Показать шляпу сомбреро в советские времена. Делаем мексиканскую шляпу сомбреро своими руками

Мексиканский национальный костюм весьма удобный и нарядный при этом

Мексика – страна национальных костюмов. В каждом регионе свой наряд, который хранит в себе истоки латиноамериканской культуры. Мексиканский стиль в ярких мотивах – одна из узнаваемых и привлекательных черт такого костюма, отчего каждый наряд красив по-своему.

Например, в штате Чьяпас местные жительницы носят богато вышитые платья. Здесь мексиканский стиль проявляется в создании узоров на черном тюле. Мастерицы вышивают шелковыми нитками как вручную, так и машинным способом. Горловина верхней части наряда идентична с рисунком на подоле. Костюм дополняют лентами, живыми цветами, ювелирными изделиями или бижутерией. Одежда мексиканцев всегда изготавливалась из натуральных волокон, обязательно это был хлопок и кора агавы, применялись природные красители.

Женская и мужская одежда

Говоря о Мексике, тут же возникает образ темпераментного мачо с усами, обязательно в сомбреро. Он сидит у кактуса в белоснежной рубашке и широких штанах. Дополняет картину цветное мексиканское пончо.

Стереотипный мексиканец

На самом деле это не так, мужчины в Мексике предпочитают костюм чарро, выполненный в сочетании черного и серебристого оттенков. Он включает в себя куртку, узкие брюки и широкополую шляпу. Ярким акцентом облика может стать шейный платок.


Костюм чарро
Чарро является основной одеждой мексиканских музыкантов — мариачи

Типичный женский мексиканский наряд – длинное разноцветное платье с цветочным принтом или вышивкой. Иногда платье заменяет блузка и юбка из 12-ти клиньев в пол. Дополнение к костюму – платок красного цвета, изделия из серебра и красные или белые туфельки.


Традиционное мексиканское платье поражает разнообразием цветных узоров
Данный вариант традиционного наряда не такой яркий, но не менее нарядный и женственный

Свадебная мода

В нарастающей популярности тематических свадеб отличным вариантом будет мексиканский стиль. Платье невесты из тонкой ткани в сочетании с ярким болеро, либо модель с приспущенными рукавами с рисунком фольклорного орнамента смотрится очень нежно и чарующе.


Не забывайте про детали, вроде свадебного торта
Ну и, конечно же, что за мексиканская свадьба без мариачи

Для жениха эффектным будет костюм тореадора, или классика с аксессуарами в виде и шейного платка.


Сомбреро должно быть по-настоящему праздничным

Мексиканская обувь

Национальная обувь сопровождает мексиканцев с самого начала их истории. Сначала подошвы людей надежно защищали листья юкки. Позже появились гуарачи, усовершенствованные сандалии из сыромятной кожи. Зажиточные люди могли позволить себе украшение обуви золотом, драгоценными камнями, дорогой вышивкой и цветными лентами. Сейчас гуарачи носят с юбками-макси, белыми брюками и даже с коктейльными платьями.


Мексиканские национальные сандалии 19 века

На севере Мексики популярны мокасины, это обувь коренного населения Северной Америки, некий прообраз и предок кроссовок. А теперь в мокасинах ходит весь мир.


Древние мокасины в музее
И их более современный аналог

Самые молодые – ковбойские сапоги. Мексиканский стиль предполагает выделку этого вида обуви из кожи броненосца, буйвола и страуса. Изначально сапоги изготавливались с гладкой подошвой, но под влиянием Америки произошло появление каблуков. Это облегчило ковбоям езду на лошади, так как нога перестала выскакивать из стремени.

Совсем недавно молодежь начала буквально сходить с ума, с появлением гуарачеро возникла новая мода. Все началось на танцполах штата Сан Луис Потоси. Парни начали удлинять нос туфлей, чтобы выделяться из толпы. Стихийное удлинение носков обуви происходило очень быстро, и скоро их длина стала неимоверной. Танцевать в такой обуви крайне неудобно, но именно так сейчас мексиканцы выясняют, кто из них настоящий мужчина.

Гуарачеро в клипе David Guetta

Цвета и орнамент

Мексиканский стиль яркой и солнечной страны не приемлет спокойных пастельных оттенков. Контрастные на первый взгляд цвета, желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, голубой, создают гармоничные сочетания в одежде.


Мексиканская одежда гармонично сочетает в себе яркие и, казалось бы, несочетаемые цвета

Этническая составляющая передается в динамике индейских мотивов. С древних времен люди украшали себя, свое жилище природными красками, оберегая себя и близких от злых духов. Пестрому рисунку мексиканцы обязаны культуре майя и ацтекам. Традиционные узоры сводятся к изображению геометрических фигур: ромбы, квадраты, пирамиды, линии и другие.


Традиционные мексиканские узоры

Мексиканский стиль одежды знаменит изображением хризантем и черепов. Таковы национальные традиции и особое отношение к жизни и смерти у мексиканцев.

Еще одна заметная черта – кактусы, которые в изобилии произрастают на южноамериканском континенте. Их изображают на всех предметах одежды и быта.


Кактус изображен даже на флаге страны

Почтением и популярностью пользуется изображение Девы Марии. Мексиканское пончо или другой женский наряд богато украшают, расшивают бисером и камням, надевают только в праздник. Несмотря на древнейшую историю, мексиканский стиль не уходит с модных подиумов. Дизайнеры всего мира используют живые индейские мотивы для создания коллекций, умело сочетая фольклорные рисунки с современными принтами. Оригинальные платья из натуральной ткани актуальны и в повседневной жизни.

Ощущение карнавала, радости жизни – это все мексиканский стиль, экзотичный и натуральный, с большим количеством бахромы, кожи, замши и декором в .

Лёгкая шляпа с широкими, слегка закруглёнными вверх мягкими полями и тульей, напоминающей по форме усечённый конус, что является обязательной составляющей мексиканского национального костюма .

Этот головной убор успел приобрести большую популярность во многих странах мира. Поскольку такое изделие отлично защищает от солнечных лучей, чаще всего его используют в странах, отличающихся жарким климатом .

Первоначальные варианты подобных шляп из соломы надевали ещё в XIII столетии монгольские наездники. Похожие модели встречались и в Европе. Их носили испанцы-вакеро (пастухи).

Изначально изделия такого рода имели много похожих черт с головными уборами ковбоев, но со временем испанцы видоизменили их внешний вид, дополнив плоской тульей. Это и позволило сомбреро максимально приблизиться к современному виду.

Справка! Слово «сомбреро» у большинства людей чаще всего вызывает ассоциации с Мексикой, хотя данная страна не является родиной этого головного убора.

В Испании такое изделие было довольно дорогостоящим элементом гардероба. Позволить себе подобный головной убор были в состоянии только зажиточные сеньоры, поскольку в то время сомбреро делали из ценных материалов. Немного позже, когда для изготовления изделий такого рода начали использовать более дешёвые материалы, сомбреро стали более доступны.

Большое распространение такие шляпы получили в Центральной Америке. Одним из самых востребованных по сей день остаётся изделие из соломы.

У этого головного убора имеется обязательный элемент — специальный шнурок, который обычно завязывают под подбородком. Это позволяет сомбреро удерживаться на голове при порывах ветра.

Значение слова «сомбреро»

Слову «сомбреро» вопреки расхожим убеждениям присущи испанские корни. Именно испанцы впервые начали применять изделие этого типа, чтобы защитить лицо и плечи от жгучего солнца. Наименование этой шляпы берёт своё происхождение от испанского слова sombra, в переводе означающего «тень».

В Испании словом «сомбреро» принято называть разные широкополые лёгкие шляпы , защищающие их обладателей от ветра, пыли и прямых солнечных лучей.

К классическому варианту относится модель с закруглёнными вверх объёмными полями и высокой тульей, напоминающей конус.

Существует несколько разновидностей подобных шляп:

  • sombrero vaquero - стандартная ковбойская шляпа с невысокой тульей и загнутыми вверх по бокам полями;
  • sombrero Charro - головной убор с высокой тульей в форме конуса и довольно широкими полями;
  • sombrero vueltiao - национальная шляпа Колумбии, являющаяся одним из её символов (делается из тростника и отличается чёрно-белой расцветкой);
  • sombrero pintado - традиционный головной убор жителей Панамы (натуральная шляпа из тонкого волокна).

Шляпы подобного рода могут быть изготовлены из различных материалов: соломы, кожи, войлока, фетра, бархата, шерсти и синтетических тканей .

Расцветки также бывают самыми разными. Для этой цели могут использоваться насыщенные цвета, контрастные сочетания, этнические узоры, рисунки из ромбов, квадратов, полос и другие варианты.

Применение современных сомбреро

В современном мире такие шляпы пользуются большой популярностью у туристов, использующих их в качестве оригинального пляжного аксессуара во время отдыха под палящим солнцем.

Подобные головные уборы нередко декорируют бантами, бахромой, лентами, цветами, перьями и различными абстрактными рисунками.

Справка! С 1986 года в США организовывают в феврале фестиваль, посвящённый этому головному убору. Каждый год это событие собирает свыше 40 000 посетителей.

Сомбреро - лёгкий и практичный головной убор, надёжно укрывающий от жарких солнечных лучей. Об этом не забывают и современные дизайнеры, удачно обыгрывая шляпы подобного рода в некоторых своих коллекциях. В последнее время такие шляпы стали актуальным трендом в мире моды.

Весьма оригинальное исполнение эти головные уборы имеют в моделях от Just Cavalli. Стильные сомбреро от Жан-Поль Готье гармонично дополняют вечерние наряды (фото). Кроме того, подобный головной убор отлично смотрится с короткими платьями, сарафанами и туниками. Но главными производителями этих шляп всё же остаются народные умельцы, продающие разнообразные сомбреро в местах скопления туристов.

Все отлично себе представляют, что из себя представляет шляпа «сомбреро». Но к некоторого рода затруднениям привели попытки разобраться в истории создания этой знаменитой на весь мир шляпы. Оказывается, что предмет, который в нашем с вами понимании имеет достаточно четкую и ассоциативную связь с Мексикой, на самом же деле имеет испанское происхождение. Только богачи могли носить раньше классические шляпы сомбреро.Однозначно испанское происхождение слова «sombrero» — что в переводе корня слова «sombra» значит «тень». Словом «сомбреро» в Испании называют любую шляпу, имеющую довольно таки широкие поля. Классическое «сомбреро» описать можно только так - это шляпа с очень широкими полями и с высокой тульей. Поля такой шляпы, немного вывернуты наружу и отбрасывают тень на шею, голову и плечи своего хозяина. Такая шляпа имеет шнурок или ленту, которая завязывается, как правило, под подбородком. Соломенные шляпы «сомбреро» носили очень бедные люди. Шляпы «сомбреро» очень разными могут быть. Общим для всех настоящих шляп «сомбреро» является ручное изготовление. Крестьяне и бедные люди плели их в основном из соломы, а очень знатные люди носили «сомбреро» из бархата, войлока и фетра, которые были очень богато украшены великолепной вышивкой. Виды, узоры и цвета декора в изготовлении таких шляп абсолютно разные используются. Верх тульи у шляпы «сомбреро» может быть как слегка заострено-вытянутым, так и плоским. Существует несколько моделей «сомбреро» — это напрямую связано с традициями народов и особенностями регионов, которые сделали эту шляпу своим национально — государственным символом.

Первые упоминания про «сомбреро» возникли еще в 13-ом веке нашей эры - соломенные широкополые шляпы носили еще всадники из Монголии. А со временем тульи монгольских шляп стали немного заостренными. По мере своего распространения в регионах, в которых присутствовал жаркий климат, поля шляпы «сомбреро» расширялись. Потом появились «sombrero vaquero» — (вакеро) - это по-испански название пастухов. В представлении наших людей это обычная ковбойская шляпа с довольно таки не очень широкими и вверх загнутыми по бокам полями. Сомбреро с плоской тулью придумали испанцы, которые впоследствии эволюционировали уже в мексиканском «сомбреро» с округлым и немного вытянутым верхом. Но и шляпы «vaquero» также нашли своих поклонников и ценителей, ими стали, в основном ковбои. Классическое в нашем с вами понимании сомбреро, с очень широкими полями в самой Мексике называют «сомбреро чарро», поскольку у них также сомбреро - это любая шляпа, которая имеет поля. Существует также «sombrero vueltiao» — это государственный символ Колумбии. В основном они черно-белой расцветки (с черной окантовкой по самому краю полей) и сплетены из стрелок тростника. Есть также «sombrero pintado» — это традиционная шляпа всех жителей Панамы. Они также изготавливаются (плетутся) вручную, а качество их определяется числом витков - чем больше их, а также чем тоньше само волокно, тем у такой шляпы выше стоимость. В связи с хорошим развитием торговых отношений с Мексикой, сомбреро занимает также почетное место в истории Филиппин. Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день шляпа «сомбреро» — это символ, традиция, предмет, скупаемый огромным количеством туристов, и неотъемлемая часть национального костюма. А вообще это - отличная вещь, натуральная, легкая и защищающая от знойного летнего солнца. И современные дизайнеры этого не забывают - в некоторых коллекциях знаменитых на весь мир дизайнеров, шляпа «сомбреро» довольно таки удачно обыгрывается.

Например, в коллекции Moschino, которая представлена в 2012 году есть несколько костюмов, которые очень удачно дополнены черным сомбреро. Модный дом Prada в своей прошлогодней весенне-летней коллекции им также уделил внимание. Довольно таки органично шляпы «сомбреро» смотрятся в нарядах от Just Cavalli. Жана Поля Готье иногда также вдохновляют горячие вестерны в Мексике - его сомбреро просто до неузнаваемости преображаются, а также отлично сочетаются с вечерними костюмами. Но все же основными производителями шляп «сомбреро» остаются огромное количество «народных» умельцев, а приобрести их можно в местах скопления многочисленных туристов. Хочется еще отметить, что шляпе «сомбреро» был посвящен целый фестиваль, который называется Sombrero Festival и проходящий ежегодно, в феврале месяце, в США в городе Браунсвил, штат Техас. Он был основан в 1986 году, и по сегодня его каждый год посещают примерно сорок тысяч человек.

Мексиканское сомбреро – один из , которые туристы стремятся прихватить с собой на память из Мексики. Эта необычная мексиканская шляпа станет интересным дополнением к гардеробу путешественника, любящего смелые решения в своем стиле. А может у вас ассоциации с сомбреро вызывает мексиканский ресторан «Сомбреро» в Москве? В любом случае, вам будет интересно узнать, откуда появилось сомбреро? Придумали ли его народы майя? А также где можно купить мексиканскую шляпу? Давайте об этом по порядку.

Индейские племена, населявшие издавна территорию современной Мексики, не плели широкополые шляпы из соломы или других подручных материалов. Как мы знаем из фильмов про индейцев, они любили украшать себя замысловатыми головными уборами из перьев, лент и шнуров. Индейцы отлично переносили палящее солнце благодаря особенностям своей кожи и организма в целом. Народы майя, например, предпочитали носить длинные волосы, которые укладывали в различные прически. Им попросту незачем было скрывать такую красоту под большой шляпой.

Откуда же у мексиканцев появилась шляпа сомбреро? Слово «сомбреро» происходит от испанского sombra, что значит «тень». Действительно, именно испанские переселенцы завезли на американский континент свою традиционную шляпу. Здесь они ее несколько модернизировали, расширив и закруглив поля. Ведь солнце в местных широтах куда менее щадящее, чем в родной Испании.

Широкополые шляпы носили в Испании задолго до открытия Колумбом Америки. Сомбреро служило защитой от солнца, а также стильным аксессуаром в одежде богатых синьоров. Испанские сомбреро имели плоскую тулью и прямые поля средней ширины. Их изготавливали из дорогих материалов и ярко украшали.

Испанские умельцы изобрели соломенный головной убор, который благодаря дешевому производству стал доступен простому народу. Эта практичная шляпа, сомбреро, стала незаменимой для крестьян и пастухов, которым приходилось проводить много времени на открытом воздухе.

Мексиканское сомбреро имеет очень широкие поля, высокую, заостренную кверху или плоскую тулью и завязки для того, чтоб шляпа не слетала от ветра.

Приезжие в Мексику туристы могут быть немного удивлены, что далеко не каждый мексиканец носит сомбреро. Действительно, это довольное редкое явление. И дело тут вовсе не в том, что солнце стало менее палящим и опасным для здоровья. Скорее наоборот. Причина, как всегда, в общепринятой моде, а также практичности.

Сейчас можно увидеть в основном туристов в широкополой шляпе на пляже или музыкантов мариачи в сомбреро на сцене. Обычным мексиканским жителям намного удобней и практичней стало носить различные панамы из натуральных материалов. Такие панамы легко складывать или стирать и при этом они не теряют свою форму.

Но все же нельзя сказать, что сомбреро, как головной убор, отжило свое. Некоторые известные кутюрье были вдохновлены оригинальной мексиканской шляпой. Модельеры включили этот необычный аксессуар в свои коллекции, немного видоизменив сомбреро. Любители моды могут носить такие широкополые шляпы и с брючными костюмами, и с летними сарафанами и даже с демисезонными пальто.

Виды сомбреро


Как мы уже разобрались, сомбреро – это не только национальный символ Мексики, но и в Испании эти шляпы очень популярны. Например, ковбойские испанские сомбреро называют vaquero.


Существуют еще колумбийские сомбреро vueltiao. Их особенность в том, что их плетут из тростника. По краю такие шляпы традиционно отделаны черной полосой.
В Панаме тоже носят сомбреро, называемое pintado. Там ценятся натуральные шляпы из тонкого волокна и с большим количеством витков.

А как называется мексиканская шляпа с широкими полями? В принципе, если вы любую широкополую шляпу назовете в Мексике сомбреро, то не ошибетесь. Но когда мы слышим слово сомбреро, то в уме рисуется яркая, неповторимая мексиканская шляпа. Название ее звучит, если быть точным, сомбреро чарро (charro). Чарро – так именуют лихого всадника, мачо.


Интересно, что чарро – мексиканские ковбои – сыграли не последнюю роль в борьбе за независимость страны. У них был свой отличительный костюм: узкие кожаные брюки, черная куртка и сомбреро, которое изготавливали из конского волоса или из пальмовых волокон. Такие сомбреро были очень прочными и защищали головы наездников от ударов или при падении с лошади.

Сомбреро в Мексике различаются в зависимости от регионов. Там, где местность более засушливая и открытая, шляпы имеют очень широкие поля. На территориях с густой растительностью и повышенной влажностью жители изготавливают сомбреро из более легких материалов.

На мексиканских рынках можно встретить всевозможные сомбреро из соломы, ткани, кожи, бархата, шерсти, а также из синтетических материалов. Такие сувенирные сомбреро богато украшены вышивкой, кружевами, лентами, перьями и даже драгоценными камнями. Фантазии мастеров головных уборов нет предела!

Мексиканские сомбреро применяются не только в качестве головных уборов. Например, в Мексике можно найти шляпы, которые станут интересным украшением интерьера комнаты или дачного домика. Вместо того, чтобы повесить на стену привычные картины или фотографии, проявите оригинальность и используйте сомбреро. Конечно, важно, чтоб шляпа подходила по цвету и оформлению к общему стилю зала или спальни. Отлично будут смотреться рядом с сомбреро мексиканские музыкальные инструменты или сувениры индейской тематики.

Где купить сомбреро в Мексике

Неотъемлемым национальным символом Мексиканских штатов является сомбреро, купить которое здесь не составит труда. Практически в каждой сувенирной лавке, на рынке или в большом супермаркете, где много туристов, выбор шляп просто огромен.

Если Вы находитесь в , то советуем не приобретать сомбреро в магазинах туристической зоны – там очень высокие цены. Лучше проехать в центр города на рынок Меркадо 28. Там мексиканское сомбреро купить можно всего за 10 долларов. Еще посетите торговую площадь Plaza Las Americas, ТЦ Plaza Bonita или рынок Corol Negro, где вы сможете приобрести сомбреро, пончо и другие мексиканские сувениры по приемлемой стоимости. На рынке некоторые покупатели любят торговаться и им удается существенно снизить цену покупки. Попробуйте, может, и у вас получится.

Туристам, посещающим Мехико, стоит отправиться на поиски своего сомбреро на рынок ремесел (Mercado de Artesanias), рынок Сонора (Mercado de Sonora) или рынок Сьюдадела (Mercado de Ciudadela). Здесь будет нелегко определиться с выбором. Мексиканские умельцы изготавливают сомбреро самых невероятных видов и расцветок. В одном можно быть уверенным наверняка – эти шляпы не дешевая подделка. Ведь их сделали руки искусных мастеров в самом сердце Мексики, а не где-нибудь в Китае.

Если так сложилось, и вы не успели купить сомбреро в Мексике и осталось лишь немного времени перед вылетом, не расстраивайтесь. Всегда можно приобрести сувениры в зоне Дьюти-фри в аэропорту. Конечно, стоимость сомбреро здесь несколько завышена. Но это уже не столь важно. Ведь такой замечательный подарок из самой Мексики порадует друзей и близких и будет долго напоминать о ярком отдыхе на далеком континенте.

Приехавший в Мехико иностранец, скорее всего, будет разочарован, не увидев у местных жителей тех самых сомбреро, как в кино. В этой части страны их не носят, если, конечно, не выступают на сцене или не торгуют этими самыми шляпами, предлагая их у отелей восторженным туристам по дешевке, пачками, с ритуальной демонстрацией хорошей работы. Вот мы сворачиваем шляпу в трубку, а вот разворачиваем — и ни следа, ни залома. Однако на противоположной от Мехико стороне континента, на подъездах к Тихуане и на берегу Калифорнийского залива, шляпы на своем законном месте. Здесь даже полицейские расхаживают в сомбреро. Видишь и понимаешь: вот она, краса и гордость Мексики.

Историки костюма расходятся во мнениях о происхождении большой шляпы. Известно одно: у индейцев ничего подобного не было. Прародители сомбреро приплыли из Испании, в XVI веке, а потом разлетелись по всей нынешней Мексике, оседая в разных уголках и приобретая местные черты. В стране с таким щедрым солнцем шляпа, дающая в ответ щедрую прохладу, не могла не прижиться. Ведь название «сомбреро» происходит от испанского слова sombra, то есть «тень».

Дело в шляпе

ЮКАТАНСКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпу из соломы носят на полуострове Юкатан с белой рубашкой.
ЮКАТАНСКАЯ БЕЛАЯ. Тонкая, из белой пальмовой соломки. Одна из самых качественных в стране.
ВЕРАКРУССКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпа из Веракруса, тропической зоны Мексики. Обычная соломка не так долговечна, как пальмовая, но и стоит намного дешевле.
ВЕРАКРУССКАЯ БЕЛАЯ. Белая пальмовая соломка тонкого плетения спасает от солнца и от проливного тропического дождя.
ТАМАУЛИПАССКАЯ. В сочетании с белыми сапогами дает наряд, в котором мужчины отплясывают народный танец гуапанго на фиестах в штате Тамаулипас.
ЧАРРО ПРОСТАЯ. Такую носил император Максимилиан. В них чарро выступают на родео.
НОРТЕНЬО, ИЛИ СЕВЕРНАЯ. В штате Нуэво-Леон в такой фетровой шляпе уместно на танцах исполнить под аккордеон местную польку. Такие носят мексиканцы, эмигрировавшие в США.
ХАРИПЕАДО. Из фетра, одна из самых дорогих. Классическая шляпа богатого землевладельца или военного. Ее фасон остается неизменным с XVI века.
ГЕРРЕРО. Пальмовая, с алым шнуром. Историческая шляпа югозападного штата Мичоакан. Спасает от солнца и дождя.
КОЛИМСКАЯ. Типична для спокойного штата Колима, где сильны испанские традиции.
БОЛЬШАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ. Главный трофей туриста. Бывает из соломки любого качества.
ХАРАБЕ ТАПАТИО. Во время традиционного танца со шляпами такое сомбреро летит к ногам избранницы, и она танцует на шляпных полях.

Приплыли шляпы, вероятнее всего, с андалусийцами, но наваррцы и саламанкцы верят, что расшитые сомбреро придумали именно они. Говорят, наваррские тореадоры носили похожие. В Саламанке было даже слово «чарро», обозначающее и ко стюм со шляпой, и его владельца — скотовода и всадника. Но в мексиканских штатах Сан-Луис-Потоси, Халиско, Сакатекасе и Идальго все равно думают, что сомбреро-чарро появились именно у них, просто упав с неба на головы скотоводов. В Мексике слово «чарро» приобрело особый смысл — широкий, как сама эта страна. Богатый скотовод — чарро, наемный работник, потный трудяга с мозолистыми руками — тоже чарро. Главное — чтобы на коне. И костюм его — чарро, и сомбреро — чарро. Вот он, образ всадника: штаны для верховой езды — потому что надо много времени проводить верхом, шейный платок — потому что без него в шею вопьется овод, крепкая куртка, накидка или пончо — потому что уезжаешь из дома надолго, не зная, когда вернешься. И сомбреро — чтобы защититься и от злого солнца, и от проливного дождя. В Мексике до сих пор человек на коне ассоциируется с господином благородных иберийских кровей, ведь индейцам вообще долгое время законодательно было запрещено садиться на лошадь. Чарро участвовали во всех столкновениях с индейцами, в войнах малых и больших, в революциях и переворотах: они всегда были воинами. Так что генерал в униформе чарро ни у кого не мог вызвать удивления. Известно, что в специальном корпусе сельской полиции, созданном в 1861 году генералом Игнасио Сарагосой, была принята форма чарро, или скотовода, как это звучало бы по-русски.

К тому моменту мексиканские помещики стали богато украшать «скотоводские» шляпы галуном, граненым стеклом и полудрагоценными камнями. Тогда же заработала первая фабрика сомбреро. И появился стандарт: диаметр шляпы — 45 сантиметров, высота — 15. Впрочем, и тогда, и теперь считают, что размеры задает хозяин: они более всего зависят от ширины плеч и злобности местного солнца.

В любом краеведческом музее Мексики можно увидеть коллекцию сомбреро. И у каждой шляпы будет своя история, и каждая будет претендовать на звание символа Мексики: роскошные фетровые харипеадо, соломенные герреро с алым шнуром из Мичоакана, фетровые с тонкой ажурной тесьмой с северных окраин, пальмовые тонкого плетения из Веракруса, мягкие из шелковистой соломки из Та маулипаса. Но главной почти в любой коллекции будет чарро в стиле императора Максимилиана Габсбурга. Если хозяевам местного музея хватит наглости, они непременно скажут вам, что эта шляпа с головы самого императора. Или хотя бы его генерала. Максимилиан Габсбург, эрцгерцог Австрийский, младший брат императора Франца-Иосифа, в 1863 году получил при содействии Наполеона III корону Мексики. Он хотел быть императором, вникающим во все народные нужды и даже одетым, как представители его народа — чарро. В путешествиях по стране император, в сопровождении всадников, выступал в специально придуманном им костюме: сюртук, узкие брюки с серебряными пуговицами и сомбреро с минимумом серебряных украшений. Одеяла и пончо, белые и черные брюки в обтяжку — издалека группу всадников можно было принять за зажиточных скотоводов.

Костюм стремительно вошел в моду. Так стали одеваться и придворные, и музыканты особого ранга — марьячи. Далеко не каждому мексиканцу было по карману заказать их музыку, поэтому многие нанимали марьячи только два раза в жизни — на свадьбу и на похороны. Их название — от французского marriage (произносится «марьяж»), то есть «женитьба». При Максимилиане музыканты сменили простые крестьянские накидки из хлопка и соломенные сомбреро на императорские чарро, украшенные богаче, чем у императора: с серебром в три нити на широких фетровых полях, в богатых вышивках по тулье. Нынешние марьячи продолжают копировать высокий образец, только роскошные украшения из литья сменила штамповка.

Правление императора длилось три года. Сияющим утром 19 июня 1867 года его в неизменном сомбреро-чарро привезли на холм Лас-Кампанас вблизи Керетаро. Последние слова Максимилиана перед расстрелом были: «Пусть моя кровь, которая сейчас прольется, принесет этой стране добро». Тело доставили в Вену. Шляпу и платок передал семье императора венгерский повар, сопровождавший господина в Мексику и вернувшийся на родину после его гибели.

Впрочем, помимо шляпы Максимилиана сомбреро, претендующих на звание символа страны, немало. Так или иначе, но первое, что видят туристы, приезжающие в Мексику, — не чарро на головах у марьячи, а крестьянские соломенные шляпы необъятного диаметра и с высокой тульей, сложенные в стопку на крепкой голове торговца сувенирами. Дешево и экзотично. А главное — эти шляпы тоже часть национального достояния Мексики. До почетного уровня их поднял футбол. Рисованные талисманы чемпионатов мира 1970 и 1986 годов Хуанито и Пике носили сомбреро. Даже столичные снобы надели шляпы, как у этих двоих. А кое-кто вспомнил, что в такой же ходил герой Мексиканской революции Панчо Вилья. Сейчас такая шляпа часто мелькает на голове «самой быстрой в Мексике мыши» — мультяшного Спиди Гонсалеса, который носит ее вместе с типичным костюмом мексиканского крестьянина: белой рубахой, белыми штанами и красным шейным платком.

Весь прошлый год, пока человечество в ожидании «конца света» по календарю майя увлекалось мексиканскими мотивами, сомбреро, и богатое, и простонародное, использовала высокая мода. В коллекции Moschino появилось несколько костюмов, дополненных черными сомбреро. Модели Just Cavalli выходили на подиум в широкополых характерных шляпах. Жан Поль Готье сочетал их с вечерними нарядами.

История широкополой шляпы продолжается. Она неизменный атрибут фестивалей и праздников. Мексиканский Матаморос и техасский Браунсвилл подают пример остальным: два города по разные стороны границы празднуют Дни чарро и устраивают Фестиваль сомбреро (ведь Техас был частью Мексиканской империи… еще совсем недавно — в XIX веке). А в Мехико каждое воскресное утро в парке Чапультепек проходит «родео в мексиканском стиле». Где шоу, там и рынок. И если вам предложат купить сомбреро «настоящее, без заломов» — скрутят в трубочку и снова расправят, — не отказывайтесь, берите. Модная вещь. И с историей.

Статьи по теме: