Использование социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Мастер-класс "социо-игровая педагогическая технология " Примеры работы по социо игровой технологии

Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба".Е.Е.Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:

    Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.

    Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.

    Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.

    Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.

    Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

    Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

    Движение и активность.

    Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

    Игры с правилами.

    Игры-соревнования.

    Игры-драматизации.

    Режиссёрские игры.

    Сюжетно-ролевые игры.

    Сказкотерапия.

    Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

    Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

    Тренинги.

    1. Игры-задания для рабочего настроя . Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

    2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

    3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

    4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

    5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

    Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

      У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

      Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.

      Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.

      Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.

      У детей нет чувства страха за ошибку.

    Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

      1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

    По цвету волос, глаз, одежды;

    Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

    Кто на каком этаже живет;

    Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.

      2 правило: «смена лидерства».

    Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

      3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

    Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

      4 правило: смена темпа и ритма.

    Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

      5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

    Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

      6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

    Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

    Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

    На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

    (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

    развивается собственная речь);

    На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

    как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

    учебную задачу;

    На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

    общение я обучаю дошкольников.

    Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

    Список литературы

    1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

    2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 339» городского округа Самара

    Сообщение

    на тему: «Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

    Подготовил

    Воспитатель

    Рычнева Елена Викторовна

    2013 г.

    «Сделать серьёзное занятие для ребенка

    занимательным первоначальная задача

    обучения»

    К.Д. Ушинский

    «Социо- игровой стиль работы с детьми,

    как эффективная педагогическая технология»

    Цель: познакомить с педагогической технологией: « социо-игровой стиль работы с детьми.

    Задачи:

      Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми в социо -игровой технологии.

      Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо -игровой технологии.

      Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

    Примерный алгоритм: выделение проблемы – вводное слово, описание принципов, содержания форм, средств, используемых в работе.

    Ожидаемые результаты: воспитатели на практике будут использовать эффективную педагогическую социо -игровой технологию, освоят приемы по преодолению заорганизованности дидактических игр, познакомятся с табличкой - БАБОЧКОЙ, СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

    1.Выделение проблемы

    Тема моего сообщения - «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

    Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова К.Д. Ушинского

    (Слайд 1) «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения».

    Уважаемые коллеги.

    (Слайд 2) Социо -игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками (Слайд 3) « Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки»- вот сущность социо- игровой технологии обучения.

    Актуальность данной темы:

    Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

    Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология: - «Социо - игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.

    Следуя их советам, образовательную деятельность детей организую как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Данную технологию использую в организации образовательной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.

    Ориентируясь, на новые подходы в системе образования и учитывая, требования ФГТ, в своей педагогической практике применяю социо - игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

    Что подразумевается под первой частью составного термина - социо? По Шулешко социо- означает малый социум , поэтому правильное, авторское написание - с дефисом. (А корректоры постоянно исправляют этот дефис, пишут «социоигровая», понимая социо- как социальная. Американцы так и переводят: «социально-игровая педагогика». Что неверно. Правильный смысл, когда при переводе получается группо- игровая педагогика.)

    А что кроется под второй частью термина - игровая? Некоторые думают, что это обычные «дидактические игры». Но это далеко от истины.

    (Слайд 4) В социо- игровой педагогике для преодоления проблемы скуки и заорганизованности дидактических игр существует:

    БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

    Бабочка придумана для того, чтобы подсказывать нашей интуиции (которая есть абсолютно у всех!), что воспитателю на занятии нужно делать, чтобы избежать заорганизованности и уберечь детей от скуки.

    Таблица-БАБОЧКА - только подсказка, а не инструкция. Если любой таблицей пользоваться как однозначной инструкцией, то результат может оказаться банальным и скучным. Чтобы этого не случилось, таблица-БАБОЧКА построена как некая система перспектив, ориентируясь на которые воспитатель понимает, куда ему двигаться и при планировании занятия, и при его проведении.

    Есть цепочка процедур , приводящих к пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. Цепочка эта воспроизведена на правом и левом крылышках БАБОЧКИ . У бабочки два крыла, на каждом из которых по 12 ячеек. В свою очередь каждая ячейка состоит из двух треугольных полусекторов. Детское продвижение по треугольничкам обычно происходит и скачкообразно, и непоследовательно. Для каждого ребёнка траектория оказывается своей . И «групповая работа» обеспечивает каждого ребёнка возможностью находиться в том самом треугольничке, в котором ему «здесь и сейчас» быть лучше всего.

    Педагог действует как повар - помешивает, чтобы не пригорало.

    Двигать, видеть, слышать себя.

    Двигать, видеть, слышать других.

    Любая процедура представлена на Бабочке в трёх ипостасях :

      в движении ребёнка;

      в его разглядывании;

      в его слушании;

    Например: я раздала на подгруппу картинки. Что обычно происходит? Кто-то двигает картинку к себе или командует другим, куда нужно подвинуться, чтобы всем было видно. А кто-то в это же самое время начинает внимательно сам всматриваться в картинку, тогда как его соседу интересно следить, куда показывает пальцем один из сверстников. Ну и, конечно, кто-то говорит сам, а кто-то - обычно самый робкий - слушает других.

    Конечно же, я рассчитываю на сознательность детей, обычно сразу начинаю с того, что прошу детей что-то показать или на что-то ответить. И, часть, детей с лёгкостью оправдывает мои ожидания. Но есть и те, которые начинают почему-то путаться.

    Выход же довольно прост: стараться не нарушать на занятиях естественной последовательности в путешествиях детей за индивидуальным пониманием. То есть каждому ребёнку стараться обеспечить возможность найти и осуществить свою личную траекторию понимания.

    А именно : сначала дать выход непроизвольным детским движениям (левый край таблицы), затем обеспечить возможность восприятия ими «работы других» (центральная вертикаль таблицы), - вот тогда, «как по маслу», даже самые слабые начнутдовольно правильно и показывать, и отвечать . А главное - вызывать неподдельный и вполне деловой интерес у своих более сильных соседей .

    Конечный результат деятельности, построенной по таблице-БАБОЧКЕ - помочь ребёнкунаучиться слышать себя. А всё благодаря групповой работе , построенной по тем советам, которые воспитатель может интуитивно выудить из таблицы - БАБОЧКИ.

    В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:

    помочь детям научиться эффективно общаться;

    сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

    способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

    воспитывать желание узнавать новое.

    Социо - игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

    Изучая труды основателей социо - игровой педагогики, мне очень понравились предлагаемые законы общения.

    « Законы общения»

      Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

      Не ворчать, не ныть, не бурчать;

      Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

      Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

      Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

      Поддержи, помоги подняться и победить;

      Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

      Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

    Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы .

    (Слайд 5) Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:

    на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

    на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

    на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

    (Слайд 6) Плюсы социо - игрового стиля:

    Отношения: «ребенок - сверстники»;

    Педагог является равноправным партнером;

    Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

    Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

    Дети самостоятельны и инициативны;

    Дети сами устанавливают правила игры;

    Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

    Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих);

    Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

    Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

    Социо - игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

    Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

    (Слайд 7) Принципы:

    Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

    Движение и активность.

    Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

    Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

    В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

    Например : освоения детьми грамоты. Подготовительная группа. Проблема: «некоторые дети знают буквы, уже печатают их, но они ещё не читают. Отказываются. Боятся».

    Шулешко предлагает такой прем. Написать, каллиграфически и размашисто - через всю доску (но без разрывов в словах между буквами) .например, «Приехалигости.»

    После чего закрыть всю фразу большущим листом бумаги, и объяснить детям: «Мы сейчас будем читать. Но читать с конца. Я буду сдвигать свой лист бумаги, и открывать постепенно вам буквы. Если вы увидите какую-то знакомую буковку - но только одну! - вы молчите. А вот если букв будет столько, что получится слог, то вы тогда всё, что будет справа от моего листа, произносите вслух. Дружно, хором».

    И начинаем свой бумажный экран сдвигать влево, оголяя хвост написанного. Дети переглядываются, потом что-то робко произносят. Звучит «ти». Но тут же оказалось, что не «ти», а «сти». Эта вторая версия слога звучала уже громче, дружнее, увереннее…

    И так - ползком, ползком, - уже даже словосочетание осилили. Прочитали все вместе. Даже те, кто не доверял себе, присоединились. Потому что каждый раз надо было всё заново и до конца прочитывать. И когда в конце открыл ась заглавная буква «П», все хором прочитали «Приехали гости».

    Прочитали и возникла пауза. Было видно, как до детей доходил смысл того, что они только что хором прочитали!

    Среди детей - эффект разорвавшейся гранаты: мы смогли прочитать (то есть ПОНЯТЬ!)

    В образовательной деятельности детей я решила испробовать некоторые приемы: умение объединяться детей в пары, компании по 6-8 человек, придумывала такие задания, которые бы побуждали детей работать сообща, обсуждать задание и приходить к единому правильному решению.

    При объединении детей в команды, компании, использовала разные варианты: объединится по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по цветным карточкам, по цифрам и пр.

    Поначалу обратила внимание, что некоторые дети затруднялись при объединении в компании, при выполнении задания. Были совершенно пассивные или молча наблюдали за детьми из своей компании, как те обсуждали задание и выполняли его.

    После многократных заданий объединиться в команды (компании) затруднений у детей уже не было, но дети, которые по себе пассивные, не проявили инициативы, но если их члены компании заставляли что-то делать, они выполняли. К концу месяца отметила для себя, что дети стали с желанием участвовать в общей деятельности, даже при обсуждении пытаются высказывать свои мнения и другие дети к ним прислушиваются.

    Уважаемые слушатели, я рассказала Вам некоторые приемы игровой технологии.

    Итог:

    (Слайд 8) Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

    Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада.

    В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

    (Слайд 9) Литература:

    1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Переработанная в соответствии с Ф. Г. Т. -Детство Пресс,Санкт-Петербург,2011г.

    2 «Азбука общения»-Детство Пресс,Санкт-Петербург,2007г.

    3. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников»-Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2009г.

    4. «Давай поиграем» -Детство-Пресс,Санкт-Петербург,2008г.

    5.« Бабочка социо - игрового стиля обучения. Руководство по конструированию драмогерменевтических процедур».

    СОЦИО-ИГРОВАЯ

    ТЕХНОЛОГИЯ

    В ДОУ

    Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива является обязательное применение в

    непосредственно образовательной деятельности

    здоровьесберегающих технологий.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –

    обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить способность использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Социо-игровые педагогические технологии оказываются

    бесценными в решении данного вопроса.

    Ведь важнейшей составляющей этих технологий

    является двигательная активность и

    коммуникативные умения и навыки.

    Социо-игровая технология – это развитие

    ребёнка в игровом общении со сверстниками.

    Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

    коммуникативных навыков у дошкольников.

    Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий

    как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами).

    В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро

    устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

    Основные условия

    Движение - под любым предлогом.

    Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).

    Работа малыми группами 3-6 человек

    Во всех видах деятельности идти от возможностей

    детей.

    Открыть широкий путь игре.

    Не навязывать детям свои представления, а

    создавать условия для высказывания детьми

    собственных представлений.

    РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ

    В СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

    Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

    Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

    Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

    действий общим правилам.

    Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

    Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

    Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

    Движение и активность.

    Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

    Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

    Социо-игровая методика предполагает

    интеграцию областей.

    Это дает положительный результат в

    области коммуникации, познании,

    эмоционально-волевой сферы, более

    интенсивно развивает интеллектуальные

    способности детей по сравнению с

    традиционным обучением, способствует

    речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

    Группы игровых заданий

    1. Игры-задания для рабочего настроя.

    2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во

    время выполнения которых выстраиваются деловые

    взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с

    другом.

    3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей

    доступностью, быстро возникающей азартностью и

    смешным, несерьёзным выигрышем. В них

    доминирует механизм деятельного и психологически

    эффективного отдыха.

    4. Задания для творческого самоутверждения – это

    задания, выполнение которых подразумевает

    художественно-исполнительский результат.

    Взгляды традиционной педагогики

    Взгляды социоигровой технологии

    1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата.

    1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь.

    2. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно».

    2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

    3. Опора на дискретность

    Цель – задачи – приёмы – результат

    3. Принципы взаимно пересекаются как волокна, составляющие нить.

    4. Педагог в роли «судьи»

    4. Педагог в роли «советчика»

    5. Главные положительные качества детей: послушание,

    исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

    5. Главные качества детей:- развитие самосознания;

    Умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;

    Оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;

    Тренировка речи, развитие внимания, умения услышать,

    запомнить услышанное, умения сообща решать задачи,

    обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

    6. Педагог в позиции «над», «рядом». Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.

    6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».

    7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного

    воспитания но оценивается положительно.

    7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

    8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов

    8. Организация занятия как игры – жизни между группами и

    одновременно каждым из них.

    9. Педагог не выходит за границы намеченного.

    9. Педагог должен идти от детей.

    10. Дети работают на педагога.

    10. Дети работают на себя

    СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,

    «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

    · Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

    · Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

    · Решение задач социального «закаливания».

    · Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

    Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

    · Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.

    · Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

    · Сказкотерапия.

    · Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

    · Тренинги.

    · Самопрезентация

    Здоровьеразвивающие технологии

    Пальчиковая гимнастика.

    · Гимнастика для глаз.

    · Дыхательная гимнастика.

    · Артикуляционная гимнастика.

    · Музыкально-дыхательные тренинги.

    · Динамические паузы.

    · Релаксация.

    · Арттерапия.

    · Сказкотерапия.

    · Двигательная терапия.

    · Музыкотерапия.

    · Цветотерапия.

    · Звукотерапия

    · Песочная терапия.

    Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

    Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

    Список литературы

    1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

    2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

    Номинация «Методическая работа в ДОУ»

    «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
    хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
    в результате чего происходит эффект добровольного
    обучения, тренировки и научения»
    В.М. Букатов.

    Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

    Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.

    Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

    Смысл социо-игровой педагогики - группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

    Для получения ожидаемых результатов определила основную цель - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

    Для достижения цели определила задачи :

    1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

    2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

    3. Формировать у детей навык слаженной работы.

    Условия применения социо-игровой технологии:

    1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

    2. Разработка перспективного плана.

    3. Соблюдение вариантов деления на группы.

    4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.

    5. Смена темпа и ритма.

    6. Использование игр разнообразного характера.

    В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:

    I. Методы, повышающие познавательную активность.

    II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

    III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

    IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.

    Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

    Последовательность введения игр:

    Игра для рабочего настроя - «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.

    Игры разминки - «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

    Игры социо-игрового характера - «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

    Игры творческого самоутверждения - «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

    Игры вольные, требующие передвижения - «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» и др.

    Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

    В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты :

    • дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
    • у детей развито речевое взаимодействие;
    • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
    • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
    • у них нет чувства страха за ошибку.

    Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.

    Презентация

    Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны Республика Коми, г. Сыктывкар






    Сущность социо-игровой технологии Занятия организуются как игра- жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин социо-игровая) и одновременно в каждой из них. Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Цель: Цель: Формирование коммуникативных навыков общения. Формирование коммуникативных навыков общения.


    В рамках данной технологии ставятся задачи: Помочь детям научиться эффективно общаться Помочь детям научиться эффективно общаться Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое. Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.




    Движение: У детей должна быть возможность двигаться во время занятий (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении) Вариативность: Смена мизансцен, ролей, видов деятельности Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты) Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)


    Малые группы: Объединение в малые группы по 3-6 человек при фронтальном проведении занятий 1. Обеспечивается эмоциональный комфорт, в компании с товарищем не так страшно. 2. Обеспечивается возможность сравнивать свои успехи или неуспехи с успехами или неуспехами товарища; 3. Обеспечивается возможность добиваться достижений и оценивать себя и других;






    Этапы организации общения детей в рамках технологии: 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается. 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается.


    Группы игровых заданий: Игры-задания для рабочего настроя. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.


    Плюсы социо - игрового стиля Отношения: «ребенок - сверстники» Отношения: «ребенок - сверстники» Педагог является равноправным партером; Педагог является равноправным партером; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети самостоятельны и инициативны; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами устанавливают правила игры; Дети сами устанавливают правила игры; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.





    1. Один за всех и все за одного; 2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана. 3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают. 4. Когда работаешь, не мешай другим. 5. Справился сам, помоги другу. 6. Главное- не бояться доказывать свою правоту. 7. Умей принять помощь. Правила


    ИТАК: Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Е.Е.Шулешко Е.Е.Шулешко



Статьи по теме: