Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки). Тема: "Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек"

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

-обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.

-развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

-воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».

Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по росписи козлика «Роспись дымковского козлика!

Тема: «Роспись дымковского козлика».

Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

Обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.

Развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.

Воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».

Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.

Ход деятельности

Дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель: (предлагает детям взяться за руки и повторять слова.)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Слышат стук в дверь.

Воспитатель: Кто это к нам пришел?

Дети: Это почтальон (он передает посылку).

Воспитатель: От кого же она? От дымковских мастеров (читает на посылке)

Воспитатель: Кто такие дымковские мастера?

Дети: Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что лежит в посылке. Письмо, (читает). «Здравствуйте дети, пишут вам народные умельцы из села Дымково. Мы с давних времен в нашем селе делаем красивые и веселые глиняные игрушки, затем расписываем их яркими красками. Село наше получило название «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки высоко в небо поднимался дым. Мы бы и дальше продолжали свое любимое дело и радовали людей нашими игрушками, если бы не случилось несчастье: злая волшебница Безцветица украла все наши краски, и мы остались без работы. Теперь нечем стало расписывать дымковских козликов. И мы очень вас просим нам помочь. Все, что смогли спасти от злой волшебницы, прислали вам и просим завершить работу и расколдовать козликов от заклятья волшебника».

Воспитатель: Дети, где же спрятались эти заколдованные козлики. Посмотрите, а вот и один из них (показ). Очень грустный наш козлик, наверное, потому что он весь белый и ничего в нем нет необычного. Но у нас в группе уже живет настоящий дымковский козлик, обратите внимания на него. Он такой красивый, веселый, яркий.

Воспитатель: Какими элементами художник украсил козлика?

Дети: Круги (маленькие и большие), овалы, линии.

Воспитатель: Верно, кругами, овалами, точками, линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор.

Воспитатель: Предлагаю вам помочь нашему заколдованному козлику, нанесем на него узор. В письме мастера нам подсказывают, что надо брать самые яркие краски, чтобы они лучше были видны, наносить их нужно на белый фон козлика.

Воспитатель: Попробуем вместе расколдовать козлика, а помогут нам в этом яркие краски (воспитатель и дети показывают на магнитной доске несколько узоров на козлике). Какой он стал нарядный, теперь нам осталось расписать его друзей и отослать обратно мастерам, для того чтобы злая волшебница Безцветица больше не приходила в их деревню и не мешала работе народных умельцев.

Воспитатель: Поможем им?

Дети: Да

Практическая часть:

Воспитатель: (предлагает сесть удобно и можно начинать работу) под сопровождения русской хороводной в исполнении оркестра Андреева дети приступают к работе.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, при необходимости помогает при затруднениях в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Самоанализ работ:

Подводя итог, воспитатель предлагает козликов прикрепить на доску, рассмотреть их и ответить на вопросы:

  1. Какая работа вам больше всего понравилась?
  2. Почему?
  3. Как вы думаете вам удалось справиться с поставленной задачей?
  4. Мы можем отправлять ваших козликов мастерам в Дымково?

Воспитатель: Молодцы ребята, большое вам спасибо, я думаю, что ваши работы обязательно понравятся мастерам, сегодня мы их аккуратно запечатаем в посылку, ну а завтра я схожу на почту, и отправлю этих расписных козликов в «Дымково».

До свидание!



Конспект занятия по лепке: Тема: «Индюк» (по мотивам дымковской игрушки).

Цель : Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой , воспитывать эстетическое отношение к предметам. Показать пластичность движений в лепке .

Продолжать упражнять детей в лепке игрушки из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек .

Воспитывать детей на народных традициях, показывать народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Материалы и оборудование :

1. У учителя : иллюстрации дымковских игрушек (барыня, лошадка, баран и др.) ; дымковские игрушки по количеству детей ; магнитофон; записи музыкальных народных произведений; глина; дощечка; стека; салфетка.

2. У детей : дощечки, глина, стека, салфетка.

Ход занятия:

Учитель одет в русский народный костюм.

В зале (групповой комнате ) организована ярмарка дымковских игрушек . Входят дети. Учитель созывает :

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте, сюда!

Как у нас ли тары - бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите,

Посмотрите, посмотрите…

Играет музыка «Светит месяц» (запись) .

Дети подходят, рассматривают.

Ребята, у вас дома есть игрушки ? Из чего они сделаны? (Резины, пластика, меха, поролона) .

Правильно, современные игрушки сделаны из искусственных материалов. Посмотрите на поднос, что вы видите? (Дымковские игрушки )

Кто знает, почему эти игрушки называются дымковские . (Ответы)

Деревня Дымково

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом ,

Голубые дали.

И село большое

Дымково прозвали .

Кто придумал игрушку ? (Народ)

Из чего она сделана? (Из глины)

1.Учитель : в городе Кирове, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела, кипела ярмарка – свистунья.

Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках .

Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь радоваться всем вместе. Все животные лепились из жгута (показать на игрушке или иллюстрации ход лепки ). Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой? (гриву или рога, ушки)

Барыню лепили иначе (показать) . Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины из головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушили, затем обжигали в печах.

В давние времена все жители села Дымково зимой готовили игрушки на ярмарку . Какие дымковские игрушки вы знаете ? (индюки, лошадки, свистульки, петухи и курочки и т . д.)

Всю зиму курились – клубились над избами голубые дымки . От того, наверное, и назвали деревню Дымково , а игрушки Дымковскими .

Много труда надо вложить, чтобы игрушки появились на свет . Чтобы она была яркой, красивой, привлекательной. Рождается игрушка три раза . Первый раз игрушку лепят . Потом – обжигают, а затем расписывают. Спрос на игрушки очень велик . И сейчас эти игрушки пользуются спросом . Их покупают на сувениры, они дорого стоят.

Предлагаю, сегодня превратиться в народных умельцев и слепить для ярмарки игрушку « Индюка » .

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок

Да алеет гребешок.

Рассматривание индюка .

Чем отличается « дымковский » индюк? (У индюка волнистые крылья , длинная, гибкая шея, веерообразный гребешок, крылья важно распушены, нарядный хвост и крылья, длинная похожая на гроздь или кисть ягод бородка, пышный красочный хвост.)

Во время рассматривания индюка педагог медленно поворачивает образец, чтобы дети видели его со всех сторон. Обращает их внимание на толстые ноги и подставку для устойчивости фигурки.

На весенней ярмарке было весело (снова включить музыку) . Яркие игрушки , свист, глашатаи, трубящие в золотые трубы, оповещая об открытии ярмарки, сцены народного театра с Петрушкой, трактиры с чаепитием, карусели, веселые игрушки , пляшущий медведь. Все это было на ярмарке – свистунье.

Затем учитель спрашивает у детей :

Что вы испытали, когда увидели ярмарку дымковских игрушек ? (ответы детей)

О чем вы подумали, когда увидели ярмарку? Что понравилось вам? (ответы детей)

2. Давайте поиграем с этими игрушками . Возьмите по одной игрушке в руки , полюбуйтесь на нее, поиграйте, и она вам о себе многое расскажет. Подумайте, что может нам рассказать игрушка . Постарайтесь понять ее . И тогда она вам что-то о себе расскажет.

Кто смог понять игрушку ? (ответы детей, рассказы)

Я тоже играла со своей игрушкой и отметила , что ее поверхность очень гладкая, ее приятно гладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили, как украшали с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, знаки, которыми заклинали древние люди Ярику – солнце, чтобы оно не иссушало реки, не выжигало посевы, пастбища. А сама фигурка очень пластичная.

Все ставят игрушки .

Физкультминутка

Шел по берегу петух , -шагают

Поскользнулся - в речку бух! -круговые движения руками, сели

Будет знать петух , что впредь - грозят пальцем

Надо под ноги смотреть. –наклон вперёд

Посмотрите еще раз на все эти игрушки . Есть игрушки , которыми играют, а есть те, которыми украшают свое жилище.

Для чего нужны дымковские игрушки ? (ответы)

Обратите внимание на то, фигурки кого лепят в Дымкове ? (животных, птиц, фигурки человека).

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад, в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Их лепили не для магазинов.

Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных сил, в которые верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Фигурки коней и птиц, петухов, прикрепляют и сейчас на свои дома. Могучие кони – охлупии охраняют кровли северных изб.

Лепили женскую фигурку с детьми – преклонялись Богине земли с близнецами. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няню-кормилицу или мать с детьми!

Вот как богат на фантазию русский народ!

Для закрепления знаний учитель в заключение своего рассказа спрашивает детей :

Как называются эти игрушки ? (ответы)

Почему их так назвали? (ответы)

Из какого материала они сделаны? (ответы)

3. Затем воспитатель обращает внимание на лежащую на столах глину.

Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в добрых, ласковых руках превращается в интересные фигурки. Помните, как лепили мастера лошадку? У вас на столах лежит глина. Идите, поиграйте с ней, постарайтесь вылепить фигурки дымковского индюка , которые всегда любили лепить наши русские люди.

Дети садятся за столы и лепят игрушки.

В ходе работы педагог побуждает их чаще всматриваться в образец, чтобы добиться большего сходства с ним. Поворачивает время от времени игрушку разными сторонами к детям. Напоминает о необходимости хорошо примазать крылья к спине индюка .

Ребята, посмотрите на своих нарядных индюков . Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк , больше всего похож? Расскажи, чем тебе понравилась работа. Какими элементами украшен индюк? (Ответы 2-3 детей) .

Итог. - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками , побывали дымковскими мастерами и , вы очень хорошо справились с этой работой!

Художественная деятельность. Рисование.

«Дымковский козлик»

Конспект занятия в старшей группе.

Программное содержание

:
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров;
- продолжать учить детей проводить узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- использовать в рисовании определённые цвета, применяемые в дымковской росписи;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Словарь : дымковская игрушка, лошадка, нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
2. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
3. Рисование элементов дымковской росписи
Оборудование и материал : иллюстрации с изображением дымковских игрушек; образцы узоров на листах А – 4; открытки на каждого ребенка с прорезанной фигуркой козлика; палитра с шестью цветами: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый; баночки с водой, кисти №3, салфетки, подставки для кисточек.
Индивидуальная работа : продолжать учить рисовать концом кисти.
Форма организации:
1. Дети сидят полукругом перед мольбертами с иллюстрациями дымковских игрушек
2. Работа за столами
3. Дети стоят вокруг стола: анализ детских работ.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Ребята, послушайте одну историю. «У дымковской барышни росли дымковские козлики. Паслись они на зелёном лугу, а смотрел за ними дымковский пастушок. В один прекрасный день, когда козлики паслись на лугу, пошёл очень сильный дождь и смыл узор на дымковских козликах. Сильно расстроились дымковские пастушок и барышня» Они просят нас о помощи. Хотят, чтобы вы нарисовали узор на козликах. Вы согласны им помочь? 2 . Рассматривание. Рассматриваем образцов узора: какие формы используются? Каким цветом круги? Что внутри круга? (маленький круг или точка) Как рисуем точку? (прикасаемся концом кисти). Где используется чёрный цвет? (на копытцах, на рожках) Какой рисунок на туловище? Какие цвета используются? 3. Повтор цели. Сегодня мы с вами будем рисовать узор на дымковском козлике.

4. Показ с объяснением. Концом кисти рисуем большой круг внутри этого круга ставим точку другого цвета, так же рисуем глаз. Носик и копытца разукрашиваем концом кисти

5. Напоминание. Рисуем концом кисти узор на дымковском козлике.

6. Напоминание об аккуратности работы. Слежу за осанкой детей во время работы.

7. Итог занятия. Обращаю внимание, что все с работой справились – козлики получились очень красивые!

Статьи по теме: