Конспект занятия по рисованию дымковская барышня. Тема: «Дымковская барышня»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

(Рисование)

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

на тему:

«Дымковские барышни»

Возрастная группа : подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Тема НОД : «Дымковские барышни».

Ведущая образовательная облас ть: Художественно-эстетическое развитие

Цель. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи.

Обучающие:

Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

Формировать умение украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор;

Самостоятельно выбирать приемы и элементы рисования дымковской росписи: круги, решетки, линии, волнистые линии, кольца, овалы, круги, точки;

Подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; закреплять приёмы рисования гуашью.

Развивающие:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности дымковских изделий;

Развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность.

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Форма организации: групповая, индивидуальная

Форма реализации детских видов деятельности: рассматривание дымковских игрушек, беседа о дымковском промысле, рисование, физминутка.

Оборудование:

Раздаточный: альбомный лист, краски гуашевые, кисточки №4и №2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек;

Демонстрационный: дымковские игрушки, аудиозапись русских народных мелодий, письмо, посылка, лист ватмана с изображением травы и цветов для оформления и размещения силуэтов дымковских барышень.

Ход НОД.

Вводная часть

Воспитатель: Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке. Давайте его прочитаем. Тут написана загадка, которую нужно отгадать.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

Воспитатель:

Дети, как вы, думаете о каких игрушках эта загадка. (О дымковских).

Дети, а вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке? Посмотрите, что это за игрушки? (Дымковские).

Основная часть

Рассматривание дымковских игрушек.

Посмотрите, хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!

А вот другая девица-душа тоже очень хороша,

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки и вокруг – кружочки.

Как лебедушка плывет, и ребеночка несет.

А эта девица зовется Водоноска.

За колодезной водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Воспитатель:

Каким узором украшены юбки у барышень? (Ответы детей).

Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).

Покажите в воздухе движения, какими вы будете выполнять элементы узоров дымковской росписи. (Дети показывают плавными взмахами руки).

Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Какими цветами пользуются дымковские мастера? (Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

Как одним словом можно сказать про цвета, краски? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Вы заметили, что элементы чередуются, и получается узор. Элементы росписи не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны повторяться, чередоваться.

А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.

Физкультминутка.

«Мы матрешки не простые,

(руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные,

(руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас,

(руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз.

(глазки на ладошке показать)

Воспитатель:

- Немного отдохнули. Пора нам браться за работу. Сегодня мы будем украшать узорами бумажные силуэты дымковских барышень. Выбирайте себе понравившийся силуэт дымковской барышни. Вы можете украсить своих барышень узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком). Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барышню. (Дети выбирают силуэты дымковских барышень вырезанных из бумаги).

Воспитатель:

- Присаживайтесь на свои рабочие места, вы превращаетесь в мастеров-художников, а чтобы мастерам было интереснее расписывать силуэты дымковских барышень, я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.

Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ, д аёт индивидуальные объяснения по ходу работы).

Заключительная часть

Воспитатель:

Давайте сделаем хоровод из наших барышень. (Дети приносят рисунки и выставляют в хоровод на листе ватмана с фоном неба и травы).

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знание о промысле.
  2. Учить лепить фигуру барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошник, оборки и прочее) .
  3. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.
  4. Продолжать учить детей круговыми движениями ладоней раскатывать пластилин в шар.
  5. Закреплять умение скатывать «колбаску» и расплющивать его кончиками пальцев, по краю наносить «узор» с помощью пальчика; украшать изделие.
  6. Развивать эстетическое восприятие от аккуратно выполненной работы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  7. Развивать и активизировать разговорную речь детей; развивать умение отвечать на вопросы.

Направление: Художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  • Наглядные: дымковская барышня, иллюстрации с изображением дымковской игрушки, показ приемов лепки.
  • Словесные: беседа, ситуативный разговор, уточнение приёмов выполнения, вопросы к детям, поощрения.
  • Практические: подбор материала для лепки, лепка игрушки.
  • Игровые: пальчиковая игра, физминутка.

Материал: дымковские барышни, иллюстрации с изображением дымковской барышни, пластилин, отрезанная верхняя часть от пластиковой бутылки, доска, салфетки.

Предварительная работа:

Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассмотреть варианты выполнения дымковских барышень (одежду, украшения, головные уборы, оборка и т. п.) , рассматривание иллюстраций в детских книгах, художественных открыток, альбомов с изображением дымковской игрушки. Чтение потешек.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку. Пойдем?

(Да, пойдем)

На мольберте висят иллюстрации дымковских барышень, на полочке стоят фигурки дымковской игрушки, вылепленной из глины.

  • Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Ребята, о ком это стихотворение?

(О дымковской игрушке)

Посмотрите, какие красавицы! А все ли барышни одинаковые?

(Нет. Одна с зонтиком, другая с ведрами, а эта с детьми)

Воспитатель предлагает рассмотреть Дымковскую барышню

Как она одета?

(Красивая юбка, на голове шляпа)

Это богатая барышня.

Что можно рассказать об этой игрушке?

(У нее на руках малыш, на голове шапочка.)

Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому и лепили такие забавные игрушки..

Посмотрите, что у меня есть (показываю пластиковую заготовку) . На что она похожа?

(На юбку дымковской барышни)

Я предлагаю вам изготовить дымковскую барышню. Согласны?

Присаживайтесь за столы. Перед вами на подносах лежит заготовка юбки и кусочки пластилина разного размера и цвета. Нам нужно будет вылепить голову и руки барышне. Сначала мы слепим голову. Какой кусок пластилина возьмем?

(Самый большой)

Голова, какой формы?

(Круглой, шар)

Как будем ее лепить? Какими движениями?

(Дети показывают, круговые движения)

Теперь нам надо прикрепить голову к туловищу.

Воспитатель показывает, как прикрепить заготовку, напоминает приемы примазывания.

Голова готова. Теперь будем лепить руки. Сколько рук у барышни?

(Две)

А кусок пластилина один. Что надо сделать?

(Разделить пополам, на две части)

Как мы будем лепить руки? Какой они формы? На что похожи?

(руки похожи на «колбаски» , показывают раскатывание пластилина прямыми движениями рук)

Что теперь нужно сделать?

(Прикрепить руки к туловищу)

Посмотрите, у нас получилась куколка. Но чего-то не хватает. Как выдумаете, чего не хватает?

(Головного убора: корона, шляпка, глаза, ротик)

Конечно. Сделаем куколке лицо, шляпку, фартучек, воротничек.

- А теперь, вы слепите своих барышень. Но сначала, мы разомнем пальчики, чтобы они лепили, не ленились:

Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)

Дети приступают к работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, корректирует действия, подсказывает, советует.

Какие красивые барышни у вас получились! Но мне кажется, они немного грустные. Чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

(Узоров на юбке, рюшечек, фартучка)

Давайте, украсим наших барышень. Согласны?

(Согласны)

На ваших подносах лежат разноцветные кусочки пластилина. Вы можете использовать их для того, чтобы украсить наряд куклы.

А теперь, давайте поставим ваших дымковских барышень в хоровод и полюбуемся, какие они получились гордые, важные, веселые.

Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.

(Э. Котляр)

Этот хоровод мы поставим в раздевалке, чтобы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки смогли тоже полюбоваться вашими красавицами.

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской барышни (цвет кофточки и головного убора повторяются в каких-либо элементах узора на юбке). Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

д/с «Ландыш» г. Балашова

Каламбет Елена Борисовна

Декоративное рисование с детьми подготовительной группы

«Роспись дымковской барышни»

Программное содержание: Закрепить знания детей о народных промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчатой; формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки (из полос, клеток, колец или кругов в чередовании с другими элементами); передавать особенность узора на расширяющейся книзу юбке (увеличение крупных элементов или увеличение расстояния между полосами), соблюдать подбор цветов, характерный для росписи дымковской барышни (цвет кофточки и головного убора повторяются в каких-либо элементах узора на юбке). Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и предметов декоративно-прикладного искусства, беседы о народных промыслах, заучивание стихов, частушек и пословиц о народной игрушке, д/и «Город мастеров», «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи.

Наглядно-демонстрационный материал: Дымковские игрушки, картина с видом Дымковской слободы, картинки с изображением дымковской игрушки и других видов декоративно-прикладного искусства, образцы элементов дымковской росписи и цветосочетаний, варианты украшения узором юбок дымковских барышень.

Оборудование: Краски(гуашь) , кисти разной толщины, подставки, салфетки, баночки с водой, палитры, объёмные модели дымковских барышень.

Магнитофон, аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия:

Дети входят под русскую народную музыку и встают на полукруг.

Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Вы их узнали? Что это за барышни? Как называется эта игрушка?

Дети : Это дымковские барышни, это дымковская игрушка.

Восп: Правильно, а что же мы знаем об этой яркой нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)

Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?

(дети читают стихи о дымковском промысле)

  1. У дороги ели спят в инее седом

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок

Словно в дымке все кругом, голубые дали…

  1. И село родное люди «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

  1. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

  1. Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право!

  1. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Восп : Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам найти картинки с изображением дымковской игрушки среди тех, которые висят по всей группе. Необходимо найти картинку и обосновать свой выбор. Внимательнее, не ошибитесь!

(дети рассматривают картинки, висящие на крестах (по Базарному), выбирая нужные среди картинок, с изображением разных народных промыслов и обосновывают свой выбор)

Восп : Молодцы! Все картинки правильно выбрали!

Восп : Предлагаю вам сегодня стать мастерами по дымковской росписи. Давайте рассмотрим особенности дымковского узора.

Вопросы:

  1. Что у барышень окрашено одним цветом?
  2. А что украшено узором?
  3. Какие элементы использованы для украшения юбки?
  4. Какие цвета присутствуют?
  5. Есть ли в узоре на юбке такие же цвета, как у кофточки и кокошника?
  6. У всех ли кукол повторяются цвета?
  7. Как вы думаете, почему кольца и полоски книзу увеличиваются?

Воспитатель обобщает ответы детей:

*Цвета повторяются, поэтому нет ненужной пестроты.

*Особенность узора: кольца увеличиваются книзу юбки и расширяются расстояния между полосками.

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барышень, которые мы с вами изготовили.

Но что же это – мастерская закрыта?!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 3 вопроса:

  1. Как называется праздник – ярмарка, где люди продавали свои изделия?
  2. Почему этот народный промысел называют дымковским?
  3. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?

Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Разминка : пальчиковая гимнастика «Дымка»

Нас лепили мастера, нас раскрашивать пора. Дети разминают Кони, барышни, барашки – все высоки и стройны. руки и выполняют Кружочки, клеточки, полоски на боках у нас видны. движения со словами

(дети украшают узором модели барышень (во время рисования звучит народная музыка) , по окончании работы ставят их «хороводом» на стол в центре группы и встают вокруг него, рассматривают какие получились красивые барышни).

Восп : Ай да, барышни у нас получились! Настоящие - дымковские!

Анализ детских работ:

Восп: Кто хочет рассказать о своей работе? У какой барышни верно подобраны и красиво сочетаются цвета? А какая барышня отличается от всех остальных? Почему? Чья работа больше всего понравилась? Почему?

Восп : Да, ребята, барышни у вас получились нарядные и веселые, как музыка, под которую они будут водить свой хоровод! Давайте вместе с ними заведем веселый хоровод!

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

(дети под музыку водят хоровод вокруг своих барышень).


(Подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цели: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях: создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании: развивать эстетический вкус формировать интерес и любовь к народному творчеству, бережная отношение к традициям народа.

Материалы к занятию и оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен: «Барыня»; мольберт, дымковские игрушки, образцы построения дымковских узоров. Гуашь, вода, палитра, кисти, подставки для кисточек, салфетки (сушить кисть), силуэты дымковских барышень, ½ альбомного листа для черновика.

Ход занятия:

Звучит русская народная песня «Барыня». Дети садятся на банкетки перед столом, на котором стоят дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Слышали как они весело поют.

Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки, стоящие на столе.

Воспитатель: Вспомните откуда приехали эти игрушки и как они называются.

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ребята, эти игрушки из села Дымково и называются они Дымковскими народными игрушками. Ребята, а из какого материала сделаны эти игрушки.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, дымковские мастера мастерят игрушки из глины, а потом расписывают их дымковскими узорами. А ведь вы знаете стихи о дымковских игрушках. Давайте их вспомним, гостям будет приятно их услышать.

Ребенок 1:

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Ребенок 2:

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Ребенок 3:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы простой узор,

Но отвести не в силах взор!

Ребенок 4;

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса:

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Воспитатель: А вам бы, ребята, хотелось бы стать дымковскими мастерами и расписать свою дымковскую барышню.

Ответы детей.

Воспитатель: Но прежде, чем начинать расписывать барышню, давайте вспомним, какие краски используют дымковские мастера при росписи дымковских народных игрушек.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, верно, подметили, что народные умельцы из села Дымково использовали яркую, праздничную гамму цветов. По белоснежному фону они наносили узоры красной, оранжевой, желтой, синей, голубой, зеленой красками.

А какие элементы дымковского узора вам известны?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, это полосы и линии разного характера, круги, кольца, мазки, черточки. Другими словами, дымковские игрушки расписаны геометрическим узором.

При составлении узора дымковские мастера соблюдали определенные правила. Давайте назовем их.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, линейный узор строится из полос и линий расположенных вертикально или горизонтально.

Часто мастера используют в узоре клетку, сочетание горизонтальных и вертикальных полос и иллиний.

Линейный узор дополняется другими элементами: кругами, мазками, точками, черточками.

Иногда юбки барышень состоят из кругов и колец расположенных в шахматном порядке или строго друг под другом, словно крупные бусины нанизанные на невидимую нить.

Но прежде чем начать работу давайте отдохнем и поиграем.

Дети встают перед банкетками, проводится физкультминутка.

Воспитатель:

Наши руки крендельком,

(Руки на поясе.)

Щеки будто яблоки.

(Руками касаемся щек.)

С нами издавна знаком

(Руки вперед ладонями вверх.)

Весь народ на ярмарке.

(Руки разводят в стороны.)

Дымковские барыни

(Руки на пояс.)

Всех на свете краше.

(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)

А гусары баловни - Кавалеры наши.

(Выполняют движение «Ковырялочка».)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, наши барышни собрались на праздник, а юбки у них не нарядные, не праздничные. Давайте им поможем и украсим юбки дымковскими узорами. Чтобы наряд порадовал красавиц, вам нужно подумать какими цветами вы будете рисовать, какие элементы будут в узоре.

И только после этого приступайте к работе.

На черновике нарисуйте выбранные элементы, так вы вспомните последовательность их рисования.

Старайтесь, чтобы работы были аккуратными. При работе не набирайте на кисточку много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Помните, что тонкие линии и точки рисуем кончиком кисти и без нажима, а полосы с нажимом. Чем сильнее нажим, тем шире будет полоса.

Самостоятельная работа детей.

Детские работы выставляются для общего обзора на мольберте. Предлагает детям выбрать понравившихся им барышень и обосновать свой выбор.

Воспитатель: Сегодня вы еще раз встретились с дымковскими народными игрушками, побывали в роли дымковских мастеров.

Воспитатель хвалит тех ребят, которые внесли в свои рисунки интересные дополнения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно справились со своей работой. Ваши дымковские барышни очень красивы и нарядны, теперь они смогут пойти на праздник.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Стародубский центр детского творчества

План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству

Тема «Дымковская барыня»

педагог дополнительного образования

г. Стародуб

Основная часть

Цель занятия: знакомство с особенностями росписи дымковской игрушки.

Задачи занятия:

    развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук.

    образовательные: приобретение опыта выполнения эскизов игрушки в соответствии с традициями народных промыслов глиняной игрушки, передачи особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики, знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей, осознание места и значения современных народных художественных промыслов.

    воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Вид художественной деятельности: роспись эскиза дымковской барыни.

Оборудование:

    для учителя:

Зрительный ряд: презентация, методические таблицы «Дымковская барыня», «Элементы росписи».

Инструменты: лист ватмана А3, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды.

Оборудование: компьютер, проектор.

    для учащихся:

альбом, карандаш, ластик, фломастеры, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

Экспозиция доски:



1. Таблица «Дымковская барыня»

2. Рабочая область

3. Таблица «Элементы росписи»

План занятия

Этапы занятия

Время (мин.)

Организационный момент

Изложение учебного материала

Практическая работа

Объяснение этапов выполнения практической работы

Завершение работы

Подведение итогов

Уборка рабочих мест

Ход занятия

1.Организационный момент:

    Приветствие;

    Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Изложение учебного материала:

    Дидактическая задача: знакомство с дымковской росписью, выявление особенностей росписи и ее элементов.

    Дидактический материал: презентация, педагогический рисунок.

Рассказ учителя сопровождается показом презентации.

1 слайд. Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Ребята, сегодня тема нашего урока – Дымковская игрушка

Переключение слайда

2 слайд. Дымковская игрушка – это небольшие фигурки, вылепленные из глины и раскрашенные яркими красками. Аналогов подобным игрушкам в мире не существует. Отличительной особенностью дымковской игрушки являются ее формы и стилистика росписи.

Переключение слайда

3 слайд. Дымковская игрушка - это один из самых старых промыслов, появившийся еще в XVI веке. Свое название игрушка получила от слободы Дымково, что находилась недалеко от города Вятка. Сегодня это территория Кирова.

Переключение слайда

4 слайд. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Переключение слайда

5 слайд. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.

Переключение слайда

6 слайд. В росписи игрушек никогда нет полутонов и цветовых переходов. Это придает не только яркость и контраст, но и психологически вызывает только позитивные эмоции.

Переключение слайда

7 слайд. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

Переключение слайда

8 слайд. Элементы росписи - это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований друг с другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.

Переключение слайда

9 слайд. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло.

3. Практическая работа:

    Задачи: обучение правильной компоновке предметов в формате, обучение правильной последовательности выполнения росписи, построение рисунка с натуры с применением пропорции.

    Задание: выполнить эскиз дымковской барыня, передав особенности дымковской росписи

    Материалы: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

    Последовательность выполнения задания

Сегодня на занятии мы выполним эскиз дымковской барыни. Это может быть деревенская красавица или городская модница.

Переключение слайда

Слайд 10. А теперь давайте посмотрим на дымковскую барыню и сравним ее с филимоновской игрушкой. Что у них общего и чем они отличаются? (Похожая форма, белый фон – общее, разные цвета, разные сюжеты, разные элементы росписи - отличия)

Учитель сопровождает рассказ педагогическим рисунком. Работу над нашей барыней мы начнем с расположения листа. Как мы разместим лист? Правильно, вертикально. Теперь нужно правильно закомпоновать наш рисунок. По центру листа проводим осевую линию. Ограничиваем ее с двух сторон отрезками. Высота барыни не должна быть маленькой, иначе она потеряется в формате, и не должна быть большой, иначе ей будет тесно.

Теперь переходим к построению. Отступаем сверху немного места здесь будет кокошник или шляпа нашей барышни. Пропорции барыни соответствуют пропорциям человека. Значит, голова будет входить в туловище семь-восемь раз. Делим осевую пополам. Верхнюю часть делим на четыре части. Одна часть – голова. Затем идет шея и торс барыни. Нижнюю часть мы не делим на четыре части, здесь идет юбка. Теперь рисуем руки. Они в виде дуг, без деталей. Плечо будет начинаться от верхней части торса.

Теперь нужно приодеть нашу барыню. Рисуем ей волосы, кокошник, серьги. Барыня может быть одета в платье, или в блузку и платье. Рукава блузки могут быть любыми, они могут быть обычными, с оборками, фонариком. И могут быть любой длины. Воротник на блузке также может быть с оборками. Можно дать барыне в руки каравай, ребенка, свинью, сумочку. По краю юбки можно также пустить оборку.

Теперь переходим к выполнению барыни в цвете. Для росписи вы можете использовать все чистые яркие цвета, стоит только аккуратно использовать коричневый и черный цвет. Лучше всего их использовать только для волос и прорисовки каких-то деталей – черт лица и пуговиц на блузке. По законам дымковской росписи блузка или верхняя часть платья всегда однотонны. Таким же цветом, каким вы сделаете верх платья, вы должны провести по краю юбки линию. Кокошник, шляпка также делаются одним цветом. Теперь самое интересное, самое важное. То, благодаря чему дымковскую барыню можно отличить от других игрушек. Это роспись юбки. Существует множество элементов дымковской росписи (учитель показывает элементы росписи). Перед тем как наносить их на юбку, вы можете потренироваться на полях своего листа. При этом узор, который вы будете переносить на юбку, должен лечь по форме юбки. Все прямые линии – изогнутся, узор вверху юбки, если это круги, должен быть мельче узора внизу. После росписи юбки, можно переходить к деталям: сделать барыне волосы, лицо, сережки, украсить кокошник, ворот блузки.

    Выполнение практической работы

Теперь можете приступать к работе над вашими эскизами

    Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися

    Завершение практической работы

4. Завершение занятия:

    Оценка работ учителем.

Критерии оценки: главные (грамотно построенная композиция, соблюдение пропорций, использование элементов дымковской росписи), второстепенные (правильное цветовое решение, оригинальность, аккуратность).

Оценка «5» - соблюдены 3 главных критерия, либо 2 главных и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «4» - соблюдены только 2 главных критерия или соблюдены 1 главный критерий и второстепенные, допустимы незначительные ошибки и несовпадения.

Оценка «3» - соблюдены только 1 главный критерий или только второстепенные.

Оценка «2» - не соблюдено ни одного критерия.

    Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

    Выставка готовых работ;

    Уборка рабочих мест.

Статьи по теме: