Модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Правила воспитания по гендерному признаку

Что такое «гендер»? Термин подразумевает социальный пол индивида, который создается благодаря воспитанию. Понятие включает в себя психологические, культурные отличия между женщинами и мужчинами.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей в детском саду и семье заключается в особой организации Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.

Гендерные детские типы

Половое различие включает в себя следующие составляющие: когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:

  1. Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений.
  2. Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом.
  3. Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите.
  4. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.

Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или

Проблема гендерного воспитания

Отметим следующий ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного образа своего пола:

  1. Феминизация мужчин и эвирация женщин.
  2. Снижение чувства гендерных отличий.
  3. Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
  4. Проблемы в личной жизни.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.

Гендерное воспитание для воспитателей детских садов

Работа с детьми в должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых - на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам - тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр.

Музыкальное развитие

Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам - мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Спортивное развитие

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование немного тяжелее. Успешное гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста основывается на том факте, что для девочек характерно ближнее зрение, а для мальчиков - дальнее. Поэтому последним нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым видом спорта нужно акцентировать внимание на его половую принадлежность.

Участие родителей в гендерном развитии

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении полноценного развития ребенка, и здесь они могут обратиться к воспитателям. Педагог может пригласить мам и пап для участия в совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома. Для просвещения родителей в детских садах устанавливают стенды, на которых расписана актуальная информация по развитию чад. Залогом правильного формирования знаний о половых различиях является проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы семейных талантов, знакомство с профессиями родителей, спортивные состязания. по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.

Подводя итоги

Гендерный аспект в является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, . А также спортивные кружки для девочек: , .
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, ), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, . У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

Елена Твердюк

Понятие о гендерном воспитании.

Гендерное воспитание –формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей, ребенок должен усвоить половую роль, чтобы определяли мальчика как мужнину, а девочку как женщину.

Гендерное и половое воспитание

Гендерное воспитание» -как термин используется в педагогике- это социальный пол человека, «формируемый в процессе воспитания личности человека.

Половое воспитание – воспитание основного знания, прежде всего физиологических особенностей. Полового развитие детей, т. е какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие отклонения от нормы?

Актуальность

«Направление на нравственное воспитание, поддержку семейный ценностей (формирование традиционных гендерных представлений)»- главная цель в достойном воспитании гражданина нашей Родины.

Цель: Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Цель : Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Задачи :

Создать организационно- педагогических условия для воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.

Выявить особенности гендерных представлений у детей младшего дошкольного возраста и охарактеризовать поведение в различных видах деятельности детей в условиях ДОУ.

Использовать систему адекватных средств в воспитательной работе, которая способствует формированию гендерной принадлежности у детей и вызывает положительное отношение к своей половой принадлежности.

Систематизировать работу с родителями по вопросу:«Гендерное воспитание» ребенка в ДОУ и дома.

Признаки гендерной несформированности идентичности ребенка.

Предпочтение игрушек в игровой деятельности другого пола (девочки любят играть с машинами- мальчики играют в куклы)

Желание ребенка одеваться и наряжаться в одежду авторитетного члена семьи противоположного пола.

Желание ребенка подражать и вести себя на равных с человеком или членом семьи противоположного пола (замена матери-отца)

Психологические отличия детей

Мальчики :

Развито правое полушарие (анализ зрительных образов)

Преобладает кратковременная память.

Абстрактное мышление

Легкая адаптация к окружающей среде

При оценивании важно, что оценивается

Развита мелкая моторика.

Физически сильнее. Здоровье слабее

Девочки :

Развито левое полушарие (отвечает за речь и письмо)

Преобладает долговременная память

Наглядно- образное мышление

Легче переносят стресс.

При оценивании (важно кто оценивает)

Большая выносливость. Крепкое здоровье

Развита крупная моторика

Высокая кожная чувствительность

Организация повышения квалификации педагогического персонала в ДОУ.

Семинары и практикумы:«Роль ДОУ в гендерном воспитании детей младшего дошкольного возраста».

Сообщение педагогов педагогическом совете на тему:«Учет интересов мальчиков и девочек при создании предметно- развивающей среды».

Консультация для педагогов «Новые формы и методы работы по воспитанию будущего семьянина у детей дошкольного возраста».

Смотры- конкурсы: «Педагогические идеи в гендерном воспитании ребенка в условиях ДОУ»

Требования к созданию предметно-развивающей среды.

Ведущая роль- игровая.

1. Учет закономерностей психологического и психического развития детей, показатели здоровья, уровень речевой активности ребенка, показатели эмоционально- потребительской сферы.

2. Цветовая палитра- использование пастельных тонов, при окрашивании стен, зонирования групповой комнаты.

3. Безопасность использования материалов в образовательной, игровой деятельности, закрепление мебели.

4. Наполняемость группы исполняют образовательную, развивающую, коммуникативную функцию.

5. Элементы декора должны быть легко сменяемые.

6. Предметно- развивающая среда меняется от требований общеобразовательной программы, периода обучения, возрастных особенностей ребенка.

7. Служит абсолютному удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

8. Учет роста ребенка при оформлении и зонировании группы- «Глаза в глаза».

9. Использование разновысотной мебели (горки, стенки, стеллажи, полкт и т д.)

Условия для создания предметно-развивающей среды

Игровой центр для девочек :

«Салон красоты».

«Ателье».

«Кукольный домик»

Игровой центр для мальчиков :

«Юный строитель»

«Безопасная дорога»

«Автосевис»

Совместная игровая деятельность :

«Медицинский центр»

«Супермаркет»

Уголок природы

Музыкальный центр

Уголок сенсорного развития

Дидактический материал (пазлы большого размера)

Ценр физического развития

Реализация гендерного воспитания –создание предметно-развивающей среды

Любимые игрушки

мальчиков:


Любимые игрушки


Внесение маркеров и атрибутов, направленные на развитие гендерных представлений :

Это наши шкафчики :



Туалетная комната :



Атрибуты для занятий :



Познавательное развитие

Беседы на тему :

«Кто я мальчик или девочка?»- формируем у ребенка мужских и женских качествах и способах поведения.

«Чем я помогаю дома маме, папе.»- формируем представления детей о трудовом воспитании и разделении женского и мужского труда

«Кем работают родители»,

«Я вырасту таким как мама, как папа.»- формирование представлений с социальных ролях в обществе и семье, закреплять положительные взаимоотношения между будущими мужчинами и женщинами

Нам читают

При прослушивании художественных произведений, у ребенка происходит усваивание гендерного поведения, характерные для мальчиков и девочек.

1Произведения, несущие в себе модель для женского подражательного поведения («Волк и семеро козлят»)

2. Произведения, несущие в себе модель мужского подражательного образа (Мальчик с пальчик, «Лиса изаяц»)

3. Произведения, формирующие добрые, счастливые семейные отношения. («Теремок», «Рукавичка»)

Мы читаем сами

Любимые произведения


Рассматриваем иллюстрации


Наш книжный уголок


Музыкальное

воспитание

«Мы танцуем



Театрализованная

деятельность

«Колобок»



Формирование толерантного

отношения друг к другу

«Наши дети очень дружный


Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Одень мальчика», «Одень девочку»

«Подбери головной убор»

«Профессии человека- женские и мужские»

«Раскрась одежду девочке, раскрась одежду мальчику»

Подвижные игры:«Гуси- лебеди, Краски, Каравай, Карусель…»

Игровая деятельность

"игра-наше любимое занятие"



Физическая деятельность «Очень ловкие смелые, конечно же умелые»



Хозяйственно-бытовой труд



Роль семьи в гендерном воспитании.

Мать :

Формирует гуманистические черты характера (проявляет заботу)

Проявляет ласку, доброту

Выражает глубокую привязанность к родным

Раскрывает красоту, дает готовые ответы

Является подражанием для для будущего поведения девочки.

Отец :

Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость

Способствует формированию самооценки

Учит обобщать, делать выводы.

Развивает коллективизм и стимулирует на поступки.

Является ролевой моделью для ребенка в дальнейшей жизни

Работа с родителями.

Информационная (консультации, буклеты, объявления)

Коммуникационная (родительские собрания, беседы, участия в конференциях, праздниках «Международный женский день, День матери. 23 Февраля, 9 мая…», посещения на дому, выезд на природу, посещения зоопарков, музеев, организация субботников,


Вывод

Формирование гендерной устойчивости дошкольника зависит:от воспитательного процесса в дошкольном учреждении, компетентной подготовленности педагогического персонала и семьи, с моделью межличностных отношений, поведения взрослого, как пример для подражания, с их традициями и установками.

Кувшинова Светлана Евгеньевна

зам. заведующей по воспитательно-методической работе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12 «Колокольчик»

г. Егорьевск, Московская область

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста?

Аннотация. В статье рассматривается гендерное воспитание детей дошкольного возраста. Ключевые слова: гендер, дошкольный возраст, гендерная компетенция, толерантность, эмоции.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Поэтому вопрос «Гендерное воспитание в дошкольном возрасте» показался нам интересен.

Одной из актуальных педагогических задач в работе с дошкольниками является построение воспитательного и образовательного процессов в соответствии с полом ребёнка. Поэтому гендерное воспитание дошкольников - очень важный процесс.

Гендер - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается .

Ребёнок рождается с определённым биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребёнок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребёнка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении .

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, ли-

шены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра .

Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста:

Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.

Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.).

Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, жен-ского/мужского своеобразия.

Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребёнку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.

Мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей и родителей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.

Задача педагогов состоит в том, чтобы самим понять суть этих вопросов и объяснить родителям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

Но в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений гендер-

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ные особенности детей учитываются не на должном уровне.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

В нашем исследовании мы использовали методику «Разработка технологий воспитания с учётом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» .

Возрастной период детей 3-4 лет многие называют нежным. Возможно, это связано с тем, что малыши этого возраста очень внешне привлекательны. Взрослые, очарованные ими не могут не восхищаться открытым взглядом, живой мимикой, забавными действиями и непосредственными поступками. Смотреть бы только на них и радоваться!

Вместе с тем, именно в этом возрасте у воспитателей и родителей при общении с детьми начинают появляться проблемы: не слушается взрослых, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию по отношению к взрослым и детям и т.п.

Это объясняется проявлением кризиса трёх лет, т.е. тем, что между взрослыми и ребёнком возникает кризис социальных отношений, в процессе которого происходит отделение ребёнка от взрослого, появляется желание проявить своё «Я», в результате чего возникают и приобретают определённую динамику желания и стремления ребёнка действовать самому, как взрослые люди: в играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Значит, к 3-4 годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я - мальчик, я - девочка.

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок начинает сознательно различать людей по полу, опираясь при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.)

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения .

Младшие дошкольники 3-4 лет для развёртывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающих «полную воображаемую ситуацию», причём наиболее значимы для этого возраста предметы оперирования.

Мы заметили, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие

от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей мы уделяем подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков и девочек .

Под руководством воспитателя девочки этого возраста могут осуществлять уход за куклой - «дочкой» в воображаемом плане, «приготовить обед», постирать бельё кукол.

Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, мы сможем перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек выполнения в игре социальных функций.

Для девочек были приобретены такие игры, как «Будущий модельер», «Домино для девочек», в которые девочки с удовольствием играют в свободное от занятий время.

С мальчиками педагоги обсудили расположение игрушечного «автопарка» и наборов игрушечных инструментов для маленьких «автослесарей». Во многих семьях наших воспитанников есть машины, поэтому мальчики этого возраста охотно выполняют игровые действия с полосатым жезлом, надевают на себя плащ-накидку, фуражку, в старшем дошкольном возрасте мальчики принимают на себя роль сотрудника ГИБДД, который останавливает «машины» и просит водителей предъявить документы. За превышение скорости, тем кто не пристёгивается ремнём к сидению машины и за другие нарушения - «милиционер» выписывает штраф.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала . Мальчики этого возраста, вначале под руководством воспитателя, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Предлагаем сконструировать большую машину, самолёт, пароход, вагон поезда и т.п. Мальчики рады, что им поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы учитываем, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываем их игры, а лишь направляем игры мальчиков в нужное русло.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки форми-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

руют у ребёнка способность к изобретательству и техническому конструированию.

Игра в машинки даёт представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определённых черт - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей 3-4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребёнок имел возможность многократно подтверждать то, что она - девочка, а он - мальчик.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребёнка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках - женственность.

При организации и проведении занятий мы учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Также девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Поэтому мы строим учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребёнок будет успешен.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Мы учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даём детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Мы стараемся учитывать это, и выслушиваем ответы мальчиков после ответов девочек.

Нами было установлено, что в возрасте 3-4 лет половая и гендерная принадлежность интенсивно формируются в изобразительной деятельности.

Рисование способствует половой самоидентификации ребёнка, управляет его эмоционально-смысловым поведением.

В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них - принадлежность ребёнка к определённому полу и степень его сензитивности к половым различиям.

Общая направленность на подобие своему полу придаёт определённое содержание рисункам ребёнка: мальчики рисуют дороги с мчащимися автомобилями, самолёты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

На физкультурных и музыкальных занятиях цель и задачи занятий формулируются также с учётом половой принадлежности детей . На физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений. На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учётом пола детей.

В свободное от занятий время, при проведении индивидуальной работы с детьми по закреплению пройденного материала на занятиях по математике мы предлагаем выбрать тот раздаточный материал, который интересен детям: девочки хотят посчитать кукол, мальчики - машинки и т.д.

При наблюдении за детьми 3-4 лет и описывая интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» (раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу») мы пришли к следующим выводам:

В начале учебного года лишь у 20% воспитанников были сформированы первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные); лишь 15% детей проявляли уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

К концу учебного года, после проведённой работы в данном направлении эти показатели изменились: у 55% воспитанников сформированы первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

девочки нежные, женственные); 45% детей проявляют уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, проявляют инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм (рис.1).

Интерес представляет то, что у 32% мальчиков, посещающих наш детский сад, неполные семьи. А ведь лишённые в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искажённое представление о мужском поведении

3 0% -f 2 0% - -10% -0% -4-

первичные гендерные п редставления

уважительное отношен ие к сверстни кам

■ начало года

■ конец года

Рис.1. Показатели сформированности интегративного качества

Мальчик и девочка - два разных мира

Ни для кого не секрет, что для полноценного развития маленького ребёнка необходимым является сотрудничество взрослых: педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей. Наш опыт работы показал, что нужно искать новые пути сотрудничества с мамами и папами, в том числе, по вопросам воспитания девочек и мальчиков. Как же приняли родители гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков?

В результате анкетирования родителей, мы увидели, что на вопрос: «Считаете ли вы, что девочку и мальчика надо воспитывать по-разному?», 69% родителей ответили: «да», но при этом только 16% родителей знают, как это делать, 15% родителей ответили, что воспитывают одинаково.

Знакомство родителей с психологическими и физиологическими особенностями девочек и мальчиков на родительском собрании «Наши девчонки и мальчишки. Какие они?», обсуждение проблемы «Роль отца (матери) в воспитании девочек (мальчиков)» на консультациях для мам и пап положительно повлияли на отношение родителей к девочкам и мальчикам и позволили нам установить доверительные отношения с родителями воспитанников.

и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать. Такие мальчики часто менее зрелы и целеустремлённы, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, более робки.

Воспитывая настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать одиночества и неустроенности.

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 320 с.

2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000. 382 с.

3. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

4. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Лидер, 2005. 321 с.

5. Коломинский Я. С. Мальчики и девочки. Знание-сила. М.: Владос, 2001.289 с.

6. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.- № 5.- С.75-78.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

Введение

Проблема гендерного воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Внимание общества и государства к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных - у девочек и девушек.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

· объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;

· необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия гендерного равенства будет реализована в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада.

Объектом исследования я выбрала процесс воспитания дошкольников.

Предметом - гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние гендерного воспитания дошкольников.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

· Сформулировать понятие, цели, задачи и структуру гендерного воспитания;

· Проанализировать теоретическую и практическую литературу по данной проблеме;

В данной работе использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение и систематизация полученной информации.

Теоретические основы гендерного воспитания дошкольников

Понятие гендерного воспитания

Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждлась педагогами с начала двадцатого века и до 1930-х гг.

Однако вскоре большее распространение получили идеи "бесполой" педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания. И только начиная с 1990-х гг. Гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

На современном этапе достижение гендерного равенства является одним из основных факторов устойчивого человеческого развития. Вопросы гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин были включены в повестку дня всех наиболее важных конференций ООН, включая Саммит тысячелетия, прошедший в 2000г. в Нью-Йорке. Данное событие явилось самым представительным собранием на высшем уровне, созванным для обсуждения вопросов мира и развития.

Гендерное воспитание дошкольников является сложным, многосторонним процессом. Оно осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, Нравственное воспитание - это "целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества".

Современное общество ставит перед государством стратегические задачи:

· Создание эффективно действующей системы гендерного образования.

· Создание условий для организации широкомасштабного гендерного просвещения для всех слоев населения.

· Разработка учебных программ в области просвещения по правам человека с учетом гендерного аспекта.

· Проведение исследований по вопросам гендерного равенства с целью мониторинга существующих программ.

Согласно "Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы", гендерное воспитание дошкольников необходимо, так как дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.

Механизм нравственного воспитания складывается из: знаний и представлений; мотивов; чувств и отношений; навыков и привычек; поступков и поведения. Совокупность этих компонентов формирует нравственное качество. Задача взрослого - "определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру прошла безболезненно".

Согласно "Стратегии гендерного равенства", гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними.

Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).

Гендерный подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку в данный конкретный культурно-исторический период.

Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку.

Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и данной исторической ситуации. Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста.

Гендерное развитие - это непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат гендерного воспитания и развития - формирование позитивной гендерной идентичности.

Позитивная гендерная идентичность - это такая совокупность знаний и представлений ребёнка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе, как к представителю определённого пола, которое обеспечивает ребёнку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.

Это понятие включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный отражает знания и представления ребёнка о себе как о представителе определённого пола ("образ Я"). Эмоциональный представляет собой оценку и отношение ребёнка к себе как к мальчику или девочке(самооценка). Поведенческий описывает вероятную поведенческую реакцию, конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.

Под гендерным равенством подразумевается равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций.

Гендерные предрассудки - стереотипы о существовании превосходства или неполноценности, органически связанных с половой принадлежностью и так называемым "предназначением полов".

А дискриминация по признаку пола - это любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации в современном обществе.

Исходя из этого, можно сформулировать определение гендерного воспитания, как целенаправленный процесс усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающий в будущем гендерное равенство и отсутствие дискриминации по половому признаку.

Цель гендерного воспитания ребёнка (в широком значении) означает:

1. Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

2. Формирование определенной модели поведения;

3. Правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе.

Для реализации стратегии гендерного равенства государством был предпринят ряд мер: проведена гендерная экспертиза учебников средних общеобразовательных школ; выявлена гендерная асимметрия, которая закрепляется и воспроизводится в сознании детей, при этом усваиваются устаревшие стереотипные роли мальчиков и девочек; разработаны учебные программы по гендерному образованию для предшколы (6-7 лет), 1-4 классов и студентов вузов.

Вместе с тем все проводимые мероприятия носят разрозненный характер. Необходима продуманная политика по гендерному образованию и правовому просвещению.

Статьи по теме: