Как переписать сценарий травмирующей ситуации? Инструменты самоподдержки, ч.3. Три финансовых сценария

О написании игрового сценария часто говорят, что "написание - это переписывание". Вы иногда можете слышать об успешном фильме, основанном на сценарии, который написали за пару недель. Более типичный случай - это знаменитый фильм с Томом Хенксом "Изгой", работа над которым длилась 5 лет, сценарий был переписан 250 раз, прежде чем был доведен до совершенства и превратился в успешный фильм со множеством наград.

Кинематографисты должны принять тот факт, что чем больше они будут заниматься переписыванием сценария, тем лучше он будет становиться, - только если делать это правильно.

Если вы хотите сделать совершенным свой сценарий, написанный в первый раз, то вы никогда это не закончите. Как только вы обозначили действующие лица и сюжет истории, дальнейшие ваши коррективы будут только в деталях и мелочах. Это занимает от 2 до 4 недель. Если вы обнаружили, что потеряли нить и растеряны, то вы врядли сможете завершить работу с хорошим результатом. Попробуйте сделать шаг назад, прежде чем продолжать.

У вас в руках есть первый вариант вашего сценария? Поздравляю вас! Возьмите пару недель отдыха.

Серьезно! Вам нужно время, чтобы очистить разум и посмотреть после на вашу работу свежим взглядом, прежде чем начинать первое переписывание сценария.

Только если у вас нет помощника по написанию, настоятельно не рекомендую вам показывать ваш первый вариант кому бы то ни было. Найдется много опечаток и мелких недоработок, которые не понравятся читателю, не посвященному в творческий процесс. Вы можете приберечь их мнение на потом, когда уже переработаете сценарий до того уровня, на который вы способны.

Не показывайте ваши работы окружающим, пока не выполните некоторые шаги, приведенные ниже. А затем показывайте только тем, кто поймет, что это рабочий процесс. Скажите им, что это только первый вариант. Профессионалы так и делают. Прежде чем объявить о том, что у них на руках есть первый вариант сценария, они переписывают его множество раз.

Переписывание сценария

Переписывание сценарие само по себе уже искусство. При работе сценаристов над проектом это требует специальный склад ума и способностей. Это очень важная составляющая процесса кинопроизводства.

Большинство начинающих сценаристов представляют, что переписывание заключается в перечитывании сценария строчка за строчкой и исправлении грамматические ошибки и опечатки. После пары подобных прочитываний это их утомляет, а сценарий по-прежнему никуда не годится. Переписывание вашего сценария займет время, но вы можете выполнить это так быстро, как это возможно, и, что более важно, сумеете внести значительные исправления, если будете следовать некоторым советам.

Чтобы суметь повысить эффективность во время вашей работы над сценарием, нужны организованность и обзор картины в целом. Работайте над теми элементами, которые могут повлиять на наибольшую реструктуризацию сценария, и по нисходящей переходите к менее важным и глобальным деталям, на уделение внимания которых достаточно пары слов.

В любой момент можете взять перерыв в несколько дней, если чувствуете, что вам необходим отдых и свежий взгляд на вещи. Затем переписывайте сценарий так, как это делают профессионалы. Отметьте ряд шагов в вашей работе, каждый раз концентрируясь только на одном или двух элементах. Обратите внимание на каждый пункт приведенного ниже списка, и продумывайте эти пункты, проходя по сценарию каждый раз. Вероятно, прежде чем перейти к пункту 7, вы сделаете лишь некоторые заметки. Вам необходимо время, чтобы обдумать все и принять необходимые изменения.

  1. Является ли герой действительным героем , а злодей - настоящим злодеем ? Так ли это очевидно? Являются ли они действительно энергичными, умными и обворожительными персонажами, и достойны ли они друг друга? Осуществляет ли герой в конце настоящий подвиг или значимые действия? Вашему зрителю будет не интересна банальная мягкая концовка. Перепишите героев и злодеев, пока они не станут достойными восхищения.
  2. Является ли конфликт между героем и злодеем действительно впечатляющим и мощным? Имеются ввиду вопросы жизни и смерти, а не какие-то мелкие недоразумения. Они оба хотят что-то, нуждаются в чем-то, но не могут заполучить это одновременно. Перепишите это, пока ваш конфликт не затронет вас эмоционально.
  3. Являются ли действующие лица интересными, реальными, энергичными, правдивыми и последовательными? Final Draft позволяет вам сформировать отчет любого отдельного персонажа, увидеть список диалогов, где участвует лишь этот человек. Когда вы читаете диалоги с каждым персонажем вслух, действительно ли они правдоподобны и соответствуют тому, с кем и о чем они говорят? Отличается ли отдельный персонаж чем-то от остальных? Достаточно ли раскрывается сущность персонажа, чтобы читающий смог определить пол, уровень образования, социальный статус, где он вырос и примерный возраст человека, только на основании данного сценария? Перепишите диалоги, пока каждый ваш персонаж не станет уникальным и однозначным.
  4. Являются ли второстепенные персонажи такими же правдоподобными и уникальными в своем роде, как главный герой или злодей? Никогда не описывайте персонажей обобщенно. Вместо варианта МИЛИЦИОНЕР №1 лучше написать НИКОЛАЙ ИВАНОВ, 50-летний полный милиционер с двумя детьми, учащимися в университете, и у которого есть секрет, любовница. Все это вряд ли всплывает в вашей истории, но наличие подобных описаний личностей, даже второстепенных героев, сможет обогатить ваш рассказ и сделать диалоги и действия более правдивыми.
  5. Какова лучшая и наиболее запоминающаяся ваша сцена? А теперь какая сцена худшая ? Вырежьте ее. Если сцена скучна, то исправьте это или вовсе удалите ее, а то, что необходимо, поместите в другой сцене. Одна слабая сцена делает слабым и менее впечатляющим весь сценарий. Удалите слабое звено в цепи, и цепь становится сильнее. Когда текущая сцена исправлена, найдите следующую худшую сцену и поработайте над ней. Делайте это до тех пор, пока ваш рассказ не станет настолько емким, что удаление каких-либо сцен окажется невозможным.
  6. Каковы основные мотивы поведения различных ведущих персонажей? В общей сложности, мотивов должно быть 3 или более. Возможно, это вопросы власти, силы, жизни и смерти. Правдоподобно ли эти идеи раскрыты? Возникают ли конфликты при решении данных проблем?
  7. Теперь пройдитесь по тексту снова и перепишите сценарий первый раз , основываясь на заметках и записях, которые вы сделали до этого. Киноценарии - это детальный план для построения вашего кинопроекта. На этом этапе не стоит бояться существенно изменить ваш рассказ. Чтобы была возможность вернуться назад, сохраняйте предыдущие версии.
    ---
  8. Является ли ваша история в плане эмоций настоящими "американскими горками" от начала до конца? Просто, когда в сюжете страсти утихают, должно произойти что-то новое, чтобы снова возникла напряженность. Перепишите и переместите сцены так, чтобы не было безжизненных эпизодов.
  9. Соответствуют ли предложения темпу вашей истории, разная ли длина предложений? Для быстрых сцен предложения должны быть краткими и сбивчивыми. Для медленных действий - длинными и более содержательными.
  10. Удалите все прилагательные, наречия, предложения и параграфы, которые не являются абсолютно необходимыми. Вашей аудитории не удасться увидеть словесные картины, которые вы изображаете в своем тексте, поэтому ваша идея должна звучать как можно более компактной и емкой.
  11. Есть ли среди ваших персонажей те, кто находится постоянно под стрессом и им в каждой сцене что-то требуется ? Даже если персонажу нужен стакан воды, вы должны предоставить мотивы, какие-то действия и устремления. Продолжайте переписывать.
  12. Прочтите первое предложение на первой странице. Достаточно ли оно интересно, чтобы заставить вас продолжить чтение далее? Переписывайте, пока у вас не возникнет такое желание. Прочтите первую страницу. Достаточно ли она интересна, чтобы заставить вас перевернуть страницу? Продолжайте переписывать, пока не добьетесь этого. Если бы вы не были автором этого текста, заинтересовал бы он вас? Сравните ваш сценарий с вашими любимыми и лучшими сценариями, рассказами. На самом деле ли вам нужно это медленное вступление, или лучше перейти к первой большой захватывающей сцене, а медленную сцену поставить позже? Начинается ли ваша история и каждая сцена в ней в то самое время, которое вам кажется наилучшим? Завершается ли каждая сцена тем моментом, который предопределяет главную идею?
  13. Попробуйте поменять порядок слов в предложении, чтобы посмотреть, будет ли оно звучать лучше и более естественно. Зачитайте их вслух. В Final Draft есть опция зачитывания текста вслух. Голос механический и весьма плоский, но это то, что вам нужно. С хорошим озвучиванием ерундовый текст может хорошо зазвучать. Если ваш сценарий захватывающий, и диалоги, воспроизводимые компьютером, хорошо звучат, только вдумайтесь, как хорошо это может звучать, когда это зачитывают профессиональные актеры.
  14. Уберите ваши "детища" . Ваши любимые сцены и образы, которые вам безумно нравятся, вероятно, не подходят для вашего сценария. Часто первые образы, которые приходят на ум при формировании идеи к фильму, в результате оказываются неуместными в итоговом сценарии. Творцы часто защищают свои "детища" независимо от того, наскольно ужасны и неподходящие они на самом деле. Если сцена не является абсолютно обязательной, ее нужно убрать. Все профи знают, что любимые сцены обычно удаляются.
  15. Если ли места, где на протяжении 2 страниц не происходит ничего визуального ? Перепишите этот кусок, добейтесь, чтобы что-то происходило. Кино само по себе - это движение. После 2 минут просмотра разговаривающих лиц фильм наскучит зрителю, независимо от того, насколько интригующи диалоги. Представьте 14-летнего мальчика с синдромом дефицита внимательности. Если вы сумеете задержать его внимание на протяжении всего периода болтовни, значит у вас все хорошо. Подложите бомбу под стол, за которым герой беседует с Андре ("Мой обед с Андре"), и зрители не найдут себе места на своих креслах.
  16. Если один из героев говорит в диалоге более, чем 3 предложения, сокращайте текст. В реальной жизни никто не даст вам говорить так много, не прервав вас, либо не переключившись на что-то другое. Перепишите сценарий так, чтобы каждые несколько предложений было прерывание или параграф действий.
  17. Является ли начало вашего фильма самым интригующим началом из всего, что вы когда-либо видели? Проходит ли оно "попкорн" тест, когда зритель так взволнован начальными сценами, что забывает, что собирался выйти и купить себе попкорна, пока идут титры?
  18. Является ли концовка фильма логичным завершением истории? Не обязательно финал должен быть счастливым, но он должен быть четким и точным. Даже когда в фильме нет победителей, переписывайте сценарий до тех пор, пока не будет сомнений, где ваши герои оказываются, и какие события и дела ждут их. Что почувствует зритель, когда увидит ваш неожиданный конец? Вы - рассказчик. Вы должны контролировать ситуацию с вашими зрителями.
  19. Используете ли вы правильные слова, надлежащую грамматику и правописание ? Этот момент является менее важным, нежели сильная история, поэтому этот пункт указывается в конце списка, однако он также важен. Если в вашем тексте присутствуют слабые фразы, неточные формулировки, неподходящие конструкции, исправьте это. Позже вы можете привлечь друга, хорошо владеющего правилами правописания, чтобы он перепроверил вашу работу.
  20. Выполните исправления по всем остальным заметкам, которые у вас остались, и отложите на пару недель работу в сторону. Когда ваша голова освежится, вернитесь и заново прочтите свой сценарий. Начните с первого шага и снова проработайте все пункты. Перепивывайте, исправляйте все, что мешает зрителю полностью погрузиться в вашу историю.

Примите поздравления! Вы закончили с переписыванием, но это еще не все. Теперь у вас есть "первый вариант", который можно показать вашим наиболее заинтересованным друзьям-читателям, чтобы получить отзывы. Обсуждайте с ними по-одиночке, чтобы у вас была возможность обдумать, учесть все интересные предложения и переделать текст до того, как текст прочтет следующий критик.

Не оспаривайте никакие предложения, которые люди вам дают. На данном этапе не стоит пользоваться фразами типа "Да вы не поняли... Я пытался тут показать, что...". Если читатель не понял ваш замысел, значит, проблема в недостатке ясности описанной мысли, а не в читателе. Не оправдывайтесь, не извиняйтесь. Просто слушайте и делайте заметки, которые будете вносить в следующей версии сценария.

Если человек действительно хочет услышать ваше объяснение чего-то, дождитесь, когда все предложения и советы будут высказаны. Избегайте каких-либо действий, которые могут прервать поток идей со стороны критика и поменять их первоначальное впечатление.

Ведите себя вежливо, записывайте все, что они говорят, стимулируйте их к более подробным комментариям, добейтесь от них наиболее искреннего мнения. Затем уединитесь и тщательно обдумайте все, что было высказано, прежде чем у вас появится время ощутить собственный провал и осознать, что им не понравилось практически каждое слово в вашем сценарии.

По сути, если ваш читатель очень впечатлен, либо ему крайне не понравилась ваша работа, это хороший знак. Если их реакция слабая, значит, вы не смогли передать эмоции в должной мере, и это большой минус. Основное правило в кинопроизводстве - это то, что ваша сценарий должен быть впечатляющим, и в противном случае не ограничивайте количество и глубину исправлений в тексте. Найдите историю получше.

Сценарий готов

Если вы прошли все шаги переписывания сценария, получили отзывы ваших читателей, значит, ваш сценарий готов. Серьезно! Можете расслабиться.

Если вы получили отличные отзывы, то можете переходить к следующим шагам, превращая рассказ в отличное кино. Если отзывы не достаточно хороши, отложите сценарий в ящик, и возьмитесь за новые идеи.

Многие сценаристы застревают в своей работе, думая, что некоторые исправления в их посредственном сценарии смогут сделать его Отличным сценарием. Не попадайтесь в эту ловушку. Переходите к новому проекту. У вас есть масса отличных идей, готовых быть раскрытыми. Дайте шанс и им.

Практика доводит до совершенства

Некоторые сценарии просто не созданы, чтобы стать успешными, независимо от того, сколько усилий вы приложите в их переписывание.

Дов Сименс любит говорить: "Ваш первый сценарий - это чушь собачья! Любой первый сценарий - это чушь собачья!"

Он прав. Мы все обожаем наши первые творения, и мы не способны объективно оценивать его. Когда вы закончите писать свой первый рассказ, последуйте совету Дова и сожгите сценарий. В конце концов вы поймете, насколько ужасен он был, когда вы напишите пару новых работ, и когда у вас за плечами будет уже некоторый опыт. Хорошим кинематографистам присуща объективность в своей работе.

Сценаристы и писатели не начинают заявлять о себе и своих талантах, пока не напишут свою 5-ю или 6-ю работу. Переписывание улучшает сценарий, но лишь написание новых сценариев сделает вас профессионалом. Если сценарий, над которым вы закончили работать, не вызвал восторга у всех, кто его прочитал, просто отложите его в сторону.

Если вы не верите, отправьте ваш драгоценный сценарий на оценку профессиональному Голливудскому чтецу. Их вы можете найти в профессиональных журналах или на сайтах. Это будет стоить вам немалых денег, но вы получите настоящий, качественный и объективный отзыв от человека, прочитавшего тысячи сценариев, и знает, какой сценарий можно назвать Отличным.

Не пытайтесь сотрудничать с некоторыми персонами, предлагающими долгосрочные и дорогостоящие программы консультаций. Они будут уверять вас, что сценарий великолепен, за исключением некоторых нюансов, которые только они способны исправить.

Пройдут годы, десятки мелких нюансов будут исправляться, и уйма денег уйдет на переписывание, после чего вы все еще будете исправлять последние неточности. Вместо того, чтобы тратить годы на доработки, вы можете делать лишь одну вещь, которая сможет реально усовершенствовать ваши способности. Просто пишите новые сценарии.

Практика доводит до совершенства. Большинство сценаристов, пока не напишут несколько полноценных сценариев к художественным фильмам, либо равнозначных рассказов и коротких повестей, даже не пытаются заявить о себе и своих способностях.

Если вы все еще не верите, отправьте мне пару тысяч долларов, и я расскажу вам, насколько замечателен ваш сценарий, за исключением некоторых деталей, которые я могу поправить.

Ваша собственная история взаимоотношений с деньгами, то как вы планируете, пусть и бессознательно, их получать и тратить.

Вопросы, с которых начинаются личные консультации, всегда звучат с “Почему?”

  • Почему кто-то доходит до вершины пирамиды богатства, а кто-то так и остается у ее основания?
  • В чем причина того, что одни легко зарабатывают деньги, а другие - “вкалывают в поте лица”?
  • Почему одних преследуют постоянные неудачи, а другие - любимчики судьбы?

Марина рассказывает о том, что: где бы я не работала или куда бы не устроилась раз за разом ситуация повторяется. Начальник самодур, коллектив - ужасный, ко мне придираются, меня не замечают… Естественно, что у женщины большое и больное “почему?”

Непременно возле нее появляется личность, которая хочет обидеть. Казалось бы женщина в новом коллективе, наученная горьким опытом предыдущего “самодура” всячески старалась избежать очередного, история повторяется. Финансовый сценарий срабатывал раз за разом.

Наталья очень старалась выполнить мои рекомендации, начала накапливать деньги на “подушку безопасности”, чтобы чувствовать себя спокойнее и увереннее. Женщине очень не хватает этого состояния. Она экономила, затянула поясок потуже, но буквально через три месяца не выдержала - спустила накопленные 30 тыс. руб. И не вопрос к подруге, а в том спусковом механизме, который и запустил финансовый сценарий Натальи: говорит хочу чувствовать спокойнее, а тут же создала себе очередные горки.

Ольга, “добрейшей души” человек, по ее словам и “муху не обижу”, всегда готова прийти на помощь ближним, выручить в трудную минуту, сталкивается с неблагодарными. Потом сама начинает страдать и упрекать себя за свою отзывчивость и неосмотрительность. Одна из

Анна, любит начинать новое, у нее масса идей как можно “развернуть и раскрутить офигительный проект”. Энтузиазма хватает на начало, а потом находится масса причин для того, чтобы охладился пыл. Новая идея и снова результат нулевой.

У этих женщин нет того, что они бы хотели на самом деле - достаточного количества денег, стабильности и теряется вера в себя. Они осознают, что “что-то с ними не так”, поэтому часто списывают на “некие силы, которые им шлют знак - не твое это дело, предназначение у тебя другое”. Хотя даже и не задумываются над тем, как сами творят свой финансовый сценарий.


На самом деле у этого явления есть определение, которое когда-то изложил в своих трудах Э.Берн - сценарий.

Сценарий присутствует у всех нас, как бы мы не старались уйти из стереотипов общества. Как бы не считали себя свободными от него и не зависимым, как морально, так и материально.

Есть сценарий у миллионеров, естественно он есть и у бедных или середнячков. Разница лишь в том, что те кто поднялся на вершину пирамиды богатства, опираются на свои желания, принимают не только вызовы, но и открыты шансам. Естественно, что они планируют свои достижения и выстраивают стратегии их реализации. Не зависимо от пола, кстати.

Сегодня, на просторах интернета, бытует мнение, что женщина не должнадумать о деньгах. Не ее тема - как зарабатывать и планировать. Для нее нормой является жизнь: “привлечением денег в потоке”.Не удивительно, что мы видим так мало женщин достигших успеха.

Редко услышишь о том, что состояние потока можно создавать самостоятельно, управляя собой. А для этого, как минимум, должно быть такое намерение. Проще рассказать “историю про тяжелые деньги”, чем заниматься непосредственно темой, увеличивая то, чего так не хватает.

Главное, для себя, есть хорошая завязка сюжета - деньги у тех, кто ворует, злой или еще сильнее:“продал душу тому самому”, которого к ночи не хочется вспоминать.

Конечно, сделать анализ своего сюжета про деньги намного сложнее. Необходимо инвестировать не только время, а еще и средства в специалиста. Понятно, у тех кому приходится “много работать, чтобы выжить” нет ни первого ни второго.

А там еще и работать над собой придется - силу воли прокачивать, да и поведение корректировать. Лучше заняться “визуализацией потоков” и ждать “ денежного дождя “ с небес.

Раз за разом приходится доносить простую и примитивную мысль, что деньги, земной инструмент, да еще и придуманы людьми.

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять свои мотивы поведения и других людей. Найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий - это не жесткая структура, а план жизни, который задает вектор движения. Закладывается в детстве, как правило до 5 лет и многократно подтвержденный самим человеком.Часто не осознаваемый.

Click to Tweet

Три финансовых сценария

Возьмем за основу Берна и его три базовых сценария.

Победитель

Не просто “любимцы фортуны” и “баловни судьбы”. Присмотритесь к этим людям, найдете много полезного в их стратегиях ведения дел, достижении результатов. И дело не только в их фирменных рецептах, но и в том, как они последовательно идут к намеченным целям, опираясь на свои сильные качества личности.

Середняк

Лучше “синица в руке, чем журавль в небе”. Пусть я звезд с неба не срываю, а зато желания мои реалистичны - вот то, что характерно для этой группы людей. И это самая распространенная позиция женщин. Ей не нужна непредсказуемость, самоутверждение, тем более - конфронтация. Не нужно и медалей на грудь, главное участие и “лишь бы не было хуже”. Да и вообще, всем давно известно, что “победителей судят или осуждают”, а слава, хоть народная, хоть публичная - это не для нее. Даже если и обладаешь большим потенциалом.

Неудачник

Это те самые Золушки, которые живут со своей Судьбой как с мачехой. Готовы страдать даже тогда, когда и поводов нет явных для этого. Ну нет сегодня, а завтра то, точно случится.И конечно, с такими трудностями жизни она точно не справится. Так что остается лишь жалеть себя: , в стране не той родилась, время не то выбрала ее яйцеклетка - победительница в марафоне сперматозоидов.

Если вы устали наступать на одни и те же грабли, то пора переписывать свой сценарий, в том числе и финансовый.

Любой сценарий исполняется до тех пор, пока вы живете на автоматических наборах реакций, поведения. Мир давно изменился и пора писать новую историю, а не жить со старой.

Конечно, на какое-то время потеряете почву под ногами. И старый вас быстро не отпустит. Он будет включаться в стрессовых ситуациях в жизни. Это не “волшебное” превращение из “лягушки в Василису Премудрую” за одну ночь.

Переписать финансовый сценарий

и выйти на новый путь финансового благополучия - вот задача. И она решаемая, если вы готовы к реальным переменам. Насильно или мотивационно, я вас не выведу на новый путь.

Компасом - обеспечу, а дальше двигаться вам самой придется. Для этого надо посмотреть на повторяющиеся события и обнаружить свои паттерны (устойчивые модели поведения), как вы реагируете, что выступает провокатором запускающим эту модель поведения.

Например, у Натальи была четкая установка: “не надо копить деньги на черный день” и бессознательно она ее продолжала придерживаться. Страх стал причиной запустившей процесс “спускания денег”.

У Ольги - “пусть мои заслуги оценят другие” и компенсируют мне вложенные усилия. А фраза, “долг платежом красен”, лежала в основе.

У Анны другая ситуация - страх быть успешной заставлял ее не доводить начатое до конца.

А что у вас может лежать в основе вашей истории про деньги?

Итак, последнее слово дописано, точка поставлена - сценарий лежит перед вами. Конечно, вам хочется рассказать об успехе всему миру, вы уже готовитесь разослать подписанные копии всем из списка контактов, но позвольте дать вам короткий совет: не стоит. Все авторы знают, что писательский труд - это переписывание. Роберт Родат (Robert Rodat) создал 11 черновиков «Спасти рядового Райана», прежде чем показать его Paramount для первичного обсуждения. Известные авторы Джоан Дидион (Joan Didion) и Джонн Грегори Данн (John Gregory Dunne) 29 раз переписывали потрясающий «Близко к сердцу» с Мишель Пфайффер и Робертом Редфортом. М. Найт Шьямалан десять раз полностью переписал «Шестое чувство» (каждый раз начиная с чистого листа, вручную на листах блокнота). Даже романист Владимир Набоков утверждал: «Я переписал - может быть несколько раз - каждое слово из когда-либо опубликованных мной работ. Мои карандаши сильнее ластиков».

Для большинства профессионалов киноиндустрии самым серьезным поводом отказать в приеме сценария будут ваши слова: «Возможно, это еще стоит переписать, но что ты про это думаешь?». Конечно, чудеса случаются и история может быть спасена, изредка найдется действительно крепкая структура и живые персонажи, достигшие максимума своего драматического потенциала с первой попытки. Но это всего лишь исключение и еще одна причина для того, чтобы писатели развивали дисциплину, сглаживая углы и добиваясь совершенства.

Не имеет значения, сколько раз вы переписали каждую строчку в своем первом черновике. Неважно проводили ли вы чтения по ролям, удаляли ли лишнее, полируя все ваши диалоги. Кое на что вы закрыли глаза, приближаясь к завершению работы, не так ли? Не выброшены лишние сцены и не добавлены нужные, сюжетные «дыры» проигнорированы, диалоги оставлены неидеальными? Этот сценарий, которому потребовалось столько времени для рождения, все еще просто незаконченный первый черновик. Отправьте его сейчас и окажете величайшую медвежью услугу и себе, и своей истории. Второго шанса не будет.

Вместо этого отложите черновик на неделю - другую. Сходите в кино. Возьмите отпуск. Прочтите книгу. Влюбитесь. Займитесь всем тем, что вы отложили ради написания сценария. Вернитесь обновленным и проверьте: какие чувства текст вызывает у вас сейчас - с новой перспективы. Поставьте себя на позицию рецензентов. Их беспокоит только одно - будет сценарий замечательным или нет. Не хорошим. Не возможно хорошим, если его еще раз переписать. Это должен быть великий сценарий, или он не пройдет.

На самом деле, даже если это отличный сценарий, даже если его купят - ему все еще предстоит череда переписываний, часто еще и кем-то кроме вас. Но уже сейчас вы можете сделать так, чтобы количество правок было минимальным. Начните со структуры. Как хороший садовник, отбросьте сухие ростки и убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия. Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку.

Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами - очистить, действия - выразить точнее. Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги? Можно ли поместить сцены в более интересные локации? Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов? Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем? Будьте хладнокровны и расчетливы, устраняя лишние камеры, сцены или действия актеров. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.

Теперь, держа это напутствие в уме, прочтите наши 10 способов переписывания сценария.

1. Если конфликт персонажей кажется слабым…

Проследите за главным героем и его оппонентом. Посмотрите на их взаимодействие, реакции и разнящееся поведение. Проверьте, что повествование о них соответствует сюжетной линии, что каждый играет свою роль и находится в постоянном конфликте с другим. Всем ли ясны их ставки? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы? Насколько они правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?

2. Если главный герой кажется скучным…

Достаточно ли сильная у него мотивация? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?


3. Если история постоянно кажется плоской…

Слишком много повествования будет замедлять историю. Вырежьте все, что написано для создания настроения или описания окружения, если это может быть выражено в действии. Отбросьте диалог, если нужную информацию можно донести с помощью поступка, а не рассказать. При этом сильные диалоги могут спасти даже катастрофически слабые эпизоды. Динамика сцены должна быть такой, чтобы актеры могли импровизировать диалог, если вы его им не напишите. Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?

4. Если в сюжет невозможно поверить…

Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены? Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента - не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории? (Подсказка: если вам нужны подобные приемы для рассказа вашей истории, поищите «дырку» в своем сюжете).


5. Если диалоги звучат заезжено…

Проверьте, что у каждого персонажа свой голос. Не «застряли» ли герои, разглагольствуя об увиденном или собственной истории? Попробуйте передать переживания персонажей и их историю в действиях. Героя легче выразить через его поведение. Ну и, наконец, не придется ли зрителю «выпытывать» историю из ваших персонажей? Есть ли у них, что рассказать?

6. Если сцены и персонажи кажутся скучными…

Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Чем экономнее сцена, тем меньше déjà vu - «я это уже где-то видел или слышал» - будет в ней.

7. Если сценарий кажется переполненным разговорами…

Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами? (Подсказка: выбросьте так много, как сможете, не лишая сцену смысла). Реакция актера - например, приподнятая бровь - часто может заменить диалог. И потом, если героиня ставит на стол стакан воды, неужели ей действительно нужно говорить: «Вот твоя вода»?!

8. Если вы не устояли перед соблазном поруководить прямо на страницах…

Убедитесь, что указания камере необходимы, а описания сцен не включают точные описания гардероба и декораций (для этого есть настоящие профессионалы). Вы уверены, что все вводные указания для актеров необходимы? Если да, то ваша сцена написана недостаточно понятно.

9. Если сценарий слишком длинный…

Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории? Самые впечатляющие сценарии содержали по 100 - 130 страниц (что превратилось примерно в 1 минуту экранного времени на страницу). Ваш может быть длиннее или короче, если его размер может оправдать его качество.

10. Если сценарий слишком короткий…

Ваша история или ее герои, может быть, недостаточно проработаны? Поможет ли второстепенная история, например, рассказывающая больше подробностей о личных взаимоотношениях главного героя? Может быть, вы перестарались с переписыванием, выплеснув ребенка вместе с грязной водой? Убедитесь, что вы не пожертвовали сложностью персонажа, личными мотивами и яркими увлекательными сценами ради скорости развития сюжета.

Когда закончите с этим, соберите впечатления от пары близких друзей (друзей, а не коллег - писателей, которые могут быть ревнивы или хотеть стать соавторами). Выслушайте их. Это не означает, что вы должны с ними соглашаться. Если они полюбят вашу историю, если им не захочется поменять ни единого слова - отполируйте ее еще один раз, пока вы не сможете сказать: «Этот сценарий уже не будет лучше, он может стать только другим». И вот тогда остановитесь.

С чего начать, если вы твердо решили переписать сценарий своей жизни? то есть изменить свой взгляд на прошлое и с большей уверенностью смотреть в будущее? Вот 4 практические рекомендации.

1. Главы жизни

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

Ключевые события сценария жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Моменты взлета…

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

…и падения

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотный момент

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты в сценарии жизни могут затронуть разные стороны жизни – отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

2. Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? где все происходило?

…сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. Опять-таки будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Неужели существует личность, которая прописала это все? Да. Ты лично записала отсель досель. И даже в каком месте будешь плакать, и как именно поджимать губки, и что говорить мужу, когда он будет задерживаться на работе, и по каким именно признакам будешь этого самого мужа выбирать.

Слово в слово записала, когда стояла в мокрых ползунках в кроватке и смотрела, как папа что-то говорит маме, а она обижено отворачивается и задирает подбородок вверх, чтобы нахлынувшие слезы так и остались на глазах. Но все равно два предательских ручейка потекли по щекам. И вот мама вытирает их рукавом и отворачивается к окну, на пути встречаясь с тобой глазами: «Запомни, дочь. Мужики — сволочи. Они никогда нас не поймут. Не оценят. Поэтому просто терпи». И не говорила она в этот момент ничего. Даже если бы и сказала, не поняла бы ты ни слова. Но она передала всю свою боль и донесла суть.

Или вот: мама красится, смеется, кружится по комнате в новых демисезонных сапогах — красота, да и только, можно с подружками на танцы пойти. Зашел дед: «А куда это ты собралась? У тебя же дети, а на уме танцульки?!» И обреченный мамин вздох и покаянный взгляд: «Запомни, дочь, с появлением детей жизнь заканчивается. Если ты мать, то ты автоматически перестаешь быть красивой и желанной».

Ночь. Мама стирает. Во дворе полощет белье и вешает, подпирая веревку длинной рогатиной. Папа спит. Все спят. Мама пришла с работы, приготовила, помыла полы, на стирку осталась только ночь. За окном слышен гулкий звук набирающейся в тазик воды и плеск — раз-два-три-остановка-раз-два-три-остановка-раз-два-три-отжим. Встряхнуть и повесить. «Женская доля — это работать, не покладая рук. Все могут отдыхать, мужчина может спать, а женщина должна мыть, стирать и готовить. А завтра с утра снова бежать на работу».

Но она ведь тоже была маленькой, твоя мама. И получила свои уроки судьбы. Как бабушка относилась с деду. Как она считала, что он «не ее ума». И замуж надо выходить именно за такого, за доброго, но глупее тебя. Поскольку уже понятно, как с таким жить.

«Мужик должен… Женщина должна… Настоящая мать… Хорошая дочь… Умная девочка… Воспитанный ребенок…» Как жить, кого любить. Что можно, что нельзя. Все прописано и передано в полной сохранности по наследству от матери к дочери, от отца к сыну.

Мы выбираем себе« половинку», подходящую нам по нашему жизненному сценарию. Именно такую, как надо, чтобы страдать, как мама, и жить, как бабушка. Иначе — как по‑другому? Вы знаете как?

У каждого из нас свой набор убеждений, в виде мифического талмуда — свода правил, жизненных принципов, как надо жить. Бережно, в холщовой тряпице, он передается из поколение в поколение женщинам по женской линии, мужчинам — по мужской. Этот талмуд в «оцифрованном» виде впитывается нами с молоком матери и передается нами нашим детям: «Учись, девочка, так надо жить», «Смотри, сын: вот она, мужская доля».

И мало кто из нас в своей жизни задумывается — а почему так? Почему я выбираю именно таких мужчин? Почему строю именно так свою жизнь? Почему для одних все просто — и деньги, и победы, - а мне надо пострадать и всю жизнь себе поисковеркать. Кто мне дал такую установку?

Никто не давал. Сами взяли. Что было, то и взяли.
Но если для бабушки в послевоенные годы было важно детей подымать, за мужика двумя руками держаться и во всем себе отказывать, то нам уже вроде незачем…

Но программа прописана.

И первый шаг — это понять, что, собственно, тебе передали по наследству.

Я приведу в пример три жизненных сценария — возможно, среди них ты узнаешь свой.

Идеальная семья

« Все должно быть идеально». Важно, что скажут соседи. Семья, растящая медалистов и перфекционистов. При любом раскладе« сохранить лицо». При этом нельзя, чтобы кто-то догадался, каким трудом все это дается. «Чтобы все было, как у людей», «чтобы не хуже других». Высокий уровень показушничества и работы на публику. «У нас хорошая семья. Мы просто обожаем друг друга. Мы идеальная пара. У нас прекрасные дети», «Сюси-пуси-лапатуси, котечка, дорогой…».
Конфликты сглаживаются, лишь бы сохранить видимость« прекрасной семьи».

Цена такого сценария: постоянная необходимость держать марку, оправдывать чужие ожидания, задвигание личных интересов и собственных нужд, бесконечная ложь себе и другим. Сжирание себя изнутри« внутренним критиком». Чтобы ни сделала — все плохо, всегда есть к чему прикопаться, всегда« недостаточно хорошо». Как следствие — развитие зависимостей и психосоматических болезней. Куда-то же надо сливать всю ту гамму чувств, которая удерживается внутри за маской правильности и благополучия?

Если ты узнала в этом сценарии семью, в которой воспитывалась в детстве и по чьим установкам неосознанно стала строить свою жизнь, то можно задать себе пару вопросов для осознания и видения всей картины: почему необходимо было постоянно доказывать свою« достойность»? Что там было такого постыдного, что нужно было скрывать? От чего пыталась« отмыться» бабушка, прабабушка или мама? Почему тебе лично сейчас так важно признание и уважение общества?

Очень редко мы помним весь контекст, до нас доходят только отголоски, обрывки воспоминаний и ощущений: «Такое ощущение, что они всегда чего-то боялись… Что-то пытались скрыть… Мы были какие-то неполноценные, не такие. Нам надо было доказывать, что мы достойны, что мы такие, как все».

Отчужденная, разъединенная семья

Где два человека живут каждый своей жизнью: «Мой муж для меня — закрытая книга», «Я никогда его не понимала».

Каждый из супругов в глубине души считает, что делает другому большое одолжение, находясь рядом с ним. И этот другой должен быть очень благодарен, что, несмотря на все, он еще рядом и, вообще, согласился на этот брак.

У супругов есть большой счет к друг другу и внушительный список претензий и глубоко укорененных обид. Два человека, как два корабля, каждый из которых плывет своим курсом и развивается в своем направлении, а по большому счету — живет своей жизнью.

Конфликты не разрешаются, дабы не поубивать друг друга, претензии и обиды замалчиваются: «Он сам должен все понимать», «Это же и так ясно».

Людям кажется, что они живут вместе ради детей или еще ради каких-то глобальных целей. На самом же деле они просто не знают, как по‑другому.

В их понимании именно он должен быть другим, и тогда я смогу быть счастливой. Все их мысли в отношениях направлены на то, как он должен измениться, чтобы я могла быть удовлетворена.
Ведь именно у него так много изъянов, а я по своей глупости, благородству или из чувства долга согласилась с ним жить. И эти мысли направлены друг к другу с обеих сторон.
Изначально брак воспринимается как неравный, а партнер — как недостойный. А я как снизошедший(ая) до него.

Люди избегают близости и открытости. Говорить честно очень уязвимо. В этом случае надо будет впервые обращать свое внимание на себя и подставляться под нападки партнера. А это очень не по себе. Там много стыда и личной боли. Глубокой боли уязвленного ребенка. И боли от неоправданных ожиданий, несбывшихся надежд и потерянного времени.

Лучшая стратегия, которую выбирают партнеры, — это уход и избегание. Уход в детей, в работу, в увлечения. Избегание близости, разговоров, необходимости что-то ворошить и что-то решать. Временами просто выпускают пар, что ни к чему не приводит. До глубины люди так и не доходят, дальше каждый прячется в свою норку из обид и личных дел.

Цена такого сценария: жизнь с чужим человеком. С тем, кто не понимает тебя, а ты не понимаешь его. В таких отношениях можно прожить и 20, и 40 лет. В холодности, непонимании и обидах. Люди пытаются убежать в навязчивые хобби и зависимости. И так как невозможно удовлетворять свои потребности открыто, часто выбирают психосоматический способ решения проблем.

Вопросы к себе: Если ты узнала в этом описании свою родительскую семью, и твои отношения похожи на это, то первый шаг ты уже сделала — ты задумалась. Посмотрела на совершенно привычное и обыденное с другой стороны. А значит, есть шанс выйти из отчуждения.

Жестокая, закрытая семья

Семья« за высоким забором». Мужчина, как правило, в таких семьях пьет. Часто в такой семье роли распределены следующим образом: муж — «агрессор"-садист, жена — «жертва» и старший ребенок-«спасатель».
Но может быть иначе, в зависимости от того, кто в «доме хозяин». Агрессором может быть и садистка-бабушка. К глубокому сожалению, приходиться осознавать, что девочка, выросшая в такой семье, как и в предыдущих сценариях, моделирует ту же систему в своей жизни, становясь« жертвой-спасателем».

Если в предыдущих сценариях агрессия задвигается и часто считается недопустимой в отношениях, то в этом случае она проявляется со всей своей мощью и яростью.

Семья находит и внешних врагов, и внутренних. Она существует в каком-то бесконечно враждебном мире, где необходимо выживать любой ценой. «Кругом уроды и козлы!» Находятся виноватые во всех смертных грехах.
Внутренним врагом, как правило, становится ребенок. На него безнаказанно сливается вся ненависть и ярость за «испоганенную» родительскую жизнь. И именно этот ребенок всю свою детскую и подростковую жизнь спасает своих обезумевших родителей.

А пара — мужчина с женщиной — танцует свой танец« агрессора и жертвы», где женщина каждый раз бессознательно провоцирует мужчину на новый круг насилия.

Круг насилия: инцидент, садистская вспышка, «раскаяние», просьбы о прощении, подарки, «медовый месяц», нарастание недовольства, «щелчок" — провокация жертвы… И новый круг.

Цена такого сценария: побои, замкнутость, необходимость постоянно врать, развитие зависимостей и заболеваний как у детей, так и у взрослых, как способа хоть как-то удовлетворить свои потребности.

Вопросы к себе: как и все остальные сценарии, этот способ отношений закладывается в детстве. И для двоих это может стать единственно« правильным» способом взаимоотношений мужчины и женщины. Где женщина вымогает, потом получает последствия, потом свои откупные — и следом опять по кругу.
Если ты осознала, что живешь в такой семье, то первым шагом может стать осознание и принятие того, что именно ты получаешь в таких отношениях. А вторым — решение рискнуть этими выгодами, чтобы получить свободу.

Каждый из этих сценариев может перекликаться и совмещаться с другим, но во всех этих сценариях есть общее — в них отсутствует близость.

Быть в близких и искренних отношенияхбольшой риск. Но только так можно почувствовать другого человека и испытать счастье предъявить живую себя.

Статьи по теме: