Разница между умом и разумом. В чем отличие женского ума от мужского

При раздумьях о том, чем же отличается ум от разума, поистине ум может зайти за разум. Но мы облегчим вам задачу. Чем же отличается ум от разума? Попробуем разобраться вместе.

Разум – наивысший тип мыслительной деятельности человека, включающий и духовную составляющую.

Сравнение

Одно из главных отличий состоит в том, что разум – явление более высокое, чем ум и чувства. Ум человека в основном занят тем, что принимает приятное ему и отвергает неприятное. Разум также способен принимать и отвергать, но сосредоточен он на выборе благоприятного для человека и отбрасыванию опасного, неблагоприятного. Таким образом, их функции схожи, но разум обладает большей дальновидностью, стремясь определить пользу и вред. Ум останавливается на чем-либо, руководствуясь своими желаниями, разум текущую ситуацию оценивает с точки зрения того, принесет ли она благо или неприятности.

Ум идет на поводу у чувств, в каком-то смысле он – их раб. Ум склоняется к тому, чтобы выполнять волю чувств, потому что он очень хочет быть счастливым. Для разума же главное – это истина, для него она стоит выше, чем счастье. Разум ощущает, что если восторжествует истина, то будет и счастье.

Ум способен принимать информацию извне, накапливать и анализировать ее. Тем же занимается и разум, но ему помогает еще и духовное начало в человеке.

Понятие Высший Разум относится к божественной сфере. Разум всегда устремляется к Абсолюту. Обратим внимание, что «высшего ума» не существует. Разумный человек способен слышать Высший Разум и внимать ему, действуя по велению Сердца. Разум и сердце вместе рождают такое явление, как Мудрость.

Человек может быть умным в одном или нескольких направлениях. Разум должен распространяться на все жизненные сферы. Умный, образованный человек, специалист в своей области не всегда при этом обязательно разумен.

Выводы сайт

  1. Разум – явление более высокое, тонкое, чем ум.
  2. Ум желает счастья и удовольствий, разум стремится к истине.
  3. Ум выбирает приятное и отвергает неприятное, разум рассматривает всё с точки зрения вреда или пользы.
  4. Разум способен охватить всё как единое целое, познать общие закономерности. Ум проявляется в одной или нескольких жизненных сферах.
  5. Разум тесно связан с Сердцем, их союз рождает Мудрость. Одно из проявлений разума – интуиция. Умом руководят чувства, он настроен на сиюминутное. Ум старается подавить внутренний голос.
  6. Ум пользуется логикой, Разум обращается за знанием к божественному Абсолюту. Разум тесно связан с духовным началом в человеке.
  7. Ум относится к сфере человеческой, разум – к божественной.

На вопрос а в чём отличие - ума от разума? заданный автором Amba лучший ответ это Однажды ученик сказал Учителю: «Учитель, я придумал много усовершенствований и
улучшений для предприятия, в котором работаю, но хозяин не слушает меня» .
– Расскажи подробнее.
И ученик рассказал о ситуации, которая сложилась в его фирме. О тех предложениях,
которые он пытался донести до своего начальника. О том, как тот, не дослушав его до конца ни
разу, прерывал разговор и, сославшись на срочные дела, убегал или уезжал куда-нибудь. О том,
как все доклады и письменные предложения возвращались к нему с пометкой: «Напомни в
конце года» или «Сейчас не время» .
– Все, что ты предлагаешь, звучит разумно, – нахмурился Учитель. – Изложи это на
бумаге.
На следующее утро ученик принес Учителю свои предложения, записанные на двадцати
листах дорогой и красивой бумаги. Учитель поставил под последним листом свою подпись, и
ученик отнес бумаги хозяину, на этот раз уже от имени Учителя.
Вечером он прибежал радостный и сказал, что все предложения приняты с
благодарностью, а также положил перед Учителем довольно большую сумму денег, сказав, что
это – благодарность начальника за мудрые советы.
– Чему ты радуешься? – спросил Учитель. – Ему не нужен ум, ему нужен авторитет. Эта
фирма не достойна тебя.
Учитель отдал все деньги ученику и посоветовал организовать свое предприятие.) Вот так и уму - нужен авторитет разума. То есть - обзор и глубину мышления ум - получает от разума..)
Источник: Тадао Ямагучи «Путь Торговли») amba
Мыслитель
(9735)
Привет, Танюш! - статик - быть - нафик... но ведь так не бывает?!))
<- я внимательно прочёл! ответил по наитию...

Ответ от способный [гуру]
Если по ведической классификации, то функция ума - поиск того, что может удовлетворить желания человека и что принесёт ему удовольствия, но ум не способен определить последствия, хорошо это будет для человека или плохо, это уже функция разума; именно разум должен определять, будет ли для человека благоприятным то или другое.


Ответ от Изморось [гуру]
Разум - результат филогенеза
Ум - результат онтогенеза


Ответ от шеврон [гуру]
Сознание)


Ответ от Julia Sagin [гуру]
На эту тему советую прочитать "Дураки" Тэффи. Гарантирую массу удовольствия!


Ответ от Виктория [гуру]
РАЗУМ
- способность мыслить, действовать сообразно осознаваемым задачам и жизненным ситуациям, творить новое, генерировать идеи. УМ – низшая ступень Разума, т. е. ум в процессе совершенствования трансформируется в более высокую стадию развития – Разум, который по мере эволюционирования переходит в категорию Высшего Разума, имеющего различную Уровневую систематизацию. Разум стремится познать всё как единое целое, а это познание причин, уходящих в прошлое, и следствий, уходящих в будущее, это взаимосвязь частного с общим в бесконечной последовательности отношений. Разум в целях познания старается всё объединить и тем самым установить общие закономерности. Разум всегда направлен к Высшему, к Абсолюту.


Ответ от Dmitrii susliaev [гуру]
в том, что один, часто заходит за другой.


Ответ от Cyrus Kayani [эксперт]

Разум является неотъемлемой частью Основы и выражает ее основные принципы. Союз разума и основы можно назвать - живой разум. Разум не может быть не живым вообще. Относительно не живым можно назвать ум.
Ум в отличии от разума схож с программой и постоянно блуждает от одних условий к другим. Можно также сказать, что разум нравственен, так как функционирует согласно Основе и уважает жизнь. Ум оперирует логикой, разум же включает в себя знание целиком.
Разум управляет умом у человека разумного, у человека относительно разумного ум больше блуждает.


Ответ от Волшебный Ветерок [гуру]
Ум-всеприсуствующее начало, он и в клетках имеется. Вообщем, некий фон, атмосфера, информсфера. Разум-сознательное использование Ума, как организующе-созидательное начало. Причем, Ум безличностен, Разум же всегда индивидуален


Ответ от Angelomant [гуру]
Ум - неметариальная осознающая субстанция.
Разум - абстракция включающая аналитические и рассудительные способности ума.


Ответ от Aleksandr Daschenko [гуру]
Ум - это резервуар знаний, мыслей. Разум - способность правильно судить о вещах и, как следствие, адекватно реагировать на среду обитания.
"Разум должен направлять ум, но тот настолько силен и упрям, что иногда даже подчиняет себе разум человека. "


Ответ от Григорий Медведев [активный]
Ум - тупая сиюминутная штука, либо нравится, либо нет, сейчас хочу мороженное, через пол часа не хочу.
Разум - находится над умом, если он сильный, он контролирует ум, что бы тот не натворил всякого в поисках наслаждений
Например:
Спишь, звонит будильник
Ум:
-Ещё 10 минут..
Через 10 минут опять звонит:
Ум:
-Ещё 10 минут..
И ещё через 10 минут снова звонит будильник
Ум:
-Ещё 10минут...
Разум:
Если ты сейчас не поднимешь тело, опоздаешь на работу и тебя уволят
Ум недовольно посылает тело на работу)
В ведической традиции связка: Чувства-Ум-Разум-Душа представляется в виде колесницы из 5 лошадей (5 чувств), вожжи - Ум, возница это разум, а в колеснице сидит душа!


Оглавление

Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.

Предыстория вопроса

Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.

В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.

Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.

Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укорен в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.

Рассудок

Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.

Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.

Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νοῦς . Согласно святому , рассудок не способен к единому простому цельному знанию.

Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (; ; ; и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (; ; ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить:«Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » (; Ср.: ; ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (; ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.

Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово . Преподобный так характеризует внутреннее слово:«Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» .

Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл » или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправдание и возможность, начинает осуществлять помысл. Очень часто голова человека может быть переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей, что нашло свое выражение в народной мудрости: «Богатеть помыслами, не значит – богатеть умом». Чистое рассудочное мышление – явление весьма редкое.

Святоотеческое учение о разумной силе души включает в себя не только рассудочность, но и воображение и память. В положительном виде эта сила проявляется в виде знаний, обоснованных мнений, предположений, научных теорий. В отрицательном виде – это идолопоклонство, рассеянность мыслей, мечтательность, фантазии, празднословие, а также «неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной силы в душе» . Пр. так описывает путь исцеления рассудка: «К уврачеванию же и исцелению служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу» [там же].

По мысли святых отцов разумная сила души имеет особую связь с головой человека, но голова или мозг – это не источник, а инструмент данной силы.

Разум и ум

В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς ) часто используются как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (). Об этом же говорит и преподобный : «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» .

Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» . Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве.

В наставлениях преподобного подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» .

Для подобного созерцания необходимо безмолвие (suc…a) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие. Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς , а созерцание – это nOhsij. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – qewr…a.

Ум стремится проявить себя через разумную силу души, облекает в мысли и слова свой опыт созерцания – это естественное стремление, но далеко не всегда осуществимое, особенно если это касается опыта созерцания духовного мира, поэтому апостол Павел сказал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ().

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .

Различение ума, разума и рассудка

Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.

Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .

Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .

Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .

Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.

Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».

Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.

Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. О хранении чувств. М., 2000

В чем отличие Ума от Разума, каковы их функции и как контролировать чувства. Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою Жизнь больше гармонии и счастья. В Ведах, в частности в Бхагавад Гите, говорится, что чувства выше мертвой материи, над чувствами стоит Ум (управляющий ими), выше Ума находится Разум, но выше их всех – Душа, Наше сознание в чистом виде. В данном случае чувства и эмоции – это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях – слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем Мiре – в этом и состоит функция чувств. Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию. Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция – принятие и отвержение. Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое – это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений. В Чайтанья -чаритамрите говорится также, что функция Ума - размышлять, чувствовать и желать. В чем отличие Ума от разума и что такое Разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного). Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи – принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что Ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как Разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно. Ум говорит либо «хочу», либо «не хочу», а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности». Если Человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?» Неразумный Человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия. Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя Человека одуматься и вовремя остановится. Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство Человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в Наше время: мы можем видеть множество неразумных Человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям. Одного ума недостаточно для нормальной Жизни; Человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой - то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность. Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных Жизнью стариков – они знают, какие действия к каким последствиям приводят. Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать? Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им Волю, ни к чему хорошему это не приведет. Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, Человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее. Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию. Но как контролировать свои чувства? Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху». Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку Нашим желаниям и поступкам. У по-настоящему разумного Человека разум сильнее ума, поэтому его ум и чувства находятся под контролем Разума, что исключает массу неприятностей из его Жизни. P. S. И помни, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем Мiръ! Опубликовано по материалам

А какая, собственно, разница между умом и разумом? Умный человек – знающий человек. Это человек, обладающий большими знаниями в той или иной области. Например, про ученого, посвятившего свою жизнь науке и сделавшего открытие, можно сказать, что он умный человек. А почему, не разумный? Разумным его можно назвать только тогда, когда знания его будут на благо всего человечества. Ум заботится о благе частного, в первую очередь – ЭГО, а разум заботится о благе целого. Какое решение называют разумным? Такое, которое устраивает интересы всех сторон, компромиссное решение. Если же решение вопроса устраивает только одну сторону, то оно может быть умным, но не будет разумным. Возможности разума, в которые входит так же и ум, намного выше просто ума, потому что он, задействует не только всю мощь мозга, в целостном ее варианте, но и мощь энерго информационного поля космоса (на сайте много статей на эту тему). Бог наделил ЭГО умом, но не наделил разумом. «Я хочу» может добиться больших успехов в материальном плане, но ничего не выиграет на духовном поприще. А кому нужна эта духовность, ведь она не материальна и голод она не утолит. Только ЭГО способно добиваться желаемого и быть успешным в этой жизни. Беда эгоистов в том, что они не понимают, что все в мире взаимосвязано, и если не будет духовности, то цивилизация обречена. Как-то оно все не конкретно. Нужна конкретика? Пожалуйста. Конкретика хорошо просматривается в сновидениях. Мозг, во время сна, стремится вернуть себе духовность и ее основу – любовь. Только любовь в состоянии противостоять разрушительным процессам, как во внешнем мире, так и внутри самого человека. Если человек, ради достижения желаемого, идет по головам, в голове у него устойчиво нарушается механизм саморегуляции, ответственный за правильность мировосприятия и восстановительные процессы, и организм программируется на саморазрушение. Никакие диеты и «правильный образ жизни», процесс саморазрушения остановить не смогут. Клетка в организме человека, тратит 80% вырабатываемой ей энергии на целое и лишь 20% - на себя. От этого зависит ее собственное благополучие. Если «целому» хорошо, то и ей будет хорошо. Если же она захочет только потреблять, чтобы только ей было хорошо, как сейчас делает человек, уничтожая среду обитания, ради собственного благополучия, то она превратится в раковую опухоль, которая уничтожив среду обитания, погибнет сама. Но ведь человек не может не потреблять. Потребление должно быть разумным и потребляемое, по мере возможности, должно воспроизводиться. Ум живет сиюминутной выгодой, разум – просматривает последствия от своей деятельности и работает на опережение, на предотвращение негативных последствий. Гормоны давят, требуют удовлетворения, и ум изощряется, чтобы желания оказались удовлетворенными. Но, если идти на поводу у желаний и не прислушиваться к голосу разума, то очень скоро эмоциональная сфера выпотрошится, и человек будет не способен на любовь. А это значит, не будет полноценной семьи, будут несчастными дети и пр. Разум требует сочетать животные желания с духовной сферой, и тогда жизнь по-настоящему сложится. Сейчас, средства массовой информации, ради извлечения выгоды, заполнили свои издания и экраны сценами насилия, жестокости и порнухи, шутками «ниже пояса». Если хотите сохранить себя, не смотрите этот мусор, который не сделает вас ни умным, ни разумным, а сделает примитивным одноклеточным, без человеческих чувств…. Ум основан на сдвиговом мышлении, при котором мысль, следует за возбуждением. А разум, основан на равновесном мышлении, на компромиссе. 6.01.2013 г.

Статьи по теме: