Особенности оказания помощи пожилым людям. Старость не в радость: как волонтёры помогают одиноким старикам? Пожилым людям нужна наша помощь

В преклонном возрасте человек часто испытывает чувство одиночества. Это обусловлено как прекращением трудовой деятельности и снижением социальной активности в целом, так и проблемами со здоровьем.

Ввиду своей занятости родственники не могут уделить пожилым людям достаточно времени. Порой хватает одного телефонного звонка или визита, чтобы человек почувствовал себя любимыми и нужным. Это значительно улучшает его эмоциональное состояние.

В условиях дефицита общения престарелые люди подвержены возникновению ряда негативных эмоций: беспокойство, раздражение, скорбь. Особенно тяжело приходится тем, кто испытывает трудности с самостоятельным передвижением. Они и так ощущают себя беспомощными, а из-за болезни не могут поддерживать полноценную социальную активность.

Ряд исследований, в которых участвовали люди 60-65 лет, показал, что в этом возрасте восприятие человека меняется. Ему становится сложнее справляться с возникающими жизненными трудностями. К тому же у пожилых часто появляются проблемы с памятью, зрением, слухом. Из-за этого они переживают еще больше.

Для того чтобы помочь близкому человеку, нужно оказывать ему больше внимания. Стоит чаще разговаривать с пожилыми людьми, с пониманием относиться к их забывчивости и склонности вспоминать прошлое.

Искренне интересуйтесь их делами, предлагайте поддержку и просите их помощи, совета. Все-таки года — это не только «букет» болезней, но и накопленная житейская мудрость.

Пожилому родственнику с удовлетворительным состоянием здоровья можно поручить заботу о внуках. Для бабушек и дедушек это только в радость.

Хорошо отвлекают от негативных мыслей хобби: вязание, вышивка, чтение. Подарите пожилому человеку книжку с оптимистичным сюжетом, нитки для вязания или комнатное растение, за которым он будет с интересом ухаживать — этим вы поможете ему разнообразить жизнь.

По возможности вовлекайте родственника в культурную жизнь. Предложите поход в театр, филармонию. Можно просто выйти на неспешную прогулку. Новые события и впечатления исключительно благотворно отражаются на настроении человека.

Простой и, казалось бы, незначительный знак внимания от вас — это серьезный повод для появления положительных эмоций у пожилого родственника. Не скупитесь, дарите близким заботу! Они этого заслуживают!

Тема урока:

ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу, уважение к людям пожилого возраста; развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения ).

Задачи: изучить особенности организма в пожилом возрасте; формировать умение анализировать, рассуждать, тренировать память, развивать связную речь, воображение, умение логически выстраивать предложения; обогащать и усложнять словарный запас

Эпиграф к уроку:

Но у старых силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей,
Без которых не было б нас…
Л.Татьяничева

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

    Введение Звучит музыка песни «Дорогие Мои Старики»

Учитель читает стих.

Постарели мои старики

Незаметно как это бывает

И уже с чьей-то легкой руки

Маму бабушкой все называют.

И все чаще тревожит отец,

Хоть и делает вид, что здоров...

Для меня нет дороже сердец,

Чем сердца этих двух стариков.

Как вы думаете, ребята, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

Ответы уч-ся

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях пожилого возраста. Узнаем, когда человек становится старым. Поговорим о том, почему пожилым людям нужна наша помощь.

III . Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

У кого из вас есть бабушки или дедушки? Пожалуйста, у кого есть только дедушка, поднимите правую руку, у кого только бабушка, только левую, а у кого и дедушка и бабушка живы, поднимите обе руки.

Как нас, оказывается, много. У вас и по-соседству, наверно, есть пожилые люди. (Показ слайдов) Считается, что в 70-75 лет человек становится старым. К старости человек очень меняется: чаще болеет, больше устает. У него понижается острота зрения и слуха. Седеют волосы, плохо слушаются руки и ноги, а лицо покрывается морщинами, тело дряхлеет. Поэтому старики нуждаются в помощи, заботе и внимании.

Американцы подсчитали, что уже к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, которая равно подъему груза весом 18 тонн (бульдозер) на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому надо уделять больше внимания нашим бабушкам и дедушкам, уделять внимание их здоровью, самочувствию.

Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причиной этого - недостаток внимания со стороны родственников. Между тем, не так сложно избавить их от этого ощущения. Одно из требований человеческой морали - это уважение к пожилым людям и забота о старшем поколении. В традициях любого народа, в том числе и русского, и казахского, - почитание и уважение старших. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите о том, как Вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. А сейчас послушайте сообщение Жанаевой Аиды об отношении к пожилым людям в традициях казахского народа.

Пожилым людям в Казахстане оказывалось глубокое уважение и почет: никто не имел права противоречить старшим, их требования выполнялись беспрекословно.. Самые близкие и родные люди для любого человека это конечно – «Ата-Ана» (родители). Аке (отец) всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Его слово было законом для всей семьи. «Ана» (мать, ее так же называют «Шеше») в любых мало-мальски значимых ситуациях советовалась с мужем или оставляла вопрос для его решения. Как вы заметили словом «Ата» называют как дедушку, так и отца. Это потому, что ребенка мог воспитать как родной отец, так и дедушка. Балалар» (дети) в казахской семье воспитывались в атмосфере любви и уважения, им внушалась проявлять уважение к родителям и другим членам семьи . «Жаксы бала акесынын басын торге суйрейды, жаман бала – босагага суйрейды» (хороший ребенок отца возвышает, плохой – принижает) говорит казахская пословица. И действительно, как бы не был плох родитель, ребенок должен чтить и уважать его(ее), в противном случае, плох будет сам ребенок. Всякий человек должен стремиться получить «Бата» (благословление) от родителей и других старших родственников и уважаемых людей. «Бата» произноситься в сопровождении жеста «Кол жаю» (букв.Растелить руку). Кисти рук складываются вместе перед лицом, раскрытыми ладонями вверх. После произнесения пожелания дающий «Бата» говорит «Аллаху Акбар» (Слава Аллаху) или «Аминь» (с араб.Конец) и ладонями проводит по своему лицу.

Конечно, любой родитель даст благословление своему ребенку, но здесь речь идет о заслуженной благодарности от доживающего свой век старца. Дать достойно прожить старость, с честью и уважением, с почетом проводить в последний путь – это, безусловно, нелегкая задача для содержащего их сына с невесткой. Но, выполнив искреннее свой сыновний долг, человек обретет большой почет и уважение, как среди родных, так и окружающих людей, соседей и знакомых. Так и говорят впоследствии про такого человека, что он получил при жизни от предков «Бата».

Обратный случай, когда глупый и дурной человек заслужил только проклятия. Тогда случается родитель в порыве гнева дает ему «Терic бата» (букв. благословление наоборот). Это проклятие в сердцах произноситься со сложенными вместе кистями рук, только в отличии от жеста «Кол жаю», тыльной стороной ладоней вверх.

После смерти предков вспоминают, называя их «Аруак» (Душа предка). «Олi риза болмай, тiрi байымайды» (Пока умерший не получит почет, живой не разбогатеет) – говорит еще одна казахская пословица.

Периодически казахи устраивают поминки по умершим предкам. Приглашаются гости – родные и близкие люди, соседи и знакомые. После угощения читаются суры из Корана. Для данного действа приглашается мулла или молитву читает кто-нибудь умеющий это делать. Чтение Корана завершается обрядом «Бата беру» с жестом «Кол жаю». Так собравшиеся благословляют хозяина дома за поминовение предков, желают ему здоровья и успехов в жизни.

Белкотерер

Угощение для пожилых. Так называется специальное угощение для пожилых, которые нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое, калорийное угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Угощение готовят и приносят дети, соседи, близкие. Благодарные и тронутые вниманием, заботой окружающих, пожилые выражают свою признательность в "бата" (благопожелание). Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях. "Белкотерер" готовится и для выздоравливающих после тяжелой болезни.

Ребята, как мы должны относиться к старым людям.

Ответы уч-ся:

Молодцы. А еще я хочу добавить, что:

Не нужно стесняться проявить по отношению к бабушке, дедушке нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли помощь. Помните еще и о том, что им уже трудно играть долго с тобой в шумные игры, носить тяжелые вещи, бегать. Старайтесь играть бесшумно, когда бабушка или дедушка отдыхают.

А вы знаете, как в нашем государстве заботятся о пожилых людях?

Ответы уч-ся:

Верно, ребята. По достижению пенсионного возраста люди начинают получать социальные пособия - пенсии. За одинокими стариками, которые не способны самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишены постороннего ухода, помощи и поддержки , ухаживают люди специальной профессии, которые называются социальными работниками. И у нас в Новоузенске есть такие центры социального обслуживания населения, в котором работают социальные работники, в ЦСОН есть группы для пожилых по интересам. Для совсем беспомощных, одиноких пожилых есть дома престарелых.

2.Работа с рассказом рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Выпрямили осанки, сидим все правильно. А теперь, дети, познакомимся рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Внимательно послушайте его. Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.

Я почувствовал …

Я задумался

1.Проверка первичного восприятия текста.

Продолжи первое предложение, написанное на доске.

Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».

Продолжи второе предложение.

Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»

Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

2.Определение поучения рассказа

Можно ли назвать этот рассказ поучительной? Чему она нас учит?

Ответы уч-ся: «Рассказ учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».

Какова идея этого произведения?

Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя»

IV . Работа с карточками.

А теперь, ребята, давайте поработаем с карточками.

У каждого из вас на столе карточки белого и голубого цвета. На белых карточках написано начало пословицы, а в голубых продолжение. Вам нужно найти вторую часть пословиц и записать рядом с той пословицей, которым они соответствуют. А потом все вместе прочитаем.

Семье, где помогают друг другу, … беды не страшны.

В семье согласно, так и….. дело идет прекрасно.

Молодой работает …. старый ум дает.

У молодых дерзанье……. у стариков опыт

Физкультминутка

В любом путешествии есть привал – отдых. Давайте и мы с вами отдохнём, выполним физкультминутку.

V . Чтение стихотворений учащимися.

Прочитайте стихотворения о бабушках и дедушках, которые вы подготовили дома.

Про бабушку и дедушку

Опять те же самые мысли,

И как они там не устали?

Они в голове зависли:

Когда-нибудь буду старым

А как это? Неприятно?

Мне страшно и непонятно…

А дедушка с бабушкой наши?

Наверно им тоже страшно?

Но дедушка с бабушкой добрые,

И ходят, всегда улыбаются,

И ходят – всё время бодрые,

Ремонтом вовсю занимаются:

И окна, и пол покрашены,

И новая дверь в прихожей…

Значит, быть старым не страшно!

Значит, быть старым можно!

Бабушка

Старенькую бабушку очень я люблю!

Я для милой бабушки денег накоплю.

Пенсия у бабушки очень уж мала.

Я хочу, чтоб бабушка хорошо жила.

Сэкономлю денежки я на эскимо,

Не пойду с приятелем я смотреть кино.

Чтоб не знала бабушка ни забот, ни бед,

Я могу не завтракать и не есть конфет.

Буду чай без сахара по утрам глотать,

Чтоб копилку полную побыстрей набрать.

Буду я для бабушки денежки копить,

Чтоб смогла мне бабушка РОЛИКИ купить!

(Т. Лаврова)

Дедушке

Ты самый лучший дедушка,

И я тобой горжусь!

Мечтами и надеждами

Всегда с тобой делюсь!

Ценю твои советы я,

И мудрость, и участье.

Желаю долголетия,

Здоровья, сил и счастья.

Берегите старых людей

Для весенних весёлых ветвей

Корни более чем родня…

Берегите старых людей

От обид, холодов, огня.

За спиной у них – гул атак,

Годы тяжких трудов и битв…

Но у старости – ломок шаг

И неровен дыханья ритм.

Но у старости – силы не те.

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!

VI. Закрепление изученного материала. Работа в рубрике «Картинная галерея» (показ слайда с изображением картины)

Рассмотрите картину В.М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

Какое время года изображено?

(Зима)

Кто на ней изображен?

(Бедные старики, которые уныло бредут по замерзшей Неве в поисках дешевой квартиры)

Как они одеты? Какие у них с собой вещи?

(Одеты бедно. У них небольшие пожитки, собранные в узел).

Какие чувства вы испытываете к ним?

(Жалость, сострадание).

Как вы думаете, подходят ли к этой картине слова: старость, бедность, немощность?

(Да)

Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

(Нет денег, чтобы заплатить за квартиру).

Жалко ли тебе этих стариков, которым негде жить

Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

VII . Итог урока.

Учитель.

А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Послушайте стихотворение

ОБРАЩЕНИЕ К МОЛОДЫМ»

Не жалейте добрых слов привета

Для больных, усталых стариков.

Что бы их душа была согрета,

Им не надо слишком много слов.

Иногда достаточно улыбки,

Или просто взгляда добрых глаз,

Что бы мир их сумрачный и зыбкий

Озарился радостью тот час.

Вы не допускайте им в печали

Опускаться горестно в постель,

Эти руки некогда качали

Безотказно вашу колыбель.

Будьте им надежным, верным другом.

Пусть их ваша не страшит беда,

Жутко ведь, когда глядят с испугом

Вам в лицо любимые глаза.

Те глаза, которые с тревогой

Вглядывались в детское лицо,

Или, провожая вас в дорогу,

Вслед глядели, выйдя на крыльцо.

Те глаза, которые украдкой

Прятали надежду, как в бреду

Плакали над детскою кроваткой,

Отведя нависшую беду.

Самое нелепое на свете,

Самая ужасная беда -

Когда старость обижают дети,

Позабыв о прошлом навсегда!

Но о прошлом этом забывая,

Вспоминайте все же каждый раз:

Старость - беспощадная, лихая,

Впереди у каждого из нас!

(Проявлять нежность, сказать ласковое слово, чаще спрашивать у них, не нужна ли им помощь).

VIII .РЕФЛЕКСИЯ. «Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они клеят смайлики (своё настроение) и прикрепляют на ёлочку.

IX .Домашнее задание:

1.-Представьте себе, что вы депутаты Госдумы. Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

2. А еще к следующему уроку попробуйте найти значение слов «доброта», «справедливость»

Приложение 1.

IX ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«НАУКА. ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК»

Секция: юный исследователь

ТЕМА: « Почему нужно помогать пожилым людям? »

Выполнила: Вострикова Софья Сергеевна

учащаяся 2 «В» класса

МБОУ «КСОШ №1»

Школьный учитель: Негматуллина Гульназ Рамиловна.,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Красногвардейская СОШ № 1»

с. Плешаново – 2018 год

Введение……………………………………………………………......................................3

Особенности ухода за пожилыми людьми.…………………………………………..……5

Варианты ухода за пожилыми людьми …………………………………………………..6

Как мы можем помочь …………………………………………………………………….8

Беседа и анкетирование «Какой уход лучше для престарелого человека?» …………...9

Заключение…………………………………………………………………...…….………11

Литература………………………………………………………………………………….12

Приложения ………………………………………………………………………………..13

Введение

Пожилые люди -
Это звёздный статус,
Опыт, мудрость, сила,
Новые мечты.

Продолжительность жизни людей неуклонно увеличивается, и пожилых в мире с каждым годом становится все больше. Хорошо, что наши близкие остаются с нами дольше, однако это поднимает на новый уровень проблему грамотного и полноценного ухода за пожилыми людьми. И если в старину, когда все поколения семьи жили под одной крышей, пожилые люди не испытывали недостатка во внимании и уходе, то ритм и уклад современной жизни этого не позволяет. Как же организовать уход за пожилыми людьми и обеспечить им счастливую старость в современных условиях?

В своей исследовательской работе мне предстоит возможность показать все лучшие стороны помощи пожилым людям.

Тема моей работы «Почему нужно помогать пожилым людям?»

Цель работы: доказать, что пожилые люди нуждаются в помощи.

Объект исследования: пожилые люди.

Предмет исследования: помощь пожилым людям

    Рассмотреть варианты ухода за пожилыми людьми;

Уход за престарелым родственником своими силами

Услуги сиделки

Уход за пожилым человеком с проживанием в государственном заведении

Проживание в частном пансионате для пожилых людей, нуждающихся в уходе

    провести анкетирование среди одноклассников и выяснить отношение к престарелым людям;

    провести встречу и беседу с пожилыми людьми;

    проанализировать собранную информацию, оформить материал;

    представить результаты исследования.

Методы исследования:

    поисковый

    анкетирование

Гипотеза: я предполагаю, что помощь пожилым людям дает возможность прожить им дольше.

Актуальность иcследования в том, что собранный материал, посвященный году волонтеров, позволит детям больше помогать пожилым людям.

Особенности ухода за пожилыми людьми

Старость - не болезнь, однако возраст значительно ограничивает человеческие возможности. Потому уход за престарелыми людьми имеет свои особенности. Так, иммунитет с возрастом слабеет, и пожилые гораздо чаще молодых подхватывают различные инфекции, а болезни они переносят тяжелее. Уход за пожилыми должен включать в себя различные меры для укрепления защитных сил организма: от правильной диеты до физиотерапевтических процедур. Необходимо также регулярно проводить медосмотр, чтобы вовремя заметить развитие патологических процессов. Возраст влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье. У пожилых часто бывают проблемы с памятью и концентрацией внимания, они подвержены перепадам настроения, депрессиям, нередки нарушения сна. Большинству людей в возрасте необходима помощь психолога. Для ухода за такими людьми нужны тактичность, терпение, внимательность и позитивный настрой. Дом, в котором живет пожилой человек, должен быть оборудован в соответствии с его потребностями. Однако избежать травмы или болезни удается, увы, не всегда. Восстановление в эти годы проходит очень медленно, и порой пожилой человек вынужден долгие месяцы придерживаться постельного режима. В этом случае уход должен быть особенно тщательным и конечно оказывать психологическую поддержку.

Варианты ухода за пожилыми людьми

Очевидно, ухаживать за пожилыми людьми не так просто. Современные горожане много работают и не могут уделять достаточно внимания своим престарелым родственникам, и даже те, у кого хватает свободного времени, крайне редко обладают всеми необходимыми медицинскими навыками и знаниями. Существует несколько вариантов выхода из такого положения.

Уход за престарелым родственником своими силами:

«Никто не позаботится о бабушке лучше меня!» - так полагают многие. Но, как мы уже говорили, уход за пожилыми людьми - серьезная работа, которая требует времени и знаний. Малейшая ошибка или небрежность может оказаться роковой. Порой беспомощный родственник становится настоящим испытанием на прочность для семьи, и если вы решили заботиться о нем самостоятельно, вы должны отдавать себе в этом отчет;

Услуги сиделки:

Профессиональные сиделки ценятся на вес золота - эти люди должны иметь диплом медсестры, чтобы выполнять все предписанные врачом процедуры, обладать терпением, легким характером, доброжелательностью и, конечно, порядочностью - ведь вы доверяете ей и близкого человека, и имущество, так как сиделка будет находиться в доме и в ваше отсутствие. Мы не советуем искать сиделку по объявлениям - среди людей, предлагающих подобные услуги, немало мошенников и аферистов. Намного надежнее обратиться в пансионат для пожилых или частную клинику, такие учреждения часто предоставляют услуги выездной сиделки;

Уход за пожилым человеком с проживанием в государственном заведении:

Чтобы получить направление в государственный дом престарелых, нужно пройти немало формальных процедур - собрать справки из поликлиники, отдела соцобеспечения и пенсионного фонда, предоставить выписку из домовой книги, а затем, получив направление (а ведь в нем может быть отказано), дожидаться своей очереди, так как многие муниципальные дома престарелых переполнены и свободные места в них есть не всегда.

Государственные учреждения, предоставляющие уход за пожилыми с проживанием

принимают тех, у кого нет близких и кто не может самостоятельно ухаживать за собой. Пребывание в государственном доме престарелых бесплатно или стоит очень недорого (оплата вычитается из пенсии), однако финансирование большинства таких заведений явно недостаточное, и условия в них порой не выдерживают никакой критики. В помещениях давно не делался ремонт, лекарств и расходных материалов не хватает, порой даже такие обыденные вещи, как мыло и стиральный порошок, оказываются в дефиците. Люди, работающие там, профессиональны и самоотверженны, но низкая зарплата плохо сказывается на служебном рвении. И уж конечно у них нет ни времени, ни стимула для организации культурной жизни своих подопечных;

Проживание в частном пансионате для пожилых людей, нуждающихся в ходе:

Коммерческие пансионаты для престарелых намного больше соответствуют потребностям людей в возрасте. За пребывание в них платят сами пациенты или их близкие, поэтому недостатка в финансировании не возникает. Частные дома престарелых также как и любые другие коммерческие организации, стараются привлечь клиентов и постоянно повышают уровень обслуживания, предлагая уникальные возможности и выгодные условия оплаты. Типичный частный пансионат - это дом коттеджного типа в пригороде, окруженный лесом или ухоженным парком. Постояльцы живут в номерах, напоминающих гостиничные, с той лишь разницей, что вся обстановка в них адаптирована к нуждам пожилых. В этих пансионатах люди не только лечатся и проходят курс восстановительной терапии, но и отдыхают - каждый подобный центр уделяет большое внимание развлекательным программам и организации досуга. В частных пансионатах для пожилых работают высокопрофессиональные врачи и медсестры, которые специализируются именно на работе с людьми старшего возраста. Не торопитесь делать выбор, подумайте, что будет лучше и комфортнее для вашего пожилого родственника. Вы должны быть абсолютно уверены, что доверяете благополучие и здоровье близкого человека достойным людям, которые будут заботиться о нем так же, как он в свое время заботился о вас.

Как мы можем помочь:

1. Регулярно, а не только на праздники оказывать внимание и помогать какому-то пожилому человеку.

    Поехать навестить бабушек и дедушек. Каждые выходные можно присоединиться к волонтерской поездке, принять участие в концерте, попеть песни, привезти сладкие подарки и поднять бабушкам-дедушкам настроение.

    Стать «внуком по переписке». Ведь многие старики одиноки, а открытки и письма становятся настоящими ниточками, связывающими совершенно незнакомых людей из разных уголков света.

2. Помогать с покупкой предметов первой необходимости (продукты, лекарства, средства по уходу для лежачих) или помогать с уборкой дома, готовкой.

    Приобрести нужные вещи, которые смогут отвезти в дома-интернаты и передать нуждающимся.

    Съездить в дальнюю деревню, привезти одиноким старикам продукты, собрать средства и закупить дрова на зиму.

    Устроить субботник в доме.

3. Организовать сопровождение на прогулки или к значимым объектам (поликлиника, храм, кладбище).

4. Я сама лично помогаю дедушке и бабушке. Мою у них посуду. (Приложение №1) . Зимой убираю снег вместе с дедушкой. (Приложение №2).

Беседа и анкетирование «Какой уход для престарелого человека лучше?»

Мы провели опрос одиноких стариков общей численностью 8 человек. Задали им следующий вопрос:

1. Какой уход для престарелого человека лучше?

а) Уход за престарелым родственником своими силами

б) Услуги сиделки

в) Уход за пожилым человеком с проживанием в государственном заведении

г) Проживание в частном пансионате для пожилых людей, нуждающихся в уходе

Провели опрос учащихся КСОШ № 1 общей численностью 15 человек. Задали им вопрос:

    Помогаете ли Вы престарелым людям?

Проанализировав анкеты пожилых людей, мы можем сказать, что большая часть предпочитает когда за ними осуществляют уход родственники. А из опроса учеников школы, мы видим, что большая часть помогает старикам.

Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Мы видим, что главное заключается в том, что даже при наличии материальных трудностей, бабушкам и дедушкам больше всего нужны не подарки и вещи, а постоянное внимание и участие в их жизни и это помогает продлить им жизнь.

Список литературы

https://www.pravda.ru/navigator/ukhod-za-pozhilymi-ljud-mi.html

http://sofiafond.ru/pomosch-odinokim-pojilym-ludyam

https://otr-online.ru/programmi/za-delo-/starost-v-radost-31267.html

https://www.givingtuesday.ru/idei-pomoch-pozhilim-lyudyam

Беседы с учащимися и престарелыми людьми.

Я сама лично помогаю дедушке и бабушке.

Мою посуду.

(Приложение № 1)

Зимой помогаю убирать снег.

(Приложение № 2)

Почему нужно помогать пожилым.

В нашей стране много пожилых людей. Об этом говорят всевозможные источники и статистика, но все понятно и без цифр. По тому, как живет большая часть из них, создается впечатление, что государство вовсе не рассчитывало обеспечивать им достойную, ну или хотя бы близкую к нормальной, жизнь. Пенсия маленькая, а льгот практически не осталось. Тем, у кого есть дети и родственники, повезло больше: они не одни, есть те, кто о них позаботится. Однако много и таких, для кого самыми родными являются собака или кошка, но вряд ли их можно назвать помощниками...

Дерево сильно корнями

В последнее время мы как-то позабыли о самом главном — взаимопомощи, уважении и почитании старших, о таких чувствах, как искренность, бескорыстность, благодарность. В общем, о человеческом, вечном — о душе. Большинство людей пребывают в стремлении жить сегодняшним днем, зарабатывать много денег, не оглядываясь ни на что, думать только о своем благе. Но разве может жить дерево без корней? Безусловно, нет.

Сегодня многие благотворительные организации с большой охотой помогают детям-сиротам, брошенным, тяжелобольным, в то же время забывая о людях пожилых, нуждающихся в такой помощи в не меньшей степени. Почему так происходит? Психологи утверждают, что это так называемая боязнь старости: в сознании людей она ассоциируется с чем-то негативным. Люди не замечают проблем пожилых, чтобы сознательно отдалить себя от этой «страшной» старости. Старики это чувствуют... И это ощущение изгойства даже хуже болезни и недостатка денег. Но разве имеем мы моральное право ничего не замечать и абстрагироваться?! Нет, друзья. Мы должны помогать пожилым. Кроме нас — некому.

А почему нужно помогать?

Итак, начать необходимо с того, чтобы раз и навсегда развеять в себе сомнения о необходимости любой помощи пожилому человеку. Некоторые люди задаются вопросом: а почему вообще нужно помогать пожилым? Прежде всего удивительно, что такой вопрос возникает в принципе.

Хотя бы потому, что в России огромному количеству стариков просто некому помочь: по статистике 2012 года, четверть пожилых людей одиноки. Очень часто старость связана с болезнями, бедностью, неспособностью позаботиться о себе. И еще одна очевидная беда одиноких людей — само одиночество, недостаток внимания и обычного человеческого общения. Каждый из нас может чем-то помочь, а всего лишь одна улыбка пожилого человека — это уже так много! Мы составили небольшую инструкцию для тех, кто хотел бы помочь, но не знает, с чего начать.

Как можно помочь

Однако можно ведь оказать и самую простую, но столь необходимую помощь, которая будет заключаться во внимании к человеку. К примеру, начать переписку с людьми, живущими в домах для престарелых. На первый взгляд кажется, что это очень просто и не так уж важно, но на самом деле все иначе. Да, отправить одно письмо, поддавшись сиюминутному порыву альтруизма, нетрудно, куда сложнее постоянно поддерживать переписку с незнакомым человеком. Найти информацию о подобных домах легко: она находится в свободном доступе в Интернете.

О чем общаться?

Да абсолютно обо всем. Начните просто рассказывать о себе: кто вы, чем занимаетесь и увлекаетесь, какую музыку слушаете, какие книги читаете. Поинтересуйтесь о вкусах и пристрастиях своего собеседника. Обратитесь к его опыту и мудрости, спросите совета о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. И пусть вы не очень внимательно прислушаетесь к его рекомендациям, но пожилому человеку будет крайне приятно почувствовать себя нужным. Психологи рекомендуют приложить к первому письму свою фотографию.

Однако оставим в стороне письма. Посмотрите на улицу, во двор своего дома. Наверняка на лавочке вы увидите скучающего пенсионера. Подойдите к нему, просто поздоровайтесь, поговорите о том о сем, выслушайте его. Поверьте, для него это станет хорошим воспоминанием прошедшего дня.

О чем говорить нельзя

Запомните главное правило: лучшее — враг хорошего, или, иначе, не навреди. Безусловно, есть темы, которые лучше не затрагивать. Каких-то особых рекомендаций в данном вопросе нет. Просто необходимо слушать свое сердце и руководствоваться культурой, уважением и чувством такта. К примеру, если человек недавно потерял вторую половинку, не стоит постоянно рассказывать ему о своей счастливой любви. Он, безусловно, порадуется за вас, однако досада и горечь утраты возьмут верх.

Если вы возьметесь за переписку, имейте в виду, что вам далеко не всегда будут отвечать: многим пожилым людям тяжело писать.

Активная помощь

Если рассуждения, общение и написание писем вам не по нраву или вы попросту не имеете времени на это, есть и иные варианты оказания помощи пожилым людям. К примеру, можно связаться с профильными фондами, стать волонтером. Всегда нужны те, кто готов разговаривать со стариками, петь для них под гитару, вывозить на прогулку (многие не могут ходить и поэтому не бывают на улице годами) или просто водить машину. Самое главное — хотеть помогать, а уж дело вам непременно найдется.

Опять же, возвращаясь к тому, что и кто нас окружает. Сделать доброе дело для пожилого человека гораздо проще, чем кажется. Как бы банально это ни звучало, но от помощи в покупке продуктов и доставке их до квартиры вряд ли кто-то откажется. Прибраться в квартире? Будут очень благодарны! Помочь добраться до памятников и тех мест, до которых сами они дойти не в состоянии, тоже благое дело. В общем, если захотеть — найти область применения своей искренности можно всегда.

Хочу помочь деньгами

Допустим, у вас нет времени ни на дела, ни даже на беседы, но помочь вы хотите и возможность такую имеете. Что делать и куда, собственно, жертвовать средства?

Прежде всего можно перечислить деньги тем же профильным организациям и фондам, реквизиты которых без труда найдете в Интернете. У них есть разные формы для перевода средств, так что это будет делом пяти минут. Какому бы фонду вы ни перечисляли деньги, помните: лучше жертвовать скромные суммы (буквально по 100 рублей), но регулярно. Тогда благотворители смогут планировать свой бюджет, а помощь станет постоянной.

Между тем многих из нас не покидает сомнение, что отправленные деньги не дойдут до адресатов. Уж больно время сегодня такое — не подкрепленное моральными принципами. Что можно сделать? Помочь продуктами, вещами, необходимыми пожилым людям товарами.

Что касается сомнений по поводу принимающих благотворительность организаций, то прежде чем отправлять какие-то суммы, почитайте, как понять, доверять ли той или иной компании. Общее и самое главное правило такое: все должно быть прозрачно.

Теперь о необходимых вещах: во многих учреждениях не хватает пеленок, лекарств, подгузников, средств гигиены и прочего. А уж постельное белье чаще всего настолько застиранное, что лежать на нем неприятно. Полные списки нужных вещей также есть почти на всех сайтах, занимающихся благотворительностью.

Вместо послесловия

К сожалению, так сложилось, что в нашей стране самой незащищенной группой граждан сегодня являются старики — особенно одинокие, немощные, тяжелобольные. Уважение к ним, пожалуй, один из главнейших принципов человечности и морали. Поэтому очень важно не отворачиваться от их проблем, не закрывать глаза, а помогать — всецело и бескорыстно. Вам воздастся, не сомневайтесь. То, что является мелочью для нас, становится большой ценностью для стариков. И ведь требуется совсем немного — быть чуточку внимательнее, добрее, благороднее. Это просто. Но очень важно.

Таша Бережная.

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема : Почему пожилым людям нужна твоя помощь

Цели : рассмотреть, какие изменения происходят с организмом человека в старости; воспитывать любовь и заботу к людям пожилого возраста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Золотая свадьба» (музыка. Р. Паулса).

Учащиеся слушают, могут подпевать.

Праздник, праздник празднуем семьей,

Праздник, праздник свадьбы золотой.

«Горько, горько», - весело кричат

Десять правнуков и двадцать пять внучат.

Бабушка рядышком с дедушкой

Вместе поют эту песню.

Бабушка рядышком с дедушкой

Снова жених и невеста.

- Почему мы запели о бабушках и дедушках?

- Как вы думаете, о каком возрасте людей мы сегодня будем говорить?

II . Проверка домашнего задания.

Беседа-повторение по вопросам:

- Как в древности люди представляли возраст человека?

- Почему детство называют счастливой порой?

- Какие интересные истории, происходившие с вами в детстве, вам рассказывали взрослые?

- Слайд 1: (фотографии малышей)

Вы принесли свои альбомы с фотографиями.

Посмотрите, какими вы были маленькими.

Расскажите о каких-либо эпизодах из вашей «грудничковой», «детсадовской» жизни.

- Что необходимо для роста и развития человека?

- Для чего ребенку необходимо общение с людьми?

- Почему нужно хорошо учиться?

III . Формирование новых знаний .

Слайд 2 : (фотографии бабушек и дедушек)

1.Введение в тему урока.

- У кого из вас есть бабушки или дедушки?

- Как вы помогаете своим мамам и бабушкам?

- Какие стихотворения о бабушках или дедушках вы знаете?

2. Чтение стихотворений учащимися. Я вам загадку загадаю,

А вы отгадайте ее.

Кто ставит на пятку заплатку,

Кто чинит и гладит белье.

Чьи волосы снега белее,

А руки желты и сухи.

Кого я люблю и жалею,

О ком сочиняю стихи?

***

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

Мне все приятно в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

То рвут, то шьют, то метят,

То что-то мастерят.

Так вкусно жарят гренки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Настанет вечер – тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг,

Умней их нет на свете,

И нет добрее рук.

***

А у бабушки моей

Волосы седые.

А у бабушки моей

Руки золотые.

То печет грибной пирог,

Если день субботний.

Ни одной минуты нет

У нее свободной.

И в заботах целый день

Рук не покладая,

То на спицах вяжет шарф,

То костюм латает.

То идет стирать белье

На мостиках у брода,

То гоняет глупых кур

С грядок огорода.

Я без дела не сижу,

Помогаю тоже.

Потому, что быть хочу

На нее похожим.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю.

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь.

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

***

Много бабушке с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

Бабушка, милая, сядь, отдохни.

***

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

В том домишке бедном жил седой лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

Как приходу гостя радовался ты!

Вижу как теперь я добрые черты...

Вижу я улыбку на лице твоем -

И морщинкам мелким нет числа на нем!

У меня есть дедушка, как зима седой,

У меня есть дедушка с белой бородой.

В день знакомства нашего - это не секрет -

Было мне полмесяца, а ему сто лет.

3. Чтение и обсуждение текста (учебник, с. 98).

- Когда человека считают старым?

- Что происходит с человеком?

- Какие изменения вы замечаете?

- Почему так происходит?

4. Работа в рубрике «Картинная галерея» (учебник, с. 99).

- Рассмотрите картину В. М. Васнецова «С квартиры на квартиру».

- Какое время года изображено на картине?

- Кто на ней изображен?

- Как они одеты?

- Какие у них с собой вещи?

- Какие чувства вы испытываете к ним?

- Почему они в холодный зимний день оказались на улице?

- Что бы вы сделали, чтоб помочь таким людям?

Физкультминутка

Игра «Запрещенное движение».

Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом»). Учащиеся стоят полукругом, учитель - в центре. Он показывает несколько действий, одно из которых (например, приседание) -запретное. Учащиеся должны повторить все действия учителя, кроме запретного. Тот, кто ошибся, становится ведущим.

IV . Закрепление изученного материала.

1. Разыгрывание сценок.

Класс делится на три группы. Первая группа готовит сценку на тему «Бабушка заболела», вторая - «Дедушка и внук», третья - «День рождения бабушки».

2. Выполнение задания по учебнику на с. 100. V . Итог урока. Учитель. Вы, наверное, слышали слова из песни:

Слайд 3 :«Молодым - везде у нас дорога,

Старикам - везде у нас почет!»

- Можете пояснить, почему так говорят?

- Только ли в почете нуждаются старики?

(Работа в группах): Представьте себе, что вы - депутаты Государственной думы.

Какие предложения бы вы внесли в законодательство по отношению к пожилому населению нашей страны?

- А что должен делать каждый из вас для своих бабушек и дедушек ежедневно?

Домашнее задание: выполнить задание для самостоятельной работы

на с. 100 учебника; наблюдения записать в тетрадь; ответ на вопрос доказать

примерами.
Статьи по теме: