Формирование у учащихся положительного отношения к труду. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся Воспитание положительного отношения к труду взрослых

Воспитание положительного отношения к трудовым поручениям.

В системе общественного воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Воспитание у детей положительного отношения к труду в большей мере зависит от того, как этот труд организуется, и какие методы руководства при этом используются.

Ребенок пяти - семи лет стремиться к активному практическому действию, для него характерна повышенная эмоциональная чувствительность, подражательность, искреннее и безграничное доверие взрослому. Вместе с тем, у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желаниями трудиться и способностью принять участи в труде. Ведь у ребят еще слаба мускулатура тела, несовершенна координация движений, неустойчиво внимание, отсутствует самоконтроль, неразвита воля. Поэтому, организуя труд старших дошкольников, необходимо принимать во внимание факторы, позволяющие добиться успеха: посильность содержания труда, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление), правильное чередование труда и отдыха.

Кроме этого, взрослому, организующему трудовую" деятельность старших дошкольников, нужно позаботиться о создании таких условий, которые обеспечат воспитание стремления и умения трудиться постоянно, привычки к постоянному трудовому усилию. На воспитание положительного отношения к труду влияют различные факторы: формирование представлений о труде взрослых, осознание детьми значимости совершаемых действий, общественная мотивация труда, его результативность, усвоение определенных знаний и умений, эмоциональная окраска труда, физическая нагрузка. В семье в естественных условиях дети наблюдают разные виды труда и часто сами включаются в совместную работу с родителями.

Современные условия, особенно в городе, осложнили трудовое воспитание в семье. В наш быт все больше проникает техника, и круг домашних дел значительно сужается, однако в каждой семье можно подумать и предложить детям поручения, которые бы не только приобщали к труду детей, но и вызывали желание трудиться. Необходимо создавать такие условия, которые ставили бы детей перед необходимостью трудиться постоянно, повседневно, воспитывать уважение к труду окружающих, желание самим находить применение Своим силам и умениям, не дожидаясь просьбы или требования.

Очень важно на первых порах, когда идет обучение трудовому навыку или определенному виду труда, использовать конкретные трудовые задания, поручения, например, вымыть сапожки, полить грядку, почистить ботинки младшему братишке или сестренке и прочее. Такие конкретные задания даются до тех пор, пока дети не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, учитывая знания, умения и опыт детей, побуждает их самих подумать и догадаться, что нужно сделать. Тем самым у детей воспитывается наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Ребята сами реализуют на практике свое желание трудиться.

Дети постоянно осознают процесс труда, его значение, пути преодоления трудностей. У них формируется положительное отношение к делу, к близким людям, к окружающим.

Руководство трудовой деятельностью детей не должно быть навязчивым или подчеркнутым. Это нужно для того, чтобы сохранить непринужденность поведения ребенка в процессе труда. Взрослый показывает пример отношения к труду, к людям, к вещам, вызывает у дошкольника при этом большое расположение и доверие к себе.

Например, мать учит дочку пришивать пуговицы. Сначала она объяснила и показала, как это нужно делать. «А теперь будем работать вместе, - говорит мать. - Я пришью пуговицу к пальто, а ты - к наволочке». Работая, мать следит за действиями девочки, помогая ей. Дочка старательно тянет нитку, но она спуталась в узелок и не проходит в отверстие пуговицы. Девочка заволновалась: « У меня не получается». Мать спокойно говорит: «Зачем же так волноваться? Не нужно тянуть с силой нитку, она порвется. Я сейчас попытаюсь развязать узелок. Вот видишь, все в порядке, работай дальше». Через некоторое время мать опять услышала радостный голос дочки: «Смотри, мама, получилось! Я сама пришила пуговицу! Я умею!» Мать смотрит на работу дочки и вместе с ней радуется ее успеху.

Дети обладают величайшей способностью радоваться и получают удовольствие от выполненной работы. Например, ребенок мастерит вертушку. Вначале, когда он берется за дело, то знает только, что вертушка должна вертеться и что ребята делают отличные вертушки. Он и сам не раз играл такой. Но как сделать прорези на бумаге, как завернуть уголок, как прикрепить вертушку к палке, чтобы она закружилась от ветра? Не мало потрачено бумаги, не мало погнулось гвоздей. Наконец вертушка сделана и она вертится. Сколько радости от достигнутого успеха! Успех, вызывая прилив энергии, влечет снова взяться за дело. Тот, кто постоянно испытывает радость успеха, стремиться к труду, чтобы вновь и вновь пережить это чувство.

Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, на некотором этапе своего развития начинает чувствовать потребность в труде. Это важный переломный момент в жизни человека. Дошкольники, как правило, еще не достигают этого момента. Но, тем не менее, именно в дошкольном детстве закладывается этот фундамент, который обеспечит зарождение этой потребности. Она развивается из стремления к труду, желания трудиться, из любви к нему. Воспитание положительного отношения к труду требует от взрослого гибких методов стимулирования, и прежде всего таких видов поощрения, как одобрение, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам. Одобрение трудовой деятельности, ее признания, укрепляют веру ребенка в себя, создают устойчивую основу для положительного отношения к трудовым занятиям. Нужно всемерно поддерживать ребенка, давать ему возможность пережить чувство удовольствия от того, что он добился хорошего результата, вызывать желания повторять такие действия. А поддержка эта состоит в подбадривании, в разумной помощи, в совете. Если ребенок старается, а результаты его труда еще не удовлетворяют взрослого, все равно оценка работы, без захваливания должна быть положительной. Важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены, чтобы он мог свой восторг разделить с окружающими. Детская радость и удовольствие от завершенного дела, оценка и самооценка - все это создает основу для возникновения желания трудиться. Если ребенок получил удовольствие от того, что быстро оделся (это его волевое усилие), надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся,- убрал постель, хорошо умылся, причесался и т.д. Если ребенок помог маме почистить вареный картофель для винегрета, поменял в вазе с цветами воду и пережил подлинную радость, то пусть эта радость станет первым звеном в цепи других дел, которые он еще сможет сделать.

Обстановка в семье; сложившиеся взаимоотношения между родителями и детьми, так же имеют важное значение для формирования положительного отношения к труду. Это касается и требований, которые предъявляют члены семьи к труду ребенка, и методикой руководства трудовой деятельностью сына или дочери, и личного родителей к своему производительному труду, к домашним обязанностям. Случается, что родители наказывают детей трудом: «Ах, ты не вымыл посуду? Вымоешь ее, а в наказание подметешь еще пол».

Некоторые родители наказывают ребенка лишением труда, любимого ребенком. И та и другая мера не содействуют развитию желания трудиться, и является препятствием на пути воспитания положительного отношения к труду.

Для воспитания правильного отношения к труду большое значение имеет отношение взрослых к своим обязанностям по дому, и особенно к своей основной работе. Если отец и мать постоянно выражают недовольство организацией труда на производстве, рассказывают о трудностях, связанных с несением своих повседневных трудовых обязанностей, то дети накапливают отрицательный опыт. Они начинают бояться труда, отказываются от участия в нем, ибо труд, по словам родителей, не приносит радости.

Важно, чтобы родители показывали примеры коммунистического отношения к труду, вкладывали в свою работу всю душу.

Для воспитания у детей живого эмоционального отношения к труду необходимо обогащать их представления о разных видах труда взрослых, о его общественной направленности, о роли труда в жизни людей, об отношениях, которые складываются в процессе труда, о мотивах, которые движут людьми.

В процессе ознакомления с трудом взрослых дети проникаются чувством уважения к людям, стремятся подражать им, делать свою работу тщательно, добросовестно. У них формируется положительное отношение к труду.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе .

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу практических методов можно отнести организацию труда детей в природе .

В детском саду, как начальной ступени обучения, труду в природе уделяется много внимания, так как это единственный вид производительного труда доступного детям. В этом труде даже маленькие дети получают определенные результаты, нужные и полезные для всех детей. Своеобразием труда в природе является то, что, этот труд направлен на создание материальных ценностей. Это дает возможность воспитывать уважение к труду в природе.

Очень большое значение имеет труд в природе, для умственного воспитания детей. И.П. Павлов указал, что одним из видов деятельности, максимально способствующей развитию детского познания, является труд. В нем участвуют наибольшее число анализаторов, он способен изменять окружающую действительность.

Процесс труда в природе связан чисто мыслительными операциями: это – получение необходимых знаний, осознание цели труда, обдумывание трудовых действий, оценки результатов труда. Труд в природе требует от детей сообразительности, внимания, наблюдательности, формирует умения и навыки, на основе которых возникает сознательное отношение к труду.

Труд в природе – это способ формирования различных умений и навыков. В процессе роста растений изменяются обязанности детей по уходу, что обеспечивает разнообразие трудовых операций и воспитывает у детей трудолюбие .

Для формирования трудолюбия необходимо:

1. Привлекать внимание детей к наблюдению труда взрослых, показывать значение этого труда, подражать труду взрослых.

2. Создавать определенную трудовую атмосферу для обучения детей необходимым навыкам и умениям, без которых не может быть реализовано, стремление трудиться.

3. Воспитывать осознанный интерес к цели и содержанию своего труда в природе.

В труде у детей воспитывается такие положительные черты характера, как целеустремленность, настойчивость воля, добросовестность, ответственность .

В труде по уходу и выращиванию растений и животных дети становятся более организованными, более аккуратными, а иногда преодолевают свой страх перед животными во время ухода за ними. В коллективном труде на огороде, в цветнике рождаются общие радостные переживания, дети проявляют взаимопомощь, возникает дружба детей. Дружеские взаимоотношения детей в труде помогают им активно получать знания и умения, направляют развитие познавательных интересов к жизни растений.

Организованный труд в природе воспитывает эстетические чувства ребёнка. Выращивая с детьми красивые цветы на клумбах, комнатные растения в групповой комнате, делая красивые и ровные грядки, ухаживая за яркими аквариумными рыбками и птицами, мы воспитываем у детей действенное чувство красоты, художественный вкус, умение замечать в окружающей среде красивое, наслаждаться этой красотой и создавать прекрасное собственным трудом.

Очень полезен труд в природе для физического развития ребёнка. Труд проходит в большинстве случаев на свежем воздухе и очень разнообразен по характеру движений. Это копка земли, посев семян, высадка рассады, поливка, прополка и т.д. В процессе работы у ребенка развиваются различные мышцы тела, спины, живота, груди, рук и ног. Физическая работа способствует усилению деятельности сердца, легких и других органов, укрепляет нервную систему, поднимает аппетит. Труд в природе доставляет детям радость, удовольствие, воспитывает положительное отношение к труду, но труд в природе будет полезен только в том, случае, если он правильно организован.

Таким образом, правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах.

При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду в природе эффективными являются приемы, которые позволяют детям занимать активную позицию от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы, поддержание детской инициативы, высказывание сомнения взрослого в успехе деятельности, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.

Список литературы

1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]/Н.Ф. Виноградова – М.: Просвещение, 2008. – 103с.

2. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] /Т.А. Маркова - М.: Просвещение, 1991.

3. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.В. Русскова; Под. Ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1984. с.51-55

Четырехлетний мальчуган, пыхтя и отдуваясь, но очень довольный, тянет по земле метлу, он несет ее папе - отец собирается подметать двор. Дочка вместе с мамой стирает носовые платочки…
Подобных рассказов, наблюдений, отражающих содержание посильного детского труда, множество. Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в труде, если взрослые поощряют его, хорошо организуют труд.
То, что ребята выполняют разнообразную работу, которая им под силу, очень ценно. Ведь каждая из них имеет конкретную цель и свое содержание, дает ребенку полезные знания, закрепляет их, будит положительные чувства, содействует выработке нужных в жизни навыков и умений....

Личный пример взрослых - важный метод воспитания. Взрослые должны знать: чтобы привить детям желание трудиться, надо, прежде всего, самим быть для них примером.
Дети замечают, как трудятся их родные, как они относятся к работе и друг другу, видят хорошие результаты. Наблюдения за трудом взрослых способствуют возникновению желания трудиться, но одного наблюдения недостаточно. Взрослые постоянно должны привлекать детей к совместной работе, объяснять и показывать им, как и что нужно делать. В такой работе дошкольники с особым интересом учатся труду, убеждаются на собственном опыте, что труд необходим.

Интерес и любовь к труду взрослые должны закреплять, поощряя и одобряя хорошо выполненную работу, проявленную инициативу.
Привлекая детей к труду, необходимо учитывать особенности детского возраста. Отец 6-летней Ларисы, когда ее мама на работе, готовит обед, занимается хозяйством. Он привлекает к этому и дочь. Ей интересно с ним, потому что самые обыденные вещи он умеет делать привлекательно.
Вот папа чистит картошку и дает дочери попробовать очистить так, чтобы ни одного пятнышка не осталось. А потом они сравнивают, у кого чище получилось.
Иногда отец разрешает дочке разлить по тарелкам суп (если он не очень горячий). У девочки появляется интерес к самой, казалось бы, будничной работе, а это, естественно, способствует успеху ее трудового воспитания.

Дошкольники очень впечатлительны: задерживающие, тормозные центры нервной системы у них развиты еще слабо. Правы поэтому взрослые, когда, приучая детей к труду, стараются заинтересовать, увлечь ребенка, поощряют его успехи, строго следят за качеством работы. Со временем, если дети трудятся систематически, они привыкают работать охотно и добросовестно.

Игра помогает вызвать у ребенка интерес к работе. Так, отец Лены охотно играет со своей дочкой. Но прежде, чем начать игру, нужно навести порядок в комнате. Первое время девочке не всегда хотелось убирать все на место, но отец был непоколебим: «Не будешь убирать - играть с тобой не стану!». Со временем у Лены вошло в привычку убирать на место свои игрушки и вещи, заботиться о порядке в комнате.

Часто отец и дочь пересматривают игрушки, отбирают те, которые надо отремонтировать, а потом постепенно отец приводит их в порядок. Лена с интересом следит за работой отца и по возможности помогает. Так сочетается труд и игра, положительно влияя на воспитание у ребенка желания трудиться.

Нельзя разделять труд в семье на «мужской» и «женский». Надо, чтобы и мальчики, и девочки одинаково учились делать все необходимое по дому и не считали это выполнение чем-то недостойным для себя.
Нередко родители в трудовом воспитании своих детей допускают ряд ошибок. Главная и наиболее распространенная ошибка заключается в том, что родители не приучают детей к систематическому труду. Дети помогают взрослым от случая к случаю лишь тогда, когда их попросят, скажут, что их помощь нужна.

К чему это приводит? Прежде всего, к тому, что у ребенка не вырабатывается устойчивой трудовой привычки. Ребенку 5-6 лет непременно нужно давать, помимо отдельных поручений, какие-то определенные, постоянные задания, за выполнение которых ребенок будет постоянно отвечать. Это необходимо для воспитания ответственности.
Конечно, надо, прежде всего, научить ребенка тому или иному делу, а затем уже вменить ему в обязанность и внимательно проверять, как он с ним справляется. Например, Вы поручили 6-летней дочери уход за цветами в ее комнате. Но сначала нужно убедиться в том, что девочка умеет ухаживать за растениями. И если таких навыков у ребенка нет, то надо научить ее правильному уходу за растениями, а затем договариваться с дочкой о ее новой обязанности и ежедневно проверять до тех пор, пока выполнение этой обязанности не станет для девочки привычкой.

Иногда родители вообще отстраняют своих детей от какого-либо труда: они предпочитают сами накрыть на стол, поднести, убрать за детей игрушки и т.п. Объясняют это тем, что ребенок работает медленно и гораздо быстрее сделать это самому взрослому. Стоять около ребенка, ждать - нет времени и терпения.

Часто родители не учитывают, насколько важно возбудить интерес ребенка к труду и сохранить его на протяжении всей работы. Когда малыш трудится, у него должно быть бодрое настроение, работа должна доставлять ему радость и удовольствие.
Одни родители наказывают своих детей за то, что те не хотят делать что-то уже надоевшее им. Другие - поручая работу детям, не контролируют ее выполнение. Они не видят ни недостатков, ни трудовых успехов своих детей. Это мешает отцу и матери вовремя оценить работу, что снижает ее воспитательное значение.
И уж самое страшное, если родители совершенно устраняются от трудового воспитания детей, перекладывая это на дошкольное учреждение. «Детский сад приучает к труду, - говорят такие родители, - а дома ребенок мало бывает…»

Нам, воспитателям дошкольного учреждения, трудно прививать своим воспитанникам положительное отношение к труду и желание трудиться, если наши старания не поддерживаются в семье, а порой и совсем сводятся на нет неправильным отношением родителей к трудовому воспитанию детей. Чем теснее будет контакт между дошкольным учреждением, тем успешнее пойдет приучение детей к труду.

Уважаемые родители!
Помните, что привитие любви к труду способствует и нравственному развитию ребенка, так как нравственное развитие человека невозможно без воспитания у него любви к труду.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к труду, воспитание стремления трудиться на общую пользу. Постепенно у дошкольников возникает определенное отношение к труду, в нем они проявляют свой характер: готовность к трудовой деятельности, стремление быть полезным близким, окружающим, добросовестность при выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых. Все это составляет основу положительного отношения к труду.

При ознакомлении с трудом взрослых (строителей, хлеборобов, животноводов, врачей и пр.) у детей пробуждается чувство уважения к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, возникает желание быть похожими на лучших людей, подражать им в труде и поведении. Осуществление этих желаний детей возможно лишь при непосредственном включении их в трудовую деятельность.

Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой комнате, дома и на участке); ручной труд, связанный с изготовлением игрушек-самоделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей 5--7 лет желание трудиться. Это объясняется стремлением старших дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей этого возраста наблюдается несоответсвие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

Не менее важен характер самого труда, его особенности. Так, поделки игрушек из бумаги, приготовление печенья, сбор овощей и ягод - труд разнообразный и эпизодичный. В нем много новизны и эмоциональности. Труд по самообслуживанию и хозяйственно-бытовой, напротив, однообразный, повторяющийся изо дня в день. Эти виды труда требуют от ребят большего терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что дети гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по самообслуживанию в детском саду и дома. Наводя порядок в своем игровом хозяйстве дома, убирая за собой кровать, приводя в надлежащий вид обувь, одежду, вытирая пыль с мебели и пр., они должны понимать необходимость этого труда.

Задача педагогов, родителей - воспитывать у них положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда и для этого создать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычки к труду, трудолюбие.

В связи с этим большое значение имеет формирование у детей одновременно трудовых умений и навыков, мотивов трудовой деятельности и правильного отношения к окружающим людям. Последние два момента наиболее значимы при воспитании у детей желания трудиться. Во-первых, потому, что ребенок, овладев навыками, может выполнить работу лишь из-за боязни наказания, под влиянием требований взрослого или из желания удовлетворить свой сиюминутный интерес; воспитательная ценность такого труда чрезвычайно низка. И во-вторых, отношение детей к труду зависит от моральных побуждений, которыми они руководствуются. На первый план здесь выступают не столько трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который дает поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, ради которого он трудится (общенародный праздник, награждение мамы почетной грамотой, возвращение в детский сад сверстника после болезни и т. д.). Таким образом, мотивы морального и общественного характера = труд на пользу окружающих людей, заботливое отношение к близким и незнакомым, взрослым и сверстникам -- очень важны для воспитания у детей положительно-эмоционального отношения к труду. Следовательно, дети прежде всего должны уяснить цель трудовой деятельности.

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.

Поводится коллективная уборка участка детского сада. Группа разделена на два звена, и воспитатель предлагает им соревноваться: какое звено быстрее закончит работу, тому будет вручен флажок. Воспитателю кажется, что сделано все необходимое для активного включения ребят в труд. Однако из беседы с детьми выясняется, что цель деятельности для них заключается в том, чтобы быстрее закончить свою работу и получить флажок. Здесь флажок из стимула активизации трудовой деятельности превратился в самоцель. В результате - равнодушное отношение ребят к этому труду, споры из-за того, кто быстрее закончил работу, тому принадлежит флажок.

Кажется, дети выполняли полезное дело, но накопления нравственного опыта трудового поведения не произошло, поскольку была забыта общественно значимая цель труда, и в процессе труда, и по его окончании имели место отрицательные поступки детей (ссоры, нечестность в достижении результата).

ДОКЛАД

Тема: «Воспитание положительного

отношения к труду и творчеству у

обучающихся »

Воспитатель: ПОПОВА Е. И.

ГКООУ

«Санаторная школа – интернат № 4»

г. ОРЕНБУРГ.

"Труд – первое основное условие всей

человеческой жизни и притом в такой

степени, что мы в известном смысле должны

сказать: Труд создал самого человека ".

Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания об-ся срганизован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Очень важно развитие трудовых умений у об-ся, овладение

элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у об-ся

формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по

самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие

трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в

которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и

инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами,

осуществление действий в определенной последовательности, оценка

результатов труд.

Труд для об=ся имеет большое значение: в процессе знакомства с

назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов,

овладения действиями с ними, планирования последовательности операций

развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и

мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и

конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе

и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку

происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой

моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.

Большое значение имеет формирование произвольности движений в

процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты

доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Главными задачами трудового воспитания об=с являются воспитание

трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической

готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой

деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи

старшим.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности

ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно

при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу

другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы,

здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное

развитие об-ся Он способствует формированию таких качеств, как

сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует

память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В

труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности,

самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать

трудности, формируются интерес к качественной работе.

Общественно-социальное значение труда об-ся связано с

воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение

сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и

доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление

помогать взрослым и детям.

В школе- интернате при работе с об-ся применяются различные виды трудовой деятельности.

Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной

деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было

выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.

Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены,

организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование

умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы,

как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила

личной гигиены юноши; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и

индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил

гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью

формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного

направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за

телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой;

умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой

проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по

самообслуживанию у об-ся постепенно начинают проявлять себя как

самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их

дальнейшей жизни.

Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует

отметить, что для повышения интереса у об-ся в процессе обучения

необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они

делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное

практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд.

Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ:

формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья,

представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми

предметами для уборки помещений;

формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других

помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма

значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить,

как их много. Приучать об-ся к выполнению домашних дел необходимо не

только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной

жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы

воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге,

формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и

начинается трудовое воспитание. Об-ся с удовольствием берутся за любые

дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при

этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их

трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их

позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать об-ся

разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать

стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное

отношение к результатам деятельности. Вот почему мы воспитатели

должны стремиться, не просто привить об-ся трудовые навыки, но и помочь

им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех

стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный

потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и

удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой

появление новой или новых потребностей.

Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по

уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов.

Трудовые обязанности распределяются с учетом желания об-ся, а также их

возраста и имеющегося опыта.

Дети, проживая в условиях школы- интерната, обучаются трудовым навыкам и

умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности

дежурного по графику, который был составлен по согласию детей.

Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их

так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель

всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности,

всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Об -ся

приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей

самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по

дому, а также на территории интерната.

Работая по данному направлению с об-ся группы, мною проводились различные:

беседы, игры, практические занятия “Моя квартира, мое лицо; меблировка и

т.д.”. Выполняя трудовую работу по школе- интернату и по группе, об-ся соблюдают

график дежурства, который был ими согласован. Об-ся выполняют

обязанности дежурного по спальне, в классе и т..

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом

хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у об-ся умение

действовать сообща, в коллектив.

Воспитатели используют совместные

формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают

определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить

обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело

быстрее и лучше.

Важным направлением является ознакомление об-ся с трудом взрослых,

воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений

детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях,

занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями, как каменщик,

маляр, повар, строитель, парикмахер и т. д. У об-ся формируются

представления о деятельности представителей разных профессий,

складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с

трудом взрослых воспитатели акцентируют внимание на результатах труда, его

значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому

воспитанию об-ся формировала у детей желание помогать старшим,

выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать

радость от работы.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с

разными видами труда (самообслуживание и формирование

культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в

природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития об-ся,

позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин

уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и

стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы

требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными

качествами и возможностями.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником

профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность,

испытывающая удовлетворение и получающая возможности для

самореализации.

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего

места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.

Поэтому важно в профессиональной деятельности

готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в

будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через

профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему

отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.

Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако

школа-интернат должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан

правильно.

И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания об -ся школы- интерната рассматриваются как социальная проблема, т.е. в

плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников

школ.

Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель -

формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание

необходимости трудовой деятельности.

А также задачи:

Развитие трудовых навыков;

Включение детей в посильную трудовую деятельность через

практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой

труд);

Воспитание положительного отношения к труду.

Цели и задачи трудового воспитания.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности.

Современная жизнь требует от школы - интерната эффективного

решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и

познавательный, должен представлять собой целенаправленную,

осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и

социальную направленность, учитывающую возрастные

психофизиологические особенности об-ся.

Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к

жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового

воспитания об-ся. Внедряются новые технологии трудового

воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования,

улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в

каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых

умений и навыков через практические занятия.

Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и

навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а

средство для развития главной человеческой способности- способности к

труду.

Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья

Включение об-ся в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии

детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами,

средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения

с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений

формируются личностные качества.

В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу

труда формируется понятие о труде как единственном источнике

благосостояния общества и условии развития и становления личности.

Отношение об-ся к процессу труда имеет большое значение для

формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание,

внимательность, справедливость, добросовестность, организованность,

целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

Формами трудового воспитания являются:

Индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);

Коллективная (общественно полезный и производительный труд во

внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам

для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

Групповая (утренники, праздники на тему труда)

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого

занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач,

содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей

учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.

Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам,

например, правил поведения и последовательности выполнения различных

трудовых приёмов и операций.

Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности

перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж

необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом

работы.

Профориентационная беседа- наиболее распространённый метод трудового

воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна

быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений

о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о

мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между

получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по

профессии в будущем.

Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и

профессиональному просвещению учащихся является просмотр

и обсуждение кинофильмов и телевизионных

передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и

последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с

ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их

содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом

достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания об-ся

является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым

смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к

труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь

воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт

возможность показать свои знания и умения другим людям.

Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью

повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях

использования своих склонностей и способностей.

Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе,

значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и

профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной

профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии»

(столяр-плотник, обувщик, швея и другие); тематические классные часы;

выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа

«Умелые руки», в кружках и факультативах.

Кружки и факультативы также способны оказать значительную

помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления об-ся

с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность

ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и

познавательной активности, самостоятельности.

В трудовом воспитании об-ся

большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Этот труд,

как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность,

желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

У воспитанников школы - интерната, которые постоянно участвуют

в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное

отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в

дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Об-ся активно включаются в

различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно

распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы,

критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его

не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично

жизненные ситуации. При этом от об-сят при выполнении трудовых заданий

требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые

отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное

выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность

принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания

помощи товарищу, воспитателю,) способствует

формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство,

доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых

мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал

личности.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда,

следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при

обучении об-ся.

Хозяйственно-бытовой об-ся через практические занятия

включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в спальных

комнатах, коридорах; во время дежурства по столовой воспитанники

развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма

пищи. Ребята принимают участие в трудовых десантах (н-р, операция

«Чистый двор», «Тепло»), развивают навыки самообслуживания во время

бытовых часов: посещение прачечной, «Час утюга и иголки». Также в нормы

самообслуживания входят санитарно-гигиенические навыки, которые

вырабатываются уже в начальных классах и доводятся до автоматизма

также через практические занятия.

По мере усвоения трудовых навыков об-ся приобретают

самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания

быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере

хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность,

инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.

Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Виды общественно полезного труда:

1. Самообслуживание (практические занятия):

Дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе;

дежурство по школе и столовой;

Уход за растениями в комнатах, коридорах;

Работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)

2. Работа для школы:

Участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;

Выполнение работ для школьной библиотеки («Книжкина

больница», переплетение книг и журналов);

Мелкий ремонт школьной мебели.

3. Участие в производительном труде:

Сельскохозяйственные работы по учебному плану;

Факультативные занятия.

4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и

воспитательному плану):

Охрана зелёных насаждений, уход за ними;

Изготовление скворечников и кормушек для птиц;

Помощь в благоустройстве дворов, парков;

Выращивание рассады овощей и цветов;

Посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.

5. Сбор сырья:

Сбор макулатуры;

Сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.

Вывод: только когда методика организации воспитания через практические

Занятия в школе - интернате будет соответствовать педагогическим

условиям, тогда и трудовое воспитание в целом об-ся

будет наиболее эффективным и полноценным.

Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает

учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному

самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной

жизни вне стен школы.

Заключение

В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма

заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового

воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт

целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно

слышать справедливые нарекания, что об-ся фактически ничего не умеют

делать собственными руками, не имеют представлений об истинной

стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.

Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у об-ся

активности, самостоятельности

Умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым

для жизни в современных условиях является адаптационные способности

личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия

требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу

деятельности, перестраиваться психологически.

Целесообразно ориентировать об-ся на включение в будущем в

честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как

конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики.

Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание

трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и

творческих способностей.

Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё

представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском

коллективе.

Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности,

умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды

мышления. Вследствие коллективного труда об-ся получает навыки

работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в

обществе.

Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое

обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение

широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений,

навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы

успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей

самостоятельной жизни.

Статьи по теме: