Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «В мире доброты Нравственное воспитание 2 младшая группа картотека

Нравственно-патриотическое воспитание детей в 2 младшей группе мдоу №3

Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае.

Продукт проекта: уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества.

Задачи:

    пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

    воспитывать уважение к культуре других народов края;

    развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.

Участники проекта

    воспитатели

    дети

    родители

1 этап Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

    дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

    п/и;

    с/р «Семья».

    экскурсии по микрорайону: «Моя улица, мой микрорайон» с привлечением родителей;

Конструирование

    изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».

Художественно – творческая деятельность

    Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»

    Аппликация «Флаг моей Родины».

    Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»

Развитие речи

    беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

    чтение и заучивание потешек;

    чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине.

Ознакомление с художественной литературой

Формы и методы работы с родителями

    Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»

    Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города»

    Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы

    Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта

3 этап. Презентация проекта

    Представление уголка краеведения (в течение недели)

    Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».

Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, отдавала себе отчет в том, что сама должна хорошо знать его. Должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста. В работе с детьми я использую такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки из русского фольклора. Объясняю детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город... Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить младшие дошкольники?

Ребенок должен знать название своего города, своей улицы и той, на которой находится детский сад. Затем можно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Разъясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по микрорайону, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие растительного и животного мира нашего края. После экскурсии дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

При подготовке к беседам по знакомству с родным городом самым сложным для меня явилось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим мною были составлены рекомендации по их составлению:

    Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.

    Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.

    Детям младшего дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.

    Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Мое тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.

Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Глава 3. Оценка эффективности работы

Данный проект реализовывался в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет в период с сентября 2010 года по март 2011.

В начале работы проводилась диагностика нравственно-патриотического развития детей (на основе рекомендаций В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду»).

Диагностика проводилась в трех направлениях:

    Знания и представления о родном крае.

    Знания и представления о родной природе.

    Знания и представления о труде людей.


Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

В перспективе в средней группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Светлана Пахомова
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы»

Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему : «Путешествие на Остров Дружбы » .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Расширять представления о дружбе .

Программное содержание.

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Формировать у детей понятия «друг» , «дружба » .

3. Развивать элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

4. Продолжать учить детей переходить через «Узкий мостик» , держась за руки.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

6. Создать эмоциональный комфорт.

Предварительная работа : беседы о друзьях, дружбе , рассматривание иллюстраций, чтение стихов о дружбе , рассказов, просмотр мультфильма «Кот Леопольд» .

Материал. Макет корабля, большой конструктор , цветы, мультимедиа, «узкий мостик» .

Ход НОД.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле . Согласны? Проходите на корабль и занимайте места. Сегодня мы отправимся на Остров Дружбы . Чтобы наше путешествие не было скучным , давайте посмотрим мультфильм. (отрывок из мультфильма про кота Леопольда) .

Скажите ребята, можно ли мышат и кота Леопольда назвать друзьями? Почему?

Жить на свете

Очень туго

Без подруги

Или друга,

И твой щенок

Нестерпимо одинок.

Ребята, а давайте с вами расскажем мышатам про своих друзей. Мышата послушают нас внимательно, и может быть захотят помириться с Леопольдом.

Дети, расскажите, у вас есть друзья? Назовите имена своих друзей и расскажите, как вы с ними играете, почему вы выбрали именно этого человека в друзья? Скажите, у человека может быть только один друг или друзей может быть много?

А если ваш друг пришел грустный, не хочет играть, ни разговаривать, как вы ему поможете?

Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или и со взрослыми тоже? У кого есть взрослые друзья? Расскажите о вашей дружбе .

Дети, все мы с вами целые дни проводим вместе, поэтому мы, как одна семья, как верные друзья, должны жить дружно , не обижать друг друга, играть вместе, уступать и помогать друг другу. Я думаю, что мышатам понравились ваши рассказы о друзьях, и решили подружиться с Леопольдом . (показ отрывка мультфильма) .

Вот мы и прибыли на Остров Дружбы . Но чтобы на него попасть нам нужно пройти по мосту через речку. (Звуки речки) . Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (дети шагают по узкому мостику) . Непросто было идти по узкому мостику, но мы дружные , помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Посмотрите. как здесь красиво, тихо. Дети, а я знаю игру про дружбу . Предлагаю детям взяться за руки. Раскачивая руками, дети произносят слова : Ты и я, ты и я, все мы дружная семья (2-3 раза) .

Как вы думаете, друзья могут ссориться?

Да иногда случается так, что друзья могут поссориться ненадолго, а потом помириться. Покажите, что вы поссорились (дети хмурят брови, делают сердитое лицо, а теперь покажите, что вы помирились (дети делают доброе лицо, улыбаются) .

Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово соседу» .Всем стало очень приятно.

Кто умеет дружить , тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, скажите, а что можно приятного сделать друзьям?

Дети, давайте построим дом из конструктора , где будут жить наши друзья, и обязательно пригласим кота Леопольда и мышат. Какие вы молодцы, дом получился очень хорошим, потому что вы старались сделать своим друзьям приятное. Мы теперь знаем, что такое дружба . И постараемся жить дружно . А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Проходим по узкому мостику на корабль. Все сели удобно? Отправляемся в путь!

На каком острове мы были ? О чем говорили?

-Послушайте пословицу : «Нет друга ищи, а нашел -береги» . Давайте повторим пословицу и постараемся ее запомнить.

(дети под музыку возвращаются в д/с) .

Публикации по теме:

«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств. Цель:.

.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по нравственному воспитанию на тему: «Моя семья». Составила: Воспитатель МДОУ «Детский.

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Рождественское чудо» Программное содержание: Познакомить детей с праздником Рождество и о его значении. Познакомить со старинными открытками праздника. Расширение.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.

доклад

ГБОУ "Гимназия"Свиблово" Доклад на педсовете изопыта работы Тема:"Нравственное воспитание дошкольников во 2-ой младшей по ФГОС" в ДОУ". Выполнила: Полякова Л.В. Воспитатель 2-ой младшей группы I категории

Доклад: "Нравственное воспитание дошкольников во 2 мл. группе

по ФГОС".
Младший дошкольный возраст - от трёх до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей. У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Цель: -формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи нравственного воспитания:
-обеспечивать условия для нравственного воспитания детей; -создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия; -приучать детей общаться спокойно, без крика; -формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; -приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь; -учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; -приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах; Формы и методы. Это НОД: речевое развитие, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие (изо, музыкальное) . Окружающий мир. «Моя семья». Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. «Мои друзья». Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками,
формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка». беседы: 1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как положительный, так и отрицательный (Марк уступил игрушку Никите,Артур поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Аня отняла игрушку у Таисии, Артём ударил Федю и т. п.) . Такие беседы проводились, не откладывая на потом; 2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы; 3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо? », Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ; 4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное) . Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр учим детей вежливости, умении проявить сочувствие, вниманию и другим нравственным качествам. Главную роль в игре взрослый берет на себя. дидактические игры («Что сначала, что потом», «Азбука настроений»,
«Хорошо-плохо», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года привлекаем детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучаем детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркиваем пользу труда для всех детей В своей работе используем литературу: Программа обучения и воспитания "От рождения до школы" Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1979. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. Интернет ресурсы. В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагаются консультации «Умеем ли мы общаться? », «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально- личностных нарушений». Привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: · беседы; · консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности» выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; "Мой папа", "День
матери". Для коллектива родителей организуются консультации, групповые родительские собрания, выставки, оформляются информационные и тематические стенды. Каковы же результаты работы? Мы считаем, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполняются. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода. Работа по воспитанию нравственных качеств у детей нами будет вестись и в дальнейшем; мы будем работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания ситуаций. Основная цель работы - формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Данная разработка может быть использована педагогом в кружковой работе, в работе по интересам с детьми.

В приложении собраны сказки собственного сочинения, конспекты занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по интересам по теме социально-нравственное воспитание детей.

«В гостях у сказки»

2 младшая группа.

Пояснительная записка.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Необходимо учитывать потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и вести работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направлять усилия на их устранение. Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей.

Основным методом данной работы я выбрала рассказывание детям различных сказок, разработанных самостоятельно, с учетом поставленных воспитательных задач.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Цель:

формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие

Формировать умение определять различные эмоциональные состояния;

Формировать начальные представления о семье, о дружбе;

Воспитывать чувство уважения к другим, а также самоуважения.

Перспективное планирование по социально-нравственному воспитанию во 2 младшей группе.

Тема 1. «Я и мое имя». Сентябрь-октябрь.

Цель: представить каждого ребенка как индивидуальность, признать его значимость для окружающих, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство уважения к другим.

Занятие 1. «Необычный гость»

Задача: познакомить со сказочным персонажем домовенком, придумать для него имя; познакомить детей с правом на имя, воспитывать чувство уважения к другим, к себе.

Занятие 2. «На грибной опушке» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать формировать представление о праве на имя, развивать эмоциональную отзывчивость.

Рассказывание сказки «Пушистик»;

Дид. игры «Назови свое имя», «Угадай по голосу»;

Продуктивная деятельность «Грибочки – дружочки».

Тема 2. «Наши эмоции». Ноябрь-декабрь.

Цель: формировать умение определять различные эмоциональные состояния, формировать эмоциональную отзывчивость.

Занятие 3. «Сказка о хмуром ежике»

Задача: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Занятие 4. «Радость - самое светлое чувство» («Сказка про тучку и солнышко»)

Задача: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние, формировать положительное отношение к добрым поступкам.

Дополнительная работа с детьми:

Рассказывание «Сказки про трех зайчиков»;

Игра-превращение «Угадай»;

Игровое упражнение «Настроение»;

Продуктивная деятельность « Рисуем настроение», слушание музыки.

Тема 3. «Моя семья». Январь, февраль, март .

Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи.

Занятие 5. « Моя семья».

Задача: познакомить детей с понятием семья, знать имена своих родителей, воспитывать уважительное отношение к близким.

Занятие 6. «Дом для щенка» (рассказывание сказки)

Задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать представление о семье.

Занятие 7. «Большая семья» (рассказывание сказки)

Задача: продолжать расширять представления о семье, воспитывать чувство взаимовыручки, сплоченности в семье, воспитывать трудолюбие.

Дополнительная работа:

Рассказывание сказки « Мама для дочки»;

Сюжетно – ролевая игра «Семья»;

Тема 4. «Мои друзья». Апрель-май.

Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками, формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения.

Занятие 8. « Вот какие мы дружные!»

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; желание и умение считаться с правами других детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость

Занятие 9. «Звери в гостях у домовенка» (рассказывание сказки)

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать начальные представления о дружбе, формировать начальные представления о нормах морали и поведения.

Дополнительная работа с детьми:

Рассказывание сказки « Настоящий друг»;

Игра « Подари камушек»;

Подвижные игры, игровые ситуации, направленные на формирование дружеских отношений между детьми.



Конспект непосредственной образовательной деятельности
по нравственно-патриотическому воспитанию
в средней группе.
Тема: «Мы такие дружные!»
Программное содержание:
- формировать представления о детей о своем детском саде, в который они ходят, формировать представление о главных местах и кабинетах детского сада;
- формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом;
- вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии окружающей природы;
- совершенствовать умение, аккуратно намазывая ладошки, делать отпечатки их на лист бумаги;
- развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание при выполнении задания;
- развивать у детей чувство радости;
- воспитывать у дошкольников доброе, уважительное отношение к сверстникам.
Оборудование: DVD диск «г. Камышин – лучший город на земле», фотографии детского сада, группы, ватман с изображением грустного солнышка, емкости с гуашью, влажные салфетки.
Ход занятия.
- Ребята, вы знаете, что мы с вами живем в небольшом, но очень красивом городе. А кто знает, как называется наш город? (г. Камышин)
Воспитатель демонстрирует DVD диск «г. Камышин – лучший город на земле».
- Посмотрите, ребята, у нас очень красивый город. В нашем городе живет много людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек. Дети ходят в школы и детские сады. У нас в городе есть много детских садов. Ребята скажите, а как называется наш детский сад? (Кораблик). А кто знает, как называется наша группа? (Звездочки).
- А чем вы любите заниматься в детском саду? (Играть, петь, танцевать, ходить на прогулку, спать, заниматься физкультурой)
- А сейчас давайте мы посмотрим, как хорошо, вы знаете свой садик и поиграем в игру «Расскажи, где это?»
(Дети по фотографиям узнают места в детском саду и называют их.)
- Скажите, а есть ли у вас друзья в детском саду? Игорь, с кем ты дружишь в садике? А с кем дружит Ульяна? С кем дружит Алина?
- В нашей группе дружат все мальчики и девочки! Давайте покажем, какие мы все дружные и поиграем!
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПАРНЫЙ ТАНЕЦ «МИШКА С ДРУГОМ»
Исходное положение: танцоры в парах стоят лицом друг к другу
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
На месте качание с ноги на ногу
По тропинке громко топал- друга он пошел искать.
Топанье на месте
Где ты, где ты, мой товарищ?
«Козырёк»- ладошка ко лбу»
Без тебя так трудно жить…
Ладошки к щечкам и покачивание головой
Встретил мишка наш лисёнка и сказал
Взяться в паре за руки
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!
Сказать громко
Мишка с другом закружился- он в лесу устроил бал.
Кружение «лодочкой»
А потом остановился, по головке гладить стал.
Гладить друг друга по голове
Звери лапками стучали- вправо, влево, вверх и вниз.
Хлопки в разные стороны
И немножко потолкались, потолкались, потолкались…
Толкаться сцепленными руками
Ну, а после обнялись!
Обняться
Воспитатель обращает внимание детей на ватман с нарисованным грустным солнышком без лучиков.
- Ребята, посмотрите, какое солнышко на нас смотрит! Только оно, почему то грустное! Как вы думаете, почему солнышко грустит? (Нет лучиков).
- У солнышка нет лучиков! Ребята, давайте поможем солнышку сделаем ему лучики! А лучики у нас будут необычные, а в виде наших ладошек!
Дети подходят к емкостям с гуашью, красят свои ладошки и аккуратно делают отпечатки в виде лучиков на ватмане где изображено солнышко. А воспитатель рисует улыбку на солнышке.
- Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Оно сразу заулыбалось, потому что солнышку понравились наши лучики!
-А теперь, ребята, давайте возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
(Аудиозапись песни «Улыбка»)
Воспитатель: - Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!


Приложенные файлы

Статьи по теме: