Воспитание приёмных детей. Факторы дисфункциональных отношений в приёмных семьях

Характер детско-родительских отношений в приемных семьях, по мнению Е. А. Брецких, определяется следующими ключевыми факторами:

Мотивом принятия ребёнка в семью;

Воспитательным потенциалом семьи;

Степенью гибкости-ригидности семейной системы.

Рассмотрим дисфункциональные мотивы приёма детей в семью, которые могут привести к определенным сложностям, а иногда и трагедиям.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов выглядят следующим образом: Брецких Е. А. Исследование клинико - психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приёмных детей (в связи с задачами аналитико - системного семейного психологического сопровождения) //Известия РГПУ им. А, И, Герцена. - 2009. - № 102. С. 343 - 344.

1) В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

2) Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает взять приёмного ребёнка. В таких семьях детско-родительские отношения зачастую характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка; для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи обычно высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.

3) Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения нередко характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

4) Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

5) Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем,взяв приёмного ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений в этом случае характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. У ребенка могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).

Необходимо, чтобы приёмные родители руководствовались конструктивным мотивом: воспитание ребенка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни.

Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

Воспитательная функция - одна из важнейших функций семьи. По мнению Э. Эриксона, практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии: Пер. с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. С. 49. Однако в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием. Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом.

Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает следующие особенности семьи: тип, структуру, материальную обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственную атмосферу жизни семьи, ее уклад, стиль, социальные установки, систему ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 93.

Как справедливо отмечал А. В. Петровский, в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. С. 53. Семейное воспитание рядом авторов трактуется не только как целенаправленная система воздействия родителей на ребенка, но и как характер обращения с ним. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Медицина, 1977. С. 63.

При обозначении различных систем воздействия и способов обращения родителей с ребенком используются различные термины: тактика воспитания, стиль воспитания, тип воспитания и др. Кроме того, исследователи выделяют ряд понятий: родительское отношение Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф... дис. канд. психол. наук. - М., 1987. С. 12., родительская позиция, которые часто используются как синонимы типа воспитания. Спиваковская А. С. Как быть родителем (о психологии родительской любви). - М.: Педагогика,1986. С. 48.

В основе сложившегося типа стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку. Данный феномен определяется исследователями как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. При этом отмечается, что родительское отношение - это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностную дистанцию, т. е. степень близости к ребенку; форму и направление контроля за поведением ребенка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф... дис. канд. психол. наук. - М., 1987. С. 17. Выделять три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий внутри общения родителей с детьми в отечественной психологии принято вслед за В. Н. Мясищевым. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

Представления родителей о ребенке (когнитивный компонент) могут быть адекватными и неадекватными. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Медицина, 1977. С. 73.

Адекватное представление - это наиболее полное и объективное знание психических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия.

Неадекватное представление родителей может выступать в виде недооценки психофизических особенностей ребенка, приписывании ему болезненности (инвалидизация), беспомощности, невозможности существования без родителей, прежде всего, без матери (инфантилизация), тревоги о будущем.

Эмоционально-ценностное отношение родителей к ребенку (иначе - эмоциональный компонент) неодномерно. В. В. Столин выделяет три оси эмоционально-ценностного отношения: симпатия - антипатия, уважение - неуважение, близость - отдаленность. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я.Райгородского. - Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004.С. 42.

Рассматривая поведенческий аспект родительского (или семейного) воспитания (т. е. система воздействий на ребенка), чаще всего выделяют такие факторы, как: доминирование - подчинение; зависимость - независимость; сотрудничество - конкуренция.

В систему воспитательных воздействий родителей входят: контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком.

Контроль - это способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Родительский контроль обычно располагают в границах от предоставления ребенку полной автономии до абсолютного подчинения воле родителей. Выделяют ограничивающий и авторитарный способы контроля. При ограничивающем способе родители запрещают ребенку делать то, что он хочет; при авторитарном способе контроля ребенок неукоснительно должен выполнять установленные родителем правила, нормы и требования.

У детей, контроль за которыми осуществляется авторитарно, обнаруживается отсутствие эмпатии, низкая самооценка, слабые внутренние моральные стандарты, ориентация на внешние требования и наказания, трудности во взаимоотношениях с ровесниками, отсутствие независимости, средний уровень социальной ответственности. Жесткий контроль часто вызывает агрессивность ребенка. Дети, воспитанные в семьях, в которых много четких правил, запретов, ограничений, менее энергичны в поведении, излишне ориентированы на социальные нормы, подавлены, конформны, стыдливы, социально непредприимчивы.

Контроль непосредственно связан с действиями родителей по поддержанию дисциплины ребенка, в качестве которых обычно выступают поощрения и наказания. Среди наказаний выделяют: 1) основанные на силе, 2) эмоциональные наказания, 3) объясняющие наказания. Наказаниями, которые не влекут нежелательных последствий для формирования личности ребенка, являются только объясняющие.

Поощрение является более действенным воспитательным воздействием, чем наказание. Вместе с тем, «захваливание» ребенка, как и отсутствие поощрения, негативно сказывается на его личностном формировании. В качестве форм поощрения выделяют похвалу за усилие, награждение делом, поощрение путем расширения прав ребенка, выражение благодарности, выражение нежного отношения. Диагностика семьи. Методики и тесты. Учебное пособие по психологии семейных отношений / под ред. Д.Я.Райгородского. - Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2004.С. 44.

В формировании воспитательной системы в конкретной семье также важна роль того, как родители понимают и как они удовлетворяют потребности ребенка (потребность в безусловном позитивном внимании, потребность в принадлежности и любви, потребность в безопасности и защите, потребность к общению). Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. С. 112.

Все три выше компонента отношения к ребёнку (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) имеют равное значение для выработки определенного типа воспитания, и между ними существует тесная взаимосвязь. При этом когнитивный (представления) и эмоциональный (отношение) компоненты составляют внутреннюю основу определенного типа родительского воспитания, который внешне проявляется в воспитательных воздействиях и способах обращения родителей с ребенком.

В исследованиях выделяются типы воспитания, неблагоприятные для эмоционального и личностного развития ребенка: отвержение, гипоопека, гиперопека, сверхтребовательность, симбиоз, диктат и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся у детей при таких типах воспитания, отмечают агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, тревожность, мнительность, чувство неполноценности, эмоциональную неустойчивость в общении с людьми. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 1999. С. 218.

Формирование воспитательных установок, лежащих в основе типа воспитания, у человека обычно осуществляется в своей родительской семье через механизмы подражания и идентификации.

Реализация семьёй воспитательной функции зависит также от структуры, то есть строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами.

Рассматривая семью как сложную систему, вычленяют два основных фактора, влияющие на ребенка: особенности личности родителей и характер супружеских отношений. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: Питер, 1999. С. 227.

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Такое влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Наличие у родителей, таких качеств, как сензитивность и гиперсоциализация, по мнению А. Захарова, приводит к развитию у ребенка невроза. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. - Л.: Медицина, 1977. С. 79. Под сензитивностью понимается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать близко к сердцу; под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов. Кроме того, матери детей, страдающих неврозами, склонны к подозрительности, недоверчивости, упрямству, ригидности мышления, образованию ситуативно обусловленных сверхценных идей. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими, наличие хронических межличностных конфликтов, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний, тревожность и неуверенность в себе, недостаточная эмоциональная отзывчивость. Отцы таких детей пассивны, беспокойны, неуверенны в себе, консервативны, склонны к морализированию, испытывают чувство вины. Оба родителя внутренне конфликтны, имеют низкую степень самопринятия.

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами, как эмпатия, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Эмпатия - способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность представляет собой способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка, являются отношения, существующие между родителями и детьми, которые могут носить открытый (личностный) и закрытый (ролевой) характер. Личностный характер общения предполагает эмоциональную и личностную открытость, доверительность, искренность выражения чувств и состояний. Ролевой характер общения характеризуется закрытостью родителей, подчеркиванием ими зависимого положения ребенка. Патогенным для развития ребенка является ролевой характер общения.

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.

Рассмотрим дисфункциональные семейные правила и границы, могущие негативно влиять на детско-родительские отношения в приемных семьях. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. С. 93 - 94.

1) Семьи с ригидностью семейных правил. Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения в этом случае отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функционированием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.

2) Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.

3) Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке. В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители взяли приёмного ребенка, потому что родная дочь выросла и ушла из дома, в случае её возвращения к родителям могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком. Детско-родительские и семейные отношения в целом в таких семьях характеризуются конфликтностью, негативным отношением членов семьи к приёмному ребёнку, негативным самоотношением у ребёнка, недостатком эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.

Таким образом, обязательная проработка мотивов принятия ребёнка в семью, значений тайны усыновления, отношений к родным родителям ребенка и диагностика воспитательного потенциала приёмной семьи, повышение гибкости семейной системы необходимы для того, чтобы семья, усыновив ребенка, сделала его счастливым и была счастлива сама.

Текущая страница: 5 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Шрифт:

100% +

1.5.2. Психологическая диагностика социально-психологических особенностей замещающей семьи

Выполнение родительских обязанностей оценивается с использованием теста PARI (Evenboer et al., 2012; Knorth et al., 2010). Тест изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument, PARI) предназначен для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (Schaefer, Bell, 1958). Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. Для психолога, проводящего диагностику кандидатов в замещающие родители, наибольший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношения родителей к семейным ролям, так как тест позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни.

Вывод об оптимальности родительско-детских отношений делается на основе сравнения средних оценок по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация (Schaefer, Bell, 1958).

В Голландии перед началом работы с семьей кандидаты в замещающие родители заполняют Тест изучения родительских установок (PARI), а также Индекс оценки родительского стресса (The Parenting Stress Index). Дети, которых планируют отдать в замещающие семьи, в это же время заполняют Детский опросник поведения (Child Behavior Checklist 4–18, CBCL 4–18) или опросник «Самооценка для подростков» (Youth Self Report, YSR). Все эти тесты предъявляются на компьютере, а кандидатам в замещающие родители выдается не только заключения, но и рекомендации (Strijker, Knorth, 2007).

Отношение родителей к детям оценивается также с помощью опросника «Оценка отношений родителей и подростков» (Adult-Adolescent Parenting Inventory, AAPI) (Bavolek, Keene, 2001). Этот тест помогает определить, какие действия родитель склонен производить при выполнении родительских обязанностей, воспитании ребенка. В тесте AAPI используются нормативы, относительно которых рассчитывается индекс риска поведения, который может рассматриваться как признак пренебрежения или насилия в адрес ребенка у кандидата.

В настоящее время используется тест AAPI-2, который разработан на основе созданного в 1979 г. AAPI. AAPI-2 состоит из 40 вопросов, позволяющих подсчитать индекс риска злоупотреблений и пренебрежения родительскими обязанностями и отношениями к подростку. Тест включает следующие шкалы: «Родительские ожидания», «Телесные наказания», «Эмпатия», «Несоответствующие ожидания», «Сила/Независимость», «Инверсия ролей». AAPI-2 существует в двух формах (А и В) со сходным содержанием вопросов; формы предъявляется респонденту последовательно, через некоторое время с тем, чтобы минимизировать эффект влияния привыкания, особенно в тех случаях, когда мало времени между сеансами тестирования.

Конструкт А: несоответствующие ребенку ожидания;

Конструкт B: родительская эмпатия по поводу потребностей детей;

Конструкт C: применение телесных наказаний;

Конструкт D: роли родитель – ребенок;

Конструкт E: независимость и сила ребенка.

Согласованность родительских установок кандидатов в замещающие родители оценивается тестами «Индекс родительского стресса» (Parenting Stress Index, PSI) (Abidin, 1983) и шкалой «Удовлетворенность ролью родителя» (Parenting Satisfaction Scale, PSS) (Guidubaldi, Cleminshaw, 1985).

Индекс родительского стресса (The Parenting Stress Index, PSI) (Abidin, 1983; Abidin, Brunner, 1995). Известно, что тест широко используется в практике диагностики кандидатов в замещающие родители (Reynolds, Medina, 2008). Данные теста PSI основываются на анкетах самоотчета, он, как уже отмечалось, может быть использован и для оценки потенциального риска жестокого обращения с ребенком. Некоторые исследователи считают, что этот тест использовать необходимо, но следует с осторожностью интерпретировать полученные данные, прогнозируя адаптацию и поведение родителей и ребенка (The thirteenth mental…, 1998).

В исследовании проблем международного усыновления было отмечено, что существует широкая пропасть между научным знанием специалистов о рисках и проблемах замещающей семьи, с одной стороны, и пониманием потенциальными родителями проблем воспитания в семье ребенка-сироты – с другой. Для диагностики готовности стать приемными родителями, а также их ожиданий в отношении будущего родительства был предложен комплекс методик, где наряду с авторскими методиками (Adoptive Parent Expectations-Experience Scale, APEES; Parent Assessment of Pre-adoption Preparation, PAPP) была использована стандартизированная методика – Индекс родительского стресса (Parenting Stress Index-Short Form, PSI) (Chesney, 2010).

Шкала «Удовлетворенность ролью родителя» (Parenting Satisfaction Scale, PSS) позволяет определить проблемные отношения в диаде родитель – ребенок, а также отношения родителей к воспитанию детей. Результаты, полученные по этому тесту, дают возможность специалисту определить, сравнить и обсудить уровень удовлетворенности воспитанием по трем субшкалам: «Удовлетворенность выполнением родительских обязанностей супругом/бывшим супругом», «Удовлетворенность детско-родительскими отношениями», «Удовлетворенность родительскими обязанностями» (Guidubaldi, Cleminshaw, 1994).

В Австралии эта шкала использовалась перед началом обучения по программам «Физическое насилие и пренебрежение интересами детей», «Служба здоровья северного побережья», «Позитивное родительство, родительская эффективность», по которым обучаются биологические и приемные родители, применяющие насильственные методы воспитания родных и приемных детей (Flaherty, 2008). Шкала также эффективно применялась для оценки родительского стиля воспитания с возможными признаками насилия над детьми (Rodriguez, 2008).

Представленный в данном разделе богатый опыт применения психологических тестов в мире был использован авторами настоящего Практического руководства при разработке собственной психодиагностической Программы отбора кандидатов. Естественно, в нашу программу были включены не все перечисленные выше методики, а только адаптированные для использования в России, не требующие для интерпретации специальной квалификации (это было, например, основной причиной отказа от включения в Программу теста MMPI), не предполагающие значительных временных затрат как при заполнении, так и при обработке тестов.

Отличительной особенностью предлагаемой нами Программы является включение в нее блока методик, направленных на выявление сильных сторон, ресурсности как отдельного кандидата, так и потенциальной замещающей семьи в целом. Такой подход является относительно новым, так как в подавляющем большинстве зарубежных программ акцент делается на выявлении противопоказаний для выполнения роли замещающего родителя.

1.6. Программа психологического обследования кандидатов в замещающие родители
1.6.1. Принципы отбора диагностических методов

Анализ существующего отечественного и зарубежного опыта отбора родителей для создания замещающих семей, включая и собственный опыт авторов, свидетельствует о том, что в разных странах и даже в пределах одной страны (например, в разных штатах США) в настоящее время для решения равно значимой для всех проблемы отбора кандидатов в замещающие родители используются разные подходы и разные методические способы. По всей видимости, сегодня унифицировать эту процедуру невозможно, а вероятно, и не нужно. При этом описание предикторов функционирования замещающей семьи, как позитивных, так и негативных, равно как и выделение зон рисков этого функционирования, обнаруживает высокую степень согласованности у психологов разных стран, принадлежащих к разным научным школам и направлениям. С нашей точки зрения, выделенные в исследованиях и описанные выше предикторы целесообразно учитывать в процессе психодиагностики, однако методические подходы могут значительно варьироваться. Лишь анализ масштабного опыта применения различных диагностических инструментов позволит выявить наиболее валидные и эффективные подходы для решения специфической задачи отбора замещающих родителей.

В предлагаемой нами Программе используются две группы параметров, подлежащих оценке.

Первая группа – это параметры, фиксирующие различные противопоказания для выполнения функций замещающего родителя. К ним относятся разного рода психопатологии, агрессивность, жестокость, склонность к алкоголизму и т. п. Противопоказания могут касаться как отдельных членов, так и семьи кандидата в целом.

Вторая группа параметров фиксирует те положительные характеристики кандидатов и/или семьи, которые можно расценивать как дополнительные аргументы в пользу вынесения позитивного решения.

Мы исходим из того, что используемые в Программе методы должны быть достаточно простыми для испытуемых разного уровня образования и не требовать значительных временных затрат.

При разработке диагностического комплекса мы сформулировали следующие требования:

1. Диагностический инструментарий должен, с одной стороны, выявлять предикторы рисков, а с другой – обеспечивать выявление позитивных факторов, важных для воспитания ребенка в замещающей семье.

2. Методики должны быть направлены на диагностику как индивидуальных характеристик кандидатов, так и особенностей семьи в целом.

3. Для выявления указанных предикторов должны быть использованы валидные и стандартизированные методики с тем, чтобы интерпретация результатов тестирования в минимальной степени зависела от субъективного фактора (тестера).

4. В программу не должны включаться методики и методические приемы, цели которых для кандидата являются скрытыми и относительно которых у него может возникнуть впечатление несанкционированного вмешательства психолога в «тайну его личности». К таким методам относится большинство проективных тестов. Кроме того, некоторые проективные методы, например рисуночные, могут восприниматься кандидатами как в определенном смысле оскорбительные. Часто в таких ситуациях можно услышать суждения такого рода: «Я же не ребенок и не умственно отсталый », «Я с начальной школы ничего не рисовал ».

5. Методики должны отвечать принципу прогностичности, т. е. не только определять актуальный статус кандидата, но и давать возможность предсказывать характер его поведения в будущем.

6. Комплекс должен отвечать принципу минимальной достаточности: включать диагностические инструменты, необходимые и достаточные для обоснования психологического заключения о возможности и целесообразности рекомендовать кандидата (кандидатов) для выполнения функций замещающего родителя.

1.6.2. Диагностический алгоритм

Программа психологического обследования кандидатов в замещающие родители представляет собой набор диагностических методов, предлагаемых кандидатам в определенной последовательности – диагностический алгоритм.

Программа является достаточно объемной, включает полуструктурированное интервью и от 4 до 10 тестов (опросников) в зависимости от того, проходит ли обследование одинокий кандидат или семья и требуется ли оценка психологических ресурсов личности кандидата и/или семьи в целом. Как показала практика пилотного использования программы (см. главу 3), на полное выполнение кандидатами всех тестов (без интервью) уходит в среднем 2,5–3 часа, причем многие кандидаты жалуются на усталость. В этой связи чрезвычайно важно отметить следующее.

Вся программа должна преподноситься кандидату не столько как средство оценки его пригодности к роли замещающего родителя, сколько как средство помочь человеку сделать правильный жизненный выбор. Целесообразно, с нашей точки зрения, включить программу тестирования в контекст работы школы приемных родителей, поскольку, с одной стороны, это позволит по-другому отнестись к оценке кандидатом времени, затрачиваемого на выполнение тестов, а с другой, полученные результаты могут помочь индивидуализировать и оптимизировать процесс подготовки замещающих родителей.

Крайне важна установка, с которой психолог подходит к тестированию. Если он с самого начала воспринимает необходимость проведения тестирования формально и думает о том, как бы за короткий срок протестировать возможно большее количество кандидатов, то он не только сам будет «выгорать» на этой работе, но и передаст свое отношение респонденту. Психолог сам должен рассматривать эту процедуру как удобный случай для полноценного общения с кандидатом, возможность стать компетентным советчиком в сложном выборе. В психотерапии хорошо известно, что установка, с которой психолог подход к работе с клиентом, оказывает значительное воздействие не только на клиента, но и на психолога.

Добавим к сказанному, что предлагаемый вариант программы не является окончательным, его следует рассматривать как пилотный, экспериментальный. По замыслу авторов только реальная массовая практика позволит выделить наиболее эффективные методы для отбора кандидатов в замещающие родители.

Представим пошагово диагностический алгоритм.

Шаг I – проведение полуструктурированного интервью для составления Краткой характеристики кандидата в замещающие родители (КХК).

Целями интервью является отсев явно неподходящих кандидатов, а также выдвижение гипотез относительно некоторых существенных, с точки зрения отбора, характеристик кандидата или семьи кандидатов, которые должны подлежать особо тщательной проверке на следующих этапах отбора.

Интервью проводится со всеми кандидатами. По его результатам часть кандидатов может быть отсеяна. В таком случае в отношении этих кандидатов составляется психологическое заключение , содержащее обоснованный вывод о том, что данный кандидат не может принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и о нецелесообразности дальнейшего обследования.

Со всеми кандидатами, успешно прошедшими этап интервью, проводится последующее обследование.

Шаг II – проведение тестов, направленных на выявление явных противопоказаний.

Цель этого этапа – выявление явных противопоказаний для выполнения функций замещающего родителя/замещающей семьи. Реализация данной цели осуществляется через последовательное предъявление следующих тестов (подробно они будут представлены в следующей главе):

1. Диагностика психопатологий. С этой целью используется Опросник выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R).

2. Диагностика проблемности зоны, связанной с употреблением алкоголя. Используется Стандартизированный опросник А-тест.

3. Диагностика агрессивности. Используются две методики: Опросник диагностики легитимизованной агрессии (ЛА-44) С. Н. Ениколопова, Н. П. Цибульского; Опросник Ч. Д. Спилбергера «Диагностика характера и уровня агрессивности.

Использование вышеприведенных тестов предваряет методика, направленная на выявление установки давать социально желательные ответы. В Программе для этой цели предлагается использовать Шкалу социальной желательности Марлоу-Крауна. Результаты этой методики не могут служить ни противопоказанием, ни показанием к созданию замещающей семьи, поскольку сама установка давать социально желательные ответы может быть вполне адекватной данной ситуации тестирования. Вместе с тем показатель по этому тесту позволяет точнее оценивать данные по всем последующим методикам и тестам.

Важными зонами риска, безусловно, являются также не только алкогольная, но и другие виды зависимости (химическая, игровая и др.), а также разные формы сексуальных девиаций. Однако выявление их с помощью тестов является крайне ненадежным и, как показывает анализ имеющегося в мире опыта, для выявления такого рода отклонений используются данные, имеющиеся в полиции, медицинских диспансерах, органах опеки. Определенную информацию об этих проблемных зонах может дать полуструктурированное интервью.

При наличии указанных противопоказаний дальнейшее исследование не проводится. Составляется психологическое заключение о непригодности кандидата к выполнению функций замещающего родителя.

В том случае, если замещающую семью собирается создать одинокий человек, у которого не выявлены противопоказания, обследование на этом может быть завершено. На основании проведенного обследования составляется психологическое заключение о пригодности кандидата к роли замещающего родителя. В таком случае считается, что кандидат, не имеющий явных противопоказаний, может выполнять функции замещающего родителя.

Если взять на воспитание ребенка-сироту намеревается семья (бездетная семейная пара или семейная пара, имеющая детей), то проводится обследование семьи с целью выявления ее конструктивности/деструктивности, поскольку имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что именно деструктивность семьи чаще всего приводит к отказу от приемного ребенка. Для этого предлагаются две методики: опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Е Алешиной, Л. Я. Гозмана, Е. М. Дубовской и Шкала семейной адаптации и сплоченности Д. Олсона (FACES III) (русскоязычная версия Э. Г. Эйдемиллера).

Шаг III – оценка ресурсности кандидата и его семьи.

Целью этого этапа является выявление сильных сторон кандидата и семьи в целом, являющихся положительными предикторами успешного функционирования замещающей семьи.

В большинстве случаев отсутствие противопоказаний, касающихся кандидата и/или семьи, может считаться достаточным основанием для положительного психологического заключения, а их наличие – для отрицательного заключения.

Однако некоторые случаи требуют проведения дополнительного психологического обследования. К таким случаям могут быть отнесены следующие:

Количество претендентов на роль замещающего родителя превышает количество детей, которые могут быть взяты в семью;

Ребенок, подлежащий усыновлению, опеке или патронату, требует особых условий воспитания, следовательно, его включение в приемную семью предполагает наличие у родителей особых качеств; это касается детей с хроническими соматическими заболеваниями, с различными формами психического недоразвития и отклонений в психическом развитии, детей, имеющих в анамнезе психическую травму, детей иной, чем усыновители, расы, конфессиональной принадлежности, национальности и т. п.;

Подлежащий усыновлению, опеке или патронату ребенок имеет акцентуации или другие выраженные характерологические особенности (чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, пассивность, склонность к тревожным состояниям и др.);

Трудность однозначной психологической оценки возможностей кандидатов по материалам первых двух этапов обследования.

На III шаге алгоритма используются Тест жизнестойкости С. Мадди (русскоязычный вариант Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой) для оценки личностной зрелости кандидата.

В случае если на данном этапе исследования участвует семья, используется еще одна методика – Тест семейных ресурсов II (А. В. Махнач, Ю. В. Постылякова) – для оценки ресурсности семьи.

На основании проведенного обследования составляется психологическое заключение, в котором содержится оценка семьи, демонстрирующая, что уровень ее психологической ресурсности может обеспечить воспитание приемного ребенка даже в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к замещающим родителям (ребенок с особыми потребностями, больной ребенок, наличие сложных отношений с биологическими родственниками и т. п.). В других случаях подобное заключение обосновывает преимущество семьи по сравнению с другими претендентами.

В главе 2 будут подробно представлены схема проведения диагностического интервью и все предлагаемые в Программе методики.

1.7. Этическая регламентация психологической диагностики кандидатов в замещающие родители

В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии существуют многочисленные кодексы и положения, регламентирующие этические аспекты различных видов научной, прикладной и практической деятельности психологов. Они разработаны как для широких сфер деятельности (школьная психология, клиническая психология, экспериментальная психология), так и для достаточно узких (например, этические правила проведения групповой работы с детьми и подростками, этический кодекс психологической работы с беременными женщинами). Столь важная и актуальная область деятельности психолога, как отбор замещающих родителей (семей), сложная, с точки зрения взаимоотношений всех участников этого процесса – представителей органов опеки и попечительства, кандидатов в замещающие родители, детей, оставшихся без попечения родителей, предъявляет особые требования к этической стороне деятельности психолога, осуществляющего психологическую диагностику.

Учитывая эти обстоятельства и опираясь на существующие этические кодексы, авторами настоящего Практического руководства были разработаны этические правила, которыми должен руководствоваться специалист, проводящий диагностику кандидатов в замещающие родители.

Зоя Лаврентьева, профессор, доктор педагогических наук, доцент

Новосибирский государственный педагогический университет, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике ;

В последние пять лет в Российской Федерации увеличилось число детей, возвращенных из замещающих семей в государственные социальные учреждения. Одной из причин возвратов является нарушение межличностной коммуникации кровных и приемных детей. В статье раскрываются особенности и предлагаются средства регулирования детской межличностной коммуникации в замещающих семьях с целью снижения риска возврата.

Ключевые слова: межличностная коммуникация, дети-сироты, замещающая семья

In the last five years in the Russian Federation increased the number of children returned from foster families to state social services. One of the reasons for the return is a violation of interpersonal communication biological and adopted children. The article describes the features and provides the means to regulate children"s interpersonal communication in foster families with the purpose of reducing the risk of return.

Keywords: interpersonal communication, orphan children, foster family

Социальная политика Российской Федерации, направленная на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи показывает, что в настоящее время новую семью нашли более 75% всех воспитанников детских домов и до 95% детей из домов малютки. Однако вместе с ростом числа замещающий семей увеличиваются и риски их жизнедеятельности. Тяжелым последствием неспособности семьи и ребенка адаптироваться друг к другу, находить устойчивые контакты и преодолевать трудности становится возврат ребенка в государственное учреждение. Еще пять лет тому назад возвраты были единичными и связывались с некачественной работой специалистов по семейному устройству воспитанников интернатных учреждений. За последние два-три года тенденция возвратов угрожающе растет. По статистическим данным Министерства образования и науки в последний год из замещающих семей возвращено 7% детей.

Причин возвратов называют много, в том числе и достижение ребенком подросткового кризиса, постановка детям новых медицинских диагнозов, наступление отягощающих семейных событий и т.п.

Мне бы хотелось в этот список «внешних» причин добавить проблемы психолого-педагогического порядка: неспособность приемных родителей менять стиль отношений при переходе приемных детей в подростковый период; слабое владение навыками разрешения конфликтов; застревание родителей на манипуляторных стилях воспитания; неумение различать ожидания и актуальные способности ребенка и т.п. .

В этом перечне причин возвратов важное место занимает наличие неразрешенных конфликтов и противоречий в отношениях между кровными и приемными детьми. Все, как и свидетельствуют научные закономерности, начинается с нарушения межличностной коммуникации.

К сожалению, обращая приоритетное внимание на организацию быта и уклада жизни семьи, приемные родители упускают из внимания (иногда и подсознательно вытесняя проблемные ситуации) межличностные коммуникации детей в своей семье. Очень часто приемные родители выбирают самую простую и даже примитивную стратегию - отказ от регулирования межличностных коммуникаций между кровными и приемными детьми.

Между тем, необходимо помнить, что межличностная коммуникация представляет собой сложнейшее психологическое явление. В самом широком смысле коммуникация выступает способом передачи информации. Как психологический акт коммуникация является сознательным, простроенным, адресным и целесообразным влиянием на взгляды и ценности собеседника. Он может осуществляться как на рациональной, так и на эмоциональной основе и ставит перед собой цель достигнуть взаимопонимания или взаимодействия. Коммуникация всегда социально опосредована, что предполагает необходимость учета сторонами коммуникативного процесса множества факторов ее установления и протекания. Сложнейшим является сам процесс коммуникации, включающий в себя осознание мотива обмена информацией, отбора способов ее донесения до собеседника и согласования смыслов посылаемого и принимаемого сообщения. Более того, стиль и качество коммуникации меняется в зависимости от функций и содержания контактов между людьми.

Коммуникация признается межличностной, если процесс обмена сообщениями и их интерпретация происходит между двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.В межличностной коммуникации психологический аспект общения существенно обогащает процесс двустороннего обмена информацией, оказывает регулирующее воздействие на ход общения. Поскольку межличностная коммуникация реализуется путем непосредственных контактов между субъектами общения, то они должны находиться в пространственной близости друг от друга. Только в этом случае есть возможность осуществления обратной связи и устойчивой межличностной коммуникации.

Учитывать все эти тонкости межличностных коммуникаций достаточно сложно даже специально обученному человеку. Тем более трудно разобрать в переплетениях процессов коммуникации ребенку. В таком случает вполне целесообразным и необходимым условием обучения и сопровождения процесса межличностной коммуникации детей выступает ее педагогическое регулирование.

Регулирование межличностной коммуникации - это приведение в порядок, упорядочение процесса обмена информацией, форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание устойчивости коммуникации и ее развития. Педагогическое регулирование - это целесообразное воздействие взрослого на процесс коммуникации между детьми. Оно осуществляется как непосредственно, т.е. путем введения прямых регуляторов (норм, правил, условий коммуникации), так и опосредованно, т.е. путем создания взрослым условий позитивного настроения, открытости, спокойствия и уверенности в своих силах в процессе организации коммуникации.

Теория педагогического регулирования межличностной коммуникацией достаточно полно представлена в научной литературе. Существенную роль в обогащении знаний по данной проблеме играют труды российских педагогов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Психологическому сопровождению педагогического регулирования общения и коммуникаций в детском сообществе посвящены работы Л.И. Божович, Я.Л. Коломенского, А.А. Реан и др. На научное обоснование эффективных навыков регулирования коммуникаций в детском возрасте направлены исследования Н.Е. Щурковой, О.С. Газмана, Д.В. Григорьев и др.

Вместе с тем, проблема регулирования межличностных отношений кровных и приемных детей в замещающих семьях остается слабоизученной. Мы не много можем дать советов и рекомендаций приемным родителям, на какие особенности межличностной коммуникации детей следует обратить внимание в замещающей семье.

Думается, что регулирование межличностной коммуникации детей в замещающих семьях, непосредственно зависит от этапов развития новых семейных отношений . На начальном этапе адаптации семья переживает эйфорию, глубокое эмоциональное переживание факта принятия ребенка в семью. Сам приемный ребенок тоже ощущает приход в семью как начало нового и прекрасного. Семья находится в состоянии праздника. Межличностные коммуникации детей также окрашены приподнятостью и желанием порадовать друг друга. Дети осознанно сосредоточиваются на проявлении позитивных способов организации межличностных коммуникаций.

В этом и проявляется «ловушка» отказа взрослых от регулирования детской коммуникацией. Родители видят успехи в установлении контактов и пропускают начало напряжений, когда внутренний контроль ребенка (и кровного, и приемного) приводит к усталости от невозможности непосредственной реакции на контакты. На наш взгляд, в первые дни пребывания приемного ребенка в семье необходимо не ослаблять, а усиливать внешние регуляторы. Это могут быть установленные родителями правила приветствия, нормы использования имени, условияобращения за просьбой, законы выхода из коммуникации и т.п. Для того, чтобы дети могли использовать рекомендуемые нормы и правила, можно их вместе с детьми оформить в рисунках и пиктограммах, разместить в тех местах дома, где их влияние на содержания коммуникации будет более уместным (например, правила рассказывания историй на ночь).

Очень важно на начальном этапе межличностной коммуникации помочь детям согласовать смыслы слов, выражений, эмоциональных проявлений и языка тела. Можно поиграть в составление домашней векипедии; вместе с родителями разыграть упражнения типа «Пойми меня», «Ассоциации», «Крокодильчики»; провести научное исследование «Любимые выражения моего брата»; организовать конкурс фотографий «Он хотел сказать…». В этот период необходимо договориться о строгих запретах на использование определенных слов и завести «копилку» промахов, куда бросать без личностных жетонов. По вечерам можно вести подсчеты и искать пути установления доброжелательных контактов [см. подробнее 2].

Следует обратить внимание, что первые успехи внешнего регулирования посредством установленных правил скоро начнут растворяться в устоявшихся ранее привычках детского коммуникативного взаимодействия.Это объясняется тем обстоятельством, что приемный ребенок в определенный момент осознает, что его признали, приняли и полюбили … и перестает себя жестко контролировать. Он начинает действовать спонтанно. Правила в этих случаях забываются или игнорируются. На поверхность поднимаются привычки, наружу выходят стандартные выражения, появляются личностные интерпретации смыслов информации. Кровный ребенок начинает искать новые способы и зачастую проигрывает. Родители на основе принятых правил вынуждены применять санкции, конфликт усложняется и тормозит коммуникацию.

Одним словом, наступает тот момент, когда родителям необходимо поменять стиль регулирования. Регулировать стоит не столько правила, сколько характер коммуникации. Одним из таких переходов может быть обращение к письменной речи детей. Благо, что сейчас дети сами стремятся к письменному виртуальному общению в социальных сетях, даже если они находятся в одной комнате. Создайте общею группу в сети, включите на каждый телефон WhatsApp, пишите друг другу записки на холодильнике, создавайте списки «Сделаю еще раз….. и посмотрю, что из этого получится». Позвольте сердиться на письменные суждения и распоряжения, переживайте вместе с детьми коммуникативное непонимание, учите отправлять не «Ты-сообщения», а «Я-сообщения».

В качестве другого способа регулирования детских коммуникаций выступает включение взрослого в процесс взаимодействия детей в качестве равноправного партнера (реже - лидера).В этот период важно показать детям образец спонтанной, но конструктивной коммуникации. Конечно, демонстрируйте во взрослых отношениях самые разнообразные способы передачи коммуникативных сигналов, а еще смотрите и обсуждайте фильмы, встречайтесь с семьями, где дети разных возрастов, приглашайте друзей ваших детей на семейные праздники, организуйте в своей семье недельную игру «Мой тайный друг».

В качестве следующего этапа после столкновений и конфликтов в развитии замещающей семьи наступает период штиля. Семья и дети вырабатывают согласованный характер коммуникаций. В этот период закрепляются совместно выработанные стили и способы коммуникаций. Родители не торопятся в расширении диапазона коммуникаций и его усложнения: они поощряют «за то, что неплохо».

Как известно, долгий штиль не обещает дальнейшего развития. Приемным родителям эту закономерность следует учесть и не пропустить момент перехода на следующий уровень регулирования детской коммуникации. Для дошкольников данный период может длиться полгода-год, а для подростков - два-три месяца. Дальше регулирование можно направить на:

  • - развитие у каждого участника детской коммуникации индивидуального стиля социального поведения (выполняемая в коммуникации новая или необычная роль, собственно придуманные адекватные способы поведения, индивидуальный уровень деятельностных умений, пристрастия в выборе форм контактов с другими детьми);
  • - побуждение детей к рефлексии коммуникативного поведения, выражению эмоционального отклика, толерантности к стилям коммуникации других людей;
  • - расширение и усложнение содержания и форм коммуникации;
  • - стимулирование творчества и инициативы каждого участника коммуникативного взаимодействия;
  • - разработка индивидуальных способов несения ответственности за стиль и характер коммуникаций .

Наконец, следует помнить, что в кризисной ситуации вновь могут понадобиться строгие правила регулирования отношений. Тогда этапность регулирования повторяется. Родители и дети уже на новом этапе проходят все стадии регулирования заново. В случае обострения кризиса можно вернуться к уже отработанным и хорошо знакомым в семье приемам организации межличностной коммуникации. Это поможет детям «вернуться к началу», чтобы сделать рывок в будущее, а родителям пережить желание все исправить крайним способом - отказом от приемного ребенка.

Литература:

  • 1. Лаврентьева З.И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография. - Новосибирск., Изд-во НГПУ, 2014. - 218 с.
  • 2. Лаврентьева З.И., Расчетина С.А. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми: учебно-методическое пособие. - Новосибирск., Изд-во НГПУ, 2013. - 142 с.
  • 3. Леонова Е.Е., Лаврентьева З.И. Новая семья для сиблингов., Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение: сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. - Москва., БФ «Здесь и сейчас», 2015.
  • 4. Лаврентьева О.А. Структурно-функциональная модель формирования социальной ответственности подростков., Functions of upbringing and education in conditions of the accelerated socialization of the personality in the modern society. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 18- June 24, 2015)., International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: T. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint. A. Tim- London., IASHE, 2015. - pp.58-62.

Ваша оценка: Нет Средняя: 8.3 (8 голосов)

Комментарии: 14

10 / 12 / 2015 - 18:42

Уважаемая Зоя Ивановна! Благодарю Вас за содержательную, хорошо структурированную, ясно и понятно написанную статью. С моей точки зрения, Вам удалось гармонично соединить высокий теоретический уровень и прикладной характер исследования. Достаточно подробно описаны особенности регулирования межличностных коммуникаций кровных и приемных детей на разных этапах жизнедеятельности замещающей семьи, приведены конкретные методические рекомендации для родителей, которые могут быть активно использованы при их обучении, в том числе. Впечатляет и список Ваших публикаций по теме исследования. Желаю новых интересных исследований и обязательно вдохновения!

10 / 12 / 2015 - 15:30

Непревзойденная Зоя Ивановна! Такие доклады по-плечу только редчайшим утонченным натурам исследователей, добрейшим людям и истинным патриотам. Пусть Вам улыбнется Планетарный успех. С глубочайшим уважением, П. Атаманчук.

10 / 10 / 2015 - 14:10

Уважаемые Клюйковы, напомню, что я пишу о детях, кровные родители которых далеки от библейских идеалов. поэтому дети и оказались в детском доме. Если им и дальше дать реагировать на мир в образе своих обезъяноподобных родителей - никакой Платон с Аристотелем не поможет. Библейские заповеди, соглашусь, очень полезны приемным родителям. А если приемные родители помогут ребенку "заглянусь в себя2 - это будет высший пелотаж профессионализма в организации коммуникаций.

Процесс вхождения ребенка в семью требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.

Особенно сложна адаптация, если ребенок помещается в семью на постоянной основе (усыновление) или до совершеннолетия (опека, длительный патронат, приемная семья).

Замещающая семья, независимо от возраста ребенка, уже пропустила важный этап ранних отношений с ним, то есть период формирования первичной привязанности взрослого к ребенку. Таким образом, перед замещающей семьей всегда стоит проблема принятия ребенка. Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том, что у всех детдомовских "плохая наследственность", поэтому даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется как неизбежное проявление "генетики". Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.

У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок способен сформировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби впервые доказал, что привязанность у такого ребенка нередко формируется через агрессию. Попадая в семью и не испытывая еще любви к новым родителям, ребенок поначалу ведет себя вполне адекватно. Семья при этом переживает некую эйфорию по поводу того, что все складывается так благополучно.

Но как только у ребенка начинается процесс формирования привязанности к семье, его поведение меняется: он ломает свои игрушки и вещи взрослых, обманывает и может совершать мелкие кражи, причем у тех членов семьи, к кому лучше всего относится. Объясняется это просто. Такой ребенок привык привлекать к себе внимание любыми способами, обычно с помощью негативных поступков - в сиротском учреждении было именно так. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, он, как правило, идет тем же путем и в результате провоцирует родителей на наказание.

Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка.

Эффективность взаимоотношений зависит от следующих факторов:

– индивидуальных особенностей ребенка и его жизненного опыта до помещения в приемную семью (травма, связанная с потерей родителей; лишение родных родителей родительских прав; беспризорность; воспитание в детском доме);

– психологических особенностей принимающей семьи как системы (личностные характеристики приемных родителей; характер их взаимоотношений; место ребенка в них и т.д.);

– условий и ситуации усыновления (в семью родственников, знакомых или незнакомых людей).

Характер детско-родительских отношений в приемных семьях определяется тремя ключевыми факторами:

– мотивом усыновления;

– наличием или отсутствием тайны усыновления и отношением приемных родителей к родным родителям ребенка;

– степенью гибкости-ригидности семейной системы.

А.С. Спиваковская обнаружила, что у родителей, воспитывающих приемных детей, часто наблюдается социально-перцептивная неадекватность родительской позиции [Спиваковская, 1999]. Образ ребенка, восприятие присущих ему психологических качеств, характера, темперамента, склонностей и даже физических особенностей «зашумляется», становится неточным, недифференцированным, грубо оценочным под действием сопровождающего родителей страха, что у ребенка плохая наследственность. При этом родители фиксируют любые, даже самые незначительные черты «неправильного» поведения, которые на самом деле могут объясняться естественным ходом взросления ребенка или закономерным возрастным кризисом. Поведение ребенка начинает обосновываться родителями как проявление болезни, а будущее его рисуется в темных тонах всевозможных бед, ограничений, непреодолимых трудностей. Эти социально-перцептивные нарушения приводят к изменениям родительских позиций и при взаимодействии с ребенком. Воспитание начинает все более переосмысливаться как исправление врожденных недостатков. Естественность, непосредственная радость от общения с ребенком сменяется родительским доминированием, подозрительностью, повышенным контролем, а жизнь с ребенком превращается в постоянное тревожное отыскивание всего того в поведении, что, якобы, неправильно, не так, как у других детей.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от мотивов усыновления выглядят следующим образом.

1. В истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость, то же касается и семейных правил. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

2. Семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает усыновить ребёнка. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Как частный вариант можно рассматривать те случаи, когда нет детей определенного пола, и приемный ребенок выбирается по половому признаку. Особенностью этого частного случая является еще большее количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления.

3. Семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

4. Семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации. При этом наблюдается два варианта поведения родителей. В первом случае родители часто обращаются за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении. Во втором случае родители ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей. Здесь имеет место недоверие к себе как к родителю, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку.

5. Одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. Для детско-родительских отношений характерна симбиотическая привязанность, трудности сепарации. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. У ребенка могут возникать трудности сепарации в подростковом возрасте, он нагружается ожиданиями, которые должны предъявляться супругу (например, должен быть с матерью всегда, поддерживать ее во всем и т.д.).

В ходе исследования была выявлена связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления, а также отношением приемных родителей к родным родителям ребенка.

1. Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.

2. В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.

3. В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.

4. В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных родителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.

1. Семьи с ригидностью семейных правил. Появление ребенка сопряжено с необходимостью изменять привычки и правила всей семье, часто она к этому не готова. Детско-родительские отношения отличаются холодностью, родители разочарованы в ребёнке, недовольны семейным функционированием. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, недостаток эмоционально-личностного общения с приёмными родителями.

2. Семьи с жёсткими семейными ролями. Если система принимает ребенка, приходя с его появлением в равновесие, то любое изменение социальной ситуации в дальнейшем или просто изменение ребенка в связи с развитием или другими факторами может привести к расшатыванию системы. В такой ситуации семья должна «приспособиться» к изменениям, что может быть затруднено в силу ригидности семейных ролей и функций. Вследствие этого, либо возникает кризис, симптоматическое поведение, либо ребенка убирают из системы (например, госпитализируют). Детско-родительские отношения сопровождаются неуверенностью родителей в ребёнке, частыми разочарованиями в нём, отсутствием принятия ребёнка как целого. Для детей характерно негативное самоотношение, агрессивные проявления, асоциальное поведение.

3. Ситуативная необходимость в приёмном ребёнке. В тех случаях, когда через некоторое время после приема ребенка происходят изменения семейной ситуации, а приемный ребенок был нужен для решения ситуативных задач, также могут возникать проблемы в детско-родительских отношениях. Например, если родители усыновили ребенка, так как родная дочь выросла и ушла из дома, то в том случае, когда она вернется жить к родителям, могут возникнуть проблемы в отношениях с приемным ребенком. Детско-родительские и семейные отношения в целом характеризуются конфликтностью, негативным отношением членов семьи к приёмному ребёнку, негативным самоотношением у ребёнка, недостатком
эмоционально-личностного общения, негативным и агрессивным отношением к изменению семейной ситуации и некоторым членам семьи.

4 этапа вхождения ребенка в новую семью:

Можно говорить о том, что процесс вхождения ребенка в семью состоялось, когда ребенок и члены семьи, которая его приняла, начинают уверенно произносить "мы", а по выражению лиц, манере поведения, реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5 - 2-х лет после приема ребенка необходимо пережить четыре достаточно непростых этапа.

Первый этап. Его можно назвать "завершение проблем предшествующего этапа" или "базовый шлейф". В это время процесс вхождения ребенка в семью в семью "тормозится" из-за нерешенных проблем семьи, которая его приняла, и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта. Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, то есть "предъявить" родителям поведение, свойственное более младшему возрасту (у него могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи). Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка. Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном развитии, особенно у приемного ребенка. Сложнее переживается процесс его эмоционального восстановления.

Ребенок начинает "вспоминать" трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. Так, приемная девочка пяти лет "вдруг" вспоминает, как на ее глазах погибла мать. С этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления "сиротских симптомов" (он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить). Причем, таким образом, реагирует на изменившуюся ситуацию любой ребенок, даже очень маленький, не способный понять, что он попал не в кровную семью. Также ребенок постоянно жаждет внимания приемных родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается "освоить" пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка на семью, и особенно на мать.

В этот период состояние эйфории у членов семьи может смениться шоком. Семьи, справляются с ситуацией, если: понимают причину поведения детей, позволяют ребенку "отреагировать" свои травматические переживания, и способствуют тому, чтобы в дальнейшем отношения между ними стали более уравновешенными. Семьи, не способные "принять" ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком/детьми.

Второй этап можно назвать этапом "перестройки "

Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. В "успешных" семьях справляются и с этими проблемами. "Неуспешные" семьи, если они даже выстояли на первом этапе, на втором ждет новая волна разочарований, результатом чего может стать отказ от продолжения отношений с ребенком.

Третий этап - "объединение ". Характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой. Многие проблемы уже решаются без вмешательства родителей. Поведение всех детей становится более независимым. У приемного ребенка продолжает формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся "предать" кровных родителей, то сейчас переживает этап "отречения" от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится "борцом" за целостность семьи в большей степени, чем ее "базисные" члены. Снижается уровень агрессии внутри семьи, но учащаются конфликты с окружающими. приемные дети все чаще начинают жаловаться на сверстников.

На четвертом этапе - "осознание принадлежности". Семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга - как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою принадлежность к приемной семьей, но в то же время способен "принять" и кровную.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:

1. Появляется страх оказаться "плохим родителем"

2. Не вижу никаких сложностей

3. Появляется гиперответственность и связанная с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей

(Правильные ответы: №№1,3)

Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в cтранах постсоветского пространства является проблема социального сиротства - явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях. Сравнительно новой моделью семейного устройства детей-сирот, где труд родителей оплачивается государством, является приёмная семья. Ежегодно количество детей, отданных на воспитание в приёмную семью, увеличивается.

Создание приёмной семьи в психологическом смысле начинается с установления эмоционального контакта между ребёнком и приёмными родителями, который является основой осуществления идентификационных отношений между ними. Поэтому в центре нашего внимания находится проблема эмоционального отношения ребёнка к приёмным родителям.

Для изучения эмоционального отношения приёмного ребёнка к новым значимым для него людям - приёмным родителям - и отражения как сознательных, так и частично неосознаваемых уровней этих отношений нами использовался Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом. В исследовании приняли участие 76 приёмных детей (44 девочки и 32 мальчика) и 69 биологических детей (37 девочек и 32 мальчика) в возрасте 4-11 лет.

Для изучения особенностей эмоционального отношения ребёнка к приёмным родителям был использован Цветовой тест отношений (ЦТО). Близость цветовых рядов ребёнка и родителя оценивалась по значению коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs), на основании чего были диагностированы следующие виды эмоционального отношения ребёнка к родителю: положительно зависимое; отрицательно зависимое и амбивалентное эмоциональное отношение. Эмоционально-личностные характеристики цветов, входящих в ЦТО, использовались для описания особенностей восприятия ребёнком матери и отца как объектов идентификации. Взаимосвязь между представлениями ребёнка о родителях и его самоотношением оценивалась на основе корреляционный анализ между отдельными цветами, входящими в ЦТО, в цветовых предпочтениях ребёнка в отношении себя, в отношении приёмной/биологической матери, приёмного/биологического отца.

Изучение эмоционального отношения ребёнка к родителям позволило выявить следующие тенденции:

1) у девочек вне зависимости от типа семьи преобладает положительно зависимое эмоциональное отношение к матери (в приёмных семьях φ*=1,932 при α=0,05; в биологических семьях φ*=2,353 при α=0,01), что способствует идентификации с ней. Преобладающим видом эмоционального отношения к отцу у девочек в приёмных (φ*=2,703 при α=0,01) и в биологических (φ*=4,675 при α=0,001) семьях является амбивалентное эмоциональное отношение;

2) у мальчиков вне зависимости от типа семьи преобладает амбивалентное эмоциональное отношение к отцу (в приёмных семьях φ*=3,005 при α=0,001; в биологических семьях φ*=6,414 при α=0,001) наряду с положительно зависимым (у 48,4% приёмных мальчиков и у 46,9% биологических мальчиков) и амбивалентным (у 41,9% приёмных мальчиков и у 53,1% биологических мальчиков) эмоциональным отношением к матери, что затрудняет идентификацию мальчика с отцом;

3) и в приёмных (φ*=2,471 при α=0,01), и в биологических (φ*=4,766 при α=0,001) семьях положительная идентификация девочки с матерью встречается значимо чаще, чем положительная идентификация мальчика с отцом;

4) приёмная мать и мальчиками, и девочками воспринимается как открытая, общительная, дружелюбная, отзывчивая, энергичная, активная, эмоционально расположенная по отношению к детям. Её цветовой портрет ассоциируется с эмоцией радости, выражает потребности детей в общении с ней, эмоциональной вовлечённости в эти отношения, привязанности. Отношения с приёмной матерью опосредуют развитие у приёмной девочки таких свойств, как активность, решительность, эмоциональность, а у приёмного мальчика - моральных свойств личности;

5) представления о матери в биологической семье сходны с представлениями о приёмной матери (и у мальчиков, и у девочек: rs=0,9 при α=0,01). Качество отношений с матерью в биологической семье опосредует развитие у мальчиков и девочек, прежде всего, коммуникативных и эмоциональных качеств личности;

6) приёмный отец и мальчиками, и девочками, ассоциируется с такими качествами, как уступчивый, зависимый, спокойный, ригидный, апатичный; низко оцениваются его активность, энергичность, отзывчивость. Приёмные мальчики и девочки стремятся к общению с приёмным отцом, воспринимают его как открытого, общительного, однако девочки при этом испытывают страх отвержения и одновременно воспринимают его как враждебного. Приёмный отец не является для детей моральным цензором поведения, образцом для приобретения социально значимых личностных качеств, интериоризации норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций. Приёмные мальчики в большей степени, чем приёмные девочки воспринимают приёмного отца как нерешительного, неуверенного, несамостоятельного, слабого, пассивного. Отношения с приёмным отцом опосредуют развитие у приёмной девочки таких свойств личности, как уступчивость, зависимость, слабость, нерешительность и пассивность, а у приёмного мальчика - коммуникативных свойств личности, однако препятствуют развитию моральных качеств;


Исследование по поведению в конфликте
В данном исследовании использовалась методика стратегий поведения в конфликте Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных...

Зависимость развития дисциплинированности от содержания служебной деятельности сотрудников ОВД
Психологический анализ деятельности требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности различных подразделений органов правопорядка. Задачами милиции являются: -обеспечение личной безопасности граждан; -предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; -раскрытие преступлений; -охран...

Вывод
В эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Люди, как личности, в эмоциональном плане от...

Статьи по теме: