Принципы осуществляющие социальное обслуживание детей. Тема: Формы социального обслуживания семьи и детей

Введение..................................................................................................... 3

1. Формы социального обслуживания семьи и детей........................................... 4

2. Методы социального обслуживания семьи и детей....................................... 10

3. Современное состояние семьи в Республике Марий Эл............... 16

Заключение............................................................................................. 22

Список литературы................................................................................ 23


Введение

Государство в настоящее время сделало определенные шаги в сторону семей, имеющих несовершеннолетних детей, например "материнский капитал", но он не решает всех тех вопросов, которые наша страна решала раньше: и в период социализма, и даже в эпоху монархии, когда власти предержащие были всерьез озабочены качеством личности. Екатерина Великая, к примеру, самолично писала трактаты о воспитании детей, потому что ей стало не нравиться, как начали воспитывать ее внуков.

Чтобы у нас начался подъем простого воспроизводства человеческого капитала, нам необходимо срочно вернуть спокойствие каждой матери. Надо стремиться к тому, чтобы женщина-мать была уверена в том, что ее ребенок вырастет защищенным. Только спокойствие матери позволит семье быть здоровой.

Еще один момент стоит отметить - важно уважение к старшему поколению. Не случайно сейчас на тысячу браков приходится почти 900 разводов. Требуется возрождать институт семьи, необходимо учить девушку быть женой, матерью, хозяйкой в доме. Нужно учить мужчину быть главой семьи, защитником своей женщины, матери его детей.

У молодой семьи, конечно, должна быть развитая система государственной поддержки. То, что происходит сегодня в Российской Федерации, внушает надежды на улучшение. Я связываю свои надежды с новым молодым и энергичным, прекрасно образованным Президентом, ему есть на что опереться, у него есть серьезная программа приоритетных национальных проектов, и, начиная не с чистого листа, он продолжит строительство, нацеленное на социальную стабильность.

Семья - самый главный инвестор российской экономики, политики. От качества семьи зависит и нравственный облик общества, на мой взгляд.

Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время становится неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы.


1 . Формы социального обслуживания семьи и детей


Социальное обслуживание семьи с несовершеннолетними детьми в настоящее время - это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания семьи и детей - обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семьи и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указа Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.

Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семей с несовершеннолетними и детьми. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы - территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни.

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная по мощь:

Срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи;

Содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;

Принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату;

Распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);

Социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, опекунским семьям;

Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;

Создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуждающихся;

Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);

Содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий;

Содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения, детей;

Содействие в организации питания и быта остронуждающихся;

Содействие в выделении: денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, технических средств реабилитации детей-инвалидов, денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;

Содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформлении документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;

Социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным малообеспеченным семьям;

Содействие в организации надомного труда детей-инвалидов и помощь в их дальнейшем трудоустройстве;

Организация для подростков, безработных мастерских и цехов при центре;

Содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения, отдыха, в оформлении документов (в пределах региона).

Б) Социально-правовые услуги:

Помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей;

Содействие в предоставлении социальных выплат;

Участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);

Участие в правовой защите личностных интересов детей.

В) Социально-реабилитационные услуги:

Организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);

Социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки;

Составление индивидуальных коррекционных программ.

Г) Психологические услуги:

Психопрофилактика и психогигиена;

Психодиагностика и обследование личности клиента;

Психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семейная);

Семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);

Социально-психологический консилиум;

Работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях;

Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;

Психосоциальное консультирование;

Психологический патронаж;

Психологическое вмешательство в кризисных ситуациях;

Коррекция отношений и поведения;

Проведение тренингов по коммуникативному общению;

Развитие навыков эмоциональной саморегуляции;

Организация посреднических услуг;

Профориентация на основе тестирования;

Организация деятельности групп взаимоподдержки;

Психологическое просвещение;

Ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррек-ционными и психотерапевтическими методами.

Д) Педагогические услуги:

Педагогическая помощь детям в защите их интересов;

Консультативная помощь родителям и детям;

Групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

Коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

Содействие культурно-досуговой деятельности детей;

Практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

Обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Е) Социально-медицинские услуги:

Содействие в направлении в стационарные медицинские
наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в
том числе детей;

Организация консультирования по проблемам планирования семьи, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитания здорового образа жизни;

Содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами;

Патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;

Обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;

Патронаж беременных женщин и кормящих матерей.

Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершенно очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и отличающимися асоциальным поведением .


2 . Методы социального обслуживания семьи и детей


Наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные - государственные и коммерческие. Идеология этой службы - работа с целостным социальным объектом, т.е. районом, который понимается, во-первых, как совокупность проживающих здесь различных групп и слоев населения, а во-вторых, как социальная структура, включающая микрорайоны, учреждения, организации и предприятия. Приоритет в оказании помощи всегда оказывается работе с семьями с несовершеннолетними детьми.

Основная задача работников службы - помочь члену семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.

Изначально определяется круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывается также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ - всем, кто окружает ребенка; создаются группы поддержки, включающие людей, заинтересованных в преодолении жизненных трудностей: группы поддержки родителей, имеющих детей с психологическими трудностями в поведении; женщин и детей - жертв насилия; родителей детей-инвалидов; многодетных родителей; учителей, работающих с «трудными подростками». Группы поддержки (взаимопомощи) создаются работниками службы целенаправленно. Вначале выявляется круг лиц, проблем, и после большой подготовительной работы люди приглашаются на 2-4-дневный семинар (метод группового консультирования). После семинара по инициативе самих участников и в результате индивидуального консультирования появляются основания для создания групп поддержки.

Помогая одним, работники службы создают широкую базу своих добровольных помощников (волонтеров), которые, в свою очередь, помогают другим.

Сегодня базовыми, типовыми моделями организации социальной работы с семьей и детьми по месту жительства (территориальными) являются центры социального обслуживания и реабилитации семьи и детей и районные социально-психологические службы. Кроме того, имеется определенное количество слабо взаимодействующих между собой социальных служб (не всегда территориальных) различной ведомственной принадлежности.

Опыт деятельности служб по месту жительства подтверждает тот факт, что социальная работа по своей сути межведомственна и требует правового оформления и организации территориальных социальных служб, координации деятельности органов социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, правоохранительных структур, служб занятости.

Рассмотрим их подробнее, поскольку именно они представляют собой модели социальных служб нового типа - модели нормативного программного характера.

На основании разработанной концепции развития социальной службы, Основ законодательства Российской Федерации о социальной службе, типовых положений различных территориальных центров работы с семьей и детьми во многих регионах начали формироваться территориальные службы (ТСС), которые оказывают комплекс социальных услуг всем нуждающимся (взрослым и детям), поскольку включают в себя учреждения социальной структуры, органы управления делами социальных служб, учебные и научно-исследовательские заведения. Осуществляя деятельность на территории конкретного городского или сельского района, небольшого города, ТСС максимально приближена к населению, доступна всем нуждающимся.

Структура ТСС состоит из следующих специализированных территориальных центров:

Центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы,
консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств; социальный приют; отделение дневного пребывания детей и матерей с детьми;

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;

Служба экстренной психологической помощи по телефону («телефон доверия»), задача которой - снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают Центр или получают в нем временный приют. Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медико-психологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правовой защиты и юридической помощи, иногда - приют проживания в условиях стационара;

Социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медико-психологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение ТСС и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет содержание и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий.

Сеть ТСС может включать также (в зависимости от имеющихся условий и специфических особенностей района) молодежные центры, центры новых форм дошкольного воспитания и внешкольной работы; кризисные центры помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и преступлений, отбывшим уголовное наказание, беженцам; бесплатные и льготные столовые, пункты раздачи продуктов, одежды, детского питания.

Управленческая модель деятельности ТСС как системы территориальных социальных центров, отделений, учреждений основывается на современных методах, соответствующих демократическим переменам в общественном укладе России. Она учитывает принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и принципы опоры на широкое общественное участие, четкого разграничения управленческих функций и компетенции, самостоятельности и инициативности низовых звеньев.

Предусматривается, что органами управления социальной службы будут государственные и общественные учреждения, уполномоченные согласно законодательству осуществлять управленческие функции. На уровне территории (города, сельского района, района в городе) станут формироваться государственно-общественные органы - попечительские советы (социальные советы), создаваемые при администрации (в составе исполнительных органов). Они будут включать в себя представителей заинтересованных организаций: финансовых фондов, профсоюзов, общественных ассоциаций, благотворительных фондов.

Социальная защита и поддержка населения на подведомственной территории относятся к компетенции комитета (отдела) социальной защиты населения. Он подчиняется по горизонтали местным исполнительным органам, а по вертикали - вышестоящим городским (областным и республиканским) органам. Роль центрального органа управления - Министерства труда и социального развития - сводится к общему организационному, экспертному и научно-методическому руководству, определению минимально обязательных для населения видов выплат, льгот и услуг, содействию в обучении кадров, помощи в финансовом и материально-техническом обеспечении учреждений социальной службы.

Высокая степень организационной самостоятельности и свободы предоставляется специализированным центрам в системе ТСС. Они являются юридическими лицами: имеют собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки социального обслуживания со своим наименованием; открывают счета в банках, в том числе внебюджетные счета для поступления средств от государственных, общественных предприятий и организаций, частных лиц, собственной производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность центров и учреждений ТСС регламентируется уставом, разрабатываемым самостоятельно с учетом типовых положений. Все это позволяет избежать чрезмерного бюрократизма.

Вместе с тем предложенная модель ТСС предоставляет возможность сочетать как четко структурированную, так и дифференцированную схему организации, при которой финансирование и поддержка служб осуществляются на базе конкурсного отбора социальных проектов, представленных различными, в том числе негосударственными, организациями.

В последние годы все больше учитываются возможность и особенности территорий, потребности и запросы семьи в тех или иных услугах, поэтому все чаще во многих уже существующих центрах, создаются отделения дневного пребывания детей, реабилитационные отделения для детей с ограниченными возможностями, стационары, приюты, «телефоны доверия».

В настоящее время в системе органов социальной защиты населения действует свыше 2000 учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям .

3. Современное состояние семьи в Республике Марий Эл


На современном этапе социально-экономического развития семья в России представляет собой динамическую систему, которая постоянно развивается, поэтому государственная семейная политика должна обязательно учитывать изменения, произошедшие с семьей. А для этого необходим постоянный социальный мониторинг происходящих процессов. Одним из факторов, определяющих эффективность семейной политики, является ее соответствие ожиданиям и ценностным установкам населения. Во второй половине 2006 г. в Йошкар-Оле было проведено социологическое исследование, направленное на оценку эффективности проводимой государством семейной политики. При проведении исследования использовался метод анкетного опроса, выборка районированная, квотированная по возрасту и месту жительства. Всего было опрошено 186 человек, в том числе 42 мужчины и 144 женщины. Репрезентативность исследования достигалась также проведением опроса экспертами (20 человек) сотрудников администрации, специалистов социальных служб и образования, представителей медицинской сферы Йошкар-Олы. В выборку было включено взрослое население активного репродуктивного возраста от 18 до 39 лет, 4/5 респондентов имеют высшее и среднее специальное образование, остальные - среднее. Из общего числа опрошенных респондентов половина ответили, что состоят в браке, 6,6 % - разведены, 10,2 % - живут вместе, но их брак не зарегистрирован, остальные в браке не состояли. Из них 77% имеют детей, из числа семей однодетных - 62%, семей с двумя детьми -34% и только 4% имеют 3-х детей.

Взгляды опрошенных респондентов на семью в большинстве своем традиционные. На вопрос, «какую форму семейных отношений Вы выбрали бы для себя?», они ответили - на основе зарегистрированного брака 63,3 %, зарегистрированный браке оформлением брачного контракта 14,5 %, незарегистрированный брак с намерением его заключить в ближайшем будущем 15,1 %. Итак, 92,9% респондентов ориентированы на традиционную форму отношений, только 7,1 % отдают предпочтение одиночеству и пробному браку.

Респондентов попросили выделить самых характерные черты семьи XXI в. Чаще всего респонденты указывали на рост незарегистрированных браков (71,7%). Данная форма совместного ведения хозяйства в настоящее время успешно конкурирует с официальным браком. 47% опрошенных отметили увеличение количества семей, в которых супруги откладывают момент рождения детей, в связи с тем, что заняты собственной карьерой. В современном обществе считаются успешными люди, имеющие высокий социальный статус и высокий уровень дохода, чтобы соответствовать ему приходится выстраивать иерархию ценностей, в которой работа выступаете качестве первоочередной цели, а семья занимает второстепенное место. Намечается тенденция увеличения количества женщин, желающих воспитывать ребенка без отца - 30% опрошенных. Одной из причин этого может быть более защищенный правовой статус матери, в одиночку воспитывающей ребенка. Пособие на ребенка одинокой матери по размеру в два раза больше, чем сумма пособия на ребенка, при распределении путевок в детские оздоровительные лагеря и выделении материальной помощи преимущество отдается данной категории женщин. Работа и семья по-прежнему занимают первые позиции, но при этом ценность материального положения более высока, чем ценность детей.

Эксперты выделили две основные характеристики современной семьи: семья рожает одного ребенка и делает для него все возможное и невозможное (50%), родители заняты зарабатыванием денег, а дети предоставлены сами себе (45%), отражающие 2 стороны одного процесса, направленного на обеспечение материального достатка семьи и благополучия детей. В виду крайней неэффективности государственной семейной политики, направленной на оказание помощи семье в воспитании, развитии, обучении и социализации ребенка, родители пытаются сделать для своего ребенка все, что позволяют им их материальные возможности, поэтому очень мало времени проводят с детьми. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин., в выходные дни - 30 мин. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за процессом учебы ребенка в школе, а сам контроль - к выяснению того, какие оценки получены.

На вопрос, «каковы, по Вашему мнению, причины снижения рождаемости в нашем городе?», большинство респондентов указали на низкий экономический уровень жизни населения (80,7%). Среди причин называли «появление детей в планах родителей стоит не на первом месте» (31,9%) и «снижение ценности семьи у молодежи»(25,9%). При этом большинство опрошенного населения считают, что стабилизация экономики смогла бы способствовать росту уровня рождаемости в стране.

На данный момент ценностные ориентации родителей сохранены на уровне двухдетной семьи, занимающей одно из важных мест в иерархии ценностей человека. Поэтому необходимо оказывать поддержку семье со стороны государства, т.е. обеспечить условия для того, чтобы рождение и воспитание детей, материнство и отцовство получили всемерную поддержку государства, уважение и признание в обществе, а также гармонично сочетались с возможностями профессиональной реализации обоих родителей, с защитой женщин и детей от дискриминации и насилия. Многодетная семья - явление многоаспектное и неоднозначное. Практически половина опрошенных считает многодетность автоматическим переходом семьи в разряд малообеспеченных, а 13,9% респондентов не считают многодетность правильным решением, так как всю жизнь приходится решать проблемы детей. В настоящее время наблюдается тенденция роста бездетных семей.

Если раньше бездетные семьи были редким явлением и вызывали сострадание и жалость со стороны окружающих, то сегодня данное явление воспринимается как проявление личного выбора супругов. Противодействие формированию таких установок в обществе и должно стать одной из задач государственной семейной политики.

Больше половины опрошенных считают, что семейная политика государства должна быть направлена на оказание помощи матерям, совмещающим работу и семейную жизнь, чтобы занятость не являлась преградой к деторождению. Одна четвертая респондентов в качестве цели наметила повышение рождаемости в стране, на необходимость оказания помощи только нуждающимся семьям обратили внимание 6,0%.

Как показывают данные социологического опроса, люди в вопросах рождаемости полагаются только на себя, на собственные силы, не надеясь на помощь государства. Пособия, выплачиваемые государством на воспитание ребенка, практически все опрошенные респонденты не считают эффективной мерой поддержки семьи. В качестве мер, которые смогли бы оказать влияние на повышение рождаемости, 86,7% опрошенных назвали выдачу ссуд на приобретение жилья. Эти данные дают все основания рассматривать жилищную проблему в качестве первоочередной при разработке политики в отношении семей. Очень волнует родителей статья расходов на получение детьми образования, поэтому вариант ответа - «выплата ежегодных компенсаций расходов на получение детьми образования» - выбрали 63,9%. Почти треть опрошенных (31,3%) согласились с мнением, что выплата денежных пособий должна осуществляться семьям с минимальным уровнем дохода, а преимущество нужно отдавать семьям с тремя и более детьми.

Когда говорят о регулировании процесса рождаемости в стране, всегда встает вопрос о том, кто должен за это отвечать. Согласно мнению респондентов, ответственным за регулирование рождаемости в нашей стране должно быть в ответе государство, главная задача которого - активное проведение семейной и экономической политики, так считают 73,5%. Осознать актуальность проблемы и взять ответственность на себя в 21,7% случаях обязаны молодые семьи, осознающие значимость института семьи и его главную функцию - рождение и воспитание детей. Число детей в семье должно отвечать, прежде всего, «интересам родителей и самой семьи», а государство должно их поддерживать», считают 100% опрошенных.

«Какие еще аспекты затронутой проблемы представляются Вам важными?» - такой вопрос был задан респондентам. 44,5% считают необходимым проявить заботу о репродуктивном поведении населения, очень много абортов проводится в молодом возрасте, что оказывает влияние на здоровье будущего поколения.

Следовательно, приоритеты, обозначенные Правительством РФ в национальных проектах, в основном соответствуют ожиданиям населения. В первую очередь увеличились размеры детских пособий и единовременных выплат при рождении ребенка, введены родовые сертификаты - эти меры направлены на поддержку материнства и детства. Однако при анализе результатов опроса выяснилось, что самой актуальной проблемой для семьи является жилье. Принимая во внимание тот факт, что республика является одной из дотационных регионов, а основные меры поддержки семей с детьми в РМЭ содержатся в республиканских целевых программах, весьма ограниченных в ресурсах, то механизм оказания государственной помощи в приобретении жилья, зарекомендовавший себя в РФ, не является эффективным для дотационного региона. Необходимо продумать другие механизмы помощи семье в приобретении жилья, которые были бы более действенны и для дотационных регионов.

В настоящее время действия правительства начинают осуществляться в русле ожиданий населения. Применяемые на сегодняшний день критерии к назначению пособий - низкие доходы, многодетность, наличие в семье ребенка-инвалида - являются недостаточными, поскольку не позволяют оказать помощь другим категориям семей. С целью совершенствования государственной поддержки необходимо конкретизировать типы семей на основе важных критериев, которые можно рассматривать как индикаторы нуждаемости в государственной политике и поддержке. При этом полезно учесть опыт европейских стран, в которых поддержка материнства и детства предусматривает оказание значительной помощи со стороны государства.

На наш взгляд, дальнейшее развитие семейной политики должно предусматривать наряду с увеличением суммы денежных выплат корректировку ее основных принципов и подходов. Поддержку, оказываемую семьям с несовершеннолетними детьми, необходимо сделать более дифференцированной и адресной, учитывающей изменяющиеся потребности семьи в современном обществе .

Заключение

Политика государства, отвечающая интересам семьи, безусловно и в первую очередь должна быть социально ориентированной. Основными акцентами такой политики при главном приоритете - благо российской семьи - должны стать продекларированные в Конституции Российской Федерации положения о государственной поддержке семьи. Так, пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Существует множество проблем семьи, которые требуют срочного и масштабного вмешательства государства, и, наверное, в целях концентрации усилий в этом направлении следует рассмотреть вопрос о создании профильного федерального ведомства по делам семьи и демографии. Необходимо реализовать два принципа: персональная ответственность чиновников и адресная помощь семье.

Главные видимые проблемы сегодня, решение которых должно найти предметное отражение в государственной политике:

Низкий уровень рождаемости, в первую очередь из-за неуверенности женщины в завтрашнем дне;

Недостаточное количество государственных детских дошкольных и оздоровительных учреждений, обеспечивающих досуг детей;

Отсутствие комплексной и системной работы с подростками (дома детского творчества, общественные детские объединения и прочее), финансируемой из бюджетов разных уровней;

Недостаточный и не отражающий реальных потребностей на обеспечение ребенка уровень детских пособий и порядок использования "материнского капитала";

Проблема детской безнадзорности и беспризорности, незащищенность женщины в семье, выражающаяся зачастую в ее униженном положении.

Перечисленные проблемы - это лишь некоторая часть общих проблем такого важного гражданского института, как семья.

Список литературы

1. Гурко Т. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей// Власть. – 2008. - № 6. – С. 10-14.

2. Дармодехин С. В. Социальный институт семьи: социальная политика в интересах семьи и детей// Семья в России. – 2008. - № 6. – С. 6-14.

3. Зыкова Н. Н. Семейная политика в России сегодня// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С. 117-128.

4. Лоскутов С. И. Взгляд на себя: к итогам социологического исследования «Изучение социально-экономической ситуации и электорального поведения жителей РМЭ // Вестник Марий Эл. – 2004. - №1.

5. Мизулина Е. «У ребенка должна быть семья»: социальная помощь семьям с детьми// Российская Федерация сегодня. – 2008. - № 5. – С. 23-24.

6. Москвичев В. Социальная и психологическая помощь семье подростка// Вопросы социального обеспечения. – 2008. - № 5. – С. 16-22.

7. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.


Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ От вред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002, с. 179-183.


Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие/ Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002, с. 183-188.


Зыкова Н. Н. Семейная политика в России сегодня// Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С. 120-126.

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть независимо от социального статуса состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это, то место, где можно решить возникшие проблемы найти помощь, понимание и сочувствие.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности. Родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально-психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

Целью работы нашего отделения является оказание детям-инвалидам, детям и подросткам с ограниченными физическими и умственными возможностями квалифицированной социально-реабилитационной помощи, а также обучение родителей (законных представителей) особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Основными задачами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями являются:

– поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;
– обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
– работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;
– оказание консультаций семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ;

– осуществление социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов.

Направления деятельности Отделения :

– выявление несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании совместно с государственными органами (здравоохранения, социальной защиты и т.д.), общественными организациями и объединениями;
– осуществление реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с индивидуальной программой инвалида, выданной учреждениями медико-социальной экспертизы;
– содействие в организации обучения несовершеннолетних, определение оптимальной формы обучения;
– оказание несовершеннолетним и их родителям (законным представителям), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения;
– учет несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в оказании социальных услуг, и определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
– осуществление медицинской, а так же иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, на основании лицензии, выдаваемой органами, уполномоченными на проведение лицензионной деятельности;
– предоставление несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) социальных услуг, входящих в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, и дополнительных социальных услуг постоянного, временного или разового характера в соответствии с порядком и условиями, установленными Правительством Мурманской области;
– организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков;
– обучение несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
– оказание консультативной помощи родителями (законным представителям), воспитывающих несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;
– оказание консультаций семьям по вопросам предоставления им льгот и преимуществ;
– привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) и координация их деятельности в этом направлении;
– поддержка семей, детей и подростков в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
– внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости несовершеннолетних в социальной поддержке и социально-экономических условий;
– участие в реализации мероприятий долгосрочных целевых программ;
– обеспечение дневного пребывания несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Отделения по вопросам детской и подростковой реабилитологии;
– участие в организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
– осуществление социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;
– осуществление решения задач и проведение мероприятий по гражданской обороне, защите сотрудников и воспитанников в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Мурманской области.

Лечебно-профилактическая, противоэпидемиологическая работа в Отделении организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Мурманской области.

Направления деятельности Отделения могут корректироваться в зависимости от социально-экономической ситуации, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

Социальные услуги оказываются Отделением бесплатно.

Основная задача по работе с родителями – реализация преемственности реабилитационных мероприятий и адаптация детей в семье.

Общепризнано, что результатом обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия всех структур и семьи. А если у ребенка имеются тяжелые нарушения развития, такая зависимость увеличивается многократно. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна постоянная поддержка близких. Специалисты могут дать необходимую информацию, разрешить отдельные проблемы, но не заменят семьи.

Зачастую при поступлении ребенка в Центр, родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребенка становятся прерогативой педагогов, всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечают нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребенком в семье, ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании ребенка, потребность в квалифицированной помощи.

Многие родители недостаточно четко представляют себе принципиальные положения Центра о сотрудничестве семьи и специалистов. Мы выяснили, что не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим, родителям. Считается, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Однако, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезнет совсем, они проявляются вновь в определенные периоды семейной жизни.

В ходе бесед было выяснено, что большинство родителей чувствуют себя подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одинокими и изолированными. Воспитание «особого» ребенка в семье требует от родителей больших физических и психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей с особыми нуждами, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения, укрепить уверенность родителей в себе и своем ребенке.

С учетом названных проблем семейного воспитания наш Центр организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям : обучение и воспитание ребенка в Центре и в семье; психологическая диагностика; психологическая реабилитация и поддержка семьи; консультирование, помощь в организации занятий с ребенком дома, распространение и обмен опытом.

Раскрою содержание работы по этим направлениям. Принимая ребенка в Центр, мы выясняем, чего ждут родители, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении в начале каждого учебного года родители заполняют анкеты. Анкетирование показывает, что приоритетным фактором развития ребенка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специалистов и родителей является обучение и воспитание ребенка.

Для организации взаимодействия с родителями заключается договор о сотрудничестве в обучении и воспитании детей. Договор предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами Центра, создание для ребенка предметно-развивающей среды дома, выполнение единых подходов к воспитанию ребенка в семье и в Центре и др.

Взаимодействие в процессе реабилитационного периода предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы развития ребенка. Ключевыми моментами в составлении программ являются – диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребенка, что связано не только с постановкой определенных задач, но, прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в группе на занятиях, но и дома.

Необходимым условием для успешного осуществления реабилитационной работы с ребенком является обучение родителей приемам и методам реабилитации. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций, даются рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагаются видеоматериалы по актуальным проблемам.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе реабилитации детей, обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребенка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Кроме родительских собраний, встреч в группе и дома, телефонных переговоров, мы используем такие формы работы как беседы индивидуального характера. В этих беседах отражаются успехи в развитии ребенка, его участие в жизни группы.

Родители получают информацию по всем интересующим их вопросам. Специалистами разработан план обучения родителей методам реабилитации в семье, в соответствии с которыми, мы проводим индивидуальные и групповые консультации, педагогические часы различной направленности. Нередко приглашаются педагоги школ, медицинский персонал, представители заинтересованных организаций.

Специалистами отделения оформлена папка для родителей с различными рекомендациями по формам и методам реабилитации детей с ОВЗ. Работниками отделения изготовлены буклеты для родителей по вопросам реабилитации детей с ОВЗ. Родители являются обязательными участниками образовательно-реабилитационного процесса, принимают активное участие во всех мероприятиях группы.

Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи у нас различны: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях. Цель – привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребенка, избавиться от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребенку и к самим себе.

Совместная работа ведется и в следующем направлении: работники отделения традиционно привлекают родителей воспитанников к участию в жизни группы и Центра, организуют работу по благоустройству помещения и участка для прогулок с воспитанниками; привлекаются родители к проведению традиционных праздников. Они готовят концертные номера со своими детьми, проявляя творческую активность, мамы, папы, бабушки и дедушки с энтузиазмом ходят на репетиции, приводят и привозят своих детей в ДК «Современник», готовят костюмы, декорации для спектаклей и концертов. Помогают взаимодействию своим детям с детьми без нарушений в развитии, способствую социализации и интеграции.

Организация работы с родителями, характер взаимодействий – весь уклад семейной жизни самым непосредственным образом влияют на самочувствие, настроение ребенка, его способность к успешной социализации в обществе.

Все специалисты отделения детей с ОВЗ строят свою работу на взаимодействии с родителями, расширяя их знания, оказывая им помощь в осознании личности ребенка.

Существует множество подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями развития. Важно, чтобы у родителей была возможность получить информацию о различных подходах, ознакомиться с их теоретическими основами и методиками. Ни одно направление в работе с детьми не предлагает «всесильных» способов, позволяющих изменить ход развития, «сделать» ребенка другим. Даже если сами специалисты утверждают обратное, – это не так. Однако продуманная коррекционная работа, основанная на сотрудничестве семьи со специалистами с привлечением современных психологических знаний, может дать положительные результаты, которые пойдут на пользу и семье, и ребенку.

Важно, что родители понимают отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями – это не место «отбывания» ребенка с ОВЗ, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации. Вовлечение родителей в реабилитационный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет социализацию ребенка с ОВЗ.

Самостоятельным видом социального обслуживания граждан является содержание детей в детских учреждениях. В современных условиях жизни нашего общества очень остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в связи с чем в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов.

Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. утверждена президентская Программа «Дети России», включающая федеральные целевые программы «Дети-сироты», « Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и др. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской

Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). В них наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации Основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, разукрупнение государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 9 июля 1998 г. в числе основных направлений обеспечения прав ребенка в РФ определяет: содействие ребенку в реализации и защите его прав и денежных интересов со стороны государственных органов, родителей ребенка, педагогических, медицинских социальных работников и специалистов, которые в соответствии с законом несут ответственность по его воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите. Государство устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизнедеятельности, включающие в себя минимальный объем социальных услуг по: образованию и профессиональному обучению, медицинскому обслуживанию профессиональной ориентации, обеспечению питанием (в соответствии с минимальными нормами), социальному обслуживанию, социальной защите, обеспечению прав на жилище, социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые на законодательном уровне определены конкретные органы, призванные обеспечить реализацию защиты прав ребенка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей:

· детский дом;

· детский дом-школа;

· школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

В соответствии с Типовым положением в образовательные учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Временно, на срок не более одного года, могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Характерно, что кроме бесплатного содержания, обеспечения, социального обслуживания такие учреждения обеспечивают детям возможность посещать любые учреждения для дополнительного образования - музыкальные, художественные и спортивные школы, клубы, секции, кружки, студии и т. д.

Для осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм его жизнеустройства создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.).

Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 10921.

В специальные учреждения принимаются несовершеннолетние лица: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специальные учреждения оказывают следующие услуги:

· предоставляют временное проживание несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства;

· оказывают первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

· оказывают комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;

· выявляют и анализируют причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

· разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

В необходимых случаях несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и медикаментами. Срок пребывания несовершеннолетних, формы и порядок работы с ними определяются самим учреждением. Государство оказывает всемерную поддержку приемным семьям как одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статус и материальное попечение таких семей закреплены в Положении « О приемной семье», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 8292.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: сироты; дети, родители которых неизвестны; родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными

родителями определяется органами опеки и попечительства.

Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе, а также производят оплату отопления, освещения, текущего ремонта жилья, приобретения мебели и услуг бытового обслуживания. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Российской Федерации.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Существенные льготы предусмотрены законодательством для детей из многодетных семей. Указом Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. установлены льготы по оплате коммунальных услуг, право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся

Введение

Резко обострившиеся во всех регионах земного шара социальные и природные условия в последние годы ставят в повестку дня задачу - совершенствовать формы адаптации различных воспитательных институтов, профессионально и более эффективно решать проблемы создания в социуме (общинах, городских кварталах и микрорайонах) досуговых, трудовых и других видов разновозрастных общностей детей, молодежи и взрослых как фактора социализации подрастающего поколения.
Все работники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решению великой задачи современности - поиску наилучших путей и способов превращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Социальные педагоги и социальные работники всех стран хорошо понимают, что несмотря на значительные различия философских подходов и теоретических позиций в различных странах, сущность объекта, на который они воздействуют, одна и та же; едины также механизмы и пути социализации человека. Крайне важно лишь оптимизировать условия его социализации, найти и устранить препятствия на этом пути, раскрыть тайну механизмов социализации.
В данном реферате мы остановились на проблемах деятельности социальных служб по работе с подростками и молодежью в России и странах Европы.

1. Социальные службы для подростков и молодежи в России.

В настоящее время почти во всех субъектах Российской федерации (около 80 территорий) разработаны и реализуются региональные программы, нацеленные на решение конкретных проблем положения подростков и молодежи в регионах (14, С.79-80).
В 1997 - 1999 годах в трети территорий реализовывались комплексные региональные программы по проблемам детства, которые содержали целевые программы, аналогичные целевым федеральным программам, входящим в президентскую программу "Дети России" (в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Калмыкия, Мордовия, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Курганской, Курской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Сахалинской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской и других областях).
В ряде территорий вместо комплексных программ реализуются целевые программы по отдельным направлениям улучшения положения детей (в Красноярском крае, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Новосибирской, Свердловской, Тверской и других областях). Наиболее распространены региональные целевые программы "Дети-инвалиды" и "Дети сироты", которые действуют в более половине субъектов Российской федерации. В трети территорий осуществляются региональные целевые программы "Планирование семьи", региональные программы "Семья", направленные в том числе и на решение проблем детей.
Нужностъ и эффективность программно-целевого подхода в решении актуальных проблем детства подтверждаются тем, что по мере завершения реализации ранее разработанных региональных программ их действие продлевается и разрабатываются новые мероприятия. В территориях, где ранее отсутствовала такая практика, приступают к разработке специальных региональных программ. Так, в 31 субъекте Российской Федерации в развитие президентской программы "Дети России" и собственных региональных программ разработаны комплексные программы по улучшению положения детей на 1998 - 2000 годах (в республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Коми, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской Кемеровской, Костромской, Курганской Московской, Новгородской, Омской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Томской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге), из них в 8 территориях (республиках Бурятия, Коми, Северная Осетия-Алания, Ставропольском крае, Калужской, Костромской, Орловской, Саратовской областях) программы приняты. Еще в 20 территориях разработано 48 целевых региональных программ на период 1998 - 2000 годах.
Кроме программ, осуществляются конкретные меры по разным направлениям в целях социальной защиты подростков и молодежи. Так, в Астраханской области служба занятости проводит работу по оказанию содействия в трудоустройстве, переобучении и профориентации подростков-инвалидов и их родителей. Установлена квота рабочих мест для женщин, воспитывающих инвалидов.
В Москве результатом скоординированных мер явилось формирование городского заказа на создание рабочих мест для подростков-инвалидов. На базе 26 учреждений осуществляется профобразование по 13 специальностям. В 12 учреждениях профобразования открыты группы для детей-инвалидов по 21 специальности.
В Калининградской области созданы условия для профподготовки и образования подростков-инвалидов, из них 230 человек обучаются на дому.
В Курской области постановлением глав администрации городов и районов установлена квота рабочих мест и создан банк вакансий для инвалидов.
В Республике Дагестан, во Владимирской, Саратовской областях, Москве проводится работа по созданию государственной службы медико-социальной экспертизы, вводятся должности специалистов по реабилитации и социальной работе (14, С.92).
В Республике Башкортостан действуют следующие социальные службы молодежи: молодежная биржа труда «Евразия», в структуре которой имеются центр занятости, коммерческий центр, бизнес-центр, информационный центр, общество с ограниченной ответственностью при управлении по делам молодежи Уфимской мэрии; республиканский молодежный социальный фонд «Новое поколение» со службами социально-психологической, юридической, наркологической помощи и молодежная биржа труда «Веста»; пункты помощи по вопросам семейных отношений, службы знакомства «Ты и я», телефоны доверия и т.д.
В Клинском районе Московской области был создан Центр социально-психологической помощи «Доверие». Главной задачей Центра является оказание помощи семьям, отдельным ее членам, которые оказались в кризисной ситуации (13, С. 112).
Одной из задач Центра является помощь в воспитании детей, в положительном влиянии на детей, их психическом и духовном развитии. Помочь детям и подросткам в период их кризиса, помочь разобраться в их возрастных особенностях, предотвратить конфликты в семье.
В Центре функционируют три отделения: 1) психолого-педагогическая помощь, 2) медико-психологическая помощь, 3) служба «Доверие».
Вопросы формирования сексуальной культуры в Клинском районе решает служба «Vita» по программе психосексуального воспитания с детьми и подростками с 7 до 17 лет.
По программе «Vita» подросткам читаются лекции на темы: «Родители и дети», «Ровесники», «Любовь и семья», «О законах совместимости», «Пол и сексуальные знания», «Психология предбрачного ухаживания», «Формирование сексуальной ориентации», «Сексуальное поведение», «Критические ситуации», «Совращение, развращение, насилие». Работа по этой программе охватывает два направления. Первое - это программа по психосексуальному воспитанию: половое воспитание, подготовка к супружеству, формирование супружеских ролей.
Второе направление - это программа для родителей по психосексуальному воспитанию детей. Это полоролевое воспитание, возрастные сексологические особенности, взаимосвязь общей и сексуальной культуры.
Программа «Vita» предусматривает половое воспитание, которое направлено на подготовку юношей и девушек к супружеской жизни. Это психологическая подготовка быть мужчиной и женщиной, формирование мужественности и женственности, подготовка быть родителями, их отношение к детям.
В 14-15 лет подростка знакомят с юридическими основами брака, семьи, развода, с физическим развитием человека, гигиеной тела, психосексуальными проблемами созревания. Отношения мальчиков и девочек: признание и принятие половых особенностей, взаимное уважение, ухаживание. Забота будущих родителей о будущих детях (вред курения, алкоголизма, наркотиков). Сексуальные реакции созревания: поллюции, мастурбации (отдельно для мальчиков и девочек).
Для юношей 16-17 лет программа дополняется за счет разъяснения понятий зрелой сексуальности, сексуальной жизни и ее начала (психологические, нравственные, медицинские аспекты), гетеросексуальные отношения, особенности женской и мужской сексуальности, неожиданной беременности, планирование семьи, психологической и сексуальной совместимости, сексуальных меньшинств, заболевания, ответственность за сексуальные преступления.
Программа предусматривает обучение подростков общению между собой и родителями, умению разбираться в своих чувствах. Уделяется внимание формированию ответственности за свое сексуальное поведение и здоровье, пропаганде положительных результатов воздержания от ранних половых связей, о безопасности секса и контрацепции.
Не первый год в г. Екатеринбурге функционирует муниципальное учреждение – учебно-производственный комбинат «Образование», являющийся автономным подразделением в отделе образования при Администрации Октябрьского района (4, С.29).
Выполняя заказ общества на работу с малоспособными и малоразвитыми подростками, достигшими 14-15 лет, реабилитационный центр УПК «Образование» решает задачи социально-трудовой адаптации, создает условия для приобретения учащимися основ начальной профессиональной подготовки и получения общего образования. Отвергаемые дневной школой, подростки с учетом состояния здоровья по желанию обращаются в УПК. Психолого-педагогическая лаборатория, функционирующая в системе этого учебного заведения, проводит первичную диагностику уровня обученности поступивших ребят. Её выводы позволяют строить индивидуально-групповую работу педагогического коллектива. Специалисты лаборатории определяют зону актуального развития подростка, специфику его когнитивного развития. Главной задачей при этом является воспитание и формирование морально здоровой личности, снятие комплекса неполноценности и неуверенности в своих силах; оказание помощи в выработке позиции самоутверждения и профессионального самоопределения подростка (4, С.24).
Как показал опыт, муниципальное учреждение обладает широкими возможностями для самостоятельного применения методов и форм социальной адаптации трудных подростков, формирования у них общественно значимых целей и интересов, создает условия для интериоризации детьми общечеловеческих ценностей. Наиболее эффективным является использование возможностей дополнительного образования и воспитания, которые всегда играли компенсирующую и развивающую роль.
Кружки, факультативы, секции, малые школы (музыкальные, хореографические, спортивные, художественные и т.д.) создавали неплохую базу формирования и развития способностей у ребенка. Но с переходом к рыночным отношениям дополнительное образование становится все более недоступно для большинства детей – дорогие услуги.
Учитывая современный подход общества к определению возможностей обучения и развития малоодаренных детей, инфраструктура муниципального учреждения предлагает доступ к дополнительному образованию всем без исключения учащимся. УПК позволяет подросткам получить социальную поддержку, принять в досугово-оздоровителной деятельности и, главное, - в трудовой подготовке и обучении, которые являются приоритетными формами дополнительного образования, особенно в структуре УПК (14, С.132).
В опыте работы УПК «Доверие» города Чудово система условий профессионального и общеобразовательного обучения помогает подростку наиболее успешно освоить технологию производства и овладеть научными знаниями. Характер организации трудового обучения и производственного труда учитывает интересы и физические возможности подростка, позволяет регулировать продолжительность занятий, их чередование с общеобразовательными занятиями.
«Большую помощь в самоутверждении и адаптации личности в УПК оказывают высококвалифицированные специалисты: психолог, подростковый врач, психиатр, социальный работник (решающий вопросы правовой защиты). Всех их объединяет общая цель работы с аутсайдерами: определение проблем личностного, социального характера, с которыми приходят подростки в центр реабилитации УПК» (4, С.137). Как правило, это затруднения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, неуверенность в себе и в своих возможностях. Учащимся оказывают экстренную помощь, для более быстрой адаптации проводятся психологические тренинги по формированию навыков коммуникативных отношений среди подростков, подростков и их родителей, подростков и учителей, а также работа по формированию адекватной самооценки.
Развитие познавательных интересов, абстрактного мышления, создание при этом ситуации успеха – ещё ступень адаптации малоспособных учащихся в условиях УПК «Доверие».
Формы адаптации проблемных подростков, прошедших апробацию в условиях центра социально-трудовой реабилитации УПК, дали свои положительные результаты, обеспечили ребят группы риска реальным будущим, как полноценных граждан Отечества.
Успех Центра педагогической реабилитации зависит во многом от его экономической самостоятельности. Эта структура сама может являться источником финансирования, поскольку эта работа окупается, уменьшая процент криминогенности и обеспечивая обществу возврат потерянных личностей.
Профилактика социально отклоняющегося поведения несовершеннолетних может проводиться не только в форме УПК, но и других, не менее эффективных.
Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, медико-психологическая помощь и т.д.
Таким образом, к настоящему времени накоплен обширный опыт социальной работы с детьми и молодежью, как в России, так и за рубежом, который постоянно совершенствуется и обновляется.

2. Социальные службы для подростков и молодежи за рубежом.

Ниже рассмотрим основные направления в организации деятельности социальных служб для подростков и молодежи за рубежом.
Так, в Финляндии для защиты прав детей и молодежи существует уже в течение семидесяти лет Маннергеймская Лига защиты детей (14, С.207-215). Лига способствует реформам и занимается проблемами детей и семей. Особое внимание уделяется профилактике различного рода отклонений. Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи стремится убедить общество более серьезно относиться к детям и их нуждам, давая им право быть детьми. Работа лиги основана на долгосрочных исследованиях и экспериментировании.
Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи всегда особое внимание уделяла профилактике правонарушений. Поддержка и советы родителям - один из основных аспектов оказываемой лигой помощи, объектом внимания является вся семья.
Лига представляет прежде всего интересы детей и семей с детьми. Она привлекает внимание людей, ответственных за принятие решений, к нуждам таких семей в области социальной политики, налогообложения и общественного развития.
Примерно в двухстах коммунах страны существуют объединения взрослых добровольцев, подготовленных Маннергеймской Лигой, которые заботятся о детях, временно не посещающих обычные дошкольные учреждения из-за болезни. Лига активно стремится побуждать семьи помогать друг другу. Она организует школы для родителей при детских дошкольных учреждениях (яслях, детских садах) и школах. Матерей и отцов учат правильному подходу к проблемам, так как любая проблемная ситуация, которая касается детей и взрослых, предоставляет определенные возможности для воспитательного воздействия.
В своей деятельности Маннергеймская Лига рассматривает молодых людей скорее как партнеров, нежели как клиентов.
Более пятисот психологов-консультантов работает в средних, высших и профессиональных школах страны. Они делают классные комнаты и школы более удобными и внушающими спокойствие. Психологическая консультация дает также возможность овладевать искусством человеческих отношений.
Проект «Чайка», например, рассчитан на подростков 10 - 17 лет, которые нуждаются в неформальной помощи из-за нежелания многих трудиться, трудностей в семье или склонности к правонарушениям. Цель проекта - помочь молодым людям обрести чувство ответственности за себя и свое окружение.
Главная цель в обучении «искусству жить» в том, чтобы улучшить обстановку в школе и межличностные отношения в среде. Эксперимент по этой проблеме проводился в нескольких коммунах страны в течение ряда лет.
«Больше никаких козлов отпущения!» - такова была ученическая программа с целью заставить школу взять на себя ответственность за возникающие конфликтные ситуации, не обвиняя отдельных учащихся. Ориентация на конструктивное решение проблем и сильнодействующие методы характерны были для школ, участвовавших в этом проекте.
Проект опирался на команды профессиональных психологов-консультантов в школах, на родителей, учеников и учителей, которые стимулировали на борьбу с кризисными ситуациями. В Восточной Финляндии проект и сегодня помогает молодым людям в возрасте от 16 до 24 лет легче найти свое место в трудовой жизни.

Статьи по теме: