Сочинение на тему маленький принц. План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Уроки истины и доброты (по сказке «Маленький принц» А


Из Письма Экзюпери к матери

  • Из Письма Экзюпери к матери «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь, что сказать».



    Микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы во Вселенной взаимосвязаны с процессами на более низком уровне. Перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. То есть, каков человек, таково и общество, каково общество, такова и Вселенная.


  • «ум богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них ещё при жизни на земле зрели Бога».


  • Всё человечество - Вселенная. Каждый человек в этой Вселенной – планета. Планета – образ души. И люди воспринимают мир с точки зрения своих внутренних ценностей и установок.


  • Антуан де Сент-Экзюпери был лётчик и любил небо. Когда человек поднимается в небо и смотрит на землю сверху, его отношение к миру и жизни подчас меняется.


Астероид- небольшое планетоподобное

  • Астероид- небольшое планетоподобное небесное тело Солнечной системы. И если планета – это образ души человека, то астероид – образ не полной души, а её доминирующего качества. Именно так автор выделяет и показывает нам более выпукло определённые пороки и добродетели души.


  • Главный герой – Маленький принц. Это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей, поступков и собственной жизни. Поэтому герой сказки отправляется в странствие с целью «найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь.»


  • «На первом астероиде жил король, облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне - очень простом и все же величественном». Маленький принц попал на планету к королю-гордецу.


  • Честолюбие – это стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, всегда сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям.


  • «На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело


  • На этом астероиде жил деловой человек. Его пороком была жажда приобретения и желание владеть всем. Он скрупулезно считает, сколько у него звёзд, не замечая окружающей жизни.


  • Маленький принц познакомился с фонарщиком, который постоянно гасил и зажигал фонарь: у него был уговор это делать. Казалось бы, зажигать и гасить фонарь - такое же нелепое занятие, как пересчитывать звёзды. Всё это происходит «…на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов ни жителей…».


  • Эта планета ученого-географа, который считал себя учёным, хотя не знал на самом деле ничего из того, что входило в его прямые обязанности как географа. Он сидел за своим письменным столом и ждал, когда появится кто-то, кто расскажет ему о том, какие географические объекты существуют на его планете.


  • «Земля - планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого, около двух миллиардов взрослых».


  • Первой, кого встретил Маленький принц на земле, была Змея. Змея, является образом смерти, которая преследует человека всю жизнь.


  • Маленький принц встретил Лиса. Лис - символ мудрости. Именно Лис открыл Маленькому принцу сущность дружбы и сущность настоящей любви.


  • Лётчик - это образ взрослого человека, как бы посланца с «планеты-мира взрослых».


  • Через всю сказку проходит главная мысль Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».


  • Из письма внучатого племянника Экзюпери «Пустыня, ребенок, летчик, роза, барашек и лис... Философская и поэтичная сказка «Маленький Принц» объединяет одновременно и разные культуры, и сердца многих людей, потому что пробуждает в нас лучшие чувства, очаровывает и не перестает удивлять».


Сочинение

За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Мотивы, звучащие в ней - вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию,- характерны для всего творчества писателя. Сказка адресована детям, но она хороша и для взрослого читателя, так как понять до конца ее глубину, философскую направленность может только человек, умудренный жизненным опытом. Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем. Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. «Вот такого как раз я и хотел!» - сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.

В сказке много аллегорий. Так, Маленький принц рассказывает своему другу о вулканах, которые он прочищает, чтобы они давали больше тепла, о борьбе с баобабами, корни которых настолько сильны, что могут раздавить планету. Маленький принц поведал своему другу о встрече с прекрасной Розой, которая полюбила его. Но он, не поверив в ее добрые чувства, отправился путешествовать по чужим мирам, надеясь именно там найти подлинную любовь и дружбу. Однако и это не удовлетворило его: всюду живут эгоистичные, занятые лишь собой люди. Так, на одной планете он сталкивается с королем, смысл жизни которого - властолюбие. Король делает Маленького принца своим подданным, думая, что совершает для него великое благо. На другой планете происходит встреча с честолюбцем, главйой целью которого было, чтобы все люди почитали лишь его одного. Рассказывает Маленький принц и о встрече с деловым человеком, занятым подсчетом звезд; с географом, который, никуда не выезжая, пишет о морях, горах.

Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. Мудрый Лис объяснил ему, что счастье человек создает сам, оно вокруг него, вокруг него истинные друзья. Нужно только «приручить» чужое сердце, а взамен отдать свое:

* «Но, подумав, спросил [Маленький принц]:
* - А как это - приручать?..

* - Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе.
* - Привязывать?
* - Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других маленьких мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…»

И далее: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Значит, дружба - это огромная ценность, с ней ничто не сравнимо, все другие ценности меркнут перед ней. К сожалению, «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей». Таким образом, сказка вырастает в протест против разобщенности людей, обывательского равнодушия, пассивного отношения к злу на земле.

Каждый эпизод сказки, каждое иносказание выражают общую гуманистическую направленность этого замечательного произведения. Светлыми, чистыми глазами смотрит на мир не только Маленький принц, но и сам автор, девизом которого было «действовать и во всем развивать в себе совершенство».

Другие сочинения по этому произведению

Мы в ответе за тех, кого приручили (по повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц») Раскрытие жизненных ценностей в сказке «Маленький принц» Размышление о сказке Экзюпери «Маленький принц» Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Характеристика образа Маленького принца Характеристика образа Лиса Нравственно-философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственно философское содержание сказки «Маленький принц» Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь Краткое содержание – Экзюпери «Маленький принц» «Маленький принц»: Земля и земляне, взрослые и дети - какие они "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" (По сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Путешествия маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) "Самого главного глазами не увидишь" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) Нужно сохранить мир человечества (по сказке «Маленький принц») Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Нравственно-философское содержание сказки «Маленький принц» Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Характеристика образа Розы Безумен ли фонарщик? (Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери \ "Зорко одно лишь сердце" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери и его «Маленький принц» Безумен ли фонарщик (Сочинение миниатюра по сказке Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц") Самого главного глазами не увидишь (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц») Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц» Сент-Экзюпери "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" Повесть (1943) «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») (План)

Уроки истины и доброты

(по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери)

Эпиграф:

Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. А. де Сент- Экзюпери

Ход урока

  1. Слово учителя

Давайте поклоняться доброте-

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал и в жизнь унес когда-то.

И лучевой строкой в моем труде

Вдруг стала эта заповедь солдата:

« Давайте поклоняться доброте…

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте земля добра,

Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за ДОБРОТУ.

Я неслучайно начала урок с чтения стихотворения М. Дудиной. Оно перекликается с темой и эпиграфом нашего урока.

Знакомясь с произведением «Маленький принц» французского писателя А. де Сент-Экзюпери, вы поняли, что страницы сказки требуют целостного и трепетного прочтения и рассчитаны на тончайший слух. Но как говорит один из героев произведения, мудрый Лис: « Зорко одно лишь сердце,… самого главного глазами не увидишь».

Мы сегодня с вами постараемся по-новому взглянуть на сказку, попытаемся осознать ее, прочувствовать символический подтекст, увидеть за фантастическим сюжетом то, что напомнит нам о реальной жизни, то, что может случиться с каждым из нас… Все наши рассуждения должны подвести к выводу, который вы сделаете в конце урока, ответив на вопрос:

Какие истины жизни открыл для себя и для нас Маленький принц, путешествуя по планетам? (проблемный вопрос записан на доске).

А сейчас давайте вспомним.

  1. Вопросы для учащихся :

– Каким вы его себе представляете?

Когда сказка была написана?

Какие эпизоды сказки вам бы хотелось проиллюстрировать?

Сент-Экзюпери писал своей матери: «Мир воспоминаний детства,нашего языка, наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой»

  1. Слово учителя

Мы с вами - жители огромной планеты Земля. Сказка Экзюпери помогла осуществиться, может быть, давней мечте многих из нас – встретиться с инопланетянином, прилетевшим к нам с крошечной планетки-звездочки под названием «астероид В-612». Имя этого героя тоже необычное, сказочное - Маленький принц.

– Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве? Опишите его портрет, характер. Вспомните его главные правила жизни.

Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?(гл.8)

Кто является виновницей его сомнений?

Мини-конкурс (подберите эпитеты, характеризующие Розу) Какая она? Какой у нее характер?

Слово учителя

Вы правы. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства. Поэтому и решился он оставить Розу и улететь с перелетными птицами.

Как Роза отнеслась к решению Маленького принца? Поняла ли она свое поведение? Подтверждаем словами текста (9 гл.)

Текст:

Прощайте, - сказал он. Красавица не ответила.- Прощайте, - повторил Маленький принц. Она кашлянула. Но не от простуды. - Я была глупая, - сказала она наконец. - Прости меня. И постарайся быть счастливым. И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?- Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

Но ветер…

Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.

Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…

  1. Слово учителя

Свои чувства надо уметь выражать, проявлять. А для этого нужно обладать культурой сердца. Сам герой поначалу бесцельно путешествует, не понимая до конца, что гонит его от Розы и чего он ищет. Лишь постепенно планеты, куда попадает наш герой, проявляют свое предназначение. Давайте и мы заочно совершим экскурсию на эти планеты и познакомимся с их обитателями.

Домашнее задание: рассказ о планетах от лица их жителей.

  1. Планета короля (10 гл.)
  2. Планета честолюбца (11 гл.)
  3. Планета делового человека (13 гл.)

– Какие планеты еще посещает Маленький принц? С кем там знакомится? Какие планеты показались герою бесполезными, бессмысленными? Почему?

Могут ли обитатели этих планет называться людьми, «человеками»?

Слово учителя

Здесь живут честолюбцы, властолюбцы, эгоисты, порочные личности, «грибы», которые любят только себя, восхищаются только собой, занимаются бесполезными, бесмыссленными делами. Это характерно только для взрослых. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете, за цифрами доходов, честолюбием, алчностью они – взрослые – забыли о своем призвании. Каком? (см. эпиграф). Не случайно, Маленький принц несколько раз произносит одну и ту же фразу: «Странный народ эти взрослые…»

5. Правда, одна планета показалась герою занятной, здесь он захотел даже остаться,подружиться с ее жителем. Узнали ее?

Инсценирование (гл. 14)

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещались фонарь и фонарщик.

Маленький принц: - Добрый день! Почему ты сейчас погасил свой фонарь?

Фонарщик: - Такой уговор. Добрый день!

М.п.- А что за уговор?

Ф.- Гасить фонарь. Добрый вечер! (включил фонарь)

М. п. – Не понимаю.

Ф. – И понимать нечего, уговор есть уговор. Добрый день! (погасил фонарь, красным клетчатым платком утер пот со лба). Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.

М. п. – А потом уговор переменился?

Ф.- Уговор не менялся. В том-то и беда! Моя планета год от года вращается быстрее,а уговор остается прежним.

М. п. – И как же теперь?

Ф. – Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

М. п. – Вот забавно! Значит, у тебя длится день всего одну минуту!

Ф. – Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

М. п. –Целый месяц?

Ф. – Ну да. 30 минут- 30 дней. Добрый вечер! (опять засветил фонарь)

М. п. – Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда захочешь…

Ф. – Мне все время хочется отдыхать.

М. п. – Твоя планета такая крохотная, ты можешь обойти ее в три шага… Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто иди, иди… и день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Ф. – Ну от этого мне мало толку. Больше всего на свете я люблю спать.

М. п. – Тогда плохо твое дело!

Ф. – Плохо мое дело… Добрый день! (погасил фонарь)

5. Вопросы для учащихся:

П очему из всех жителей планет Маленький принц выделяет фонарщика особенно?

Как называется качество человека и сам человек, который думает и действует для пользы других бескорыстно? (альтруизм, альтруист)

Почему лишь географ заставляет вспомнить героя о его Розе? Найдите подтверждение своим словам в тексте (15 гл.)

Текст: - Слушаю тебя, - сказал географ.

Ну, у меня там не так уж интересно, - промолвил Маленький принц. - У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, а один давно потух. Но мало ли что может случиться…

Да, все может случиться, - подтвердил географ.

Потом у меня есть цветок.

Цветы мы не отмечаем, - сказал географ.

Почему?! Это ведь самое красивое!

Потому, что цветы эфемерны.

Как это - эфемерны?

Книги по географии - самые драгоценные книги на свете, - объяснил географ. - Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.

Но потухший вулкан может проснуться, - прервал Маленький принц. - А что такое «эфемерный»?

Потух вулкан или действует, это для нас, географов, не имеет значения, - сказал географ. - Важно одно: гора. Она не меняется.

А что такое «эфемерный»? - спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.

Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.

И мой цветок должен скоро исчезнуть?

Разумеется.

«Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»

Это впервые он пожалел о покинутом цветке.

Почему Маленький принц пришел в отчаяние, когда увидел сад с розами на Земле, которую он посетил по совету географа? Чем вызваны горестные слезы малыша? Читаем эпизод (20 гл.)

Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

Кто вы? - спросил он, пораженный.

Мы - розы, - отвечали розы.

Вот как… - промолвил Маленький принц.

И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

«Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже…»

А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»

Он лег в траву и заплакал.

6. Вопросы для учащихся:

Кто появляется перед принцем в минуты разочарования?

Чему учит Лис мальчика?

Как вы понимаете смысл слова «приручить»?

Что необходимо, чтобы узнать лучше человека?

Удалось ли Маленькому принцу приручить Лиса.

Сцена прощания Маленького принца с Лисом (прослушивание записи или чтение по ролям заранее подготовленных учеников) (21 гл.) Текст:

И вот настал час прощанья.

Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

Да, конечно, - сказал Лис.

Но ты будешь плакать!

Да, конечно.

Значит, тебе от этого плохо.

Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

Он умолк. Потом прибавил:

Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете.

Розы очень смутились.

Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

Прощай… - сказал он.

Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

Потому что я отдавал ей всю душу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Я в ответе за мою розу… - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Какие истины добра, любви, дружбы открыл Лис своему другу и нам?

7. Слово учителя

Каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой сердца, душевной работой. Любовь – это труд души. Не случайно, Маленький принц повторяет эти слова несколько раз, чтобы не забыть. Он возвращается на свою планету, потому что в ответе за всех, кого приручил.

К уроку, по моей просьбе, вы сделали бумажные самолетики. Сейчас напишите на них те истины жизни, которые открыл для себя и для нас Маленький принц и которые вам особенно понравились и запомнились. Выучите их наизусть, а самолетики подарите своим друзьям, товарищам. (если времени на уроке не остается,можно сделать это дома)

На фоне мелодии «Нежность» А. Пахмутовой звучат финальные слова учителя

Маленький принц в конце сказки покидает Землю ради оставленной им своей Розы, которую он приручил, сделал своей. Ради того, чтобы улететь, он должен умереть на Земле, освободиться от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала его, он приемлет ее, потому что он в ответе за то, что будет с его планетой. Это чувство он передает и нам, землянам. Вся жизнь А. де Сент- Экзюпери была бесстрашным поиском истины. Он ушел из жизни так же, как его герой, в небо, не вернувшись из рокового полета. Даже могилы с его прахом не осталось на Земле, но живы книги, дневники, письма. Сам Экзюпери говорил: «Ищите меня в том, что я пишу…»


Сочинение 6 класс.

За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Мотивы, звучащие в ней - вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию,- характерны для всего творчества писателя. Сказка адресована детям, но она хороша и для взрослого читателя, так как понять до конца ее глубину, философскую направленность может только человек, умудренный жизненным опытом. Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем.

Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. «Вот такого как раз я и хотел!» - сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.

В сказке много аллегорий. Так, Маленький принц рассказывает своему другу о вулканах, которые он прочищает, чтобы они давали больше тепла, о борьбе с баобабами, корни которых настолько сильны, что могут раздавить планету. Маленький принц поведал своему другу о встрече с прекрасной Розой, которая полюбила его. Но он, не поверив в ее добрые чувства, отправился путешествовать по чужим мирам, надеясь именно там найти подлинную любовь и дружбу. Однако и это не удовлетворило его: всюду живут эгоистичные, занятые лишь собой люди. Так, на одной планете он сталкивается с королем, смысл жизни которого - властолюбие. Король делает Маленького принца своим подданным, думая, что совершает для него великое благо. На другой планете происходит встреча с честолюбцем, главйой целью которого было, чтобы все люди почитали лишь его одного. Рассказывает Маленький принц и о встрече с деловым человеком, занятым подсчетом звезд; с географом, который, никуда не выезжая, пишет о морях, горах.

Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. Мудрый Лис объяснил ему, что счастье человек создает сам, оно вокруг него, вокруг него истинные друзья. Нужно только «приручить» чужое сердце, а взамен отдать свое:

* «Но, подумав, спросил [Маленький принц]:
* - А как это - приручать?..

* - Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе.
* - Привязывать?
* - Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других маленьких мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…»

И далее: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…» Значит, дружба - это огромная ценность, с ней ничто не сравнимо, все другие ценности меркнут перед ней. К сожалению, «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей». Таким образом, сказка вырастает в протест против разобщенности людей, обывательского равнодушия, пассивного отношения к злу на земле.

Каждый эпизод сказки, каждое иносказание выражают общую гуманистическую направленность этого замечательного произведения. Светлыми, чистыми глазами смотрит на мир не только Маленький принц, но и сам автор, девизом которого было «действовать и во всем развивать в себе совершенство».

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете взятыми из Литературной энциклопедии.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Вот тут-то и по­явил­ся Лис.

- (2)Здрав­ствуй, - ска­зал он.

– (3)Здрав­ствуй, - веж­ли­во от­ве­тил Ма­лень­кий принц. - (4)Кто ты? (5)Какой ты кра­си­вый!

– (6)Я - Лис, - ска­зал Лис.

– (7)По­иг­рай со мной, - по­про­сил Ма­лень­кий принц. - (8)Мне так груст­но...

– (9)Не могу я с тобой иг­рать, - ска­зал Лис. - (10)Я не при­ручён.

– (11)А как это - при­ру­чить? - спро­сил Ма­лень­кий принц.

– (12)Это давно за­бы­тое по­ня­тие, - объ­яс­нил Лис. - (13)Ты для меня пока всего лишь ма­лень­кий маль­чик, точно такой же, как сто тысяч дру­гих маль­чи­ков. (14)Я для тебя всего толь­ко ли­си­ца, точно такая же, как сто тысяч дру­гих лисиц. (15)Но, если ты меня при­ру­чишь, мы ста­нем нужны друг другу. (16)Ты бу­дешь для меня един­ствен­ным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я на­чи­наю по­ни­мать, - ска­зал Ма­лень­кий принц.

– (18)Скуч­ная у меня жизнь, но, если ты меня при­ру­чишь, моя жизнь из­ме­нит­ся, солн­цем оза­рит­ся, - про­дол­жал Лис. - (19)Твои шаги я стану раз­ли­чать среди тысяч дру­гих. (20)За­слы­шав люд­ские шаги, я все­гда убе­гаю и пря­чусь. (21)Но твоя по­ход­ка позовёт меня, точно му­зы­ка, и я выйду из сво­е­го убе­жи­ща.

(22)Лис за­мол­чал и долго смот­рел на Ма­лень­ко­го прин­ца. (23)Потом ска­зал:

– (24)По­жа­луй­ста, при­ру­чи меня!

– (25)Я бы рад, - от­ве­чал Ма­лень­кий принц, - но у меня так мало вре­ме­ни. (26)Мне ещё надо найти дру­зей и узнать раз­ные вещи.

– (27)Узнать можно толь­ко те вещи, ко­то­рые при­ру­чишь, - ска­зал Лис. - (28)У людей уже не хва­та­ет вре­ме­ни что-либо узна­вать. (29)Они по­ку­па­ют вещи го­то­вы­ми в ма­га­зи­нах. (30)Но таких ма­га­зи­нов, где тор­го­ва­ли бы дру­зья­ми, ко­неч­но, нет, и по­то­му люди боль­ше не имеют дру­зей. (31)Если хо­чешь, чтобы у тебя был друг, при­ру­чи меня!

– (32)А что для этого надо де­лать? - спро­сил Ма­лень­кий принц.

– (33)Надо за­па­стись тер­пе­ни­ем, - от­ве­тил Лис. - (34)Спервá сядь вон там, по­одаль. (35)Но с каж­дым днём са­дись не­множ­ко ближе...

(36)Так Ма­лень­кий принц при­ру­чил Лиса.

(37)И вот на­стал час про­ща­ния.

– (38)Я буду пла­кать о тебе, - вздох­нул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было боль­но, - ска­зал Ма­лень­кий принц. - (40)Ты сам по­же­лал, чтобы я тебя при­ру­чил...

– (41)Да, ко­неч­но, - ска­зал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом при­ба­вил:

– (44)Поди взгля­ни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы про­стить­ся со мной, я от­крою тебе один сек­рет. (45)Это будет мой тебе по­да­рок.

(46)Когда Ма­лень­кий принц воз­вра­тил­ся к Лису, тот ска­зал:

– (47)Вот мой сек­рет, он очень прост: зорко одно лишь серд­це. (48)Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь.

– (49)Са­мо­го глав­но­го гла­за­ми не уви­дишь, - по­вто­рил Ма­лень­кий принц, чтобы лучше за­пом­нить.

– (50)Твоя роза так до­ро­га тебе по­то­му, что ты от­да­вал ей всю душу.

– (51)По­то­му что я от­да­вал ей всю душу... - по­вто­рил Ма­лень­кий принц, чтобы лучше за­пом­нить.

– (52)Люди за­бы­ли эту ис­ти­ну, - ска­зал Лис, - но ты не за­бы­вай: ты на­все­гда в от­ве­те за всех, кого при­ру­чил.

(По А. Сент-Эк­зю­пе­ри) *

* Ан­ту­ан де Сент-Эк­зю­пе­ри (1900-1944) - фран­цуз­ский пи­са­тель, поэт и про­фес­си­о­наль­ный лётчик.

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей.

В тексте Евгения Носова перед нами диалог Маленького принца с Лисом. Посмотрим, как развивается этот диалог. Речь этих героев очень похожа по структуре. Это обусловлено тем, что таким образом писатель ещё раз подчёркивает, что Маленький принц и Лис - друзья, они понимают друг друга, и мысли их похожи. Примером могут служить предложения 48-51. Философски звучит каждая фраза Лиса, а Маленький принц старается запомнить эти истины и поэтому повторяет их.

Самой известной цитатой из «Маленького принца» являются слова, сказанные Лисом: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение 52). Именно в этих словах заключен главный жизненный принцип самого Экзюпери: настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим. Фразы, произносимые этим Лисом логичны, последовательны, - этому способствует построение предложений по модели сложноподчинённого предложения.

Таким образом, примерами из приведенного текста подтверждается высказывание, взятое из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». .

15.2 Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»

Слова Лиса я понимаю так: человек несёт ответственность за судьбу любого живого существа, к которому привязался, испытывает любовь, о котором проявляет заботу, которому отдаёт свою душу. Свои слова я могу подтвердить примерами из прочитанного текста.

Во-первых, когда Маленький принц приручил Лиса, тот, чувствуя свою ответственность за судьбу юного друга, помог ему увидеть те истины, которые прежде были недоступны (предложения 47-48).

Во-вторых, мудрый Лис также помог Маленькому принцу разобраться в своих чувствах к первому другу, розе (предложение 50), и осознать свою ответственность за жизнь беззащитного растения.

Таким образом, настоящие друзья всегда в ответе друг за друга. (93 слова)

15.3 Добро – это хороший бескорыстный поступок, дар, который может совершить человек, способный к сопереживанию, готовый прийти на помощь, служить людям. Добро – светлое чувство, которое дарит надежду, приносит радость.

В сказке А. Сент-Экзюпери и Лис, и Маленький принц дают уроки добра. Лис учил своего друга быть ответственным, видеть сердцем, а не глазами. Маленький принц ухаживал за своей розой, потому что любил её всей душой.

Когда случается несчастье, люди стараются прийти на помощь. Совершают добро те, кто отправляет гуманитарную помощь в Сирию, кто становится волонтёром и идёт ухаживать за больными людьми, кто снимает письмо с ёлочки желаний и исполняет мечту ребёнка из детского дома, покупая ему заветную игрушку.

Доброта не позволит не заметить чужой боли, чужой беды. Если ты не можешь пройти мимо бездомного котёнка, голодной собаки, плачущего ребёнка, ты добрый человек. Добро всегда деятельное, потому что делает мир лучше.

Статьи по теме: