Что включает в себя раннее развитие ребенка.

В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.
Да, эти модели меняются со временем, мы уже не такие, как наши родители, но изменения происходят очень медленно и постепенно: речь идет о десятилетиях. Еще сейчас многие мамы пеленают своих детей, хотя уже более полувека назад было установлено, что это вредит естественному развитию ребенка.

Вопросы, связанные с ранним развитием малыша, стали возникать относительно недавно. Десять лет назад «вундеркинды» пугали взрослых (особенно педагогов), ведь гениальность часто связывается в сознании людей с ненормальностью. В царские времена образование получали только дети из аристократических семей. С ними занимались гувернантки и преподаватели, начиная с пеленок. Дети простых людей не имели возможности получить образование. Да и сейчас «школы для малышей» финансово и территориально доступны не всем. Поэтому и возникает традиция домашнего родительского образования, что не может не радовать. Многие современные мамы выбирают раннее развитие для своих детей. Стали появляться книги на эту тему, методические материалы для родителей. Если заниматься с малышом, то есть смысл делать это осознанно, учитывая и возрастные и индивидуальные особенности ребенка, не ломать его, не травмировать его психику.

Интеллект и его составляющие

Сначала определим, что мы понимаем, когда говорим интеллект. Существует несколько определений интеллекта. Интеллект – это, в первую очередь, образование, интеллектуал – образованный человек. Первая составляющая интеллекта – знания о том, что есть в мире, то есть образование и эрудиция. Но существует вторая, не менее важная составляющая интеллекта – способность к творчеству, способность создавать нечто новое, а это невозможно без знания того, что уже существует. Не давая ребенку конкретных знаний, мы можем говорить о развитии спонтанности, но не творчества. Итак, вторая составляющая интеллекта – творческая.

Решающий возраст

Что значит раннее интеллектуальное развитие? Когда стоит начинать: с рождения или с 6 лет, когда ребенок идет в школу? Раннее развитие – это «обучение» ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Известны случаи детей-«маугли», когда младенцами дети попадали к диким животным. Вернувшись в общество в возрасте 7-8 лет, эти дети так и не смогли научиться говорить, читать, писать. Да, не надо думать, что маленькие дети могут и должны лишь есть, спать и играть. На самом деле дети начинают учиться сразу же после рождения. К 6-7 годам, когда они начинают посещать школу, они уже усвоили огромное количество информации.
Уже более ста лет назад было установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка. С момента зачатия идет развитие человеческого мозга, которое постепенно замедляется. Эффективность обучения и развития высока, когда мозг растет, и уменьшается при прекращении роста мозга. Большинство клеток мозга новорожденного не задействовано, но в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен. И именно поэтому обучению в первые 3 года жизни следует уделять особенно большое внимание.

Стереотипы и развитие малыша

Почему же возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются не полностью? Это развитие задерживается стереотипами взаимоотношений с детьми в самый важный для их развития жизненный период, устаревшими моделями воспитания. А если мозг ребенка не был натренирован развивающей деятельностью в течение первых лет жизни, ему труднее будет достигнуть высокого уровня развития, особенно при существующих методах школьного обучения. Вообще идиллическое существование также ослабляет духовную и интеллектуальную сферу, как абсолютная гигиена отрицательно действует на тело. Если поместить малыша в стерильную обстановку – его иммунная система атрофируется; если не предоставить возможности двигаться – мышцы не будут формироваться; если ребенок не будет слышать человеческую речь – он не заговорит, если он не услышит музыкальных звуков – ему трудно будет обучаться музыке.
Но многие родители говорят: «Мы хотим нормального ребенка. Всему свое время, пусть растет как все остальные дети»; «Меня воспитали так, и я чувствую себя прекрасно, почему же это должно быть недостаточно хорошо для моего ребенка?». Они отгораживаются понятием «нормы», чтобы освободить себя от ответственности, ответственности за своего ребенка. Ведь проще не заниматься обучением своего ребенка, не тратить на это силы.
Но НОРМАЛЬНЫЙ ребенок хочет развиваться.
Человек всегда стремится к знаниям. И то, что было хорошо для родителей, воспитанных четверть века назад, и уж тем более для прародителей, воспитанных более полувека назад, может и не годиться для детей, рожденных в начале ХХІ века. В наше время с каждым днем возрастают требования к человеку. Воспитывать будущих взрослых надо так, чтобы они могли справиться с интенсивностью интеллектуальных и эмоциональных потоков.
Родители, имеющие стандартные, стереотипные представления о возможностях ребенка, верящие в «бабушкины» заблуждения и сказки, ограничивают и себя, и развитие своего малыша. Нельзя искусственно сдерживать развитие ребенка только потому, что сами считаете это не нужным! В этом случае родители решают проблему за счет малыша, подстригая его под наиболее распространенную или модную в данный момент «гребенку», перекладывая воспитание детей на «чьи-то» плечи.
Человеческий разум ограничен той информацией, которая поступает в него из окружающего мира через органы восприятия. При ограничении способностей восприятия органами чувств в равной степени ограничивается и интеллектуальный потенциал. Чем лучше развиты у человека перцептивные способности, тем больше у него возможностей для совершенствования. Если человек полностью лишится своих перцептивных способностей, он, в лучшем случае, превратится в растение. Например, малыш, который слышит в день всего несколько десятков фраз, даже на разных языках, никогда не сможет развиваться также успешно, как тот, с которым много разговаривают на нескольких языках, рассказывают сказки, поют песни, показывают картинки, знакомят с окружающим миром.
Еще одно возражение, которое часто приходится слышать, когда речь идет о раннем развитии: «Нельзя отнимать у ребенка детство». Интересно, а кто-нибудь пробовал это сделать? Кто может усадить двухлетнего ребенка за парту, если ему самому этого не хочется? А кому придет в голову потребовать от восьмимесячного малыша, например, прочесть что-то вслух или сделать звуковой анализ слова? В первые годы жизни ребенок сам по себе интенсивно развивается, стремится к новому. Его не надо заставлять что-либо делать, чтобы он к трем годам, например, начал читать. От родителей требуется лишь понимание этого и создание соответствующих потребностям малыша условий.

Создание развивающей среды

Цель родителей – дать ребенку новые возможности в жизни.
Таким образом, речь идет не о насильственном обучении ребенка навыкам чтения, счета и т.д., не об обучении в традиционном понимании этого слова, которое основано на насилии над ребенком: его обучают, а не он обучается, результатом чего являются стрессы, неврозы, страхи детей, чувство вины. Речь идет о создании развивающей среды для малыша, о его свободном, без помех, развитии, этот процесс еще можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

Обучение – веселая игра

В этом случае дети не могут и «перегрузиться», так как сами контролируют нагрузку с учетом собственных ритмов развития: они делают только то, что им интересно, что приносит им радость и удовольствие. И задача родителей – наилучшим образом удовлетворить любознательность своих малышей, дать им в руки инструменты для исследования окружающего мира. Раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребенка, если все, что родители делают для его развития, делается без насилия, на фоне позитивного восприятия малыша. Учить ребенка в таком возрасте не надо – пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем возрасте – это игра, и заканчивать ее надо до того, как ребенок устанет. Вопрос о стрессах и перегрузках ребенка отпадает, природа сама ставит пределы.
Кроме того, в этом процессе отсутствует еще одно обязательное звено традиционного обучения, которое часто влияет на восприятие человеком себя и уверенность его в своих силах – проверка усвоенного. Дети (как, впрочем, и взрослые люди) не любят, когда их контролируют. Веря в талант своего малыша, не стоит его проверять и устраивать ему контрольных. Ведь родителям не надо ни перед кем отчитываться в том, как идет обучение. И ребенок демонстрирует свои знания так и тогда, когда ему самому этого захочется.

Раннее развитие ребенка: кому и зачем это надо

Наверное, это должно быть нужно стране, в которой ребенок родился и растет. Нашей стране нужны интеллектуально развитые люди, способные творчески решать сложные задачи, которые нам ставит современность. Но, конечно, это надо и родителям. Всем родителям хочется, чтобы их дети достигли в жизни большего, чем они сами. Ведь многие взрослые жалеют, что не умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или не знают никаких языков, кроме родного. Здесь всегда существует соблазн сделать из своих детей более удачный вариант самих себя. Но наши дети – это не мы сами. И если мы создаем себе образ «идеального ребенка», то пытаемся нашего собственного с его интересами, желаниями, потребностями подогнать, втиснуть в этот созданный нами образ.
Именно поэтому предлагаемые методы раннего развития ребенка могут стать достаточно опасными в руках фанатичных родителей. Результаты могут привести к изоляции ребенка от его среды, нарушениям в эмоциональном и социальном развитии. Родители могут, желая ребенку добра, навязывать ему какие-либо занятия, поскольку авторитет родителей у детей дошкольного возраста очень велик. Причиной стрессов детей и неудач в занятиях является не избыток информации, а именно поведение родителей.
Вот почему не стоит добиваться эффективности любой ценой. Если постоянно думать о том, что нужно чем-то с ребенком заниматься, то отношения с ним станут нездоровыми. Моменты молчания и расслабления, беспричинного смеха и игр необходимы. Кроме ежедневных собственно «уроков», ребенка формируют знания, получаемые им в повседневной жизни. Надо помнить, как говорила Мария Монтессори, итальянский педагог, врач-психиатр, что главное не в тех учебных пособиях, которые родители приобретают или изготовляют для занятий, не в методических материалах, а в самом ребенке и в том, какими глазами они на него смотрят. Нужно дать детям больше возможностей для развития и адаптации к жизни, но при этом сохранить индивидуальность ребенка.
Итак, теперь понятно, что больше всего раннее интеллектуальное развитие нужно самому ребенку – развивающейся личности. Не все зависит от таланта, данного Богом или генетически заложенного, а многое от среды, созданной малышу в первые годы жизни. Начиная «занятия» с малышом с рождения, зная, что и как делать, родители могут предоставить своему ребенку широкие возможности, помочь ему овладеть инструментами для познания жизни ради него самого.

Родители – лучшие учителя для своих детей

Развитие малыша способствует и обогащению культурного багажа самих родителей. Предоставляя детям элементарные сведения по истории, географии, истории искусства, родители сами запоминают массу таких вещей, которые бы никогда не стали учить для себя.
Кроме того, родители – самые лучшие преподаватели для своего малыша. Дело в том, что маленький ребенок смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет малышу, что происходит, и ребенок спокоен. Посторонний человек, приглашенный преподаватель или педагог в школе для малышей, никогда не станет для ребенка тем человеком, от которого он способен так же принимать информацию.
Между родителями и ребенком существует эмоциональная связь. Лучше родителей никто не может чувствовать ребенка и понимать, что ему необходимо. Самое важное для родителей, которые хотят создать для своего ребенка развивающую среду, – учитывать индивидуальность ребенка. Ведь развитие каждого ребенка имеет свою собственную ежедневную систему отсчета времени, «пауз», определяемых условиями, окружающей средой, луной и т.д. И рядом параметров окружающей среды можно управлять. Поэтому задача родителей – свести к минимуму время, необходимое для формирования различных способностей малыша, не прибегая к насильственным методам педагогики. Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, стоит прекратить эти занятия на несколько недель или даже месяцев. Может быть ему нужно время, чтобы полученные знания «отстоялись».
Раннее обучение малыша – это определенный уровень общения с ребенком, уровень взаимопонимания. Это радость показать ему окружающий мир и открыть перед ним новые возможности. Это еще и возможность посмотреть на малыша не как на недоразвитое человеческое существо, которое нужно одеть и накормить, а как на личность, которая открыта всему новому.

Таким образом, можно выделить основные принципы домашнего обучающего развития:

· родители – самые лучшие преподаватели для малыша;
· задача родителей – содействовать естественному развитию ребенка;
· необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только длЯ него;
· для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;
· развивающая среда для ребенка должна постоянно подвергаться изменениям: от простого к сложному; необходимо сделать каждый день малыша удивительным и неповторимым.

И последнее, о чем хотелось бы сказать: если родителю или ребенку неинтересно, лучше прекратить занятия. Можно заниматься, только если и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми. Если и ребенок и родители получают удовольствие, то как бы плохо родители не делали свое дело, ребенок обязательно извлечет из этого пользу. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают, – в этом сходятся авторы всех методик и представители всех научных кругов.

Елена ВОЗНЕСЕНСКАЯ,
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины.
Более 5 лет консультирую родителей, имеющих детей до двух лет, по вопросам детской психологии и развития детей в раннем возрасте.

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту. Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников. Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам. Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.
  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно. Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи. Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.
  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день. Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.


Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются. Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие. Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста. Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках. Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.


Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.


Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

  • Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
  • Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
  • Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
  • Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
  • Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
  • Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
  • Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения. Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

    Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

    Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

    Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

    Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

    Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

    Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

    Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

    Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

    Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

    Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

    Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

    Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

    Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

    Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

    Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

    Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

    Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

    Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

    А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.

    Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Зная об особенностях возрастных периодов, можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию ребёнка.

1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.

2 период. Начинается в полтора года и длится до двух лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.

3 период. Его можно обозначить с двух лет и до наступления трёхлетия, он носит завершающий характер для всего раннего детства.

На каждом из этих этапов общение со взрослыми и совместное изучение окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.

Речь и словарный запас

Первые слова от ребенка можно услышать ближе к году или сразу после первого дня рождения. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он долго не произносит, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.

Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь. Знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать, а основу в его развитие можете заложить только вы.

Как и у любого человека, в голове ребёнка уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от родителей. В соответствии с этой моделью строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни. Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным. Несмотря на это, он все понимает.

Исследование мира вокруг

Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть он познает мир.

Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не были в поле его зрения. Так как все увиденное хочется потрогать, пощупать, помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, «повытаскивайте» вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как.

Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени. Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача «удобрять» почву для его познаний.

Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете ребенку, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков, чему вы еще могли бы научить своего малыша.

Ходить и падать

Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это в первую очередь связано с бесконечными «падениями». Не стоит каждый раз бросаться на помощь. Не надо переживать, что ребенок падает, он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий! Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.

Упал? Ну и что! Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.

Еда и самостоятельность

Если развитие ребенка проходит нормально, то после того, как ему исполнится год, с ложкой он должен управляться самостоятельно. Если же он пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в этом направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.

Как научить ребенка есть самостоятельно? Сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если ребенок хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее. Он понимает, для чего нужен этот предмет и, подражая вам, попытается использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он вымажется кашей.

Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно. Во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы. Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать эти манеры поведения – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. Так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.

Повышенная подвижность

В период от полутора и до двух лет, когда ваш ребенок слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы.

Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.

Ребенку два года. В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, он как будто ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.

От двух до двух с половиной лет. Ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.

Ребенку скоро три года. Настало время «почемучек». Это испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды. Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее трёхсот слов. И только в ваших силах приумножить его.

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее...Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитиемЛ ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие - не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину "раннее развитие" - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, "садовско-школьными" способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, "подкрепляемая" оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие - это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной "включенности" в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие - это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творческие". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова....Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Что следует учесть еще до начала занятий с малышом?

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе - не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу "от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному". Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку "мероприятие". Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке - речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа "Ребёнок и его окружение" и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте "запасы знаний", живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеемся, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать - интересно, необходимо каждому.


br /> Раннее развитие - общие размышления
Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно.

Противники идеи раннего развития
Ранне развитие ребенка, казалось, бы что может быть лучше? И каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос гением. Но не у каждого подобный взгляд на вещи.

Вундеркинды с пеленок (о вреде раннего развития)
В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране – уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу – увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

Система Монтессори
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

Вальфдорская педагогика
Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером. Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Методика Глена Домана
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Методика раннего развития Никитина
Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей.

Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан - автор книги Поверь в свое дитя. Основная идея, которую предлагает нам автор, заключается в том, что дети требуют не внимания - опеки, а внимания - интереса, который им могут дать только их родители.

Теория Масару Ибука
Помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым

Методика Н.А. Зайцева
Н.А. Зайцев - педагог, преподаватель грамматики и математики, создатель "Кубиков Зайцева". Автор отказался от традиционно "фонемного" принципа обучения чтению и взял за основу "складовой (слоговой)" принцип. Он отвергает то, что прежде, чем научиться читать, ребенок должен знать названия букв, алфавит.

Методика Воскобовича
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Методики обучения чтению: что лучше?
Для большинства взрослых людей чтение - естественный процесс, в котором непросто выделить элементы, из которых он состоит. И при этом для большинства детей обучение чтению - это процесс, требующий упорства и усилий. Помните, как трудно было научиться читать? Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово. Все усилия уходят на то, чтобы прочитать одно единственное слово, и когда ребенок читает следующее слово, он нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Трудно? Много из прочитанного Вы запомнили? Интересно было читать таким образом? Сомневаюсь, что интересно. Так же и ребенку: трудно читать, мало что из прочитанного он запоминает, и потому не интересно читать.

Художники с пеленок
В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры, написанные крошечными пальчиками. (Также врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых.) Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Раннее музыкальное развитие ребенка
Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём "репертуаре" народные песенки-игры...

Первые книжки малыша
Какими должны быть первые книги для малышей? Когда начинать читать ребенку?

Польза детских ходунков сильно преувеличена!
Почему так популярны детские ходунки? В частности, благодаря рекламе компаний, которые их производят. Давайте разберемся, что из того, что говорят о ходунках, правда, а что - заблуждение.

Университеты для малышей
Еще вынашивая малыша, "беременные" родители уже планируют его будущие университеты: чему и где обучать ребенка, какую методику развития предпочесть, когда можно начинать обучение.

Ребенок и иностранные языки: когда начинать обучение?
Сейчас очень популярно и даже модно раннее развитие детей, в частности, раннее обучение иностранным языкам. Сплошь и рядом молодые мамы начинают обучать языкам (особенно английскому) полуторагодовалых и даже трехмесячных малышей - показывают им карточки с английскими словами, ставят мультики на английском и т.п.

Каждому овощу свое время. Опасность раннего развития.
В последние десятилетия многие родители увлекаются ранним интеллектуальным развитием своих чад. Дети еще ходить как следует не умеют, многие вообще предпочитают передвигаться ползком, поскольку так быстрей и привычней, а им показывают английские буквы и по многу раз повторяют иностранные слова.

Я РИСУЮ!
Этот маленький карапуз едва ли ползает, а способен раскрасить не только вашу жизнь, но и интерьер вашего дома новыми красками!

Статьи по теме: