Ранние формы семьи. Семья и общество историческое разнообразие организаций семьи

Семья всегда предшествует государству и с возникновением государства семья составляла основную ячейку общества. Истории известны три формы семьи:

1. Малая (или нуклеарная, индивидуальная) семья, состоящая из живущих отдельно от родителей и находящихся в браке и мужчины и женщины (отца и матери), а также их детей.

2. Полигамная семья есть многобрачие в форме полигинии (брак одного мужчины с двумя или более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или более мужчинами).

3. Расширенная (или большая) семья, состоящая из двух или более малых семей, из нескольких поколений, когда малая семья взрослого сына присоединяется к подобной же семье его родителей. Типичным примером расширенной семьи является патриархальная семья, которая включала в себя пожилого мужчину, его жену или жен, неженатых (незамужних) детей, его женатых сыновей, а также жен и детей последних. Обычно три поколения, включающие малые семьи отца и сыновей, жили под одной крышей - обычно 20 человек, но численность такой семьи могла доходить и до 100 человек.

Преобладающей формой семьи исторически является малая семья.

Функции семьи

Семья выполняла важные социальные функции:

1. Рождение детей, продолжение человеческого рода, удовлетворение половых (сексуальных) потребностей.

2. Хозяйственная (экономическая) кооперация, основанная на разделении труда между мужчиной и женщиной. Мужчина, обладающий большей физической силой, может лучше справиться с задачами, требующими больших усилий, такими, как рубка леса, добыча полезных ископаемых, ломка камня, расчистка земли, строительство дома. Не отягощённый подобно женщине физиологическим бременем месячных, беременности и кормления грудью, он может также легче выполнить задачи, связанные со значительным отдалением от постоянного местожительства: охота, рыбная ловля, пастушество, участие в торговых экспедициях. Женщина, однако, не испытывает проблем с выполнением задач, требующих меньших усилий и исполняемых внутри дома или рядом с ним. Она занимается собирательством растительной пищи, доставкой в дом воды, приготовлением пищи, изготовлением одежды и предметов обихода. В аграрном обществе семья являлась основной производственной ячейкой общества.

Такое разделение труда по половому признаку объясняется врождёнными физиологическими различиями между мужчиной и женщиной. Природа поручила женщине, а не мужчине образование зародыша, зачатие, беременность и рождение детей. Женщина, даже не будучи женой и матерью, рождается, живет и умирает с организацией, предназначенной для материнства. Поэтому роль женщины, это, прежде всего, роль супруги и матери. Преимущественное направление её деятельности - это служение в семье: многочисленные дети (в аграрном обществе - трое детей - это норма, многодетность - это пятеро и более детей), муж, домашнее хозяйство. Служение мужчины преимущественно вне семьи. Именно мужчины по общему правилу осуществляют военную, управленческую, религиозную деятельность, являются воинами, судьями, управленцами, жрецами, священниками.

3. Содержание, уход за детьми, трудовое и религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, усвоение ими знаний и умений традиционной культуры. Они с детства обучаются тому, что должны знать мужчина и женщина. В аграрном обществе большое количество детей является фактором экономического преуспеяния семьи. Мальчики - это будущие мужчины, которые, вступив в брак, будут иметь право на земельный надел. Девочки - это будущие невесты, позволяющие поддерживать широкие связи за счёт породнения с другими семьями. Дети с раннего возраста уже с шести-семи лет постепенно приобщались к сельскохозяйственным рабатам ремеслу, что существенно облегчает жизнь родителей. Более того, выросшие дети оказывают родителям хозяйственную помощь, поддержку в старости при отсутствии гарантированных государственных пенсий.

4. Расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (родственников супругов). Посредством брака стремились расширить свои родственные связи и иметь много родственников.

5. Семья часто становится центром отправления религиозных культов, где отец выступал в качестве семейного жреца. Семья была неразрывно связана с культом предков, которые считались божествами - покровителями семьи, оказывали живущим необходимую помощь: посылали хороший урожай, приплод скота, рождение сыновей, рост богатства. Однако мертвые нуждались в пище и если живые переставали приносить им пищу в качестве жертвы, то они испытывали муки голода, становились враждебными им, насылали на них всевозможные беды. Этим устанавливалась особенно прочная связь между всеми поколениями семьи.


При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не менее имеется

некий набор фактов, характеризующий смену форм общества и семьи. Здесь мы не

будем рассматривать изменения семьи в доиндустриальную эру. Наша задача

зафиксировать семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального

общества к индустриальному.

Отметим, что вряд ли можно найти какое-либо социальное явление, которое

претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному

обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и

сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества.

Обычно в этих целях используется сравнение "традиционной" и "современной"

модели семьи.

Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза родственно-

семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства

над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью.

Модернизм, напротив, отделяет родство от социально - экономической и

политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.

Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей

семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и не за

плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы,

появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой

труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.

Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая

тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом

экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется

потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических

и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных

учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако

в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие

в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В

феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как

итог господства мужчин, поэтому часто желательное "равноправное"

распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом

"демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются "оптимальные

модели" семейного "равенства". Однако методология исследования, разработанная

для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень

первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики,

поскольку сама установка ученых на "демократизацию" семьи не согласуется с

законами функционирования малых групп.

В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным

домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными

общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и

внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности

отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего

окружения в условиях модернизма.

В-четвертых, социальная и географическая мобильность при традиционализме (как

правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию

отца) отличается от высокой мобильности, присущей в условиях модернизма, тем,

что проявляет индивидуальную активность.

В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах

такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность

семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость

модернизации становится менее престижным, уступая место ценностям

индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных

достижений, самоактуализация и т. п., что вызывается сменой основного типа

семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.

В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной

системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к

децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество

становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы

пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и

родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу,

вызванному межличностной несовместимостью супругов.

В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе

межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от

предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при

сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных

брачным контрактом).

В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на применение

контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному

вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению и прерыванию

беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении

репродуктивного периода жизни (посредством приближения к физиологическим

границам - срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной

брачности, традиций пожизненного брака).

Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше

семейных изменений является, в-десятых, переход от эры стабильной

многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре

непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены реальные

изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить

о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой

однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических

защитных механизмов, останавливающих это падение на каком-то безопасном для

общества уровне).

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке » – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.

Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию ) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.

Затем сформировался полигамный брак : многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.



Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.

  • Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
  • Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).
  • Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
  • Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
  • Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
  • Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
________________________________________________________________________________

первая историческая форма семьи и брака – дуально - родовой групповой брак. Все мужчины одного рода становились потенциальными мужьями для женщин другого рода. При выборе женщины мужчина автоматически вступал в парную семью. Женщины и мужчины объединялись в легко расторжимый союз, имели право на «дополнительные» половые связи с другими мужчинами и женщинами. Такие семьи не характеризовались наличием строгих хозяйственных обязанностей и женщины могли оставаться жить со своими сородичами. Встречаясь друг с другом только для половых контактов. Это и семьёй теперь трудно назвать. Ведь как можно относиться к тому, что почётному гостю разрешалось иметь половую связь с дочерью хозяина дома. Хоть гостей в свой дом не пускай.

Вторая эволюция института семьи и брака характеризуется патриархальными чертами. Было решено, раз мужчина - главный добытчик, быть ему и главой семьи. Теперь, ещё холостой мужчина, выкупает себе невесту или похищает (если выкупить не может) с целью создания своей семьи. Теперь семья становится семейной общиной , в которую входит максимум три поколения семьи.

Заключительный этап эволюции семьи и брака - малая семья, которая включает в себя супругов и их детей. Первоначально, такая семья характеризовалась утрированной патриархальностью. После развода дети оставались всегда отцу, женщина не имела право несогласия с мужем. Если же она желала вернуться к родителям, её семья обязана была вернуть выкуп. После смерти мужа женщина не могла уйти из семьи мужа, ей позволяли лишь выйти замуж за родственника мужа. Неверность жены каралась смертью, мужчине же разрешалось вести романы на стороне.

Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :

1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);

2) варварство – парная семья (господство мужа);

3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).

1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.

2.Парная семья . Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.

3.Цивилизация . Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.

Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.

Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.

Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.

Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:

1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);

характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами

Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).

Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.

В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи :

1. репродуктивная,

2. воспитательная,

3. хозяйственно-экономическая,

4. рекреативная (взаимопомощь),

5. коммуникативная,

6. регулятивная.

Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.

Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.

Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.

Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.

Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.

Функции семьи:

1. репродуктивная (воспроизводство);

2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;

4. социализация (процесс обучения и воспитания);

5. хозяйственно-бытовая;

6. культурно-просветительская.

Структура семьи:

1. Основывается на количестве детей:

Малодетная (1-2);

Среднедетная (3-4);

Многодетная (свыше 5);

2. Неполная семья (отсутствует один из родителей);

3. Бездетная семья;

4. Нуклеарная (одно поколение родители и дети);

5. Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные функции и типы современной семьи

На сайте сайт читайте: 3.основные функции и типы современной семьи...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы , как групповой брак, полигамия и моногамия.

Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака , при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых архаических племен, например, на Маркизских островах.

Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак , при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, какполигиния , или многоженство, распространенное в некоторых странах исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.

Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи .

К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную) . Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство.



Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятель­ность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.).

В условиях традиционного общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим социальным институтом. Она выступала своеобразным амортизатором между отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален.

По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

· усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;

· усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;

· развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;

· утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;

· включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;

· развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.

Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип -нуклеарная семья . Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам.

Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:

· нуклеарная малодетная семья , состоящая из родителей и 1-2 детей;

· нуклеарная многодетная семья , состоящая из родителей и 3 и бо­лее детей;

· бездетная семья , состоящая из мужа и жены;

· многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья.

В западных странах и в России в последние десятилетия преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости.

Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы .

1. Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.

2. Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.

3. Подсистема «родители - дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.

4. Подсистема «братья - сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.

Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды - внуки»).

Семья - это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи - это процесс, проходящий определенные этапы . Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.

1. Интимность - этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.

2. Пополнение - время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители - дети».

3. Индивидуализация, обособление - период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа - отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.

4. Товарищеские отношения - этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.

5. Перегруппировка - время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые - дети» в модель «взрослые - взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.

Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим звеном в отношениях между мужем и женой. Их уход из семьи может породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских отношений.

6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бываютпатрилокальные , в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные , где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :

1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);

2) варварство – парная семья (господство мужа);

3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).

1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.

2.Парная семья. Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.

3.Цивилизация. Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.

Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.

Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.

Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.

Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:

1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);

характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами

Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).

Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.

В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи:

1. репродуктивная,

2. воспитательная,

3. хозяйственно-экономическая,

4. рекреативная (взаимопомощь),

5. коммуникативная,

6. регулятивная.

Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.

Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.

Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.

Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.

Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".

СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.

Функции семьи:

1. репродуктивная (воспроизводство);

2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;

4. социализация (процесс обучения и воспитания);

5. хозяйственно-бытовая;

6. культурно-просветительская.

Структура семьи:

1.Основывается на количестве детей:

- малодетная (1-2);

- среднедетная (3-4);

- многодетная (свыше 5);

2.Неполная семья (отсутствует один из родителей);

3.Бездетная семья;

4.Нуклеарная (одно поколение родители и дети);

5.Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).

Статьи по теме: