Сценарий праздника «день земли. Сценарий праздника ко дню земли

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №4 г.УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

сценарий внеклассного мероприятия по биологии

участвуют учащиеся 5-6 классов

Подготовила и провела учитель биологии:

Дураева Лейла Бештауовна

Апрель 2015г.

Цель мероприятия:

    познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;

    обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;

    сформировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

1 ведущий : Здравствуйте, дорогие гости, мы рады видеть вас сегодня в этом зале. Учащиеся 5-х и 6-х классов подготовили для вас мероприятие к «Дню Земли»!

2 ведущий: Итак, мы начинаем!

Участники всё это время стоят на сцене. Поворачиваются к ведущим и спрашивают: «Куда вы посоветуете нам отправиться?»

2 ведущий: Посетить планету Земля.

1 ведущий: У неё плохая репутация!

Участники покидают сцену.

1 ведущий: А для кого мы охраняем природу?

2 ведущий: Для человека.

1 ведущий: А тогда от кого мы от кого мы охраняем природу?

2 ведущий: От человека.

3 ведущий: Люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать. Поэтому, учащиеся 6-х классов, подготовили зарисовки плакатов, призванных обратить внимание на эти проблемы. В конце мероприятия, они покажут нашим гостям готовые плакаты.

1 чтец:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

1 ведущий: Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете Земля, а человек – это маленькая часть природы. У людей есть праздники, и у Природы они тоже есть. И один из них – это День Земли.

2 ведущий: 22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

2 чтец:

«Что имеем не храним…»

Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

Всё она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда всё для всех и навсегда!

В.Орлов

2 ведущий: А теперь, только факты.

Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

1 ведущий: Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

2 ведущий: Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

3 чтец:

В лесу и на речной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам её частица,

Она всегда щедра к тебе.

Всё, что несёшь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Её защитником иди,

Чтоб только – пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

И.Дружинин

1 ведущий: Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства?

4 чтец:

Была над рекою чаща – березнячок молодой.

Стрекозы, глаза тараща, планировали над водой.

Кувшинки цвели местами, лилии и трава.

Под свесившимися кустами разгуливала плотва.

В июле, когда повсюду царил нестерпимый зной,

В речушке – какое чудо! – вода бала ледяной.

Мальчишки бросались в воду с бревенчатого моста…

Приехал я через годы – и не узнал места.

Здесь побывали лесорубы, куда теперь ни взгляни, -

Торчат, как гнилые зубы, невыкорчеванные пни.

И выбрав на речке место, которое погрязней,

Барахтается семейство блаженствующих свиней.

И душно от испарений, от пыли луга седы.

Хотя бы полметра тени, хотя бы глоток воды!

Не выйти к речным излукам и тело не освежить…

А здесь сыновьям и внукам, и правнукам нашим жить.

Н. Старшинов

Дети выносят реквизит на сцену.

2 ведущий: В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё служит друг другу и взаимно приспособлено. И учащиеся 5-х классов решили нам это доказать!

1 ведущий: Итак, «Суд над лягушкой и волком».

Судья. Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?

Лягушка. Ква-ква… Лягушка!

Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!

Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.

Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.

Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?

Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!

Лягушка. Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.

Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.

Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака.

(за сценой слышится кваканье лягушек)

Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)

Судья. Кто следующий? (Вводят волка) о тебе говорят: «Стареет, но не добреет; линяет, но права своего не меняет». Ты и зайца у охотника из-под носа унесёшь, и жирным барсуком полакомишься, и кроликом не побрезгуешь, и птичьи гнёзда разоряешь! Да и характер скверный: расчетливый, трусливый, хитрый.

Волк. Как посмотришь на некоторых людей, у них характер не лучше! В сущности, единственные мои враги – вы, люди. Беспощадно истребляя нас, человек, вместе с тем, сочиняет про нас небылицы.

Судья. Ну, хватит. Аппетит у тебя и в самом деле волчий – тут уж поговорка верна. Ты уничтожаешь дичь, режешь домашний скот, разносишь бешенство. Приговор один: повинен в смерти волк, объявляется ему всеобщая война.

Волк. Гражданин судья! Газеты надо читать! Нынче такие призывы звучат странно, даже дико. Разбойник и убийца – верно, но вместе с тем и превосходный певец. (Скулит: у-у-у-у).

В тундре, где нас извели, стали гибнуть олени. Они всегда держались плотными стадами, теперь, не видя нас, стали разбредаться. Заметно увеличилось число больных животных. Прежде мы как раз и резали таких ослабших оленей.

И ещё, ваша честь! Чаще всего в исчезновении вида виновен человек. Неизвестны случаи исчезновения вида из природы по вине каких-либо хищников. А со мной, по вашей милости, чуть это не произошло. Я теперь под охраной. Читайте! (Достает газету, протягивает её судье и убегает)

Судья. Ну и грамотные волки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Надул меня серый! Отстреливать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать отстрел, не дать исчезнуть целому виду.

5 чтец:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У Земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрёшь ли, человек?

1 ведущий: Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты изменяется. За последние350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц.

2 ведущий: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов, именно тогда и появилась идея с Красной книгой.

1 ведущий: Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

2 ведущий: Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы. Послушайте рассказ о редких и исчезающих видах животных и растений, которые ещё сохранились на нашей земле.

6 чтец:

Люблю мой край. Как странно слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее, солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождём и сеном пахнет лето,

Зовёт прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут клочками облака,

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

И выйдет с берегов река в апреле.

И лес весной шумит,

Люблю мой край! Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти…

1 ведущий: Мы, учащиеся 5-х классов, только начали проходить разделы биологии, связанные с исчезающими видами. Интересно, а 6-е классы не забыли о них?

2 ведущий: А давайте проверим!

На сцене появляются учащиеся 5-х и 6-х классов. 5-е классы спрашивают, а 6-е отвечают.

1.Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)

2.Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3.Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

4.Какие растения и животные заносятся в Красную книгу? (Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)

5.Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

6.Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

7.Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).

8.Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу. (Зебра-квагга).

9.Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

10.Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).

11.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

2 ведущий: Ну что ж, 6-е классы ответили на все ваши вопросы? Тогда давайте их отпустим.

1 ведущий: А представьте, что мы оказались в будущем! Например в 2055 году. Что же нас ожидает?

Дети выносят реквизит.

2 ведущий: Если человечество не одумается, то на Земле разразится глобальная экологическая катастрофа. Запасы пресной воды уменьшатся в 10 раз. В связи с этим Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами будет вынужден ввести нормированное распределение воды среди жителей планеты. Будут созданы специальные отряды полиции для поддержания порядка на пунктах раздачи воды. Каждый житель Земли получит специальную магнитную карточку, по которой он может получить свою суточную норму - 200 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции (юноша и девушка). Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому две карточки. Полицейский проверяет карточки.

Юноша-полицейский (обращаясь к раздатчику): 400 миллилитров.

Раздатчик отмеряет воду в емкость женщины. Они с мальчиком отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: Мама, ты не ушиблась?

Мама: Это не важно, но я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как прожить сегодня без воды?

Мальчик: Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все видели, что ты упала не специально. Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к полицейскому): Сэр, нельзя ли нам снова получить воду, я упала и всё разлила.

Юноша-полицейский: Я видел, но ничем помочь не могу. Свою норму сегодня вы уже получили. Сожалею.

Мама: Неужели ничего нельзя сделать? Как нам с сыном пережить сегодняшний день? У меня нет денег на синтезированную воду.

Юноша-полицейский : Я вам искренне сочувствую, но порядок один для всех. Прошу вас, отойдите, не мешайте остальным.

Женщина садиться у края сцены и плачет.

Мальчик (обращаясь к девушке-полицейскому): Простите, а почему мы не можем получить ещё воды?

Девушка-полицейский: Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из кранов в каждом доме.

Девушка-полицейский: Так действительно когда-то было.

Мальчик: Так что же произошло?

Девушка-полицейский: Если хочешь, я могу рассказать.

Звучит музыка, дети на сцене не двигаются.

Девушка-полицейский: Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться.Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь её так много на планете - площади. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…

Объявление по радио: Внимание! Всемирный Совет по контролю над водными ресурсами сообщает, что вынужден в два раза сократить суточную норму выдачи воды.

Немая сцена.

Мама: То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление против человечности.

Мальчик: Люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может оказаться нашим будущим.

Дети уходят и уносят реквизит .

2 ведущий: Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё - нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушать людям, убеждать людей – с самого детства! – в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму.

7 чтец:

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье наградить –

В моей всё это власти! –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой… И, наконец,

Солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос, как всему венец…

Только ты мой дар, моё ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш) –

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

С. Викулов

1 ведущий: Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.

8 чтец:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую.

Нас много, а она одна.

2 ведущий: Наша страна произнесла фразу века: “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!” Какая красивая была наша мечта и как уродливо исказила её жизнь. Человек загнал себя в пороховую бочку, обрёк всё живое на гибель.

9 чтец:

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природ мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Н. Старшинов

1 ведущий: Если не провести в жизнь необходимые реформы, нас всех ждёт реальный шанс увидеть сцену, которую описала ГечелКарсон в своей книге «Безмолвная весна»: «Это была весна без птичьих голосов. В лесах, которые некогда наполнялись на заре утренним хором дроздов, пересмешников, голубей, соек, крапивников и десятков других птиц, теперь не было слышно ни звука; над полями, лесами и болотами стояла тишина».

10 чтец:

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

Немудрено добраться до скрытых тайников,

Разграбить все богатства у будущих веков.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

Поймите это, люди, как собственный приказ,

Не то Земли не будет у каждого из нас.

М. Дудин

11 чтец:

Что же натворили мы с природой?

Как теперь нам ей смотреть в глаза?

В тёмные отравленные воды,

В пахнувшие смертью небеса.

Ты прости нас, бедный колонок.

Изгнанный, затравленный, убитый.

На планете, богом позабытой,

Мир от преступлений изнемог.

2 ведущий: Всемирная акция День Земли началась 22 апреля 1970 года. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Целью проведения акции является превращение экологической проблематики в неотъемлемую часть общего образования и культуры.

1 ведущий: Родился праздник Земли в Америке. Здесь он считается государственным, к празднику готовятся все, начиная с президента, обращающегося к гражданам Америки с призывом сохранить Землю обитаемой.

2 ведущий: В России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

3 ведущий: 6-е классы закончили свои плакаты и хотели бы показать их вам, дорогие гости!

6-е классы показывают гостям плакаты и отходят к краю сцены.

Учащиеся 5 классов исполняют песню « Дети Земли».

Дети Земли

Среди бесчисленных планет

Такой на свете больше нет

Зря не ищите, не найдете всё равно

И пусть других планет не счесть

Вы берегите то что есть

Лети планета наш огромный светлый дом,общий дом

Как хорошо,что мир на планете

Как хорошо,что мы ещё дети

Как хорошо,что мир на планете

Как хорошо,что солнышко светит

Как хорошо,что мы твои дети

Мы часто смотрим в небеса

Мы с детства верим в чудеса

Но забываем вечно только об одном

Что чудо главное Земля

Мы все на ней одна семья

И вся планета наш огромный светлый дом, общий дом

Дети кланяются и покидают зал.

2 ведущий: На этом, подходит к концу наше мероприятие, посвящённое Дню Земли.

День Земли

Учитель биологии и химии:

Решняк Ирина Вячеславовна

п. Приречный

2015 г.

(Звучит спокойная, тихая музыка, на сцене ведущий и учащиеся.)

Ведущий : Добрый день дорогие, друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике – день Земли. (СЛАЙД № 1)

В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь составляла 660 м.

Все наши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Ведь Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и просыпается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах – кровь, в древесных корнях – жилы, в травах и растениях – волосы.

(СЛАЙДЫ № 2 -9) (музыка «Трава у дома»)

1 ученик: (Андреева.Т)

Смотрю на глобус--шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах,как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас,береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас,береги».
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком,человек.
В тебя мы верим-не солги,
Ты береги нас, береги» .
Смотрю на глобус -
шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…»

2 ученик: (Глущенко П.)

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Ведущий: Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы- то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

(Звучит музыка, затем учащиеся рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.)

Воздух. (СЛАЙД № 10)

С появлением крупных предприятий и расширением городов перед человечеством встала новая проблема – загрязнение воздуха. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Только от болезней, связанных с загрязнением воздуха, в мире ежегодно погибает 2,7 млн. человек. В Китае ежегодно от этого умирает более 175 тыс. человек и еще у 2 млн. возникает хронический бронхит.

Вода. (СЛАЙД № 11)

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

В результате деятельности человека в реках Европы нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.

Почва. (СЛАЙД № 12)

Серьезное беспокойство вызывает состояние почвенного покрова Земли. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных почв. Если этот процесс не удастся остановить, то человечество потеряет до половины всех земель, которыми сейчас пользуется. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.

Леса. (СЛАЙД № 13)

Усилено идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Лес является домом для многих видов животных. Одни приносят лесу пользу, другие вред. А лесов на Земле становиться все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Лес в 7 раз уменьшает скорость ветра, Задерживает потоки воды, Очищает воздух от пыли.

Народная мудрость гласит: (Джафарова А)

  • Не высок лесок, а от ветра защита.
  • Возле леса жить голоду не видеть.
  • Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
  • Растение - берегам спасение.

Ученик 3 (Афонин И.)

У всех людей - одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь природу надо

Для тех, кто будет после нас,

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона

А он- щит жизни на Земле;

Уже растут,как язвы зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.

Ученик 4 (Билас В.)

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни - ПРИРОДА!

(СЛАЙД № 14)

Ведущий: Итак, мы начинаем экологическую игру «Свалка по имени Земля». Наш эрудицион необычный – экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья, правда, большая его часть – 97%- идет... в отходы. Мусор постепенно становиться монстром цивилизации. Вопрос «Куда деть мусор?» становиться все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

I тур «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек» (СЛАЙД № 15)

На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответа.

(СЛАЙДЫ № 16 – 23) 10 вопросов

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1. Пластмасса (правильный ответ)

2. Стекло

3. Металл

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать

2. Собрать в одном месте

3. Раскрошить

3. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

1. Компостировать

2. Сжечь при специальных условиях

3. Переплавить

4. Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. Защита поверхности земли и грунтовых вод

2. Ограждение места свалки

3. Укомплектование соответствующей техникой

5. Вредные выбросы оказывают влияние:

1. Только на те регионы, где появилось загрязнение

2. На близлежащие регионы

3. Даже на территории, удалённые от места, где загрязнение

«увидело свет»

1. Бытовой мусор

2. Пестициды

3. Минеральные удобрения

7. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу

Занимает:

1. Теплоэнергетика

2. Нефте- и газопереработка

3. Автотранспорт

8. Гарбология – это:

1. Наука о доме, местопребывании

2. Наука, изучающая почву

3. Мусороведение

9. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без

Изменения:

1. 10 лет

2. 50 лет

3. 100 лет и более

10. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:

1. 1 – 2 года

2. 5 – 8 лет

3. 20 и более лет

Детские высказывания: (СЛАЙДЫ № 25 – 33)

В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичного использования. На каждый из отходов заготовлено по пять детских высказываний. Задача: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Из первой попытки- получает 5 баллов, из второй – 4 балла и т.д. Если дает неверный ответ, то получает 0 баллов.

1. В небольших количествах он очень полезен.

2. Его производит обыкновенная корова.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные

Начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать. (НАВОЗ)

1. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

2. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

3. Очень много игрушек сделано из неё.

4. Если её поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(ПЛАСТМАССА)

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут . (БУМАГА)

1. Всегда чёрного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть фабрики и заводы.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении. (САЖА)

1. Это то, без чего уже не можем прожить.

2. Этим мы пользуемся каждый день.

3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

5. С помощью этого все становиться чище. (СМС – синтетич. моющ. средства)

1. Это легче воды.

2. Это может плавать в воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (МАШИННОЕ МАСЛО)

Ученик: (Гончарова П.)

Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна,
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век
На земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?

Ведущий: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна.

Посмотрите, какая красота окружает нас сегодня. (СЛАЙДЫ № 35 – 40)

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Ученик: (Камбарова Р.)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

(Презентация « Красная Книга Ростовской области»)

Ученик: (Афонин И.)

Охраняется Красною Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Ученик: (Кулакова А.)

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна.

Ученик: (Лещина Д..)

Руку, занесенную над веткой

Над гнездом, где затаилась птица

Над былинкой, над живою клеткой

Удержи, не дай ей опуститься.

Слышит каждый, кто проходит мимо

Помните – природа всемогуща

И до бесконечности ранима.

(Видео «Раненая птица»)

Ученик: (Межлумян А.)
« Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!!!»

Ведущий . Ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.

(Ребята поют финальную песню на мотив песни «Экипаж - моя семья».)

1. Если город твой окутан смогом,

Быть здоровы дети, здесь уже не могут,

И когда кислотный дождик льет из тучки,

Вы ему не подставляйте ручки!

Припев:

Ты больна сейчас, моя Земля,

И леса, и реки, и поля.

Мы за все сейчас в ответе,

Если жить хотим мы на планете!

2. Мы с тобой всегда должны беречь природу,

Чтоб поднимались чувства к небосводу,

Сценарий внеклассного мероприятия к празднику Международный день земли

Цели : изучить новый и закрепить пройденный материал по предмету «Окружающий мир»; сплотить коллектив.

Ученик (читает стихотворение «Пейзаж»).

Люблю дорожкою лесною,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеею

Идешь - и нет конца пути...

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Идешь как будто по водам, -

Нога шумит... а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что карлы сказочные спят...

Уж солнца луч ложится косо...

Вдали проглянула река...

На тряской мельнице колеса

Уже шумят издалека...

Вот на дорогу выезжает

Тяжелый воз - то промелькнет

На солнце вдруг, то в тень уйдет...

И криком кляче помогает

Старик, а на возу - дитя,

И деда страхом тешит внучка;

А, хвост пушистый опустя,

Вкруг с лаем суетится жучка,

И звонко в сумраке лесном

Веселый лай идет кругом.

Ведущий . Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник - Международный день Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года по инициативе сенатора Г. Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься лад тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

Каждый год этот праздник отмечают по-разному. Например, несколько лет назад в этот день было предложено отменить все поездки на автомобилях и передвигаться исключительно пешком или на велосипедах, то есть экологически чистыми способами. К сожалению, пока не все прислушиваются к этим советам, потому, как многие считают, что один автомобиль не нанесет большого вреда окружающей среде, а миллионы...

Но мы-то с вами знаем, что начинать нужно с себя, и, возможно, когда-нибудь человек пересмотрит свое потребительское отношение к природе. Конечно, все это впереди, но не нужно забывать, что основа основ - это наши знания. Знания о природе, о Земле.

Для начала, ребята, давайте вспомним различные природные явления, решив кроссворд.

В конкурсах принимает участие весь класс; за каждый правильный ответ учащийся получает жетон или карточку. В конце мероприятия жетоны подсчитываются, самые активные учащиеся получают поощрительные грамоты и призы.

Конкурс 1. Кроссворд «Планета Земля»

1. Целый день

Играют в прятки

Рыжие заплатки. (Листопад.)

2. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния.)

3. Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост -

Я б достал рукой до звезд. (Радуга.)

4. Хлещет, хлещет по кустам

Бьет без промаху.

Всю малину исхлестал,

Всю черемуху.

Ну, зачем так сильно лить.

Набок яблоню клонить? (Ливень.)

5. Мышка юркая одна

Пробиралась ночью в норку.

Вдруг, увидев в небе корку,

Громко пискнула она:

Кто-то в небо уволок

Сыра вкусного кусок! (Месяц.)

6. Подходила - грохотала.

Стрелы на поле метала.

Нам казалось - шла с бедой,

Оказалось - шла с водой.

Подошла да пролилась -

Вдоволь пашня напилась! (Туча.)

7. На дворе переполох -

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина.

У нее теперь ангина. (Град.)

8. Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Не знаю...

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звезды.)

9. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый -

Кружевной и синий-синий! (Небо.)

10. Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. (Туман.)

11. Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится -

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

12. Упала лента алая

В луга, за край села.

Весь день ее искала я,

Да так и не нашла...

Но лишь вокруг

Сгустилась тьма,

Как лента вдруг нашлась сама!.. (Заря.)

Молодцы! Вы прекрасно разбираетесь в явлениях природы, но это была лишь разминка. Пришло время проверить ваши истинные знания. Сейчас я предлагаю разделиться на три команды и выбрать капитана.

Три больших конверта прикреплены к доске. На каждом из них надпись: «Растения», «Животные», «География».

Капитаны команд подходят к выбранному конверту и вытягивают карточку с вопросом из данной области. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. Одно очко получает та команда, которая вовремя и правильно ответит на вопрос. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Ну что, ребята, вы готовы? Реакция зала.

В таком случае начинаем!

Конкурс 2. Растения

1. Это известное растение часто сажают в жилых районах городов. Несмотря на неудобства, которые оно создает в период цветения, это дерево является одним из лучших среди растений по очищению воздуха от вредных примесей. (Тополь.)

2. Этот торжественный пышный цветок получил свое название в честь работавшего в России ученого-ботаника по фамилии Георги. Существует более 8000 сортов этого цветка. (Георгин.)

3. У этого крупного дерева очень вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Нелегко даже отколоть маленькую щепочку. За это свойство дерево и получило свое название (Вяз.)

4. Это название одновременно и высших чиновников, правителей Древнего Китая, и вкусный сладкий фрукт, который родом из этой же страны. (Мандарин.)

5. В темном еловом лесу цветы травянистых растений не могут вырасти крупными из-за нехватки света. А чем же они приманивают насекомых для опыления? (Светлой окраской и сильным запахом.)

6. В отличие от всех других плодов, которые мы употребляем в пищу, этот мы едим только в незрелом виде. (Огурец.)

7. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя ее вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

8. Это симпатичное с виду болотное растение - настоящий хищник. Оно «питается» комарами. А как оно называется? (Росянка.)

9. Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница.)

10. Ранней весной на деревьях появляются первые листочки. На ощупь они слегка клейкие, потому что покрыты смолистым веществом. Зачем это нужно? (Чтобы защищать молодые листочки от возможных заморозков.)

11. Это могучее дерево в народе называли «прадед прадедов». А форменную фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. (Дуб.)

12. Смолу, выделяемую этим деревом, используют в стоматологии для лечения болезней десен. (Сосна.)

13. Одно из растений донской степи называется «бессмертник». Как вы думаете, почему? (Оно не вянет, а лишь засыхает.)

14. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны - гораздо выше? (Сосна - светолюбивое растение.)

15. Листья этого дерева осенью не желтеют. Так и опадают зелеными. (Ольха.)

16. Коала на языке аборигенов Австралии означает «непьющий». Этот зверек, называемый еще сумчатым медведем, питается только листьями и побегами одного растения, съедая в день около килограмма зеленой массы. Какое растение составляет основу рациона коалы? (Эвкалипт.)

17. Когда в Россию завезли это растение а случилось это при царе Петре I то крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель.)

18. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - «поземка», у немцев - «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

19. Дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

20. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

21. Слово «хризантема» в переводе с греческого «означает золотой цветок». В Японии хризантему называют цветком солнца. Изображением золотой хризантемы украшают именно этот символ японского государства. (Герб.)

22. А в России, как, впрочем, и во многих других странах, цветком солнца, «солнечным сыном», называют этот крупный цветок, из семян которого получают полезное масло. Кроме того, он является прекрасным очистителем воздуха. (Подсолнечник.)

23. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

24. Как называется дикорастущий тюльпан донских степей? (Лазорик.)

25. Яркий праздничный цветок и пряность с острым, резким запахом. (Гвоздика.)

26. Высокий стройный цветок, который распускается во второй половине лета. Свое название он получил за сходство своих листьев с клинком грозного оружия - меча. Кстати, его русское название - шпажник. (Гладиолус.)

27. Второе свое название полевая трава кипрей получила за соцветия двух разных оттенков на одном стебле. Эти цветы напоминают нежных влюбленных. (Иван-да-марья.)

28. Этот первоцвет получил свое название из-за своих листьев. Снаружи они темные, гладкие и холодные, а изнутри - теплые, мягкие и светлые. (Мать-и-мачеха.)

29. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады. (Клен.)

30. Летучие семена - парашютики - этого травянистого растения далеко разносятся летним ветерком. (Одуванчик.)

31. В России в ночь на 22 июня отмечали праздник Ивана Купалы. Юноши и девушки искали в лесу цветок папоротника, который, по преданию, приносит счастье. А могли ли они его найти? (Нет. Цветка папоротника не существует.)

32. Эта огромная ягода родом из Азии. Ее родственники - дыня, тыква и огурец. В некоторых районах пустыни Калахари она является практически единственным источником влаги. (Арбуз.)

33. Житель засушливых пустынь, кактус запасает в своем стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки? (Чтобы испарялось как можно меньше воды.)

34. В мае часто случаются заморозки, название которых в народе связывают с названием этого кустарника, так как в мае он как раз цветет. (Черемуха.)

Сценарий экологического эрудициона "Сохраним свою планету!" для 3-4 классов.


Аннотация: Мероприятие приурочено к важнейшей экологической дате – Всемирному дню Земли – и проводится в рамках ежегодной акции «Дни защиты от экологической опасности». Для проведения мероприятия «Сохраним свою планету!» выбрана нетрадиционная форма экологического эрудициона, позволяющая значительно расширить и активизировать знания детей о вредном воздействии твердых бытовых отходов на окружающую среду, биологических видах, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, а также развивать творческую активность школьников в решении экологических проблем.
Цель: содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через привлечение внимания к актуальным проблемам сохранения окружающей среды.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о нашем с вами общем доме – планете Земля и о том, как сохранить его на долгие века таким же прекрасным, удивительным и богатым.
22 апреля мы отмечаем не просто большой, а поистине глобальный праздник - Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day), проводимый под эгидой ООН. Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года.
В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии - осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды. Ежегодно ученые стран мира собираются в этот день за круглым столом для обсуждения глобальных экологических проблем. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев.

В России традиционно Международный день Земли считается днем общественных организаций, которые проводят в этот день различные экологические мероприятия и акции. В этот день все желающие могут принять участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц. Какая она наша Земля, что удивительного таит наша планета, какие соседи окружают наш дом, - попробуем вспомнить, ответив на вопросы «Разминки».
1. Разминка.
1.Время суток, когда земная поверхность отдает больше энергии, чем принимает? (ночь)
2. Назовите ближайшую к нам звезду? (Солнце)
3. На каком материке нет рек? (Антарктида)
4. Земля – планета или звезда? (планета)
5. О ком говорят, что он остановил Солнце и двинул Землю? (Николай Коперник)
6. Естественный спутник Земли? (Луна)
7. Источник жизни на Земле? (Солнце).
8. Какой формы наша Земля? (сферальной, шар, приплюснутый с боков)
9.Чего больше на земном шаре - суши или воды?
10.Как называется модель Земли? (глобус)
11.Воображаемая линия, которая делит Земной шар на два полушария (экватор)
12.Строение земной поверхности, то есть горы, низменности, холмы и т.д.(рельеф)
13.Галактика, в которой находится наша планета (Млечный путь)
14.Расплавленная масса горных пород, расположенная в недрах Земли (магма)
Молодцы, ребята, вы многое знаете о Земле, космосе и особенностях нашей планеты. А теперь давайте познакомимся с вашими командами.
2. Представление команд.
Спасибо, друзья, за интересные, творческие и информативные представления команд! За вами, молодым поколением, будущее родной планеты и от каждого из нас зависит, какая она будет через десятилетия. Ведь сегодня наша хрупкая живая планета в опасности! Ей угрожает множество экологических проблем и почти всегда их причина – неразумное потребительское отношение человека к природе.
Загрязнение планеты мусором стало сегодня одной из глобальных экологических проблем.
Ежегодно человечество производит почти полтора миллиарда тонн бытовых отходов. Как говорится в отчете вашингтонского института, к 2025 году этот объем возрастет, как минимум, в два раза. Наибольшее количество мусора приходится на экономически развитые государства, а абсолютным лидером являются США. По некоторым расчетам каждый житель Земли “производит” около 300 килограммов мусора ежегодно: в США - около 600, в Москве - до 360. Мусора накопилось на Земле так много, что если его не перерабатывать, а разровнять по поверхности суши нашей планеты, то он покроет всю планету 3-х метровым слоем!

Исключительный пример загрязнения океана – существование Восточного мусорного континента в Тихом океане, расположенного между побережьем Калифорнии и Гавайями. За последние 50 лет океанскими течениями туда принесено не менее 3,5 млн т плавающих бытовых отходов, а по площади район океанской свалки превышает размеры такого государства, как Белоруссия! Существование мусорного острова является причиной гибели миллионов живых существ!


Из чего же состоит мусор, ребята? Давайте узнаем в следующем задании. Вам следует по описанию узнать, о каком виде бытовых отходов идет речь. В каждом описании дается пять характеристик ТБО, если вы угадываете зашифрованное слово по первому признаку, то получаете максимальное количество баллов – 5, если по двум – 4 и т.д.
3. Вопросы викторины «Из чего состоит мусор»
1.Это изобрели китайцы.
2.Это получают из древесины.
3.Это хорошо горит.
4.Из этого получается много мусора.
5.На этом обычно рисуют и пишут.
(БУМАГА)

1.Это делают из песка.
2.Если это нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3.Если это оставить на солнце, то оно может стать источником пожара.
4.Чаще всего оно прозрачное.
5.Когда это падает, оно разбивается.
(СТЕКЛО)

1.Раньше вместо этого люди использовали влажный песок, глину или смесь животного жира с водой и древесной золой.
2.Это убивает рыбу в воде и растения на земле.
3.Этим мы все пользуемся каждый день.
4.С помощью этого вещи и предметы становятся чище.
5.Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
(МОЮЩИЕ СРЕДСТВА)

1.Это изобрели в Англии в середине 19 века.
2.Это производят из нефти и природного газа.
3.Это составляет большую часть мусора на Земле.
4.Это почти не разлагается в природе.
5.Из этого часто делают упаковку для продуктов питания.
(ПЛАСТМАССА)

1.Это добывают на поверхности или в недрах земли с древних времен.
2.Это достаточно прочное, оно блестит и чаще всего гнется.
3.Это бывает легким, тяжелым и даже благородным.
4.Это часто может окисляться или ржаветь.
5.Из этого делают очень многое: каркасы зданий, инструменты, украшения, тару для продуктов и т.д.
(МЕТАЛЛ)

1.Эти отходы появились самыми первыми, на заре человечества.
2.Они занимают большую часть мусорного ведра.
3.Они могут быть животного или растительного происхождения.
4.Некоторые из них можно использовать как удобрения.
5.Это быстро разлагается в природе.
(ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ)

1.Это делают из пластмассы и газа, поэтому это очень легкое.
2.Это применяется для тепло- и звукоизоляции.
3.Это легко воспламеняется и когда горит, выделяет очень токсичный дым.
4.Это состоит из крупинок и чаще всего белое.
5.В это упаковывают различные товары (особенно хрупкие), бытовую технику и пищевые товары.
(ПЕНОПЛАСТ)
Кроме проблемы твердых бытовых отходов одной из острейших экологических проблем остается исчезновение биологических видов. Ежечасно на Земле исчезают около трех видов флоры и фауны. К такому выводу пришли специалисты из Ибероамериканского центра биологического разнообразия. Со времен гибели динозавров 65 миллионов лет назад биологические виды на Земле не уничтожались с такой большой скоростью, как в последние десятилетия. С 1970 по 2000 года число видов диких животных сократилось на 40%. По данным «Красной Книги», за последние 500 лет было зафиксировано исчезновение видов 844 животных и растений.
4.Виды Красной книги Кемеровской области.


1. Многолетнее травянистое растение, высотой свыше 1 м., с многочисленными прямостоячими стеблями, которые заканчиваются красивым крупным цветком с пятью лепестками. Произрастает в основном в Северном полушарии, часто встречается в Сибири. Обладает разнообразными целебными свойствами: используется при лечении подагры, ревматизма, различных желудочно-кишечных заболеваний, кровотечений, заболеваний нервной системы и т.д. В народе растение называют марьин корень, Марья Коревна, жгун-корень. (ПИОН УКЛОНЯЮЩИЙСЯ)


2. Это одно из очень красивых весенних растений, с довольно крупными пышными золотыми цветками, которое зацветает в конце апреля и цветет до конца мая. В литературе неоднократно упоминается красивая легенда об этом растении: древнегреческая богиня любви Афродита влюбилась в прекрасного юношу и часто бродила с ним по лесам. Однажды он ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Богиня горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши. Согласно другой легенде, цветок получил свое имя в честь финикийского и ассирийского бога солнца, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной. В народе называют его горицвет, более древнее название стародубка, черногорка, что указывает на обитание растения на склонах пригорков, хорошо прогреваемых солнцем. Препараты из растения применяются при лечении сердца и сосудов, имеют успокаивающее действие. (АДОНИС ВЕСЕННИЙ).


3.Высокое красивое дерево с раскидистой кроной и сердцевидными листьями, превосходный медонос. На территории нашей области – реликтовый вид, поскольку островки этих деревьев в смешанных лесах насчитывают порядка нескольких миллионов лет. Недалеко от нашего города можно встретить рощу с этим необычным для наших лесов деревом, сохранившимся со времен доледникового периода! В народе это чудесное дерево называют черноствольной березой. Листья и цветки растения имеют лекарственное значение как средство для укрепления иммунитета, а также косметическое средство. (ЛИПА СИБИРСКАЯ)


4.Это пресноводная речная и озерная крупная рыба, до 2 метров в длину, обитающая в бассейнах рек Сибири. Облик рыбы очень характерный: вдоль спины, боков и брюха находятся ряды жестких выступов – жучек, тело между ними покрыто звездчатыми пластинками. Зимуют рыбы в речных ямах глубиной 20-30 метров, а весной еще подо льдом мигрируют на нерестилища. Питается рыба донными беспозвоночными – водными личинками, червями, моллюсками. До 1930-хх годов была одной из обычных рыб в наших реках и служила важным объектом промысла. Резко сократилась численность этой рыбы из-за загрязнения рек и браконьерства. (ОСЕТР СИБИРСКИЙ)


5.Неядовитая змея, чаще всего размером не больше метра. Отличается от других змей «жёлтыми ушами» - ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами, реже рыбой. Хорошо приручается и переносит неволю: на Украине и в Беларуси часты случаи одомашнивания пресыкающихся для уничтожения мышей. Из – за отлова туристами, рыбаками, отдыхающими, а также нарушения и загрязнения мест обитания, является редким видом (УЖ ОБЫКНОВЕННЫЙ)


6.Крупный пернатый ночной охотник с размахом крыльев - от 160 до 188 см. Легко определяется по своим размерам, тёмному клюву, опушённым до когтей лапам и перьевым ушкам, наклонённым наружу. Загадочная птица, избегающая близости человека, которую можно встретить в тайге, лесотундре, степях и пустыне. Она легко адаптируется и к северным морозам, и к знойному климату пустынь. Птицу иногда относят к вредным животным из-за сокращения численности охотничьих ресурсов. Но эти представления легко опровергаются тем, что эти хищники едят не так уж много – не больше полукилограмма мяса в сутки, зато неоценима их польза для сельского хозяйства как истребителей грызунов (ФИЛИН)


7.Небольшое парнокопытное животное, длиной тела до 1 м., весом – 11-18 кг. Латинское название вида переводится как «несущий мускус». На брюхе самца животного расположена мускусная железа, наполненная особым секретом – мускусом - самым дорогим продуктом животного происхождения. Еще одним отличительным признаком самцов этого мирного растительноядного животного считается наличие длинных изогнутых клыков, выступающих из-под верхней губы на 7-9 см и выполняющих роль турнирного оружия. Из-за мускуса, это животное является объектом охоты, поэтому нуждается в особой охране (КАБАРГА)


Из-за неразумной деятельности человека наша планета находится в опасности: это не только проблема ТБО и исчезновение биологических видов, но и исчерпание, уничтожение природных ресурсов – лесных, водных и т.д. Однако, каждый человек способен сделать многое для того, чтобы наша планета оставалась живой, богатой, уникальной и прекрасной. Ведь для этого следует выполнять самые простые правила поведения в природе. Какие это правила, все вы, конечно же, знаете. А ведь кроме соблюдения этих правил, вы, подрастающее поколение, можете призвать к их выполнению и других! Наш последний конкурс называется «Сохраним планету на долгие лета!». Каждой команде предлагается по картинке, изображающей какое-либо правило поведения в природе, придумать яркий, запоминающийся слоган, раскрывающий это правило.
5.Конкурс слоганов «Сохраним планету на долгие лета!»
СЛОГАН - рекламная формула, постоянный рекламный девиз. Четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы обращения. Слоган – это ключевая фраза, определяющая либо конкретную организацию, либо рекламную акцию, проводимую ею. В переводе с английского, слоган – лозунг, призыв или девиз.
Например:
Свой долг человека помни и знай,
Мусор в природе - не допускай!
Чистый лес – совесть туриста.
Маленькая искра – большая беда. Потуши костер!
Береги чужие уши – пенье птиц в лесу лишь слушай!
Благодарим вас, ребята, за творческие слоганы! Если вы опубликуете их и призовете к их исполнению ваших родителей, друзей, одноклассников, возможно, многие из них прислушаются и сделают еще один шаг к сохранению нашего общего дома!
У нас одна Земля.
У нас одна Земля, одна,
Она такая голубая.
Нас к помощи зовет она,
Незащищенная такая...
Не отзовешься - в тот же миг
Она нам бросит в обвиненье:
«Не защитили, не спасли!»
Спасите, люди, свою Землю!
На ней одной цветут цветы,
На ней одной смеются дети,
И нет прекрасней красоты,
И нету голубей планеты.
Она дарила радость нам,
Дарила росы и рассветы,
И не найти по всем мирам
Прекрасней матери-планеты.
(Д.Зевина)

Классный час «День земли»

Учитель:

Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери.

1 учащийся:

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Ведущий. Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым, если не свой дом, то уж хотя бы свою комнату. Но почему-то, переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озёра, а не грязные лужи, земные леса и прекрасные луга, а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу: “Добрый день!” Очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт.

День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может

задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе .

Изначально День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна.

ООН празднует День Земли обычно 21 марта: 26 февраля 1971г. У. Тан Генеральный секретарь ООН,подписал специальную прокламацию, посвященную этому событию:

Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля-

планета Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса

со своим столь уязвимым грузом жизни…»

Генеральный секретарь ООН У. Тан

День Земли в России

В России до недавнего времени проходили лишь единичные мероприятия, организованные энтузиастами и приуроченные ко Дню Земли.

В нашей стране официальной эта дата считается только с 1998 года. Этот день считается также днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать экологические проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

В 1990г. праздник стал международным, в акции участвовали 200 млн.человек из 141 страны.

Основное внимание в ходе празднования Дня Земли уделяетсянациональным паркам .

Праздник приобретает новое значение- МАРШ ПАРКОВ.

Марши парков проводятся в целях привлечения граждан к участию в природоохранной деятельности заповедников и национальных парков .

Ученик.

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, Человек.

В России проводится экологический фестиваль «День Земли»

Под девизом: «Цветущая Земля - процветающая Россия»

В Венгрии проходит экологический велопробег.

Б. Заходер “Про всех на свете”

Все-все – на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Викторина «Знатоки природы»

1. Задание: замени фразу одним словом.

(Текст заданий читает учитель)

1. Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.ЗАПОВЕДНИК

2. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ

3. Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ

4. Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА

5. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА

6. Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо.БАБОЧКИ

7. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ

8. Птица, выводящая птенцов зимой . КЛЁСТ

9. Зверёк, уничтожающий насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящий большую пользу сельскому хозяйству. БАРСУК

10. Русского писатель, большой любитель природы. Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин» и др. М. ПРИШВИН

2. Игра «Узнавай-ка»

1.Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... (соловей)

2.Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам... (грачи)

3.Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит... (жаворонок)

4.Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

Тук-тук-тук, - в ответ нам... (дятел)

5.Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

Животные.

1.Ты узнать меня сумей-ка,

Я - лошадка с длинной шейкой.

Ты, дружок, конечно, прав,

Понял ты, что я... (жираф)

2.Не нужны нам топоры,

Мы строители - ... (бобры)

3.Ты меня не назовешь

Слишком ласковой и доброй.

Никогда меня не трожь,

Я - змея, большая... (кобра)

4.На поляночку весной

Прибыл весь народ лесной -

Вышел из норы зайчишка,

Из берлоги вылез... (мишка)

5.Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон)

3. «Устами младенца».

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.

1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

    Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

    Предметы из нее мало весят.

    При поджигании плохо пахнет и много черного дыма.

    Сама по себе в природе не разлагается.(Пластмасса).

2. Ее изобрели китайцы.

    У нас ее получают из дерева.

    Она легко горит.

    Из нее получается очень много мусора.

    На ней обычно рисуют и пишут.(Бумага).

3. Его делают из песка.

    Чаще всего оно прозрачное.

    Когда падает, оно разбивается.

    Если его нагреть, оно становится тягучим.

    Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.(Стекло).

4. Всегда черного цвета.

    Этого много в городе.

    Это очень вредно.

    У человека вызывает болезни.

    Этого много при горении.(Сажа).

5. Это то, без чего уже не может прожить человек.

Этим мы пользуемся каждый день.

Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

С помощью этого все становится чище.(СМС).

6. Это легче воды.

Это может плавать на воде и не тонет.

В речке этого много, когда в ней моют машины.

Это мешает дышать рыбам.

Это надо удалять с поверхности воды.(Машинное масло).

4. «Что может сделать один».

Каждая команда должна закончить фразу.

    Не покупайте больше, чем может… (Понадобиться тебе).

    Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(Отдать нуждающимся).

    Не выбрасывай старые игрушки, книги, они могут…(Кому-то понадобиться)

    Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки…(Вымой их и сомни).

    Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую…(Можно сдать).

    Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(Выбрасывать).

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, Человек.

В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ве­дет себя невежественно, самонадеянно и безумно. А мо­жет быть, стоит сказать: «Здравствуй, Земля! Как пожи­ваешь?»

А сколько лет Земле? (5 миллиардов лет).

Даже трудно представить себе, сколько это!

. Да, это трудно объяснить. Давай для простоты представим себе, что 5 миллиардов лет - это 1 час. Так вот, исходя из этого, получается:

О минут - образовалась планета Земля, то есть;

10 минут - зародилась первая клетка, возникла жизнь;

30 минут - в океане появились сине-зеленые водорос­ли, которые производят кислород;

52 минуты - в океане появились маленькие животные -трилобиты;

55 минут - на планете появились большие деревья;

56 минут - в воздух поднялись огромные ящеры;

57 минут - появились динозавры;

58 минут - появились первые звери и птицы;

59 минут - появились первые люди на Земле;

60 минут - появились вы - мои сегодняшние жители.

Сегодня на Земле живет множество людей. И все хо­тят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой.

На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!

Статьи по теме: