Как себя вести, если ваш сын-подросток признался, что он нетрадиционной ориентации. К вопросу о диагностике подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Одной из самых непростых тем в области детской сексуальности является вопрос формирования половой ориентации. Об этом мы решили поговорить с Марией Тихоновой , психологом, психотерапевтом, ведущей тренингов и руководителем образовательного проекта МОСТ, и обсудили, как происходит выбор в пользу гетеро- или гомосексуальных отношений у подростков, а также какой должна быть позиция родителей, если всё складывается не так, как они ожидали.

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку . Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.
Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Беседовала Ирина Корнеева

Они сами придумали себе имя - «Дети-404». Название дали по аналогии с «интернет-ошибкой 404». Есть такая функция в интернет-пространстве, когда поисковик выплевывает - «страница не найдена».Так страна узнала о существовании подростков нетрадиционной сексуальной ориентации. И тут же им бросили перчатку другие дети, обозначившие себя «Дети-1488»…Объединившись в соцсетях по сексуальному признаку, подростки объявили друг другу войну в реальности…

Мы хотим рассказать вам историю. Историю про наших детей. Детей, которых мы не знаем. Сами про себя они говорят: «Мы - невидимки. Нас не видят. О нас не знают, но мы есть». Недавно они решили заявить о себе миру.

Если вкратце - сообщество «Дети-404» - это подростки 12–16 лет, которые на весь мир заявили о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Первые - живут тихо и никого не трогают.

Вторые - следуют заветам своего наставника Максима Марцинкевича, известного в народе как Тесак. Однажды, с легкой руки «гуру», эти подростки поклялись «очистить» страну от детей-404. Создали проект «Оккупай-геронтофиляй», цель которого - заманить малолетнего гея в ловушку, высмеять его «пороки» на видеокамеру и выложить сюжет на всеобщее обозрение в Интернет. После такого промоушена - подросток автоматически становится изгоем в школе, во дворе, в кругу друзей...

Но если ранее коллектив «Оккупай-геронтофиляй» выискивал своих жертв наобум, тыча пальцем в небо - на страничку пацана с миловидным личиком, то с появлением сообщества «Дети-404» их шансы на «успех» заметно выросли.

«Мама решила прочистить мне мозги и упекла меня в психушку»

Если у проекта «Оккупай-Геронтофиляй» есть свой учитель, то группа «Дети-404» тоже образовалась не сама по себе. Инициатором выступила девушка Елена Климова. По образованию она журналист. Идея объединить под свое крыло детей нетрадиционной сексуальной ориентации пришла в ее голову случайно.

Однажды я написала текст, где изложила свою позицию насчет гомофобных предрассудков в нашей стране, - начала беседу Климова. - И вскоре мне пришло письмо от некой Нади из Самары. Она лесбиянка, ей 15 лет. Ее травили в школе, дома. Она решила уйти из жизни, но прочитала мой материал и передумала. После этого все и завертелось... Я позвонила Наде, записала ее историю...

Надя стала первым подростком, чьи откровения на скользкую тему просочились в социальную сеть.

А потом подобные истории посыпались как из рога изобилия. На сотом послании Елена Климова поняла: таких, как Надя, немало - и открыла в соцсетях группу «Дети-404». С тех пор сообщество пополняется новыми произведениями ежедневно.

«Я лесбиянка. Православная. Мама растила меня с заботой, водила в церковь. Она - христианка до фанатизма, а папа - расист и гомофоб. Я их очень люблю. И очень люблю N (девушку). Что мне делать? Как отреагируют на это родители? Мне страшно. Я веду разговоры во время ужина, вечером... но папа срывается и приходит в бешенство. Он выпивает... С мамой даже не пытаюсь заговорить. Порой я срывалась. Недавно собиралась покончить с собой»…

Сегодня достоверно известно о пяти случаях, когда подростки прибегали к суициду из-за издевательств и насмешек сверстников или непонимания родителей, - говорит Климова. - Зачастую дети кончают с собой, а родители даже не знают причину. А если знают, то сами родители готовы сделать все, чтобы не вынести сор из избы. Однажды мать довела своего сына до самоубийства, потому что ей было стыдно, что он гей. И рыдала на его похоронах.

Я прочитала порядка 30 историй. На большее меня не хватило. Все эти признания написаны как под копирку. Счастливая развязка - редкость. Может, таким образом дети просто заигрались во взрослую жизнь?

Когда приходят письма от 12–13-летних, я тоже скептически хмыкаю, - продолжает Климова. - Наверняка есть и те, кто просто играет в однополые отношения. В любом случае те, кто просто играет, рано или поздно бросят это, потому что против своей природы не попрешь. Но большинство историй - чистая правда. Которую зачастую страшно слушать. Например, родители, которые узнают про увлечение своего ребенка, ведут себя неадекватно. Многие избивают детей до полусмерти, запирают их дома, ограничивают доступ к Интернету, отбирают телефон, отправляют в психбольницу, водят к «православным психологам», в церковь, пичкают гормонами, на худой конец гонят из дома. Одной девушке даже пришлось бежать из своей страны, потому что мать жестоко била ее и даже грозилась убить.

«Меня зовут Анастасия, мне 15 лет. По своей глупости я заявила родителям, что влюбилась в девушку. После чего провела неделю в психушке. А мама говорила, что это все для того, «чтобы мозги у тебя встали на место». Взяли меня просто. Мама это все преподнесла как «обычное обследование, мне страшно за нее». Меня и не спрашивали, хочу я туда или нет… Палата на 10 человек. Парни и девушки лежат вместе. Выходить из палаты без разрешения нельзя, дверей тоже нет. Подъем в полвосьмого, завтрак, таблетки, в десять уколы. Потом до трех ты лежишь и смотришь в потолок. Затем обед и таблетки, среди которых точно есть снотворное, в семь ужин, таблетки, в десять спать. Иногда в свободное время тебя дергают по врачам. Вот и все.

Врачи же говорили про мой случай, что это извращение, бред в юной голове. Кто-то утверждал, что это неестественно. А психолог сказала, что это нормально. Не лечили. Только уколы, таблетки, «нарисуй три дерева», «нарисуй барашка» и так далее. Во время обследований нашли у меня какое-то расстройство и состояние, близкое к депрессии. С тех пор прошло 2,5 года. Недавно мать опять собралась водить меня по врачам. По ее словам, «это отклонение, которое можно вылечить».

До сих пор на слуху громкая история 16-летнего москвича Ивана, которого отец силой «запихнул» в психиатрическую клинику со словами: «Лучше ты будешь овощем, чем геем...».

В день своего шестнадцатилетия Иван признался родителям в своей ориентации. Отец стал угрожать сыну «сгноить его в психушке», поместить в тюрьму, лишь бы сделать его «нормальным». В итоге подростка заперли в квартире, спрятав его личные вещи и обувь. Отец предложил ему съездить к психологу. Вместо психолога Ивана привезли в клинику Маршака и насильно оставили там.

Через два дня парня навестили друзья и мать. Молодой человек рассказал, что ему дают таблетки и вкалывают что-то, от чего у него «путается память». Он не может вспомнить имена некоторых друзей. Стационарным телефоном пользоваться Ивану запретили. Сняли ручки с окон и дверей, начали запирать его на ночь.

Эта история вызвала широкий общественный резонанс. Подростка спасали всем миром. Подключились депутаты, журналисты, адвокаты. В итоге удержание парня в клинике признали противозаконным. Но отец не принял сына обратно. Семья распалась. А подросток остался жить с матерью.

Родители таких детей чаще всего не подозревают о мыслях своих детей, а дети им ничего не говорят из страха, - уверена собеседница. - В Питере существует отдельная организация для поддержки таких семей. Ведь родители ЛГБТ-детей тоже одиноки, им очень непросто. В нашем обществе не так стыдно иметь сына-алкоголика, убийцу или наркомана, как сына-гея.

Ксения, Таганрог, 17 лет: «В семье трудно. В мой адрес постоянно звучит: «никчемная», «да ты вообще никто». Никогда не забуду ссору с матерью, когда она выкрикнула: «Я родила тебя не для того, чтобы ты с девками …!».

Антон, Екатеринбург, 17 лет: «Отец узнал и избил меня. Сказал, что выставит из дома, если я еще раз заикнусь о таком. После он часто унижал меня: «Да что ты как баба?», «У всех нормальные дети, а у меня урод». Я пытался покончить с собой».

Для детей с подобными «отклонениями» работают анонимные психологические службы. Правда, обращаются к психологам подростки крайне редко.

Иногда дети идут к школьным психологам, - говорит Климова. - Но случалось, когда такой психолог после разговора с «пациентом» пересказывал услышанное его родителям. Ничего хорошего из этого не выходило…

«Мама ворвалась в комнату, начала кричать и оскорблять меня. Я спросил, за что она меня так ненавидит. Она сказала, что я предал самое святое - семью и Бога. Потом сказала, что самая большая ее мечта - чтобы я заразился СПИДом и поскорее умер, только тогда она будет счастлива. Я пошел на кухню, из моих рук вырвали кружку и начали мыть ее с мылом. Отец сказал сухо, что у него нет и никогда не было сына. Сестра поддержала его, крикнула, что я ей не брат. Еще сказала, что если бы не тюрьма, то с удовольствием бы придушила меня сама».

«Нас раздражало его поведение и манеры. Вот мы его и убили. Не сдержались»

Москва - большая деревня. Но тем не менее затеряться в толпе здесь гораздо проще, чем в глухой провинции.

А.И., 15 лет, Таджикистан: «...Работал в Украине моделью. Но потом решил уехать к себе на родину, в Таджикистан. Слежу за собой, хорошо одеваюсь, знаю шесть языков. Но кого это волнует, ведь я - гей. Я выделяюсь из толпы. Это послужило поводом для ненависти и издевательств. Вся школа знает и унижает меня. На улице люди снимают меня на камеру, орут гадости, некоторые пытаются ударить. Недавно я рассказал сестре о своей ориентации. Она заплакала, три дня не спала, потом сказала, что это ненормально и меня нужно лечить. Она сказала, что я не могу жить в Таджикистане, ведь моя семья влиятельная и знаменитая, мол, я буду позором семьи. Зная характер моего отца - он может меня убить или отказаться от меня (когда я выщипал брови, он кинул в меня стулом). Поэтому решил накопить денег и сбежать куда-нибудь. Но куда я пойду один? Я не собираюсь скрывать свою сущность, ибо я не тень».

«Мне 16. Я гей. Осознание этого мне далось очень тяжело. Было все: уходы в себя, истерики, панические страхи. Свою ориентацию я скрываю, потому что живу в маленьком провинциальном городе в центре Татарстана, где однажды уже убили одного парня за то, что он гомосексуален. Пугливость, страх, замкнутость, агрессивная реакция - мое обычное поведение. Боюсь, что обо мне узнают и также линчуют. Иногда так и хочется закричать: «Примите меня таким, какой я есть!». Часто я просто ухожу в себя. Я включаю музыку и просто лежу. В эти моменты я чувствую себя в безопасности».

«Мне 16 лет, я живу в маленьком городе, которого нет на картах. Когда о моей ориентации узнали мои одноклассники, меня затравили, я потеряла всех своих приятелей. Для учителя нормально сказать, что гомосеки будут гореть в аду. У нас в городе считается: избить педика - это жизненная необходимость. Парней избивают за длинные челки, потому что они похожи на геев».

А еще парней с длинными челками, похожих на геев, иногда убивают.

В этом году Волгоград славно отметил 9 мая. Именно в День Победы был зверски убит 23-летний юноша. Ему размозжили камнем голову. А до того - изнасиловали пивной бутылкой. Изрезали половые органы. Человек умер в страшных мучениях. Так 9 мая отметили сторонники национал-социалистических идей. А позже каялись на допросе у следователя: «В такой святой праздник геи должны были сидеть по домам и носа на улицу не высовывать. Гомосексуальная ориентация парня и его вызывающее поведение, наряд задел наши патриотические чувства. Не сдержались…».

Не сдержались… Взяли и убили… Все просто…

А недавно Елене Климовой пришло письмо от одной девушки, которая поведала историю своего приятеля. Его внешний вид и взгляд на жизнь тоже не пришлись по душе окружающим.

«Я знаю того, кого убила гомофобия. Это мой друг Андрей. Мы с ним познакомились, когда нам было лет по девять. Сколько его знала - он был застенчивый, добрый, милый мальчик, правда, закрытый. В четырнадцать лет он доверился мне и рассказал, что его всегда привлекали только парни... В школе никто ничего не знал. Но Андрея все равно дразнили: он был скромным, мало с кем общался и не встречался с девочками. В десятом классе один из одноклассников придумал себе забаву - создал страничку в соцсети от чужого имени, писал знакомым и начинал «приставать»: мол, он гей и ищет свою любовь. Следил за реакцией и веселился. И вот он написал Андрею. Мой друг не сразу, но все-таки ответил взаимностью. На следующий день об этом узнала вся школа.

Андрей перестал ходить на учебу, его не было недели три. Потом он появился. Одноклассники молчали, улыбались - и всё. После уроков они позвали Андрея покурить за гаражи. Там они его избили. Сильно. Мы с одноклассницей ходили курить за эти гаражи и там нашли Андрея. Вызвали «скорую». Его увезли. Тяжелое сотрясение мозга, переломы нескольких ребер, гематомы по всему телу.

Примерно через месяц Андрея выписали. Он сказал, что родители перевели его в другую школу. Пообещал: увидимся вечером. Когда я пришла к нему, мама Андрея открыла мне дверь вся в слезах и сказала, что он утром спрыгнул с крыши 14-этажного дома».

Избили… Унизили… Опозорили… Эти слова несутся из каждого письма подростка с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Казалось бы, кому они мешают?.. Выясняется, мешают многим.

Люба, Хабаровск, 14 лет: «Однажды в школе меня заперли в классе одноклассницы. Их было пятеро, а я одна, вокруг стояли мальчики, но они мне не помогли. Девочки побили меня, даже ничего не объяснив. После этого я лежала в больнице с сотрясением (они ударили меня головой об парту, без сотрясения не обошлось бы...). Еще у меня теперь кривой нос. И смещение шейного позвонка. Что мне делать? Я должна каждую секунду бояться, что из-за угла школы выйдет какая-нибудь девочка и изобьет меня?»

«Хочешь поучаствовать в поимке гея - плати»

А некоторое время назад подлили масла в огонь ненависти к малолетним геям и дети Тесака. Проект «Оккупай-геронтофиляй» буквально взорвал Интернет после того, как координатор движения Филипп Дениц выложил в соцсети видеоролики, где «выводил на чистую воду» молодых людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Сотни и без того запуганных подростков, относящих себя к ЛГБТ, на какое-то время затаились - удалили свои аккаунты из соцсетей и перестали выходить в Интернет.

Когда стартовал проект «Оккупай-геронтофиляй», «мои дети» страшно перепугались, - продолжает Елена. - Они писали мне, что им страшно общаться в Интернете. Некоторым начали приходить угрозы от сторонников «Оккупай». Одного из моих ребят в личной переписке пообещали «расчленить и повесить в видном месте». Мне завалили «личку» оскорблениями. Но недели через две им это надоело и они успокоились.

Успокоились они вовсе не потому, что им надоело. Под давлением общественных деятелей страничку «Оккупай-геронтофиляй» в соцсетях заблокировали, организатору движения сделали жесткое предупреждение.

Случилось это после того, как во время одного «сафари» (так сторонники движения называют процесс охоты на малолетнего гея) предводитель движения 16-летний Филипп Дениц предложил «жертве» сделку. «Я тебя отпущу, ролик удалю при условии, если ты займешься оральным сексом с одним из участников «сафари» - такие слова Дениц произнес на камеру.

Когда перепуганный пацан отказался, Дениц начал его уламывать: «Я понимаю, что ты не хочешь, но это единственный вариант для тебя выйти сухим из воды. Если ролик попадет в Интернет, твои друзья увидят, родители. Ты не первый такой. Человека четыре через это испытание прошли, ни одного ролика мы не выложили. Один раз всего, чуть-чуть»…

На следующий день видео появилось в Интернете.

Насколько нам известно, после того как аккаунт геронтофиляйцев перестал существовать, Филипп бросил клич - разыскать тех, кто накатал жалобу в соответствующие органы, дабы провести с противниками воспитательную работу. Даже объявил вознаграждение - 15 тысяч рублей за поимку «врага», - поведали нам знакомые Деница. - Виновника закрытия сайта не нашли, но через некоторое время в соцсети появилась новая группа - «Дети-1488». Теперь они отлавливают участников проекта «Дети-404».

Вот такое оно, новое увлечение российских школьников. Но так ли на самом деле важна для 14–16-летних подростков цель «очистки» нации? Оказалось, идея такого проекта основана вовсе не на «моральных» аспектах, которые пропагандируют Тесак и его ближайший соратник Дениц. А скорее на материальных…

Ни о каком перевоспитании и борьбе за нравственность речь не идет. Плевать Деницу на этих геев, а Тесаку в свою очередь на педофилов, - рассказали нам на правах анонимности бывшие участники проекта «Оккупай-геронтофиляй». - Ведь на всех этих шоу «сафари» они зарабатывают приличные деньги.

Например, хочешь посмотреть ловлю гея, стать непосредственным участником процесса - плати тысячу рублей. Тесак за свои выступления с ловлей педофилов берет со зрителей по 3 тысячи рублей. Как правило, поглазеть на такие представления собирается порядка 7–10 человек. Вот и считайте. А эти несчастные дети-404 являются своего рода наживкой, ведь только с их помощью Тесак и его команда могут пополнить свою копилку!

Кстати, Дениц еще вымогал деньги со своих «жертв». Мол, хочешь, чтобы не запустили ролик в Интернет, - плати. Также на днях появились еще две группы Тесака - одни ловят спрятавшихся нелегалов, другие - «перевоспитывают» алкоголиков. И для желающих принять непосредственное участие в спектакле «Ловля на живца» Марцинкевич также выставляет цену.

Транзиторный (то-есть, преходящий) подростковый гомосексуализм - частое явление среди воспитанников детских и подростковых учреждений с однополым составом (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних). Примерно у 10% подростков наблюдается гомосексуальная влюбленность в сверстника (или сверстницу). Обычно с возрастом проходит.

В период пробуждения полового влечения оно ещё мало дифференцировано, с чем и связаны транзиторные гомосексуальные наклонности.

Подростковый гомосексуализм проявляется взаимной мастурбацией, петтингом, оральным сексом. У мальчиков возможна имитация мужеложества. Гомосексуальные контакты в виде орального секса могут служить способом унизить другого подростка и показать свою власть над ним.

Клинический пример.

Владимир Ш. 16 лет.

Родители страдают алкоголизмом, отец отбывает заключение, мать лишена родительских прав. С 9-летнего возраста воспитывался в детском доме.

По характеру всегда был «трудным», никому не подчинялся, дерзил старшим, обижал тех, кто слабее. Но мог затеять драку даже с тем, кто сильнее его. Всегда был крайне злопамятным, мстительным и жестоким. Не переносил, если кто-то посягал на его «авторитет».

Ночное недержание мочи до 5 лет. С 8-летнего возраста у него бывают судорожные припадки с потерей сознания, прикусом языка и недержанием мочи. Припадки сравнительно редки, 1-3 раза в год. Ранее никогда не лечился.

В 10-летнем возрасте его решили «наказать» за то, что он однажды обозвал старшего воспитанника, а когда тот в ответ ударил его, Владимир подставил ему подножку, сбил с ног и этим вызвал смех своих ровесников над упавшим.

Трое ребят, которые были старше и гораздо сильнее его, в том числе и тот, кого он так унизил, затащили в туалет, силой поставили на колени и заставили заниматься оральным сексом с каждым по очереди. Когда он не подчинился и укусил того, кто попытался разжать ему зубы, его жестоко избили, били даже ногами, он потерял сознание и потом три месяца лежал в больнице. У него были многочисленные повреждения органов брюшной полости и сломаны два ребра. С тех пор «возненавидел весь мир».

Вернувшись из больницы в детский дом, заготовил небольшой обрезок металлической трубы и постоянно носил его с собой. «Обидчиков», избивших Владимира, строго наказали воспитатели, и те больше его не трогали, считая, что достаточно «проучили» его.

Владимир подговорил двух своих ровесников «отомстить», те вначале боялись, но потом согласились, так как сами не раз были унижены аналогичным или иным способом. Они долго выслеживали «обидчиков», но те ходили обычно втроем, и «месть» не удавалась.


Но однажды им удалось подкараулить одного из них, когда тот выходил из хозяйственного блока, который был на территории детского дома, но стоял позади основного здания. Они догнали его и навалились на него все втроем, сбив на землю. Владимир несколько раз ударил его заготовленным куском трубы, а потом они оттащили подростка за здание хозблока, и когда тот пришел в себя, заставили проделать то же самое, что он и его приятели хотели сделать с Владимиром, пригрозив, что в противном случае он не отделается тремя месяцами в больнице, а останется на всю жизнь инвалидом, так как этим металлическим предметом они по очереди будут бить его в область паха и половых органов. Тому ничего не оставалось, как подчиниться. Все трое унижали его, пока он им по очереди исполнял требуемое.

После этого случая Владимир и его приятели всем рассказали о своей «мести», вся троица обзавелась таким же орудием, как и Владимир, везде ходили втроем, их все боялись и никто не трогал. Став старше, Владимир не раз аналогичным способом «наказывал» тех, кто не желал ему подчиняться. В любом коллективе он стремился к лидерству и не терпел ослушания.

В возрасте 14 лет сбежал из детского дома, бродяжничал, воровал. Несколько раз его ловили сотрудники милиции и помещали в детский приемник, но он бежал и оттуда. Когда его очередной раз поймали, у него развился судорожный припадок, и его перевели в психиатрическую больницу.

В подростком отделении постоянно нарушал режим, никому не подчинялся, унижал более слабых. Персонал отделения, который состоит из одних женщин, с трудом с ним справлялся, мог замахнуться даже на медицинскую сестру.

Прогноз в этом случае неблагоприятный. Больной страдает эпилепсией, а у таких больных часты нарушение влечений, различные сексуальные перверзии - гомосексуализм, садизм и другие.

Нетрадиционная ориентация – факт человеческой жизни, который существовал во все времена наряду с традиционной ориентацией (что достаточно ясно доказывают исторические документы из разных мест и эпох).

Влечение к людям противоположного пола существовало в среде людей как бы «по умолчанию», было очевидно, что это – доминирующий тип сексуального влечения. Однако оказалось, что не все способны испытывать влечение только к противоположному полу.

В разные периоды истории и в разных культурах формировалось разное отношение к тем, чья сексуальная ориентация была нетрадиционной – от открытого преследования до принятия такого рода контактов в качестве ритуальных практик, от брезгливости до утверждения равенства перед законом.

С одной стороны, эти люди действительно оказывались и оказываются в меньшинстве, а большинство продолжает испытывать влечение к представителям противоположного пола. С другой – это меньшинство достаточно устойчиво. По разным оценкам оно составляет 3-7% от общего числа людей.

Естественно, статистические данные трудно собрать из прошлых исторических эпох, однако исследователи склоняются к мнению, что этот процент остается практически постоянным во все времена.

Сексуальная ориентация в природе не предполагала полной однозначности: в среде животных нетрадиционное сексуальное поведение встречается во многих видах, от червей до млекопитающих, причем примерно в том же процентном соотношении, что и у людей. И следовательно – сложно говорить о том, что нетрадиционная ориентация – что-то «неестественное».

Итак, что такое сексуальная ориентация ? Откуда берется нетрадиционная ориентация ? И какие вообще существуют виды сексуальной ориентации ? Об этом мы поговорим в первой части цикла о различных формах сексуальных предпочтений.

Навигация по статье «Виды сексуальной ориентации и ее формирование»:

Современное научное сообщество так и не выработало единой гипотезы по поводу того, как формируется сексуальная ориентация. Где только не искали – в генах, исследовали различные участки мозга, гормональные факторы, и, конечно же – культурный, социальный контекст, ранний детский опыт и воспитание вообще.

Обо всем этом можно прочесть в любой современной энциклопедии. Но есть то, в чем сходится большинство ученых однозначно: сексуальная ориентация и сексуальность вообще – то, что формируется как минимум с раннего детства, а глубинные основы сексуальности человека закладываются еще во внутриутробной среде.

Если мы посмотрим на развитие плода, то выяснится, что любой человек в утробе матери проходит стадию гермафродитизма: зародыш имеет зачатки как мужских, так и женских половых органов.

Под действием различных биохимических факторов (в том числе и гормонов) зародыш в итоге приобретает черты того или другого пола. Однако, это происходит не со всеми – есть и те, кто даже при рождении имеет не вполне определимый анатомический пол. Существование гермафродитов было известно во все времена – достаточно посмотреть на некоторые древнегреческие статуи.

Этот феномен внутриутробного развития позволил некоторым исследователям (в частности, Фрейду, Кинси, Вейнигеру) сделать вывод о том, что человек в своей основе является бисексуальным, даже если его анатомический пол к моменту рождения сформирован без отклонений.

Однако позже, с развитием полового сознания один из векторов – влечение к противоположному полу или к своему, конкретная сексуальная ориентация – начинает доминировать, а бисексуальность становится латентной, т.е. скрытой, не осознаваемой, остается в потенциале.

На формирование плода и того, с каким набором внутренних, не осознаваемых пока самим человеком, склонностей придет он в этот мир, влияет слишком многое: биохимия организма матери, наследственные (генетические) факторы, даже эмоциональный фон окружения, в котором протекает беременность, может влиять на формирование будущей сексуальности ребенка.

Но мы пока не в состоянии точно проследить всю цепочку формирования такого сложного комплекса реакций, как сексуальная ориентация: ведь младенец не может рассказать о том, как он осознает себя, свой пол, свои пробуждающиеся влечения. Да и осознает он пока крайне мало.

И намного раньше того, как пол и сексуальная ориентация вообще осознаются, на ребенка начинают влиять социальные факторы: ожидания родителей, нормы полового поведения, принятые в данной культуре, представления о приемлемости проявлений сексуальности в конкретной семье.

К тому моменту, когда человек заканчивает период полового развития и становится, к тому же, полноценным членом общества (а совершеннолетие, 18 лет, принято считать статистически средним возрастом завершения полового развития) – он, по сути, уже сформирован и его сексуальная ориентация тоже.

Но не все так просто. Только в случае если сексуальная ориентация – традиционна, она не вызывает вопросов. Подростка поддерживают в его пробуждающихся влечениях или, как минимум, не придают этому значения.

Но в случае, когда так или иначе проявляется нетрадиционная ориентация, или подросток не может определиться, к кому он испытывает больше влечения, развитие происходит с большим компонентом невротических факторов – возникающих вопросов к самому себе, страхов, тревоги, неприятия себя или наоборот – открытого протеста.

Вызвано это тем, что в обществах разных культур нетрадиционная ориентация является чем-то негативным, неприемлемым, патологией. И об этом ребенок узнает достаточно рано, как правило.

Несмотря на длинную историю попыток ученых доказать, что нетрадиционная ориентация – вариант сексуальной нормы, обывательское сознание страшится подобных проявлений.

Углубляться в объяснения, почему нетрадиционная ориентация отвергалась представителями разных культур в разные времена можно долго. Скажу лишь, что нечто отличающееся от большинства так или иначе пугает многих, создает ощущение небезопасности, а дальше люди уже мало задумываются о том, есть ли для страха основания – многим проще запрещать, чем разбираться, и это – уже вопрос ограниченности интеллектуальных ресурсов.

В современном нам обществе большинству родителей кажется, что если ребенок проживет свою жизнь по понятным и привычным для родителей схемам, он проживет ее более безопасно.

И к моменту совершеннолетия такой подросток уже не может в полной мере отличить, что в его пробуждающейся сексуальности – действительно истинно, что – является плодом его же собственной веры в то, «как правильно», сформированной под большим воздействием мнения родителей и социума, а что – протестным поведением или защитным механизмом.

К моменту, когда человек начинает разбираться в себе с этой темой – он уже сформирован полностью, и у внутри сложилось его подлинное ядро влечения, но многое в нем самом вытеснено в бессознательное, а потому поиск того, какова его истинная сексуальная ориентация, может продолжаться уже во взрослом возрасте.

Но давайте поговорим о том, что же вообще бывает в этом смысле с человеком.

Основные виды сексуальной ориентации – гетеросексуальная (влечения к людям противоположного пола), гомосексуальная (влечение к людям своего пола) и бисексуальная (влечение к обоим полам, но не обязательно в равной степени и в один и тот же период жизни).

Иными словами, бисексуал может в один период жизни испытывать влечение к женщинам, в другой – к мужчинам, может быть так, что выбор сексуального объекта зависит не столько от его пола, сколько от человеческих качеств, а может быть и так, что в один период жизни его увлекают то женщины, то мужчины в равной степени.

Однако, виды сексуальной ориентации этим не исчерпываются. Асексуальность тоже считается одной из разновидностей сексуальной ориентации, когда человек в принципе не испытывает полового влечения или испытывает его в очень слабой степени.

Чем это вызвано и считать ли это вариантом нормы – тема для отдельной статьи, однако сами люди, идентифицирующие себя как асексуалы, могут быть вполне реализованы во всех остальных сферах жизни, и исследования не подтверждают наличие у большинства из них каких-либо психических отклонений и патологий личности.

Виды сексуальной ориентации могут иметь и более сложную структуру. Например, в моей практике были клиенты, которые были в большей степени сфокусированы на влечении не к анатомии человека, а скорее к его психологическому гендеру.

Например, мужчина испытывал влечение к молодым людям, как к анатомическим мужчинам, так и к анатомическим женщинам-трансгендерам, планировавшим операцию по смене пола или частично совершившим переход.

Важно было не то, какие анатомические особенности характеризовали данную личность, а то, что психологически это был мужчина – это было самым важным в возникновении и развитии влечения у моего клиента.

Этот мужчина считал себя гомосексуальным, а в случае контакта с женщиной, идентифицировавшей себя как мужчина и стремившейся занять подобающую социальную роль, выглядевшей соответственно и готовившейся к операции по смене пола, он считал, что анатомия ему просто «не мешала» получать удовлетворение от отношений и сексуального контакта.

Также помню женщину, идентифицировавшую себя как гетеросексуалку, при этом у нее было два эпизода отношений с маскулинными женщинами, в которых она чувствовала себя все той же женщиной, за которой ухаживает мужчина. Психология для нее тоже была важнее, чем анатомические особенности.

Или, например, мужчину, считавшего себя бисексуальным, однако однозначно предпочитавшего или женщин-натуралок или мужчин-транссексуалов, выглядящих как женщины, надевающих женскую одежду, при этом не обязательно стремящихся сменить пол.

Все это, теоретически, можно относить к бисексуальности, однако, виды сексуальной ориентации включают в себя термин «пансексуальность», который подчеркивает влечение к людям с определенным набором качеств вне зависимости от их анатомии.

По поводу терминологии ученые продолжают спорить, однако, я привел эти примеры лишь с одной целью: показать, что сексуальная ориентация включает в себя не только фактор анатомии. Как и пол не состоит только из конфигурации половых органов, а включает в себя и психологию, и социальную роль, и идентификацию.

Стоит также сказать о варианте сексуальной нормы. В сексологической практике принято следующее определение:

Сексуальная норма – сексуальные действия достигших половой и социальной зрелости дееспособных субъектов, осуществляемые по взаимному согласию и не предполагающие нанесения ущерба здоровью а также не нарушающие границ третьих лиц.

Проще говоря, если эти взрослые люди отвечают за свои действия, осознают их, не совершают насилия, не прибегают к сексуальным действиям с не осознающим себя полностью человеком (ребенок, психически больной человек), не вовлекают в процесс тех, кто не давал своего согласия на участие, и не наносят друг другу серьезные увечья – они имеют право на все, что в этих рамках могут осуществить.

Но в каждом обществе существуют дополнительные ограничения, которые, как правило, проистекают из множества факторов, в основном, ценностных, моральных и порой как следствие – законодательных, которые могут ограничивать право людей заниматься сексом так, как им хочется.

Рассматривать все виды сексуальных действий с позиции «норма/патология» — не задача данной статьи, но если возвращаться к теме сексуальной ориентации, то половой контакт двух взрослых людей одного пола, осуществляемый по обоюдному согласию и без причинения вреда здоровью, является вариантом сексуальной нормы.

Было бы просто и легко, если бы мир был устроен однозначно. Белое или черное, плохое или хорошее, верх или низ, право или лево. «Чистые» гомосексуалы и такие же «чистые» гетеросексуалы. Но в реальности поделить мир на такие простые и понятные уму категории не удается.

Зоолог и сексолог Альфред Кинси, исследуя половое поведение людей и животных, пришел к выводу, что «чистая» однозначность в этом вопросе бывает редко. Посмотрите на эту шкалу, и вы все поймете сами:

Кинси подтвердил свою гипотезу обширными статистическими данными, но выяснился еще один интересный факт. Мало того, что человек может не быть «чистым» представителем своей ориентации, его не представляется возможным оценить по этой шкале раз и навсегда, потому что разным возрастным периодам могут быть свойственны разные проявления.

Например, в подростковом возрасте, когда сексуальность только пробуждается, достаточно легко перепутать ситуационные проявления гомосексуальности с истинной гомосексуальностью. В те периоды жизни девочки и мальчики существуют в своих, преимущественно однополых, компаниях или по парам друзей.

Дружба в этом возрасте может иметь очень важное значение, она по-настоящему интимна в этот период, и многие мои клиенты признавались, что испытывали влечение, например, к подруге или другу собственного пола.

Иногда это приводило даже к каким-то ситуативным половым контактам, любопытство относительно сексуальности было сильно, а на контакты с противоположным полом еще было сложно и страшно решиться.

Но потом подобные порывы угасали, а с дальнейшим взрослением и при появлении более широкого доступа к противоположному полу, выработки навыка общения и знакомства, поддержания отношений, те «случайные приключения» начинали восприниматься как игра и даже надолго забывались.

Нередко при работе с подростками я сталкивался с тем, что восторженное обожание, например, старшего по возрасту учителя принималось за влюбленность и подросток начинал задавать себе вопрос: у меня – нетрадиционная ориентация?

Но, как правило, для большинства подобные влюбленности не несут в себе никакой информации о том, какой будет реальная сексуальная ориентация взрослого человека в будущем.

Они служат совершенно иной цели: открыть самому подростку силу его эмоций, они позволяют проявить сексуальное любопытство, изучить себя, свои реакции. Зрелые чувства и настоящие сильные влечения приходят, как правило, позже.

Бывает и строго наоборот. Человек, который в подростковом возрасте был «ни сном ни духом» относительно сверстников своего пола, повзрослел, живет обычной гетеросексуальной жизнью, вдруг начинает уже в зрелом возрасте испытывать сильное влечение к своему полу.

Как такое возможно? Как правило – это следствие жесткого воспитания. Если ребенку с ранних лет активно внушать ужас перед гомосексуальностью, подчеркивать, что нетрадиционная ориентация – это позор и кошмар, то даже латентные проявления собственной бисексуальности (которая – помним! – заложена в каждом природой) ребенок постарается изо всех сил подавить и вытеснить.

В результате его влечение начнет формироваться не так, как требует его природа, а так, как требует социум. Причем, у девочек и мальчиков это происходит по-разному. Мальчикам какое-то время под действием сильных юношеских гормонов кажется, что девочки вполне удовлетворяют их желания.

На деле же сказывается общая неразборчивость мужских юношеских влечений, особенно у тех, кто обладает сильной сексуальной конституцией . Инстинкт в момент пика сексуальности настолько мощно требует выхода, что порождает способность удовлетворяться практически любым более или менее подходящим объектом.

А с учетом того, что девушка всеми вокруг награждается ярлыком «правильный объект», то всеобщее одобрение этого шага юноши подогревает его пыл. И только когда тема самоутверждения в социуме отступает на второй план, может проявиться истинная сексуальная ориентация человека.

В моей практике случались клиенты-мужчины, которые успевали на волне самоутверждения жениться и даже завести детей. Но позже, когда для влечения нужны были уже иные факторы, более глубокие, влечение к жене пропадало начисто, а нетрадиционная ориентация «вдруг» заявляла о себе неожиданной, но страстной и непреодолимой влюбленностью.

С женщинами чаще происходило несколько иначе: многие из них заводили отношения с мужчинами, вообще не руководствуясь сексуальными порывами, если только любопытством. Для многих важно было другое – душевная дружба, обеспеченность, поддержка в желании женщины стать матерью.

«Я думала, что секс – не самое главное, — говорила про тот период жизни одна моя клиентка, — мы прекрасно ладили, у нас родился ребенок. И только позже я поняла, что уже действительно хочу получать удовольствие в постели, мне искренне захотелось секса , но при этом я поняла, что этот секс я по-настоящему хочу не с мужем и даже не с мужчиной вообще…»

Встречались примеры и такие, когда человек осознает свою ориентацию, развивает вполне «обычные» отношения, но при этом вдруг испытывает порыв «попробовать новое» именно с партнером своего пола. В общем, вариантов развития очень много.

Все эти примеры я привел для того лишь, чтобы показать: сексуальная ориентация сама по себе формируется рано, но проявляется по-разному, в разные периоды жизни, с разной интенсивностью, и самое важное – может быть до определенной поры не осознаваемой, особенно если это – нетрадиционная ориентация.

Не так уж много людей попадают на крайние точки шкалы сразу, как только вообще осознают свою сексуальность. И в этом нет ничего страшного: человеческая природа пластична не просто так, это – определенный ресурс, который человеку дан природой.

Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы в ситуации отсутствия половых партнеров противоположного пола мочь хотя бы на какое-то время переключиться на партнеров своего. Секс – функция, существующая не только для продолжения рода, и среди животных встречается непродуктивный (не ведущий к зачатию) секс.

Секс помогает выживать виду вообще, потому что, среди прочего, служит формой закрепления союза между людьми, источником творчества, способом самовыражения и т.д. У него очень много важных функций помимо деторождения.

Как один из интересных примеров – некоторые рыбы меняют пол в процессе жизни. Так природа контролирует равновесие самок и самцов в популяции. А в отношении людей некоторые ученые склонны предполагать, что нетрадиционная ориентация – способ регуляции численности популяции.

Как минимум до появления вспомогательных репродуктивных технологий эти люди были теми, кто, по сути, отказывался от активного размножения, сохраняя при этом способность к зачатию, и мог при необходимости все-таки принять участие в процессе размножения.

А в следующей части статьи мы поговорим о том, можно ли изменить сексуальную ориентацию , какие вещи могут этому препятствовать и для чего вообще это может понадобиться.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Статьи по теме: