12 колен израиля профессии. Так сколько всё-таки было Израилевых колен? Как узнать, что человек действительно раскаялся

Синагога Хадассы – Медицинского центра Еврейского университета — была построена в честь 50-летия Госпиталя 6 февраля 1962 года. Главным элементом оформления синагоги стали 12 витражей, посвященных 12 коленам Израилевым.

Фото: Valery Dembitsky (jerusalemshots.com)

Лена КИМ

На церемонии открытия синагоги Шагал говорил о той радости, с которой он привез «… свой скромный подарок еврейскому народу, который всегда мечтал о библейской любви, о дружбе и мире среди всех людей; для народа, который жил здесь тысячи лет тому назад среди других семитских народов. Я надеюсь, что я здесь для того, чтобы протянуть руку представителям культуры, поэтам и художникам, живущим со своим народом». Создание витражей было плодом вдохновения и для Шагала, и для его ассистента Шарля Марка, вместе с которым он два года работал над проектом.

Эта карта показывает, где расположены двенадцать колен Израиля! У Иакова было двенадцать сыновей, и земля Израиля была отдана его сыновьям, которые создали двенадцать колен. Можете ли вы заметить двенадцать колен Израиля на карте? Вот список всех племен.

Вы заметили, что имя Дэн дважды появляется на карте? Это потому, что племени Дана была дана земля вдоль побережья, но есть также город, названный Даном на севере! Один из сыновей Иакова, Леви, не получил земли, потому что его племя было выбрано священниками поэтому у них были особые отношения с Богом, а не с землей.

Шарль Марк выработал специальную технологию нанесения пигмента на стекло, и эта технология позволила Шагалу использовать до трех цветов на единой стеклянной панели, а не так, как это делается традиционным способом, когда тонким полосками отделяют каждую цветную панель.

Для того, чтобы убедиться, что каждый витраж будет достаточно освещен, Шагал специально приезжал в Иерусалим и исследовал то место, на котором он должен находиться.

Как узнать, что человек действительно раскаялся?

Эти 12 племен в конечном итоге будут объединены как один народ, народ Израиля, и будут возглавляться царями, такими как Царь Саул, Царь Давид и Царь Соломон. Бог дал обещания, которые возвращаются в Эдемский сад. Эти обещания передавались людям и женщинам Бога в самые ранние времена. Авраам Исаак и Иаков - отцы сынов Израилевых. Они надеялись на Бога и его обещания, и Бог сделал все, что он сказал, что он собирается сделать для них. Когда они нашли себя рабами в Египте, Бог поднял иврит по имени Моисей, чтобы избавить их и привести их в землю обетованную.

Витражи представляют двенадцать сыновей патриарха Якова, от которых произошли двенадцать колен Израилевых. Они наполнены легкими фигурами животных и рыб, цветами и еврейскими символами. Полы и внутренние стены здания синагоги изготовлены из иерусалимского камня. Освещение осуществляется за счет солнечного света, проникающего сквозь чудесные витражи Марка Шагала.

Сынов Израилевых в течение 40 долгих лет блуждали в пустыне, когда Моисей был их лидером. Но именно их дети наследуют благословение. Пришло время, когда народ Израиля войдет в землю обетованную. Моисей умер и назначил Джошуа, чтобы привести их в землю обетованную.

Они чудесным образом пересекли реку Иордан в землю Ханаанскую, землю, которую Бог обещал Аврааму и его семя. Какое чудесное обещание, потомки Авраама унаследовали бы землю и стали великим народом. Обетование было дано Аврааму, а затем Исааку, а затем Иакову и Иосифу, и Моисею, и Иисусу и Давиду, и на протяжении всей истории Израиля. Сегодня люди Бога - это те, кто по вере побеждает врага и наследует обетованную землю Царства Божьего.

Для полного понимания смысла и значения каждого из витражей, нужно их рассматривать, исходя из чувства полной сопричастности мастера с историей евреев, с их трагедиями и победами, а так же с его личным прошлым, связанным с Витебском — местом, в котором он родился и вырос. «Все время, пока я работал, — рассказывал он, — я чувствовал, что мой отец и моя мать смотрят из-за моего плеча, а за ними — те миллионы евреев, которые исчезли недавно и тысячи лет тому назад».

Историческое прошлое. После того как Моисей привел сынов Израилевых из Египта через Красное море, они отправились в великую и ужасную пустыню. Они пришли к границе обетованной земли, но не имели веры, чтобы верить обещаниям Бога и войти в землю. Бог сказал Моисею, чтобы все это поколение погибло в пустыне, и это были бы их дети, которые действительно наделили бы обещание и победил землю Ханаанскую. Наконец, когда Моисей умер, он повелел Иисусу Навин вести людей. Дети Израиля пересекли реку Иордан и победили землю обетованную под руководством Иисуса Навина.

Все взращенное Ашером будет приносить плоды в изобилии, он станет поставщиком Храма. Главный мотив витража – драгоценное оливковое масло. Это и основной фон витража – серо-зеленый оттенок оливы и само изображение оливкового дерева. В левом нижнем углу находится сосуд, выполненный в виде птицы. Менора (семирожковый канделябр, являющийся одним из священнейших предметов в Храме), наполнявшаяся чистым оливковым маслом, помещена в нижней части окна. Справа от неё находится кубок, которым заливали масло в менору. Наверху изображена голубка с оливковой ветвью в клюве – вечный символ Мира.

Они победили 33 царя через семь лет, после чего лидеры каждое племя пришло к Шилому, и они бросили жребий, чтобы определить, какая часть земли была распределена по их племени. Обетованная земля была окончательно разделена среди 12 колен Израилевых в исполнении Божьих обещаний Аврааму.

Примечание: у Иакова было 12 сыновей, и им было обещано наследство в земле Израиля. Примечание: Поскольку племя Леви не получило территориального наследства, племя Иосифа было разделено на две части: Ефрем и Манассия, равные в общей сложности 12 племенам.

Джошуа. Джошуа был тем человеком, которого Моисей избрал своим преемником и привел израильтян в землю обетованную. Иисус Навин впервые встречается в Библии как сильный военачальник в битве против амаликитян в Рефидиме. Это произошло рано во время блужданий в пустыне. Когда сыны Израилевы прибыли в обетованную землю в Кадесе, они отправили 12 шпионов, чтобы осмотреть землю Ханаанскую, чтобы определить, против чего они против. 10 шпионов дали страшный отчет, но Иисус Навин и Калеб призвали израильтян подняться и взять землю, обещанную им Богом.

Вениамин – младший сын Якова и Рахели. Рахель умерла при его родах.
Из колена Вениамина произошел первый царь Израиля Шауль. Вениамин будет героем. Несмотря на то, что Иерусалим формально не принадлежал ни одному колену, Храмовая Гора находится на территории Вениамина. Изображение на витраже большого круга символизирует единство. Шауль – первый царь объединенного Израиля, который объединил разрозненные колена (маленькие круги), был из колена Вениамина.
Животное внизу – это Хищный Волк, пожирающий свою добычу.

Во время последней просьбы Моисея перед его смертью он дал указание Иисусу Навину помочь Елеазару священнику в наделении обетованной земли. В конце жизни Иисуса Навина он призвал весь Израиль собраться в Сихеме. Пересечение реки Иордан. Получение людей через реку Иордан было непростой задачей. Это была очень большая бушующая река, и вода была заполнена из-за наводнения. Сынов Израилевых было очень много, не говоря уже о их больших стадах и стадах. Иисус Навин искал Господа и попросил, чтобы священники перенесли Ковчег Завета через реку и возглавили путь.

Колено Дана самое маленькое, но очень воинственное. Из-за своей малочисленности будет побеждать змеиной мудростью, так жалить вражеских князей, что всадники будут слетать на землю, и милость божия будет всегда с ними. Вначале территории Дана находились по соседству с филистимлянами, которые его очень притесняли. Местность вокруг Тель-Авива до сегодняшних дней носит имя «Дан». Но колено вынуждено было покинуть свои земли и искать другое место на северо-востоке Израиля, где в настоящее время находятся Голанские Высоты. Яков сказал, что Дан должен управлять («судить») его людей как одно из колен, что означает, что кто-нибудь из выдающихся лидеров Израиля также будет из колена Дана. Герой Шимшон (Самсон) был из колена Дана.

Тогда люди должны были следовать. Когда они поднялись в вере, они вошли в воду в реке, разложенной перед ними. Они стояли посреди реки, когда все люди проходили, и после того, как они благополучно перешли на другую сторону, воды вернулись на свое место. Иисус Навин сказал племенному вождю каждого из 12 племен собрать камень с реки. Иисус Навин собрал все камни и воздвиг памятник, чтобы напомнить им и их детям, как Бог благополучно привел их через реку Иордан в землю обетованную.

Народ Ханаанской земли назывался «хананеями», и они состояли из семи великих и могущественных народов. Ханаан был великим внуком Хама, а хананеи были его потомками. Они были очень злы в глазах Бога, и их религия была основана на идолопоклонстве, человеческих жертвоприношениях, проституции в храме и многих других коррумпированных вещах. Помните Содом и Гоморру, злое место, которое Бог разрушил во время Авраама. Бог сказал в Библии, что нечестие хананеев стало настолько велико, что, если бы они не были уничтожены, сама земля изгоняла бы их.

Основным мотивом витража является изображение оружия, что отражает воинствущий характер этого колена.Враги будут теснить потомков Гада, но сумеют они оттеснить врага, и сдастся враг на милость колену Гадову.

Потомки Иссахара будут крепкого телосложения, работящие, основным занятием их будет скотоводство. Общий зеленый цвет Витража символизирует землю Галилеи, где были расположены унаследованные земли колена. Этот витраж был серьезно поврежден иорданским артиллерийским обстрелом во время «шестидневной войны» в 1967 году. Белое пятно на изображении осла – это отверстие от пули. В 1967 году Шагал специально приехал в Иерусалим для реставрации витражей. Пробоину на изображении осла он оставил преднамеренно.

Самым известным из ханаанских богов был Ваал, и на вершинах холмов было много высоких мест, и рощи в лесистых районах, где люди поклонялись и жертвовали своими детьми Ваалу. Почти каждый храм Ваала, который был обнаружен археологами, был сначала посвящен жертве первенца.

Покоряя землю Ханаанскую. Бог, великий Судья вселенной, и он вынес суд над нечестивыми людьми в земле Ханаанской. Он сказал израильтянам полностью уничтожить их и их соседей. Иисус Навин был человеком, избранным исполнить повеление Бога. Он привел израильтян к реке Иордан, и река распалась на них, и они пересекли всех людей и все их стада и имущество. Иисус был великим командиром, и они сначала напали на город Иерихон, а затем они победили Ай. Они уничтожили бы Гаваона, но гаваониты были проницательны и обманывали израильтян в их союз.

Леви – третий сын Леи, первой жены. Из колена Левитов вышли Моисей и его брат Аарон, и их сестра — Пророчица Мирьям Во время истории с золотым тельцом Моисей призвал каждого, кто остался верным ему, помочь наказать грешников. Все колено Леви пришло к нему, таким образом показывая, что не было ни одного изменника среди них, что расценивается как готовность Левитов игнорировать братство и дружбу, когда речь идет о борьбе с поклонением идолам.
В награду за верность, колено Леви было назначено служить для Святилища. Желтый цвет витража Леви символизирует золото, которое использовалось в Cвятилище…Животные, вероятно, являются животными жертвоприношения, такими, как козел отпущения, овца и голуби. В нижней части витража можно различить Скрижали Завета, которые Левиты должны были преподать другим народам. Скрижали Завета окружены свечами. Это известный еврейский символ просвещения и исследований. ТОРА – значит Свет.

Это было очень стратегически, потому что это дало им всю западную часть земли в качестве раллийной точки, чтобы победить остальных. Затем они напали на Юг и победили Лахиса, Эглона и Хеврона. Завоевание земли продолжалось, но не вся земля была завоевана, а нечестивые народы, которые не были завоеваны, стали шипами на израильской стороне в их истории. Как только израильтяне захватили достаточно земли, они разделили ее среди племен Израиля.

Примечание: интересно, что археология подтверждает период времени и многие события, произошедшие в этих военных кампаниях. Племенные части. Территории, отведенные племенам, были выбраны из жеребьевки, и это были территории с севера на юг. Племя Асира было дано землей вдоль северного побережья со всеми ее пышными зелеными равнинами, полосой шириной 12 миль, простирающейся от реки Леонтес к северу от знаменитого финикийского города Тир до верхних частей Равнины Шарон под ногами горы Кармель. Некоторые города были Тир и Дор, а гора Кармель также находилась в пределах своего региона.

Это маленькое колено было размещено на севере Израиля.
Барак – герой, одержавший победу над сирийским военачальником Сисрой, — был из этого колена. Эта победа особенно важна в истории народа, т. к. она произошла в период отсутствия государственности. Армия Барака (вдохновляемая Деборой) представляла собой отряд плохо вооруженных добровольцев, вынужденных противостоять железным колесницам Сисры. После этой победы 40 лет не было войны. Дебора, которая возглавляла Израиль в то время и которая является автором знаменитой героической поэмы «Песня Деборы», была, вероятно, из рода Нафтали, хотя и жила на территории Иосифа. Самым важным символом витража является лань, которая, наряду с птицей, символизирует свободу. Птица также напоминает нам о песне, о поэзии.
Крутая гора — гора Тавор, у подножия которой был разгромлен Сисра, и где Дебора после этого пела свою песню победы.

Рав Овадья Климовский

Племя Неффалима было дано землей рядом с северной частью Асира со всеми своими плодородными холмами. Бегущий от реки Леонтес на севере до горы Табор, а затем на восток до верхней реки Иордана и Галилейского моря. Некоторые города были Хазор и Хаммат. Племя Завулонов было отдано части земли к югу от Ашера и Неффалима.

О каком «новом законе» говорит пророк Ирмия?

Племени Иссахара было дано место только к востоку от Завулона и к югу от Неффалима. Племени Манассии было дано очень большое пространство земли к югу и граничащее с Ашером, Завулоном и Иссахаром. Он простирался от Средиземного моря на западе до реки Иордан на востоке. Прекрасная равнина Шарона, известная своими «лилиями долин» и розами «Роза Шарона», была в пределах Манассии.

Реувен – первый сын Якова и Леи. Реувен разочаровал своего отца своим поведением и тем, как он выполнял свои обязанности как перворожденный. Яков отменил особый статус Реувена как старшего. «Права первородства» на двойную часть наследства были даны Иосифу – первому сыну от любимой жены Рахели. Колено Реувена, вначале многочисленное и богатое, не сыграло особой роли в историии Израиля. Реувенцы вместе с коленом Гада обратились к Моисею с просьбой отдать им трансиорданские территории, которые уже были заняты Израилем. За это они предложили послать своих воинов в авангарде главного войска Израиля. Двусмысленные Моисеевы стихи: «Пусть Реувен живет и не умирает, но немногочислен он» могут быть интерпретированы и таким образом: пусть все Реувенцы будут живы, (и не пострадают от войны), и количество солдат, идущих на войну, будет равно количеству вернувшихся.
В витраже видны листья мандрагоры. Голубой фон и рыба представляют стих, что «непостоянен, как вода». Рыба — символ плодовитости.
Сверкающий круг наверху обозначает восход солнца, которое, в свою очередь, напоминает о статусе первородства Реувена – «Моя мощь и первый плод моей энергии».

Племя Ефрема было отведено к югу от Манассии и простиралось от реки Иордан на востоке почти до холмов до Средиземного моря на западе. Племени Дана была дана небольшая часть земли к западу и к югу от Ефрема. Его западной границей было Средиземное море. За это время Дэн не смог победить людей на прибрежных равнинах, что было основной частью земли, предоставленной им, и поскольку холмы были недостаточно большими, чтобы содержать их, многие из них отправились в северную часть Иордана Река и победил город Лайш.

Они изменили свое имя на Дэн и поселились в этой области. Племени Вениамина было выделено небольшая часть земли к югу от Ефрема. Его восточной границей была река Иордан. Колено Иуды было выделено очень большой частью земли ниже Дана и Вениамина. Он простирался от Средиземного моря в долине Сорек на восток через Иерусалим и до западного побережья Мертвого моря. южная граница была пустыней Парана. Вся территория была прекрасная, и она была великолепна для сельского хозяйства с богатой прибрежной равнины для зерна, до плодородных холмов для оливок и винограда и гор, которые быстро спускались до Мертвого моря.

Надел земли Звулуна начинался в районе современной Хайфы и простирался до Сидона в сегодняшнем Ливане. Сидон стал известен как крупный морской торговый центр, славящийся своим благосостоянием. Считается, что бриллиант (ЯХАЛОМ) был камнем этого колена. Однако, идентификация Яхалома с бриллиантом сомнительна. Представляется не очень убедительным, что евреи в Синайской пустыне могли найти такой большой бриллиант для нагрудной пластины, на котором могло бы быть выгравировано имя Звулун. В современном иврите слово Яхалом обозначает бриллиант, и это, вероятно, было известно Шагалу. Белый флаг колена предполагает чистый белый драгоценный камень, с изображенным на нем кораблем, как это было написано: «Звулун обитать будет на берегу моря».

Племя Симеона было очень маленьким и жило в южной части Иудеи, в южной стране «Негев», которая делилась с Иудой городами на самой южной части земли. Часть, выделенная левитам, была права на 48 городов, которые были разбросаны по всем землям во всех племенных частях. Они также отвечали за Скинию, ее священные сосуды и Ковчег Завета.

Иисус Навин был награжден левитами за его руководство и дал свой собственный город, его называли Тимнатх-сера, который был небольшим незначительным местом, расположенным на холмах Ефрема. Только после того, как племена получили свои порции, Иисус принял его. Именно здесь, в Тимнатха-сере, умер великий вождь Джошуа в 110 лет.

Шимон — второй сын Леи. Шимон и Леви отличались вспыльчивостью и необузданностью. Они задумали погубить своего брата Иосифа. Яков завещает, что потомки Шимона и Леви рассеются среди своих братьев. После того как Народ Израиля вошел в обещанную ему землю, слабое колено Шимона не смогло завоевать местность, которая для него предназначалась. Поэтому колено Иуды пригласило Шимона поселиться на территории Иуды. По пророчеству Якова колено Шимона растворилось и исчезло как племя. Животные на окнах смотрят друг на друга как всвидетельство напряжения и беспокойства.

Силох был местом, где были нарисованы лоты, и земля была разделена между племенами Израиля. Тот факт, что было 12 племен, не был случайностью, и тот факт, что было 12 учеников Иисуса, не был случайностью. Число 12 видно в еврейской культуре как порядок и правительство. Бог заранее дал обещание, что он собирается воспитывать людей и быть их Богом, их невидимым Королем. Он сделал это с 12 сыновьями Иакова, а позже имя Иакова было изменено на Израиль. Дети Израиля знали, что все они были народом Божьим, все они были потомками сынов Иакова.

Каждое «племя» было состоящий из отдельных домашних хозяйств, и все домохозяйства образовали семью, а затем все семьи образовали племя. Два ивритских слова для «племени» означают скепсор или посох. Каждое племя обладало властью и отличием от других племен, но все племена были связаны в целом, все они были народом Божьим. К тому времени, когда дети Израиля были рабами в Египте, все они знали, в каком племени, семье и семье они были частью. В те дни, когда Христос ходил по земле, его имя было бы «Йешуа Бен Иосиф», потому что Иисус был из семьи Иосифа, но он всегда называл себя «сыном Бога».

Иуда — четвертый сын Леи. В эпизоде «Продажи Иосифа» Иуда показывает свое лидерство, предотвратив братоубийство. Яков ясно видит, что в будущем Иуда станет главой Царства Давида. Все братья будут почитать Иегуду, выпадут на его долю военные удачи и освободит он землю Хаананскую. После каждой победы расположится Иегуда, как лев на отдыхе. Земля его будет настолько благополучна, что можно будет стирать одежды в вине, которое будет литься, как вода. Зубы Иегуды будут белы от изобилия молока.
Красный фон витража — вино, которое упоминается в благословении Якова, но это также может быть связано с королевскими предметами одежды, в которых преобладал пурпурный цвет. Очевиден смысл изображения короны в верхней части витража, как и Льва в основании. Позади Льва можно различить очертания Иерусалима.
Шагал подписал этот витраж на иврите.

Йосиф — первенец Рахели, любимой жены Якова.
Его колено, состоящее из двух частей, является лидирующим (особенно колено Эфраима) в центральной и северной части. Оно сыграло ведущую роль в еврейской истории. Большинство царей Северного царства произошло от Эфраима. Желто-оранжевый фон этого окна напоминает цвет зрелого зерна. «…с щедрым урожаем от солнца, с щедрым зерном от лун…» Мы видим здесь мирно пасущихся животных. А может, это коровы из сна фараона? А как же виноград и корзина с хлебом? Они символизируют полодородие земли сыновей Иосифа Менаше и Эфраима, но в то же время напоминают о снах правителя Египта, который обратился к Иосифу за толкованием. Лук и стрела в центре относится к строфе: «Стрелки ненавидели его, стреляли в него, гнались за ним. Но его лук оставался туго натянутым, и его руки тверды.» Укрепленная стена города — это стена Шхема — города, под которым Яков впервые купил участок земли, когда вернулся из Сирии. Яков передал эту землю как личный подарок Иосифу.

ЛЕВИ́ (Левий)- третий сын Иакова от Лии (Быт. 29:34), родоначальник одноименного колена.

Леви с братом Шимоном жестоко отомстили жителям Шхема за бесчестие, нанесенное сыном местного царя их сестре Дине (Быт. 34).

Убийство жителей и разграбление города навлекли на Леви и Шимона гнев Иакова (Быт. 49:5–7).

Колено Левии – левиты, было единственным, не получившем надел и находилось в зависимости от своих братьев. Это положение не позволяло левитам выродиться в замкнутую, гордую своим богатством жреческую касту, как бывало у других народов древнего Востока. Их материальная зависимость от приношений народа рассматривается в Библии как особый знак отличия (Втор. 10:9; 18:1–2).

"И сказал Господь Аарону: в земле их не получишь надела, и доли не будет у тебя среди них: Я - твоя доля и твой надел среди сынов Израилевых. А сыновьям Леви, вот, дал Я всякую десятину от Израиля в надел за службу их, которую они несут у соборного шатра... по уставу вечному в роды ваши; а среди сынов Израилевых не получат надела..." (Чис. XVIII, 20-23).

Однако левитам были выделены земельные наделы в окрестностях различных городов, при этом каждый город должен был поддерживать своё священство десятинами и пожертвованиями.

Аарон – старший брат Моисея. Как представитель рода левитов, был наделен особыми функциями: во время скитаний израильтян в пустыне он выступал в качестве первосвященника.

Согласно легенде, в споре за первенство между 12 коленами Израилевыми, глава каждого принес жезл. На следующий день обнаружилось, что принесенный Ааороном жезл колена левитова расцвел миндальным деревом. Жезл Аарона обладал и другими чудесными способностями. К примеру, он мог превращаться в змею, пожирая прочих змей.

Священнослужители разделялись на две степени. К первой степени относились священники (коэны, кохены), происходившие исключительно из потомков Аарона по прямой мужской линии. Они имели собственную иерархию (первосвященник, заместитель, ключники, казначеи и т. д.).

Ко второй степени священства относятся те члены колена Левия, которые не являются потомками Аарона, и они называются левитами.

Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния (еврейск. "шалаш", греч. skeno), место общественного богослужения древних евреев, походный храм, по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае.

Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу.

Храмовые жертвоприношения совершались коэнами, однако остальные левиты принимали участие в богослужении и были обязаны заботиться о содержании Скинии, а впоследствии - Храма.

На левитах лежали обязанности сопровождения хоровым пением с инструментальным аккомпанементом обрядов жертвоприношения, приготовление жертвенных животных, охрана входов в Храм, открытие и закрытие массивных храмовых ворот, надзор за соблюдением порядка на Храмовой горе и т. п.

В средние века возник обычай, предписывающий левитам возливать воду на руки коэнов перед тем, как те благословляют молящихся.

Как и коэны, все группы левитов делились на двадцать четыре смены, которые менялись в Храме каждую неделю. Этот порядок просуществовал до разрушения Второго Храма. Сохранилась за левитами. и обязанность обучать Торе.

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих» (Числ. 2:1-2).

Эмблема на знамени Леви: нагрудник первосвященника с двенадцатью драгоценными камнями на фоне белой, черной и красной полосы.

Одной из наиболее важных одежд первосвященника был «хошен» - нагрудник, на котором находились три ряда драгоценных и полудрагоценных по четыре камня в каждом ряду. Всего - двенадцать камней по числу колен Израилевых. На каждом камне было вырезано имя одного из сыновей патриарха Иакова, родоначальников израильских колен. На нагруднике или внутри него помещались урим и туммим (Исх.28:30), при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21). В Библии не упоминается их цвет, поэтому точное определение невозможно.

Единственный источник, указывающий цвета украшавших эфод камней, - сравнительно поздний Мидраш Раба (Бамидбар Раба 2:7):

«...каждый имел знамя особого цвета, соответствовавшего цвету драгоценного камня на груди Аарона...

Камнем Реувена был одем, и цвет его знамени был красным, и на нем была вышита мандрагора.

Камнем Шимона был питда, и его знамя было зеленого (жёлтого) цвета...

Камнем Леви был барекет, и его знамя было на треть белым, на треть черным и на треть красным...

Камнем Иехуды был нофех, и цвет его знамени был подобен цвету неба...

Камнем Иссахара был саппир, цвет его знамени был черным, как сурьма...

Камнем Звулуна был яхалом, и цвет его знамени был белым...

Камнем Дана был лешем, и цвет его знамени был похож на саппир...

Камнем Гада был ахлама, и цвет его знамени был... пурпурным...

Камнем Нафтали был шво, и цвет его знамени был... смесью белого и черного цветов... Камнем Ашера был таршиш, и цвет его знамени был подобен цвету драгоценного камня, каким женщины украшают себя...

Камнем Иосифа был шохам, и цвет его знамени был угольно-черным...

Камнем Биньямина был яшфе, и цвет его знамени был... смесью всех двенадцати цветов...»

Однако, даже если считать это описание достоверным, определить эти камни затруднительно, поскольку в древности камни в основном различались по цвету и в какой-то степени по твёрдости, часто под одним и тем же названием подразумевались камни, относящиеся к различным минеральным видам; в то же время камни, являющиеся разновидностями одного минерала, могли считаться разными.

Я пересмотрела множество источников, трактующих минералогию камней на нагруднике первосвященника. В большинстве источников утверждается, что колену Леви соответствовал изумруд.

При рассказе о камнях, украшавших хошен, постоянно упоминаются «урим и туммим». «Урим и туммим» были одним из трёх, наряду со сновидениями (1Цар.28:6) и пророчествами, дозволенных способов предсказания будущего во времена становления еврейского народа.

Наиболее позднее упоминание об «урим и туммим» относится ко времени Давида. По возвращении из вавилонского пленения, когда использование урим и туммим прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Езд.2:63).

В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования, Известно только, что «урим и туммим» вкладывали в наперсник первосвященника (Исх.28:15-30; Лев.8:8).

Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий».

Я пересмотрела множество источников, пытаясь выяснить, какой же знак зодиака относится к колену левитов.

Мнения самые разнообразные:

«... коэны (и все колено Леви) не входят в число двенадцати колен Израиля, которые, в свою очередь, соответствуют месяцам года. Коэны, представители всего еврейского народа, отражают духовный источник каждого из двенадцати колен Израиля. Особенно это справедливо по отношению к колену Беньямина, ибо в его владении находился Иерусалимский Храм, где служили коэны. В силу этого, взаимосвязь между коэнами и коленом Беньямина можно уподобить взаимоотношениям между телом и душой... Символ месяца кислев - лук войны - происходит от радуги (на иврите слова «лук» и «радуга» пишутся одинаково - «кешет»), символа предшествующего месяца хешван (знак мира между Всевышним и его созданием). Два лука (полукруга) соединяются вместе и образуют полный круг - букву самех, символ месяца кислев».

«...колено Леви занималось обслуживанием Храма и заботой о религиозных нуждах еврейского народа. Вместе с тем, сам Леви, родоначальник колена, сын Яакова, отличался гневливостью. Так в нем проявился двойственный характер Близнецов...»

«В недельном чтении Бемидбар описывается расположение станов сынов Израиля при их странствовании по пустыне. "И Г-сподь сказал Моше и Аарону, говоря: Каждый при знамени своем со значками отчего дома их да стоят сыны Израиля станом; поодаль от шатра соборного стоять им станом вокруг. А стоящие станом впереди, к востоку: знамя стана Йегуды по ополчениям их... А стоящие подле него станом: колено Иссахара... Колено Звулуна... Знамя стана Реувэна к югу, по ополчениям их... Подле него стоять станом колену Шимона... Затем колено Гада... Когда двинется шатер соборный, стан Левитов да будет в середине станов; как они стоят, так и ходить им, каждый на своем месте под знаменами своими... Знамя стана Эфраима, по ополчениям их, к западу... И подле него колено Менаше.. Затем колено Биньямина...Знамя стана Дана к северу, по ополчениям их... Стоящие же станом подле него: колено Ашера... Затем колено Нафтали, и начальник сынов Нафтали... А Левиты не вошли в исчисление среди сынов Израиля, как Г-сподь повелел Моше" (Бемидбар, 2:1-33).

Итак, сыны Израиля располагались четырьмя станами в соответствии с четырьмя сторонами света: на востоке располагался стан Иегуды (Иегуда, Иссахар, Звулун), на юге стан Рувена (Рувен, Шимон, Гад), на западе стан Эфраима (Эфраим, Менаше, Биньямин) и на севере стан Дана (Дан, Ашер, Нафтали). В центре же находился стан колена Леви.

Действительно, порядок перечисления колен Израилевых по тому, как они располагались при своем странствовании в пустыне, был приведен к зодиакальному кругу.

Так месяц Нисан (знак Овна) соответствует Иегуде; Ияр (Бык) - Иссахару, Сиван (Близнецы) - Звулуну; Тамуз (Рак) - Реувену; Ав (Лев) - Шимону, Элул (Дева) - Гаду; Тишрей (Весы) - Эфраиму, Хешван (Скорпион) - Менаше, Кислев (Стрелец) Биньямину; Тевет (Козерог) - Дану, Шват (Водолей) - Ашеру, Адар (Рыба) - Нафтали.

Связь этих месяцев (зодиаков) с временами года и стало быть со сторонами света очевидна.

Однако, закрепленность того или иного месяца за каким-либо из сыновей Иакова не была обусловлена тем, что каждый из них именно в данный месяц родился. Поскольку корреляция между чертами характера родоначальников колен и зодиакальными характеристиками признаются, нам следует заключить, что каждый из братьев свободно сформировал свой характер, сам задал свой психологический тип, и лишь затем, задним числом сообразно своим достижениям был к тому или иному зодиаку приписан».

«Зодиак состоит из 12 традиционных знаков. Как есть 12 колен Израилевых, так есть 13-е колено -Левиты. Каждому колену Израилеву соответствует один из 12-и знаков Зодиака.

Но есть 13-е колено - Левиты.

Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен.

Таким образом, как есть 13-е колено Израилево, так есть и 13-знак Зодиака - Змееносец.

Подобно тому, как у Левитов нет своего надела земли в Израиле, так у Змееносца нет своего надела в Зодиаке.

30 градусов Змееносца разбросаны по всему Кругу. Единственный отрезок Зодиака, где градусы Змееносца идут подряд - последние 7 градусов Скорпиона и первые семь Стрельца. Это, так называемый, "Сожженный путь". Остальные градусы разбросаны.

Подобно Левитам, предназначение Змееносца – избранность».

Вопрос изображения какого-то знака зодиака на листе, посвященном колену Леви, пришлось опустить, дабы не совершить ошибку.

Лист композиционно построен по аналогии с мизрахом (буквально «восток»)- таблицей, которая вешается на стену в направлении расположения Храмовой горы в Иерусалиме, куда следует обращаться лицом во время молитвы. То же название носят в странах Запада стена синагоги и декоративная табличка, которой отмечается эта стена в некоторых синагогах и частных домах.

"Мизрахи" были одной из самых распространённых форм еврейского народного искусства на Украине и в Польше в ХIХ веке. Их украшали символическими изображениями животных и растений.

Мотивы и символы мизрахов были, вероятно, заимствован из титульных листов еврейских печатных книг ХVI-ХVII вв., изданных в Венеции, Амстердаме, Праге. Титульный лист еврейских книг назывался «шаар», то есть врата, а внутри декоративных порталов на первой странице помещалось краткое содержание книги.

Шаары европейских издательств стали образцом для титульных листов книг из еврейских типографий Галиции, Волыни, Подолии ХVIII-ХIХ вв. Эта печатная книжная графика оказала, в свою очередь, влияние на оформление шааров еврейских книг, которые изготавливались в Подолии и на Волыни вплоть до двадцатого века.

Декор мизраха аналогичен декору Арон Кодеша- шкафа для хранения свитков Торы в синагогах. Арон-Кодеш символизирует Ковчег Завета и является главным художественным элементом интерьера синагоги и находится на ее восточной стене.

Во всех Арон-Кодешах, встречаемых в синагогах, изображениях на ритуальных изделиях из серебра и бронзы, на вытынанках -вырезках из бумаги, парохетах (занавесах в синагоге), каменных надгробиях, а особенно при украшении титульных листов рукописных и печатных книг мы встречаем изображение портала.

Над изображением портала часто мы видим надпись: "В эти ворота войдут праведники". Вся композиция как бы символизирует вход в Храм, обновление которого есть основная мессианская идея иудаизма. Различные декоративные традиции в изготовлении священного шкафа связаны с влияниями различных культур народов, среди которых проживали евреи.

Например, в Германии XVIII в. были приняты шкафы в барочном стиле: с колоннами, пилястрами, фронтонами и вазами. В восточно-европейских синагогах на Арон-Кодешах изображались львы, птицы, орлы и олени.

Традиции оформления Арон-Кодешей, титульных листов рукописей и печатных книг, их изобразительный ряд и символика прочно вошли в еврейское искусство.

Образ Храма, память о Храме, стремление к возрождению, к возвращению к земле предков - неотъемлемая часть еврейской веры, всего еврейского искусства.

Несколько слов о символике.

Популярнейшей гербовая фигура в геральдике многих народов- лев.

Христианами эта эмблема трактовалась очень широко: он олицетворял и господство, и царское достоинство, и воинскую доблесть, и силу веры, и т.д., и т.п. В еврейской же культуре лев всегда понимался очень конкретно – как лев Иуды, одного из сыновей Иакова. Такое прочтение связано с предсмертным благословением Иуды Иаковом (Быт. 49:8-12). Считалось, что Мессия также будет принадлежать к колену Иудину и роду царя Давида.

Итак, изображение льва на множестве образцов еврейского искусства может толковаться или как указание на принадлежность к еврейству, или на принадлежность к колену Иуды, или как выражение мессианских чаяний.

Кувшин - принадлежность к роду левитов - их почетная обязанность омывать руки коэнам во время службы. руки, поднятой для священнического благословения (на надгробии коэнов) или держащий

Корона над каким-либо символом подчеркивает его высокое значение.

Потерявшие царство на земле, евреи венчают материальной короной свитки Торы. Форма "Кетер-Торы" строго не определяется. Чаще всего она двух- или трехъярусная, своей концентричностью создающая устремленность вверх.

В «Законах изучения Торы» Маймонид- выдающийся еврейский философ и богослов - талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы. пишет: «Народ Израиля украшен тремя коронами - короной Торы, короной первосвященства и короной царственности. Первосвященство было отдано Аарону... царственность дарована царю Давиду... а корона Торы ждет весь народ Израиля... и по своему величию она превосходит две другие».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЭНОВ

Из всех «еврейских» жестов самыми известными, пожалуй, являются знаки, используемые коэнами во время благословения евреев в синагогах, хотя увидеть их можно лишь несколько раз в году, когда коэны, лица которых в этот момент должны быть прикрыты, вытягивают руки на высоте плеч под талитом (молитвенный плащ), особым образом раздвигают пальцы и благословляют общину, читая специальную молитву. Этот жест, часто изображают на украшениях, сувенирах и надгробных плитах коэнов.

Пальцы должны располагаться так, чтобы оставалось небольшое расстояние между мизинцем и безымянным пальцем, которые вместе отделены от указательного и среднего.

Во время благословения нельзя смотреть в глаза коэну, чтобы не помешать благословению. Чтобы не отвлекаться и сохранить нужное настроение, коэны опускают на лицо край покрывала-талита. И коэны, и молящиеся в определенные моменты слегка поворачиваются лицами вправо или влево чтобы послать благословение всем молящимся, с какой бы стороны от коэнов они ни стояли.

Есть несколько трактовок жеста Благословления коэнов. Если опустить сложные толкования, то смысл жеста коэнов: "признание, что все на ладони Всевышнего".

Колонны – символизируют разрушенный храм, который обязательно будет отстроен.

У входа в Храм Соломона тоже располагались две колонны. «И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз».

Смысл этих названий так и остался неясным для ученых, однако форма, высота и внешний вид колонн подробно описываются в Библии (в основном в седьмой главе Третьей Книги Царств). Обе колонны, как и "медное море" и др. сосуды, сделаны были из меди, некогда взятой Давидом в добычу в войне с сирийцами (1 Пар XVIII:8).

Венчающие их шарообразные или чашеобразные капители (3Цар 7:41) в др.-евр. языке носят то же название, что и сосуд (чашечка) для елея, расположенный в верхней части светильника (он упоминается в Зах 4:2,3). Поэтому эти колонны можно рассматривать и как огромные светильники или огненные жертвенники.

Стоящие парами колонны напоминают о египетском обычае воздвигать обелиски такой формы в качестве ворот храма.

В Библии не указывается назначение этих колонн, и на этот счет существуют разнообразные теории: от чисто декоративной до символической функции. Две эти колонны могли символизировать весьма разные вещи:

два столпа, огненный, который освещал путь народу Израиля в пустыне, и облачный, который скрывал их продвижение от врагов их;

пассивное и активное начала, добро и зло, свет и тьму;

крепость и силу

биполярность, двойственную природу божества или двуполую природу андрогинных богов;

Древо Жизни и Древо Знания или Смерти;

взаимодополняющие противоположности в двойственном мире явлений и их равновесное напряжение в совместном действии.

мужское и женское начала;

время и пространство,

духовную силу и силу преходящего,

силу и слабость,

напряжение и расслабление,

движение вверх и вниз,

разум и веру,

власть и свободу,

волю и закон,

а также напоминают, что всякое действие подразумевает противодействие,

всякий свет - тень.

Две колонны могут олицетворять опору Небес и Небесные Врата, через которые нужно пройти, чтобы попасть в храм или церковь. Такое прохождение между двумя колоннами символизирует переход к новой жизни, или в иной мир, в вечность. Такой проход разделяет символическое значение двери или врат.

Стоящие у входа в храм каменные колонны встречались в архитектуре Сирии, Финикии и Кипра; позднее этот стиль был воспринят архитектурой Ассирии и финикийских колоний в Западном Средиземноморье.

  • Назад
  • Вперёд


Статьи по теме: