Игры с пальчиками как средство формирования речи. Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего возраста

Екатерина Егорова
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего возраста

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» . Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика » .

В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук , что в свою очередь положительно влияет на развитие : «если движения пальцев развиты хорошо , то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей».

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики , потому что оно является условиями речевого развития .

Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка младшего возраста . Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Существует много игрушек для развития мелкой моторики . Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения .

Пальчиковые игры - это инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек . Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. В ходе "пальчиковых игр " дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться . Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Процесс воспитания детей двусторонний процесс. В своей работе с родителями я использую

Индивидуальные беседы;

Рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;

Консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы;

Даем рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании : следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость;

Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста », «Пальчиковая гимнастика » ;

Практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников »;

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста . Они становятся и мощным стимулом для развития речи , и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития . Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики , щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной : воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры , и слова, и движения - все ему подвластно.

Игры с пальчиками как бы как бы отражают реальность окружающего мира : предметы, людей, животных, их деятельность, явления природы. В «Ходе пальчиковых игр » дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук, тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие пальчиковые игры требуют внимания обеих рук, это дает возможность ориентироваться в пространстве : «вправо» , «Влево» , «вверх» , «вниз» .

Кроме того, эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умений слушать и понимать содержания потешек, учат улавливать ритм речи , а также служат прекрасным средством для обучения разговорной речи

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка . Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 3-5 минут ежедневно. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев , повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания , мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» 2. Слаид «Источники творческих способностей и.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Индивидуальный план по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей 5–6 лет» МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» Куртамыш МКДОУ «Куртамышский детский сад №4» Индивидуальный творческий план самообразования.

Конспект семинар-практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

В младшем возрасте основной вид деятельности - это игра. Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно.

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Игра - это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский.

Что же такое « пальчиковые игры »? Техника « пальчиковых игр » очень проста, движения несложны. Однако они убирают напряжение рук, способствуют расслаблению мышц всего тела. Невероятно, но факт: благодаря развивающим пальчиковым играм у ребёнка улучшается произношение « трудных » звуков. Замечена закономерность: чем пластичней кисти, чем лучше работают детские пальчики - тем лучше малыш разговаривает. Это происходит оттого, что руке отведено особое значение в коре головного мозга. Поэтому, развивая кисти ребёнка, вы вносите большую лепту в развитие всего головного мозга. Происходит ускоренное и (что главное) правильное становление речи.

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Там особое распространение приобрели упражнения с шариками (каменными или металлическими - не важно). Если заниматься с ними постоянно - можно отметить улучшение памяти, деятельности сердечнососудистой и пищеварительной систем. Шарики снимают напряжение, развивают координацию, ловкость и силу рук. А вот в Японии для упражнений с пальцами и ладошками используют грецкие орехи. Также можно перекатывать в сомкнутых ладонях шестигранный карандаш. А в России детей с пелёнок обучали известным нам играм « Ладушки », « Сорока-ворона » или « Коза рогатая ». Сейчас этим развивающим методикам уделяется особое внимание специалистов, ведь пальчиковые игры для детей - универсальный дидактический материал, который помогает малышам в развитии, как физическом, так и моральном. Поэтому в занятия и процесс режимных моментов нужно обязательно включать пальчиковые игры и различные упражнения, направленные на развитие тонкой ручной координации. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей « Сороки-белобоки » помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Использование пальчиковой гимнастики в моей работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Игры по тренировке пальчиков начинают с детьми раннего возраста, с так называемой пальчиковой гимнастики, провожу ее по возможности на каждом занятии. С этой целью можно использовать разнообразные игры и упражнения. Упражнения- игры без предметов универсальны, потому что ни к чему не привязаны и могут быть использованы где и когда угодно.

Итак, в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я ставлю следующие задачи:

Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;

Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;

Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Все эти, на первый взгляд, малозначительные моменты, в дальнейшем сослужат хорошую службу, поскольку это предупреждает нарушения письма, способствует выработке ровного почерка, помогает при запоминании стихов.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛЫ

Правило № 1. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте крохе ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

Правило № 2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте кроху повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Правило № 3. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

Правило № 4. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

Правило № 5. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательнос

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти « откуски »).

2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Привожу примеры пальчиковой гимнастики, которые я использую в своей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Ольга Сидорова
Пальчиковые игры, как средство развитие речи.

Пальчиковые игры .

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка , стимулируют развитие речи , творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть , тем лучше ребенок говорит.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей . Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством , стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Организованные игры , в том числе и пальчиковые , сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых - родителей и педагогов.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей .

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры .

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию .

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», - писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира» .

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка . Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы - постукивания подушечками пальцев , растирание, поглаживание основания пальцев , круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья - несут ребенку только здоровье.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом , чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево» , «вверх-вниз» , «вперед-назад» .

Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру , выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру , оформив ее какими-либо небольшими предметами - кубиками, шариками и т. д.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным . В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе , обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью . Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев . При этом применяется несколько видов растирания : кругообразное подушечками пальцев , кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы» . Кроме всех перечисленных массажных приемов , во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев (Приложение №1) .

К пальчиковым играм относятся , игры с пластилином , камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков , совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Основные принципы проведения пальчиковых игр :

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз) . Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст) . Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр :

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка .

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

«Лесенка» .

Соединить пальцы , затем пальцы вверху разъединить , ладони повернуть на 180 градусов и соединить пальцы внизу .

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали

«Цветки» .

Проговаривая стишок, на каждую строчку (по смыслу) : раскрыть пальцы-лепестки , слегка подуть на них, пошевелить пальцами ; собрать пальцы-лепестки в «бутон» , покачать им из стороны в сторону.

Золотистые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Золотистые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

«Щенок лает» .

«Изобразить» щенка. Проговаривая стишок, опускать и поднимать мизинец («открывать» и «закрывать» пасть).

Мой щенок сидит и лает,

Поиграть со мной мечтает.

«Человечек» .

Указательный и средний пальцы , потом средний и безымянный , безымянняй и мизинец бегают по столу.

Большие ноги

Шли по дороге :

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бегали по дорожке :

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

«Орешки» .

Указательным пальцем правой руки загибать по очереди пальцы левой руки , начиная с большого.

Сидит белка на тележке, продает она орешки :

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке косолапому, заиньке усатому.

«Утро» .

Утро красное придет, (Поднять вверх левый кулак.)

Солнце красное взойдет. (Разжать пальцы левой руки .)

Будут пальчики вставать , (Разжать пальцы правой руки .)

Будут пальчики играть . (Пошевелить пальцами правой руки .)

«Сон» .

На каждую строчку стишка загибать поочередно пальцы , начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать .

Этот пальчик лег в кровать .

Этот пальчик чуть вздремнул .

Этот пальчик уж уснул .

Этот – крепко-крепко спит.

«Зайчик» .

Ладони сложить вместе. Все пальцы , кроме больших, сжать в кулачки. Кулачки соединить, большие пальцы – вверх . Шевелить пальцами (ушками, проговаривая.

Вышел зайчик погулять.

«Коза и козленок» .

Изобразить козу рогатую и козленочка.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней козленочек спешит,

Колокольчик звенит.

«Грибы» .

1, 2, 3, 4, 5 – (На каждый счет загибать из кулака по пальцу .)

Вышли пальчики гулять . (Подвигать всеми пальцами .)

Этот пальчик гриб сорвал , (Загнуть большой палец.)

Этот пальчик чистить стал , (Загнуть указательный палец.)

Этот – резал, (Загнуть средний палец .)

Этот – ел, (Загнуть безымянный палец.)

Ну а этот – лишь смотрел. (Мизинец не загибать.)

«Домик» .

1, 2, 3, 4, 5 – (Разгибать пальцы из кулака по одному , начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять . (Ритмично сжимать и разжимать все пальцы вместе .)

1, 2, 3, 4, 5 – (Сжимать по очереди пальцы в кулак , начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

«Пчела» .

Вращать указательным пальцем правой , потом левой руки по часовой и против часовой стрелки.

Пчелки гудят,

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут.

«Братья» .

Все пальцы , кроме большого, сжаты в кулак – поговариваем первую строчку стишка. Дальше на каждую строчку разгибаем по одному пальцу , начиная с указательного.

Пальчик - мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

«Филин» .

Кулачки прижать друг к другу. Большие пальцы – вверх (ушки, указательные – согнуть, приподнять (это глаза) .

Филин-филин, ты смотри,

Мышек поскорей лови!

«Волк» .

Правую ладонь – на ребро. Большой палец – вверх (ухо, указательный – согнуть (глаз) . Остальные пальцы вместе .

Из-за леса, из-за гор

Бежит волк –

Зубами щёлк.

«Орёл» .

На горе орёл, (Ладони обеих рук соединить в виде горы, скрестить ладони и помахать ими.)

У орла – перо (Сначала правой, а потом левой рукой нарисовать в воздухе перо.)

«Ладошка» .

Раз – ладошка, (Ладошка на столе.)

Два – ладошка, (Поставить на ребро.)

Кулачок. (Сжать в кулачок.)

«Ножницы» .

Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами (сначала одной рукой, потом двумя) .

Два конца стригут, стригут.

Нам все косы отстригут.

«Семья» .

Кончики пальцев соединять поочередно, начиная с большого. Поговаривая последнюю строчку стишка, сделать пять хлопков всеми пальцами сразу .

Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – я ,

Вот и вся семья.

«Рыбка» .

Ладони на ребро. Пальцы двух рук соединить , большие пальцы поднять вверх , плавными движениями показать как плывет рыбка.

«Пальчики здороваются » .

На счет 1, 2, 3, 4, 5, поочередно соединять пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным…

«Лебедь» .

Локоть правой руки на столе. Пальцы сложить в щепоть , указательный согнуть. Левая ладонь с широко раскрытыми пальцами имитирует хвост .

«Осьминог» .

Кисти рук опустить свободно вниз, большие пальцы переплести . Остальные пальцы свободно двигаются .

«Ёлочка» .

Пальцы обеих рук переплести и выпрямить, ладони под углом друг к другу, на счет раз – ладони к себе, большие пальцы соединить вместе – верхушка. На счет два – развернуть ладони от себя , соединить мизинцы (они стали верхушкой, а большие пальцы разомкнуть .

«Очки» .

Соедини большие и указательные пальцы на обеих руках и поднести круги к глазам.

«Пальцы вместе – пальцы врозь » .

Ладони на столе, на счет раз – пальцы врозь , на счет два – пальцы вместе .

«Улитка» .

Кисти рук – замок, большие пальцы свободно шевелятся – получится улитка с рожками.

«Кулачок – ладошка» .

Сжимать и разжимать кулачки левой и правой руки одновременно.

«На лужок» .

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок.

«Поиграем в пальчики » .

Загибать по очереди пальцы на обеих руках . На последние строчки шевелить пальцами обеих рук .

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

«Повстречались» .

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук , начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы .

Повстречались два котенка : «Мяу-мяу!» ,

Два щенка : «Ав-ав!» ,

Два жеребенка : «Иго-го!» ,

Два тигренка : «Р-р-р!» ,

Два быка : «Му-у-у!» .

Смотри какие рога.

Цель работы: Цель работы: - Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений З А Д А Ч И: « Познание» - Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиям с ними; - Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам. - Развивать умение различать правую и левую руку. «Коммуникация» - Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками; - формировать умение правильно произносить звуки; - Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев; - Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов. «Социализация» - Формировать умение принимать игровую задачу; - Содействовать развитию игровой деятельности; - Выполнять действия в определённой последовательности. «Чтение художественной литературы» - Формировать умение договаривать строки стихотворения; - Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов «Художественное творчество» - Развивать продуктивную деятельность детей – аппликация, лепка. «Физическая культура» - Развивать мелкую моторику, координацию движения руки; - Формировать умение согласовывать движения с речью; - Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.


Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции. Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров.






Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка младшего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр. Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.


Пальчиковые игры - -ЭТО -ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. -В -В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. -П -Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.


Пальчиковые игры для малышей, развивая мелкую моторику кистей рук, являются отличным средством подготовки руки ребенка к выполнению разнообразных действий. Это и рисование, и различные манипуляции с мелкими предметами, а главное – это подготовка руки к письму.


Достичь хороших результатов мне позволило использование разнообразных форм работы с родителями, это: - - индивидуальные беседы; - - рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость; - - консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы; - - даем рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании: следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость; - - консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика»; - - практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; - - выпустили памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».






Ватной палочкой играем Дружно пальчики считаем 1 – 2 – 3 – 4 – 5 На пальцы будем нажимать Пальчики и палочки Наши выручалочки! Мой ежонок покатился Прямо по дорожке Покружился, покружился На моей ладошке В кулачок ежонок прыг Притаился озорник Ежинька покажись – кулачок мой разожмись!


















… ловкие пальчики «Коза» «Коза» Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Глазками хлоп-хлоп, Ножками топ –топ, Кто кашу не ест, молоко не пьет Забодаю, забодаю! Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики! 1 – 2 – 3 – 4 – 5 Вместе весело играть!






«Пальчики – играют» Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.


Развитие мелкой моторики В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой. Превращая это в игру, говоря: "Пальчик, пальчик, где ты был?" - "С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел".


«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» Это первые игры, с которыми знакомится ребёнок: они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.










Ожидаемые результаты 1. Усовершенствована предметно-развивающая среда. 2. Родители познакомились с необходимой информацией. 3. Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей с младшего возраста. 4. Родителями сделаны пособия по моторике рук. 5. Разучили с детьми много новых пальчиковых игр. 6. Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.



Статьи по теме: