Из чего делают сваровски. Волшебные кристаллы Сваровски! (биография создателя и история создания!!!)

Заставить мир отдать предпочтение хрусталю и забыть про бриллианты не так-то и просто. Но история бренда Swarovski доказывает, что возможно даже такое. Даниель Сваровски (Daniel Swarovski) подарил миру украшения из стекла и тем самым установил совершенно новые правила в этой игре за имидж. А все благодаря потому, что он не боялся внедрения новых технологий, не разглашал секреты производства и чутко считывал потребности современного общества. Бизнес Swarovski вот уже на протяжении более ста лет остается в руках одной семьи. Его традиции чтятся, а все силы фамилии Сваровски посвящены развитию и улучшению семейного дела.

Началась же история 24 октября 1862 года, когда в Георгентале, небольшой деревушке в горах Австрии, родился будущий основатель большого бизнеса Даниель Сваровски. Последующему выбору им своей профессии способствовало само место его рождения. Дело в том, что эта территория Австро-Венгерской империи давно славилась своими опытными стеклодувами и шлифовщиками стекла. Да и сам отец Даниеля зарабатывал на жизнь тем, что мастерил стеклянную бижутерию и шлифовал хрусталь. Денег это занятие ему приносило не много, но, тем не менее, скромных сбережений семьи Сваровски хватило на то, чтобы отправить Даниеля учиться на инженера в Париж.

Именно там молодой человек и стал свидетелем быстро распространяющейся моды на искусственные бриллианты. Они выглядели похожими на настоящие, однако были доступны намного более широкой аудитории. В то время шлифовка стекла и хрусталя была исключительно ручным трудом, а потому занимала немало времени. Вот почему, попав однажды на Всемирную электротехническую выставку и ознакомившись на ней с работой первых электрических механизмов, молодой Сваровски принимает решение создать машину, которая позволила бы максимально быстро и качественно шлифовать искусственные камни.

Разработка шлифовального станка и получение соответствующего патента занимают девять долгих лет, однако по их истечению Даниель Сваровски чувствует себя во всеоружии, чтобы начать собственное производство искусственных бриллиантов.

Надеясь сбежать от конкурентов, Даниель возвращается на родину и обосновывается рядом с городом Инсбрук. Именно там, в Тирольских горах на окраине поселка Ваттенс он и облюбовывает для себя старую фабрику, которая на его взгляд отлично подходит для производства хрустальных камней. Кроме того, шлифовальные станки требовали электроэнергии, а получить ее как раз можно было от гидроэлектростанции, расположенной неподалеку. Кстати, верная традициям, компания Swarovski и по сей день продолжает обеспечивать себя своей собственной электроэнергией.

Практически весь процесс производства Даниель взял на себя. Он сам проектировал украшения, сам просчитывал пропорции различных составляющих для создания хрусталя. Его целью было создать камни настолько прочные, чтобы они не боялись механической огранки. И, в конце концов, ему это удалось. Первые хрустальный «бриллиант» Swarovski увидел мир в 1895 году, и с того момента мир захлестнула совершенно новая мода.

Даниель Сваровски за небольшие деньги дал людям то, чего они желали больше всего на свете – статус, роскошь и престиж. Его кристаллы в считанные дни стали настолько популярны, что заставили даже аристократическое общество позабыть о бриллиантах. Бижутерия более не считалась признаком плохого вкуса и тонкого кошелька, а созданные им драгоценности не было зазорно носить даже при королевских дворах Европы.

Украшения Swarovski раскупались в Париже и Санкт-Петербурге. Ими украшали одежду своих домов моды Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Стразы Swarovski обожали Мэрилин Монро и Марлен Дитрих. Кстати, и по сей день хрустальными «бриллиантами» стремятся украсить свою одежду самые модные кутюрье – Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Вивьен Вествуд и Кристиан Лакруа.

У Даниеля Сваровски тут же появилось множество подражателей, однако ни одному из них так и не удалось создать такие прозрачные и прочные стразы как у талантливого австрийца. Технологию же производства своих украшений компания Swarovski и по сей день держит в секрете.

Кстати, к любимому делу основатель компании не замедлил подключить и троих своих сыновей – Вильгельма, Фридриха и Альфреда. Совместными усилиями они смогли выйти далеко за рамки производства одних лишь кристаллов. Так, в конце 1910 годов была создана компания Tyrolit, целью которой стало производство шлифовальных и пильных инструментов, а в 1937 году – компания Swareflex, выпускающая отражатели для дорог, а также отражающие переходы и панели на трассах. В 1948 году Вильгельм Сваровски применил семейный хрусталь в оптике и создал Swarovski Optik, которая и по сей день остается неизменным лидером на рынке соответствующей продукции.

1956 год стал трагичным для семьи великого австрийца – в возрасте 94 лет родоначальник семейного бизнеса Даниель Сваровски уходит из жизни. В связи с его смертью компании пророчили скорый упадок и разорение. Но этого не произошло. В ответ на все неутешительные прогнозы внук Даниеля – Манфред Сваровски – представляет миру новую технологию, позволяющую делать хрустальные камни, отливающие всеми цветами радуги. Яркие камушки вдохнули новую жизнь в мир кристаллов, и модницы всего мира с новой силой бросаются в магазины за покупками удивительных украшений. Компания Swarovski тем временем продолжает пробовать себя в новых направлениях, выпуская хрустальные люстры и посуду. Под маркой Sylver Crystal также начинают создаваться коллекционные фигурки из хрусталя.

Сегодня компания Swarovski принадлежит уже праправнучке Даниеля – Наде Сваровски. И точно также как и ее прапрадедушка, она стремиться создавать качественную бижутерию, доступную широким массам. Фирма Swarovski объединяет на сегодняшний день 75 фабрик и почти 10 000 рабочих, она также может похвастаться 19 дочерними предприятиями в более чем 30 странах мира. И при этом штаб-квартира компании все еще находится в непримечательном австрийском городке Ваттенсе.

Кристаллы Сваровски в наше время входят в перечень социально значимых явлений материальной культуры. Попросту говоря, всякий человек, претендующий на звание эстетически грамотного, в продукции компании Swarovski обязан разбираться. Или хотя бы ориентироваться.

Остальным гражданам мира достаточно знать о существовании кристаллов Сваровски, но знать почтительно – с поклоном и придыханием, с вожделением и мечтой, с уверенностью в исключительности и пониманием аристократической обособленности.


И, разумеется, всякий живущий должен хотя бы раз в десять лет (таков средний срок эксплуатации стразов) отнести в магазин кристаллов Сваровски тугую пачечку купюр: поклонение без жертвований не бывает.

Что ж за тайна превратила маленькие кусочки стекла в объект всемирного обожания? Отчего слава кристаллов Сваровски растет и ширится третий век кряду? Правда ли, что блеск камней Сваровски способен затмить сияние бриллиантов? Попробуем разобраться.

«Секрет? Какой еще секрет? Секрета никакого нет...»

В обывательской среде бытует мнение, что рецептура хрусталя – а камни Сваровски это ничто иное как – знаменитого австрийского производителя содержит некий секретный ингредиент (вроде рога единорога), превращающий обычное стекло в подобие настоящего бриллианта.

На дворе, однако, XXI век. Современные технологии исследований в состоянии выяснить все детали хрустальной композиции Сваровски, и нет никакой гарантии, что студенты материаловедческих факультетов не развлекаются решением подобных задач на лабораторных занятиях. Так вот: никаких тайных компонентов в стразах марки Swarovski не обнаружено!

О хрустале

Изобретение и отработка процесса варки хрусталя пришлась на XVII век. До 1615 года стекло, выходившее из печей, отапливаемых дровами, выходило цветным (по большей части грязно-желтым из-за примесного оксида серы). Насильственный (по приказу короля) переход на каменный уголь дал неожиданный результат: стекломасса стала бесцветной!


Воодушевленные открытием стекловары продолжили опыты, и в 1676-м году Георгу Равенскрофту повезло: добавление в шихту растертого оксида свинца PbO привело к появлению небывалого продукта. Свинцовое стекло блистало, переливалось всеми цветами радуги и звенело серебряным колокольчиком.

Технологические эксперименты, последовавшие в продолжение революционной находки, привели к пониманию ряда важных истин. Хрустальным стекло становится, если в его шихту примешано от 6% до 36% PbO. Оксид бария BaO в концентрации до 18%, заменяя часть оксида свинца, усиливает способность хрусталя к преломлению света. За неимением окисленных свинца и бария можно использовать оксид цинка ZnO, однако конечный эффект такой замены не идеален...

Словом, к моменту вхождения молодого Даниэля Сваровски в семейный бизнес (изготовление бижутерии из богемского стекла), технология производства украшений из хрусталя была уже глубоко проработана.

Технические нововведения Даниэля Сваровски

Рожденный в 1862-м году, Даниэль Сваровски первые десятилетия своей жизни занимался чем угодно, но только не стекольным производством. Его отец и дед – как и прочие жители богемской глубинки, то есть вполне прибыльно, но без особого размаха – вели семейное дело.

Юный Даниэль немного помогал родным, но игра на скрипке нравилась ему больше, а точные науки увлекали сильнее. Подросшего юношу родители отправили в Париж набираться знаний и совершенствоваться в музыке. Всемирная выставка 1889-года оказала на молодого человека огромное влияние. Впервые миру было показано: будущее – за электричеством!

Не прошло и двух лет после выставки, как Даниэль Сваровски собрал, а на следующий год и запатентовал машину для шлифования, полировки и гранения камней. Естественно, с электрическим приводом!

Устройство обещало повысить продуктивность семейного бизнеса, но внедрять шлифовальную машину в Богемии родственники Даниэля отговорили. Здесь все свои, от друзей-конкурентов ничего не скроешь. Смонтируй машину сегодня – завтра каждый поставит у себя электрический агрегат!

Соблюдая тайну, Сваровски перебираются под Инсбрук, в деревеньку Виттенс, население которой в ту пору не дотягивает до тысячи особ. В 1895-м году Даниэль начинает производство на новом месте. Европейский рынок украшений наполняется стразами Сваровски...

Маркетинговый гений Сваровски

Неписаные законы торговли гласят: охотнее всего человек покупает не товар, а мечту. Но воплощение этой мечты должно быть первоклассным!

Перво-наперво Сваровски дает своей продукции хитрое наименование. «Кристаллы Сваровски» - это звучит и претенциозно, и громко, и заманчиво – и, главное, честно. Потому что во многих европейских языках понятия «кристалл» и «хрусталь» выражаются одним словом. Таким образом, покупатель ограненного хрусталя от компании Swarovski приобретает не столько свинцовое стекло, коего пруд пруди, сколько совершенно особенные, доселе небывалые кристаллы...


Второе – качество продукции. Тут Даниелю Сваровски нужно отдать должное: он поднял уровень стекольного ремесла невероятно высоко. Каждый из его «кристаллов» гранится двенадцатью гранями с беспримерной геометрической точностью. Качественная огранка в полной мере раскрывает хрусталя. Так что к покупателю поступает действительно первосортный товар!

И третье. Умная реклама! Газетные странички и уличные картинки с надписями «Купи-купи!» малоэффективны, понимает Сваровски. Поэтому он последовательно и неустанно проводит в жизнь идею: кристаллы Сваровски – это доступная роскошь, это средство влиться в ряды бриллиантово сверкающей аристократии, это возможность «догнать и перегнать» принцесс, императриц и кинозвезд!

Идея срабатывает в первые же годы существования компании – и безотказно работает до сих пор. Достаточно высокая цена на кристаллы Сваровски заставляет воспринимать ограненные кусочки хрусталя всерьез. Повсеместное применение продукции австрийской фирмы дает художникам свободу, а потребителю уверенность: если кристаллы Сваровски нашиты на ткань, вмонтированы в зажигалку, блистают на бумажнике – значит, вещь стоящая!

Почему не везет конкурентам?

Надо ли говорить, что первые же успехи компании Сваровски вызвали настоящий бум в патентной торговле. И богемские, и венецианские, и заокеанские стеклоделы бросились собирать и совершенствовать шлифовально-гранильную машину Даниэля Сваровски. Из архивов были подняты пыльные рецепты экзотических хрусталей. Цены то безумно снижались, то горделиво подскакивали – но рынок, с интересом посматривая в сторону суетящихся ремесленников, покупал кристаллы у Сваровски...

Вдруг выяснилось, что огранка огранкой, но качество хрусталя превыше всего. Все старания конкурентов создать свинцовое стекло той же, что и у Сваровски, степени прозрачности и красоты света, оканчиваются ничем. Тут-то и возникают слухи, что Даниэлю удалось найти некий секретный ингредиент, позволяющий варить отличный хрусталь по тайному рецепту.

У Сваровски посмеиваются. Рецептура, конечно, усовершенствована сообразно поступающему сырью, но секретом качества хрусталя является не мифический «рог единорога», а высочайшая требовательность стекловаров. Малейший брак – пузырьки, неоднородности, незаметное глазу снижение прозрачности – и партия идет в переплавку!

Кстати говоря, использование стеклобоя в стекольном производстве – залог высокого качества конечного продукта. Сваровски постигает все тонкости технологии высокосвинцовистого хрусталя на годы раньше конкурентов – так отчего же удача должна отворачиваться от него? Тем более что Даниэль устанавливает добрые отношения с самыми престижными клиентами, и дворцы Виндзора, Версаля и арабских нуворишей, а также музейные здания, гостиничные фойе и театральные залы Нью-Йорка, Лондона, Вены освещаются массивными люстрами, собранными из ограненного хрусталя Сваровски...

Новые требования нового века

В середине ХХ века Даниэль Сваровски отходит от дел и в 1956-м году умирает. Бизнес переходит в руки наследников – не менее хватких и талантливых, чем основатель фирмы. Высококачественное стекло, производимое компанией, признается пригодным для формования оптических элементов. Применение некоторых сортов ы и в качестве финишного абразива сообщает кристаллам Сваровски особый искристый блеск. Специальная антистатическая обработка уберегает люстры, собранные из кристаллов Сваровски, от накопления пыли.


Мир давно привык, что кристаллы Swarovski сверкают почти как , и компания делает всё для оправдания надежд публики. На нижние грани стразов Сваровски наносится тончайшая зеркальная подложка, что уберегает световой пучок от рассеяния. Введение оксида серы SO2 в состав хрустальной шихты усиливает игру света, преломленного кристаллом.


Манфред Сваровски, внук Даниэля, совершает настоящую технологическую революцию, создавая рецептуры цветных сортов хрусталя, повторяющих окраску двенадцати популярнейших самоцветов. Разноцветные кристаллы Сваровски раскупаются влет, и ажиотаж не утихает десятилетия...

Как отличить кристаллы Сваровски от подделок?

Наиболее верный способ – инструментальный анализ оптических свойств изделия. Хороший результат дает и внимательный визуальный осмотр объекта. Кристаллы Сваровски бездефектны! Геометрия фасеточной грани у Сваровски всегда безупречна, цвета чисты, формы камней изысканны, а изделия непременно изящны.


Для достоверного распознавания продукции Сваровски требуется немалый пользовательский опыт. Поэтому приобретения лучше делать в магазинах компании либо у авторизованных дилеров – обращая внимание на наличие фирменной упаковки, голограмм и сопроводительной документации.

Swarovski на Викискладе

На том этапе организация производства носила в большей степени ручной характер и имела низкую степень механизации. Сваровски стал пионером внедрения в производство алмазошливочных машин и их непрерывного совершенствования вкупе с постоянным повышением квалификации операторов станков и промышленного оборудования, что позитивно отражалось на качестве производимой продукции . Одновременно с этим росли штаты новой компании, в 1900 году на фабрике уже было занято около ста наёмных рабочих . С увеличением объёмов выпускаемой продукции, росли объёмы продаж, что позволило тогда же в 1900 году выкупить занимаемое предприятием фабричное здание, гидроэлектростанцию и землю под дальнейшее расширение компании .

Дальнейшее развитие предприятия на новом месте продолжалось более интенсивно, в значительной степени благодаря тому, что компания стала независимой от своих поставщиков стекла в Богемии, самостоятельно производя сырьё для собственной продукции .

Первая мировая война [ | ]

Во время Первой мировой войны, в силу возникших трудностей со снабжением стеклом, компания освоила производство и обработку абразивов . Полученный опыт позволил сконцентрироваться на производстве технических абразивов, особенно с учётом того, что они были остро необходимы военной промышленности Австро-Венгерской и Германской империй , поскольку имели весьма широкий спектр применения .

Межвоенный период [ | ]

По окончании войны абразивное производство не утратило своей актуальности, напротив, объёмы продаж в этом сегменте выросли . Кроме того, в межвоенный период , для сохранения темпов роста, компания возобновляет огранку драгоценных камней и переключается на выпуск стекольных изделий для науки, техники и быта, включая линзы для очков, бинокли , телескопы и линзы для оптических устройств всех видов, - это направление становится для компании основным на долгие годы .

Аншлюс [ | ]

Готовясь к возможным последствиям предстоящей войны для их бизнеса, руководство Swarovski уполномочило еврейского бизнесмена из бывшей Чехословакии Эрнеста Лёвенштайна представлять интересы компании в Северной Америке и поставило ему через порт Кобе (Япония) в порт Нью-Йорка запас ювелирных изделий, которого хватило для того, чтобы обеспечить потребности североамериканского ювелирного рынка в течение войны, - выбранная ими бизнес-стратегия их не подвела, поскольку экспортно-импортные операции из Австрии в США напрямую стали невозможны .

Вторая мировая война [ | ]

[Власти Третьего рейха] были восхищены тем, насколько быстро мы способны производить высококачественную продукцию.

Оригинальный текст (англ.)

[…] were surprised at how fast we were able to make top-quality items.

Между тем, начало войны прошло не без последствий для ювелирной индустрии, - в США, на волне патриотического угара, публичные персоны из высшего света и светские львицы, хорошо чувствовавшие текущую политическую конъюнктуру, демонстративно избавлялись от полированных кристаллов от Gablonz и Swarovski, покупая вместо них брошки на лацкан пиджака в форме американского флага в национальной розничной сети Macy’s . Благодаря имеющимся деловым связям Сваровски, им удалось преодолеть целый ряд торговых ограничений. Производство, огранка и экспорт за рубеж драгоценных и искусственных камней продолжались и в военные годы, так например, экспорт драгоценных камней через нейтральные страны в США продолжался как минимум до 1943 года, - в этот решающий год войны только американский экспорт принёс Swarovski прибыли на сумму около 1,5 млн рейхсмарок . Драгоценная продукция экспортировалась через Швецию и Швейцарию .

Кроме всего прочего, война стала не только фактором накопления капитала, но и существенно укрепила трудовую дисциплину с повышением объёмов производства при сохранении норм оплаты труда, воспрепятствовала оттоку рабочей силы, сделав его невозможным, позволила Swarovski закрепиться за рубежом и обеспечить себе запас устойчивости на первые послевоенные годы .

Послевоенное время [ | ]

После поражения Третьего рейха, Swarovski оказались под угрозой потери бизнеса, поскольку стороны-победители намеревались взорвать и снести всю военную промышленность побеждённых стран. Однако, им удалось избежать этого, во-первых, разыграв так называемую «еврейскую карту», сославшись на то, что одним из крупнейших инвесторов компании являлись представители еврейского капитала, во-вторых, уже начиналась Холодная война , англо-американскам силам могла потребоваться продукция Swarovski и руководству компании удалось наладить связь с высокопоставленным офицером из американской оккупационной администрации в Австрии , который не просто содействовал сохранению ими бизнеса, но даже обеспечил беспрепятственный ввоз из Германии необходимого сырья для производства оптического стекла для своевременного выполнения заказов . Кроме того, они контактировали с агентом французской разведки . Оба указанных военных впоследствии заняли посты в менеджменте Swarovski . Журнал Forbes , опубликовав снимок членов семьи Сваровски, в подзаголовке к фотографии поместил следующую подпись: «Сваровски. Пережили Габсбургскую империю и Тысячелетний рейх ».

Кроме оптики, по окончании войны заводы компании вернулись к производству ювелирных изделий и благодаря грамотно выстроенной маркетинговой политике уже к концу 1940-х годов, Swarovski стала крупнейшим экспортёром в Австрии по объёму выручки в иностранной валюте, сохраняя этот статус на протяжении 1950-х годов. В послевоенное время к руководству компанией пришло третье поколение династии Сваровски. У Даниэля Сваровски было трое сыновей, каждый из которых унаследовал долю 30% в уставном капитале компании. Из троих сыновей-наследников, только один, Фриц Сваровски, имел детей - Манфреда и Даниэля II-го, которые и стали фактическими управляющими компанией в 1950-е и 1960-е годы, сосредоточившись на освоении компанией новых технологий производства и инновационных подходов. Большой проблемой, вставшей перед руководством компании, стал постепенный выход из моды стразов в Европе и США к 1970-м годам. Для решения проблемы привлекались опытные кризис-менеджеры, - не менее 24-х было нанято в разное время, - предпринимались различные маркетинговые ходы для стимулирования потребительского спроса на ювелирные изделия Swarovski. Большим подспорьем стала диверсификация производственных направлений деятельности: Swarovski переключились на обработку натуральных алмазов и драгоценных камней, стали производить украшения для люстр и линзы для очков, что позволило удержать норму прибыли в приемлемых рамках . Журнал Forbes , называя Сваровски «австрийскими рокфеллерами », по уровню успешности и богатства сопоставил их с Де Бирс , и подчеркнув занятую ими нишу в международном бизнесе:

К тому времени, компания была уже в достаточной степени диверсифицирована. Так выглядели основные производственные предприятия в составе компании в 1958 году:


На волне нахлынувшего успеха, Сваровски удалось через их канадского контрагента Ирвинга Гернштейна стать мажоритарными совладельцами (не менее половины в уставном капитале) Zale , крупнейшей в мире сети ювелирных магазинов, до того являвшейся госкорпорацией в собственности американского правительства .

Лабораториями Swarovski были разработаны инфракрасные прицелы и приборы ночного видения , лазерные дальномеры и перископические буссоли для корректировки огня с закрытых позиций .

Традиционным заказчиком оптической продукции Swarovski являются Вооружённые силы Австрии . Swarovski стабильно входит в пул крупнейших экспортёров австрийской военной продукции. В рамках международного военно-технического сотрудничества Австрии с другими странами, оптические устройства и прицельные приспособления Swarovski поставлялись в том числе Вооружённым силам Кувейта , после иракской оккупации страны они достались в качестве трофеев Армии Ирака .

Кроме того, Swarovski связывают партнёрские связи с такими оружейными компаниями как:

Вид в 1,5× и 10× полевой бинокль Swarovski

Лабораторными подразделениями компании специально разработаны встроенные в рукоятку прицелы для австрийских автоматических винтовок StG.77 , устойчивые к ударным нагрузкам, а также съёмные оптические прицелы для американских крупнокалиберных снайперских винтовок M82A1 , устойчивые к воздействию отдачи . Кроме прицелов и биноклей для войск, компания занимается изготовлением морских биноклей и поставляет панорамные смотровые приборы и перископические прицельные приспособления для бронетехники (например, дневной/ночной прицел F-135 для лёгких танков типа AGS и VFM). Производство оптических приборов для военных заказчиков, сухопутных войск и флота, а также для гражданского рынка, - охотников, фотографов и туристов, - обеспечивало компании среднегодовую выручку около $100 млн в ценах второй половины 1980-х гг. К началу 1990-х годов, прицелы Swarovski стали пользоваться популярностью у снайперов сил специальных операций Армии США . Разведчик-снайпер 3-го батальона 187-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США Хесус Медина заявил в интервью журналу Soldier of Fortune, что прицел Swarovski с «сеткой-ёлочкой» - идеальное дополнение к снайперское винтовке .

28 июня 1986 года центральная австрийская газета «Кроненцайтунг » опубликовала материал, в котором совместно со Steyr и VÖEST , Swarovski заявили о намерении сформировать военно-промышленный консорциум «Waffen AG», который так и не был создан .

Трудовые ресурсы [ | ]

Производственный процесс на заводах компании характеризуется низкой текучестью кадров и поощрением трудовых династий, немало заводчан являются работниками Swarovski во втором и третьем поколении. Из 3 тыс. работников заводов в 1988 году около сотни проработало там 35 лет и более, ещё шестьсот проработали более 25 лет . Компания поощряет рабочих сверх необходимого законом и имеет систему премирования и социальной защиты , которая превосходит формальные требования национального законодательства о защите трудящихся . В дополнение к этому, компания обеспечивает рабочих съёмным и ипотечным жильём (ипотекой под низкий процент обеспечено более двух третей рабочей силы), выступает спонсором местного музыкального коллектива и т. п.

Инновации [ | ]

В 1956 году в сотрудничестве с модным домом Cristian Dior компания Swarovski создает знаменитый эффект АВ (лат. Aurora Borealis, перевод северное сияние). Это стало прорывом в модной индустрии, а компания Swarovski продолжила работу над созданием новых эффектов и цветов кристаллов Swarovski. Ежегодно компания выпускает несколько новых цветов и эффектов, которые пополняют широкую палитру рассыпных кристаллов. Компания продолжает сотрудничество с ведущими дизайнерами мировой индустрии моды по настоящее время. Например, в 2014 году компания создала коллекцию кристаллов с Maison Martin Margiela, в 2015 году - с Jean-Paul Gaultier , а в 2016 году компания выпустила 2 коллекции новинок в сотрудничестве с дизайнером и исследователем Селин Кусто, внучкой знаменитого исследователя морских глубин Жака-Ива Кусто .

Все фигурки из кристаллов Swarovski отмечены фирменным логотипом . Изначально это был цветок эдельвейса как символа Альпийских гор, но в 1988 году он был заменен на изображение лебедя, который символизирует красоту, грацию, чистоту и благородство.

Кристаллы Swarovski [ | ]

Музей Swarovski Kristallwelten в Ваттенсе

Кристаллы Swarovski не являются природным хрусталем, а также не имеют (как и хрусталь) кристаллической решетки. Компания Swarovski производит кристаллы из более чем 70 различных компонентов, большинство из которых засекречены и являются ноу-хау компании. Компания Swarovski постоянно работает над новыми технологиями и химическими формулами для совершенствования своих кристаллов.

С 2012 года компания Swarovski начала производство кристаллов нового поколения Advanced Crystal, в которых не содержится оксида свинца (содержание в некоторых кристаллах не превышает 0,009 %) - элемента, который традиционно использовался в хрустале и кристаллах для придания им блеска и прозрачности. Поскольку оксид свинца является крайне ядовитым и опасным элементом, то задача компании Swarovski была добиться новой химической формулы, исключающей наличие оксида свинца, но сохраняющей потребительские качества кристаллов. Этого удалось добиться в 2012 году. И с этого времени кристаллы Swarovski являются экологически безопасными.

Сезоны моды со стразами от Swarovski

Компания Swarovski производит декоративные фигурки, украшения, товары для дома, светильники и люстры. Отдельной строкой стоят компоненты Swarovski: кристаллы (стразы), подвески, бусины, пуговицы и многое другое, используемое другими компаниями-производителями для декорирования одежды, обуви, аксессуаров, мебели, украшений и многого другого. Партнерами компании Swarovski являются самые известные бренды в мире моды и дизайна. В ассортименте компании Swarovski насчитывается около 15000 различных вариантов компонентов.

Чтобы создать компоненты с необычными цветовыми эффектами, Swarovski наносит на некоторые из своих кристаллов специальные покрытия, такие как эффект AB (обеспечивает появление на поверхности «кристалла» радужных отблесков), Aurum, Silver (имитируют металлы) и многие другие.

Сейчас в портфеле компании более 80 различных цветов, около 30 эффектов, многочисленные огранки, формы и размеры.

В 2014 году были выпущены новые кристаллы (стразы) Swarovski с огранкой Xirius, обладающей 17 гранями.

Swarovski Gems [ | ]

Помимо производства кристаллов, компания занимается высокоточной огранкой синтетических и природных камней для ювелирной промышленности. Площадки камней маркируются лазерной подписью Swarovski. Ассортимент природных камней включает в себя: сапфир, аметист, цитрин, топаз и др. В 1950 году было учреждено дочернее предприятие Tyrolit-Schleifmittelwerke и работы по этому направлению были переведены в Швац .

Ассортимент искусственно выращенных камней включает: фианит (диоксид циркония - минерал, созданный Физическим институтом Академии наук (ФИАН), откуда и произошло его название), шпинель, корунд, альпинит.

Swarovski Optik [ | ]

Бинокли и монокуляры производятся в том числе для охотников и туристов

Старший сын Даниэля Сваровски Вильгельм увлекался астрономией, что привело его к изготовлению бинокля собственной конструкции.

В 1949 году компания впервые представила бинокль , в котором применялись асферические линзы , что обеспечивало высокую и равномерную чёткость изображения и низкий уровень хроматических аберраций при больших значениях угла зрения. Бинокли отличаются очень высокой ценой.

Swarco [ | ]

Младший сын Даниэля Сваровски Манфред в 1969 году открыл в Австрии завод по производству стеклянных микросфер для дорожной разметки. Впоследствии компания расширялась в направлении разметочных материалов и дорожного оборудования. Связи с Optic позволили компании применять уникальные инновационные решения при производстве светофоров, управляемых дорожных знаков и светодиодных сигнальных модулей. На сегодняшний день компания Swarco (SWARovski COmpany) является холдингом, предлагающим комплексные ИТС решения, представленным более чем 80 компаниями по всему миру.

Шпионский скандал [ | ]

Внешние изображения
Оптическое прицельное устройство KB-25A на приборной панели

В ходе работы над военной оптикой, Сваровски прибегали к ведению промышленного шпионажа , в том числе контрабандным путём. Так, 2 апреля 1975 года в международном аэропорту им. Джона Кеннеди при посадке на рейс «Нью-Йорк-Мюнхен» авиакомпании Lufthansa сотрудниками Таможенно-пограничной службы США был арестован Манфред Сваровски-младший за попытку вывоза из страны контрабандным способом незаконно приобретённого им через нанятых подставных лиц оптического прицельного устройства KB-25A, производившегося калифорнийской компанией Photo-Sonics, Inc. и применяемого в составе прицельно-вычислительного комплекса AN/ASG-26 Lead Computing Optical Sight для наведения стрелково-пушечного вооружения многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom II , вместе с технической документацией к устройству (всё это было найдено при обыске в его сумке), по-видимому, с целью разработки и производства собственных нелицензионных копий указанного прибора для СССР , по заказу советской военно-технической разведки . В основу этих подозрений легли активизировавшиеся после экономического кризиса 1973 года деловые связи Манфреда Сваровски-младшего с социалистическими странами Восточной Европы и СССР . Указанное событие вызвало определённый резонанс, поскольку до этого пассажиры отправляющихся из континентальных штатов исходящих авиарейсов не подлежали обыску и досмотру, досматривались лишь пассажиры прибывающих в страну бортов, кроме того арест и досмотр личного багажа Сваровски были произведены федеральными служащими без ордера, в нарушение соответствующего пункта Четвёртой поправки к Конституции США . Руководство компании наняло адвокатскую контору Kuh, Shapiro, Goldman, Cooperman & Levitt P.C. для представления интересов их родственника, они оспорили указанный прецедент в судебном порядке, но Окружной суд Восточного округа Нью-Йорка был неумолим и вынес обвинительный вердикт подсудимому, впоследствии оставленный в силе Апелляционным судом 2-го округа США .

Благотворительность [ | ]

Примечания [ | ]

  1. , “Der Aufschwung der Firma ließ nicht lange auf sich warten, und die Erweiterung des Betriebes wurde bald notwendig”.
  2. , “Ein auf fünf Jahre laufender Pachtvertrag wurde 1895 abgeschlossen und noch im gleichen Jahr übersiedelte die fünfköpfige Familie Swarovski und die des Schwagers nach Wattens”, s. 127.
  3. , “Tirol durchaus recht günstige Voraussetzungen für Betriebsgründungen bot, wenn entsprechendes Kapital, technisches know-how und unternehmerisches Risiko sich in einer Person vereint fanden”, s. 121.
  4. , “bescheidenen Anfängen heraus zu Großunternehmungen entwickelten und bis in die Gegenwart das Erscheinungsbild der Tiroler Industrielandschaft entscheidend prägten”, s. 121.
  5. , “Nicht zuletzt ist ein Anpassen an wechselnde Anforderungen oder veränderte Konsumentenbedürfnisse ausschlaggebend für den Erfolg oder Mißerfolg eines Industriebetriebes repektive eines Unternehmers”, s. 127.
  6. , “Mit großer Energie ging Swarovski die Lösung der Probleme im Produktionsbereich an und erreichte schließlich durch Verbesserung und Neukonstruktion von Maschinenteilen wie durch intensivere Unterweisung und Schulung des Bedienungspersonals wieder den notwendigen Qualitätsstandard seiner Produkte”, s. 130.
  7. , “Im Jahre 1900 beschäftigte das Unternehmen bereits 100 Arbeiter/innen”, s. 130.
  8. , “Im gleichen Jahr wurde das bisher gepachtete Fabriksgebäude käuflich erworben; weitere Betriebs- und Kraftanlagen sowie Grundstücke für eine spätere Erweiterung der Firma wurden in der Folgezeit ebenfalls hinzu- gekauft”, s. 130.
  9. , “Die weitere Entwicklung des Werkes verlief in großen Schritten: Zunächst machte sich die Firma von ihren Glaslieferanten aus Böhmen unabhängig, indem sie das Rohmaterial für ihre Produkte selber herstellte”, s. 130.
  10. , “Die Erfahrungen mit Schleifvorgängen und Schleifmitteln legten eine Verlagerung des Betriebes auf die Erzeugung technischer Schleifmittel nahe, zumal solche in der kriegsbedingt umfangreicher gewordenen Metallindustrie guten Absatz fanden”, s. 130.

Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.

Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень и очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.

Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий. Можно говорить о Сваровски как о предвестнике китча или о человеке, вписавшем в промышленную революцию европейский фольклор, поставившем его на конвейер. Об основателе семейного бизнеса. Об инженере-оптике. О чехе, ставшем тирольцем… Концепций, как видите, можно построить немало. Факты же таковы.

Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Не знаю, как сейчас, а тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.

Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка.

Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США. Долго ли, коротко ли, а в 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

Лучшие дня

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются. Конспирация объяснима. Ведь секрет хрусталя Сваровски - главный капитал этой почтенной фирмы. Но было бы глупо не выставлять, допустим, Сезанна, опасаясь, что какие-нибудь ловкачи скопируют манеру художника и вытеснят его с рынка. Между Сезанном и Сваровски не такая уж громадная разница: хрусталь - тоже искусство. Поэтому изделия от Сваровски никто не прячет от мира. Напротив, вокруг них создаётся культ. Есть и место поклонения хрусталю, апофеоз этого культа. Я имею в виду музей Сваровски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Если бы тирольцы не устроили в пещере музей, здесь наверняка поселились бы местные гномы. Лабиринт из семи комнат, связанных лестницами и узкими коридорами, пришёлся бы им по вкусу.

Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Изо рта его низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведёт стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гёте, в которых есть слово "crystal" - хрусталь. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов "мягкие" часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

В следующий зал ведёт дорожка метр в ширину, десять в длину. Она, как детский калейдоскоп, постоянно меняет цвет. В трёхмерном пространстве стеклянного неба мерцают ночные звёзды. Земля покрывается голубым светом океанов, появляются материки. Ускоренная в миллионы раз эволюция населяет океаны рыбами, рёв ящеров сменяется пением птиц… На секунду ослепнув от света, обнаруживаешь себя как бы внутри кристалла. 590 треугольных зеркал создают эту иллюзию, и не верится, что высота хрустального потолка всего пять метров. Сверху, снизу и сбоку чудятся стеклянные бездны. Меняется цветовая палитра, меняются ощущения. Кажется, что голоса, отражаясь от стен, сплетаются в нескончаемый аккорд. Кстати, бывший скрипач Сваровски требовал от своих подчинённых, чтобы в хрустале была слышна музыка. Музыка хрусталя. Парадоксально, но в этом музее нечасто задумываешься об основателе фирмы. Всё внимание сосредоточено на вибрациях звука и света, на атмосфере, которую создают хрустальные отражения. Подобный эффект достигается в стереокинотеатрах, где ты чувствуешь себя зрителем и одновременно героем фильма. Или во время интерактивной игры. Что и говорить, острые ощущения.

За годы существования компьютера мы успели привыкнуть к путешествиям по виртуальным мирам. Сам факт попадания в другую реальность нас уже не смущает. Мы редко задумываемся о том, как соотносится вторая реальность с первой. О том, кто навевает нам сны и создаёт иллюзии. В отличие от большинства из нас, Даниель Сваровски, родившийся в докомпьютерную эпоху, понимал, что гораздо интересней быть мастером иллюзий, чем их потребителем.


Чудесные туфли Taccetti, словно обсыпанные звёздной пылью, смотрелись роскошно и благородно…… Да, сегодня имитация под драгоценные камни весьма актуальна. Мы хотим выделиться из общей массы людей, пытаемся себя украшать. Желание нравиться себе и окружающим заставляет нас что-то придумывать … Стразы нам в этом помогут. Стразами вы подчеркнёте свою индивидуальность и неповторимость. Сегодня стразы имитируют под бриллианты, изумруды, сапфиры, топазы, аметисты. Их применяют не только в бижутерии, но и в одежде, обуви, аксессуарах, в интерьере, в автомобиле. Украсить можно любую вещь, и она будет неповторима, а если украсить стразами Сваровски – это будет ещё и роскошно.Почти в каждом показе Высокой моды принимают участие ювелирные изделия компании Сваровски.





А когда появились эти украшения? В ХVIII веке австрийский ювелир Георг Фредерик Штрасс получил стекло с высоким содержанием свинца (свинцовый хрусталь) и заметил, что оно световым отражением и блеском напоминает бриллианты. Он задумался, и решил – …а что, если?... Да, он решил его использовать в бижутерии, но не как стекло, а как бриллиант. В конце концов подделки были обнаружены,и Штрасс вошёл в историю не как изобретатель, а как авантюрист. А поддельные бриллианты стали называть стразами.


Иная судьба была у другого изобретателя и искусного огранщика хрусталя – Даниеля Сваровски.


Даниель Сваровски родился 24 октября 1862 года в Георгентале в Северной Богемии. Его отец, имел свою мастерскую. А Даниель не только помогал своему отцу в его кропотливом труде, перенимая мастерство и приобретая навыки, но и уделял время игре на скрипке. Даниель оказался одарённым скрипачом. В то время он больше мечтал о признании на музыкальном поприще. И поэтому, покинув свою родину, уехал во Францию, чтобы претворить свою мечту в реальность. Однако вскоре понял, что одних амбиций недостаточно – таких как он много, и завоевать громкую славу скрипача вряд ли ему удастся. Он начал изучать инженерное дело. Однажды, посетив Всемирную электротехническую выставку, задумался – хорошо бы изобрести электрический шлифовальный станок. И что же? Оказалось, что уроки в мастерской отца не прошли бесследно. В 1891 году ему удалось изобрести такой станок. Теперь он мог работать на нём, выполняя огранку кристаллов во много раз быстрее своих конкурентов. Однако, как быть с электроэнергией. Даниель был не только способным инженером, но и отличным предпринимателем. В 1895 году он узнал, что его предприятие надо обосновать в Тирольских горах, где можно воспользоваться гидроэлектростанцией.


С тех пор уже пять поколений Сваровски продолжают работать и создают уникальные по красоте и качеству изделия, которые представляются в огромном ассортименте: ювелирные украшения, бижутерия, изделия из ткани, подвески для люстр, сувениры, статуэтки, а также инструменты для шлифовки, оптические приборы и многие другие изделия. Даниель Сваровски сам изобрёл аппарат, шлифующий стразы, которые затем пришиваются на ткань. Изделия получаются уникальные. На долю Сваровски приходится 80% производимых во всём мире стразов. В 1900 году его бренд получил название, которое носит и до сих пор – Сваровски.



А спрос на хрустальные «бриллианты» оказался огромный. Свои первые образцы ювелирных украшений Сваровски отправил в Париж и в Санкт-Петербург. Модницы приняли их с восторгом, ведь у всех есть желание украсить себя драгоценностями, но не у всех есть одинаковые возможности. С тех пор бижутерия украшает женщин «драгоценными» камнями.


Красота и огранка кристаллов такова, что неопытный взгляд не может их отличить от бриллиантов. В 50-х годах прошлого века внук Даниеля Сваровски – Манфред разработал технологию изготовления разноцветных кристаллов. И с тех пор компания выпускает разнообразные по размерам, огранке, цвету и форме стразы. Украсить вещь стразами – это кропотливая ручная работа. Но стразы Сваровски – это совершенство. Поэтому покупая вещь со стразами Сваровски можно быть уверенными, что они будут сверкать и не потемнеют, не отслоятся от основы, и ваша вещь долго и долго будет приносить вам радость и удовольствие.



Кристаллы Сваровски известны всему миру, многие бренды используют их в своих изделиях. Первыми вывели на подиум модели со стразами Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. А сегодня почти у каждого дизайнера есть в коллекции одежда, расшитая стразами: Chanel, Dior, Armani и многие другие. На последнем показе моды в Милане – осень – зима – 2012 – 2013 мерцающие хрустальные кристаллы украсили роскошные модели Армани и Кавалли. Знаменитые итальянские фирмы Flamino Martini, Gallo декорируют свои светильники и люстры хрустальными кристаллами Сваровски. Королева эпатажа также не обходится без «бриллиантов».




Многие звёзды Голливуда и королевы подиума имеют в своём гардеробе одежду, украшенную хрустальными кристаллами. Бижутерию и наряды с кристаллами Сваровски носили , Мерилин Монро, Тина Тёрнер. На праздновании 45-летнего юбилея Джона Кеннеди Монро надела длинное платье из прозрачного маркизета, сплошь расшитого кристаллами. Когда в вечерних сумерках вспыхнули прожекторы, ткань «растворилась», а её тело оказалось окутано бриллиантовым сиянием. Сверкающие кристаллы были кристаллами Сваровски.


В 1976 году компания «Сваровски» открыла новую линию под названием «Серебряный кристалл». Из нескольких подвесок для люстры сделали маленькую хрустальную мышку. Мышка получилась такая прехорошенькая, что через некоторое время появились черепашки, ёжики, олени, лебеди и другие зверушки и птички. Многие почитатели роскошных кристаллов Сваровски начали коллекционировать таких зверушек. К этому компания отнеслась чрезвычайно серьёзно. Специально для коллекционеров изготавливаются фигурки, эскизы которых и даже инструменты, с помощью которых они были изготовлены, затем уничтожаются. Ведь они должны быть только в малом количестве, на то они и коллекционные. В компании организован клуб коллекционеров, которым и делают эти милые фигурки. Да, маркетинговый отдел компании над этим поработал серьёзно.




А знаете, сколько человек в клубе коллекционеров? – более чем полмиллиона. И всем им раз в год компания преподносит такие фигурки.


Об этой уникальной компании повествование будет неполным, если не рассказать, какой музей создан в 1995 году к её столетию. Музей называется «Хрустальный мир». В Тироле, недалеко от Инсбрука, в подземной пещере, состоящей из лабиринтов и нескольких комнат, связанных лестницами и коридорами, располагаются уникальные экспонаты из коллекции Сваровски. Охраняет эту пещеру в свете прожекторов огромный великан с горящими глазами, у которого из открытого рта низвергается водопад. Свет преломляется в каплях воды, и, кажется, что водопад тоже сделан из кристаллов, которые играют всеми цветами радуги. В музее можно увидеть кристаллы, занесённые в Книгу рекордов Гиннесса: самый огромный кристалл диаметром в 40см, весом в 62 кг и самый маленький, который легче увидеть под микроскопом, диаметром 0,8 мм.
Потрясающее зрелище стеклянного неба, на котором мерцают звёзды. А треугольные зеркала в одном из залов, которых около 600, создают иллюзию, будто находишься внутри кристалла, а вокруг стеклянная бездна.

Статьи по теме: