Стеганое покрывало своими руками с пошаговой инструкцией и фото сопровождением. Стеганое одеяло своими руками

Полезные советы по пошиву стеганого покрывала

Покрывало на кровать сшить своими руками несложно, если оно будет в виде накидки на диван или кровать из гобеленовой ткани. Намного сложнее сшить покрывало стеганное с прокладкой из синтепона, да еще с оборками по низу кровати.

Чтобы покрывало стало главным украшением спальни, советуем не торопиться и вначале разобраться в технологии пошива стеганых изделий. Особенно это относится к начинающим учиться шить, поскольку пошив требует не только определенных знаний, но и опыта.
Довольно сложно выполнить стеганый узор, чтобы он был идеально ровным без затяжек, сборок и посадки ткани на пересечении швов.
Если вам никогда не приходилось шить покрывало, попробуйте вначале сшить лоскутное детское покрывало небольшого размера и простегать его. Главное научиться стегать ромбы или полосы ровно, без посадки верхней ткани. После этого вы справитесь и с более сложной задачей и наверняка сможете сшить своими руками красивое покрывало для кровати или дивана.

Рассчитайте размер покрывала по меркам кровати

Вначале конечно нужно снять правильно мерки с кровати или дивана. Измерить нужно ширину, длину и высоту, покрывало ведь наверняка будет с длинной оборкой. Оборка в складку придает покрывалу законченный вид и иногда она становится главным декоративным элементом кровати или дивана.

Первые три мерки снять несложно, главное не делать их слишком точными, добавка в 1 - 1,5 см не помешает. Немного сложнее учесть при крое ткани угол матраса, ведь современные кровати, как правило, имеют матрасы с закругленными углами. Но сделать это тоже довольно легко, нужно просто обвести на бумаге угол кровати и после вырезать его ножницами.
Вот теперь у вас есть все размеры для того чтобы рассчитать сколько потребуется на покрывало и оборки ткани, синтепона и подкладки. Однако не торопитесь считать. Давайте вначале разберемся с технологией пошива покрывала, и тогда вы узнаете, что для оборки можно значительно уменьшить расход ткани.
Единственное, что можно сказать заранее, если вы будете шить покрывало на кровать с оборкой, рассчитайте ее высоту так, чтобы она не "лежала" на полу. Пусть на несколько сантиметров, но просвет до пола должен быть, иначе края будут загрязняться, и кроме того визуально просвет между покрывалом и полом делает кровать выше.

Размеры покрывала после стежки могут уменьшиться

Основная сложность пошива покрывала состоит в том, что швейные строчки могут достигать 2-х и более метров. И редко какая швейная машина не сделает "посадку" верхней ткани при такой длине непрерывной строчки. В итоге, если вы будете выполнять стежку в виде квадратов или ромбов, на пересечении швов у вас будут появляться "наплывы" верхней ткани. Да и сами размеры покрывала в готовом виде из-за этого могут уменьшиться.
Кроме того, строчить нужно один раз, распускать неправильные швы нежелательно. На многих тканях, особенно атласных и шелковых, остается след от проколов иглы. Вот именно поэтому я не советую сразу шить покрывало из дорогой атласной ткани, а попробовать вначале сделать покрывало "попроще".
При выполнении стежки на бытовой швейной машине верхняя ткань все равно будет "подсаживаться" как бы ее не тянули и не старались. Ваши "усилия" помогут швейной машинке, но ткань нужно не тянуть, а растягивать обеими руками в обе стороны, так чтобы игла всегда находилась между руками, примерно так настрачивается шторная лента. Ни в коем случае нельзя тянуть ткань в одну строну, иначе может сломаться игла.
Учтите, что результат будет тем хуже, чем меньше будут размеры ромбиков, поэтому лучше сразу отказаться от мелкого узора. Крупные клетки или ромбы смотрятся на покрывале тоже неплохо, а "мучений" будет меньше.

Как сделать выкройку покрывала

Не вырезайте ткань точно по размерам кровати, оставив лишь припуски на швы. Прибавьте в ширину и длину еще по 3-5см. Если они окажутся лишними, их можно будет срезать, но вряд ли они будут лишними, поскольку строчка все равно подсадит шов, а заодно и ткань. То же самое относиться к синтепону и подкладке.
Разметку требуемого размера (Р2) покрывала можно сделать уже в собранном и простеганном виде. А для надежности, прежде чем обрезать лишнее, пройдите по этой линии закрепочной строчкой на швейной машинке и замеряйте покрывало еще раз.

Какой выбрать стеганый узор и как его сделать

Очень важно сделать точный расчет расположения фигур узора на покрывале. Они должны равномерно располагаться по всей поверхности покрывала, не смещаясь ни в одну из сторон.
Возможно, придется уменьшать или увеличивать их размеры, но начинаться и заканчиваться фигуры должны строго от края.
Такой расчет лучше вначале выполнить на листе бумаги в уменьшенном виде, например на развернутом листке из тетрадки в клеточку, а потом уже сделать макет ромба или квадрата в натуральную величину и проверить, как он выложится по обратной стороне ткани, предварительно обведя мелом контуры размеров будущего покрывала.
Однако не это самое сложное. Сложнее всего сделать разметку стежки на лицевой стороне ткани. Мелом ведь не наметишь и карандашом тоже, остается только один способ - вручную контрастными нитками простегать линии, по которым и будет выполняться стежка на машинке.
Самый "продвинутый" способ нанесения разметки на покрывало - купить специальную бумагу, которая приклеивается к ткани и при смачивании легко удаляется не оставляя следов от клея. Можно использовать разного рода смываемые фломастеры, но все же сметать намного "чище" и надежней. Тем более, что с помощью сметки вы максимально предотвратите посадку верхней ткани покрывала, а заодно зафиксируете с верхом синтепон и подкладку.
Лучше всего делать строчку стеганого узора по изнаночной стороне покрывала, то есть по подкладке. Тогда вся посадка уйдет на подкладку, а лицевая сторона будет ровной без наплывов ткани на пересечении строчки. Но, чтобы таким способом сделать стежку покрывала нужен хороший глазомер и опыт, поэтому я этот способ не рекомендую. Кстати, при выполнении стежки нужно стараться подтягивать, даже точнее натягивать все слои покрывала, но не так, чтобы ломались иглы у машинки.
Не делайте слишком мелкую клетку или ромбики. Чем они крупнее, тем проще будет сшить покрывало аккуратно и ровно и главное легче справиться с посадкой ткани на стыках.

Как обработать край покрывала без оборки

Если у покрывала не будет сборки или оборки, то самый простой способ обработки срезанного края показан на этом фото.

Как сделать оборку для покрывала или кровати

Если вы, наконец-то закончили стегать покрывало, фигуры узоров и длинные строчки идеально ровные, нет наплывов на стыках и размеры покрывала почти такие же, как и были вначале, то считайте себя профи и пришить оборку по краям покрывала для вас уже не проблема.

Оборку для покрывала сшить можно и отдельно, в виде юбки для кровати. Но чаще к покрывалу оборка пришивается и является его несъемной частью, что во многом оправданно. Несъемная оборка облегчает технологию обработки краев покрывала. К тому же ровные аккуратные складки оборки могут скрыть недостатки стежки, в том случае, если ваши ромбики далеки от геометрической симметрии.

Для оборки опять придется немного посчитать, а именно как ее расположить и сколько потребуется ткани для пошива, учитывая количество и размер складок.
Покупать дополнительный отрез ткани длинной 5 метров для оборки вряд ли есть смысл. Ее можно собрать, наращивая куски, оставшиеся от раскроя покрывала. Главная задача в том, чтобы стачиваемые полосы были раскроены обязательно в одном направлении. Иначе, каждый участок оборки покрывала, будет иметь свой оттенок и такой мелочью можно испортить весь вид покрывала.
И еще, соединительные швы полос оборки следует "прятать" внутри складки, тогда их не будет видно.
Складку для оборки покрывала нужно делать широкую, не стоит на этом экономить. Ширина 10 см вполне подойдет, но вы можете поэкспериментировать, заложить складки уже или шире, изменить шаг между складками, направление складок (встречные) и т.д.
Как пришить оборку? Способов очень много, в том числе и пришить оборку двойной строчкой, как показано на этом фото.

Подушки на диван, детское покрывало


Из остатков ткани от кроя покрывала можно одновременно сшить декоративные подушки на диван или кровать, детское покрывало.
У тех, кто много шьет, наверняка скапливается множество остатков кусочков ткани разных цветов. Из разнообразных цветных кусочков можно сшить покрывало или одеяло. Форма лоскутов при этом может быть самая разнообразная, не обязательно выкраивать точные геометрические фигуры. Если вам не хватает остатков ткани, можете сделать лоскутное одеяло.





Детское покрывало не обязательно простегивать, гораздо важнее сделать его жизнерадостным и красочным. Ткань можно "разбавить" другой тканью, с рисунком любимых персонажей из мультфильмов или животных, ярких и теплых тонов. Такое покрывало придаст детской комнате тепла и энергии, внося в детскую определенное настроение и положительные эмоции.
Как бы вам не нравилась практичность темных оттенков, не покупайте для детей постельное белье черного, фиолетового или серого цвета и не используйте эти цвета при оформлении детской спальни, в том числе для покрывала на кровать. Такие цвета угнетающе действует на детскую нервную систему.
Объемные, мягкие буквы-подушки - это стильное и оригинальное украшение вашей спальни, особенно если текстильные буквы полностью повторяют ваше имя. Такие оригинальные декоративные украшения легко сделать своими руками. К тому же для пошива только одной объемной начальной буквы вашего имени не требуется много ткани и других материалов.

Шить покрывало в домашних условиях - это, если и не подвиг, то, по крайней мере, поступок. Его изготовление состоит из нескольких технологических шагов, самый трудный из которых - это протаскивание покрывала при стёжке через домашнюю швейную машинку.

Зависть - чёрная и белая, негодование из-за несправедливости всего чего можно, острое чувство неполноценности - всё это испытывает и переживает "домашний мастеровой" при виде огромных пялец-станков для стёжки и специальных стегальных машин, часть из которых имеет электронное управление! А что испытывает любитель, видя работы профессионалов, - описать невозможно!

Стегать покрывало дома на бытовой машинке - это сравнимо с чем? с избавлением от воды не насосом, а чайными ложками и своими ножками, с армейским мытьём пола зубной щёткой, с уже забытым перебиранием крупы на блюдечке... Занятие бессмысленное и трудоёмкое. Можно сказать - социалистическое занятие, когда важно количество потраченных усилий и усталость тела, что позволяет думать, что день прожит незря, и чему-то там отдан необходимый долг.

Если эта работа - счастье для социалистов, то мука - для перфекционистов. Всё идёт не так, как хочется...

У меня небольшой опыт - всего 6 покрывал. Но выстраданного, понятого, оплаканного, осмеянного, переосмысленного, пережитого - уже много. Как мне кажется. (После этого плача последовали, конечно, новые покрывала и одеяла).

Некоторые допущенные ошибки - просто глупые. Некоторые страдания - не стоят того. С чем-то стоит бороться и наращивать опыт и мастерство. А с некоторыми обстоятельствами надо просто смириться.

Ручное шитьё - это нормально. Даже если это исправление ошибок кроя.

Проблема. Была великолепная задумка - сшить покрывало из разных блоков. Причём, разных не только по рисунку, но и по размеру. Но как их сшить?

Понимание технологии соединения таких блоков пришло лишь после неудачи. При соединении второго ряда образовались очень сложные углы, пришивать которые пришлось руками.

Процесс формирования уголка вручную.

Как себя успокаивать?

Ну и что? Прекрасно получилось. Этот шов будет закреплён стёжкой и ничего с ним не случится.

Ручная работа в лоскутном шитье - это вообще традиция. Английская ручная сборка полотна сохраняется и по сей день, несмотря на новейшие технические достижения. А если смотреть японские журналы по пэчворку, то окажется, что значительная часть швов - ручные, потому что японцы любят мельчить детали до такой степени, что их невозможно сшить на машинке.

Можно провести эксперимент: прострочить две детали на машинке и такие же детали сшить руками. Потом эти два образца можно прогладить, присмотреться к чистоте швов на лицевой стороне, потеребить руками, попробовать разорвать, ради пущего эффекта - распороть. И после всего этого можно убедиться, что машинная строчка и ручной шов прочны и прекрасны в равной степени. А ещё можно, не проводя эксперимента, вспомнить, что вплоть до изобретения швейной машинки все работы выполнялись вручную. А ещё можно подумать о таком сегменте шитья и моды как "от кутюр", вспомнить Надежду Ламанову или кого-нибудь ещё из высших сфер шитья и кроя...

Кривизна деталей и блоков, как и любовь, поражает внезапно и из-за угла.

Проблема. У инженеров, которые сдают предмет "Сопротивление материалов" (иначе - сопромат), насколько я понимаю, сопротивляются металлы. А у меня - ткани. Если на эскизе, нарисованном на бумаге, всё выглядит ровно и геометрически выверено, то при шитье такая точность никогда не достигается.

Казалось бы, блок выровнен по сетке на раскроечном мате и представляет собой квадрат. Ленты для рамочек нарезаны дисковым ножом при помощи длинной линейки и того же мата.

Всё пришито на машинке с соблюдением одинаковой ширины припуска, для чего была использована специальная лапка для пэчворка ("четверть дюйма").

Лапки для пэчворка ("четверть дюйма").

Деталь была проглажена нежно и точно. Отпариватель не включала. Ткань не тянула.

Но откуда эта кривизна? Откуда эти лишние миллиметры?

И приходится решать: либо выравнивать рамочку, чтобы она была одинаковой по ширине, но при этом весь блок поползёт в разные стороны; либо выравнивать по внешней линии квадрата, и тогда ширина рамочек будет различной.

Вот: выровняла рамочки, и утеряла правильность квадрата.

Как себя успокаивать?

Ткань - это ткань, а не бумага и не металл. Точность вплоть до микрона невозможна в принципе. Находясь в отчаянии, можно посмотреть труды признанных мастеров пэчворка-квилтинга в ютубе или где-нибудь ещё и убедиться, что и у мастеров и удачливых бизнес-дам не все уголки сходятся и не все линии прямые.

А можно поступить так: посмотреть на сшитую вещь в реале, вполне ожидаемо подумав при этом "Какая же кособокая избушка вышла!", а потом - сфотографировать. О! Чудо! На фотографии, оказывается, очень приличный блок или даже шикарный квилт журнального разлива!

Чем больше шьёшь, тем точнее детали и блоки. Сами по себе. От опыта, навыка, привычки и чёрт знает ещё чего.

Если блок используется в большом изделии, велика вероятность того, что глаз этой кривизны просто не заметит.

Если будет использован толстый наполнитель, то стёжка искривит детали по иным причинам. И незачем переживать и рвать сердце.

Прямые линии стёжки не получаются идеально прямыми.


Несмотря на то, что я использую специальную лапку для стёжки (она же - верхний транспортёр) и направляющую для стёжки, все прямые линии и запланированные геометрические фигуры выходят кривыми.

Лапка для стёжки или верхний транспортёр

у разных машинок выглядит по-разному .

Чаще всего это - массивная лапка, эдакий набалдашник,

который крепится болтом вместо адаптера.

Но есть и встроенные верхние транспортёры;

Направляющая для стёжки - это изогнутая

металлическая деталь (см. слева на фото).

Ведя её по предыдущему шву справа или слева, можно достичь

одинакового расстояния между параллельными швами.

Главная проблема состоит в том, что при стёжке надо растягивать ткань в разные стороны, и это усилие рук никак не может быть одинаковым, поэтому строчка отклоняется то на 1 мм, то на 2 мм. А то и направляющая сместится. Она всегда смещается к концу строчки, зараза!

Как себя успокаивать?

Можно подстраховать себя, нарисовав исчезающим или водосмываемым маркером линии стёжки. Они не избавят от мелких отклонений, но позволят выдержать основное направление строчек. А человеческий глаз имеет такую особенность - он видит главное.

Это ручная работа. Человек - не машина и этим прекрасен. Греческие скульпторы, украшая фронтоны зданий, нарочно выводили часть некоторых фигур (ручки, ножки) за линию треугольника фронтона. Потому что точная геометрия - скучна. И даже больше: идеально прямые линии глаз видит кривыми. Те же греки утолщали колонны в середине, нарочно делали их пузатенькими. И только такие колонны человеческий глаз воспринимал идеально прямыми.

Да уж, чего только не придумаешь для самооправдания!

В следующий раз будет лучше. Причём, не на чуть-чуть, а значительно лучше. Результат в лоскутном шитье улучшается в геометрической прогрессии. Это такой подарок от высших сил.

Можно обмануть глаз и использовать шов-зигзаг (на максимальном размахе углов). Можно обмануть глаз и располагать швы на довольно далёком расстоянии друг от друга (и опять же максимально увеличивать при этом длину стежка). Одеялки, выставленные в салонах для продажи, так и простёганы))).

Разве кривизна так заметна? А она есть.

("Видишь суслика? - Нет. - И я не вижу, а он - есть").

Вот она во всей красе.

Стяжки после простёгивания разнонаправленные и похожи на морщины.

Если простёгивать с транспортёрами в одном направлении, полотно сильно искривится. Опытные мастера советуют один шов прокладывать сверху вниз, а следующий - снизу вверх (или как-то иначе, но в другом направлении). Полотно сохранит геометрию, но стяжки-морщинки лягут по-разному.

Стёжка - это соединение трёх слоёв (лицевое полотно, наполнитель, оборотная сторона квилта), и каждый слой живёт своей особенной жизнью. И тот, кому удаётся идеально - миллиметр к миллиметру - соединить эти слои при создании огромного стёганого изделия, тот смело может занести своё имя в какие-нибудь анналы...

Звезды покрылись морщинами.

Хорошо, не умерли.

Как с этим бороться? Чем оправдаться?
- На некоторое время оставить работу и искать утешения... "Знаешь, всё ещё будет", "большие девочки не плачут", "эй, Джуд, не будет хуже"...

- Слегка прогладить. Без отпаривателя и на режиме шёлка или синтетики. На самых проблемных местах можно даже покрутить уголком маленького утюжка. Но утюг в руках после стёжки - это явный признак нервного перенапряжения и нездорового перфекционизма. Лучше плюнуть.

- Посмотреть на давно сшитые работы и полюбоваться тем, как хаотично и красиво расположились морщинки после использования вещи. Морщинки лягут туда, куда им нужно, как листья в листопад. В этом и заключается красота простёганных вещей. Не так ли? Так ли, так ли.

Одеяло 2, 20 м Х 2, 60 м, простёганное на электромеханической машинке

с обыкновенной (то есть очень маленькой) платформой.
Когда шила - ужас-ужас! когда постелила - да нормально!

После простёгивания полотно теряет правильную форму.

Проблема. После простёгивания, причём, как с помощью специальной лапки-транспортёра, так и на свободном ходу машины, - края полотна расползаются. Получается такое медузо- или амёбообразное произведение.

Чем себя успокаивать?

Это будет всегда. Против законов физики возразить нечего. Лучший способ сохранить правильность формы покрывала - стегать на станках-лонгармах с пяльцами. Но у тебя же их нет и не будет.

Если руки чешутся подправить полуфабрикат квилта или готовый квилт, а мозг готов противостоять законам физики, то можно побороться. Как? Остервенело и идиотически. Можно повесить готовое изделие на день-другой на прочную основу (не на верёвку) и дать отвисеться. Лучше на улицу: поможет естественное изменение влажности. Грандиозных изменений, конечно же, ждать не следует. Если есть на чём растянуть изделие - то можно растянуть, прилагая силу (подойдут колышки, рамки, столы, тяжёлые отвесы и проч.). Ткань тянется, иначе откуда возникают пузыри на коленях и на... дворовом фасаде или карме?

Выстёгивать большое изделие на бытовой швейной машинке так тяжело, что невыносимо.

Лоскутное шитье, как и любое иное рукоделие, навык или мастерство, захватывает и требует постоянной работы над собой. Буквально - зовёт на подвиг. Смогу или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?

Рано или поздно возникает желание простегать очень большое изделие. Причём, очень хочется не прерывать строчку как можно дольше. Развивается мания...

Покрывало 2 м Х 2, 2 м,
маниакально простёганное одной строчкой на свободном ходу.

И лишь после того, как этот Эльбрус покорён, трезвеет сознание: ну и зачем я так мучилась? Ведь большую часть времени заняло не выстёгивание рисунка, и передвижение, протаскивание, бесконечное переворачивание полотна.

Все советы по организации труда мало помогают.

Скатывать полотно в трубочку и так продвигать через рукав машины. А если эта трубочка длиной 2 с лишним метра и тянет изделие в конце строчки, как камень утопленника?

Придвинуть рабочий стол к стене, чтобы полотно не падало. "Рабочий стол" в домашних условиях - это столик для швейной машинки или обыкновенный письменный стол. Они узкие. Двухметровое полотно громоздится у стены такой кучей, что падает на машинку.

Что же делать?

Устроить дома мастерскую. Озаботиться приобретением столов с большой рабочей поверхностью. Расставить их таким образом, чтобы было удобно работать. Идеально было бы так: сзади машинки метра полтора рабочей поверхности стола, слева от машинки тоже метра полтора. Ну ладно - метр. По рукам.
Но этот способ подходит лишь тем, у кого есть избыточная жилая площадь и чей фанатизм и верность лоскутному шитью не имеют предела.

а для любителей лоскутного шитья:

за машинкой и слева от машинки - большая рабочая площадь,

углы стола закруглены, машинка утоплена в стол.
Если не суждено иметь, то можно вдоволь полюбоваться.

Как-нибудь исхитриться и заменить специальный рабочий стол для квилтинга некоей конструкцией. Если "походить" по блогам и ЖЖ лоскутниц или просмотреть критическое количество видео-материалов, то можно восхититься изобретательности "квартирных" мастериц. Чего они только не придумывают! Заставляют своих мужчин выпиливать столешницы с углами и выемками, чтобы она уместилась в довольно маленькое пространство домашней мастерской (между гардеробом и диваном, например); приставляют к машинке слева гладильные доски (благо, высоту их можно изменить); приспосабливают столешницы от старых лакированных столов (а они скользкие, что бесценно); формируют "рабочую поверхность" из нескольких столов и тумбочек...

Конечно же, он был куплен нарочно,

и потребовался отдельный и особый выезд в мебельный магазин.

- Можно купить машинку с удлинённым рабочим коленом. "Дырка" в середине машинки будет большая-пребольшая, и протаскивать покрывало будет легче.
Такие бытовые машинки есть, и у разных фирм - это серии агрегатов, специально предназначенных для квилтинга. Их цена колеблется от 25 000 до 120 000 рублей. Да, действительно, без сапог, бензина и фруктов можно обойтись, а без машинки - нет. Ведь невозможно?
Рано или поздно каждая лоскутница убедит себя в необходимости такой покупки. А если и не убедит, то будет так страдать, что добрые родственники или любимые сжалятся над нею и купят наконец такую машинку. Хотя, возможно, что после этой покупки она захочет какую-нибудь модельку лонгарма для стёжки... Взаимоотношения старушки и золотой рыбки всем известны.

Одна из таких машинок.

Эта модель стоит приблизительно 40 000 руб. (цена на 2013 г.).

- Использовать очень тонкий наполнитель: синтепон с пометкой 100 г/м, хлопковое, бамбуковое полотно или иной аналогичный наполнитель.

Избегать изделий, сторона которых превышает 1, 5 м (в крайнем случае 1, 7 м). Работа над такими вещами не требует чрезмерных усилий и не умучивает мастера.

Квилт 105 Х 140.

Не стремиться маниакально шить одной строчкой, а начинать и прерывать её как угодно и как удобно. Ничего не распустится! И стирку выдержит! А закреплять строчку можно по-разному: оставляя длинные хвостики и потом, сделав узелок на изнаночной стороне, пряча их во внутренних слоях квилта; 2) используя закрепку в виде узелка (если таковую опцию предлагает "продвинутая" машинка).

Шить и простёгивать полотно и кайму отдельно. И лишь потом сшивать. Этот способ, правда, имеет свои недостатки, поскольку образуются дополнительные швы.
Как их скрыть? 1) Закрыть все соединительные швы бейкой. В этом случае будет видна стёжка на изнаночной стороне, но образуется толстый шов. 2) Прикрыть ещё одним слоем изнаночной ткани. В этом случае шов можно расправить, прогладить, приметать, и он не будет толстым; но на изнанке не будет видно стёжки.

Но в результате можно получить покрывало желаемого размера. Без компромиссов.

Покрывало на двуспальную кровать.

Свободный ход машины, фигурная стёжка: всё болит!!!


Если машинка предназначена для квилтинга, то в комплекте найдётся специальная лапка с пружинкой. У разных фирм она разная, но в любом случае - с круглой или дугообразной насадкой. У универсальных машинок эта лапка может прятаться под названием "лапка для штопки".

Пластмассовая лапка для стёжки на свободном ходу.

Продаётся в магазинах и отдельно от машинки.

Пластмассовая и металлическая лапки для квилтинга (стёжки) от разных машинок.

Лапка с тремя насадками.

Эта стёжка хороша при изготовлении небольших изделий: панно, косметичек, чехольчиков, подушек и проч. Можно набить руку, научиться прокладывать стежки каких-нибудь рисунков и схем, придумать свои варианты стёжки.

Будут болеть руки во всех точках сочленения суставов: плечи, локти, кисти и все-все пальчики.

Будет болеть спина. Причём, и внизу на пояснице, и наверху у лопаток.

Будут болеть от напряжения глаза. Сосудики могут лопаться. Даже так.

Будет болеть голова. От постоянной сосредоточенности, от стука машинки, от монотонной работы, от многочасового сидения в помещении.

Перед тем как простегать одеяло, нужно сшить верх и низ. Конечно, можно взять готовые отрезы ткани, но тогда простеганное одеяло не будет отличаться от купленного в магазине. Интереснее нарезать квадраты разного цвета и соединить между собой в произвольном порядке - тогда второго такого одеяла не будет ни у кого. Важно нарезать ровные квадраты, тогда готовое одеяло будет ровным и красивым. Так же нужно обязательно утюжить все швы. Затем верхний и нижний слои ткани складывают вместе как бутерброд и начинают простегивать от краев к центру, или от края до края или кругами, в зависимости от модели.

Простегивать одеяло на обычной машинке дома трудно. Тяжело протягивать многослойную конструкцию через машинку, и большого стола, чтобы с самого начала разложить и сметать одеяло, дома не поставишь, даже на полу не везде хватает места. Как правильно выбрать одеяло с учетом возможностей машинки каждый решает самостоятельно. Есть несколько способов получить тот же результат меньшими силами, например, сшить сначала небольшие квадратики, как прихватки на кухню, а потом встык соединить их между собой. В этом способе меньше вероятность что вся конструкция скособочится в процессе простегивания.

Выстегивание одеяла несет не только практическую пользу, но и декоративный эффект, так как утяжки на месте стежков хорошо видны. Для ровного соединения всех трех частей нужно найти ровную жесткую поверхность и расстелить на ней нижний слой изнанкой вверх. Как выбрать одеяло каждый решает сам, но для первых опытов желательно брать натуральные нескользящие ткани. На нижний слой укладывают наполнитель, а сверху лицевую сторону изнанкой вверх. Соединять все слои начиная от центра можно булавками, но предпочтительнее простегать вручную длинной иголкой стежками длиной 3-4 см. Хорошо бы сразу лучше сразу обработать края. Пришивать кайму лучше через все три слоя - так она будет еще одним скрепляющим элементом.

Пришивая кайму на машинке нужно сильно тянуть ее на себя - так будет меньше мелких складок от толщины всех слоев. Качественная, ровная и красивая отделка краев - основной шаг к тому, как сделать одеяло, которое будет служить долгие годы. Если на машине нет специального приспособления или шаблона для стежки, узор можно нанести обычным портновским карандашом поверх лицевой стороны. Шьют обычно зигзагом или похожим на него декоративным швом, такие швы эластичнее обычной строчки. Для того чтобы научиться создавать стеганные произведения искусства, недостаточно один раз попробовать и иметь дома все необходимые инструменты. Нужно учиться и практиковаться не один год.

Меня попросили рассказать, как простегать покрывало. Выполняю просьбу.

Как бы мы не стежили покрывало, начальная операция будет одна — соединить стежку с тканью, из которой шьется покрывало. От того, насколько тщательно будет выполнена эта операция будет зависеть конечное качество.

Если ткань покрывала с красивым рисунком, на котором ромбы будут просто лишними, то простёгиваем по этому рисунку. Для этого надо посмотреть, по какой линии лучше это сделать и, определившись, скалывать не хаотично, а именно по этой линии и чем чаще, тем лучше, желательно не более десяти сантиметров между булавками.

Потом прокладываем строчки по выбранным линиям и по ткани верха, а не по стёжке, как в случае с ромбами.

Если выбранная линия прерывается на рисунке, как у меня, то строчим дальше мысленно прокладывая эту линию. В изделии эту строчку будет не заметно.

Вид с обратной стороны.

Готовое покрывало.

Если ткань полосатая, то тут еще проще. В этом случае будем простёгивать по полоскам. Закалывать соответственно тоже будем по полоскам и почаще. Строчить тоже по ткани.

Шить покрывало в домашних условиях - это, если и не подвиг, то, по крайней мере, поступок. Его изготовление состоит из нескольких технологических шагов, самый трудный из которых - это протаскивание покрывала при стёжке через домашнюю швейную машинку.

Зависть - чёрная и белая, негодование из-за несправедливости всего чего можно, острое чувство неполноценности - всё это испытывает и переживает "домашний мастеровой" при виде огромных пялец-станков для стёжки и специальных стегальных машин, часть из которых имеет электронное управление! А что испытывает любитель, видя работы профессионалов, - описать невозможно!

Стегать покрывало дома на бытовой машинке - это сравнимо с чем? с избавлением от воды не насосом, а чайными ложками и своими ножками, с армейским мытьём пола зубной щёткой, с уже забытым перебиранием крупы на блюдечке... Занятие бессмысленное и трудоёмкое. Можно сказать - социалистическое занятие, когда важно количество потраченных усилий и усталость тела, что позволяет думать, что день прожит незря, и чему-то там отдан необходимый долг.

Если эта работа - счастье для социалистов, то мука - для перфекционистов. Всё идёт не так, как хочется...

У меня небольшой опыт - всего 6 покрывал. Но выстраданного, понятого, оплаканного, осмеянного, переосмысленного, пережитого - уже много. Как мне кажется. (После этого плача последовали, конечно, новые покрывала и одеяла).

Некоторые допущенные ошибки - просто глупые. Некоторые страдания - не стоят того. С чем-то стоит бороться и наращивать опыт и мастерство. А с некоторыми обстоятельствами надо просто смириться.

Ручное шитьё - это нормально. Даже если это исправление ошибок кроя.

Проблема. Была великолепная задумка - сшить покрывало из разных блоков. Причём, разных не только по рисунку, но и по размеру. Но как их сшить?

Понимание технологии соединения таких блоков пришло лишь после неудачи. При соединении второго ряда образовались очень сложные углы, пришивать которые пришлось руками.

Процесс формирования уголка вручную.

Как себя успокаивать?

Ну и что? Прекрасно получилось. Этот шов будет закреплён стёжкой и ничего с ним не случится.

Ручная работа в лоскутном шитье - это вообще традиция. Английская ручная сборка полотна сохраняется и по сей день, несмотря на новейшие технические достижения. А если смотреть японские журналы по пэчворку, то окажется, что значительная часть швов - ручные, потому что японцы любят мельчить детали до такой степени, что их невозможно сшить на машинке.

Можно провести эксперимент: прострочить две детали на машинке и такие же детали сшить руками. Потом эти два образца можно прогладить, присмотреться к чистоте швов на лицевой стороне, потеребить руками, попробовать разорвать, ради пущего эффекта - распороть. И после всего этого можно убедиться, что машинная строчка и ручной шов прочны и прекрасны в равной степени. А ещё можно, не проводя эксперимента, вспомнить, что вплоть до изобретения швейной машинки все работы выполнялись вручную. А ещё можно подумать о таком сегменте шитья и моды как "от кутюр", вспомнить Надежду Ламанову или кого-нибудь ещё из высших сфер шитья и кроя...

Кривизна деталей и блоков, как и любовь, поражает внезапно и из-за угла.

Проблема. У инженеров, которые сдают предмет "Сопротивление материалов" (иначе - сопромат), насколько я понимаю, сопротивляются металлы. А у меня - ткани. Если на эскизе, нарисованном на бумаге, всё выглядит ровно и геометрически выверено, то при шитье такая точность никогда не достигается.

Казалось бы, блок выровнен по сетке на раскроечном мате и представляет собой квадрат. Ленты для рамочек нарезаны дисковым ножом при помощи длинной линейки и того же мата.

Всё пришито на машинке с соблюдением одинаковой ширины припуска, для чего была использована специальная лапка для пэчворка ("четверть дюйма").

Лапки для пэчворка ("четверть дюйма").

Деталь была проглажена нежно и точно. Отпариватель не включала. Ткань не тянула.

Но откуда эта кривизна? Откуда эти лишние миллиметры?

И приходится решать: либо выравнивать рамочку, чтобы она была одинаковой по ширине, но при этом весь блок поползёт в разные стороны; либо выравнивать по внешней линии квадрата, и тогда ширина рамочек будет различной.

Вот: выровняла рамочки, и утеряла правильность квадрата.

Как себя успокаивать?

Ткань - это ткань, а не бумага и не металл. Точность вплоть до микрона невозможна в принципе. Находясь в отчаянии, можно посмотреть труды признанных мастеров пэчворка-квилтинга в ютубе или где-нибудь ещё и убедиться, что и у мастеров и удачливых бизнес-дам не все уголки сходятся и не все линии прямые.

А можно поступить так: посмотреть на сшитую вещь в реале, вполне ожидаемо подумав при этом "Какая же кособокая избушка вышла!", а потом - сфотографировать. О! Чудо! На фотографии, оказывается, очень приличный блок или даже шикарный квилт журнального разлива!

Чем больше шьёшь, тем точнее детали и блоки. Сами по себе. От опыта, навыка, привычки и чёрт знает ещё чего.

Если блок используется в большом изделии, велика вероятность того, что глаз этой кривизны просто не заметит.

Если будет использован толстый наполнитель, то стёжка искривит детали по иным причинам. И незачем переживать и рвать сердце.

Прямые линии стёжки не получаются идеально прямыми.


Несмотря на то, что я использую специальную лапку для стёжки (она же - верхний транспортёр) и направляющую для стёжки, все прямые линии и запланированные геометрические фигуры выходят кривыми.

Лапка для стёжки или верхний транспортёр

у разных машинок выглядит по-разному .

Чаще всего это - массивная лапка, эдакий набалдашник,

который крепится болтом вместо адаптера.

Но есть и встроенные верхние транспортёры;

Направляющая для стёжки - это изогнутая

металлическая деталь (см. слева на фото).

Ведя её по предыдущему шву справа или слева, можно достичь

одинакового расстояния между параллельными швами.

Главная проблема состоит в том, что при стёжке надо растягивать ткань в разные стороны, и это усилие рук никак не может быть одинаковым, поэтому строчка отклоняется то на 1 мм, то на 2 мм. А то и направляющая сместится. Она всегда смещается к концу строчки, зараза!

Как себя успокаивать?

Можно подстраховать себя, нарисовав исчезающим или водосмываемым маркером линии стёжки. Они не избавят от мелких отклонений, но позволят выдержать основное направление строчек. А человеческий глаз имеет такую особенность - он видит главное.

Это ручная работа. Человек - не машина и этим прекрасен. Греческие скульпторы, украшая фронтоны зданий, нарочно выводили часть некоторых фигур (ручки, ножки) за линию треугольника фронтона. Потому что точная геометрия - скучна. И даже больше: идеально прямые линии глаз видит кривыми. Те же греки утолщали колонны в середине, нарочно делали их пузатенькими. И только такие колонны человеческий глаз воспринимал идеально прямыми.

Да уж, чего только не придумаешь для самооправдания!

В следующий раз будет лучше. Причём, не на чуть-чуть, а значительно лучше. Результат в лоскутном шитье улучшается в геометрической прогрессии. Это такой подарок от высших сил.

Можно обмануть глаз и использовать шов-зигзаг (на максимальном размахе углов). Можно обмануть глаз и располагать швы на довольно далёком расстоянии друг от друга (и опять же максимально увеличивать при этом длину стежка). Одеялки, выставленные в салонах для продажи, так и простёганы))).

Разве кривизна так заметна? А она есть.

("Видишь суслика? - Нет. - И я не вижу, а он - есть").

Вот она во всей красе.

Стяжки после простёгивания разнонаправленные и похожи на морщины.

Если простёгивать с транспортёрами в одном направлении, полотно сильно искривится. Опытные мастера советуют один шов прокладывать сверху вниз, а следующий - снизу вверх (или как-то иначе, но в другом направлении). Полотно сохранит геометрию, но стяжки-морщинки лягут по-разному.

Стёжка - это соединение трёх слоёв (лицевое полотно, наполнитель, оборотная сторона квилта), и каждый слой живёт своей особенной жизнью. И тот, кому удаётся идеально - миллиметр к миллиметру - соединить эти слои при создании огромного стёганого изделия, тот смело может занести своё имя в какие-нибудь анналы...

Звезды покрылись морщинами.

Хорошо, не умерли.

Как с этим бороться? Чем оправдаться?
- На некоторое время оставить работу и искать утешения... "Знаешь, всё ещё будет", "большие девочки не плачут", "эй, Джуд, не будет хуже"...

- Слегка прогладить. Без отпаривателя и на режиме шёлка или синтетики. На самых проблемных местах можно даже покрутить уголком маленького утюжка. Но утюг в руках после стёжки - это явный признак нервного перенапряжения и нездорового перфекционизма. Лучше плюнуть.

- Посмотреть на давно сшитые работы и полюбоваться тем, как хаотично и красиво расположились морщинки после использования вещи. Морщинки лягут туда, куда им нужно, как листья в листопад. В этом и заключается красота простёганных вещей. Не так ли? Так ли, так ли.

Одеяло 2, 20 м Х 2, 60 м, простёганное на электромеханической машинке

с обыкновенной (то есть очень маленькой) платформой.
Когда шила - ужас-ужас! когда постелила - да нормально!

После простёгивания полотно теряет правильную форму.

Проблема. После простёгивания, причём, как с помощью специальной лапки-транспортёра, так и на свободном ходу машины, - края полотна расползаются. Получается такое медузо- или амёбообразное произведение.

Чем себя успокаивать?

Это будет всегда. Против законов физики возразить нечего. Лучший способ сохранить правильность формы покрывала - стегать на станках-лонгармах с пяльцами. Но у тебя же их нет и не будет.

Если руки чешутся подправить полуфабрикат квилта или готовый квилт, а мозг готов противостоять законам физики, то можно побороться. Как? Остервенело и идиотически. Можно повесить готовое изделие на день-другой на прочную основу (не на верёвку) и дать отвисеться. Лучше на улицу: поможет естественное изменение влажности. Грандиозных изменений, конечно же, ждать не следует. Если есть на чём растянуть изделие - то можно растянуть, прилагая силу (подойдут колышки, рамки, столы, тяжёлые отвесы и проч.). Ткань тянется, иначе откуда возникают пузыри на коленях и на... дворовом фасаде или карме?

Выстёгивать большое изделие на бытовой швейной машинке так тяжело, что невыносимо.

Лоскутное шитье, как и любое иное рукоделие, навык или мастерство, захватывает и требует постоянной работы над собой. Буквально - зовёт на подвиг. Смогу или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?

Рано или поздно возникает желание простегать очень большое изделие. Причём, очень хочется не прерывать строчку как можно дольше. Развивается мания...

Покрывало 2 м Х 2, 2 м,
маниакально простёганное одной строчкой на свободном ходу.

И лишь после того, как этот Эльбрус покорён, трезвеет сознание: ну и зачем я так мучилась? Ведь большую часть времени заняло не выстёгивание рисунка, и передвижение, протаскивание, бесконечное переворачивание полотна.

Все советы по организации труда мало помогают.

Скатывать полотно в трубочку и так продвигать через рукав машины. А если эта трубочка длиной 2 с лишним метра и тянет изделие в конце строчки, как камень утопленника?

Придвинуть рабочий стол к стене, чтобы полотно не падало. "Рабочий стол" в домашних условиях - это столик для швейной машинки или обыкновенный письменный стол. Они узкие. Двухметровое полотно громоздится у стены такой кучей, что падает на машинку.

Что же делать?

Устроить дома мастерскую. Озаботиться приобретением столов с большой рабочей поверхностью. Расставить их таким образом, чтобы было удобно работать. Идеально было бы так: сзади машинки метра полтора рабочей поверхности стола, слева от машинки тоже метра полтора. Ну ладно - метр. По рукам.
Но этот способ подходит лишь тем, у кого есть избыточная жилая площадь и чей фанатизм и верность лоскутному шитью не имеют предела.

а для любителей лоскутного шитья:

за машинкой и слева от машинки - большая рабочая площадь,

углы стола закруглены, машинка утоплена в стол.
Если не суждено иметь, то можно вдоволь полюбоваться.

Как-нибудь исхитриться и заменить специальный рабочий стол для квилтинга некоей конструкцией. Если "походить" по блогам и ЖЖ лоскутниц или просмотреть критическое количество видео-материалов, то можно восхититься изобретательности "квартирных" мастериц. Чего они только не придумывают! Заставляют своих мужчин выпиливать столешницы с углами и выемками, чтобы она уместилась в довольно маленькое пространство домашней мастерской (между гардеробом и диваном, например); приставляют к машинке слева гладильные доски (благо, высоту их можно изменить); приспосабливают столешницы от старых лакированных столов (а они скользкие, что бесценно); формируют "рабочую поверхность" из нескольких столов и тумбочек...

Конечно же, он был куплен нарочно,

и потребовался отдельный и особый выезд в мебельный магазин.

- Можно купить машинку с удлинённым рабочим коленом. "Дырка" в середине машинки будет большая-пребольшая, и протаскивать покрывало будет легче.
Такие бытовые машинки есть, и у разных фирм - это серии агрегатов, специально предназначенных для квилтинга. Их цена колеблется от 25 000 до 120 000 рублей. Да, действительно, без сапог, бензина и фруктов можно обойтись, а без машинки - нет. Ведь невозможно?
Рано или поздно каждая лоскутница убедит себя в необходимости такой покупки. А если и не убедит, то будет так страдать, что добрые родственники или любимые сжалятся над нею и купят наконец такую машинку. Хотя, возможно, что после этой покупки она захочет какую-нибудь модельку лонгарма для стёжки... Взаимоотношения старушки и золотой рыбки всем известны.

Одна из таких машинок.

Эта модель стоит приблизительно 40 000 руб. (цена на 2013 г.).

- Использовать очень тонкий наполнитель: синтепон с пометкой 100 г/м, хлопковое, бамбуковое полотно или иной аналогичный наполнитель.

Избегать изделий, сторона которых превышает 1, 5 м (в крайнем случае 1, 7 м). Работа над такими вещами не требует чрезмерных усилий и не умучивает мастера.

Квилт 105 Х 140.

Не стремиться маниакально шить одной строчкой, а начинать и прерывать её как угодно и как удобно. Ничего не распустится! И стирку выдержит! А закреплять строчку можно по-разному: оставляя длинные хвостики и потом, сделав узелок на изнаночной стороне, пряча их во внутренних слоях квилта; 2) используя закрепку в виде узелка (если таковую опцию предлагает "продвинутая" машинка).

Шить и простёгивать полотно и кайму отдельно. И лишь потом сшивать. Этот способ, правда, имеет свои недостатки, поскольку образуются дополнительные швы.
Как их скрыть? 1) Закрыть все соединительные швы бейкой. В этом случае будет видна стёжка на изнаночной стороне, но образуется толстый шов. 2) Прикрыть ещё одним слоем изнаночной ткани. В этом случае шов можно расправить, прогладить, приметать, и он не будет толстым; но на изнанке не будет видно стёжки.

Но в результате можно получить покрывало желаемого размера. Без компромиссов.

Покрывало на двуспальную кровать.

Свободный ход машины, фигурная стёжка: всё болит!!!


Если машинка предназначена для квилтинга, то в комплекте найдётся специальная лапка с пружинкой. У разных фирм она разная, но в любом случае - с круглой или дугообразной насадкой. У универсальных машинок эта лапка может прятаться под названием "лапка для штопки".

Пластмассовая лапка для стёжки на свободном ходу.

Продаётся в магазинах и отдельно от машинки.

Пластмассовая и металлическая лапки для квилтинга (стёжки) от разных машинок.

Лапка с тремя насадками.

Эта стёжка хороша при изготовлении небольших изделий: панно, косметичек, чехольчиков, подушек и проч. Можно набить руку, научиться прокладывать стежки каких-нибудь рисунков и схем, придумать свои варианты стёжки.

Будут болеть руки во всех точках сочленения суставов: плечи, локти, кисти и все-все пальчики.

Будет болеть спина. Причём, и внизу на пояснице, и наверху у лопаток.

Будут болеть от напряжения глаза. Сосудики могут лопаться. Даже так.

Будет болеть голова. От постоянной сосредоточенности, от стука машинки, от монотонной работы, от многочасового сидения в помещении.

Статьи по теме: