идти в ЗАГС»; «цинизм, расчетливость» «наркомания, алкоголизм, проблема жилья», «большие налоги, но маленькая зарплата»; «большинство браков сейчас распадаются из-за того, что наши русские мужчины обнаглели. У нас в России очень много красивых, умных, добрых, интересных, стильных девушек, которые в дальнейшем станут прекрасными хозяйками и заботливыми матерями. Но идти замуж не за кого. Вокруг одни алкоголики, геи, наркоманы или инвалиды моральные, а те, кто нормальные - бабники»

5. Если вы планируете в вашей семье детей, то сколько?

7 - «двое-трое»; 5 -«один-двое»; 1 - «чем больше, тем лучше».; «как Бог даст»; 1 - «два мальчика, две девочки»; 4 - не планируют.

6. Планируете ли вы разделение ролей в семье?

8 - нет; «оба должны выполнять свои обязанности с любовью и соблюдать традиции, согласованность в делах»;9 - «да, мужчина обеспечивает материально, а женщина ведет хозяйство и растит и воспитывает детей; хотя можно и на равных»;1 - не знаю.

7. Какими качествами должен обладать муж?

17 - «добрый, спокойный, не жестокий, мужественный, честный, не бабник, умный»; «мужественным как в старину»; целеустремленный, интересный собеседник, сильный духовно, терпеливым, активным; финансово независимым»; ответственность и преданность, заботливый, любящий;1 - не знаю.

8. Какими качествами должна обладать жена?

15 - «хозяйственная, спокойная, любящая, внимательная, умная»; «готовностью к поворотам в жизни, верностью, быть трудолюбивой и чуткой»;терпение, духовная и физическая сила, любящая, оптимистка; «преданная, добрая, отзывчивая, целеустремленная, образованная»;«мудрая, хозяйственная, умеющая идти на компромисс, стремление быть ухоженной и интересной мужу», «добрая, умная, красивая»;«поддержка, забота, собеседник, преданность»; 1 - «храброй, красивой и худенькой»; 2 - прочерк.

9. Приходилось ли Вам в вашей жизни встречать семью, которую сочли бы для себя примером? 10 - «нет, только читала о них»; «в моем понимании семья - это не то, что я встречала в жизни»; 8 - да;(1: «да, мои родители - наилучший пример для меня»)

10. Как Вы относитеськ сожительству без оформления отношений в ЗАГСе?11 - положительно; 4 - нейтрально, 2 - отрицательно; 1 - не определился «люди могут проверить свои отношения и просто жить, но все - таки я - сторонник браков»; «штамп в паспорте не обязателен»; «по-моему брак людям не дает ничего»;«это удобно больше мужчинам: их обстирывают, обглаживают, поят, кормят, но при этом у них нет никаких обязательств, которые были бы после регистрации в ЗАГСе. Лично я считаю гражданский брак просто как способ научиться домашним делам»

11. Как Вы относитесь к венчанию в церкви? Обоснуйте ответ.

13 - положительно «это просто красивая традиция»; «Это прекрасно! Это союз перед Богом, но на этот шаг нужно отважиться после многих лет совместной жизни, уже с проверенными чувствами… ведь союз перед Богом нельзя расторгнуть»; «Это очень серьезный шаг. Если обвенчаться в церкви, а потом развестись или изменить, то это будет большим грехом. Чтобы венчаться, нужно доверять друг другу на 100 %. В наше время - это редкость»; «но для этого надо найти человека, с которым хочешь действительно провести всю жизнь, это большая ответственность. Но я не крещеная»;«если бы венчались в церкви, меньше бы семей распадалось»; «для меня венчание в церкви - нечто большее, чем оформление отношений в ЗАГСе. Венчание - навсегда. А штампов в паспорте всегда больше…»; «положительно, в баптистской церкви»;3 - отрицательно «как неверующая»; «это не так важно, это излишне»; 1 - равнодушно, как не православная;1 - не знаю

Опрос показал, что вступившие во взрослую жизнь молодые люди всерьез не задумываются над тем, какой должна быть семья. Поэтому ответы противоречивые. Складывается впечатление, что они имеют самое общее представление, навеянное кинематографом или книгой. И это при том, что 8 человек имеют положительный пример семьи, по которой готовы строить свою.

Большая половина опрошенных гражданский брак, а вернее, сожительство, представляют как самую возможную перспективу, но в своих представлениях о семье только один респондент назвал свою будущую семью таковой. Признавая сожительствокак норму (более 50%)., лишь одна треть признала наличие кризиса института семьи. Получается, что сожительство они не воспринимают как кризис семьи, рассматривают его как форму брака. К церковному оформлению брака отношение серьезное, но принимают его как далекую возможную перспективу уже после опыта сожительства.

Небольшое социологическое исследование показало острую необходимость формировать в среде молодежи правильное понимание и отношение к семье, ее ценностям,к воспитанию детей.

Зоя Степановна Лапшина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научного отдела Хабаровского государственного института искусств и культуры.

Доклад на семинаре «Семья как духовная ценность», Хабаровская духовная семинария, 19 марта 2010 года.


Приравнивается к официальному закон 2018? Сенатор Антон Беляков в январе 2018 года предложил узаконить незарегистрированные отношения мужчин и женщин и внести поправки в СК РФ. Однако уже в феврале в Госдуме законопроект о сожительстве отклонили. Большинство депутатов осудили такую инициативу.

Елена Вторыгина – депутат от фракции «Единая Россия» и зампред Комитета ГД РФ по делам семьи, материнства и защиты детей от Архангельской обл. и Ненецкого автономного округа не поддержала законопроект Антона Белякова об уравнивании гражданских и официальных браков, выступив категорически против нарушений исконно русских традиций и разрушения ценностей института семьи.

Действующим законодательством, не урегулирован вопрос сожительства мужчины и женщины. Однако нет и запрета на такие отношения. Выбор зарегистрировать брак или нет, пары делаю самостоятельно.

В этой статье:

Новый закон о гражданском браке

Вступил ли в силу закон о гражданском браке? Автор законопроекта Антон Беляков в январе 2018 года, выразил инициативу легитимировать так называемые действующие сожительствующие союзы, то есть пары, не вступившие в брак.

При этом, в таких официально незарегистрированных отношениях мужчина и женщина должны прожить не менее 5 лет. Если же у них есть дети, то этот срок сокращается до 2 лет. На это не влияет.

Как быть, если период совместного сожительства меньше и при оформлении расторжения таких отношений закон не регламентирует?

На основании предложенного законопроекта, всё совместно нажитое имущество должно признаваться общей собственностью, если не было составлено иного материальных ценностей в случае прекращения взаимоотношений.

Документальное заверение, такого вида «брачных союзов» в ЗАГСе или других госорганах не предусматривается.

Что говорит действующий Закон

В соответствии с действующим законодательством в совокупности статье 264 ГК РФ и 38 СК РФ, имущество может быть поделено между гражданскими супругами в том случае, если доказан сам юридический факт ведения ими совместного хозяйства в долгосрочном совместном проживании.

Свидетелями могут стать родственники, друзья, соседи или документальное подтверждение факта владения материальными ценностями на правах долевого участия.

Не редкостью в судебных тяжбах встречаются дела по разделу имущества в гражданском браке. Чаще всего право на имущество признаётся за тем, кто его приобретал, а также кредитные обязательства полностью возлагаются на лицо, оформлявшее на себя займ.

Закон о сожительстве Белякова призывает к тому, чтобы требования в равной степени распространялись на пары, проживающие в гражданском браке, так и в официальном. Лица должны достичь совершеннолетия, исключается «двоеженство» и близкая родственная связь.

На данный момент СК РФ не ориентирован на равенство законного и незарегистрированного союзов. Однако дети, рождённые вне зависимости от штампа в паспорте их родителей, обладают равными правами.

Сенатора поддержала РПЦ в лице иеромонаха Дмитрия (Першина) – специалиста Синодального отдела по молодёжной политике, который считает, что принятие этого закона послужит стимулом родителям узаконить отношения, а детям обрести правовую семью.

Большинство против узаконивания сожительства

В свою очередь многие раскритиковали законопроект и даже отнеслись с осуждением.

Депутат от фракции «Единая Россия» и зампред Комитета ГД РФ по делам семьи, материнства и защиты детей от Архангельской обл. и Ненецкого автономного округа Елена Вторыгина высказалась, что приравнивание официальной семьи к внебрачному сожительству противоречит устоявшимся моральным принципам.

Такого вида равенство посягает на институт семьи и древние русские обычаи, складывающиеся веками. Особенно это касается Русского Севера, где семья всегда преобладала, как главная общественная ценность.

Ко всему прочему заместитель председателя Комитета по делам семьи заявила, что принятие этого закона перечит СК РФ – ныне действующему правовому акту.

Елена Вторыгина напомнила также о проектах Президента РФ В.В. Путина, направленные на защиту традиционных ячеек общества.

Партия «Единая Россия» не только не поддерживает узаконенное сожительство, но и всячески стремится развивать программы, направленные на упрочение значимости русской семьи.

Ежегодно в Госдуме принимаются решения на развитие одаренных детей, материнского капитала и других мер социальной поддержки.

Последним, депутат резко акцентировала, что вышеназванные цели этих программ поддержали миллионы россиян, и она не понимает миссии принятия подобного рода законопроекта, предложенного Беляковым.

Кого он поддерживает? Содомитов? ЛГБТ? К чему может привести подобный правовой акт, если он будет принят.

В результате Комитет отверг проект закона о сожительстве в России 2018 года.

Статьи по теме: