Конспект нод в старшей группе «эти удивительные камни» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект занятия «Эти удивительные камни Камни нод в подготовительной группе

Мой подход к работе с детьми

Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Я на виду у всех детей и родителей. Моя работа одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребенка, чем он живет, что его радует, как относятся к нему сверстники. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребенка, его интересы легко становлюсь авторитетом в его глазах.
Проработав в детском саду достаточное время. Я поняла, что работать с детьми можно с теплой, искренней душой, - только в том случае влияние на ребенка будет благоприятным. Педагогическая деятельность по своей сути является творческой. Творчество для меня - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Интересный, увлеченный воспитатель – счастье для ребенка. И я вижу, что моим детям со мной интересно, весело и комфортно. Дети приходят в детский сад с чистыми и открытыми душами, они доверяются мне и, как мягкий кусочек воска, податливо дают лепить из себя пусть маленькую, пусть несозревшую, но личность.
Как творческий воспитатель я живу и работаю согласно заповеди, сформированной Ш. А. Амонашвили: « Если хочешь воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».
Работая по программе «Успех», руководителем авторского коллектива является кандидат педагогический наук Н. В. Федина, На познавательных ООД знакомлю детей со связями живой и неживой природы в природных зонах, ролью человека в их сохранении, через построение моделей связи растений и животных, используя карточки, схемы и картинки. Дети узнают много нового о природе и ее явлениях и на интегрированных занятиях.
Для развития исследовательских навыков у детей использую методики О. В. Дыбиной, Н. П. Рохмановой. В.В. Щетининой «Неизведанное рядом»; Л. В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». Немаловажное значение в развитии познавательной активности детей имеет предметно – развивающая среда, она создает оптимальные условия для саморазвития. В группе созданы все условия, для самостоятельного активного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, познавательной).
Занимаясь инновационной деятельностью, внедряю в свою практику метод проектирования и метод экспериментирования. Считаю, что благополучие детей зависит от мудрости воспитателя, его доброты, внимания и терпения. Поэтому успехи детей принимаю как свои собственные.

Конспект ООД «Камни могут удивлять» подготовительная группа
Воспитатель 1 кв. кат. Баландина Е.В.
МБДОУДСОРВ «Рябинушка»
С. Зеленое усть-Абаканского района.
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей посредством экспериментирования с камнями.

Задачи:
1. Создать условия для приобретения детьми опыта участия в ситуациях речевого общения (речевое развитие).
2. Создать условия для развития предпосылок ценностно-смысловогоо восприятия и понимания художественной литературы (художественно-эстетическое развитие).
3. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материала и способов действий с ним (социально-коммуникативное развитие).
4. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).
5. Обеспечить условия для формирования познавательных действий (познавательное развитие).
6. Создать условия для развития мелкой моторики рук (физическое развитие).
7. Обеспечить условия для развития творческой активности (художественно-эстетическое развитие).
Организация детских видов деятельностей:
общение ребёнка со взрослым;
общение ребёнка со сверстниками;
исследовательская деятельность (исследовательская практика);
трудовая деятельность;
двигательная деятельность;
художественно-эстетическая деятельность.
Оборудование и материалы:
И.К.Т. презентация «Камни с берегов озер Хакассии», « камни с берегов Черного моря» (Крым) слайды,
Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
сундучок ощущений.
Набор схем – рисунков.
Шапка ученого.
Набор камней на каждого ребенка.
Лупы.
Стакан с водой, ложка.
Большие подносы.
Салфетки маленькие.
Салфетки большие.
Коробка с ячейками.
Предварительная работа: Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок".
Словарная работа:
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Организационный момент:
Воображаемая ситуация «На горе»

(игра «Гора старушка» дети выполняют все движения по текст.)
Ход ООД
После игры дети обнаруживают сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень. Обсуждают по ощущениям какой он по размеру, по тяжести, определение характера поверхности на ощупь,
Воспитатель: Хотели бы знать побольше о камнях?
Вас можно назвать в таком случае учеными? С чем мы будем делать опыты?
- Да, с камнями. Какие нам нужны помощники для экспериментов?
(Дети рассматривают схемы и выстраивают алгоритм действий, делятся на пары по разрезным схемам, находят свои рабочие места, нужный материал для исследований камней).
Стол № 1. (опыт) Определение цвета, формы и размера.
Дети рассматривают лупами камни, делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий, овальный, треугольный, круглый и т. д.).
Вывод: камни по цвету, форме и размеру бывают разные: серые, коричневые, белые, красные, синие, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.

Стол № 5. (опыт) Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, средней тяжести, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол, какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Совместный опыт воспитателя с детьми № 6:
Определение температуры.
Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель спрашивает: "Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Совместный опыт воспитателя с детьми № 7. Плавучесть.
Дети берут ванночки с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

После проделанных опытов дети прикрепляют схемы на магнитную доску

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Надеть шапку бакалавра и сделайте важный вывод о свойствах камней? (Дети по очереди рассказывают о результатах проделанных опытов).

Рефлексия: Покажите свое отношение к экспериментам в виде смайликов.
(В пространстве группы стоят столы с кругами: красный и синий, условные смайлики, веселые и грустные)
Дети выбирают и раскладывают смайликов по кругам.

Дети приводят рабочее место в порядок, воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Тема: Свойства камней.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Художественно-эстетическая
  • Речевая
  • Социально-коммуникативная
  • Здоровье

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
  2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  3. Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  4. Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  5. Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  6. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация; Посылочный ящик; коллекция камней; лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

Дети сидят полукругом перед столом и экраном.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях. Основная часть

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. (слайд №2) Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. (слайд №3) В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. (слайд №4) . Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. (слайды №5-8) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку.

Воспитатель: Ребята, интересно, кто это посылку нам прислал. А может и не нам вовсе. Как мне проверить?

Воспитатель: А вы знаете адрес нашего детского сада, номер нашей группы?

Дети: называют адрес детского сада.

Воспитатель: читает адрес получателя. Всё правильно, посылка доставлена по адресу. От кого же она, хотите узнать? Читает адрес отправителя «Институт геологии» . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки. (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) . Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, ведь они должны работать точно и аккуратно.(Пальчиковая гимнастика)

На каждом столе лежат все необходимое. Результаты исследований запишем в таблицу. (Приложение) .

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый? Ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.

Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии.

Дети убирают рабочие места.

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебный мир камней" - страница №1/1

Конспект занятия в подготовительной группе

"Волшебный мир камней"

(Познавательное развитие)
Воспитатель: Морозкова Н.В.
Задачи:


  1. Обобщить знания детей о свойствах и особенностях камней.

  2. Создать условия для экспериментирования, пробудить интерес к данной теме.

  3. Развивать любознательность, активность, умение самостоятельно действовать.

  4. Воспитывать интерес к родному краю - Южному Уралу.

Материал к занятию: коллекция камней, украшения (бусы, серьги, кольца), мнемосхемы, шкатулка, кукла-Хозяйка Медной Горы, оборудование для исследовательской деятельности (пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, рис), аудиозапись, подарки для детей и угощение.
Предварительная работа: Цикл занятий: «От горы до песчинки», «Нам камни строить и жить помогают», «Камни украшают», «Камни пишут и рисуют», «Камни-помощники»; эксперименты «Как вода камень разрушает», «Тонет – не тонет»; чтение художественной литературы; работа с родителями – пополнение экспонатами мини-музея.
Ход занятия:

1) Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в круг для игры "Гора-старушка" (игра иллюстрирует процесс разрушения горы)
Стоит гора-старушка- Дети поднимают руки вверх ,

До небес макушка. тянутся на цыпочках,

Её ветер обдувает, обмахиваются кистями рук ,

Её дождик поливает. встряхивают кистями рук ,

Стоит гора, страдает прикладывают ладошки к щечкам и качают головой .

И камешки теряет. Педагог касается нескольких человек, которые,

И каждый день, должны изобразить камешки.

И каждую ночь Дети-камешки рассыпаются – разбегаются в разные

Катятся, катятся стороны любым способом.

Камешки прочь.


Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» раскатятся в стороны. В заключении участники игры говорят хором:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось

От нашей горы!
2) Воспитатель обращается к детям:

Почему гору называют "Гора-старушка"?

Как она теряет камушки? (Используя мнемосхему, ребёнок рассказывает об образовании камня.)

А за один день может гора потерять камушки? (Дети объясняют свой ответ)


Далее воспитатель и дети подводят итог проделанной работы - собрана коллекция камней. Выясняют совместно, что в группе появился мини-музей. "Мини"- так как маленький, а "музей"- так как в нем представлены разнообразные камни нашего края.
Воспитатель и дети заходят в мини-музей и обнаруживают пропажу куклы - Хозяйки Медной Горы, а вместо неё письмо следующего содержания: "Ребята, если вы выполните все мои задания, то вас ждёт сюрприз..."
1 задание - игра "Волшебная шкатулка"

Дети вытягивают карточки и объясняют свойства камней. (Стучат, тонут в воде, рисуют, пишут, помогают в строительстве, украшают картины, здания)


2 задание - "Назови сказки о камнях"

Дети называют произведения, в которых рассказывалось бы о камнях.

"Серебряное копытце", "Хозяйка Медной Горы", "Легенды Южного Урала - Легенда об изумрудах".
3 задание - "Мой любимый камень"

Дети называют и показывают камни, которые им понравились больше всего, объясняя свой выбор.

3) Звучит аудиозапись и входит Хозяйка Медной Горы .

Хозяйка приветствует детей:

Хорошо справились вы с моими заданиями, много знаете о крае уральском, о богатствах, что в недрах таятся, о людях умелых, которые красоту всем дарят. Заслужили вы подарок отменяя. Но еще хочу вас проверить, ответьте мне на вопрос: «Почему камни бывают разноцветными? Почему в одном камушке два или три цвета увидеть можно?» (Дети отвечают). Чтобы раскрыть эту тайну камней, пройдем за столы и попробуем понять, как же это происходит.
Исследовательская деятельность


  1. Предложить детям скатать каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один…» Далее предложить разрезать стекой пластилин и полюбоваться на полосатые срезы.

  1. Дети смешивают несколько кусочков пластилина разного цвета, скатывая все цвета сначала в колбаску, а затем в шарик, по спирали. Вновь разрезаем комочки стекой пополам и любуемся удивительными узорами, сравниваем с узором других детей.

  1. Предложить детям определить, что тверже: крупа или кусочки пластилина? В природе есть камни более твердые, а есть - более мягкие. Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней (дети смешивают два кусочка пластилина разного цвета с рисовыми зёрнами).

Затем при посещении «мини – музея» дети сами отыскивают камни, образовавшиеся подобными способами.


Воспитатель:

Камни бывают разные, например, "лунный камень" - защищает от злого человека, от сглаза. Каждому человеку - свой камень, это зависит от того, под каким знаком зодиака вы родились.

Хозяйка Медной Горы:

Настало время наградить вас за ваши знания и руки умелые. Примите от меня коллекцию камней и сладкие камешки разноцветные. (Хозяйка Медной горы вручает подарки и, прощаясь с детьми, уходит)

Овен - аметист, гематит, горный хрусталь.

Телец - агат, сердолик, корнеол.

Близнецы - агат, сердолик, тигровый глаз.

Рак - лунный камень, хризопраз, халцедон.

Лев - хризолит, опал, янтарь, яшма, хрусталь.

Дева - сердолик, оникс, нефрит, жадеит, агат.

Весы - опал, хризолит, аметист, нефрит, хрусталь.

Скорпион - топаз, гематит, сердолик, гранат, малахит.

Стрелец - бирюза, гранат.

Козерог - оникс, агат, кошачий глаз, хризопраз.

Водолей - обсидиан, аметист, гранат, лазурит.

Рыбы - красный коралл, аметист, аквамарин, яшма.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности

Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Пакскина Галина Владимировна
«Волшебные камешки» (для детей подготовительной группы)
Длительность: 30-35 минут.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация»,«Здоровье»,"Художественная деятельность".
Задачи:
- формирование исследовательских навыков детей через объект неживой природы – камни;
- классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;
- поддерживать интерес к исследовательской работе, видеть красоту природы.
- развивать воображение и творчество.
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
- воспитать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Материалы: различные камни, дорожка из камешков, краски, вода, кисточки, мешочек, фартуки. Воспитатель: Сегодня Катя принесла в группу мешочек с разными камешками.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию и быть исследователями.
Достаю из мешочка камешки и выкладываю на подносы. Дети их рассматривают.
Воспитатель: Возьмите их. Чем камни отличаются друг от друга?
Опыт 1 . Предлагаю потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий или шершавый?
Ответы детей: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель: Поднимите руку с камешком вверх, у кого гладкий камешек, протяните руку с камешком перед собой, у кого шероховатый.
Действия детей: поднимают руки с камешком вверх или протягивают перед собой.
Вопрос: какими камни бывают по цвету, форме, размеру?
Ответы детей: камни бывают разные: серые, коричневые, белые, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Опыт 2. Демонстрирую теплые камешки (нагрела на батарее отопления).
Воспитатель: Потрогайте разные камни: которые у вас на столе и которые я вам раздала, Что можно сказать?
Ответы детей: один камень теплый другой холодный
Воспитатель: Какой приятнее держать в руке? Зажмите холодный камешек в кулаке, и подуйте на него, стал ли он теплее?

Дыхательная гимнастика:
Дети берут холодный камешек, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот и дуют на камешек, держа его в руке (3 раза).
Воспитатель: Что теперь вы скажите?
Ответы: камешек стал теплым от нашего воздуха. Мы его нагрели.
Вывод: камни могут быть теплыми от нагрева и холодными.
Опыт 3 : «Тонет- не тонет».
Воспитатель: Я предлагаю камешки положить в воду. Скажите, что будет? Он плывет? На дно упал? Какого цвета стали камешки? Ответ: Камешки поменяли цвет, утонули по воде и по воде пошли круги.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, поменяли цвет и стали более яркими.

Воспитатель: Камнями в наше время даже лечатся!
Слайды1-4
Воспитатель: Я сейчас вам скажу пословицу: «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
Вот очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это хождение по камешкам.
Воспитатель: предлагаю выложить камешки на полу в ряд и пройти по ним. Когда вы ходите по камешкам: Что чувствуете? Какие камешки?
Ответы детей: камешки твердые и гладкие, наступать надо осторожно, чтобы не было больно.
Получается специальный массаж ступней, можно избежать плоскостопия. Посмотрите, у меня есть специальное полотно для ходьбы по камням.


Физминутка : Дети ходят по дорожке из камешков.
Топают ноги
По прямой дороге.
И поскачут ноги
По прямой дороге.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
По узенькой дороге
Пойдут тихонько ноги
Друг за дружкой побежали
И не сколько не устали.
Воспитатель: Наши предки ходили босиком по земле и были здоровыми. Сегодня о ходьбе босиком даже по траве мы забываем, да и нет для этого условий. Мы боимся поранить ноги. А кто скажет, где все же можно походить босиком?
Ответы детей: в лесу, на поляне, у себя на даче, где нет мусора, стекол.
Воспитатель: посмотрим на экран. В руках умелых людей, мастеров камни превращаются в замечательные предметы и украшения.
Слайд о камнях 5-7(изделия из полудрагоценных камней)
После просмотра. Продуктивная деятельность детей под музыку.
Воспитатель: Давайте и мы «оживим» свои камешки. На выбор предлагаю нарисовать красками на гладких камнях узор.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память. Скажем Кате большое спасибо за удивительные камешки.


Понравилось ли участвовать в исследовании? Что расскажите родителям?
Дети отвечают на вопросы.
Прошу детей навести порядок на столах, помогаю им. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро

Детей о профессии геолога.

· Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.

· Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

· Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

· Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.

· Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

· Воспитывать бережное отношение к природе.

· Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

· Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

· Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка,

Предварительная работа:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка №31 детский сад «Журавлик»

КОНСПЕКТ

НОД в старшей группе №8

«Эти удивительные камни»

Воспитатель: Баранова Н.А.

Старый Оскол

2015

Программное содержание:

  • Расширять знания детей о профессии геолога.
  • Формировать представление о камнях, как части неживой природы, о их роли в жизни человека.
  • Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
  • Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Пополнить лексический запас словами, обозначающие предметы, действия, признаки.
  • Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
  • Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Материалы и оборудование: рюкзак, коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка , лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка, макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказы П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы: Н.А., что вы делаете?

Воспитатель : Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку? (Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям. Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

(На доске иллюстрации с изображением геологов).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в горы, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Д/И. «Собери рюкзак»

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей - ДА) . А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей - КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Движение по плану-схеме по фонограмму «Звуки леса)

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей ). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) Дыхательная гимнастика.

(Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Затем снова прикладывают камни к щеке) Что изменилось? (Камни стали теплыми)

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характера поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие) . А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? (У воспитателя – другой камень ) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №3. Определение твердости-мягкости.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой камень я нашла, он называется глина. Давайте пальцем надавим на свой камень. Что-нибудь изменилось? То же самое проделаем с глиной. (От пальца остаются вмятины-ямки.)

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

Вывод: камни бывают твердые и мягкие.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня – более ярким). Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? (Ответы детей).

ОПЫТ № 5. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).

Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня нам открылись многие тайны камней. Кто из вас о них еще раз скажет? (Ребенок обобщает свойства камней: камни бывают разные по форме и цвету, их очень много, все камни твердые, тяжелые и холодные, но их можно нагреть, бывают гладкие и шероховатые камни). Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей). Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да). А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения . Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.

Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.


Статьи по теме: