На тему: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка"

Особенности психического развития подростков. Отрочество- этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью.

Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет. Понятие отрочества объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый возраст. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Главная особенность подросткового периода- резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем- то отстают от остальных, а в чем- то опережают их и т.п. . Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок.

Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека. Важный фактор психического развития в подростковом возрасте- общение со сверстниками, которое выделяют в качестве ведущей деятельности этого периода.

Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятии, не связанные с конкретными представлениями, появляется способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией- способностью делать предметом мысли саму мысль- и служит необходимой основой для развития у подростка самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет- время перехода от конкретного мышления к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении всего шестого класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с седьмого класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления.

Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрослыми и ее сформированность у самого подростка. В период отрочества сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.

Это позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт- с другой, приводят к тому, что, построив какую- либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может привести к желаемым для него результатам.

Центральное личностное новообразование этого периода- становление нового уровня самосознания, Я- концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие- уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего, повышением значимости Я- концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими.

Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими- взрослыми и сверстниками- ищет критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я- идеальном.

Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я- концепции школьника. Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие. Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.

Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме. Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявление кризиса, создав условия для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению, чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятельности.

Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Если же этого не происходит, т.е. отрочество проходит гладко и бесконфликтно или осуществляется по типу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными трудностями и в дальнейшем. 1.2. Основные направления и формы работы с подростками Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности подростка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Как отмечает Л.Ф. Анн, основными задачами развития подростка являются: - формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания; - формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов; - формирование интереса к другому человеку как к личности; -развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа; - развитие и укрепление чувства взрослости, формирования адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии; - развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; - развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям; - формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием . В связи с вышесказанным выделяют основные направления работы с подростками: 1. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки. 2. Развитие чувства взрослости. 3. Развитие учебной мотивации. 4. Развитие интересов. 5. Развитие общения. 6. Развитие воли, воображения.

Проблема социализации подростков является актуальной на сегодняшний день. Основная задача создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Ведь подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего "Я" и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора формы образования, самостоятельностью.

Главное направление в работе с подростками - дать возможность проявить себя в деле, способствовать реализации их возможностей.

Для воспитания подростка в любом случае необходим очень дружный детский коллектив, в котором личные успехи каждого неотделимы от общих интересов, признание и личная свобода - от заслуг и дел во имя коллектива, право руководства - от умения подчиняться.

Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, дружбы, любви . Мухина В.С. подчеркивает, что основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности- учебной, производственной, творческих занятий и прочее. Как отмечает И.С. Кон, для подросткового возраста характерно направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ.

Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). В связи с этим одной из форм работы с подростками является различные занятия (классные часы, уроки психологии, круглые столы, олимпиады, викторины и т.д.), направленные на развитие самосознания, как внутреннее освоенного опыта социальных отношений, позволяющего глубже понять других и себя. Досуговая деятельность - уникальное средство социализации подростка.

Досуг (развлечение) - добровольная деятельность, опирающаяся на личные интересы, притязания детей, их удовлетворение. В досуговой деятельности содержатся огромные ресурсы социализации, знать которые необходимо социальному педагогу, уметь их применить соответственно возникающей социально-педагогической проблеме. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к другим, к социуму. Примерные формы досугового общения: «огоньки», чаепития, дни рождения, вечера отдыха, сюрпризов, встречи друзей, вечера смеха, программа «от всей души», вечера развлечений; дискотеки, кафе, «посиделки»; серия встреч с интересными людьми, программы «старшие-младшим» и др. Среди психолого- педагогических форм и методов работы с подростками выделяют ряд наиболее эффективных.

Так к ним относятся: Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Психологическое консультирование - специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Суть консультирования состоит в специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации. Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах; в отличие от обучения и советов - не на информации и рекомендациях, а на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения.

Вместе с тем, психологическое консультирование представляет собой пограничную между ними область, использующую возможности и терапии, и обучения. Методические подходы к консультированию различны, но в любом случае консультант работает не с фактами объективной жизни, а с фактами переживаний. Метод беседы - один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод групповой тематической дискуссии. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки.

У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций. Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Ролевые игры бывают двух типов. На этапе актуализации проблемы. На этапе отработки навыков. Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.

В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым. Несомненно, данные методы работы с подростками могут реализовываться как самостоятельные. Но в последнее время все большую актуальность приобретает такая форма работы с подростками как социально- психологический тренинг, который может в себе объединять выше перечисленные формы и методы работы.

И в этом случае перечисленные методы становятся техниками при проведении тренинга. Более подробно о психологических особенностях социально- психологического тренинга мы рассмотрим в следующее части нашей работы. Глава II Социально- психологический тренинг как форма работы с подростками 2.1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками

Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное.. Следовательно, учебновоспитательный процесс становится больше.. В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Анатомо-физиологические особенности.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Когнитивные особенности.

Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

  • способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
  • способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Развитие восприятия и памяти.

Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Развитие речи.

Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Аффективная сфера.

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.

Мотивационная сфера.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

  1. требование взаимопомощи и верности;
  2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Потребность в автономии - потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия - обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия - избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Развитие Я-концепции.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

  1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
  2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
  3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
  4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
  6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
  7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
  8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведенческие особенности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами - миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.

В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:

  • Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).
  • Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.
  • В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков - за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек - за представителя противоположного пола.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.

Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.

Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.

Выделяют следующие типы увлечений подростков:

  • интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу - музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
  • телесно-мануальные - связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
  • лидерские увлечения - поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
  • накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
  • эгоцентрические - любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
  • азартные увлечения - картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
  • информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Центральное новообразование – «чувство взрослости».

Введение.

Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е формальная жесткая логика овладает умом подростка. Именно так: не он овладает этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антонагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок.

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия.

Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.

В своем реферате я хочу рассмотреть не только развитие психики в подростковом возрасте, но и проблемы которые могут коснуться подростка в этот достаточно трудный период: «Социально-психологические особенности подростков, как причина нарушения поведения», «Познавательные процессы», «Формирование личности».

Глава I пункт 1

Социально – психологические особенности подросткового возраста как причина нарушения поведения

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название “подросткового комплекса» , а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза»

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухими мудрствованием.

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция E.Erikson(1968) о « кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования « сверх - Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придаётся самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков. По мнению G.Nissen (1971), пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности, также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводит как следствие «эдипова комплекса», как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессия и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации. С нашей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. Кризис сексуальности объясняется по З. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Реакция эмансипации

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших- родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин «реакция эмансипации», нам представляется, более точно отражает суть явления, чем «кризис авторитетов».

Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или в стае. Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку).

Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно».

Реакция эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».

Реакция группирования со сверстниками

Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен.

C. Haffter полагает, что распространение в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые “банды” с социологической точки зрения явление отнюдь не новое, а скорее архаическое.

Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи «подросткового возраста» образуют отдельные временные стада. Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляции от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии, таким образом, не удается. Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также может служить моделью для изучения подростковых групп, возникших и функционирующих по социо-психологические закономерностям. Эти закономерности ещё недостаточно изучены.

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё.

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.

Отрочество -- этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10--11 до 13--14 лет, совпадающий в современной школе с временем обучения детей в V--VIII классах. Понятие отрочества объединяет младший и средний подростковый возраст, а также начало старшего подросткового возраста.

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10--11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11 -- 12 лет) и старшем (13--14 лет) подростковом возрасте. Основная особенность подросткового периода -- резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности -- ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности -- в самоутверждении, общении -- не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых.. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы. Поэтому характеристики этой группы, формирование коллектива класса и других групп, в которые входит подросток, имеют существенное значение.

Отрочество -- время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии -- способности делать предметом своей мысли саму мысль, дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания. Центральное личностное новообразование этого периода -- становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие -- уникальность и неповторимость.. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими -- взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки себя и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд -- «изнутри». Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я-идеальном».

Рассмотрим, как происходит психическое развитие подростков. Понятие «подростковый возраст» означает время между пубертатом и 18 годами. Многие эксперты в настоящее время растягивают подростковый период до 20 лет. Этот период жизни начинается с соматических изменений, свойственных пубертату, которые являются признаками окончания детства. Подростковый возраст заканчивается, когда индивидуум овладевает ролью взрослого человека, как, например, работа, достижение финансовой независимости или вступление в интимные отношения.

Психоаналитик Эрик Эриксон определяет подростковый возраст как неизбежный «кризис развития». Перед молодыми людьми в этот период стоят следующие задачи: поиск самоидентификации, обретение товарищества (вхождение в какой-либо коллектив сверстников), отделение от семьи, планирование будущего, переживание первой любви и первого секса. Эриксон упоминает также о способности подростков полностью посвящать себя кому-либо или чему-либо, как это хорошо описал, а затем и показал Роберт Линднер в книге и одноименном фильме «Разве они не ведают, что творят?». По Эриксону, перспектива «найти себя» и опасность «себя потерять» ни в одной другой стадии жизненного цикла так не связаны друг с другом, как в подростковом возрасте.

Психическое развитие подростков. Период «бури и натиска» – так должно быть?

Фаза «бури и натиска» глубокий психический переворот, сопровождающийся склонностью к резким переменам настроения, неустойчивостью мыслей и оппозиционностью. Некоторые специалисты придерживаются гипотезы, что этот период не только типичен для нормального развития подростка, но обязателен и необходим. В понимании Анны Фрейд, дочери Зигмунда Фрейда, подросткам, не пережившим состояние «бури и натиска» с большим трудом дается расставание с родителями и развитие собственной идентичности.

В новейшее время исследования Даниэля Оффера подвергли пересмотру это понятие. Изучение тысячи молодых людей среднего и старшего школьного возраста показало, что большинство нормальных подростков получают удовольствие от жизни, при нормальных обстоятельствах способны к позитивной самооценке и чувствуют себя свободными и раскованными, при этом у них не отмечалось серьезных конфликтов в семье.

У значительной части молодых людей подросткового возраста обнаруживается неуверенность и нерешительность при разрешении своих проблем. 20% опрошенных подростков испытывают психические проблемы различной тяжести, жалуются на эмоциональную опустошенность, часто переживают смущение, страх, депрессию. Многие подростки перерастают эту фазу развития и, повзрослев, становятся здоровыми молодыми людьми. Этот процесс может быть облегчен с помощью психотерапии.

У небольшой группы молодых людей тяжело протекающий подростковый период может означать начало серьезных психических проблем, например шизофрения, депрессия и биполярные (маниакально-депрессивные) расстройства.

Ранний подростковый возраст

В раннем подростковом возрасте (обычно в период между 12 и 14 годами) происходит становление личности молодых людей. Задачи, которые они должны разрешить в этом возрасте, заключаются в следующем:

Ослабление связи с родителями. В начале подросткового возраста усиливается поиск ролевых образцов среди учителей, друзей и актуальных для данного времени героев и героинь. Они идентифицируют себя с этими людьми и используют их как образец для себя, в соответствии с этим стремясь стать независимым индивидуумом.

Психологическая переработка прежних психических травм. Подростки возвращаются к травматизирующим событиям их детства. Это может быть осознание того, что их родители имеют определенные человеческие слабости, возврат к переживаниям, связанным со смертью одного из родителей и др.

Установление непрерывности происходящего. В этом возрасте подростки рассматривают прошлое, настоящее и будущее в единых рамках. Развивается осознание непрерывности и взаимосвязи их прежних чувств, пережитых событий и истории их семьи. Взаимосвязь между прошлым и будущим становится для детей в данной стадии развития их жизни очевидным.

Укрепление сексуальной идентификации. Осознание своей роли девочки или мальчика – важный аспект самосознания, и его становление начинается еще в первые годы жизни. Целью зрелого индивидуума является переживание спектра любовных отношений и установление интимной связи с партнером противоположного пола.

Последовательность наступления психологической и сексуальной зрелости Гормональные и анатомические изменения возникают преимущественно между 11 и 15 годами. Они могут вызвать растерянность у подростка и иногда приводят к мучительным конфликтам, прежде всего у детей, которые созревают быстрее или медленней, чем их сверстники. Девочка, у которой развилась грудь и стали расти волосы на лобке, рада тому, что становится похожей на свою старшую сестру. Однако она обескуражена тем, что выглядит иначе, чем ее одноклассницы. Быть может, она переживает прощание с детством и то, что уже не может получать удовольствия от детских игр и пользоваться прежней заботой своей семьи? А может быть, она считает, что, вступив в сообщество взрослых, она должна чем-то «пожертвовать» для того, чтобы быть как все девушки? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что отдельные экстремальные случаи повышенного чувства голода и анорексии (влечения к похуданию) представляют стремление сохранить детское строение тела.

Психическое развитие подростков. Менструации. Первая менструация имеет глубокое значение для девочек. Как признак сексуальной зрелости, она заставляет задумываться о потенциальной роли их пола, о выполнении функций жены и матери. Первая менструация может стать даже травматизирующим событием, если девочка раньше не получала исчерпывающей информации об этом.

Отношение юной девушки к менструации, сексуальности и женской роли в значительной степени формируется под влиянием убеждений матери. Старшие сестры, школьные коллеги, подруги и учителя оказывают на нее в этом отношении лишь ограниченное влияние. Девушки воспринимают и чувствуют не только то, о чем ей сообщает мать о женской сущности, но также судит об этом по коммуникативным жестам, отношению матери к мужу и другим мужчинам, по тому, о чем мать умалчивает. Если мать игнорирует это событие или постоянно говорит о менструации как о неприятном и тягостном событии, то и дочь будет относиться к этому событию так же. Такое отношение отражается на поведении молодой женщины в период ежемесячных соматических недомоганий.

Если мать выражает мнение, что женщины некомпетентны, должны «стелиться» перед мужчиной и прислуживать ему, то у дочери это может вызвать негативное чувство не только по отношению к менструации, но и ко всему специфически женскому.

Ночное семяизвержение (поллюции). В начале пубертатного периода у мальчиков 9 – 10 лет во время сна иногда возникает семяизвержение, которое обычно бывает во время сновидения с эротическим содержанием. Многие мальчики делятся друг с другом этими переживаниями. Вероятно, они узнают о значении этих «влажных сновидений» от своих старших братьев, соучеников или товарищей по лагерю отдыха. Некоторые не имеют представления о том, что с ними происходит и беспокоятся по поводу того, что с ними «не все в порядке».

Мастурбация. Хотя для мальчиков и девочек самоудовлетворение (мастурбация) есть форма экспериментирования с новым для них пробуждением полового влечения, они при этом остаются невинными и держат этот «эксперимент» под контролем. Перед тем как вступить в интимные отношения с другим человеком, подросток должен сначала ознакомиться со своими интимными соматическими реакциями и научиться каким-то образом регулировать как сексуальное напряжение, так и сексуальную разрядку.

Хотя родители в наше время относятся к мастурбации более терпимо и с большим сочувствием, чем прежде, некоторые подростки до сих пор имеют о мастурбации ложные и полные страха представления. Чувство вины, особенно в связи с мастурбационным фантазированием, может противостоять естественному желанию. Кроме того, стыд и чувство вины могут отрицательно влиять на самоуважение и собственное достоинство подростка. Так как подростки вряд ли откровенничают в этих вопросах, родители должны найти соответствующий подход и тактично объяснить детям, что мастурбация и познание собственной сексуальной реактивности – это нормальное явление.

Сексуальное желание. В этот период развития даже на первых его фазах имеется существенное различие между мальчиками и девочками одного и того же возраста. Девочки в этом отношении опережают мальчиков на два или три года. Секс для четырнадцатилетнего мальчика прежде всего «испытательный полигон» или средство преодоления беспокойства, связанного с возможной гомосексуальностью. Для девочек постепенное отделение и отдаление от родителей означает начало приобретения опыта в поисках новых людей, которым они дарят свою любовь, тепло, доверие и уважение.

12 – 14-летние подростки проявляют интерес преимущественно к переменам собственного тела. Новые и ошеломляющие их сексуальные побуждения могут вызвать страх, в частности если у мальчика во время танца возникает эрекция или у девочки появляется беспокоящее ее ощущение раздражения клитора.

Для удовлетворения своего любопытства или для преодоления страха подростки сравнивают друг с другом свои тела и обмениваются сведениями о мастурбации или о подробностях месячного кровотечения. Связь со сверстниками пока что ограничивается одним полом. Обычно это две «лучших подружки» или «лучших друга».

Гетеросексуальные эксперименты (сексуальные отношения с другим полом) в этой ранней стадии развития еще не истинная интимная связь. Они просто позволяют подросткам подробно ознакомиться с новыми телесными ощущениями.

Поведение родителей может обострить сексуальные конфликты подростков. Так, отец, который часто непринужденно целовал и обнимал свою дочь, внезапно может обнаружить, что сжимает в своих объятиях зрелую молодую женщину, весьма сексапильную и возбуждающую его. Оба почувствуют неловкость и не будут повторять объятия впредь. Или мать, которая раньше не задумываясь расхаживала перед сыном полураздетой, может почувствовать, что возбуждает в своем сыне-подростке сексуальный интерес, так как он реагирует на ее вид смесью эмоций от возбуждения до робости.

Средний подростковый возраст

Хотя они и желают быть свободными, полузрелые личности в возрасте от 14 до 18 лет еще зависят от своих родителей и сильно связаны с ними. В этом возрасте подростки внезапно и окончательно устанавливают связь с новым кумиром, идентифицируя себя с ним (учителем, тренером, рок-звездой или спортивным идеалом). Они также очень зависят от мнения своих товарищей и каждый недостаток внешности или поведения может спровоцировать утрату самоуважения.

Очень важно, чтобы родители проявляли понимание и тактичность по отношению к своим детям при изменении их поведения, дружеских привязанностей, прически или профессиональной ориентации. До тех пор пока подросток не утрачивает способности справляться со своими повседневными психическими проблемами, такое изменение поведения обычно не дает оснований для беспокойства. Один подросток окрасил свои волосы в фиолетовый цвет и обрил половину головы, однако по вечерам продолжал ужинать вместе со своей семьей, был в хорошем настроении и не отставал в школе, поэтому его семья проявляла терпимость к прическе. В то же время родители не должны пренебрегать своим авторитетом.

Сексуальное поведение

Проведенные в конце 80-х годов исследования установили, что свыше 40% всех девушек-подростков и 60% юношей до наступления 17-летия имели опыт половых контактов. Подростки с благоприятным семейным окружением и хорошей успеваемостью в школе имеют ограниченный сексуальный опыт.

Большинство подростков благодаря таким связям укрепляются в своей сексуальной идентичности и гетеросексуальной ориентации. Некоторые молодые люди, однако, не имеют четкого представления о своей сексуальной ориентации. Они накапливают сексуальный опыт обоих полов. Небольшой процент подростков с раннего детства проявляет гомосексуальные склонности.

Неуверенность подростка в своей сексуальной принадлежности вовсе не патология. Если они экспериментируют с гомосексуальным поведением, то это не означает, что их автоматически следует отнести к гомосексуалистам. Подростковый возраст – это время проб и экспериментов. Сексуальная активность и поиск собственной половой идентичности – это опыт, необходимый для перехода к взрослому возрасту.

Если проблемы сексуальной идентификации или неразбериха в этих вопросах отражаются на школьной успеваемости или в поведении подростка, следует проконсультироваться у психолога. При возникновении проблем, связанных с сексуальной ориентацией, психотерапевт, к которому обращаются за советом, должен быть достаточно опытным и компетентным.

Психическое развитие и способность к суждениям

Средний подростковый возраст – это время, когда в интеллектуальном развитии происходят существенные изменения. Швейцарский психолог Жан Пиаже характеризует этот период возникновением способности к абстрактному мышлению и умения делать обоснованные выводы из гипотез. У подростков развивается способность к выработке своих взглядов и обоснованных суждений.

Интеллект и способность к суждениям развиваются не всегда в одном и том же темпе. Так, подросток может решать сложные математические задачи или аргументировано излагать тезисы о тенденциях исторического развития, и в то же время в повседневной жизни не может разумно себя вести и владеть своими чувствами. Может случиться, что высокоодаренный подросток возьмет без спроса семейный автомобиль и помчится к своей подруге, не обращая внимания на дорожные знаки. Вероятно, он верит, что с ним «ничего не может случиться». Точно так же юная девушка, вступая в сексуальный контакт, верит, что не забеременеет и поэтому не использует противозачаточных или контрацептивных средств.

Родители могут испытывать большие трудности, со всем своим красноречием и аргументированностью призывая к благоразумию своих детей, не желающих осознавать последствия своего поведения. Важно, чтобы родители принимали активное участие в том, чтобы привести чувства подростка в соответствие с реальностью и чтобы их доводы оставили след в его сознании.

Прошлое проходит, сменяясь движением вперед

Когда подростки уже способны мыслить абстрактно, формируется окончательное представление об их прошлом и развивается представление о будущем.

Некоторые подростки переживают так называемую фазу печали с воспоминаниями о том, как было тепло, уютно и хорошо в детстве в родительском доме. Они знают, что скоро покинут родительский дом для продолжения учебы и приобретения профессии, должны будут установить новые связи и привязанности. При этом они, с одной стороны, горят желанием познать новый для себя мир, а с другой – подавлены и охвачены тревогой.

Установление персональных представлений о ценностях

В среднем подростковом периоде молодые люди спорят друг с другом относительно системы ценностей, переданных им родителями и анализируют эти ценности. Вначале они соглашаются с религиозными представлениями, сомнениями и моральными оценками своей семьи. Однако вскоре начинается выработка собственных представлений, отличающихся от прежних. Совесть молодого человека теперь неотъемлемая часть его собственной идентичности. Он уже не хочет пользоваться длинным каталогом ценностей, установленным из-за страха перед порицанием или неодобрением родителей. Для того чтобы иметь самостоятельное мнение о каждом предмете дети нередко даже экспериментируют с наркотиками или алкоголем. Стремление к знаниям не означает, однако, что родители должны попустительствовать подобным экспериментам. Напротив, они должны постоянно разъяснять детям свое собственное мнение.

Поздний подростковый возраст

Поздний подростковый возраст устанавливается между 18 и 20 годами. Это время, когда процесс отделения от родителей обычно заканчивается. Молодой человек начинает ставить перед собой конкретные реалистические цели при устройстве на работу и стремится установить серьезные интимные связи. В то время как подростки среднего возраста приобретают сексуальный опыт, не будучи к этому подготовленными, зрелые молодые люди способны к истинной интимности.

Первая любовная связь всегда особенная, о ней вспоминают на протяжении всей последующей жизни. Нередко молодые люди сгорают от страстной любви, не решаясь рассказать о ней. В состоянии влюбленности молодые люди расценивают свои страстные чувства как единственные и неповторимые, они боготворят предмет своей любви. Любовь может стать еще более глубокой, когда возникает истинная интимная связь. Однако чаще случается так, что подросток быстро меняет свои любовные привязанности.

Статьи по теме: