Конспект занятия по фцкм в подготовительной группе «сезонные изменения осени.

НОД в подготовительной группе для детей с ТНР

ФЦКМ «Деревья, кустарники и растения осенью»

Задачи:

  1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
  2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
  3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.
  4. Дать знания о пользе деревьев и кустарников для жизни на Земле.
  5. Учить подбирать антонимы к прилагательным. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные (логопед).
  6. Развивать зрительное восприятие и память.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая среда : иллюстрации осенних деревьев с плодами, иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, короб, ламинированные осенние листья по одному, ламинированные листья деревьев и кустарников для игры «4й лишний», иллюстрация с изображением частей и этапов роста дерева.

НОД

Вводно-орг. этап:

Воспитатель обращается к детям и просит назвать, какие они знают деревья.

Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сегодня нам в нашем занятии поможет короб – помощник. Ой, короб оказывается не простой, а с загадками. Что надо сделать, чтобы короб открылся?

Воспитатель: Правильно, отгадать загадки (читает загадки и достает картинки с изображением деревьев)

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.(Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Рябина)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился. (Клён)

Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не берёза, не рябина,

Я – пугливая… (Осина)

Информационно-аналитический и практический этапы

Воспитатель: Молодцы ребята! Наш короб – помощник открылся. Посмотрите, что там лежит. Дети подходят к коробу и достают листья деревьев лиственных пород.

Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Цель: учить дифференцировать лиственные деревья по листьям.

Воспитатель: А сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

Воспитатель: Скажите, в любом лесу бывает листопад?

Ли́ственный лес - лес , состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников . Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.

А давайте посмотрим пустой ли наш короб – помощник? (еловая ветка)

Воспитатель : Что же это?

Воспитатель: Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?

Воспитатель: Хво́йный лес - лес , состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород : сосны , ели , пихты , лиственницы и др. ПЛАКАТ

А еще бывает смешанный лес. Сме́шанный лес - лес , характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород .

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить дифференцировать листву деревьев и кустарников лиственных пород.

Воспитатель : деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

Дидактическая игра: «Собери дерево из частей»

Цель : закрепление названий частей дерева.

Физкультминутка «Какие бывают деревья?»

Логопед: (антонимы к прилагательным, относительные прилагательные)

Воспитатель : Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки ).

  • Какие плоды у дуба?
  • У сосны и ели?
  • У клена?
  • У березы?

Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.

Воспитатель : послушайте загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Как вы поняли эту загадку?

Какую ещё пользу деревья оказывают людям?

Ответы детей:

  1. Обогащают воздух кислородом.
  2. Отфильтровывают частички пыли в воздухе.
  3. Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.
  4. Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.
  5. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

Заключительный этап: обобщение

С какими видами леса мы сегодня познакомились? Расскажите этапы роста деревьев.

Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Мотивационно-поб. этап последующей деятельности, предложение предметного материала, обеспечивающего продолжение предметно познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,

Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 74 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что только насалась. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

Сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,

Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

(Выход осени)

Осень: Здравствуйте ребята! Я так рада сегодня прийти к вам в гости. Мне очень приятно, что я вам так нравлюсь. А давайте поиграем в игру?

Игра осенние слова

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

(Выход Сороки)

Сорока: Здравствуйте ребята! Я прилетела к вам чтобы сделать с вами физминутку

Физминутка "Птицы"

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила, но менять шубки еще рано.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по (ФЦКМ) тема «Осень, осень в гости просим»

Программное содержание:

  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
  • Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, формированию отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
  • Содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.
  • Воспитывать патриотизм через гуманное отношение к родной природе.

Оборудование:

  • Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
  • Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.
  • Книжка сюрприз от осени.
  • Письмо.
  • Две ветки в вазах.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
  • Обобщающие таблицы предыдущих занятий.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 74 детям подготовительной группы

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте. На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что только насалась. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет?

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер - ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Воспитатель: Какая погода в октябре?

Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года.

А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега)

Воспитатель: давайте сейчас придумаем разные предложения со словом «листок».

Сколько слов в вашем предложении?

Сколько слогов в этом слове?

С помощью квадратиков выложите слово «Листок» (Работа детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться

(Выход осени)

Осень: Здравствуйте ребята! Я так рада сегодня прийти к вам в гости. Мне очень приятно, что я вам так нравлюсь. А давайте поиграем в игру?

Игра осенние слова

Воспитатель: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время переплета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

(Выход Сороки)

Сорока: Здравствуйте ребята! Я прилетела к вам чтобы сделать с вами физминутку

Физминутка "Птицы"

Это птица синица
Она зернышки клюет.
У нас зимою холодно.
Плохо птицам голодно.
Они нам верят.
К нам прилетают.
Плохи те люди
Кто их обижает.

Воспитатель: Дети вы верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Эхо»

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила, но менять шубки еще рано.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ.


Интеграция образовательной деятельности:

— Коммуникация;

— Познание;

— Физическая культура.

Педагогические технологии:

— Игровая;

— Здоровьесберегающая.

Задачи:

Образовательные:

— Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая), с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

— Учить понимать и видеть признаки и приметы осени, «золотой осени»;

— Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведения, отдых, способы удовлетворения потребностей);

— О правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т.д.)

Развивающие:

— Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

— Развивать умение по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;

— Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска, наглядные пособия (иллюстрации, репродукции), книги по художественной литературе, карточки-картинки, листья — готовые формы, кисть для клея, клей, краски гуашь, кисть для рисования, большой ватман белой бумаги, CD-диск с записью осенней песни.

Предварительная работа:

— Чтение художественной литературы;

— Прогулка в парк (в лес), на дачные участки и т.д.;

— Заучивание стихов и чтение загадок.

Совместная деятельность:

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеев «Осень».

Осень наступила

Высохли цветы.

И шумят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В дальние края.

Воспитатель: Ребята я прочитала стихотворение и хочу немножко поговорить о том, про что вам читала.

Воспитатель задает детям вопросы:

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Какое небо осенью?

— Какая осенью травка?

— Как выглядят кусты?

— Куда и почему птицы улетают осенью?

Воспитатель предлагает детям выбрать картинку-карточку с временем года «Осень» (весна, лето и зима тоже находятся на магнитной доске).

Игра д/и «Правильно и неправильно». Дети должны найти время года «Осень» и рассказать, почему ребенок считает, что на картинке «Осень».

Физ.минутка.

Мы листочки осенние.

На веточках сидим.

Дунул ветер — полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, вы немножко отдохнули, а теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

Загадки:

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась…

А как осень пришла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложим мы в бочонок. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Загадки с рифмами:

Заставит плакать всех вокруг,

Хот он и не драчун, а … (Лук)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков… (Горох)

Мы ее на масле жарим,

Тушим и в мундире варим,

Подрасту когда немножко,

Буду сам копать… (Картошку)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы загадки отгадали. Как вы уже догадались, все загадки были про овощи, которые созреваю когда? (Ответ детей) .

Воспитатель предлагает Д/и «Чудесный мешочек».

Воспитатель поочередно вызывает детей. В мешочке лежат овощи (картофель, лук, чеснок, морковь, свекла, огурец, помидор). Вызванный ребенок на ощупь выбирает один предмет и, не вынимая руки из мешочка, сообщает, что он нашел. Если овощ был правильно назван, ребенок кладет его на тарелку, если нет, то овощ кладется обратно в мешочек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам порисовать. Сейчас я вам раздам листья (кленовые, березовые, дубовые, осиновые), а вы с помощью кисточки и красок превратите эти листья в красивые осенние листочки.

Воспитатель читает стихи:

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль — облетает. В. Лунин

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. И. Бунин

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется. М. Ходякова

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим ваши осенние листья. Красивые. Сейчас мы с вами из этих листьев сделаем осенний ковер. Я вам немножко помогу.

Воспитатель вместе с детьми приклеивает осенние красивые листья на ватман, получается красивая осенняя картина — осенний ковер.

Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас. Разноцветные листочки полностью закрыли весь белый лист бумаги. Вот так мы все вместе сделали красивый осенний ковер, который будет украшать нашу группу.

Воспитатель вместе с детьми поет песню про осень.

Музыка М. Еремеевой, слова С. Еремеевой «Осень, милая, шурши».

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы, давайте вспомним:

— В какие игры мы играли?

— О чем мы отгадывали загадки?

— О каком времени года мы сегодня говорим?

— Какую песню мы сегодня все вместе пели?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, всё правильно. Сегодня вы много нового узнали и запомнили. Наше занятие подошло к концу.

Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

1. Коммуникация:
— обогащение словарного запаса через художественное слово
— развитие грамматического строя речи
— образование сложных слов

2. Художественное творчество :
— создание выразительных образов методом нетрадиционного рисования

3. Здоровьесбережение :
— развитие общей и мелкой моторики

4. Социализация:
— воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками
— формирование навыков самоконтроля и самооценки

5. Познание:
— воспитание интереса к живописи, поэзии, слушанию классической музыки.

Загадка (Благинина)

Кто всю ночь по крыше бьет,
да постукивает,
Тихо песенку поёт,
убаюкивает? (дождь)

Воспитатель : Ещё недавно солнышко было таким тёплым. Мы радовались лету, цветам, ягодам, загорали и купались в реке. Но вот подул холодный ветер, небо затянуло тучами, начались дожди… Что же произошло? Почему наша природа так изменилась? (ответы детей)

Звучит песня «Осень началась…»

Дети играют на металлофоне, колокольчиках и музыкальных треугольниках.

Между небом и землей
Дождь натягивает струны,
Их прозрачною рукой
Нежно тронул лучик лунный
Сразу над землёю сонной
Зазвенели перезвоны,
Тихо песня полилась,
Осень, осень началась…

Воспитатель :

— Что такое осень?
— Какие звуки у осени? (Шум дождя, шум ветра, шорох падающих листьев).
— Чем пахнет осень? (Рябиной, клюквой, осенним грибком).
— Как меняется жизнь человека с приходом осени?
— Пословицы об осени:
— Холоден сентябрь, да сыт;
— От осени к лету поворота нету;
— Сентябрь лето кончает, осень начинает.
— Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, пасмурная, грустная, красивая).

Воспитатель : Осень – грустная, но очень красивая пора. Все люди – и взрослые, и дети любят красоту. Художники создавали красивые картины об этом времени года, одну из которых мы рассмотрим. (Дети рассматривают картину И. И. Левитана «Золотая осень).

Воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Золотая осень»

Золотая волшебница осень,
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немножечко с нами побыть.
Очень нравится нам любоваться,
Как листочки на солнце горят.
Мы с тобой не хотим расставаться,
По душе нам твой пёстрый наряд.

Вопросы к детям:

Какую осень нарисовал художник?
Какие деревья нарисовал художник?
Как вы думаете, почему картина такая светлая?
Какое настроение она у вас вызывает?
Как бы вы назвали эту картину?

Воспитатель : Художник Левитан назвал эту картину назвал «Золотая осень». Перед нами скромный осенний пейзаж. Таких пленительных уголков в России очень много. Берёзовая роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Легкие облака чуть заметны. Осенний воздух чист и прозрачен. Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это – красота прощания. Скоро зима.

Воспитатель : А теперь давайте сами попробуйте выразить осеннюю красоту – потанцуйте с листьями (Дети импровизируют свой танец – свободно, легко, выразительно по музыку Леви «Маленикий вальс»).

Дети собирают букет из осенних листьев. Пусть он радует нас свое волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, поэтов, музыкантов создавать прекрасные произведения. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слово, у композиторов – звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в свое музыке П. И. Чайковский.

Дети слушают фрагмент произведения «Осенняя песня» Чайковского

Пальчиковая игра «Осенний лист»:


А воздух осенний прозрачен и чист.
Весной, разрывая мелкие почки,
На ветках взрывались хлопушки – листочки.
Смотрите, смотрите, падает лист.
Жёлтый, сухой, он теперь неказист.
Листья писали мелками теней
Портреты июльских солнечных дней.
Смотрите, смотрите, падает лист,
И лес опустевший не так голосист.
Деревья уснули и спят до весны.
И смотрят лесные, зелёные сны.

Воспитатель : Ребята, а вам хотелось бы создать панно из разноцветных листьев и украсить им группу? (Дети работают коллективно).

Нетрадиционное рисование – дети тонируют красками лист ватмана, на нём появляются контуры листьев клёна, рябины, дуба, заранее обведённые восковыми мелками.

Воспитатель : Ребята, вы вместе постарались, и у вас получилось очень красивое панно.

Как бы вы его назвали? (Ответы детей).

Дети читают стихотворение В. Семернина «Золотая осень».

Тема «Осень в лесу»

Пр. задачи:

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Продолжать обучать устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, в жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей.

Развивать интерес к сезонным изменениям в природе.

Воспитывать любовь к родной природе.

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Пошла по лугам,

По полям, по лесам.

Припасы она приготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала:

За мною нагрянет Зима!

1- слайд

Дети, к нам сегодня на электронную почту поступило письмо , давайте его прочитаем.

2-й слайд

«Детский сад « Ёлочка », детям подготовительной группы от зайцев с поляны пригородного леса: «Здравствуйте, ребята! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни говорят, что пора, а другие говорят, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте нам! Ведь менять шубки для зайцев дело не простое!»

Вопрос очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него. Дети, зайцам повезло, сейчас мы с вами совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять верное решение.

Займите свои места на стульчиках.

Все сели тихонечко, руки положите на колени и закроем глаза, будем с вами телепартироваться. - произносим волшебные слова:

1, 2, 3, Осень, осень нас с собою в лес осенний ты возьми!

- Открываем глаза.

Вот мы с вами в осеннем лесу: - Посмотрите на эту красоту.

Вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите три осенних месяца.

Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени.

Как называется явление, когда опадают листья?

Какого цвета листья бывают осенью?

Давайте проиграем в игру «С каких деревьев листики?»

(На слайдах)

Молодцы ребята! А теперь мы с вами немножко отдохнём и превратимся в листочки. Встаньте со стульчиков.

Физкультурная минутка «Листочки»

Осенние листочки закружились,

Весёлый ветер зашумел над ними.

Вот ветер тихо снова набежал,

Все листья в воздух он поднял.

Весело они летели и на землю сели.

Здесь в лесу очень много интересного, Например:

Осенью в лесу насекомые готовятся к холодам:

Бабочки превращаются в кокон,

Жучки от холода прячутся под кору деревьев,

Муравьи закрывают ходы и выходы и сбиваются в клубок.

Насекомые прячутся от холода.

А вот животные:

Некоторые продолжают заготавливать запасы к зиме.

Ёжики зарываются в листву,

Медведи готовятся к зимней спячки

А лисы, волки и др звери начинают линять и их шерсть превращается в более плотную, густую и тёплую.

Ну а птиц в лесу практически не слышно:

Они сбиваются в стаи, и улетают в теплые края,

Кстати, скажите как их называют (перелётные)

А эти птицы, Остаются зимовать, как их называют? (кочующие) но им тоже кормов в лесу становится мало и в скоре они переберутся ближе к людям. И мы будем им в кормушки подсыпать корма.

Вот так протекает жизнь в лесу в унылую осеннею пору.

А теперь снова закрыли глазки:

1, 2, 3, Осень в группу нас скорей верни

Открываем газа.

Мы с вами много узнали об осени, её признаках, и теперь можем зайца дать ответ на письмо. Что мы им напишем?

«Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в тёплые края. Насекомые спрятались. Стало холодать. Пора вам, зайцы, менять свои шубки с серых на белые»

- Отправляем

И уже ответ пришёл.

А для вас у меня небольшой сюрприз – Осень передала для вас посылку . Она прислала вам осенние букеты, но они все белого цвета. Нам нужно раскрасить их.

Выберите цвета для осенних листьев и приступайте к работе.

А чтобы вам не было скучно, вам будет помогать осенняя музыка

Когда все работы выполнены, можно сделать выставку «Осенних букетов».

Статьи по теме: