Дидактические материалы для детей 2 3. Игры с прищепками

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

Усольцева В.В

ЯНАО, г. Ноябрьск.

Девочка разбила чашку (на развитие речи).

Воспитатель показывает картинку, на которой изображена девочка, уронившая чашку. Рассказывает: «Несла девочка чашку. Чашка упала и разбилась.

Ой! – испугалась девочка.

Ай – я – я – яй! – сказала мама».

Воспитатель предлагает детям повторить, что сказала девочка, уронившая чашку, и что сказала мама. После совместного повторения несколько детей произносят междометия индивидуально.

Как гудит паровозик (тикают часы)?

Воспитатель напоминает детям, как гудит паровозик (протяжно произносит звук (у)), и предлагает также протяжно, громко воспроизводить этот звук.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как тикают часы (большие и маленькие), произносит звукосочетания с различной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик – так то громко, то тихо, то быстро, то медленно). Если ребенок ошибается, остальные дети его поправляют.

Как машина зверят катала (игра – инсценировка).

Воспитатель ставит перед детьми большой грузовик с открытым кузовом. Недалеко от машины на видном месте он размещает игрушку: белочку, медвежонка, зайчика, ежика. Дети называют их.

Воспитатель сажает в машину зверей и катает их вперед – назад, называя при этом свои действия и побуждая детей повторять за ним: «Стоит на дороге машина, - начинает рассказывать педагог. – Сама синяя, а кузов (показ, пауза)..желтый, колеса (показ, пауза).. красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай да машина! Сами расскажите, какая. (Несколько детей дают описание машины). Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в машину. А машина и поехала: вперед – назад, вперед – назад. (Педагог катает машину, дети произносят вперед – назад). Остановилась машина. «Идите, идите сюда», - зовет зверей белочка.

Следующим в машину прыгнул…(«зайчик»). Стали они кататься вдвоем. Вперед - назад (повторяют три – четыре раза). Тут прибежал…(«мишка»).

Стали звери втроем. Вперед – назад… (затем в машине появляется ежонок). Стали кататься звери вчетвером. Вперед – назад.

Накатались зверюшки, устали. Первой из машины выпрыгнула белочка. За ней зайчик. Потом слез медвежонок. А ежик прыгать не умеет, никак не может слезть. Сидит, чуть не плачет! И медвежонок, вот умница – то! Как его назвала, похвалила.. (хоровой и индивидуальные ответы). Вернулся и: протянул ежонку лапу. Вот так! (Показ). Воспитанные звери и люди всегда помогают друг другу. Что делают?. Только ежонок вышел из машины, она и уехала. А звери стояли и смотрели ей вслед. «До свидания, синяя машина. Спасибо тебе!» - вдруг закричал зайчишка. И остальные звери присоединились к нему. Что они закричали?»

Каким бывает снег.

Воспитатель показывает детям опыт (снег, принесенный в ведерке с улицы, тает, а на дне ведерка оседает грязь) и предлагает ознакомиться с правилами безопасного обращения со снегом.

Нельзя валяться на снегу, потому что он холодный. Вы можете замерзнуть и заболеть!

Нельзя есть снег, потому что вместе со снегом грязь, которую вы видели в ведерке, попадает к вам в рот. Вы можете заболеть.

Кто позвал?

Педагог достает фигурку волка и объясняет правила игры, которые состоят в следующем. Выбирается водящий. Он стоит спиной к детям и не видит, кому воспитатель передает волка. Ребенок, получивший фигурку, произносит «грубым» голосом слова:

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Водящий, не оборачиваясь, должен угадать по голосу, кто из детей подражал волку. Если он ошибается, ему предлагают еще одно задание. Если он вторично ошибается, водящего заменяют Для таких детей воспитатель должен планировать специальные задания на развитие слухового внимания. Если водящий сразу узнал товарища по голосу, опознанный занимает его место.

Куда что положить.

Перед детьми красивая коробка. Воспитатель раскрывает ее и показывает, что в ней лежит. Поочередно достает три предмета, спрашивает: «Что это? Зачем нужен (нужно)?». Выслушивает ответы, уточняет их. Объясняет, что посуду надо ставить на поднос, одежду лучше повесить или положить в шкаф, а овощи сложить в корзинку. Уточняет, куда что следует положить (повесить). Например: «Да это тарелка. Глубокая тарелка. Из глубокой тарелки едят суп (в нее наливают суп). Это посуда. Поставим ее на поднос».

Педагог вызывает ребенка, предлагает ему взять из коробки любой предмет, назвать его, объяснить назначение и положить туда, где лежит аналогичная вещь (посуда, одежда, овощ). Оценивая ответы детей, воспитатель еще раз объясняет детям, какой группе относится выбранный ребенком предмет.

После того, как на подносе, в корзине и шкафу появится по три предмета, воспитатель предлагает всем детям взять из коробки по предмету и разложить их. Проверяет, как выполнено задание. Помогает допустившим ошибки. Для этих детей упражнение предлагается еще раз. Воспитатель показывает поднос и просит перечислить стоящую на нем посуду, затем овощи, одежду. Уточняет: посуда – это чашка, стакан, тарелка, кружка и т. д.

Собачка.

Воспитатель в руках держит собачку и говорит:

«Гав – гав!». «Кто там?».

«Это песик в гости к вам»

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает» и говорит ребенку «спасибо».

Воспитатель предлагает вспомнить, как лает собака, тявкает щенок, квакает лягушка, тикают часы (большие и маленькие), стучит молоточек. После произнесения детьми данных звукоподражаний педагог предлагает отгадать, чей голос они слышат (произносит в произвольном порядке разные звукоподражания: аф – аф – громко, тяф – тяф – тихо, тук – тук – тук – с различной громкостью и скоростью). Дети не только должны назвать, к какому животному или предмету относится звукоподражание, но и сказать, большой или маленький предмет.

Некоторым детям даются задания воспроизвести в той или иной громкости или скорости разные звукосочетания: «Скажи, как тикают большие часы; как квакает маленький лягушонок и т.д.».

Чудесная коробочка.

Воспитатель рассказывает, что у него есть чудесная коробочка (мешочек), где лежит много интересных игрушек. «Сейчас мы все посмотрим, что в ней находится», - говорит педагог. Достает игрушку и спрашивает, что это. Дети хором отвечают. Потом воспитатель предлагает нескольким детям (поочередно) самостоятельно вынуть из коробки игрушку, показать ее всем присутствующим и сказать, что достал, зачем она нужна эта вещь (из кубиков строят дом, ленту завязывают бант, в ванне моют куклу и т. д.).

Далее детям раздают по картинке, из них нарисованы банка, дом, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок и др. Воспитатель спрашивает: «У кого то, в чем можно пойти гулять?» (Дети называют пальто, ботинки); «У кого то, во что можно налить воды и поставить цветы?»; «У кого птица, которая может кукарекать?»; (Дети сначала индивидуально, а затем хором произносят названия предметов, игрушек).

Воспитатель на стол ставит две игрушки: часы и лягушку. Затем он дважды читает загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: «На стене висят, тик – так говорят «часы)». После того как дети ответят, их вниманию предлагается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква – ква – ква (лягушка)».

Дети на прогулке.

Учить детей создавать в воображении образы на основе схематичных изображений предметов. Предлагается несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всем детям. На каждой изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого недорисованный предмет. Детям предлагается угадать его.

Дорожные знаки.

Учить ориентироваться в дорожной ситуации, соблюдать Правила дорожного движения, контролировать выполнение правил другими. На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки, вспоминают правила работы светофора, нарушавших правила движения задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять Правила дорожного движения.

Игра с матрешкой.

Дети совершают действия с матрешками (танцуют, поют). Педагог демонстрирует два домика, две елочки разной величины и просит детей поселить в домики матрешек. Составляет рассказ, а дети его дополняют.

Игровые ситуации с использованием персонажа: «Ослик» (упражнение на звукопроизношение).

Воспитатель просит вспомнить, как кричит лошадка: протяжно произносит звук (и); побуждает рассмотреть ослика, его длинные уши, подражать ослику, крича: и – о – о. Приглашает зайчика поиграть с осликом. Дети сравнивают уши и хвосты животных (у ослика длинные уши, у зайчика короткий хвост).

Большой – маленький.

Подобрать одинаковые предметы по парам (большой маленький), расставить их на столе.

Кто в домике живет?

Детям раздаются картинки с изображением лесных зверей, показывают изображение домика, спрашивают, кто в домике живет. (нора – лиса, дупло – белка, берлога – медведь).

Лесенка.

Показать ребенка, как можно построить лесенку, прикладывая один брусок к другому (начиная с самого тонкого и заканчивая самым толстым). Взять игрушку кошку и показать малышу, как она поднимается по лесенке, а потом спрыгивает с верхней ступеньки вниз. Одновременно произносить слова: топ – топ – топ, прыг – скок! Предложить ребенку повторить эти действия, комментируя их. Как бы случайно, одним движением сломать лесенку. Сказать: «Ой, сломалась!» - и попросить ребенка починить ее. При выкладывании ступеней уточнить у малыша: «Где маленькая ступенька, где побольше, а где самая большая?» Когда лесенка будет восстановлена, повторить игру.

Мы едем в лес на велосипедах

(игра на воображение).

Вопросы: Хотите погулять в лесу? На чем можно доехать до леса? Лучше всего на велосипеде, почему? (Не надо бензина, проедет по узкой дорожке, весело, не шумит).

Опыт с предметами (тонут/ не тонут, плавают).

Воспитатель читает потешку, одновременно выполняя действия по умыванию, ставит таз с водой на стол. «Кукла умылась, развеселилась, стала играть в мяч. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой. Кукла испугалась – утонет мяч». Дети подходят к тазу с водой и видят, что мяч плавает, не тонет. «Кукла решила, что и машинка не утонет, а она утонула, как и шарик». Вывод: машинка утонула, шарик утонул, а мячик плавает.

Отгадай и назови.

Воспитатель просит детей показать картинки с изображением вещей, которые можно гладить (платье, фартук, платочек и т.д.). Далее просит показать и назвать то, что можно резать ножом (сыр, хлеб, арбуз и т.д.). В конце игры делает вывод, что можно резать, а что гладить.

Поезд путешествует по нашей группе.

Материалы и оборудование: план группы (на нем обозначены двери, окна, кукольный уголок, уголок конструирования). Стрелки.

Воспитатель говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будетевагончики, а я – паровоз. Поезд поедет туда, куда показывает стрелка».

Прочерчивает на плане путь поезда от двери через комнату по диагонали в угол, затем вдоль одной из стен до другого угла, снова по диагонали через группу в противоположный угол и опять вдоль стен.

Покажи мне, как ты…

Эта игра поможет ребенку следовать Вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что Вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажите мне, как ты…» («Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до маминого носа»). Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать Вам. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.

Поможем Маше собраться на прогулку.

Воспитатель знакомит детей с куклой Машей, побуждая их здороваться и представляться. С помощью взрослого вещи куклы складываются в игрушечную мебель – шкафчик. Впоследствии с воспитателем рассматривается алгоритм одевания на прогулку.

Скажи какой.

Взрослый достает предмет из коробки и называет, а ребенок должен назвать его признаки: груша – желтая, мягкая, вкусная и т.д.

Сложи узор.

Воспитатель просит детей сложить узор из 5 кубиков по схеме, но сам создает неправильный узор. Дети должны найти и исправить ошибку.

Угадай, кто это.

Учить различать и называть гуся, утку, курицу. Гусь – белый, с красным клювом, у него длинная шея. У утки клюв похож на лопату, ноги короткие, лапы с перепонками. У курочки клюв маленький, ножки длинные и тонкие, на лапах коготки.

Чего не стало.

Перед детьми в ряд выставляются игрушки, посуда или овощи.. Попросить детей назвать каждый предмет, а потом закрыть глаза и убрать один из предметов.. Спросить: чего не стало.

Что изменилось? (на внимание).

На столе разложены игрушки. Попросить детей закрыть глаза, убрать одну игрушку. Спросить: «Что изменилось?».

Выбери предмет

(дидактическое упражнение).

На столе разложены различные предметы. Предложите детям выбрать только те предметы, которые помогут им утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста), или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Буратино – путешественник

(игровая ситуация с использованием персонажа).

Воспитатель . Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Буратино. Я зашел в в комнату, где дети:

Засучив рукава, намыливают руки, вытираются..

Зевают, отдыхают, спят…

Пляшут, поют, кружатся..

Был я в детском саду, когда дет:

Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят….

Одеваются, прощаются…

Лепят снежную бабу, катаются на санках.

В гости пришел Петушок

(игра на ознакомление с окружающим).

Взрослый держит игрушечного петушка, поет песенку, «клюет зернышки» из ладошек детей. Дети помогают петь песню и гладить петушка. Рассматривают курочку, цыплят и петушка. Вспоминают, кто как кричит. Озвучивают:

Ку –ка – ре – ку!

Ко – ко – ко!

Цып – цып – цып, - хозяйка так зовет. Зовем тихо и громко, делаем движения руками – сыплем зернышки, а потом пальчиками «клюем».

Клю – клю – клю.

Дети еще раз просматривают картинки, запоминают, что петух и курица домашние птицы.

Зачем разводят домашних птиц? (Для того чтобы получать яйца, мясо, перо)

Где живут домашние птицы? (В курятнике).

Педагог показывает картинку с изображением курятника.

Кукла Галя недовольна

(игра с игрушками в подготовленной взрослыми ситуации).

Разложить на столе игрушки, с которыми могла бы поиграть кукла Галя: мячик, машинку, кубики, мишку, зайку, слоника – по выбору. В стороне от них сидит кукла Галя, с недовольным видом, отвернувшись в сторону от остальных игрушек или боком, на другие игрушки не «смотрит».

Воспитатель привлекает внимание детей: «Сколько игрушек! Это что? Мяч. Вот как он скачет (играет с мячом). А это что? Машина (катает машину, гудит «би – би»). А это кубики (с ребенком рассматривает и называет все игрушки, кроме Гали). А это кто? Да это же Галя! Здравствуй, Галя! Галя, ты почему не отвечаешь? Не хочет Галя нам отвечать. И от игрушек отвернулась. Не смотрит Галя на игрушки, не хочет с ними играть. Огорчились игрушки. Мишке грустно, мишка чуть не плачет. И слоник огорчился. Что случилось, Галя? (Берет Галю на руки, осматривает ее, трогает ей лоб). Все понятно. Галя гуляла под дождем, вот и простудилась. Заболела Галя. Лоб у Гали горячий. Голова у Гали болит. Надо нашу Галю в кроватку положить (раздевают Галю, укладывают в кровать).

(на сенсорное развитие).

Дети распределяются по двое (трое) и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость.

Так ребенок опытном путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше.

Чудесный мешочек.

В нем игрушечные овощи и фрукты, посуда. Ребенок на ощупь узнает предмет, называет его, затем достает и убеждается в правильности своего ответа.

Транспорт

(дидактическое упражнение).

Воспитатель достает из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривает и отмечает материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Затем просит выделить их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и различия.

Сорока.

Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам мыльце.

Сорока . Не дам, не отдам. Возьму ваше мыльце.

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока . Не дам, не отдам. Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети . Сорока, сорока, отдай нам очки.

Сорока . Не дам, не отдам. Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Отдам сорочонку - звони мой сыночек.

Воспитатель. Ты сорока, не спеши, ты у деток попроси.

Все тебя они поймут. Все, что надо, подадут.

Что хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Дети, что для этого нужно сороке?

Дети называют и приносят все предметы. Сорока благодарит и улетают.

Собери пирамиду из кубиков

(развивающая игра).

Взрослый обращает внимание детей на то, что у них есть кубики разной величины. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самый большой кубик. Какой поменьше? Самый маленький какой?» - спрашивает взрослый. Учит детей сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, последовательно самый большой кубик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая кубики в порядке уменьшения их величины, т.е. в определенной последовательности.

Свойства красок

(игра – эксперимент).

Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом, у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Воспитатель ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Сбирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус». Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду (Чья желтая водичка? Юлина!»). Спрашивает: «Что у вас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый создает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т. д.

Прятки

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им»У нас в группе поселились неизвестные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто – то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто – то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски). Кто – то под кукольной кроватью; кто – то на столе; что стоит справа от меня.

Постройка домика для лесных зверюшек (конструктивная игра).

Зайчик. Дети, какие это фигуры? (Треугольники). Какого они цвета? (Зеленого.) А что же из них можно построить? (Елочки.) Сделаем их красивыми, пушистыми, с зелеными иголками.

Дети конструируют из зеленых треугольников елочки.

Лиса . Спасибо за елочки. Вот только мы не знаем, как починить наши домики. У нас есть фигуры. Я не знаю, как они называются. А вы знаете? Какая это фигура? Какого она цвета? Постройте домик для меня.

Один из детей строит домик для лисички. Воспитатель сопровождает «строительство» чтением четверостишия.

Взял треугольник и квадрат,

Из них построим дом. И вот,

Ты этому, конечно, рад

(обращаясь к кому – нибудь из детей),

Теперь лисичка (мишутка, зайчишка, волчонок) в нем живет.

Построй башенку для Петрушки

(развивающая игровая ситуация с использованием игрового персонажа).

Взрослый показывает: у каждого ребенка есть полые кубики и колпачки (конусы), предлагает построить из них башенки. Вначале из кубиков. Показывает образец на своем материале. Затем побуждает детей выбрать кубики и вложить меньший кубик в большой.

Во второй части занятия дети строят башенки из конусов. Взрослый обещает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть.

В конце занятия дети разбирают башенки, меньшую деталь в большую; в результате получается пара вложенных один в другой кубиков и пара вложенных конусов.

Магазин игрушек

(на развитие речи).

Из кубиков или строительного набора строится лестница, на ее ступеньках размещаются мелкие игрушки: машинки, мячики, пирамидка, юла, кукольная посуда и т.д. Это «Магазин». В стороне «больная» кукла Галя лежит в кроватке, возле кроватки сидит мишка, Петрушка, зайка (набор игрушек может быть другим, в зависимости от того, какие игрушки у вас есть).

Воспитатель . Заболела наша Галя. Лежит Галя в кроватке. Скучно Гале. Мишка жалеет Галю. Захотел мишка новую игрушку Гале подарить. Встал и пошел в магазин (мишка идет). Вот какой магазин!

Мишка относит Гале пирамидку. Остальные игрушки тоже идут в «магазин» и покупают игрушки.

Воспитатель. Теперь Гале будет весело. А что вы (обращается к детям) хотите купить в магазине?

Матрешки

(математическая игра).

Взрослый обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагая каждому ребенку взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голосом стук: «Тук – тук – тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив ее руки и фартучек. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.

Много – мало.

Вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой – много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4 – 5), а в большую поменьше (2 – 3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. Далее детям предлагается сюжетная игра «Строители»

Подарим зайке игрушки

(на развитие речи).

Воспитатель предлагает посмотреть детям, какой красивый зайка, он пришел к ним в гости.

Какие у зайки ушки? (Длинные, пушистые)). Зайка любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем зайку в одинакового цвета одежду. (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета) . Далее дети выбирают из чудесного мешочка для зайца игрушки – подарки, называя их и подбирая по цвету к цвету одежды. (Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.).

Найди такой же предмет

(на сенсорное развитие).

По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2 – 3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.

Опять мимо !

(дидактическое упражнение)

После того как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, воспитатель усложняет задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Это баночка наполнена на половину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Картотека дидактических игр

по сенсорному воспитанию

для детей 2-3 лет»

Подготовила:

воспитатель

Л.Н. Липина,

Май, 2015 г.

Сыктывкар

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета , а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку , посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо , вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям , что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками.

«Солнышко».

Цель: учить выделять и называть основные цвета , по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик».

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки».

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку».

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру , вставляют ее в прорезь.

Картотека игр для детей 2-3 лет

Мосиенко Елена Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

«Доброе утро
Цель:
Задачи:


Ход игры:
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
— Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).

«Хоровод»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:
Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
Бух!
При произнесении последней фразы все «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Гей!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прыгай веселей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;

— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры:
Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай — побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись! Кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Материал: Маленькое зеркальце.
Ход игры:
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;


Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.
— Давайте назовем, какого цвета листочки.
— Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.
Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.
— А хотите потанцевать с гномиком?
Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.
Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.
В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры:
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам,
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Ладушки — хлопушки»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши).
— Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).
— Куколку кормили. Да!
— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед).
— Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).
— Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).
— Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).

«Зайка»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Ход игры:
Дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры:
Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:
— Осторожно, пузыри!
— Ой, какие!
— Посмотри!
— Раздуваются!
— Блестят!
— Отрываются!
— Летят!
— Вот — со сливу!
— Вот — с орех!
— Вот не лопнул дольше всех!
Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— способствовать взаимодействию детей друг с другом.
— отработка основных движений – бег, ходьба.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я — паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
На одном конце площадки — воспитатель, на другом — дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах.
Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет. Игра повторяется несколько раз.

«Карусели»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— взаимодействие детей.
Ход игры:
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
(карусель медленно движется в правую сторону).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(темп речи и движений постепенно ускоряются)!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали
(все бегут)!
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончилась игра
(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).
Игру повторить 3-4 раза, каждый раз меняя направление движения.

«В нашей группе»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения;
— знакомство детей друг с другом.
Ход игры:
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:
В нашей группе, в нашей группе,
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят,
Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
А у нас есть … Настя
А у нас есть … Петя и т.д.
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят
Вместе рядышком сидят.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

«Заинька — паинька»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
(кланяются в разные стороны)
Заинька, повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись.
(поворачиваются, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
(топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:
«Молодцы!».
Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

«Жил-был у бабушки козлик»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
— создание положительного эмоционального климата в группе;
— снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:
Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги), а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).
Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки). Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие! Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками).
Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей площадке). Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест! (Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).
По желанию детей игра повторяется.

Некоторые родители считают, что чем больше игрушек у ребенка, тем лучше. На самом деле, ребенку не нужно огромное количество игрушек, особенно, если они однотипные. Покупая сто двадцатую куклу или мишку дочке, и сотую машинку сынишке, подумайте о том, что они абсолютно не нужны детям. Лучше купить дидактические игры, особенно если до этого момента Вы не обращали на них внимания в магазинах.

Вот в какие дидактические игры можно поиграть с детьми от двух до трех лет.

Дидактические игры для детей от двух до трех лет

Рамки-вкладыши

Рамок-вкладышей существует огромное количество на любой вкус, но их можно разделить на тематические : фрукты, овощи, насекомые, звери, посуда, транспорт, сказки и так далее; и обучающие : цифры, буквы, фигуры, цвета, счет.

Рамки развивают умение вкладывать фигуру в соответствующее отверстие, нравятся детям, стоят недорого. Подберите несколько рамок, подходящих по возрасту ребенка. Пусть ребенок сначала вынимает все вкладыши, а потом пытается их вставить назад.

Доска с геометрическими фигурами

Доска с геометрическими формами помогает ребенку научиться различать цвета и геометрические формы, способствует развитию воображение. Ребенок должен сначала самостоятельно вытащить фигуры из углублений, а потом вставить их назад.

Половинки

В магазинах продаются карточки, где целый предмет разделен на две картинки. Такие картинки-половинки расширяют словарный запас, учат складывать изображение из двух частей. Можно не покупать картинки, а найти в глянцевых журналах или распечатать из интернета, и разрезать их на две части.

Для занятия нужно разложить на столе картинки, перемешать их. Задача ребенка найти одинаковые половинки и соединить их, чтобы получилась картинка. Во время игры обязательно спрашивайте ребенка, что изображено на картинке.

Мозаика

Мозаика развивает мелкую моторику пальцев, закрепляет умение различать называемые цвета, тренирует усидчивость, развивает фантазию. Есть мозаики для самых маленьких, они предназначены для двухлетних малышей. В такой мозаике фишки крупные, крепления легко соединяются между собой.

Бусины

Если у вас дома есть старые ненужные бусы и шнурок, то предложите ребенку сделать бусы и нанизывать бусины. Покажите, как надо это делать. Вместо бусин можно использовать также крупные пуговицы или приобрести в магазине специальный набор бусин для детей.

Занятие с бусами отлично развивает координацию движений рук, мелкую моторику и умение сосредотачиваться.

Шнуровка

Многообразие развивающих шнуровок для малышей поражает. Найти можно на любой вкус и цвет – это и книжки-шнуровки, всевозможные пуговицы, бусины которые надо нанизывать на шнурок. Шнуровки бывают бумажные, из дерева, резины или пластика. Это могут быть всевозможные предметы с дырочками в виде фрукта, животного, домика или еще кого-нибудь.

Выбирая шнуровку, учитывайте возраст ребенка. Игры со шнуровками развивают мелкую моторику и координацию рук, осваивают навыки шнурования.

Тематическое лото

Лото – это не только познавательная игра, развивающая память, внимание и эрудицию, но и интересное занятие, которое понравится малышу. В лото можно играть всей семьей, карточек обычно в нем не меньше четырех, а можно вдвоем с мамой.

Чаще всего лото объединено одной тематикой: домашние животные, насекомые, транспорт, геометрические фигуры и другие. Игра состоит из карточек и фишек. Кто быстрее закроет все рисунки на карточках фишками, тот и выиграл. Выбирайте лото с небольшим количеством карточек, иначе не сможете доиграть до конца, ребенку просто надоест длинная игра.

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Подготовила воспитатель 1младшей группы № 4

Хабибуллина Альфия Ринатовна

Дети в возрасте 2-3лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игры, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием.

Недаром профессор Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Для выполнения поставленных задач я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, изготовила дидактические игры по восприятию цвета. Закреплять представления детей о 4-х основных цветах и развивать мелкую моторику пальцев.

«Посади бабочку»

Цель: Закреплять представления детей о четырех цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.

Ход занятия:

Воспитатель раскладывает большие цветы на фланелеграфе и показывает бабочек.

Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».

Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же), бабочку «не видно» - она спряталась.

Воспитатель: «Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д. Все бабочки спрятались их не видно».

Воспитатель: «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».

Воспитатель раздаёт маленьких бабочек и цветочки и просит детей наложить бабочек на цветки такого же цвета, комментируя при этом свои действия словами «такой», «не такой».

Дети выполняют задание, а воспитатель контролирует их и помогает тем, кто затрудняется в работе.

Воспитатель: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок. Они сели на такие же цветки, спрятались, их не видно. Молодцы, ребята, помогли всем бабочкам найти «свой» цветок. А теперь посадите бабочек так, чтобы каждая была хорошо видна, т. е. на цветок другого цвета. Например, зелёная бабочка села на жёлтый цветок (не такой), теперь её хорошо видно».

Дети пробуют разные варианты размещения бабочек на цветах, продолжая при этом комментировать свои действия.

Воспитатель помогает детям, затрудняющимся в работе, задаёт вопросы, для активизации речи детей.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, помогли бабочкам! Теперь все видят, какие бабочки красивые, разноцветные. Пусть наши бабочки отдохнут, а мы с вами поиграем. Превратимся в красивых бабочек. Пройдёмте на коврик и повторяйте все движения за мной».

Игра «Бабочки»

Спал цветок и вдруг проснулся, Плавно поднять руки вверх.

Больше спать не захотел. Повернуть голову вправо-влево.

Шевельнулся, потянулся, Руки на пояс, встать на носочки.

Взвился вверх и полетел. Маховые движения руками, бег на носочках.

«Определи на ощупь»

Цель: формировать умение определять на ощупь различный материал.

Ход занятия: Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, пушистая.

«Найди варежку такова же цвета»

Цель: Учит подбирать цвета по принципу такой не такой, подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Развитие внимание.

Ход занятия: Воспитатель показывает варежку, а ребенок должен найти на столе такую же варежку. и так воспитатель показывает все варежки по очереди и ребенок находит все такие же варежки. В нашей группе я часто провожу эту игру. И дети с удовольствием играют по очереди в эту игру. С помощью этой игры я обратила внимание, что дети быстрее стали различать и называть цвета. В самостоятельной деятельности дети сами проводят эту игру с младшими детьми.

«Разложи палочки по баночкам»

Цель: Учить различать цвета по принципу, такой не такой; сортировать предметы по цвету.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные палочки, а сюда все желтые».

«Разноцветный зонтик»

Цель: Упражнять названии четырех цветов, круг, развивать мелкую моторику, координацию рук..Воспитывать внимание.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассматривают зонтик. Воспитатель читает стихотворение:

На картинку посмотри

И котёнку помоги:

Зонтик надо починить,

Чтобы ушки не мочить.

Затем воспитатель объясняет, как можно починить зонтик. «Заплатки» нужно правильно подобрать по цвету и форме - ведь зонтик разноцветный и дырки на нём круглой формы. Воспитатель предлагает рассмотреть первый сектор зонтика и рассказать, какого он цвета, какую форму имеет дырка, а значит какой должна быть заплатка.

Затем воспитатель предлагает самостоятельно выбрать остальные заплатки.

« Собери и наряди елочку »

Цель: Учить из 4-х частей составлять целую картинку. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Карлсон и приносит с собой корзинку с дидактической игрой «Собери и наряди елочку».

Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинку (показываю картинку). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с елочку. Ребята, поможем Карлсону в беде? Ведь скоро праздник Новый год.

Мелана поможет Карлсону сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок В процессе работы слежу вместе с Карлсоном, как Мелана выполняет задание, предлагаю чаще смотреть на образец.

«Разноцветные прицепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятие эмоционально – психологического напряжения, умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления.

Ход занятия : высыпьте перед ребенком прицепки и предложите разделить их на четыре кучки. Покажите, как следует раскладывать прицепки, комментируя свои действия: «Давай разложим прицепки на четыре разноцветные баночки: сюда такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет прицепок: «Молодец, ты отлично справилась. Сюда положила все красные прицепки, а сюда все желтые».

Копилка «Разложи фигуры по местам»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения, формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета.

Ход заня т ия : На столе, перед ребенком разложены геометрические фигуры из цветного картона и баночки копилки из четырех цвета. Воспитатель просит ребенка разложить геометрические фигуры по цвету и форме. Ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру, а не другую.

« Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Цель : Учить детей узнавать и называть основные цвета. Учить детей различать ленточки по цвету и ширине. Развить речь детей. Развивать мелкую моторику рук.

Ход занятия :

Воспитатель показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Статьи по теме: