"Печальный демон, дух изгнанья" (по поэме М. Ю

2. ТВОРЧЕСТВО РОЖДАЕТСЯ ИЗ МЯТЕЖНОГО ДУХА

Похоже, что в школе самые умные ребята отличаются конформизмом. Они быстро усваивают правила игры: как доставить удовольствие учителю, как сдать экзамены с минимальными усилиями, как списать в случае необходимости. Таким образом они обеспечивают себе спокойную жизнь и возможность заниматься тем, что их в действительности интересует. Но среди ребят всегда найдется группа «мятежников». Природный темперамент или потребность в том, чтобы их заметили, вынуждает их восставать против правил игры.

Естественно предположить, что в будущем именно «мятежники» станут людьми творческими. «Конформисты» слишком заняты тем, чтобы как можно лучше вписаться в общепринятые рамки. Трудно ожидать, что они бросят вызов существующим концепциям и попробуют изменить ход событий. Для этого нужны собственные взгляды, мужество и энергия.

Это традиционный взгляд на творчество. Но вполне возможно, что вскоре он начнет меняться.

Поскольку мы уже начинаем понимать природу творчества (или по крайней мере нестандартного мышления), то можем установить новые правила игры. Как только общество решит, что эта игра стоит свеч, «конформисты» непременно захотят в нее сыграть. При этом они, скорее всего, оставят далеко позади себя «мятежников», потому что охотно принимают правила, навязанные обществом, в то время как «мятежники» не желают признавать никаких правил вообще.

Вполне возможно, что нам предстоит стать свидетелями странного парадокса, когда основной творческий потенциал общества перейдет от «бунтарей» к «конформистам». Мне кажется, что этот процесс уже начался.

Если это действительно так, в будущем творчество приобретет гораздо более конструктивный характер. Творчество «мятежников» часто основано на противопоставлении общепринятым идеям и взглядам, на противоборстве, в то время как творчество «конформистов» (воспринявших правила новой игры) не нуждается в таком противопоставлении - поэтому оно может быть более конструктивным и способно относительно мирно встраиваться в существующие структуры.

Творчество не принадлежит исключительно «бунтарям». Творческие навыки могут быть усвоены даже теми, кто всегда причислял себя к «конформистам».

Япония - страна, богатая талантливыми людьми, хотя японская культура в целом ориентирована скорее на групповое поведение, чем на эксцентричность личности. Японская традиция не придает большого значения индивидуальному творчеству (в противоположность Западу). Когда мы любуемся стройной аркой, то не думаем о значении каждого отдельного камня.

Но все в мире меняется. В Стране Восходящего солнца уже хорошо понимают, что творчество имеет решающее значение для упрочения экономического благосостояния. Поэтому японцы дружно взялись за освоение правил новой игры. Опыт преподавания в этой стране убедил меня в том, что они так же быстро вырвутся вперед в этой области, как когда-то стали лидерами в соревновании за качество.

Запад рискует остаться далеко позади, если те, кто отвечает за систему образования, по-прежнему будут убеждены в том, что творчеству нельзя обучить, и будут продолжать ставить во главу угла критическое мышление.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Мудрость рождается из ошибок Мудрость подразумевает способность судить и предпринимать правильные действия в отношении с людьми и в различных ситуациях, основываясь на знаниях, опыте и понимании. Другими словами, мудрый человек – это человек, способный заглядывать в

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

ДВИЖЕНИЕ РОЖДАЕТСЯ ВНЕ НАС (11/88 - 6) Психомоторика многолика. Вы узнали только один ее механизм: мысль- движение (или движение-мысль), но столь же правомерны и другие механизмы: чувство-движение и эмоция-движение.Не правда ли, напрашивается объединение мысли, чувства и

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Повседневное творчество / преднамеренное творчество... Различают два обширных и обособленных способа применения творчества. Во-первых, оно может быть обычным атрибутом любого действия, связанного с мышлением, и применяться практически в любой ситуации естественно, без

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Новое рождается из пустоты Что-либо новое может появиться только из пустоты, возникающей при завершении и умирании старого. Мудрый руководитель, понимая это, не избегает состояния пустоты. Он также помогает понять членам группы неизбежность такого состояния при

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Искусство ясного видения. автора Пинт Александр Александрович

Из чего рождается настоящее? - Какую тему для исследования мы возьмем сегодня?Вы обратили внимание на то, что в начале каждой встречи я задаю этот вопрос? Почему? Найти тему не так сложно. Их немало. Но многие из предлагаемых тем являются умозрительными, порожденными,

Из книги Умение побеждать в споре автора Ефимова Светлана Александровна

СПОР, В КОТОРОМ РОЖДАЕТСЯ ИСТИНА Виды и причины возникновения спорных ситуаций Изучая природу спора, возникает множество мнений о его характеристиках и формах. Часто спор рассматривают как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то идея верна, а другой – что она

Из книги Как общаться с ребенком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним автора Тимошенко Галина

Глава 3 Ребенок рождается Читатель нынче пошел умный и образованный. Все уже прекрасно знают, что взаимоотношения ребенка с родителями – ну, уж во всяком случае с мамой – начинаются задолго до того, как он появляется на свет. И конечно же, многие взрослые проблемы

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Где рождается талант? Я увидел, что люди совершенно недооценивают себя и ищут источники энергии где-то вовне. Но это ошибка!Все находится внутри вас. Там целый мир, в котором есть все. И туда можно сходить и посмотреть. Как только участники туда пошли, то началась

Из книги Семь шагов до сказки: творческий способ решения проблем автора Люмара

Как рождается счастье Люди ищут счастья, как пьяный – свой дом, не могут найти, но знают, что оно есть. Вольтер Главное отличие счастливого человека, живущего яркой и наполненной жизнью, от серого и невзрачного обывателя – это сила тех чувств, которые он

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Шаг второй О том, как из хаоса рождается все остальное В этом шаге ты описываешь мир, в котором живет представляющий тебя персонаж. Здесь можно описать дом героя сказки (или то, что его заменяет), ближайшее соседство (не обязательно живые существа) и то пространство, в

Из книги Дитя человеческое.Психофизиология развития и регресса автора Базарный Владимир Филиппович

Хаос рождается из желания контроля Мы рассмотрели тему контроля с разных точек зрения, но наш разговор не был бы полным без исследования проблемы дисгармонии. Каждый день нам предоставляются десятки возможностей отпустить других людей, не вмешиваться в их жизни,

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Глава 14 Как рождается мысль Нам суждено жить в эпоху, когда все чаще молодые люди жалуются на ухудшение памяти. Механизм этого страшного синдрома лежит на поверхности.Известно, что концептуальная основа отечественной школы выстроена на так называемой вербальной

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Глава 3 Творчество – не проблема, решение проблем – не творчество Между творчеством и решением проблем есть одно существенное отличие. Решать проблемы означает уничтожать их, а творить – означает привносить в мир нечто новое. Как правило, нас учат решать проблемы,

Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

Комедия рождается из трагедии Юмор рождается из трагедии. У некоторых известных комиков была очень трудная и печальная судьба. Вы могли бы им позавидовать. Почему? Такая судьба – неиссякаемый источник для шуток. Вспомните затруднительные, опасные и грустные моменты из

Из книги автора

Как рождается гордыня? У каждого человека есть свое представление о себе, так называемое «Я». У людей, не зараженных недугом гордыни, «Я» целостное и сильное. При получении установки «Ты должен быть таким, и ты не можешь», «Я» не в состоянии оставаться целым, оно

Солнце, символически, родной сын и наследник небесного Бога , начало всего сущего и духовного. Это всевидящее божество и его власть, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания , "разум мира" (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокорённый, слава, величие, правосудие, царственность. Солнце связано с волей и активностью . Графический знак планеты представляется некоторым астрологами как щит Гелиоса или бесконечный круг, где точка символизирует внутреннее Я . Солнце видит всё и знает всё. Солнце олицетворяет центр вселенной, как сердце ("внутреннее место"), есть центр человека. Фиксированность центра символизирует вечность и совершенное постоянство. В Индии оно под именем Сурья является оком Варуны (бога воды и охранителя западной стороны ); в Персии является оком Ахура-мазды (Авест. "господь мудрый". Верховный бог зороастрийцев, сотворивший мир усилием мысли; воплощение абсолютного добра и справедливости ); в Греции оно известно как Гелиос - око Зевса; в Египте оно является оком Ра (бога Солнца), а в исламе - Аллаха .

Син (шумеро-акад.), Селена (греч.), Ал - камар (араб.), Лоуна (др. русс.) .

Луна представляет собой в геометрическом изображении дугу или точнее двойную дугу. Месяц в первой четверти . Она представляется символом глаза ночного, тогда как Солнце - глаза дневного. Действительно, двойная дуга лунного символа напоминает сомкнутое веко закрытого глаза. В греческой мифологии Луна олицетворялась Селеной, часто отождествляемой с Артемидой или Гекатой . Как правило, эта планета олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Луна повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. Она символизирует периодическое возобновление творения, время и меру. Прежде время измерялось фазами луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на Земле. Луна связана с воображением и миром форм. Все богини Луны управляют судьбой и ткут её нить. В египетской традиции Луна считается "творцом загробного мира и вечности". В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. В индуизме растущая Луна символизирует новорожденное быстро и энергично растущее дитя. В даосизме Луна - символ истины, "глаз, светящий во мгле". В шаманизме, символизирует магическую силу. В Китае Луна отображает сущность инь, женский природный принцип, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие. В христианстве Луна и Солнце часто изображаются в сценах распятия и символизируют двойственную природу Христа. Луна - местопребывание архангела Гавриила, а Солнце - архангела Михаила . Луне подчинены такие понятия, как вера, надежда, милосердие и другие высшие эмоции, каждодневные и домашние дела .

МЕРКУРИЙ

Набу или MUM - MU (шумеро-акад.), Гермес (греч.), Утарид (араб.), Ермесъ (др. русс.) .

Меркурий, графически представляет собой дугу, расположенную на вершине круга духа, который, соответственно, помещён над крестом. Крылатый шлем бога . Соединение круга и креста символизирует притяжение материи к духовным сферам, что способствует не только её одухотворению, но и энергоинформационному очищению (просветлению). Дуга над кругом говорит о способности вмещать (потреблять и усваивать) духовные эманации идущие от внешнего источника. Процесс трансформации виден из сочетания дуг (сверху вниз): И - поглощение (обретение) духа, З - освобождение (передача) духа, И - последующий приём трансформированного духа (усвоение). В Близнецах, где Меркурий является управителем, присутствие воздушной стихии говорит о более энергичном нисходящем духовном энергоинформационном потоке из вне. Тогда как в знаке Девы, которым также управляет данная планета, но в стихии земли, приоритет отдаётся не приёму духовной информации, а рассмотрению или пересмотру, оценки и анализу информации уже полученной и отработанной ранее. В Деве делается акцент на крест, а не на круг.

Имя первой (по астрономическому счёту) планеты, происходит от латинского корня merx ("товар"). Меркурий носит эпитет андрогин, т.к. со времён Птолемея он считался планетой, имеющей двойственную (anceps) природу, мужскую и женскую . Андрогин (гермафродит) означает изначальное совершенство, целостность, единство противоположностей, абсолютное состояние, автономию, независимость, вновь обретённый рай, объединение первозданных мужских и женских сил, неба и земли, царя и царицы, первоотца и первоматери. Меркурий - планета приспособления, свидетельствующая об уровне знания, достигнутого в каждой из жизней . В алхимии данный планетный бог символизируется ртутью. В греческой транскрипции Меркурий это Гермес - "толкователь" или "посредник", поэтому на него возлагаются задачи сопровождать души умерших в подземном мире (Гермес Психопомп - "проводник душ"). Меркурий связан с интуицией и движением. В астрологии планета отвечает за коммуникации и "интеллектуальную энергию", а также контролирует нервную систему, как проводящую определённую информацию на биологическом уровне. Меркурию приписываются неограниченные способности к постижению. Его образ в виде женской фигуры и Мировой Души не менее распространён и значим, чем сведённый только к мужскому началу .

Иштар или Lahamu (шумеро-акад.), Афродита (греч.), Аз-зухара (араб.), Афродикта (др. русс.) .

В знаке Венеры присутствуют элементы уже рассмотренные в знаке Меркурия. Однако соотношение элементов говорит о том, что в данном случае нет приёма энергоинформационного воздействия извне. Происходит одухотворение материальной субстанции уже оформленной целостной и динамичной энергией. Различие в трактовке данного знака может происходить от его применения в качестве управителя зодиакальных знаков Тельца или Весов. В Тельце материальная субстанция привлекает и обособляет духовную энергию. Тут Венера находится в стихии земли, где для материальной сферы и сферы обладания чем-либо существует естественный приоритет. Венера тут выражает инстинктивное поведение и низменные побуждения. В Весах же происходит процесс выведения материальной субстанции на более высокий духовный уровень. Во втором случае материальное тянется за духовным, а планета управляет знаком в стихии воздуха, что способствует данному процессу. Венера тут отражает мыслящую и живую душу. В Рыбах символ Венеры говорит о том, что её духовные качества содержат комплексную информацию о материальной сфере и эта информация не только статически существует, но и гармонично сочетается с активной духовной деятельностью.

Планета связана с богиней любви и с медью в алхимии. Символ, который обозначает эту планету в Зодиаке, некоторые называют "зеркальце богини Венеры" . Планета связана с любовью и взаимоотношениями. Её духовное значение имеет два аспекта: аспект духовной любви и аспект физического влечения . По словам Клавдия Птолемея, Венера является планетой, оказывающей влияние на действие внутренней, непосредственной, интуитивной силы Я . Некоторые авторы сводят её значение к характеристике физического и механического. Это вполне очевидный ошибочный взгляд на данную символику, так как при учёте истинного значения любви такие доводы отпадают сами собой. В классической астрологии планета носит эпитет малого счастья. Венере подчинены такие понятия, как любовь, гармония, красота, искусство, музыка, удовольствие, вкус, чувство прекрасного и женщина .

Нергал или Lahmu (шумеро-акад.), Арес (греч.), Ал-миррих (араб.), Арисъ (др. русс.) .

Данный знак, знак Марса, говорит о Духе получающем импульс - круг со стрелой устремлённой вверх. Основываясь на аристотеливской концепции разделения Миров на Верхний и Нижний, Марс в Овне показывает трансформацию Духа в Нижний Мир (нижнюю полусферу Зодиака). Символически стрелка символа направлена вниз, к погружению в плотные материальные сферы. Это состояние духа можно охарактеризовать как целеустремлённое, импульсивное, бесстрашное и безоглядное. У Ф. Гудман Марс в данном положении имеет отношение к идее креста, олицетворяющего материальность, который отягощает круг спиритуальной жизни . Марс в Скорпионе (планета в верхней полусфере Зодиака) - предтеча знака Стрельца. Это импульс, получаемый после того, как Дух в Весах стал выше по значению, чем физическое его окружение (см. символ Венеры). Марс показывает активность Духа в плане его выхода из-под влияния материального принципа, импульс Духа устремлён в сферы психического. Чувствуя важность своей эволюции, Дух характеризует себя всепроницающей, высвобождающейся и мятежной субстанцией и в тоже время это основа будущих достижений, это твердь и фундамент одухотворения. В знаке Козерога символ Марса можно представить стрелкой расположенной над кругом, как продолжение его диаметра. Это положение говорит о высочайшем достижении или деятельности направленной на высочайшее достижение. Это сфера активности в формообразовании идей.

Марс символизирует позитивное активное мужское начало, страсть, страстность и мужество, огонь. Его символ - копьё и щит бога Марса, бога войны . Он связан с действием и разрушением. Его цвет - красный, металл - железо . Марс считался покровителем земледелия и ему посвящался первый месяц весны, в дальнейшем он стал богом войны. Марс является символом инверсии, т.е. связи между высшим неоформленным миром будущих возможностей и низшим миром материализованных форм.

Мардук или KI - SHAR (шумеро-акад.), Зевс (греч.), Аль-муштари (араб.), Зевесъ (др. русс.)

Символ Юпитера образован крестом и дугой. Дуга обозначена слева вверху от креста и примыкает к его горизонтальной составляющей. Юпитер представляет собой идею о кресте материи, вознесённом дугой потенциального духа . Из духа отображающего самого себя, порождается дуальность мира сотворённого. Элементарный символ этой дуальности - число два (2). Цифра два построена из прямой горизонтальной линии и вертикальной дуги . Эти два компонента представляют собой противоположные по своей сущности начала (дуга - элемент круга, прямая - элемент креста) - конфликт света и тьмы (пограничное состояние). Двойка примыкает к вертикальной прямой, которая характеризует ось, соединяющую Верхние и Нижние структуры бытия. Таким образом, Юпитер может характеризовать переходное состояние как при устремлении вверх, так и при нисхождении вниз. Так, рассматривая эту планету в знаке её управления - Стрельце, можно говорить о переходном состоянии, в котором оказывается материя. Дуга ориентирует на духовность и предполагает одухотворение материальной сферы. В этом знаке духовность увлекает или привлекает физический компонент. Тут могут быть представлены силы, имеющие положительное или отрицательное воздействие на материальный план, но в любом случае эти силы (сущности - носители этих сил) будут представлять высоко духовную основу. Ориентация на духовное тут первостепенна. В знаке Рыб, где Юпитер является вторым управителем (брат Нептуна), наоборот, духовное привлекается физическим. Дух и его носители ориентированы на материальную сферу. Материя тут выступает предметом внимания и тут наблюдается определённый переход, своеобразная двойственность. Именно в Рыбах формируется импульс, который в дальнейшем проявиться в Овне. Юпитер, который экзальтирует в знаке Рака, характеризует максимальную активность духовной энергии погруженной в материальный мир. Согласно кульминационной характеристике (лат. Exaltatio - экзальтация - "величие", положение планеты при котором её влияние наиболее сильно ) Юпитер в Раке показывает, что духовный элемент необходим для жизнедеятельности физической субстанции. Отсутствие духовного фактора ставит под сомнение жизнь (полноценное существование) и адекватность проявленного материального мира его высшей идеи.

Юпитер издревле связывали с верховным божеством, атрибутами которого считаются молния, корона, орёл и трон. Его знак - первая буква греческого слова, обозначающего бога Зевса . Планета носит эпитет "Великое счастье". Символ спиритуальной экспансии и любви . В некоторых случаях, Юпитер представляется величественной сидящей фигурой, иногда на колеснице, с жезлом или копьём. Это Творец, душа, рассудочная воля, организующая сила, экспрессия и экспансия. Он соотносится с верным суждением и руководством. Его цвет - синий, фиолетовый или оранжевый. Металл - олово .

Нинурту или AN - SHAR (шумеро-акад.), Крон (греч.), Зухал (араб.),

Кронъ (др. русс.) .
Символика Сатурна, как и символика Юпитера, включает в себя материальный крест и дугу потенциального духа. В данном случае, дуга присоединена к основанию вертикальной составляющей креста. С этим согласуется и представление Д. Ди ("Monas Hieroglifika" 1564.) . Но из некоторых других источников следует, что Сатурн, есть перевёрнутое изображение Юпитера . Сатурн, в качестве перевёрнутого Юпитера, встречается и в аллегорических изображениях того же времени (H. Spiczynski "O ziolach", 1556.). В этих изображениях дуга отходит от горизонтальной составляющей креста . Рассматривая данные разночтения, стоит обратить внимание на то, что в Зодиаке оконечность горизонтальной оси, к которой присоединяется дуга ("левая"), характеризуется как "пассивность", "заход" и "влажность", а нижняя оконечность (по Д. Ди) вертикальной оси - "инстинктивность", "полночь" и "холод" (Сатурн - север ). Левая половина и нижняя часть в оккультизме издревле несли неблагоприятные предзнаменования, характеризовались отрицательными качествами и выполняли роли объектов скрытого содержания . Из вышесказанного, можно сделать вывод, что принципиальной разницы нет, но предпочтительнее, всё-таки, дугу присоединять к нижней части вертикальной оси. Данная точка в высшей степени характеризует стабильность (срединная линия квадрантов Земли и Воды ), торможение, застой и закрепощение в нижней полусфере Зодиака, отвечая символическим качествам Сатурна (см. Сатурн в знаке Рака). Это положение подтверждает характеристику данной планеты в качестве основания или базы. Обобщая символ Сатурна, можно сказать, что противоборство духовного и материального (духа и материи) отбрасывают вниз дугу спиритуального потенциала, погружая её в сферу забвения, холода, иллюзии и небытия. Сатурну также принадлежат такие понятия как расставание, препятствия, трудности, потери, противостояние, выдержка, терпение, настойчивость, основательность, отчуждение, одиночество, холод (характеристика нижней точки вертикали креста. Авт.), возраст , трудность, жестокость и т.д. . Кроме того, Сатурн символизирует дух тьмы, пленённый материей ("полночь" - характеристика нижней точки вертикали креста. Авт.), и ассоциируется с драконами, ядовитыми змеями, кошками, мышами, лисами и ночными птицами. Сатурн в философском (духовном) значении, как управитель знака Козерога, представляет совокупность Идей покоящихся в Хаосе, которые стали телом, основанием и самовыражением Господа (базой). В том же смысле, Сатурн управляет комплексом потенциальных возможностей Всевышнего, его качествами (ресурсами) и его принадлежностями (имуществом). Как планетарный символ - серп бога времени . Цвет Сатурна - чёрный, металл - свинец .

ANU (шумер.), Uranus (лат.), Уран (русс.).

Планета заново открыта Гершелем 13.03.1781 г.
Символ Урана состоит из креста, водружённого над окружностью и двух дуг, расходящихся от концов горизонтали этого креста. Рассматривая элемент символа, который представляет собой крест, водружённый над окружностью, стоит отметить его сходство с символом перевёрнутой Венеры или Марса (олицетворяющего идею креста материальности, отягощающего круг спиритуальной жизни ). В этом качестве элемент данного символа достаточно характерен для нижней полусферы. В верхней полусфере этот элемент может говорить о выделении Идеи взаимопроникновения духа и материи (креста) из спиритуального пространства (круга). Потенциальный дух, через посредство дуг располагающихся у концов горизонтали креста, распространяется во все стороны, давая равные возможности для проявления и выражения в мире смешения пространственно-временных факторов. Дорога по левую сторону, как правило, считается путём зла (именно поэтому последователей чёрной магии часто называют "Последователями Пути Левой Руки"). Путь, находящийся по правую руку, это путь добра . Это и разведение по разные стороны определённых возможностей материальной реализации запрограммированной свыше, определение их полярностей, обособление, раздвоение, а так же столкновение, сопоставление и отождествление одного полярного положения в другом. Аллегорически это состояние можно назвать хаосом с огромной потенцией выражения конкретного необычного, яркого и прогрессивного. В астрологии Урану, управителю знака Зодиака Водолея, подчинены такие понятия, как внезапность, непредвиденные волнения, неожиданно возникшая напряженность, неожиданные события, нервозность, не спокойствие, спонтанные скачкообразные изменения . При рассмотрении понятий принадлежащих Урану, законно возникает вопрос о том, что же такая неуравновешенная характеристика может представлять второй управитель Козерога, знака символизирующего уверенность, терпение, настойчивость и упорство. Дело в том, что Уран в Козероге даёт сознательного реформатора, опережающего время и эпоху, активного и смелого, преображающего себя и мир . Это астрологическим, мистическим и религиозно-философским образом характеризует качества, тип энергии и ресурсы, которые направляются Всевышним (знак Стрельца) на процесс созидания Себя и Мира (второй Дом от Стрельца ), то место, где Он чувствует себя активно и откуда черпает энергию. Уран в экзальтации (Скорпион) проявлен ярче, чем в Козероге, ведь там он действительно подталкивает к кризису, поддерживает его, способствует борьбе и преодолению чего-либо. Если рассматривать символику Урана с тривиальной точки зрения, как это делают некоторые астрологи, то он всего лишь изображает первую букву Н (Г) от имени астронома Гершеля, открывшего его в 1781 г .

EA (шумер.), Neptunus (лат.), Нептун (русс.).

Положение планеты вычислено теоретически Ж. У. Леверье (франц.) и Д. К. Адамсом (англ.) и заново обнаружена И. Г. Галле (герм.) 23.09.1846 г.

В символе Нептуна нет элемента окружности и, следовательно, нет спиритуального пространства, духовной составляющей. Левая и правая части горизонтали, говорящие о различных путях развития, получают возможность духовного подъёма, через преодоление или отказ от пристрастий физического плана. В символе нет активизации вертикали креста, а есть ориентация на сферы более высокого духовного порядка. Стремление к духовности . Тут приоритетом служит пространственная ориентация, отрыв от материальной и временной сферы. Безвременье есть главный лейтмотив данного символа. Не умея управлять подъёмом (развитием), можно дезориентироваться и потерять контроль состояния, впасть в небытие, потеряться в пространстве. В подконтрольном состоянии Нептун помогает раскрывать горизонты таинственного и ранее неведомого. Символу Нептуна тождественен трезубец Посейдона (Нептуна), бога моря . В астрологии Нептуну подчинены такие понятия, как заблуждения, злоба, коварство, растерянность, неизвестность, мистика, незаметно наступающие перемены, жадность, фальшь и лож .

GAGA или US - MI (шумер.), Pluto (лат.), Плутон (русс.).

Планета высчитана Персивалем Ловелом в 1930 г. (основателем Флагстаффской обсерватории, Аризона, США ) и заново открыта 02.1932 г./ 21.01.1933 г. американским астрономом Клайдом Уильямом Томбо (сотрудником той же обсерватории) / .

Изображение символа Плутона представляет собой "крест, маленький месяц, над которым парит круг бесконечности" . Вертикаль креста венчает дуга способная удерживать или сохранять дух. Над дугой парит то, что обладает высшей степенью духовности - круг. С одной стороны материальный фактор представленный крестом предрасположен к взаимодействию с духовным фактором. Крест выступает инициатором действия, демонстрируя свои трансцендентные возможности. Он, посредством сопряжения с дугой готов как принять, так и отпустить на некоторое обозримое расстояние духовную субстанцию. Дух получает большую свободу. Такое состояние Плутон демонстрирует в знаке своего управления - Скорпионе. Рассматривая символ с другой стороны, можно сказать, что Высший Дух или духовная субстанция нисходит или погружается в материальное лоно. Дух выступает тут первопричиной или причиной взаимодействия. Данное нисхождение есть элемент оплодотворения материальной (материнской) структуры, проникновение в её суть и закрепление в ней. Это положение характерно для Плутона, являющегося вторым управителем знака Овна. Как отмечалось ранее, Марс, своей символикой, в данном знаке подобным образом демонстрирует нисхождение духовного плана в низшие слои (Нижний Мир) для обретения опыта и совершенствования самого духа. Символика Плутона достаточно определённо характеризует положение планеты в знаке своей экзальтации - Льве. В данном месте достигается гармоничное сочетание воспринимающей (дуга) и сохраняющей (крест) частью, активизированными в Овне, с духовной составляющей (круг). Это триединство физического, психического и духовного даёт наиболее яркие возможности самовыражения характерных черт планеты именно во Льве. В этом знаке данные качества рождаются в своей совокупности, проявляются как бы в едином порыве.

Плутон ведает всеми скрытыми процессами, неосознанным (бессознательным) Я. В астрологии ему приписывают управление страхами, замедленным ростом, групповыми факторами, трансмутацией, началом и концом, рождением и смертью, изоляцией, принуждением, пропажами, бактериями и вирусами. Он представляет появление, восстановление и возрождение. Выражает всё таинственное .

KI (шумер.), Ge (греч.), Земля (русс.).
Символ Земли представляет собой крест, заключённый в окружность. Это ограниченный материальный элемент в пределах духовного целого. Четыре радиальных прямых исходящих от центра креста как бы соединяют источник физической жизни с реальным миром (окружностью). Окружность или мир истинный объединяет все четыре направления своим вращением, "сглаживающим" углы квадрата мира феноменов и тем самым, показывая дифференциацию представленных качеств (осей и направлений креста), разнообразие мира явлений и их взаимодействие . Сочетание креста и круга, это скорректированное изображение совмещения квадрата (земли) и круга (неба), на более высоком духовном уровне интерпретации. Это созвучно соединению земного материального с неземным и нематериальным, сведение конечного с бесконечным.

Мать-Земля является универсальным архетипом плодородия, неиссякаемой творческой силы и средств к существованию.

В астрологии Земля по своему расположению в карте всегда противоположна Солнцу. Она показывает, как и где мы вступаем в контакт с миром, и представляет нашу жизненную миссию. Земля находится в непосредственной связи с физическими и мировыми проблемами. Она символически управляет (ограниченно) Тельцом и находится в изгнании/заточении (ограниченно) в Скорпионе .

БИБЛИОГРАФИЯ

Астрологический словарь / Авт. - сост. С. Ю. Головин. Мн., 1998.

Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. - М., 1999.

Глоба П. Анализ и синтез космограммы. - Л., 1991.

Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты.
-- Гудман Ф. Магические символы. - М., 1995.
-- Гусев А. Б. Тайный Зодиак. - М., 1998.
-- Звёздный путь астрологии. Сборник оригинальных текстов с комментариями / Сост. И. Михайлова, Н. Скородум. - М., 1993.

Купер Дж. Энциклопедия символов. - М., 1995.
-- Керлот Х. Э. Словарь символов. - М., 1995.
-- Логика: учебное пособие / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. - Мн., 1998.

Логика / Под ред. Д. П. Горского и Т. В. Таванца // CD-ROM. 2000.

Марч М. Мак-Эверс Дж. Астрология: В 6 т. - Киев, 1994 - Т. 1.

Обье К. Астрологический словарь. - М., 1996.
-- Овчинников Н. Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. - М., 1997.

Политехнический словарь / Ред. А. Ю. Ишлинский. - М., 1989.

Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. - М., 1994.

Символы буддизма, индуизма, тантризма / Ред. И сост. Г. И. Царёва. - М., 1999.

Соболева М. Е. Философия символических форм Э. Кассирера. С.Пб., 2001.

Энциклопедия мистических терминов / Ред. Дм. Гайдук, А. Егозаров. Сост. С. Васильев, Дм. Гайдук, в. Нугатов. - М., 1998.

Маркина Н. Ю. Ключи к интерпретации гороскопа. - М., 1994.

Левин М. Б. Метазодиак. Двенадцать граней одной сущности. - М., 1996.

Пенник Н. Магические алфавиты. - Киев, 1996.
-- Конелес В. Ю. Сошедшие с небес и сотворившие людей. - М., 1997.

Пропорциональные соотношения фигуры человека и его одежды

В одежде

Пропорциональные закономерности

Мы познаем мир, сравнивая и сопоставляя

разные явления, предметы, формы и качества. Оценивая одежду, сравнивая, как соотносится верхняя часть костюма с нижней, мы сравниваем их размер, цвет, фактуру, массу. Соотношение этих величин, не вызывающее дисгармонии при визуальном восприя­тии, свидетельствует об их согласованности, соразмерности.

Пропорциональные соотношения - это количественные со­отношения, соразмерность частей, составляющих целое.

Простейший вид согласованности - это тождество, или ра­венство, сравниваемых величин. Нюансное соотношение представ­ляет собой незначительное различие при сравнении. Контрастное соотношение - это противопоставление при сравнении формы, цвета, площади и т.д.

В проектировании одежды при помощи пропорционирования организуется форма костюма и достигается ее гармоничное вос­приятие. Арифметические пропорции основаны на равенстве между двумя отношениями четырех величин, например: а:Ь = с:с1. Они содержат в себе модуль, который можно уложить целое число раз в каждой части. В организации костюма используют отношения целых чисел до 8, так как костюм воспринимается в единой си­стеме с фигурой человека.

Геометрические пропорции основаны на геометрической за­кономерности их построения (например, отношение стороны пря­моугольника к его диагонали). Наиболее известное пропорцио­нальное отношение, выражающее гармоничное соотношение це­лого и его частей, - золотое сечение, т.е. деление отрезка на две неравные части таким образом, что большая его часть относится к меньшей, как весь отрезок к большей. Термин «золотое сече­ние» ввел Леонардо да Винчи, в целых числах оно выражается как 5:3, 8:5, 13:8 и т.д. Этот принцип был заложен в архитектуре и искусстве античной Греции.

В дальнейшем на пропорциональные отношения в одежде ста­ли оказывать модные тенденции, предлагающие новые пропор­циональные членения костюма. Это привело к появлению рукава 3 /4, пальто 7 /8> мини-юбки "/з-

Для гармоничного восприятия человека и

костюма как единого целого членение одежды не должно проти­воречить пропорциям фигуры человека. При проектировании одеж­ды система пропорциональных соотношений частей костюма на­кладывается на пропорции фигуры человека. При этом следует помнить о количественном соотношении силуэта костюма и фи­гуры.

Дизайн рассматривает любую вещь с точки зрения гармонич­ного сочетания ее функции и красоты. Иными словами, костюм, в котором неудобно двигаться, который не соответствует своему назначению, не может быть красивым с точки зрения дизайна. Эрганомичный подход к дизайну одежды выражается в выборе композиционных, конструктивных и технологических решений, позволяющих добиться результата, при котором одежда будет мак­симально соответствовать пропорциям тела человека.

Пропорциональные соотношения в одежде зависят от модных тенденций. Длина юбки и расположение линии талии в течение долгого времени определяли модный силуэт. Несмотря на то что

"Рис. 8.1. Пропорциональные соотношения внутри силуэта. Логический ряд.

Студенческая работа

Из опыта работы учителя

Русского языка и литературы

Мишкиной И.В.

КОНСПЕКТ УРОКА

Литературы в 10 классе

на тему «М.Ю. Лермонтов.

Философская поэма «Демон»

Цель урока : расширить круг чтения учащихся, выявить впечатления о прочитанном произведении; провести анализ наиболее значительных, ключевых эпизодов, определяющих понимание поэмы.

Эпиграф : Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы…

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!..

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Анализ поэмы.

1. Ваше мнение о поэме …

Какие строки и страницы «Демона» вы бы хотели вспомнить?

2. Совершенство поэмы и ее смысл .

Поняли вы поэму Лермонтова?.. Ваши недоумения, вопросы автору, нам…

Сообщение учащегося.

Демон – в греческой мифологии и религии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений;

В христианстве - злой дух, бес, дьявол.

Одно из наиболее ярких в античной истории представлений о демоне оставил Сократ, провозгласивший принцип «познай себя».

У Сократа демон живет внутри человека, это его «внутренний бог», «тайный голос». Человек доложен искать ответы на мучающие его вопросы не у оракулов, а в самом себе.

Какое влияние «демонион» Сократа оказал на образ демона в лирике Лермонтова?

В 1829 году Лермонтова создает стихотворение «Мой демон».

Прочитайте отрывок .

Собранье зол его стихия;

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубов…

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь…

Какими красками в нем рисуется демон?

Почему стихотворение называется «Мой демон?».

Если вы затрудняетесь выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь клише.

Клише.

Впервые тема______зазвучала в________Лермонтова в _____году, когда поэту было всего________. Демон воплощает (добро, зло, суету, честь): «________его стихия». Он презирает «_________», «отвергает___________», с равнодушием «смотрит на__________, разрушительные «________бури» у него вызывают____________.

Как построена поэма? (Контрастная композиция; трагизм ее картин и сюжета.)

Обозначим ее композицию и сюжет – ее вехи – ключевыми лермонтовскими строками.

1 . «Печальный Демон, дух изгнанья…

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…

Он сеял зло без наслажденья».

2. «Высокий дом, широкий двор,

Седой Гудал себе построил…

Но пир большой сегодня в нем…

В последний раз она плясала…»

3. «И Демон видел…

На мгновенье

Неизъяснимое волненье

В себе почувствовал он вдруг…»

4. «В семье Гудала плач и стоны…»

5. «И вот она как будто слышит

6. «Он был похож на вечер ясный:

Ни одень, ни ночь0 – ни мрак, ни свет!»…

7. «Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет помолиться –

А сердце молится ему…»

8. «И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра!...»

Исповедь и клятва Демона .

9. «Как пери спящая мила

Она в гробу своем лежала…»

10. «В пространстве синего эфира

Один из ангелов святых…

Он нес в объятиях своих…»

11. «И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…»

Уловите художественную логику построения поэмы. В чем тайна ее волшебства?

Принимаете ли заглавие поэмы: «Демон», а не «Тамара» или, примиряющее, - «Демон и Тамара?»

В сюжете поэмы на первом месте Демон .

Как отозвались вы на лермонтовского Демона, как услышали , почувствовали, поняли его?

Демон в прошлом (ветхозаветная история Денницы):

«счастливый первенец творенья»»

«чистый херувим»

«познанья жадный»

«верил и любил»

Демон в настоящем :

«печальный Демон»

«дух изгнанья»

«отверженный»

«бесприютный»

«изгнанник рая»

«изгнанник!»

«пустыня немой души»

«лукавый Демон»

В воображении Тамары :

«пришелец туманный и немой»

В именовании херувима :

«дух беспокойный, дух порочный»

Какие признания Демона остались в памяти?

Почему так захватывают его монологи?

(Напряженная интеллектуальность, «поэзия мысли» в исповеди Демона. Экспрессия.)

- Сравните стихи поэмы до появления в ней ее романтического героя и – его «партии» в лермонтовской поэме.

В чем тайна особенной странности , какой-то испепеляющей экспрессии его монологов? (Страсть, огромная энергия в словах Демона. Лермонтовский образ Демона как символ романтического титанизма, бесстрашия Духа, бесконечности исканий смысла бытия.

Меняется ли Демон? Объясните его «превращения» в поэме Лермонтова.

(Лермонтовский «Демон», оказавшись в любовной ситуации, на время изменяется. Необычайная красота земной девушки вырывает его из состояния «жить для себя, скучать собой».

Он любит Тамару. Но он хочет и ее сделать такой же равнодушной ко всему земному, как он сам.)

Цель Демона – совратить невинную душу, средство достижения цели – ложь.

Но когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде.

В эмоциональном мире Демона господствует скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость.

Демон не знает никакого счастья, никакой красоты; ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное – как Божье творение – он ненавидит.

Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье – человека, подвинуть его на путь греха.

Как завершил поэт судьбу Тамары? Убедительна ли ее неожиданная смерть?

Какой останется в вашей памяти героиня поэмы? Какие строки, посвященные ей, особенно тронули?

Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары. Потеряв жениха, она оказывается во власти демона – греха. Тамара тоскует, томится, ей страшно…

Наконец, финал поэмы… Как встретили его?

Почему Демон дважды по воле поэта встречается с ангелом?

Каков исход их поединка?

Почему Демон побежден? (Его любовь эгоистична. Крушение Демона как неизбывность его «непризнанных мучений»).

Какую особенность композиции поэмы заметили вы в финальных ее строках?

Как прочитали вы эту «кольцеобразность» поэмы – возвращение к началу ее, к безисходному одиночеству Демона?

3. Итог .

Что же сказал каждому из вас Лермонтов своим Демоном?

Найдите в поэме строки, таящие ее смысл…

В изображении Лермонтова Демон – существо, исполненное не только отрицания и ненависти, но и не менее того – желания добра, красоты, гармония.

Любовь Демона к земной женщине Тамаре символизирует это его стремление к гармонии, добру и красоте.


Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

Статьи по теме: